Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Предоперационный период у детей. Подготовка ребенка к операции

    Предоперационный период у детей. Подготовка ребенка к операции
  • Анатомо – физиологические особенности детей раннего возраста.
  • Анатомо – физиологические особенности формирования физиологического прикуса у детей в разные возрастные периоды
  • Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста, их учет при проведении занятий ФУ.
  • Важно помнить, что при госпитализации в стационар ситуация разлучения ребенка с родителями уже сама по себе является стрессовой, а проведение инвазивных медицинских манипуляций усугубляет это состояние и может быть причиной серьезных психо-эмоциональных расстройств (страхи, сомнамбулии, ночной энурез и т.д.). В свою очередь недооценка состояния ребенка, выраженности проявлений заболевания и «недоучет» анатомических особенностей может привести к еще более серьезным осложнениям во время или после операции. В связи с этим предоперационная подготовка детей должна быть оптимально организована.

    В организации большое значение имеет срочность операции, так, например, при плановых оперативных вмешательствах подготовка начинается еще на догоспитальном этапе, а в случае экстренной операции подготовка начинается с момента госпитализации, она ограничена по времени и сводится к общим мероприятиям. Манипуляции и исследования, проводимые в предоперационный период, можно разделить на общие и специальные. Общие мероприятия проводятся обязательно перед любой операцией, а специальные выполняются по конкретным показаниям.

    К общим мероприятиям относятся клинические лабораторные исследования, измерение роста и массы тела ребенка, определение артериального давления. У детей перед плановой операцией объем лабораторных исследований должен включать в себя определение следующих показателей:

    1) общий анализ крови (ОАК) и гемосиндром (количество тромбоцитов, время кровотечения и время свертываемости);

    2) группа крови и резус-фактор;

    3) RW (реакция Вассермана на сифилис), определение НBS-Ag и HCV -Ag (маркеры гепатита В и С), ВИЧ;

    4) биохимический анализ крови (общий белок, прямой и непрямой билирубин, АЛТ, АСТ, креатинин, мочевина);

    5) кал на яица глист, бактериологический посев кала;

    6) электрокардиограмма (по показаниям – эхокардиография).

    Длительные, травматичные и специализированные оперативные вмешательства требуют более тщательного обследования, например, исследуются дополнительные лабораторные показатели (кислотно-основное состояния крови (КОС), К + , Na + , Сlˉ, исследование газов крови, исследование функции почек и другие), дети с сопутствующей патологией нуждаются в консультации других специалистов и дополнительных инструментальных методах исследований. Нужно помнить, что все болезненные методы исследования у детей дошкольного возраста должны проводиться под наркозом . Непосредственно перед любой операцией в предоперационную подготовку включают медикаментозную поддержку (премедикация). В премедикацию входят седативные средства (сибазон, реланиум), антигистаминные препараты (димедрол, супрастин, тавегил), анальгетики (ненаркотические – анальгин или наркотические – промедол). Если во время анестезии планируется использование препаратов, обладающих холинэргическим действием (сукцинилхолин, фторотан) или инструментальное раздражение дыхательных путей (интубация трахеи, бронхоскопия, фиброгастродуоденоскопия), имеется риск возникновения брадикардии с возможной последующей гипотензией и развитием нарушений сердечного ритма, то это требует обязательного введения в премедикацию антихолинэстеразных препаратов (атропин, метацин, гликопирролат, гиосцин). По показаниям в предоперационную подготовку включают инфузионную терапию (физиологический раствор, раствор глюкозы, растворы, содержащие микроэлементы К + , Na + , Сlˉ, Mg 2+ и др. (стерофундин, раствор Рингера)), антибактериальные средства (антибиотикопрофилактика).

    Одной из составляющих подготовки ребенка к операции является предоперационное голодание для предотвращения аспирации желудочного содержимого во время операции. Новорожденные и дети младшего возраста не должны подвергаться длительному предоперационному голоданию, снижение частоты кормлений или уменьшение объема потребляемой жидкости, особенно у новорожденных и детей первого года жизни, может быстро привести к развитию дегидратации и гиповолемии (снижению ОЦК). Кроме этого, чрезмерно длительное голодание может способствовать и развитию гипогликемии или метаболического ацидоза. Здоровым детям любого возраста можно безопасно давать чистую жидкость за 2 часа до операции (вода, осветленный яблочный сок и др. чистые жидкости; нельзя давать апельсиновый сок и молоко). Период голодания у младенцев, находящихся на грудном вскармливании, не должен превышать обычного интервала между кормлениями 4 часа. У детей до 2 лет регулярный прием пищи может соблюдаться за 6 часов до начала общей анестезии. Дети старше 2-х летнего возраста не должны принимать пищу в день операции или интервал между кормлениями должен быть более 6 часов. В экстренных ситуациях желудок больного очищают с помощью назогастрального зонда.

