Войти
Медицинский портал про зрение
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • На основе костной проводимости. Что такое костная проводимость звука и в каких случаях она выручает

    На основе костной проводимости. Что такое костная проводимость звука и в каких случаях она выручает

    Ее длина около 3,5 см. Основная функция евстахиевой трубы вентиляционная. Благодаря этому соединению барабанной полости с носоглоткой поддерживается одинаковое давление по обе стороны барабанной перепонки.
    При нарушениях проходимости трубы и уменьшении воздушного давления в барабанной полости втяжение барабанной перенонки ведет к увеличению акустического сопротивления звукопроводящей системы и слух снижается примерно на 15 дб для низких звуков. Вследствие всасывания кислорода его парциальное давление понижается и когда оно падает ниже 60 мм ртутного столба, т. е. ниже давления в капиллярах, из них начинается просачивание жидкости в полость среднего уха.

    Нарушения проходимости трубы отражаются и на величине внутрилабиринтного давления (Кобрак).
    В норме вентиляционная функция обеспечивается актом глотания и зевания, при которых трубы открываются.

    Евстахиева труба выполняет и дренажную функцию, благодаря которой жидкость из барабанной полости может эвакуироваться в носоглотку. Это способствует очистке среднего уха и защищает его от инфекции.

    Костная проводимость звука

    Помимо обычного пути через воздух , звуковые волны могут дойти до улитки и по костному (или тканевому) пути и вызвать раздражение рецептора.
    Это имеет место, в частности, тогда, когда вибрирующий предмет соприкасается с черепом , зубами или другими плотными тканями, хотя и в обычных условиях, при воздушной проводимости, часть энергии звука попадает в лабиринт по тканям черепа.

    Большое значение костная проводимость звука приобретает при поражениях звукопроводящей системы уха.
    Касаясь механизма костной проводимости , Бецольд отмечал, что вибрация костей черепа передается на стремя и в конце концов возбуждение рецептора возникает благодаря вибрациям стремени (остеотимпанальный путь).

    В настоящее время доказано , что существует и чисто костная проводимость, причем раздражение рецептора может осуществляться помимо стремени (опыты с удалением стремени).

    При этом происходит компрессия лабиринтной капсулы и усиленное давление на лимфу, вследствие которого мембраны окон выпячиваются в сторону барабанной полости. В фазе декомпрессии мембраны занимают свою обычную позицию. При этом величина сдвига мембраны круглого окна будет превалировать ввиду ее большей податливости (отсутствие костной основы и круговой связки). Сопротивление же подножной пластинки увеличено еще системой косточек и барабанной перепонкой.

    Считается, что в норме подвижность мембраны круглого окна примерно в 5-7 раз больше, чем подножной пластинки, и поэтому при компрессии улитки возникает смещение столба лимфы в сторону круглого окна и основная мембрана выпячивается в направлении scala tympani. При одинаковом сопротивлении окон никакого выгиба основной перепонки не получилось бы.
    Этот вид костной проводимости называется компрессионным .

    Очевидно, чем больше разница в сопротивлении со стороны обоих окон тем больше будет сдвиг. При этом механизме анкилоз стремени подведет к усилению костной проводимости. Легко видеть, что и при этом механизме состояние окон играет существенную роль, хотя они и не участвуют как проводники звуковых колебаний в лабиринт. Компрессионный механизм доминирует при частых колебаниях, когда в костях черепа наблюдаются зоны сжатий и разрежений.

    Кроме того, существуют и другие механизмы костной проводимости . Так, например, при малых частотах черен не только испытывает сжатие и декомпрессию, но приходит в колебание как целое, производя при приложении вибратора ко лбу движения вперед и назад, а при приложении к сосцевидному отростку - колебания во фронтальной плоскости. При этом благодаря инерции цепи слуховых косточек, свободно подвешенных на связках, череп то подвигается на стремя, то отходит, т. е. получается смещение между краем овального окна и подножной пластинкой.

    Этот модус называется инерционной костной проводимостью [Барани (Ваrаnу)]. Он превалирует при проведении малочастотных звуков. В отличие от компрессионной проводимости здесь главное значение имеет подвижность стремени, поэтому при анкилозе стремени компрессионная проводимость будет усилена, а инерционная - уменьшена. Их общим свойством является то, что звуковая энергия действует изнутри улитки кнаружи, а при обычной воздушной проводимости энергия действует снаружи внутрь.

    Кроме этих основных механизмов действия звуков по костной проводимости, имеются и добавочные механизмы. Так, например, колебания черепа часть своей энергии передают окружающему воздуху и звуковые волны обычным путем, через трансформационный аппарат, доходят до улитки.

    Колебания же костных стенок слухового прохода и стенок барабанной полости часть своей энергии передают воздуху и воздуху барабанной полости и таким путем доходят до улитки.

    Наконец, Бекеши придает известное значение колебаниям нижней челюсти, которые вызываются инерционным путем. Эти колебания вызывают соответствующие периодические сжатия и разрежения воздуха в слуховом проходе.

    Как видно, эти добавочные пути по механизму действия ближе стоят к обычной воздушной проводимости, при которой звуковая энергия действует снаружи внутрь. Поэтому исследования при помощи костной проводимости являются сложным методом, при котором действуют многочисленные механизмы, оказывая свое влияние в различной степени - в зависимости от характера звука и от патологических изменений в звукопроводящем аппарате.

    Особый способ подведения звука к улитке заключается в применении звукового зонда - вибрирующего стержня. Он позволяет сравнивать костную проводимость с результатами, полученными при приложении стержня к разным структурам звукопроводящего аппарата (к барабанной перепонке в области короткого отростка, к головке или подножной пластинке стремени и т. д.). Сравнение данных (остроты слуха), полученных при подведении звука к отдельным структурам, дает возможность судить о сохранности или нарушениях их функций.

    Среди многих неизвестных один важный факт можно считать установленным. Каким бы путем (по воздушной или костной проводимости) ни доставлялся звук к кортиевому органу, в конце концов, возбуждение происходит благодаря тождественным процессам (передвижению столба лимфы и выгибу основной мембраны). Это было доказано Бекеши: подводя к уху звуки одинаковой силы и высоты по воздушной и костной проводимости, но противоположные по фазе, ему удалось получить интерференцию и погасить слуховое ощущение.

    Мы изрядно пишем о технологии костной проводимости на страницах Geektimes:

    И за это время вместе в с вами видели, как возникла эта технология, как и кому она помогает в медицине и почему она «перекочевала» в нишу потребительских наушников и гарнитур. Однако как продавец я часто сталкиваюсь с довольно странными вопросами от клиентов из серии, не вредно ли для мозга, не раздробит ли мой череп или комментариями типа: да это обычные наушники, просто звук сильно идет и все слышно…

    Сегодня я постараюсь разобрать все популярные заблуждения о гарнитурах с костной проводимостью звука и расскажу вам, как за 5 минут создать свой наушник на базе этой технологии в домашних условиях, чтобы вам не приходилось верить мне на слово.



    Костная проводимость звука

    Технология передачи звука к внутреннему уху через кости черепа, которая широко применяется и людьми с нарушениями слуха, и без показаний. Если совсем упрощенно, то наша звуковоспринимающая система устроена таким образом, что звуковые волны сперва проходят наружный слуховой проход, а затем вызывают колебания улитки - части внутреннего уха, которая отвечает за слух.

    При костной проводимости звука звуковые волны декодируются и трансформируются в вибрации, которые отправляются напрямую к внутреннему уху, в обход наружного слухового прохода, выступая как бы в качестве «барабанной перепонки».

    Нередко костную проводимость звука связывают исключительно с медициной, и долгое время, по большому счету, только там она и применялась. Проще говоря, все нарушения слуха принято делить на две большие группы:

    • Кондуктивная тугоухость - поражение звукопроводящей системы на уровне внешнего и среднего уха при полном/частичном функционировании внутреннего уха.
    • Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость - обратная первой: поражение звукопроводящей системы на уровне внутреннего уха.

