Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Нервно психическое здоровье человека. Психология здоровья

    Нервно психическое здоровье человека. Психология здоровья

    Психическое здоровье личности следует рассматривать как комплекс полноценных психосоматических функций, благодаря которым человек способен безболезненно адаптироваться к всевозможным стрессам, неожиданным ситуациям, быть активным, работоспособным, жизнерадостным и полным сил. Психическое здоровье является детерминантной общего состояния благополучия и гармонии, достичь которого невозможно без соответствующей внутренней мотивации, уверенности в себе, присущем спокойствии и хладнокровии. Понятие психического здоровья противопоставляется психическим отклонениям, расстройствам и заболеваниям, возникающим вследствие неправильного образа жизни, пережитого сильного стресса, переутомления и в редких случаях генетической предрасположенности к определенному типу психосоматической болезни.

    Вопрос психического здоровья населения сегодня остро стоит в каждой стране мира. По данным Всемирной организации здравоохранения около 15% жителей планеты нуждаются в скорой психиатрической помощи и лечении психических заболеваний. Среди указанного количества 25% отводится на психоэмоциональные проблемы жителей Российской Федерации, коих по сравнению со статистикой 1990-х годов стало в 2 раза больше на сегодняшний день. Психическое здоровье и эмоциональное состояние граждан России ежегодно ухудшается в среднем на 2,5%. На первом месте находятся пациенты с непсихотическими эмоциональными расстройствами (48, 1%), далее следуют больные, имеющие психозы и прогрессирующее слабоумие (27,3%), остальную же часть составляют умственно отсталые пациенты (24,6%). Эксперты утверждают, что с начала 1990 года и по сегодняшний день значительно увеличилось число пациентов, страдающих биполярным аффективным расстройством, эпилептическими припадками и шизофренией. В перечне психических заболеваний в 1992 году появился новый термин – социально-стрессовые расстройства, возникающие вследствие резких неожиданных жизненных перемен.

    Психическое здоровье граждан Российской Федерации подвергается высокому риску в связи с частыми случаями употребления спиртных напитков и чрезмерным курением. Известно, что алкоголь и никотин оказывают губительное воздействие на нейроны головного мозга и нервные клетки всего организма, парализуя со временем гармоничную работу всей центральной нервной системы. Злоупотребление спиртным либо же применение различных отравляющих токсических веществ не только приводит к психоэмоциональному разладу, но и провоцирует возникновение целого ряда неизлечимых заболеваний как невротического, так и физиологического характера. Поэтому, задачей любого государства, в том числе и России, является проведение ознакомительных мероприятий и осуществление ряда действий, направленных на обеспечение социальной стабильности и тем самым психического здоровья каждого жителя страны.

    Программы и меры Всемирной организации здравоохранения

    Цели, задачи и меры, необходимые для поддержания социально-психологического состояния личности, определяются Всемирной организацией здравоохранения в общем порядке для всех стран мира. В Плане действий ВОЗ заложены основные критерии психического здоровья, соблюдение которых позволит каждому человеку чувствовать себя полным жизненной силы, энергии и трудоспособности. Среди критериев следует выделить такие:

    • осознание индивидом своего физического и психологического «Я», сохранение его постоянства и идентичности;
    • умеренность в переживании определенных однотипных ситуаций;
    • адекватная психологическая реакция на происходящие события, ситуации, изменения в социальном окружении;
    • наличие самокритичности, выражающейся в критичном отношении к себе, своей деятельности и полученным результатам;
    • способность управлять собственным поведением в соответствии с принятыми в социальном обществе правилами, нормами и законами;
    • планирование собственной жизни и реализация всех намеченных планов;
    • умение приспосабливаться к изменениям в социальной среде и жизненным ситуациям.

    Достижение всех вышеперечисленных критериев невозможно без создания фундамента для укрепления и стабилизации психологического состояния личности. Психическое здоровье обязательно нуждается в поддержке таких мероприятий:


    Соблюдение мер, определенных Всемирной организацией здравоохранения, в рамках государственной и региональной работы позволит сохранить психическое здоровье каждого жителя на долгие годы либо эффективно восстановить уже утраченное позитивное психологическое состояние посредством содействия различных реабилитационных центров.

    Повседневные аспекты психоэмоционального состояния

    Критерии психического здоровья формируются также из наших повседневных привычек и жизненного графика. Такие факторы, как несоблюдение режима сна, нарушение сбалансированности питания, чрезмерные перегрузки и стрессы на работе и учебе без последующего полноценного отдыха, невозможность отвлечься от текущих дел и сделать небольшой перерыв для восстановления сил постепенно разрушают организм, ставя под удар психическое здоровье личности. Для того чтобы не стать в дальнейшем постоянным гостем психотерапевтов, необходимо прислушиваться к собственному организму и давать ему возможность отдохнуть и морально восстановиться после тяжелого рабочего дня. Особенно это касается выходных дней, во время которых рекомендуется забыть обо всех рабочих и учебных неприятностях и устроить себе активный отдых. Специалисты советуют организовывать долгие пешие прогулки, заниматься спортом, ходить в поход, принимать активное участие в различных мероприятиях, весело проводить время с семьей или друзьями. Каждый выбирает для себя тот вид отдыха, который наиболее приходится ему по душе, важно только полностью «отключить» себя от повседневных проблем и дать возможность организму восстановиться.

    Психологи также рекомендуют облегчить свои повседневные дела и заботы с помощью маленьких записочек, шпаргалочек или напоминалок, которые позволяют разгрузить голову от лишней информации и сохранить тем самым психическое здоровье. В напоминалку рекомендуется вносить даже некоторые утренние ритуалы вроде чистки зубов или хорошего завтрака, поскольку человек в спешке может забыть и о таких, казалось бы, мелочах. Однако именно сбалансированность в повседневной жизни и полноценное питание являются первоочередными факторами в достижении психологического благополучия и активной работоспособности, которые впоследствии формируют и психическое здоровье личности.

    Характерные приметы здоровой личности

    Признаки успешного и психически благополучного человека определяются в следующем:

    Все перечисленные критерии психического здоровья условно делятся на уровни, определяющие психическое состояние личности и возможную необходимую помощь в восстановлении душевных сил. Существуют высокий (креативный), средний (адаптивный) и низкий (дезадаптированный) уровни.

    Высокий уровень психического здоровья подразумевает моральную устойчивость личности к любым неожиданным стрессовым ситуациям и жизненным переменам, творческий подход к решению ежедневных вопросов, высокую работоспособность, реалистичное отношение к жизни. Человек с подобными качествами считается полностью психически здоровым.

    Средний уровень адаптации включает в себя группу людей, имеющих признаки первого уровня психического здоровья, однако параллельно обладающих тревожностью и неприспособленностью к некоторым редко встречающимся жизненным обстоятельствам. Таким людям требуется легкое вмешательство психотерапевта, который поможет справиться с накопившимся стрессом и определить новые жизненные цели и задачи.

    Люди с низким уровнем психического здоровья чаще всего стремятся приспособиться к любым жизненным обстоятельствам, что называется, «плыть по течению». Они идут наперекор своим желаниям и возможностям либо же принуждают остальных подчиниться их воле. Подобное психологическое состояние требует индивидуальной психотерапевтической помощи и может сопровождаться также стационарным лечением, поскольку именно эта группа людей находится в повышенной зоне риска приобретения психических расстройств и заболеваний.