    В значительной степени подготовка детей зависит от характера хирургического вмешательства. Подготовка детей к урологическим операциям предусматривает помимо общих клинических исследований также и инструментальные. Чаще всего в урологическом отделении дети находятся с врожденной патологией, однако врожденная патология провоцирует манифестацию вторичного инфекционного процесса. Для определения выраженности воспалительного процесса производят исследование мочи. Прежде всего, это общий анализ мочи, исследование мочи по методу Нечипоренко и Каковского-Аддиса, также проводят ортостатическую пробу, выполняют посев мочи с определением чувствительности микроорганизмов к антибиотикам и подсчитывают общее бактериальное число в моче. Существует ряд проб, которые производятся для оценки функции почек – исследование мочи по Зимницкому, проба Реберга, клиренс эндогенного креатинина. Из инструментальных методов исследования мочевыводящей системы самым простым и наименее инвазивным является ультразвуковое исследование. Проведение урофлоуметрии может помочь доктору определить уровень поражения мочевыделительной системы, а также будет свидетельствовать о его характере (функциональное или органическое). Для диагностики топики порока и функциональных особенностей применяются рентгенологические методы исследования – обзорная рентгенография, экскреторная (внутривенная) урография, ретроградная пиелография, цистография. Патологические изменения мочевого пузыря и уретры можно определить визуально с помощью эндоскопических методов исследования – цистоскопии и уретроскопии. В случае поражения мочевыделительной системы онкологическими заболеваниями возможно проведение ангиографии сосудов почки, КТ, МРТ.

    Подготовка детей к операции в торакальном отделении. В настоящее время в торакальных отделениях находятся дети с разнообразной патологией легких, плевры, средостения, диафрагмы (дети с патологией сердечнососудистой системы госпитализируются в специализированные отделения или центры). Наряду с общеклиническими исследованиями в торакальном отделении большое значение имеют инструментальные методы диагностики – функциональные пробы (исследование функции внешнего дыхания), обзорная рентгенография, рентгенконтрастные исследования (бронхография, пневмомедиастинография, радионуклеидная диагностика, ангиокардиопульмонография), эндоскопические исследования (бронхоскопия, эзофагоскопия, торокоскопия), КТ и МРТ. Указанные методы позволяют уточнить характер и объем патологических изменений, оценить функцию органов и определить необходимый объем предстоящего оперативного вмешательства.

    Подготовка детей к операции в отделении абдоминальной хирургии. Для уточнения диагноза и выбора оперативного лечения кроме лабораторных исследований в отделении проводят диагностику с помощью инструментальных методов: УЗИ, рентгенологических исследований (обзорная рентгенография, рентгенконтрастное исследование ЖКТ на протяжении, ирригография, ирригоскопия, ангиография и т.д.), эндоскопических исследований (ФГДС, лапароскопия). Из всех операций на желудочно-кишечном тракте особой подготовки требует толстый кишечник. Подготовка желудка и тонкого кишечника включает в себя послабляющую диету, предоперационное голодание (возможно применение современных препаратов, снижающих газообразование – симетикон) и премедикацию. Перед операцией на толстой кишке (кроме диеты) проводят очищение толстой кишки клизмами (очистительные, гипертонические, сифонные и др.), применяют антибактериальные препараты. Данная подготовка может занимать достаточно продолжительное время (до нескольких месяцев), в экстренных ситуациях, когда времени на длительную подготовку толстого кишечника нет, хирурги предпочитают паллиативные методики оперативного лечения (накладываются разгрузочные стомы) с последующим радикальным лечением. Важно помнить, что после операции на желудочно-кишечном тракте необходимо продолжать тщательный уход, так, например, после аппендэктомии в первые сутки исключается любой прием пищи через рот, поить детей начинают через 12 часов. Через сутки ребенку назначают 1-й стол и только на 4 сутки переводят на обычный режим питания. При наложении же кишечного анастомоза прием пищи через рот обычно ограничивают до 4 дней, с последующим постепенным переходом на щадящий стол, естественно, это требует парентеральной нутритивной поддержки (препараты для парентерального питания и кристаллоиды).