    Как следствие, пациентом с кондуктивной тугоухостью могли быть показаны устройства: наушники, слуховые аппараты с технологией костной звукопередачи.

    В связи с этим, Заблуждение первое: Костная проводимость - какая-то новая технология, еще не опробованная и широко не применяемая

    Это не так. Появление технологии связывают с именем великого музыканта Бетховена, который, по легендам, писал музыку, потеряв слух. На самом деле слух он потерял не окончательно и сохранил частичную способность слышать внутренним ухом. Во время работы он использовал специальные трубки и тросы, которые прислонял к височной кости или закусывал зубами с одного конца, а другим прислонял к музыкальному инструменту.

    Кстати о зубах. Не малую роль в развитии и осмыслении данной технологии сыграли именно стоматологи, обратив внимание на связь между «потеря зубов - ухудшение слуха». Однако еще задолго до современных исследований на эту тему, в середине 20 века был введен в обиход термин "Остеоинтеграция (Оссеоинтеграция) ", и во многом благодаря результатам исследований в этой области появились в 1970-х годах имплантируемые слуховые аппараты костной проводимости.

    Речь идет о процессе регенерации живой кости вокруг имплантируемого материала, и в результате ряда исследований наибольшей «уживчивостью» характеризовался титан, что тогда - в 1970-х позволило существенно улучшить качество стоматологических услуг, как минимум, а в дальнейшем определило на долгое время метод вживления слуховых аппаратов.

    Речь в первую очередь идет о костных слуховых аппаратов BAHA.

    Модели состояли из 3-х частей, одна из которых - как раз титановый штифт. На самом деле имплантируемые модели оказались достаточно сложными в плане «монтажа», и с начала процесса вживления до окончательного полноценного функционирования аппарата могли пройти долгие месяцы, и нередкими были случаи, когда титан не приживался.

    Несмотря на столь давнюю историю костная проводимость для большинства людей была и остается диковинкой. И связано это еще и с тем, что поражения слуховой системы на уровне внутреннего уха куда более частые. Так что совсем не удивительно, когда анонсированная в Google Glass костная проводимость в дужке была принята с удивлением и широко обсуждалась в прессе.

    В связи с этим, заблуждение второе: это опасно для мозга и это вообще раздробит мой череп

    Презентуя нашу продукцию на выставках, я сотни раз слышал вопрос: «А это не опасно», который возникал после первого прослушивания наших наушников. Дело в вибрации, которая для тех, кто сталкивается впервые с костной проводимостью, необычна.

    Сказать надо следующее: как и любые другие наушники, наушники с технологией костной проводимостью могут влиять на слух в сторону ухудшения, и с этим никто ничего и никогда не сможет поделать. Но использование костных девайсов гораздо менее опасно, нежели обычных, так как звук «обращается» к менее чувствительному органу и более защищенному, чем наши барабанные перепонки.

    Череп это также не раздробит, и если бы это - было «побочной реакцией», то мы бы все давно уже были безголовыми. Дело в том, что звук собственного голоса мы слышим именно внутренним ухом. Кстати, во время костной проводимости лучше воспринимаются низкие частоты, потому и собственный голос кажется нам чуть более низким, чем потом - на записи, например. Попробуйте заткнуть уши и прочитать, скажем, какой-нибудь стих. Если в финале голова на месте, то и в будущем - все будет в порядке.

    Однако подобный метод - не единственный способ испытать в домашних условиях это «чудо», и сейчас я напомню вам, как сделать наушник с костной проводимостью звука в домашних условиях за пять минут. Или за 10, если у вас есть паяльник и изолента.

    Как сделать

    Исходя из конструктивных особенностей наушников и гарнитур данного типа, «источником» вибрации в них является пьезоэлемент, который преобразует звук в механические колебания. Поэтому для начала я выбрал самый дешевый пьезозуммер без генератора.

    Затем мне потребовались обычные наушники, ножницы и - в моем случае - два крокодильчика.

    1. Разобрать пьезоэелемент
    2. Обрезать наушники
    3. Скрестить (в моем случае) синеватый и красный провод
    4. Скрестить два медных провода
    5. Скрестить черный провод пьезоэлемента с синеватым и красным
    6. Скрестить красный провод пьезоэлемента с медной парой

    Итак, прощаемся с наушниками и берем звукоизлучатель.

    Излучатель тоже надо вынуть из «коробки», после чего он станет выглядеть так:

    Затем оголяем провода и скручиваем их между собой.

    После чего цепляем крокодильчики или паяем. На самом деле не важно, какую пару, куда цеплять: черный с цветными или красный с цветными. Важно, чтобы цветные и медные были скручены отдельно. Я сделал, как в пункте 5 и 6.

    Затем включаете музыку и прикладываете пластинку к голове. Чтобы исключить эффект недоверия, так как звук из этого «динамика» вы расслышите и до того, как поднесете его к черепу, изловчитесь заткнуть уши.

    Наушники :

    • Диапазон частот: 20 - 20000 Гц
    • Импеданс: 32 Ом
    • Чувствительность: 94 Дб
    • Максимальная входная мощность: 10 мВт

    Пьезоизлучатель :

    Также уточню, что все наши дешевые пьезоизлучатели высокочастотные, и потому качество моего «наушника» демонстрационное в большей степени, однако все достаточно разборчиво, в чем вы сможете убедиться, поддавшись на этот эксперимент.

    В связи с этим, еще один вопрос, на который мне приходилось часто отвечать: технология нигде не прижилась, и вы ее мне пытаетесь «впихнуть»

    Миф, который возник из-за недостаточного просвещения и малого ассортимента потребительской электроники такого типа. На самом деле технология костной проводимости звука нашла применение в самых разных областях человеческой деятельности, а в некоторых уже даже обозначилась конкуренция. Перечислю некоторые.

    Армия и охрана

    Ключевая особенность гарнитур и наушников с технологией костной проводимости: они позволяют не закрывать ушные раковины, и человек остается восприимчивым к звукам окружающей среды, при этом четко различая то, что ему говорят/поют в наушниках. По этой причине такая технология широко применяется в военном оборудовании, что позволяет лучше концентрироваться и быть внимательным к командам извне и внешним обстоятельствам.

    Медицина

    Как уже говорилось, костная проводимость используется в медицине при определенных типах нарушений слуха у взрослых и детей. Широко применяются аналоговые и цифровые слуховые аппараты имплантируемого типа - у взрослых или слуховые аппараты с оголовьем у детей.

    Под водой

    Особенности конструкции костюма аквалангиста не позволяют использовать обычные системы сообщений, поэтому в этом случае для общения применяются девайсы с использованием технологии костной проводимости. Одним из создателей такой конструкции, к моему удивлению, был бренд Casio.

    Спорт и туризм

    Все по той же причине - открытые уши - технология стала использоваться в спортивных гарнитурах, что позволяло бегать или кататься на велосипеде и с музыкой, и с открытыми ушами, а так как большинство таких девайсов оснащалось микрофоном, то и доступ к телефону во время занятий спортом переставал быть необходим: ответить на звонок можно было кнопкой с девайса.

    В обычной жизни такие наушники вытесняют устройства Hands free, и особенно привлекательными они стали для автомобилистов, что позволяет им также и слушать музыку, и отвечать на звонки, и контролировать ситуацию на дорогах.

    И если на медицинской арене самым громким именем, наверное, по сей день остаются BAHA , а в охранных системах на память приходит Kenwood , то безапелляционным лидером и эталоном для подражателей на рынке гарнитура остается компания Aftershokz .

    Aftershokz

    Так как Medgadgets является официальным партнером Aftershokz в России, я коротко напомню о том, что они делают. Компания специализируется на потребительских гарнитурах с технологией костной проводимости, и в настоящее время в линейке две модели:

    Компания презентовалась на одном из CES, и сегодня неизменно присутствует в прессе в качестве одних из лучших наушников для спорта или лучшим вариантов гарнитур с технологией костной проводимости.