    Способы лечения

    Учёт индивидуальных особенностей каждого человека и социальная поддержка личности на государственном уровне позволяют проводить эффективное лечение многих психических отклонений и заболеваний. В случае если психическое здоровье личности подверглось негативному влиянию извне и значительно ослабло, пациенту рекомендуется пройти комплексное обследование в стационарном режиме для определения возможных сопутствующих психосоматическому состоянию заболеваний и постановки точного диагноза. Психическое здоровье, в зависимости от тяжести его ухудшения, восстанавливается посредством работы с психологом, приема различных антидепрессантов и успокоительных препаратов, посещения реабилитационных центров, направленных на активизацию жизненного потенциала личности и укрепление полученного от стационарного лечения эффекта.

    Сохранение, укрепление и профилактика психического здоровья имеет большое значение для здорового образа жизни. Психоэмоциональное состояние - один из определяющих факторов нашего здоровья, который проявляется в умении контролировать эмоции, мыслить позитивно, сохранять баланс между духовным и физическим развитием.

    В этом уроке мы познакомим вас с основами психического и психологического здоровья, рассмотрим особенности психики детей и подростков, а также предложим несколько полезных рекомендаций по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.

    Что такое психическое здоровье

    Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье (духовное или душевное, иногда - ментальное здоровье, от англ. mental health) следующим образом:

    Это состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

    Данный термин довольно широк, поэтому для определения психического здоровья обычно выделяют нескольких критериев :

    • осознание непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «я»;
    • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
    • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
    • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
    • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
    • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
    • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

    В повседневной жизни эти критерии проявляются в степени интегрированности личности в общество, гармоничности их содействия, уравновешенности, духовности, включении в систему жизненных ценностей следования принципам доброты и справедливости, стремлении к саморазвитию. Другими словами, психически здоровый человек адекватно оценивает действительность, проявляет интерес к окружающему миру, согласовывает свое поведение и реакцию на происходящее с условиями среды, способен к самоанализу и рефлексии.

    В случае, когда человеку несвойственны эти качества, можно судить о психическом нездоровье. Оно проявляется в дезориентации личности, уходе от ответственности, зависимости от вредных привычек, пассивности, повышенной тревожности, утрате веры в себя, враждебности по отношению к окружающим.

    Но к психическому здоровью нельзя подходить только формально, ведь достаточно часто следование тем или иным поведенческим нормам может определяться набором факторов, на основе которых судить о психических расстройствах неуместно. Среди них - социально-культурные особенности, обычаи, традиции и устои разных обществ, особенности профессиональной деятельности.

    Психическое и психологическое здоровье

    Следует различать психическое и психологическое здоровье. Наиболее обобщенно о психическом здоровье человека можно сказать как о наборе психических установок, позволяющих адекватно реагировать и приспосабливаться к условиям среды обитания. Это соответствие субъективных представлений объективной реальности, адекватное восприятие себя, умение мыслить критично и многое другое. Несмотря на частое употребление термина «психологическое здоровье» как синонима к психическому, между ними существуют отличия. Психологическое здоровье в своем определении - более широкое понятие, оно характеризирует личность в целом, учитывает особенности волевой, мотивационной, познавательной, эмоциональной деятельности.

    Почему важно уделять внимание своему психическому здоровью?

    Многие, наверняка, слышали ставшую крылатой фразу: «Все болезни от нервов». Когда у человека грипп или простуда, он принимает таблетки, микстуры, проходит курс лечения. Однако в состоянии стресса, чувства тревоги он не предпринимает ничего. Бизнес-тренеры и практикующие психологи отмечают, что если сотрудники компании, работающие по напряженному графику в постоянном стрессе, время от времени проходят курсы укрепления стрессоустойчивости и избавления от тревоги, их производительность значительно возрастает. Это позитивно сказывается не только на работе, но и на отношениях всех уровней внутри коллектива, способствует здоровой атмосфере в компании.

    Известно, что когда люди получают соответствующую психиатрическую помощь, они не так часто обращаются за медицинской помощью в целом. Например, в США наблюдение за людьми, страдающими тревожными расстройствами, показало, что люди, получившие помощь психиатра стали тратить на 35% меньше денег на лечение от разных болезней, чем те, кто не обращался к специалистам. Существуют и другие данные, согласно которым люди, имеющие нерешенные проблемы с психическим здоровьем, посещают врачей в два раза чаще, чем те, кто получает психиатрическую помощь.

    Чрезмерное беспокойство и стресс могут способствовать развитию некоторых болезней сердца, ослабить силы иммунной системы. Психологические проблемы также увеличивают вероятность неправильного поведенческого выбора, что проявляется в пристрастии к курению и наркотикам, злоупотреблению алкоголем. По неофициальным подсчетам, даже в США, стране с развитой психиатрией, примерно каждый 4-ый взрослый страдает от диагностируемых психических расстройств.

    Подводя итоги, или почему психическое здоровье важно:

    1. Существует тесная взаимосвязь между психикой и физическим состоянием человека. Чувство тревоги, постоянные стрессы и переживания могут привести к ухудшению здоровья (нарушение сна, ослабление иммунной системы).
    2. Нарколог, психиатр, доктор медицинских наук Д. Сэк отмечает, что люди, которые заботятся о психическом здоровье, как правило, достигают больших успехов в карьере и зарабатывают больше.
    3. Психическое здоровье очень важно в плане коммуникации, в первую очередь, в семье. Оно позволяет поддерживать здоровую атмосферу в среде близких людей, правильно воспитывать детей, давая им необходимую заботу и психологическую модель для подражания.
    4. Психически здоровые люди реже подвержены влиянию негативных социальных факторов, и реже совершают противозаконные действия.
    5. В 2012 г. в «British Medical Journal » были опубликованы результаты исследования, согласно которым средняя продолжительность жизни психически здоровых людей выше, чем у людей с расстройствами. Более того, риск умереть от заболеваний сердечно-сосудистой системы на 94% выше у тех, кто подвержен постоянной депрессии и чувству тревоги и не может с ними справляться.

    Таким образом, когда человек свободен от депрессии, тревоги, чрезмерного напряжения и беспокойства, а также вредных привычек, он способен жить полноценно, в полной мере реализовываться и получать удовольствие.

    Профилактика и стрессоустойчивость

    Темп современной жизни и условия во многих сферах занятости такие, что человек постоянно подвержен стрессам. Если не уметь с ними справляться и нивелировать их негативное влияние, возрастает вероятность возникновения депрессии, чувства тревоги и беспокойства. А они, в свою очередь, чреваты более серьезными психическими расстройствами. Но как определить свое состояние психического здоровья? В отличие от западных стран, у нас походы к психиатрам и психологам не так распространены, а у людей не всегда есть возможность посещать дорогостоящих специалистов. Определить подверженность негативным воздействиям и способность с ними справляться можно по набору некоторых важных симптомов. Если вы постоянно раздражены, тревожно и плохо спите, постоянно испытываете неудовлетворенность или злость, зависите от резких смен настроения, это может свидетельствовать о стрессовом состоянии и его отрицательном воздействии на ваш организм. Первое, что следует сделать в такой ситуации - обратиться за консультацией к врачу-специалисту. Также следует ознакомиться с некоторыми рекомендациями, способствующими сохранению психического здоровья и равновесия.

    Большинство из нас знакомы со словом стрессоустойчивость по перечням необходимых качеств из объявлений о приёме на работу. Под этим требованием подразумевается умение в напряженных ситуациях, концентрироваться и переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без вреда для себя и своей деятельности. Мы предлагаем посмотреть на это умение немного детальнее с целью определения аспектов, необходимых для развития такого важного качества. Обратимся к популярным методикам, иллюстрирующим данную проблему.