    Подготовка детей к экстренной операции. При экстренной патологии каждый час промедления ухудшает состояние ребенка и увеличивает возможность возникновения опасных для жизни осложнений. Поэтому предоперационная подготовка сокращается до минимума и начинается уже в приемном покое. Общие мероприятия могут быть дополнены необходимыми исследованиями (биохимический анализ крови, электролитный состав крови, газы крови, инструментальные исследования и др.). Пациентам, нуждающимся в экстренной хирургической помощи, катетеризируют вену, мочевой пузырь, желудок – «правило трех катетеров» . Важно до операции вывести больного из тяжелого состояния, для этого проводят коррекцию электролитных нарушений, восполнение ОЦК, дезинтоксикационную терапию. Несмотря на тяжесть больного, предоперационная подготовка (включая время обследования) у таких больных не должна превышать 3-4 часов. Главная задача предоперационной подготовки больных с тяжелыми заболеваниями к экстренной операции – стабилизация параметров гемодинамики. Последующую коррекцию жизненно важных функций проводят во время и после оперативного лечения.

    6.3. Контрольные вопросы

    1. Режим питания больных после операций на кишечнике

    2. Подготовка больного к рентгенологическому исследованию ЖКТ с контрастом

    3. Подготовка детей к плановым операциям в урологическом отделении

    4. Подготовка детей к ректо- и колоноскопии

    Хирургия новорожденных - это, прежде всего лечение врожденных пороков развития и гнойно-воспалительных заболеваний, требующих чаще всего экстренных или отсроченных и реже плановых оперативных вмешательств.

    Переход к внеутробному существованию ребенка является достаточно сильным стрессом, требующим определенного периода адаптации. В обычных условиях, для нормально родившегося новорожденного, этот период занимает 7-10 дней.

    Почему новорожденные дети попадают в стационар?

    Ведущими клиническими синдромами при поступлении новорожденных в хирургический стационар чаще всего являются: сердечно-сосудистая недостаточность с нарушением общей и мозговой гемодинамики, почечная недостаточность, метаболические нарушения. Около трети новорожденных с пороками развития желудочно-кишечного тракта имеют сочетанные пороки развития (сердца, почек и др.) и около половины - нарушения мозгового кровообращения 2-3 степени. Поэтому, новорожденные и, особенно недоношенные дети, являются пациентами с очень высокой степенью операционно-анестезиологического риска, а анестезиологическое пособие у них - самым сложным разделом педиатрической анестезиологии и реаниматологии. Из выше сказанного становится понятным, почему анестезиологическое пособие новорожденным (клиническая, биохимическая, электрофизиологическая оценка состояния, предоперационная подготовка и проведение анестезии) должен оказывать высококвалифицированный специалист, хорошо знающий основы неонатологии.

    Диагностика дыхания у детей

    Диагностика органов дыхания перед анестезией

    Состояние дыхательных путей ребенка представляет особый интерес для анестезиолога, т.к. именно по ним поступают в организм ингаляционные анестетики, и их функционирование может значительно изменяться как во время общей анестезии, так и после ее окончания. При осмотре необходимо обращать внимание на нарушение проходимости верхних дыхательных путей - аденоиды, искривление носовой перегородки, атрезия хоан, синдром Пьера-Робина (микрогнотия, макроглоссия, расщелина мягкого и твердого неба), хронический тонзиллит. Все это имеет значение для выбора способа обезболивания, особенно у детей младшего возраста.

    Диагностика респираторно-вирусной инфекции у ребенка

    Очень важно своевременное выявление симптомов острой респираторно-вирусной инфекции: кашель, ринит, повышенная секреция слизистых оболочек верхних дыхательных путей, одышка и ее характер, цианоз носогубного треугольника, раздувание крыльев носа и др. При наличии у ребенка респираторно-вирусной инфекции плановое оперативное вмешательство необходимо отменить, вплоть до полного его выздоровления. При оказании экстренной хирургической помощи на фоне ОРВИ необходимо провести тщательный туалет трахеобронхиального дерева, ингаляционную и противоотечную терапию, назначить антибиотики и антигистаминные препараты. Иногда целесообразно использовать интубационную трубку на размер меньше возрастной, предварительно смазав ее гормональной мазью или кремом.