    Приглашаю посмотреть на беспроводную версию наушников - Aftershokz Bluez2

    Коробка

    Девайс продается в коробке, и внутри, кроме шаушников, вы найдете чехол для них, «дополнительное оголовье», пару маленьких светоотражателей-наклеек и провод для зарядки.

    Сама коробка оформлена на английском, но благодаря понятной символике, ее прочтение не составляет труда, и любой, кто возьмет ее в руки без проблем догадается, что там - именно наушники.

    Дизайн

    Внешне они представляют собой цельную, несгибаемую конструкцию, по краям которой располагаются источники звука и микрофоны.

    Микрофонов - несколько. И их количество продиктовано конструктивными особенностями наушников такого типа, чтобы лучше различать ваш голос. При этом в Aftershokz используется специальная интеллектуальная технология «отсеивания» посторонних шумов.

    Откровенно говоря, дизайн устройств такого типа очень замкнут, так как они в прямом смысле «на»-ушники и крепятся, благодаря тому, что дужки перекидываются на уши, источники звука фиксируются на скулах, оставляя уши открытыми.

    Кнопка, которую вы видите, активна, и с ее помощью можно, например, ответить на звонок. Вообще надо сказать, что позиционируя себя как безопасные наушники для спорта, Aftershokz вынесли все необходимые элементы управления на корпус девайса, чтобы во время бега или поездки на велосипеде меньше отвлекаться на телефон.

    В некоторых случаях для лучшего крепления на голове можно использовать «дополнительное оголовье» - силиконовую как бы прослойку, которая, как уже говорилось, прилагается.

    Bluez и Bluez2

    Дизайн Bluez2 существенно переосмыслен относительно первой версии. Те же кнопки «ушли» с затылка, удобно расположившись сбоку. За ними следом отправился аккумулятор, что сильно сказалось на балансе наушников и комфорте при ношении.

    Динамики также слегка модернизировали:

    Синхронизация

    Aftershokz Bluez2 синхронизируется с устройствами с помощью Bluetooth, не требуя никаких дополнительных приложений или настроек.

    Технические характеристики

    • Тип динамиков: преобразователи для костной проводимости
    • Частотный диапазон: 20 Гц – 20 кГц
    • Чувствительность динамиков: 100 ±3 дБ
    • Чувствительность микрофона: -40 ±3 дБ
    • Версия Bluetooth: 2.1 +EDR
    • Совместимые профили: A2DP, AVRCP, HSP, HFP
    • Диапазон связи: 10 м
    • Тип батареи: литий-ионная
    • Время работы: 6 часов
    • Режим ожидания: 10 дней
    • Время зарядки: 2 часа
    • Цвет: черный
    • Вес: 41 грамм

    Обратите внимание, что никаких «дырочек» на динамиках нет:

    Однако звук вам слышен.

    Уже не одну статью я посвятил замечательному явлению костной звукопроводимости, а точнее технологии, использующей этот феномен. Об истории и сути явления можно почитать здесь, а подробные обзоры и - наушников от Aftershokz - ещё больше проливают свет на происходящее. Казалось бы, что ещё можно добавить? Я восторжено люблю «bone conduction», считаю её полезной и удобной фичей и всячески рекомендую читателям с ней ознакомиться. Однако, как и всё новое и незнакомое, костная проводимость будоражит мысли людей (и мои в том числе): не вредно ли? Не опасно? Не лишусь ли я слуха через пару лет использования таких наушников?

    Присущая человеческому существу ксенофобия ядовито шепчет: «ещё как опасно! Того и гляди, уши отвалятся!». А интуиция вкупе со здравым смыслом подсказывают, что волноваться не о чем. Тем не менее, современная наука не водит дружбы с абстрактным «здравым смыслом», требуя аргументации и доказательной базы. Вопрос осложняется тем, что какого-либо научного исследования, посвящённого костной проводимости, мне найти не удалось. Поэтому всё что нам остаётся сейчас - попытаться разобраться в вопросе самостоятельно.

    Физика

    Для начала следует разоблачить следующее утверждение, которое часто можно видеть в некоторых авторских текстах: «в отличие от обычных наушников, посылающих звуковую волну в ушной канал, устройство с технологией костной проводимости (далее КП) транслирует звук через кости посредством вибрации». Ничего глупее выдать, наверное, нельзя, когда говоришь о звуке: просто потому, что звук в узком смысле - это и есть звуковая волна, и никаким другим образом он не может быть доставлен к внутреннему уху.

    Я поясню. Звуковая волна - это физическое возмущение в виде колебаний атомов вещества. Неважно, какого вещества: воздуха, воды, бетонной стены (привет соседу-пианисту) или кости черепа. Звуковая волна, прежде чем достичь ушной раковины, может пройти долгий путь, «пробравшись» сквозь жидкости и твёрдые тела. Те есть, с физической точки зрения нет никакой разницы, передаются ли колебания в разреженных атомах воздуха или в плотной среде кристалла алмаза. Здесь имеет место быть одно и то же явление под названием «звуковая волна», и никакие «вибрации» нельзя ей противопоставить.

    Через твёрдые тела звук проходит даже быстре, чем по воздуху

    Корректнее было бы саму волну сравнить с вибрацией или колебанием, но это лишь вопрос терминов. Резюмирую: обычно звуковая волна проходит к внутреннему уху через воздушное пространство в ушном канале и твёрдые тела в виде барабанной перепонки и костей среднего уха - то есть просто меняется вещество, по которому транслируется звук.

    Костная проводимость - это упрощённая «доставка» звука к улитке через скуловые кости. Эти кости менее чувствительны, чем, например, наковальня и стремечко (кости среднего уха), и в том числе поэтому, звук, «полученный» благодаря КП, не такой отчётливый и явный.

    Путаница же с «вибрацией» возникает, потому что в наушниках с технологией костной звукопроводимости на низких частотах отчётливо ощущаются физические колебания. Причины тому следующие: во-первых, чаши устройства плотно прилегают к вискам (если приложить диафрагмы обычных наушников к коже, вибрацию тоже можно ощутить), и во-вторых, такие гаджеты оснащены пьезоэлектрическими излучателями.

    Как раз от «ощутимой вибрации» проиводители стараются избавиться (в почти получилось) как от неприятного (не более того) эффекта. Что же касается типа излучателя, здесь мы это рассматривать не будем, поскольку слабые электромагнитные поля практически безвредны для организма, да и присутствуют во всех типах наушников.

    Медицина

    Когда речь заходит о вреде здоровью, медстуденты знают: полностью доказать, что феномен безвреден, невозможно - можно доказать, что он причиняет вред. Поэтому за отсутствием научной исследовательской базы будем плясать от обратного.

    Мы знаем, что технология костной проводимости звука пришла в потребительский сегмент из медицины (первыми её позаимствовали военные). В широком смысле ничего не изменилось с начала XX века - КП успешно используют в слуховых аппаратах для людей с индуктивной глухотой или тугоухостью (в случаях когда повреждена, например, барабанная перепонка, а внутреннее ухо здорово). Мединженеры применяют даже более «агрессивное» (чем у наушников) вторжение в организм: такие аппараты представляют собой титановый штифт, вкручивающийся в височную кость наподобие болта (остеоигтегрированный имплантат).

    Зачем нужен имплант? Таким образом достигается более плотное взаимодействие источника звука с костями черепа. Я перечитал всё, что можно было найти об истории развития таких аппаратов, и не нашёл ни единого случая ухудшения слуха после их вживления. На заре развития этого направления в мединженерии было немало проблем во время интеграции самих имплантов: нередко организм «отказывался» их принимать. Однако, как я и сказал, слух (как и что-либо другое) у пациентов не нарушался.