    Известный писатель, психолог и педагог Дейл Карнеги в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» предлагает читателям следующие советы:

    1. Ваши заботы должны быть направлены только на сегодняшний день, поскольку мы не можем точно предугадать будущее или изменить прошлое.
    2. «Будьте заняты. Человек, страдающий от беспокойства, должен полностью забыться в работе, иначе он иссохнет от отчаяния».
    3. «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что «жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на пустяки»».
    4. «Изучите факты. Спросите себя: «Каковы шансы по закону больших чисел, что событие, из-за которого я беспокоюсь, когда-либо произойдет?»».
    5. «Считайтесь с неизбежным».
    6. «Пусть прошлое хоронит своих мертвецов. Не пилите опилки».

    Вот несколько современных способов профилактики психического здоровья и уменьшения стресса:

    Способ 1

    1. Определите природу своего стресса: найдите первопричины. Старайтесь смотреть на проблему глобально. Если вам не хватает денег, то дело, скорее всего, не в маленькой зарплате, а в работе, которую вы не любите. Найдите время побыть наедине с собой и записать в блокнот все, что вызывает у вас беспокойство.

    2. Составьте план по уменьшению влияния стресса на вашу жизнь. Это необходимо, чтобы сделать борьбу со стрессом методичной. Включите в свой режим дня обязательный отдых. Выявив источники стресса, старайтесь уделять им меньше времени. Например, если общение с определенными людьми вызывает напряжение, сведите его к минимуму. Не перегружайте свой график работой. Найдите время для занятия хобби, общения с близкими и друзьями. Признайте, что не способны контролировать всё. В жизни вокруг вас всегда будут стрессовые элементы, но их влияние можно минимизировать. Устранив причины стресса, зависящие от вас, можно научиться преодолевать и внешние негативные элементы.

    3. Поделитесь своими проблемами с другими людьми. Это могут быть родственники, друзья или коллеги по работе. Так вам не придется иметь дело с вашим стрессом в одиночку, а взгляд со стороны поможет найти эффективное решение проблемы.

    Способ 2

    1. Устраняйте стресс, решайте тревожные ситуации сразу. Не таите обиды на друзей и близких - сразу открыто обсуждайте с ними все противоречивые моменты. Точно так же немедленно решайте рабочие конфликты и ссоры. Если стресс вызывают неопределенные события и сценарии, продумайте их детально и примитесь за решение настолько быстро, насколько это возможно.

    2. Избегайте общения с людьми, вызывающими у вас стресс. Если вы встречаетесь с человеком, который причиняет вам только боль и обиды, самое время порвать такие отношения. Если стресс вызывают отношения с коллегами по работе, сведите общение с ними к минимуму. В целом, тратьте меньше времени на контакты с негативными людьми и найдите друзей среди позитивных личностей. Они способны сделать вашу жизнь счастливее.

    3. Минимизируйте проявление стрессовых ситуаций. Если вы чувствуете себя некомфортно в переполненных клубах, не стоит идти туда с друзьями только «за компанию». Если раздражает дорога на работу, слушайте легкую музыку в пути. Не спешите, отводите себе достаточно времени на подготовку важных событий (свадьбы, отпуска).

    4. Учитесь справляться со стрессом. В конфликтных ситуациях всегда думайте прежде, чем говорить. Помните, что другие люди также подвержены влиянию различных негативных факторов, будьте добрее и снисходительнее. Лучше быть счастливым, чем правым, поэтому нужно уметь промолчать в определенный момент и отказаться от критики.

    Способ 3

    1. Занимайтесь физической активностью. Это поможет быть здоровее и контролировать свою жизнь. Плавание расслабляет мысли, йога учит держать сознание под контролем, командные виды спорта способствуют общению и взаимопониманию, туристические походы сближают, закаляют дух, помогают быть ближе к природе.

    2. Размышляйте. Выделите 20 минут в день для медитации. Полностью расслабьтесь в это время, сконцентрируйтесь на вдохе, очистите свой разум от беспокойных, негативных мыслей.

    3. Делайте массаж. Это отлично расслабляет после напряженного дня. Разминать шею, плечи можно самому, а можно попросить сделать массаж члена семьи или пойти на сеанс к специалисту.

    4. Питайтесь правильно . Приёмы пищи должны быть сбалансированными. Важно получать достаточное количество энергии за завтраком. Стоит избегать чрезмерного потребления кофеина, алкоголя, по возможности лучше вовсе отказаться от вредных привычек.

    5. Следуйте графику сна. Ложитесь спать и вставайте в одно и то же время каждый день. Большинству людей спать нужно не меньше 7 часов в день. Не смотрите телевизор перед сном, лучше почитайте хорошую книгу.

    Если вы чувствуете, что не в состоянии воспользоваться данными советами и самостоятельно справиться с проблемами в вашей жизни, обязательно обратитесь за профессиональной помощью. Это поможет вам избежать возможных негативных последствий стресса.

    Тест на копинг-стратегии

    Стресс чаще всего рассматривается многими людьми именно с негативной стороны. Но вы должны понимать, что стресс - это естественная реакция организма, которая помогает ему в короткий период времени мобилизовать все силы (это связано именно с первыми двумя этапами).

    Стресс иногда считают полезным. Например, вы наверняка слышали о том, что человек развивается тогда, когда выходит из зоны комфорта. Это и есть своеобразное стрессовое состояние. А экзистенциалисты считают, что человек раскрывается именно в пограничных ситуациях. С этим мы сталкивались в поиске ответа на вопрос о смысле жизни в уроке №6 нашего курса.

    Несмотря на все полезные свойства стресса, очень важно уметь не переходить со второй стадии сопротивления на стадию истощения. Для этого существуют разнообразные способы противостояния стрессам, которые в психотерапии называются копинг-стратегиями (от английского «cope» - справиться, выдержать, совладать).

    Копинг-стратегия - это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации, это способы, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

    Чтобы познакомитесь с видами копинг-стратегий, предлагаем вам пройти небольшой тест. Для этого нажмите «Далее».

    Этот тест был создан на основе методической разработки ученых Р. Лазаруса (R. Lazarus) и С. Фолкмана (S. Folkman) 1980-го года - опросника «Контрольный перечень способов копинга» (Ways of Coping Checklist - WCC). Тест предназначен для определения способов преодоления трудностей в различных сферах: трудности в работе, трудности в обучении, трудности в общении, трудности в любви и т.д. В рамках данной концепции преодоление трудностей возможно с помощью 8 стратегий (стилей поведения), о которых вы узнаете после теста.

    Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

    • Дли описанных утверждений оцените, как часто данные варианты поведения в трудных жизненных ситуациях проявляются у вас.
    • Отвечайте так честно, как возможно, только то, что верно для вас, не пытайтесь произвести впечатление на других.
    • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
    • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

    Психическое здоровье детей и подростков

    Психика детей и подростков нестабильна и находится на стадии становления, поэтому очень важно постараться уберечь их уязвимое психическое здоровье от негативного воздействия. Переход от позднего детства к подростковому периоду сопровождается эмоциональными взлетами и падениями на фоне гормональных изменений детского организма. Многие подростки не в силах справиться с этим состоянием самостоятельно, поэтому им требуется помощь взрослых.