    При поступлении детей на плановое хирургическое лечение по поводу пороков развития дыхательной системы, опухолей или воспалительных заболеваний легких и средостения, пороков развития грудной клетки, помимо тщательного клинического осмотра, необходимо определить характер и степень выраженности дыхательной недостаточности, компенсаторные возможности внешнего дыхания, механических свойств легких, внутрилегочного газообмена.

    Реакция дыхания на физическую нагрузку

    Важную диагностическую роль играет реакция дыхания на физическую нагрузку, требующую повышения энергетических потребностей организма и сопровождающуюся напряжением всех звеньев системы дыхания. Особенно это имеет значение для детей, которым предстоит травматичное и длительное оперативное вмешательство и сложное комбинированное анестезиологическое пособие. Оценка этой реакции производится путем сопоставления динамики потребления кислорода, вентиляции, газового состава и кислотно-основного состояния крови, при одновременном расчете энергозатрат.

    Важность предоперационной диагностики

    Своевременная предоперационная диагностика нарушений функционального состояния легких и соответствующая их коррекция в предоперационном периоде - создание дренажного положения, оксигено- и ингаляционная терапия, санация трахеобронхиального дерева и назначение бронхолитических препаратов, лечебная физкультура и вибрационный массаж, антибактериальная и противоотечная терапия, назначение по показаниям энергетических субстратов и мембраностабилизирующих препаратов является основой для благоприятного течения как оперативного вмешательства и анестезиологического обеспечения, так и профилактики послеоперационных легочных осложнений.

    Предоперационная подготовка ребенка

    Анестезия детей при операции

    Новорожденные и, особенно недоношенные дети, с нарушениями кровообращения, газообмена и метаболизма, для проведения предоперационной подготовки должны поступить в отделение реанимации и интенсивной терапии. Они помещаются в инкубатор, где создается определенный микроклимат с оптимальной температурой, влажностью и концентрацией кислорода. Осмотр и необходимые манипуляции (пункция или катетеризация вены, постановка зонда в желудок или мочевой пузырь и др.) лучше проводить на реанимационном столике, где есть возможность поддерживать адекватный температурный режим.

    Минимально необходимое обследование включает определение: группы крови и резус-фактора, общего анализа крови и мочи, КОС и газов крови, Нb, Ht, глюкозы крови, основных электролитов (К+, Na+, Ca2+). В первую очередь осуществляется венозный доступ, предпочтение следует отдать пункции периферической вены.

    Правильная оценка тяжести состояния больного, выявление имеющихся нарушений, диагностика сочетанных пороков развития и заболеваний определяют объем и характер предоперационной подготовки, выбор метода обезболивания и в определенной степени прогнозируют тяжесть течения послеоперационного периода и исход заболевания.

    Подготовка к проведению общей анестезии ребенка

    Для обеспечения безопасного и эффективного наркоза у детей врач-анестезиолог должен составить для себя детальный план предстоящей анестезии. С этой целью необходимо проведение следующих предварительных мероприятий:

    • беседа с родителями;
    • предоперационный осмотр;
    • оценка лабораторных данных.

    Как должна вестись подготовка к проведению общей анестезии ребенка?

    Беседа с родителями позволит выяснить подробный анамнез жизни ребенка, получить специальную информацию представляющую интерес для анестезиолога и на основании полученных данных, определить тактику и вид анестезии. Кроме этого, желательно ознакомить родителей с возможными видами предстоящего наркоза, предупредить о возможных осложнениях в ходе операции и анестезии, получить их добровольное согласие на определенный вид обезболивания, что является целесообразным как этической, так и с юридической точек зрения.

    Например, одним из абсолютных противопоказаний к выполнению эпидуральной блокады у детей, является отказ родителей от данного вида обезболивания.

    Наиболее значимые сведения из анамнеза жизни ребенка с точки зрения анестезиолога:

    • Наблюдается ли ребенок у каких-либо специалистов помимо основного заболевания;
    • Подвергался ли ранее оперативным вмешательствам под общей анестезией и были ли осложнения связанные с наркозом;
    • Подвергался ли ранее переливанию препаратов крови и была ли реакция на переливание;
    • Получает ли ребенок какую-либо терапию, в частности, кортикостероиды, противосудорожные или седативные препараты;
    • Имеется ли предрасположенность к развитию аллергических реакций при приеме лекарственных препаратов;
    • Имеются ли в семейном анамнезе эпизоды развития злокачественной гипертермии при проведении оперативных вмешательств под общей анестезией.