    У пионера и лидера в производстве слуховых аппаратов с КП - компании Baha более ста тысяч пациентов, носящих в данный момент костные импланты. Среди побочных эффектов хирургического вмешательства и последующего использования устройств с КП называют: раздражение кожи вокруг штифта, возникновение гематомы из-за неаккуратной интеграции, отмирание частиц кожи и, как самое опасное, занесение инфекции или нанесение травмы при неудачной операции. Как видим, все неприятности связаны исключительно с хирургическим вживлением импланта.

    Во-вторых, аппараты с КП назначаются не только людям с хронической индуктивной тугоухостью, но и как временная мера при ослаблении слуха от инфекций. То есть, даже люди с «целыми» ушами носят такие аппараты во время болезни среднего уха, а по выздоровлении возвращаются к обычному способу восприятия звука. Никаких ухудшений слуха у них также не возникает.

    И наконец, мой самый любимый аргумент - дети. Слуховые аппараты с КП назначаются и вживляются детям так же успешно, как и взрослым людям - а мы знаем, что детский слух (это справедливо для всех млекопитающих) гораздо чувствительнее «окрепшего» слуха взрослого дядьки. Противопоказаны импланты лишь больным синдромом Дауна (не только детям) и малышам, у которых толщина черепа ещё не достигла 2,5 мм.

    Что же делать, если слух нарушен у маленького ребёнка? Малышам назначают - барабанная дробь - слуховые аппараты с КП без вживления импланта (то есть устройства, технически аналогичные потребительским КП-наушникам). Детские аппараты крепятся к мягкому бандажу: это нужно для того, чтобы излучатели плотнее прилегали к вискам ребёнка. Такие аппараты делает и Baha и, например, компания Oticon. Как видим, даже самым маленьким КП не противопоказана. А ограничения в данном случае полностью соответствуют классическому предостережению: не слушайте громко музыку - так повредить слух можно хоть с КП, хоть без неё.

    Голоса в голове

    Главные доказательства я уже привёл, поэтому несущественные аспекты, вроде «мы слышим собственный голос через кости черепа постоянно» оставим для другой темы (хотя не без них, конечно). Подведу итог:

    1. Физически костная и «ушная» звукопроводимости не отличаются. При КП звуковые волны проходят через кости черепа таким же образом, как и при трансляции через кости среднего уха.
    2. Слуховые аппараты с технологией КП успешно применяются для помощи людям с нарушениями внутреннего уха. Никаких ухудшений слуха при этом не выявлено.
    3. Слуховые устройства с КП назначаются также людям с временными инфекционными заболеваниями. Впоследствии импланты им удаляют, то есть при лечении учитывается, что человек вернётся к естественному способу восприятия звука.
    4. Детям тоже успешно вживляют штифты. Самые маленькие пациенты (с тонкими костями черепа) носят аппараты с КП без вживления импланта.

    Для научной дискуссии эти аргументы, вероятно, нуждались бы в более обширном изложении (во много раз вревосходящем формат популярной статьи), но для вашего (и моего) успокоения, как мне кажется, этого вполне достаточно. Если вы несогласны, буду рад увидеть комментарии к материалу.

    И не забывайте заходить на наш Telegram-канал: именно там мы впервые публикуем всё самое интересное - не менее интересное, чем технология костной проводимости!

    В прошлый раз на моем рабочем столе оказалась вибрационная колонка Partyfon , которая передавала вибрации на поверхность стола, а он издавал звук, который улавливался моими ушами. Теперь, все от того же , ко мне прибыло не менее интересное устройство. Интересно оно тем, что исключает посредника между источником звука и моим ухом. Устройство передает звук напрямую в ушную раковину. Это наушники, но наушники с функцией костной проводимости.

    Когда я учился в школе и ходил на уроки музыки, то на одном из уроков, учитель рассказал интересную историю о Людвиге Бетховене . Нет, не смешном сенбернаре, который заливал слюной не только своих хозяев, но и всех недоброжелателей. Речь шла о композиторе, жившем во времена Наполеона (это не торт, а император Франции) . В самом расцвете творческих сил Бетховен начал терять слух. А что может быть хуже для композитора, чем оказаться без слуха? Как тогда сочинять музыку, если не можешь ее услышать? Но находчивый Людвиг, а может быть идею ему подсказали его многочисленные друзья, использовал как раз костную проводимость для того, чтобы слышать воспроизведение своих произведений! Он зажимал зубами трость и упирался ей в корпус музыкального инструмента, например, рояля. Вибрации, издаваемые струнами рояля, не только генерировали звук, но и передавались по трости к Бетховену. Плотно зажатая трость передавала звуковую вибрацию через зубы и кости прямиком ко внутреннему уху композитора. И он слышал свою музыку!

    С тех пор минуло немало времени и технологии ушли далеко вперед. Трости нынче не в ходу, да и зажимать их зубами явно не стоит. Способностью костей человеческого черепа проводить вибрацию и звук, человечество активно пользуется уже не первый десяток лет. Правда, раньше костной проводимостью пользовались, в основном, военные, секретные агенты, да люди с поражением барабанных перепонок, а вот сейчас прослушивание звука через кости доступно и обычному человеку!

    Наушники костной проводимости Blues 2S

    Итак, знакомьтесь, наушники с костной проводимостью Blues 2S от Даджет. Я не буду долго задерживаться на упаковке и комплектации, отмечу лишь то, что продукт с первого же момента говорит о том, что ко мне на тестирование попало всамделишное премиальное устройство. Я давно не сталкивался с подобной качественной и дорогой упаковкой. С первого же касания коробки осознаешь, что у тебя в руках достойная вещь. Упаковка, немного замысловатая, больше напоминает коробочки для дорогих украшений. Твердый картон, отличная полиграфия, а внутри пластиковый враппер, еще лучше защищающий наушники от повреждений. Помимо инструкции на русском языке в комплектацию входит MicroUSB кабель для зарядки, световозвращающие наклейки, ремешок для использования наушников на мелких головах, да матерчатый чехольчик. Отрадно, что производитель позаботился, в том числе, и о безопасности потребителя. Световозвращающие наклейки помогут заметить бегуна или велосипедиста в темное время суток на дороге. И наклейки лишь маленькая толика той заботы о вашей безопасности, что вы получаете вместе с наушниками Blues 2S.

    Наушники выполнены в виде оголовья, которое следует одевать, не как обычно, сверху на голову, а сзади. Таким образом наушники располагаются правильно и излучающими площадками прижимаются к голове рядом со слуховым каналом. Вес и давление на голову почти не ощущаются, так как наушники весят всего ничего, какие-то жалкие 40 грамм. Это же меньше трети веса современного телефона! К внешнему виду устройства у меня, аналогично как и к упаковке, нет никаких претензий. Все выполнено на высочайшем уровне. Производитель применил качественный пластик, резину, не поскупился на дополнительные сведения по подключению наушников к источнику звука на внутренней поверхности наушников, отдельные кнопки и заглушку для порта зарядки.

    Как работает?

    Отличительной способностью наушников с костной проводимостью от обыкновенных наушников в том, что для воспроизведения звука не используется барабанная перепонка слушателя. Если посмотреть на строение уха и попробовать понять, каким образом звук воспринимается, то будет очевидно, что, для начала, звуковое колебание воздуха попадает во внешнее ухо. Там, звуковая волна воздействует на барабанную перепонку, которая передает колебания через систему «косточек», называемых молоточком и наковальней, на так называемую улитку, наполненную нервными окончаниями. Где колебания и превращаются в электрические импульсы, спешащие по нервам прямиком в мозг.

    Но в наушниках костной проводимости все немного проще. Благодаря передаче звуковой вибрации по височной кости сразу на улитку, удается избежать весьма длительного маршрута, связанного с молоточками, наковаленками, барабанными перепонками. Сигнал поступает чуть ли не прямо в мозг! Или, по крайней мере, маршрут значительно сокращен.