    Школьные психологи ведут образовательную деятельность в данном направлении. Их работа включает в себя профилактику девиантного поведения, сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся через приобретение ими конкретных знаний и навыков. Однако многое также зависит от степени вовлеченности родителей в процесс воспитания, мотивации, формирования психоэмоционального состояния ребенка. Они должны понимать, что подростковая депрессия проявляется не только в плохом настроении, но и иногда может привести к серьезным проблемам: к наркомании и алкоголизму, ненависти к себе и окружающему миру, ранней беременности, насилию и даже самоубийству.

    Важно вовремя выявить проблемы психического характера у детей и уберечь их от нежелательных последствий путем участия, совета, а если нужно - и обращения за квалифицированной помощью. О наличии подобных проблем у подростка могут свидетельствовать следующие симптомы: печаль, безнадежность, раздражительность, гнев, враждебность, плаксивость, потеря друзей, интереса к деятельности, изменения в режиме сна и питания, беспокойство, возбуждение, чувство никчемности и вины, отсутствие энтузиазма и мотивации, усталость или недостаток энергии, трудности с концентрацией. 100 % свидетельства о психическом заболевании наличие этих симптомов не дает. Лучший способ предупредить нежелательные последствия - постоянно наблюдать за подростком и фиксировать проявления симптомов, а также сопоставлять его действия с поведением сверстников. Грань между «болезнями возраста» и психическим расстройством неподготовленным родителям часто неочевидна, поэтому, только уделяя детям должное внимание и участвуя в их жизни, можно выявить подверженность депрессии.

    Со многими трудностями подросткового возраста можно и нужно научиться справляться, следуя некоторым советам специалистов:

    1. Постоянно интересуйтесь делами своего ребенка. Будьте для него не наставником, а другом, который не заставляет что-то делать, а советует, как лучше поступить.
    2. Поощряйте физическую активность , при этом учитывайте интересы подростка. Полезными будут как посещения занятий спортивной секции, так и прогулки на велосипеде или с собакой в парке.
    3. Содействуйте социальной активности подростка. Понаблюдайте, достаточно ли времени ваш ребенок общается с друзьями и сверстниками «вживую», а не посредством социальных сетей, занимается ли он внеклассной работой, участвует в олимпиадах или соревнованиях. Компьютерные игры и бесцельный сёрфинг в Интернете нужно свести к минимуму.
    4. С раннего возраста детям следует прививать стремление к здоровому образу жизни, показывая негативное отношение к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), лучше всего на собственном примере.

    Вопрос психического здоровья детей и подростков зависит от многих факторов: воспитания, окружения, сферы занятий ребенка. Осознанно контролируя эти элементы подростковой жизни, ответственные родители смогут эффективно способствовать нормальному психологическому развитию своих детей.

    Позитивное мышление

    Любую ситуацию в жизни можно расценивать по-разному: кто-то ко всему относится критически и подмечает недостатки даже в самом приятном событии, а кто-то, напротив, старается окрасить происходящее в жизнерадостные цвета и находит позитив в самом затруднительном положении. Умение легко и с юмором переживать все возникающие проблемы поможет вам сохранить ваше психическое здоровье, оградит от негативных воздействий стрессов и тревог. Вы научитесь искать положительные моменты в любой ситуации, относиться к случившемуся как к жизненному уроку, а не как к ошибке или невезению, извлекать опыт и новые возможности из происходящего, а не унывать и впадать в депрессию при возникновении преград и затруднений.

    Прекрасным примером позитивно мыслящего человека может послужить известный философ Сократ, который с юмором относился к любым ситуациям. Известно, что его жена Ксантиппа была ужасно сварливой женщиной и однажды в приступе гнева плеснула Сократу в лицо горячей водой, после чего у него остался шрам. Позже один из учеников философа, зная о проблемах в личной жизни мудреца, задал ему вопрос о том, стоит ли жениться. Ученый, не думая ни минуты, ответил однозначно: «Стоит. Если вам повезет - вы будете счастливы, а если нет - станете философом».

    1. Избегайте негативных влияний. Научитесь говорить «нет» тому, что вам не нравится и доставляет дискомфорт. Окружайте себя позитивными людьми.
    2. Смотрите на вещи под разными углами. Научитесь извлекать полезный опыт из любой ситуации и видеть светлые моменты во всем.
    3. Чаще улыбайтесь. Помните, что даже улыбка без повода обязательно поднимает настроение.
    4. Выделяйте время , чтобы заниматься тем, что вас радует, доставляет вам удовольствие. Прогулка, шоппинг, чтение, просмотр фильма помогут поддерживать настрой в позитивном ключе.
    5. Найдите то, что мотивирует вас, поднимает настроение. Например, удачная цитата, которую можно распечатать и вложить в бумажник, или любимая песня, слушая которую, вы сможете веселее и легче шагать по жизни.
    6. Ставьте и достигайте их. Начните с малого, постепенно переключаясь на большее. Это сделает вашу жизнь интересной и наполненной смыслом.
    7. Не бойтесь неудач. Как говорил Ф. Д. Рузвельт: «Единственное, чего стоит бояться - это сам страх».
    8. Не сдавайтесь. Настойчивость непременно способствует достижению положительных результатов.

    Конечно, невозможно собрать в одном уроке все принципы и приемы сохранения здорового психического состояния человека, поэтому советуем вам обратить внимание на , посвященный психологии, где вы найдете много полезного и интересного.

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

    ГЛАВА 4

    ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

    Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления. Согласно современным представлениям, психика человека имеет осознаваемую (около 10 %) и неосознаваемую (около 90 %) части. Осознаваемая часть, или собственно сознание – это представление о себе и то, как человек представляет себя обществу. Она выражает себя в знаковой системе (буквы, слова), пользуется законами формальной логики. Проявления осознаваемой части связаны в основном с деятельностью левого полушария головного мозга.

    Неосознаваемая часть психики включает подсознание и сверхсознание. Подсознание - это психический опыт, который человек уже прошел и несет его в себе. Сверхсознание - высший уровень психики, к которому человек только идет и ощущает это в себе.

    В структуре подсознания выделены два важных уровня: признаки противоположного пола и качества, которые не демонстрируются в обществе, которые человеку не нравятся. Если человеку не нравится чье-то поведение, это значит, что такую же черту он скрывает в себе. В подсознании фиксируются все последствия психических стрессов, психотравмы и психокомплексы. Неосознаваемая часть психики имеет язык образов и символов, продуцируемых в основном правым полушарием.

    Нормальные психологические процессы и психические свойства личности, общие закономерности формирования психической деятельности нормального человека изучает психология . Медицинская психология важное внимание уделяет психологическим факторам, влияющим на возникновение и протекание болезней, а также роли психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний. Она включает клиническую психологию, патопсихологию, или психиатрию, соматопсихологию, психогигиену, психофармакологию, психотерапию и другие разделы.

    Психическое здоровье – это состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, проявляющееся ровным, устойчивым настроением, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям, преодолевать их и в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Психическое здоровье, наряду с физическим, является составляющей общего здоровья.

    Психическое здоровье основывается на общем душевном комфорте, обеспечивающем адекватную регуляцию поведения. Оно обусловлено потребностями биологического и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Психическое здоровье формирует оптимистический взгляд на вещи, бодрость духа, уверенность в себе, независимость во взглядах, чувство юмора.

    Для психического здоровья характерна индивидуальная динамическая совокупность психических свойств, которая позволяет адекватно полу, возрасту, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникшими личными и общественными интересами, потребностями, общепринятой моралью.

    Валеологический аспект психического здоровья включает управление состоянием психики с элементами самопознания и психического оздоровления. Психическое здоровье человека ассоциируется с потребностью самореализации как личности, то есть обеспечивает социальную сферу жизни. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющей его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность и гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям.