    Предоперационный осмотр позволит оценить общее состояние ребенка, назначить, при необходимости, дополнительные методы исследования и консультации узких специалистов, провести коррекцию имеющихся нарушений и осуществить подбор препаратов для премедикации и предстоящей анестезии.

    При осмотре ребенка необходимо оценить соответствие психо-физического развития его возрасту, состояние костно-мышечной системы, цвет и состояние кожных покровов (влажность, тургор, имеющиеся высыпания, петехии и геморрагии и др.) и слизистых.

    Соответствие массы тела и роста ребенка его возрасту, психомоторное развитие, видимые нарушения со стороны костно-мышечной системы, поведенческие реакции сразу позволяют составить общее представление о состоянии больного и указывают врачу на характер возможно имеющейся патологии.

    Подготовка ребенка к операции и анестезии

    Детский врач любой специальности должен всегда помнить, что госпитализация и последующие медицинские процедуры могут стать причиной серьезных психо-эмоциональных расстройств у детей (страхи, ночной энурез и др.). Длительность и выраженность подобных расстройств определяется различными факторами, наиважнейшим из которых является возраст ребенка.

    Подготовка детей к проведению операции и анестезии

    Младенцы до 6 месяцев жизни не подвержены эмоциональному стрессу, связанному с отрывом от родителей. С этой точки зрения, вероятно, дети этого возраста являются идеальными пациентами для врача, однако длительная разлука с родителями может привести к сложностям во взаимоотношениях между ними в будущем. Дети в возрасте от 6 месяцев до 4-х лет, особенно не посещающие детские дошкольные учреждения, пожалуй, наиболее чувствительны к изменениям связанных с госпитализацией. Им трудно объяснить необходимость их нахождения в больнице, они остро переживают разрыв с родителями и домом, и нет ничего удивительного в том, что именно у детей этой возрастной группы чаще всего возможно развитие отрицательных изменений в психическом статусе и поведении. Дети школьного возраста обычно значительно легче переносят госпитализацию и разлуку с родителями, т.к. любознательность и интерес к происходящему берут верх над отрицательными эмоциями. В подростковом и юношеском возрасте основные проблемы связаны с ограничением свободы, душевными переживаниями и страхом перед предстоящим наркозом и операцией.

    Очевидно, что характер и объем предстоящей операции также является важным фактором оказывающим влияние на психическое состояние детей. Большие по объему и травматичности хирургические вмешательства, операции на голове и лице, ампутации конечностей, операции на половых органах и др. оказывают сильное негативное психоэмоциональное воздействие и могут потребовать привлечение психотерапевта для последующей психологической реабилитации.

    Кроме этого, длительность пребывания в больнице, повторные госпитализации и оперативные вмешательства, особенно, если с предыдущими медицинскими манипуляциями у ребенка связаны неприятные воспоминания, также негативно воздействуют на психический статус ребенка.

    Желательно, чтобы психологическая подготовка ребенка к операции и анестезии начиналась родителями еще на догоспитальном этапе. Очень важно, чтобы естественное волнение родителей за исход операции и лечения не передавалось ребенку. Напротив, родители должны постараться внушить ребенку, что, попав в больницу, он не останется один, что они всегда будут рядом и ни в коем случае, в его присутствии, не высказывать сомнения в благополучном исходе. Проведенная родителями психологическая подготовка, без сомнения, оказывает благотворное влияние на ребенка и помогает легче перенести стрессовую ситуацию.

    После предварительной подготовки родителями, ребенок как бы передается "с рук на руки" врачу-анестезиологу, и естественно, первая встреча врача-анестезиолога с ребенком должна происходить в присутствии родителей. Длительность собеседования должна определяться возрастом ребенка, характером имеющейся патологии и особенностями предстоящей операции и анестезии.