    С одной стороны, сокращение маршрута, должно привести к увеличению качества восприятия звука, так как исключается несколько промежуточных механизмов, привносящих искажения. Но с другой, остаются проблемы поглощения звука костью и точностью подстройки наушников под конкретный череп. Немного ниже, путем эксперимента, попробуем разобраться, насколько звук, идущий через наушники, с костной проводимостью, прямиком в голову отличается от звука, передаваемого традиционным путем через обыкновенные наушники.

    Для чего нужны наушники с костной проводимостью?

    Если оставить за скобками различные способы передачи звука от источника к потребителю, то основное отличие Blues 2S от традиционных наушников в том, что они не закрывают слуховой канал в ухе. Наушники прилегают к височной кости, оставляя слуховой канал полностью открытым. А что это значит? Открытый слуховой канал будет воспринимать звуковой поток, идущий из внешнего мира, а наушники с костной проводимостью будут транслировать звук параллельно звуку из реального мира. Конечно, многие используют наушники, в особенности устанавливаемые внутрь ушного канала, чтобы защититься от внешнего шумового воздействия и насладиться как можно более чистым звуком. Ну что же, стремление вполне обоснованное, я и сам иногда прибегаю к таким наушникам, чтобы только не слышать то, что происходит за пределами моего микро-мирка. Но бывают ситуации, когда слышать то, что происходит вокруг строго обязательно, иначе могут появиться жертвы и образоваться травмы.

    К подобным ситуациям относятся, в первую очередь, спортивные занятия на открытом воздухе. Бежите вы трусцой или прохватываете на байке, заткнув свои уши наушниками, вы слепните на одно из своих чувств, вы натурально глохните. А опасность может подкрасться сзади, совершенно не замеченной вами… Что еще? Любая деятельность, сопряженная с повышенным риском, требует привлечения как можно большего количества органов чувств. Строители, водители, дворники, операторы атомных электростанций эскалаторов и прочие, прочие, прочие. Монотонная работа, не требующая умственных напряжений, позволяет, как правило, слушать что-то увлекательное, но звуковой канал должен воспринимать информацию и предупреждать человека в случае возникновения внешней опасности.

    Полнейшая комплектация: коробка, наушники, наклейки, кабель, инструкции... И даже мешочек для переноски!

    Приведу свой собственный пример. Я люблю побегать или покататься на велосипеде. Довольно-таки часто бег или поездки утомляют. Я уже ездил по маршруту раз сто, как минимум, да и нарезать круги на школьном стадионе - занятие монотонно-утомительное. Уже через какое-то время тебе становится скучно и хочется занять чем-то простаивающие мозги. Например, ублажить их музыкой или покормить очередной умной книжкой. Но как только вставляешь в уши затычки, так сразу же начинаешь воспринимать внешний мир как картинку на экране широкоформатного телевизора, сидя на диване. А сзади может оказаться автомобиль с ополоумевшей дамочкой за рулем, разъяренный конь, скинувший всадника и несущий не разбирая дороги, полиция в лице старшего сержанта Нетопырчука, гонящаяся за преступником и во все горло орущая: «Стой! Стой, гад! Стрелять буду!». А отменной меткостью в стрельбе отличается не каждый полисмен.

    Именно для таких ситуаций, когда и хочется чем-то загрузить свой слуховой канал, и в тоже время обязательно нужно слушать и слышать то, что происходит вокруг, и предназначены наушники с костной проводимостью, например, . И в тоже самое время, наушники с костной проводимостью будут бесполезны, или почти бесполезны, если пытаться их применять в шумной обстановке. В метро или рядом с отбойным молотком вы гарантировано будите слышать шум поездов и удары пики о бетон, а не ублажающие песни очередной поп-дивы. Хотя, русский человек всегда найдет выход из любой сложной ситуации. Слуховой канал можно изолировать при помощи полиуретановых беруш или аналога, а костные наушники использовать по прямому назначению. Кстати, эту версию тоже стоит проверить опытом.

    Blues 2S на практике

    Честно говоря, испытать наушники с костной проводимостью мне хотелось давно. Обычными наушниками я пользуюсь регулярно и в разнообразных ситуациях. У меня их целый набор для разных обстоятельств. В одних я слушаю аудиокниги в транспорте, другие применяю для аудиоконференций, третьи же применяются исключительно для общения по Skype… Для оценки наушников я воспользуюсь двояким подходом. Для начала испытаю их на способность воспроизведения различных звуковых частот, а затем попробую наушники Blues 2S в различных применениях в окружающем мире.

    Особенности реализация передачи звука в Blues 2S

    Первое, что необходимо знать о Blues 2S, так это то, что не весь звук передается путем костной проводимости. Наушники оснащены обычными акустическими излучателями, которые предназначены для вывода средних и высоких частот, а заодно располагаются максимально близко к ушному каналу. Но и это еще не все. Ввиду того, что в конструкции применяется обыкновенный акустический тракт, то для устранения ненужных искажений и дребезжаний корпуса, в наушниках применена специальная технология, позволяющая устранить вышеназванные недостатки. Плюс значительно уменьшена утечка звука мимо уха. Как? Звук, излучаемый наушниками, распространяется непосредственно в сторону слухового канала, где и проникает в ухо слушателя естественным образом. Изоляция, конечно, не стопроцентная. Но позволяет слушать и слышать звук через наушники, не сильно беспокоя окружающих.

    А вот, что касается низких и части средних частот, то тут все куда более интересно. В той части наушников, которая непосредственно прилегает к лицу, спрятаны небольшие электромагниты. Оные устройства генерируют вибрацию, которая передается костям через специальные выступы на наушниках. А дальше в силу вступает уже костная проводимость, упомянутая в начале обзора. Поэтому не стоит ожидать, что в случае наличия проблем со слухом, вы сможете полноценно наслаждаться музыкой, либо наоборот, наслаждаться любимым произведением в очень шумной обстановке. Увы, в таком случае остается только низкочастотная составляющая, а ее одной явно недостаточно.

    Звуковой тракт Blues 2S

    Производитель заявляет частотный диапазон в пределах от 20 Гц и до 20 кГц. Однако, проведенный опыт показал, что на полной мощности устройство способно выдавать звук начиная с 35 Гц и до, примерно, 17 кГц. Результат хоть и не выдающийся, но вполне неплохой. Частоты свыше 15–16 кГц вообще мало кто слышит из взрослых людей. Провал по низким частотам, по всей видимости, связан с тем, что в небольшие наушники инженерам так и не удалось интегрировать мощные электромагниты, способные прокачать кости черепа на частотах ниже 35 Гц. Да и скромная батарея не позволила бы наслаждаться музыкой часами. Но с моей точки зрения, неспособность передачи слишком уж низких частот даже к лучшему. Вдруг, там, в голове, на каком-то особо закрученном переборе от Deep Purple что-то возьмет и перемкнет?

    По высоким частотам нареканий нет совсем никаких. Никаких искажений или излишнего «писка» мне моими музыкальными ушами разобрать не удалось. Звук очень качественный и, пожалуй, в этом заслуга еще одной технологии примененной производителем. Наушники автоматически изменяют характеристику звука в зависимости от того какие частоты воспроизводятся. Происходит подстройка звука под некую усредненную голову, ее характеристики звукопроводности. Видимо моя голова близка к средней голове человека, вот я и не воспринимаю никаких искажений. Да и дребезга тоже нет.

    Используем Professioanl Tone Generator для проверки звукового тракта наушников

    Важное замечание. Я несколько раз упомянул о том, что вибрации для костной проводимости генерируются электромагнитами. И это действительно так. Вибрации возникают под действием магнитного поля, генерируемого электрическим током в обмотке электромагнита. Точно так же работают почти все звуковые динамики, включая миниатюрные для обыкновенных наушников. Но на кости вибрация передается не магнитным полем. Электромагниты заставляют вибрировать специальные площадки, которые, в свою очередь, передают вибрации костям. Поэтому не стоит беспокоиться о том, что электромагниты своим магнитным полем испекут ваш мозг словно испорченная микроволновка.

    А что будет если…

    Хватит теорий, даешь практику!