    В психическом здоровье присутствуют «сила» и «гармония». Кроме того, для здорового человека характерна устойчивая, позитивная, адекватная, стабильная самооценка. Эти параметры являются основными при характеристике психического состояния и диагностике психического здоровья. В практическом отношении в аспекте социальной адаптации наиболее важен показатель психической адекватности.

    Критерии психического здоровья основываются на понятиях адаптации, социализации и индивидуализации. Адаптация включает способность человека осознанно относится к функциям своего организма и регулировать свои психические процессы - управлять мыслями, чувствами, желаниями. Социализация характеризуется реакцией человека на другого человека, как равного себе, на существующие нормы и отношения между людьми и на свою относительную зависимость от других людей. Индивидуализация - это отношение человека самого к себе.

    Критериями психического здоровья (по ВОЗ) являются осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; критичность к себе, к своей собственной психической деятельности и ее результатам; адекватность силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать ее; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

    С учетом критериев выделяют 4 группы психического здоровья:

    1 - совершенно здоровые, жалоб нет;

    2 - легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического порядка, обусловленные конкретной психотравмирующей ситуацией;

    3 - доклиническое состояние и клинические формы в стадии компенсации, жалобы астеновегетативного порядка вне психотравмирующей и трудной ситуации, перенапряжение механизмов адаптации;

    4 - клинические формы заболеваний в стадии субкомпенсации, недостаточность и поломка механизмов адаптации.

    Показатели психического здоровья.

    Показателями психического здоровья являются эмоции, мышление, память, темперамент, характер.

    Эмоции – это обобщенные чувственные реакции, возникающие в ответ на разнообразные по характеру экзогенные исходящие из окружающей среды и эндогенные исходящие из собственных органов и тканей сигналы, обязательно влекущие за собой определенные изменения в физиологическом состоянии организма. Отрицательная эмоция возникает при неудовлетворении потребности, при чрезмерно сильных психических нагрузках. Положительная эмоция – это сигнал об удовлетворении потребности. Обычно отрицательные эмоции сильнее и продолжительнее положительных.

    Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Теоретическим понятийным мышлением человек пользуется в процессе решения задачи, обращается к понятиям, выполняет действия в уме, делает суждения или умозаключения, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое образное мышление используется для решения задачи в виде образов, которые или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. При наглядно-образном мышлении мыслительный процесс состоит в непосредственной связи восприятия мыслящего человека с окружающей действительностью. Особенностью наглядно-действенного мышления является то, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

    Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся памятью . У человека имеется 3 вида памяти - произвольная, логическая и опосредствованная. Произвольная память связана с широким волевым контролем запоминания, логическая - с употреблением логики, опосредствованная - с использованием разнообразных средств запоминания, представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

    Темперамент представляет собой совокупность психодинамических свойств индивида - силу, подвижность и уравновешенность мозговых процессов, получаемых по наследству и являющихся физиологической основой характера. Его определяют индивидуальные особенности психических процессов - внимание, эмоциональность, воображение, память, моторика.

    Галеном еще во II в. до н. э. было выделено четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

    Холерический тип темперамента характеризуется врожденной слабостью торможения и неуравновешенностью при достаточно высокой подвижности процессов возбуждения и торможения. Холерик бурно реагирует на любое воздействие или ситуацию. У холерика, как правило, высокий уровень притязаний, у него “одна, но пламенная страсть”.

    Главный признак меланхолического типа темперамента – слабость возбудительного процесса. Остальные показатели высшей нервной деятельности могут широко варьировать. Это обычно пассивный, робкий, неуверенный в себе человек. Меланхолик быстро устает, способен работать только в благоприятных условиях. Неблагоприятные экологические воздействия, бытовые и производственные неприятности переносит хуже, чем другие типы темперамента.

    Сангвинический тип темперамента отличается высокой подвижностью возбуждения и торможения. Сангвиник – веселый, подвижный, эмоциональный человек. При флегматическом темпераменте выражена инертность, низкая подвижность процессов возбуждения и торможения. Флегматика отличают неторопливость, основательность, терпение, спокойствие; они избегают риска и авантюр.

    Швейцарский психолог Карл Юнг заметил, что если для одних людей наибольшее значение имеют внешние события и субъекты, они обращены в окружающий мир, то другие погружены в свою внутреннюю жизнь, их привлекают не столько внешние события, сколько собственные переживания и собственное «Я». Первых он назвал экстравертами, а вторых – интровертами (от лат. extra – вне, inter – внутрь, versio – поворачивать, обращать).

    Экстравертированный тип отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то о чем просят, исполнительность. Отталкивающими особенностями являются подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

    Интровертированный тип , в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество, редко вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты - это упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и, тем не менее, они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.

    Темперамент человека с трудом поддается коррекции, хотя может меняться с возрастом. Иногда положительный результат дает психологическая работа, направленная на социальную адаптацию такой личности.

    При любом темпераменте человек может добиться высокого и разностороннего развития личности. Хотя темперамент оказывает влияние на поведение и деятельность, но, тем не менее, он их не определяет.

    Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности, общении и обусловливающая типичные для нее способы поведения.

    В отношении человека к окружающим его людям и к обществу в целом положительными чертами характера являются доброта, общительность, отзывчивость, преданность, честность, правдивость. К отрицательным чертам можно отнести эгоистичность, черствость, безразличие к людям, завистливость, бессовестность.

    Чрезмерное усиление отдельных черт, выражающееся в избирательной уязвимости личности, называется акцентуацией. Акцентуация личности связана в основном с особенностями темперамента, оформляется в подростковом возрасте, затем постепенно сглаживается, проявляясь в психотравмирующих ситуациях.

    Выделяют следующие типы акцентуированных характеров:

      циклоидный - склонный к резкой смене настроения в зависимости от внешних влияний;

      астенический - быстроутомляющийся, тревожный, нерешительный, раздражительный, склонный к депрессии;

      сенситивный - очень чувствительный, робкий, застенчивый;

      шизоидный - эмоционально холодный, отгороженный, малоконтактный;

      застревающий (паранойяльный) - повышено раздражительный, подозрительный, обидчивый, честолюбивый, с высокой стойкостью отрицательных аффектов;

      эпилептоидный - характерны слабая управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, конфликтность, вязкость мышления, педантичность;

      демонстративный (истероидный) - характеризуется склонностью к детским формам поведения, что выражается в тенденции к вытеснению неприятных фактов и событий, лживости, фантазировании и притворстве, авантюристичности, тщеславии, отсутствии угрызений совести, «бегстве в болезнь» при неудовлетворении потребности в признании;

      гипертимный - с постоянно приподнятым настроением и жаждой деятельности, но не доводящий дело до конца, разбрасывающийся, болтливый;

      дистимный - чрезмерно серьезный и ответственный, сосредоточен на мрачных мыслях, недостаточно активен, склонен к депрессии;

      неустойчивый - чрезмерно поддающийся влиянию окружающей среды, компании.

    Если черты характера проявляются не только в острых психотравмирующих ситуациях, а постоянно, то формируются патологии характера - психопатии, пограничные состояния. Они в основном такие же, как и акцентуации. Вылечить психопатию практически невозможно, так как в ее основе лежат особенности темперамента.

    Характер может подвергаться некоторой коррекции через осознание отрицательных форм поведения и развитие положительных через изменение системы ценностей.

    Влияние внутренних факторов на психическое здоровье

    Любое нарушение психического здоровья связано с врожденными особенностями психики и с воздействующими в процессе жизни чрезмерными психическими нагрузками и психотравмами. И то, и другое может обусловливать низкий уровень психической энергии и, следовательно, низкую работоспособность, а также дисгармонию, неадекватность поведения.