    Общаясь с ребенком во время первичного осмотра, врач-анестезиолог должен изъясняться просто, понятно для ребенка, проявлять доброжелательность, заверить его, что в больнице ему ничего не угрожает. Ребенка сразу располагает к себе улыбающийся врач, который обращается к нему по имени и предлагает поговорить, подружиться. Хорошо, когда анестезиолог привлекает к беседе других детей, делает из них своих единомышленников, свидетелей и помощников, а своему подопечному "поднимает авторитет". Но при этом необходимо узнать все страхи ребенка и осторожно их рассеять, выяснить, что он знает о наркозе, дать подышать через наркозную маску, поиграть с ней ему и товарищам по палате, объяснить, что совсем не так уж страшно и больно, когда делают укол. Старших детей важно заверить, что они будут спать всю операцию, ничего не почувствуют и проснутся в палате. Не следует уходить от ответа, если ребенок интересуется, что ему будут делать во время операции. Если ребенку уже проводились операции под общей анестезией и у него остались неприятные воспоминания, например, неприятный запах ингаляционного анестетика, то можно предложить ему провести внутривенную индукцию, и наоборот. Однако, в случае, если врач считает, что целесообразнее для данного ребенка проведение того или иного вида индукции, не следует предоставлять возможность выбора ребенку. Перед уходом анестезиолог должен повторить, что никто без него не возьмет ребенка на операцию.

    После общения с ребенком анестезиолог должен четко представлять, какую премедикацию, каким путем и где (палата, наркозная комната или прямо в операционной, если совершенно нет времени в связи с кровотечением) он решает назначить.

    стрессовая ситуация для ребенка и членов его семьи, поэтому нужна тщательная подготовка к ней.

    Для смягчения этого стресса и лучшей подготовки ребенка к операции, лучшей переносимости вмешательства во многих учреждениях работают детские специалисты-психологи, в задачу которых входит обсуждение предстоящей операции, зрительная подготовка, игротерапия, ассистирование в операционной. Такого рода специалисты хорошо знакомы с особенностями детского развития, обучены распознавать и переадресовывать эмоциональные посылы детей и их родителей. Во время зрительной подготовки ребенка к операции в кабинете детские используют соответствующий возрасту методический материал для объяснения, что будет происходить до, во время, после операции. Специалисты поощряют вопросы и проявление любых возможных страхов, разрешая неправильные представления ребенка до момента проведения оперативного вмешательства.

    Утром, в день проведения операции, психологи встречаются с членами семьи, оценивают уровень тревожности, устраняют беспокойство и предлагают развивающие игрушки детям в соответствии с возрастом. Игрушки отвлекают внимание и помогают вовлечь родителей в игру во время предоперационного ожидания. В целях подготовки к операции ребенку предлагают осмотреть специальную одежду, шапочки и маски. Это позволяет ему потрогать, почувствовать и понюхать медицинские принадлежности в спокойной обстановке до проведения лечебных манипуляций, что обеспечивает лучшую их переносимость в дальнейшем. Детей младшего возраста, которым планируют ингаляционную анестезию, просят попробовать различные запахи и выбрать один из них. Затем этим запахом маскируют начало ингаляционной анестезии.

    При простых вмешательствах, можно пригласить родителей в операционную для создания комфортной обстановки для ребенка во время проведения анестезии. Такая политика позволит избежать наиболее стрессового момента расставания родителей и ребенка во время проведения операции. Родителей необходимо информировать о том, что они могут увидеть, пережить и почувствовать во время анестезии ребенка. Ингаляционная анестезия проходит через несколько стадий, включая стадию возбуждения, во время которой дети кажутся крайне возбужденными. Это может встревожить и напугать неподготовленных родителей. Все мероприятия по подготовке ребенка к операции проводят детские психологи; родители знают, что кто-то присматривает за ними и их ребенком, помогает проводить хирургические манипуляции.

    Детям грудного возраста во время подготовки к операции может понадобиться премедикация антихолинергическими препаратами для предотвращения брадикардии, которая может развиться во время вводной анестезии. Вводная анестезия часто проводится ингаляционными анестетиками, такими как закись азота и галотан. После вводной анестезии устанавливают внутривенный периферический катетер для введения других медикаментов с целью поддержания анестезии. Регионарная анестезия (спинальная, эпидуральная и каудальная) также может служить дополнением к общей анестезии или использоваться отдельно у некоторых детей с хорошим эффектом. Например, у недоношенных детей часто проводят грыжесечение под спинальной анестезией, что позволяет быстрее вывести ребенка из анестезии и уменьшить риск послеоперационного апноэ. Комбинирование общей и регионарной анестезии позволяет «облегчить» общую анестезию и продлить послеоперационное контролирование боли.

    ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ОПЕРАЦИИ И АНЕСТЕЗИИ

    24.1. Влияние госпитализации и медицинского вмешательства на ребенка и роль анестезиолога

    Детский врач любой специальности должен всегда помнить, что госпитализация и последующие медицинские процедуры могут стать причиной серьезных психо-эмоциональных расстройств у детей (страхи, ночной энурез и др.). Длительность и выраженность подобных расстройств определяется различными факторами, наиважнейшим из которых является возраст ребенка.