    Для начала опробуем Blues 2S от Даджет в условиях тихой переговорной комнаты. В полнейшей тишине, когда никакой посторонний звук не мешает наслаждаться музыкой, возможности Blues 2S действительно впечатляют. Воспринимаемый на слух звук очень чистый, без посторонних искажений и вкраплений, характерных для беспроводной передачи звука. Если запастись хорошей записью симфонического оркестра, то в наушниках отчетливо слышатся отдельные музыкальные инструменты, все оттенки и нюансы исполнения, да и кашель зрителей, шуршание программок и звонки мобильных, не ускользнут от вашего внимания. Детализация максимальна, насколько это возможно при подключении через Bluetooth и при использовании портативного, многофункционального устройства воспроизведения, разумеется.

    А если попробовать послушать Blues 2S в офисном OpenSpace, когда сотрудники галдят о своих домашних невзгодах? Музыку все равно слышно. Тонкие нюансы пропадают, но общая канва сохраняется и позволяет по-прежнему наслаждаться музыкальным сопровождением. Ропот людей на фоне исчезает, его поглощает звук наушников. А если источник постороннего звука располагается близко, например, прибежала Наташка из отдела снабжения с каким-то неважным делом, то ее щебетание с легкостью пробьется сквозь аккорды до вашего слуха. Полное впечатление, как если бы на голове сидели простые накладные компьютерные наушники из серого пластика. Музыку слышно, но и не пропустишь грозную поступь приближающегося начальника.

    Blues 2S бывают не только черного, но еще и красного, и светло-зеленого (неон) цвета

    В ресторане, куда приходят люди перекусить и культурно отдохнуть, ситуация меняется в корне. По СанПину звуковое давление в подобных заведениях во время обеда допускается на уровне до 70 dBa в виде постоянного фона. Представляете, как галдят за едой люди? Тут насладиться музыкой помогут только специализированные решения либо с активной, либо с пассивной звукоизоляцией. В столовой Blues 2S уже начинают пасовать, против скрежета алюминиевых ложек по дну тарелок, с открытой конструкцией не попрешь.

    Чтобы понять насколько хороши Blues 2S на улице с оживленным движением я вышел на Моховую и наблюдая за низкими облаками, проплывающими над Кремлем, постарался услышать мой любимый трек. Чуда не случилось. Шум шин по свежеуложенному нано-асфальту, да рев двигателей тюнингованных «Лада Приора» цвета спелого баклажана, отбивают любое желание воспользоваться устройствами по типу Blues 2S. Все же они созданы для иных условий.

    А если переместиться в салон современного автомобиля и попробовать применить наушники с костной проводимостью там, то обнаруживаешь, что прослушивание вполне комфортно, особенно если не открывать окна и не раскручивать двигатель до красной риски. Музыку слышно, равно как и других участников движения, изъявивших желание посигналить. Кстати, в некоторых странах вообще запрещено водить в наушниках, отстраняясь тем самым от внешнего мира. Дескать, это слишком опасно. В Blues 2S от внешнего мира не отделяешься, но поймет ли это полицейский? Вряд ли. Зато за использование в качестве гарнитуры «Свободные руки» отечественная полиция только пожмет вашу мужественную руку за следование нормам закона.

    Если отстраниться от музыкальных пристрастий, и рассмотреть другие аспекты использования наушников с костной проводимостью, то могу заметить следующее. Для прослушивания аудиокниг наушники подходят не хуже, чем для музыки. Чтеца слышно идеально, даже в относительно шумном помещении. Управлять воспроизведением, включать его или останавливать, можно кнопкой на корпусе наушников. А если подключить наушники к компьютеру или игровой приставке, то сразу же получаешь готовую компьютерную гарнитуру с отличной обратной связью по басам. Если там, в мониторе, что-то ухнуло, разнеся танк противника на несопряжимые более кусочки, то игрок прочувствует момент даже кожей на лице.

    Blues 2S в экстремальных условиях

    Как и было задумано, пришла пора проверить наушники с костной проводимостью в наиболее экстремальных условиях, которые доступны жителю крупного мегаполиса. Заряжаем наушники электроэнергией до краев, спускаемся в подземку… Ну, что сказать. Пенные затычки для ушей 3M - средство очень мощное, способное справиться даже с грохотом и завыванием метропоезда. Но мощности костной проводимости Blues 2S явно недостаточно, чтобы перекричать хотя бы перегон между Павелецкой и Новокузнецкой. Шум в метро стоит неимоверный. Единственное что начинаешь ощущать, так это слабые подергивания кожи в местах крепления вибрационных выступов к коже лица.

    В морозец и зимой

    Некоторые потенциальные потребители интересуются, можно ли использовать наушники Blues 2S с различными аксессуарами или даже с защитным шлемом. Отвечу на этот вопрос. Очки, как правило, не мешают использовать наушники, по крайней мере, их дужки можно разместить так, чтобы они не мешали друг другу. Если вы используете Blues 2S во время езды на велосипеде и применяете легкий шлем для Cross-Country, то он так же не помешает применению наушников. Но вот со шлемом типа «котелок» или Full face уже возникнут проблемы. Разместить наушники с ними будет проблематично.

    Но не только шлем может помешать использованию Blues 2S. В зимнее время шапка-ушанка и даже обычная шапка не позволят вам наслаждаться Blues 2S. И даже теплая куртка или кофта с воротником могут стать существенным препятствием для применения наушников. Все дело в дужке оголовья. Для получения качественного звука с ней не должно соприкасаться ничто постороннее, кепка не помешает, а вот зимняя шапка уже не подходит. Дужка слишком большая, рассчитанная в том числе и на крупные головы, по этой причине остается много места в районе основания черепа, сзади головы на уровне шеи. И зимний пуховик, шуба или свитер с пышным горлом будут мешать качественной фиксации вибрационной части на костях черепа. Что опять же приводит к недостоверному звуку.

    Наушники Blues 2S во время занятия спортом

    Качество звука в наушниках напрямую зависит от того, где размещены излучающие звук элементы, и как плотно прилегают к голове вибрационные составляющие. Сперва, мне показалось, что наушники будут сидеть не очень надежно, и я буду испытывать дискомфорт из-за того, что придется их постоянно поправлять при занятиях активным спортом. Но на практике оказалось, что Blues 2S цепляются за череп словно щупальца глубоководного кальмара, скинуть их движением головы просто невозможно. Но тут есть нюанс.

    Василий любезно одолжил свой череп для демонстрации крепления наушников

    Наушники нужно подогнать под свой размер головы. Доступно два размера: крупный и обычный. Обычный получается из крупного простым добавлением мягкой перемычки в оголовье. А без перемычки наушники подойдут обладателям размера побольше. Так вот, после установки перемычки я так и не смог стряхнуть наушники с себя, без риска получения вывиха шеи и сотрясения серого вещества. Наушники сидя как влитые. И при занятиях бегом, велосипедом, бадминтоном и медленным пинг-понгом их даже и поправлять не нужно. Конечно, бокс или САМБО явно не те виды спорта, с которыми применение наушников с костной проводимостью обусловлено, но там лучше вообще обойтись без чего либо, кроме как спортивной формы.

    Исходя из того, что одно из применений Blues 2S - спорт, то сразу же появляется вопрос в отношении устойчивости наушников к такой естественной реакции организма, как пот. Если вкручиваешь педали под солнышком, да еще и в затяжную горку, то активно потеешь. Наушники прилегают к телу и могут отправиться к праотцам от воздействия соленой жидкости. Могут, но не в случае Blues 2S. Наушники специально разработаны таким образом, чтобы не разрушаться от пота. В них вы можете потеть столько, сколько вам угодно. Однако, в них не стоит ходить в баню. Встроенный литиевый аккумулятор будет однозначно поврежден высокой температурой в парилке. И не стоит полагать, что защита от пота автоматически делает наушники водонепроницаемыми и в них можно плавать брассом или баттерфляем. Вовсе нет, наушники не водонепроницаемы. От капель пота, выдыхаемого влажного воздуха или легкого дождя они защищены, но для использования в бассейне стоит поискать другую, специализированную модель для водолазов и клифф-дайверов.