    Врожденные факторы психического здоровья человека включают особенности психического кода, внутриутробного периода и рождения, а также темперамента.

    Врожденный психический код человека, определяющий его будущие поведенческие тенденции, представлен архетипами. Это универсальные понятия, стандарты восприятия, мышления и поведения, такие как любовь, преданность, агрессия, милосердие, щедрость, инициативность, ответственность, потребность в служении, власти, богатстве, общении, переменах и т.д.

    Особенности внутриутробного периода и рождения являются фактором риска в формировании первых психокомплексов - «перинатальных матриц». Ребенок начинает получать психический опыт еще в утробе матери. В его подсознании фиксируются все состояния комфорта и дискомфорта, формируемые в основном на уровне ощущений. Если внутриутробный период протекает благополучно, то в будущем человек не боится за свое физическое существование, комфортно чувствует себя в мире, он уверен в его доброжелательности. Если же мать не хотела появления на свет ребенка, были попытки его уничтожения, то в дальнейшем может появиться комплекс своей ненужности и попытки к самоубийству. Если период схваток, являющихся первым тренингом терпения в жизни ребенка, патологически фиксируется в подсознании, то могут сформироваться комплексы «жертвы и деспотизма», «предательства», клаустрофобия. Патологическая фиксация периода потуг, в течение которого ребенок активно вовлекается в процесс рождения и получает первый опыт борьбы за существование, формирует вечных борцов, революционеров, разрушителей. Затруднения в момент рождения могут породить страх встречи с новым, мешающий в будущем творческой реализации человека. Указанные комплексы могут сопровождать человека всю жизнь, нарушая его социальную адаптацию.

    Формирование типов темперамента, эстра - и интроверсии связано с наследственно преимущественным развитием тех или иных структур головного мозга и установлением взаимных влияний между ними. Так, гипоталамус и лобные доли обусловливают холерический, преимущественное развитие миндалины и гиппокампа - меланхолический, гипоталамус и гиппокамп - сангвинический, миндалина и лобные доли - флегматический темперамент. Сильные связи лобной доли и гиппокампа обуславливают экстраверсию, а гипоталамуса и миндалины - склонность к интроверсии.

    Влияние внешних факторов на психическое здоровье. Профилактика стресса.

    К внешним факторам, нарушающим психическое здоровье, относят психический стресс, связанный с эмоциональными и интеллектуальными перегрузками, и психотравму. Психотравма часто сочетается со стрессом - напряжением в системе при ее адаптационной перестройке.

    Характерными чертами эмоционального стресса являются продолжительная, необъяснимая усталость, расстройства пищеварения, боли в спине, бессонница, рассеянность, апатия и т.д. Отрицательные психоэмоциональные стрессы реализуют свое действие на организм, приводя в одних случаях к развитию гипертензии, язвенной болезни, сахарного диабета, бронхиальной астмы, тиреотоксикоза, в других – к развитию неврозов, неврозоподобных состояний, психических расстройств.

    Запускает психический стресс эмоция. Стресс может сопровождаться отрицательными эмоциями, а может проходить с положительной установкой при сохранении возможности выбора, контроля ситуации и предвидения последствий. Первая форма была названа дистрессом , вторая – эустрессом . Эустресс в отличие от дистресса оказывает стимулирующее воздействие. Его нейроэндокринные механизмы имеют особенности в виде активизации синтеза «медиаторов счастья»- эндорфинов, энкефалинов и др.

    Стресс у современного человека изменил свой характер. Проблемы стали менее очевидными, более изощренными, существование их более длительным. Имеются различия в стрессе у мужчины и женщины. Они касаются как причин, так и форм проявления. У женщин причины стрессов чаще связаны с быстрым бегом «биологических часов», необходимостью одновременно выполнять свои биологические и социальные функции, утерей внешней привлекательности и отходом детей от семьи. Женщины более чувствительны и эмоциональны. Они чаще страдают расстройствами пищеварения, дисфагиями, более подвержены страхам и депрессиям. Особого внимания в инициации и создании фона для развития стресса у женщин заслуживают дисфункции, связанные с репродуктивной сферой. Психологическое проявление стресса у женщин также обусловлено некоторой дезорганизованностью, рассеянностью и сложностью в принятии решений, склонностью к депрессии.

    У мужчин, более ориентированных на социальные престижи, происходит постоянная поэтапная оценка своих достижений и постановка новых задач. Частые причины стрессов у них - это непризнание социальных и личностных достоинств, а также уменьшение мышечной силы. В проявлениях стресса у мужчин в силу их большей симпатоничности доминируют сосудистые нарушения. Кроме того, характерны алкоголизм и курение, как формы ухода от отрицательных эмоций, язвенная болезнь желудка, функциональные расстройства половой сферы. Мужчины больше склонны к нападению и обороне, способность принимать решения у них почти не нарушается.

    Психотравма – это чувственное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. Если психоэмоциональный стресс, вызванный психотравмой, не был отреагирован, а был погружен в подсознание, то он может стать основой для формирования психокомплекса. Психокомплекс - это неосознаваемое образование, обусловливающее структуру и направленность сознания. Он формируется в основном на ранних этапах жизни, включая внутриутробный период, и сопровождает человека всю жизнь, деформируя в той или иной степени его психические проявления. Единственным путем избавления от психокомплексов является извлечение их из подсознания, отреагирование в модельной ситуации и осознание. Однако это возможно только при использовании трассового состояния.

    Последствиями стресса являются психосоматические проявления в результате истощения психики и ухудшения состояния самого слабого звена в организме. Спровоцированные болезни называются «болезнями адаптации». Нарушения психического состояния при стрессе выражаются в хронической усталости, агрессивности, раздражительности либо, наоборот, депрессивности, головной боли или головокружении, нарушении сна, булимии как средстве обретения силы и уверенности, потребности в алкоголе и курении и т.д.

    Одним из самых частых последствий психического стресса является соматизированная депрессия, представляющая собой невротическое состояние с ипохондрической окраской. Отрицательные эмоции всегда вызывают вегетативные реакции, сопровождающиеся нарушением функций органов.

    Возможность проявления каждого конкретного симптома при стрессе связана с психосоматической конституцией человека. Конституция обусловливает концентрацию различных «стрессорных» гормонов в крови и возможность их повреждающего действия, а также наличие «уязвимых мест». Так, женщина агрессивная и раздражительная, часто вследствие своей андрогенности, предрасположена к нарушениям в репродуктивной системе, а человек с постоянно угнетенным настроением, чаще астеник - к заболеваниям пищеварительной системы. Склонность к страхам коррелирует с нарушением функции почек, к гневу - печени.

    В ряде случаев человек сам привлекает, часто не вполне осознанно, определенную форму заболевания, привычную для него, как форму ухода от решения проблем или форму защиты, форму получения внимания. Определенная система часто поражается в соответствии с характерами переживаемого конфликта. Например, нежелание беременности может вызывать нарушение в менструальном цикле.

    Профилактика психического стресса и коррекция его последствий включает повышение устойчивости к стрессу путем превентивной концептуализации, заключающейся в психологической подготовке человека к стрессовым ситуациям, вооружении его соответствующей философией, а также приобретении навыков управления состоянием психики. Важное значение придается отреагированию отрицательных эмоций непосредственно, либо в смоделированной ситуации путем агрессии с двигательным возбуждением у холериков и людей атлетической конституции, речевого возбуждения с руганью у сангвиников с пикнической конституцией и слез у людей меланхолического склада. Проводится психокоррекция с комплексом движений, соответствующих психодинамике человека, релаксацией всевозможными способами, самовнушением, использованием расслабляющих воздействий. Целесообразна фармакологическая коррекция с использованием успокаивающих средств, ингибиторов перекисного окисления, - адреноблокаторов.