    Младенцы до 6 месяцев жизни не подвержены эмоциональному стрессу, связанному с отрывом от родителей. С этой точки зрения, вероятно, дети этого возраста являются идеальными пациентами для врача, однако длительная разлука с родителями может привести к сложностям во взаимоотношениях между ними в будущем. Дети в возрасте от 6 месяцев до 4-х лет, особенно не посещающие детские дошкольные учреждения, пожалуй, наиболее чувствительны к изменениям связанных с госпитализацией. Им трудно объяснить необходимость их нахождения в больнице, они остро переживают разрыв с родителями и домом, и нет ничего удивительного в том, что именно у детей этой возрастной группы чаще всего возможно развитие отрицательных изменений в психическом статусе и поведении. Дети школьного возраста обычно значительно легче переносят госпитализацию и разлуку с родителями, т.к. любознательность и интерес к происходящему берут верх над отрицательными эмоциями. В подростковом и юношеском возрасте основные проблемы связаны с ограничением свободы, душевными переживаниями и страхом перед предстоящим наркозом и операцией.

    Очевидно, что характер и объем предстоящей операции также является важным фактором оказывающим влияние на психическое состояние детей. Большие по объему и травматичности хирургические вмешательства, операции на голове и лице, ампутации конечностей, операции на половых органах и др. оказывают сильное негативное психоэмоциональное воздействие и могут потребовать привлечение психотерапевта для последующей психологической реабилитации.

    Кроме этого, длительность пребывания в больнице, повторные госпитализации и оперативные вмешательства, особенно, если с предыдущими медицинскими манипуляциями у ребенка связаны неприятные воспоминания, также негативно воздействуют на психический статус ребенка.

    Желательно, чтобы психологическая подготовка к госпитализации ребенка для оперативного вмешательства начиналась родителями еще на догоспитальном этапе. Очень важно, чтобы естественное волнение родителей за исход операции и лечения не передавалось ребенку. Напротив, родители должны постараться внушить ребенку, что, попав в больницу, он не останется один, что они всегда будут рядом и ни в коем случае, в его присутствии, не высказывать сомнения в благополучном исходе. Проведенная родителями психологическая подготовка, без сомнения, оказывает благотворное влияние на ребенка и помогает легче перенести стрессовую ситуацию.

    После предварительной подготовки родителями, ребенок как бы передается “с рук на руки” врачу-анестезиологу, и естественно, первая встреча врача-анестезиолога с ребенком должна происходить в присутствии родителей. Длительность собеседования должна определяться возрастом ребенка, характером имеющейся патологии и особенностями предстоящей операции и анестезии.

    Общаясь с ребенком во время первичного осмотра, врач-анестезиолог должен изъясняться просто, понятно для ребенка, проявлять доброжелательность, заверить его, что в больнице ему ничего не угрожает. Ребенка сразу располагает к себе улыбающийся врач, который обращается к нему по имени и предлагает поговорить, подружиться. Хорошо, когда анестезиолог привлекает к беседе других детей, делает из них своих единомышленников, свидетелей и помощников, а своему подопечному «поднимает авторитет». Но при этом необходимо узнать все страхи ребенка и осторожно их рассеять, выяснить, что он знает о наркозе, дать подышать через наркозную маску, поиграть с ней ему и товарищам по палате, объяснить, что совсем не так уж страшно и больно, когда делают укол. Старших детей важно заверить, что они будут спать всю операцию, ничего не почувствуют и проснутся в палате. Не следует уходить от ответа, если ребенок интересуется, что ему будут делать во время операции. Если ребенку уже проводились операции под общей анестезией и у него остались неприятные воспоминания, например, неприятный запах ингаляционного анестетика, то можно предложить ему провести внутривенную индукцию, и наоборот. Однако, в случае, если врач считает, что целесообразнее для данного ребенка проведение того или иного вида индукции, не следует предоставлять возможность выбора ребенку. Перед уходом анестезиолог должен повторить, что никто без него не возьмет ребенка на операцию.

    После общения с ребенком анестезиолог должен четко представлять, какую премедикацию, каким путем и где (палата, наркозная комната или прямо в операционной, если совершенно нет времени в связи с кровотечением) он решает назначить.