    Используем Blues 2S в качестве гарнитуры

    Производитель заявляет, а мы проверяем, что наушники с костной проводимостью Blues 2S можно использовать не только как наушники, но и как полноценную гарнитуру для общения по телефону и не только. Ну что же, проверим. Так, микрофон на месте, гарнитура сопряжена с телефоном, вызываем любимого абонента.

    Я слышу абонента не хуже, чем и по динамику телефона. Наушники явно превосходят качество голосового тракта у мобильных операторов. И как оказалось, и абонент слышит меня превосходно. Точнее громко, но с небольшой примесью посторонних фоновых шумов. Никакого секрета в том нет. Наушники оборудованы двумя микрофонами. Один для восприятия голоса говорящего, а второй для активного шумоподавления окружающей обстановки. Да, офисный шум фильтруется, но параллельно голос усиливается, что немного усиливает и остатки от убранного шума. Если сравнить общение по гарнитуре Blues 2S с общением по обычному мобильному телефону с качественной системой шумоподавления, то телефон явно вырвется вперед, постороннего шума там нет совсем, но голос немного исказится из-за слишком активного шумоподавления.

    Не навредит ли наушник с костной проводимости моему здоровью?

    Даже обычные наушники не рекомендуется слушать на высокой громкости или продолжительное время. И наушники с костной проводимостью не исключение. Однако, тут есть некоторая сложность, связанная с измерением звукового давления. Если для обычной акустической системы, тех же наушников-обыкновенных, измерения провести можно, то для костной проводимости все не так просто. Звук при использовании костной проводимости рождается в голове слушателя, а поскольку голова г-на Валуева по своим характеристикам значительно отличается, от головы, например, г-на Макаревича, то и результирующая «громкость» звучания у них будет разной. Контролировать «громкость» звучания, в таком случае, можно лишь по личным ощущениям. В любом случае стоит не превышать рекомендуемых значений в источнике звука и никогда не слушать звук на некомфортном уровне.

    Позволю себе сразу небольшую вставочку на тему того, как портится слух от прослушивания на высокой громкости. Замечу, что клинические случаи повреждения барабанной перепонки или же молоточка и наковальни от излишне высокого звукового давления я рассматривать не буду. Сосредоточимся на незаметном ухудшении звука от длительного прослушивания звука на громкости выше рекомендуемой. Ухудшение происходит незаметно, колебания от элементов среднего уха передаются во внутреннее на ту самую улитку, устланную чувствительными нервными окончаниями. Длительное и мощное воздействие буквально «подстригает» нервные окончания, и они утрачивают былую чувствительность. Процесс, к сожалению, необратимый. Поэтому берегите свои уши и не забывайте о громкости.

    Можно ли стать «патифоном» с наушниками с костной проводимостью?

    Пока мой экземпляр Blues 2S добирался до меня по темным переулкам в компании с курьером, я думал, а что, если надеть наушники, включить их погромче и раззявить рот пошире, то начну ли я транслировать в окружающий мир звук, передаваемый наушниками по костям? Проверено лично на практике - не начну. Причин тому две. Во-первых, наушники большую часть звука транслируют не по костям, а при помощи своей направленной акустической системы. Во-вторых, мощность «костной» части недостаточно велика, чтобы превратить череп живого человека в звукоизлучающую конструкцию. Слишком уж много у нас там различного звукопоглощающего мягонького вещества.

    Насколько громко?

    Многие покупатели, при выборе наушников, ориентируются исключительно на один параметр. Их волнует лишь то, насколько громко «орут» наушники и смогут ли они переорать шум поезда в метро. Поспешу их разочаровать, Blues 2S воспроизводят звук совсем не громко. Хотя производитель и заявляет, в комплектных документах, что уровень звукового давления составляет аж 100 dBa, но в реальности наушники его явно не достигают. Да и как проверить? Как можно измерить громкость, возникающую в улитке внутреннего уха? Остается полагаться только на субъективные ощущения. А по ним, так если даже выкрутить на максимум громкость на источнике звука, а затем и на наушниках, то по ощущениям можно было бы докрутить еще процентов двадцать, а то и тридцать. С другой стороны, когда требуется слышать, что происходит в окружающем мире и параллельно воспринимать информацию с мобильного или компьютера, то большая громкость и не требуется. Тут куда как важнее качество передаваемого звука. А с этим у наушников Blues 2S все в полном порядке. Спасибо Bluetooth 3.0 и поддержке A2DP. Хотя только A2DP тут не обошлось, в документации момент не отражен, но создается полное впечатление, что наушники поддерживают кодеки для качественного воспроизведения звука без проводов. Никаких радиопомех, треска и прочего за все время тестирования мне обнаружить не удалось и даже в сложных условиях наушники продолжали выдавать качественный звук без характерных для радиоканала помех.

    Батарея

    Наушники Blues 2S оснащены встроенной литиевой батареей. Согласно комплектной инструкции она полностью заряжается за время не более двух часов, что позволяет проигрывать музыку на протяжении 6 часов, а находиться в режиме ожидания целых 10 суток. Последняя характеристика означает, что если включить наушники и подключить их к источнику звука, но сам звук не воспроизводить, то полного заряда батареи хватит на указанные 10 суток. А если наушники выключать, то срок хранения у них даже не указывается. Видимо он исчисляется месяцами или годами.

    Можно было бы ожидать, что в зимнее время батарея в устройстве будет разряжаться куда быстрее, чем заявлено. Но нет. Батарея не успевает замерзнуть, ее греет тепло тела. Проверено на себе, быстрее замерзают уши, чем аккумулятор в Blues 2S.

    Личные ощущения от использования

    Первое впечатление, которое возникает в памяти, если меня спросить о наушниках с костной проводимостью Blues 2S - качество звука. Некоторые испытуемые, которых я попросил поносить некоторое время наушники, иногда отмечали, что им не хватает басов. А по басам, понятное дело, существуют существенные различия в предпочтениях. Но все испытуемые без исключения отмечали исключительное качество звука, существенную детализацию, многоплановость. В том заслуга инженеров компании разработчика наушников, они умудрились встроить в скромный корпус с нетрадиционным звуковым трактом столько технологий, что звучит даже лучше, чем мои недорогие Shure, хотя мне очень трудно с этим смириться. Возможно, что Shure раскроется, если подключить их не к телефону, а к специальному усилителю? Но факт остается фактом, звук в Blues 2S куда приятнее.

    Что касается именно костной проводимости, то никакого отторжения этот способ воспроизведения звука у меня не вызвал. Действует он ненавязчиво в подавляющем большинстве случаев. Те небольшие вибрации, что поначалу могут ощущаться кожей, уже через пять минут совершенно не замечаются. Никаких неприятных эффектов, никакого раздражения. Поначалу, само собой, обращаешь внимание на то, как на басах в кости черепа передаются вибрации через кожу, но постепенно тебя увлекает музыка, фильм или аудиокнига. И процесс происходит настолько естественно, благодаря открытым ушам, что источник звука и способ его доставки не замечаются вообще. Впрочем, и окружающие не испытывают дискомфорта от ваших наушников, звукопотери меньше, чем в моем мобильном.