    Стресс является проявлением и одновременно инструментом адаптационной перестройки человека при чрезмерном влиянии на него физических и психических факторов. Комплекс стереотипных неспецифических реакций, сопровождающих стресс и обеспечивающих приспособление к изменившимся условиям, выживание во время перестройки и ликвидацию последствий перегрузки, был назван Г.Селье «общим адапционным синдромом».

    Адаптационный процесс, нередко затягивающийся на годы, у изначально нормального человека приводит к хроническому стрессу, что проявляется невротическим состоянием , или невротизмом . Наиболее частые формы этого проявления - эмоциональная неустойчивость, плохое самочувствие, тревожность, раздражительность, снижение самооценки, вегетативные расстройства. Акцентуированная личность реагирует при этом неврозом . Невроз является формой психической адаптации с проявлением признаков дезадаптации акцентуированной личности. Он всегда обусловлен конституционально, связан с особенностями психики, а не с характером психотравмирующей ситуации. Форма невроза у человека не меняется на протяжении всей жизни. Невротическая форма реагирования закладывается в детстве как проявление сверхкомпенсации какого-либо качества при нарушении значимых отношений с микроокружением и имеет детский оттенок.

    Выделяют три основные формы невроза: неврастению, истерию, невроз навязчивых состояний. Неврастения - наиболее распространенная форма невроза, выражающаяся в психическом истощении, отрицательном эмоциональном фоне, раздражительности, обидчивости, слезливости. Чрезмерно выражены реакции пассивной защиты. При этом волевая активность снижена, возникает чувство бесперспективности на фоне сверхответственности.

    Истерия возникает у инфантильных, истероидных личностей со слабой психической адаптацией (часто с пикнической соматической конституцией). Формы ее отражают два известных и детских типа реагирования перед лицом опасности - «мнимая смерть», или замирание, и «двигательная буря», или пугание, избегание, нападение. Различные формы этого поведения патологически фиксируются у людей истероидного склада. Частичная фиксация может проявляться функциональными параличами и парезами, расстройствами речи (заикание, беззвучие вплоть до полной немоты) и др.

    Невроз навязчивых состояний встречается чаще у астеников, людей меланхолического склада. Характеризуется фобиями, повышенной тревожностью, что приводит к повторению некоторых действий (для уверенности). Настроение при этом имеет тенденцию к снижению, возникают вегетативные расстройства.

    Психопрофилактика, психогигиена, психотерапия.

    Психопрофилактика - раздел общей профилактики, направленной на предупреждение возникновения нервно-психических расстройств и заболеваний, устранение психогенных факторов в среде человека. Задачей психопрофилактики является психологическая помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного и производственного характера, работы с молодыми и распадающимися семьями и т.п.

    admin

    Под психологическим здоровьем понимается нормальная работа структур психики, которые требуются для нормальной жизни. Психологическое здоровье означает не только нормальное состояние души, но и личности. Это то состояние, когда душа гармонирует с личностью, у человека все хорошо, он стремится к росту личности, готов к нему. Человек, который здоров в психологическом плане, открыт для других, отличается разумностью. Он защищен от жизненных ударов, способен справиться с вызовами судьбы.

    Подобное здоровье показывает личность в общем. Оно пересекается со сферой мотиваций, эмоций.

    Критерии психологического здоровья

    К главным критериям психологического здоровья стоит отнести:

    адекватность понимания общества;
    осознание поступков;
    работоспособность и активность;
    стремление к новым целям;
    умение находить контакты;
    нормальная семейная жизнь;
    чувство привязанности к родным;
    ответственность;
    умение составлять план жизни и следовать ему;
    ориентированность на развитие личности;
    целостность.

    А социопатия, психопатия, невротичность – все это за пределами такого здоровья. К отклонениям стоит отнести и личностей с главным набором внутренних проблем:

    Это люди с постоянным чувством вины. Человек с психологическими проблемами не отличается благоразумием, он враждебен, не способен защитить себя от жизненных ударов.

    Психическое и психологическое здоровье. Главные различия

    Мы редко задумываемся над тем, что означает слово «здоровье». Для одних – это отсутствие болезней тела или страшных заболеваний. Но в данное понятие входит не только отличное самочувствие или физическое состояние, но также благополучие в эмоциональном и психологическом плане. Это такой тип взаимодействия с внешним миром, при котором личность ощущает счастье и удовлетворенность. Это гармония внутри и снаружи, баланс, который дает шанс нормально жить. Психологическое здоровье важно разграничивать с психическим благополучием.

    Психическое здоровье являет собой стабильность работы психики, что дает возможность личности оставаться адекватной в обществе. Неадекватность поведения говорит о заболеваниях и отклонениях в психике. Иными словами, психологическое и психическое состояние – это разные понятия, которые не дополняются одно другим. При абсолютно здоровой психике люди чувствуют внутренний долгий , враждебность, депрессию. А вот бодрые люди, которые всегда в прекрасном настроении, иногда являются психически ненормальными.

    Итак, психологическое здоровье – это благополучие личности, адаптивность, склонность к действию, а не переживанию. Сюда же относится отличное расположение духа, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п. С другой стороны находятся разрушающие проявления личности, которые мешают приятным эмоциям, они заставляют человека чувствовать общую неудовлетворенность, обиду, вину.

    Если человек нездоров психологически, то он действует по привычным схемам, не желает менять что-то, неправильно воспринимает неудачи и удачи.

    Но не стоит считать, что благополучие в психологическом плане и позитивные качества характера – это одно и то же, поскольку нормы позитивных черт в обществах мира отличаются. Это не пример идеальной личности, а стремление к себе и к другим. Здоровая психологически личность понимает, что с ней происходит, ощущает целостность. Получается, такой человек не считает остальных угрозой для себя.

    Психологическое здоровье по Маслоу

    По теории Маслоу психологическое здоровье не просто наполняет личность субъективным чувством благополучия, но являются верным само по себе. В таком смысле оно над болезнью. Оно не просто лучше, оно правдиво, поскольку здоровая личность может увидеть больше истины. Недостаточность такого здоровья не только угнетает личность, это своеобразная разновидность слепоты, патологии мысли.

    Целиком здоровых людей мало, но они есть. Если человек желает этого, старается постичь абсолютное здоровье, то это реальная цель. Лучше жить в здоровом, адекватном доверительном обществе, чем в неприязни и неадекватности. Это важно для каждого из нас. Необходимо стремиться постичь психологического здоровье, равновесие духа и тела.

    Тот факт, что люди бывают здоровыми и то, что они существуют (хоть и в малом количестве) вселяет веру и надежду, желание стремиться к большему, расти, как личность. Подобная вера в возможности души и природы человека подталкивает нас к строительству здорового общества.

    Так, как мы следим за собственным телом, важно следить за душевным состоянием. Дабы достичь физического здоровья, мы придерживаемся здорового образа жизни, и т.д. Чтобы достичь здоровья в психологическом понимании, потребуется труд и работа. Это понимание себя, самовоспитание, способность принимать решения, выделять другие варианты действий. Это готовность к новому, действенное применение собственных ресурсов.

    Безусловно, чтобы идти в верном направлении и развиваться требуется сначала узнать собственную личность, собственные слабые места, ресурсы. В этом помогают специальные методики, которые направлены на изучение личности, интеллектуальности, характера. Все это поможет построить жизненные перспективы, правила, которые способствуют росту личности, помогают осознать собственные возможности и реально оценить достижения.

    3 марта 2014

    Большинство людей понимают, насколько важно здоровье тела. Однако многие не учитывают важность психического здоровья. Хорошее психическое здоровье делает жизнь более приятной. Также оно способствует более высокому уровню физического здоровья и выносливости. Чтобы быть действительно здоровым, вам нужно заботиться как о телеcном, так и об психическом здоровье.

    Шаги

    Как справиться со стрессом

      Занимайтесь физическими упражнениями. Когда вы испытываете стресс, ваш мозг вырабатывает гормоны, которые сообщают телу, что нужно подготовиться отвечать на угрозу. Сильный стресс может подвергнуть опасности ваше психическое здоровье, а также порой приводит к появлению симптомов физического нездоровья. Хороший способ справиться со стрессом – физические упражнения.

      Хорошо питайтесь. Правильная диета и правильные привычки в питании также помогут снизить стресс. В частности, старайтесь придерживаться следующих рекомендаций:

      Высыпайтесь. Сон – это время, когда ваш организм восстанавливается и обрабатывает стресс, которому подвергся в течение дня. Это время, когда ваш мозг отдыхает. Сон также позволяет телу и напряженным мышцам расслабиться после тяжелого дня.

      Практикуйте медитацию осознанности. Медитация осознанности – это такой вид медитации, который требует сосредоточения на настоящем моменте. Практика медитации осознанности фокусируется на том, чтобы просто быть и больше ничего не делать в данный момент.

      Как повысить свою самооценку

      1. Сомневайтесь в своем внутреннем критике. Быть довольным собой – очень важно для психического здоровья. Беспокойство и негативные мысли могут докучать вам и не позволять чувствовать себя хорошо. Неуверенность в себе может терзать больше всего. Следующие упражнения помогут вам унять внутреннего критика и успокоить ваше волнение:

        • Если поймаете себя на беспокойстве и/или негативной мысли о себе, задайте себе некоторые вопросы. Например, “Добра ли эта мысль по отношению ко мне?”, “Является ли эта мысль правдой?”, “Сказал бы я такое другому человеку?”. Ответы на эти вопросы часто помогают снизить уровень неуверенности в себе.
        • Измените негативную мысль, чтобы сделать ее более верной или доброй. Например, вы можете поймать себя на мысли: “Я никогда ничего не могу сделать правильно”. Постарайтесь сделать ее более правдивой: “Иногда я могу сделать что-то неправильно, но в иных случаях я очень хорошо справляюсь с заданием. Я не умею делать все на свете и это нормально, я горжусь тем, что я умею делать”.
      2. Сосредоточьтесь на своих сильных сторонах. В трудные времена фокусируйте внимание на тех своих качествах, которые могут помочь вам справиться с жизненными вызовами.

        Практикуйте самоутверждение. Самоутверждение – это упражнение, в котором вы напоминаете себе о своей ценности, высказывая или записывая то, что вы в себе любите. Регулярное признание тех свойств, которые вы в себе любите, может значительно повысить вашу самооценку.

      Как справиться с негативными эмоциями

        Посвящайте время себе. Справиться с сильными эмоциями может быть трудно, но они являются неотъемлемой частью жизни. Способность контролировать свои эмоции и смягчать собственную боль – это неотъемлемая часть хорошего психического здоровья. Частью этого является посвящение времени себе и занятиям, которые приносят вам удовольствие.

        • Такое занятие будет для каждого человека разным. Возможно, у вас уже есть какие-то занятия, которые помогают вам справиться с эмоциями.
        • Хорошими примерами являются разговор с другом, прогулка, музыка, или другая успокаивающая деятельность, например, принятие пенной ванны.
      1. Практикуйте самосознание. Осознавайте собственные эмоциональные реакции на внешние события. Уделяйте время размышлениям над своими реакциями на сложные ситуации.

        • Вместо того чтобы немедленно реагировать на негативные события, постарайтесь мысленно отдалиться, чтобы отметить свою эмоциональную реакцию. Многие люди находят полезным, например, сделать несколько глубоких вдохов или посчитать до десяти, прежде чем реагировать.
        • Подумайте над тем, что вы чувствуете, без суждений. Это даст вам возможность реагировать не импульсивным, а более обдуманным образом.
        • Осознание своих эмоций особенно полезно в общении и отношениях.
      2. Ведите дневник. Дневник может помочь вам организовать свои мысли и чувства. Это может повысить вашу осведомленность о собственных эмоциональных реакциях. Это полезно как для ментального, так и для физического здоровья, например, это повышает иммунную систему и снимает стресс. Вот некоторые полезные подсказки для дневника:

        • Как мои чувства связаны с этим событием? Как они не связаны?
        • Что эти чувства говорят мне обо мне и моих потребностях?
        • Могу ли я объективно оценить свою эмоциональную реакцию? Какие предположения могу я сделать, исходя из своих суждений?
        • Старайтесь каждый день делать записи в своем дневнике в течение хотя бы 20 минут.

      Как поддерживать здоровые отношения

      1. Распознайте признаки здоровых отношений. Социальная поддержка очень важна в трудные времена. Друзья, члены семьи и коллеги могут предложить социальную поддержку и помощь при стрессовых жизненных событиях. Социальная поддержка также поможет почувствовать принятие и безопасность. Ищите в своих отношениях такие составляющие:

        Распознайте признаки нездоровых отношений. К сожалению, некоторые отношения могут быть нездоровыми или содержать в себе элементы насилия. Насилие в отношениях – это часто желание контролировать другого человека физически или эмоционально. Вот некоторые манеры поведения, которые могут говорить о том, что человек склонен проявлять насилие в отношениях:

        • Он целенаправленно пытается ввести вас в неловкое положение, пристыдить
        • Он чрезмерно критичен
        • Он игнорирует вас
        • Часто бывает капризным и непредсказуемым
        • Контролирует то, куда вы ходите, и ограничивает ваш круг общения
        • Использует фразы, вроде “Если ты…, то я…”
        • Использует деньги, чтобы контролировать вас
        • Проверяет ваш телефон или почту без вашего разрешения
        • Ведет себя как собственник
        • Проявляет свой нрав или чрезмерную ревность
        • Использует давление, чувство вины или принуждает вас к сексу
      2. Оцените свои отношения. Когда вы поймете, что характеризует здоровые или нездоровые отношения, уделите время тому, чтобы рассмотреть свой круг общения. Подумайте о том, какие отношения являются наиболее благоприятными, а какие вредными для вашей психики.

      3. Вкладывайте в свои здоровые отношения. Поддержание позитивных отношений зависит не только от других людей. Оно также зависит и от вашего поведения. Вот несколько советов о том, как поддерживать здоровые отношения:

        • Не забывайте, что каждый из вас – отдельная личность, и подумайте, что каждый из вас хочет от отношений.
        • Выражайте свои потребности и будьте восприимчивы к потребностям других.
        • Признайте, что вы не найдете полного счастья в одних отношениях.
        • Будьте готовы идти на компромисс и учитесь договариваться о результатах, которые будут приемлемы для вас обоих..
        • Проявляйте сочувствие, старайтесь понять представление и точку зрения другого человека.
        • Когда возникают серьезные проблемы, старайтесь обговаривать их честно и с сочувствием.