    Правильное крепление наушников на черепе

    Помимо высококачественного звука, хочется отметить и то, что от длительного использования наушников не устают уши. Кто пользуется наушниками постоянно, тот знает, что долговременное и постоянно их применение приводит к неприятным ощущениям. От мониторных наушников, даже с супермягкими кожаными амбушюрами, ушам становится жарко, а от постоянного давления на хрящевую ткань ушная раковина начинает болеть. Аналогичная проблема возникает и от использования накладных наушников. Уши болят. Вставные наушники, хоть и не давят на ухо, но постоянно норовят вывалиться из уха и потеряться в высокой траве. Приходится меньше двигать головой, стараться не крутить ей из стороны в сторону. Возникает синдром длительной статической перегрузки, пользователя поджидают боли в мышцах и головная боль. Внутриканальные наушники тоже не панацея. Они распирают слуховой канал, изолируя ухо от внешних шумов, но тем самым становятся тем самым инородным предметом, от которого боль от длительного ношения возникает уже внутри уха. С Blues 2S подобного нет. Наушники не давят на ухо совсем никак. А давление на кости недостаточное, чтобы вызвать хоть какой-то дискомфорт от длительного использования.

    Многие люди не задумываются над сохранением своего слуха и врубают громкость на полную. Я же отношусь к тем существам, которые заботятся о своем организме и не желают портить его своими же руками. Именно по этой причине мне пришлась по нутру идея открытых наушников, в которых уши остаются свободными, а основной звук передается небольшими динамиками, расположенными рядом с ухом. Идея очень удачная. С одной стороны, звук подается в ухо естественным путем, извне. А с другой слышите его только вы. Утечка звука из наушников настолько минимальна, что на полной громкости услышать что-то в метре от слушателя можно только в очень тихом помещении. Еще раз хочется похвалить инженеров-разработчиков за качественно проделанную работу.

    И если продолжить тему качества, то, как я уже отметил выше, продукт производит впечатление премиального, да он и есть на самом деле таким. Качественные материалы, надежная и хорошо продуманная упаковка, грамотно реализованные функции, хорошая сборка. И даже сам производитель насколько уверен в своем продукте, что позволяет возвращать наушники без объяснения причин, если они покупателю чем-то не понравились. В том же Даджет в течение года покупатель может вернуть наушники без объяснения причин! Практика, привычная для Северной Америки, но в России пока в диковинку (способ бодания с продавцом с томиком ЗЗП под мышкой не в счет).

    Конечно, наушники с костной проводимости Blues 2S продукт не идеальный. В нем есть недостатки, обусловленные скорее спецификой технологии и применения, чем просчетами при его создании. Blues 2S не выйдет использовать в шумной и очень шумной обстановке. Для этого лучше использовать устройства с хорошей шумоизоляцией или активным подавлением постороннего шума. Если вы обладаете пышной шевелюрой, то прилаживать наушники вам придется немного дольше, чем владельцам только лысого, бильярдного черепа. Да и с зимней одеждой, как оказалось, наушники практически несовместимы. Но вот для всего остального лучше прибора, наверное, и не найти.

    Вместо эпилога

    Мы все привыкли к наушникам, которые либо накрывают наши ушные раковины, либо вставляются в ушной канал. Но, традиционные решения не всегда удобны. Наушники Blues 2S предоставляют относительно новый, а может быть основательно позабытый старый, способ прослушивания портативного аудио и относятся к целому классу устройств Open Ear Experience (можно перевести как «Ощущение свободных ушей»). Основой устройств Open Ear Experience является то, что они оставляют полностью открытым ушной канал. Слушатель не отгораживается от внешнего мира, он продолжает в нем существовать, воспринимать информацию, поступающую по аудиоканалу, он сможет вовремя услышать об опасности или начнет просто коммуницировать с другими людьми, не занимаясь выковыриванием «затычки» из уха.

    Наушники с костной проводимостью и антураж памятника Шухову

    Кому придутся по душе Blues 2S? В первую очередь это спортсмены и скорее легкоатлеты, люди, занимающиеся фитнесом, бегом, велосипедом и другими видами доступного спорта. Не лишним подобный аксессуар окажется и для любого модного и общительного человека, в нем будет удобно прогуляться по парку, наслаждаясь одновременно пением птиц и прослушиванием записанной лекции по органической химии. Не откажутся от наушников с костной проводимостью и туристы. Куда как приятнее топать с рюкзаком за плечами по лесу в такт любимого трека в стиле Hard-Trance и не забывая одновременно прослушивать ближайшие кусты на предмет кабаньего хрюканья или медвежьего рева. А где туристы, там и охотники. Сидя в засаде на дикого зверя, хочется иметь представление о том, что поделывают твои коллеги, загонщики, притравщики, да и прочие. Использование обычной радиосвязи в лесном массиве может быть затруднено, а вот сотовая связь позволит находиться в постоянном контакте с другими участниками охоты. И да, открытые уши и слуховой контакт с внешним миром во время использования наушников Blues 2S, могут сохранить вам жизнь или позволить избежать вреда вашему здоровью! А что может быть дороже жизни или здоровья?

    PS. И все же, если стоимость Blues 2S вам кажется слегка завышенной, то стоит поторопиться и воспользоваться любезно предоставленной скидкой от Даджет-а по промокоду .

    Опубликовано 10.02.2017 автором в следующих категориях:
    железо обзор

    На основной мембране среднего хода улитки имеется звуковоспринимающий аппарат - спиральный орган. В его состав входят рецепторные волосковые клетки, колебания которых преобразуются в нервные импульсы, распространяющиеся по волокнам слухового нерва и поступают в височную долю коры большого мозга. Нейроны височной доли коры большого мозга приходят в состояние возбуждения, и возникает ощущение звука. Так осуществляется воздушная проводимость звука.

    При воздушной проводимости звука человек способен воспринимать звуки в очень широком диапазоне - от 16 до 20 000 колебаний в 1 с.

    Костная проводимость звука осуществляется через кости черепа. Звуковые колебания хорошо проводятся костями черепа, передаются сразу на перилимфу верхнего и нижнего ходов улитки внутреннего уха, а затем - на эндолимфу среднего хода. Происходит колебание основной мембраны с волосковыми клетками, в результате чего они возбуждаются, и возникшие нервные импульсы в дальнейшем передаются к нейронам головного мозга.

    Воздушная проводимость звука выражена лучше, чем костная

    Исследование костной проводимости каждого уха в отдельности затруднено, так как звуковые волны распространяются по всему черепу при наложении камертона на любом его участке. Поэтому некоторые авторы считают целесообразным устанавливать камертон не на область сосцевидных отростков, а на срединной линии черепа. При этом оба уха ставятся в равноценные условия.

    Чтобы исследование производилось всегда в одних и тех же условиях, сила удара должна быть максимальной (для получения наибольшей длительности звучания камертона). Нажим камертона на кожу головы должен быть достаточно сильным.

    Исследование костной проводимости обычно производится при открытых ушах больного; на полученные при этом результаты оказывает маскирующее влияние шумовое окружение и восприятие колебаний камертона через воздух. Чтобы избежать таких помех, Г. И. Гринберг сконструировал специально устроенные боксы - загораживатели ушей, которые представляют собой деревянные ящички, обвернутые снаружи и изнутри ватой.

    В норме костная проводимость короче воздушной, так как звуковые волны встречают в костной ткани более сильное сопротивление, на что уходит часть звуковой энергии.

    В начале исследования проводят три опыта: Вебера, Ринне и Швабаха.

    1. Опыт Ринне заключается в сравнении воздушной и костной проводимости. Звучащий камертон С128 ставят на сосцевидный отросток исследуемого и, включив секундомер, замечают, сколько времени он звучал. По прекращении звучания на сосцевидном отростке подносят камертон к отверстию слухового прохода. У здорового человека проводимость через воздух больше проводимости через кость - это обозначают как «положительный опыт Ринне». При наличии же поражения в среднем ухе или вообще звукопроводящего аппарата опыт Ринне может быть отрицательным, т. е. звучание с кости будет продолжительнее звучания через воздух; обычно это указывает на заболевание звукопроводящего аппарата.


    2. Опыт Вебера производится так. Звучащий камертон помещают на темя больного и спрашивают его, в каком ухе он слышит звучание. При здоровом состоянии ушей исследуемый слышит звучание в голове, не относя звук ни к одному из ушей. При нарушении звукопроводящего аппарата звук слышится в больном ухе, при нарушении звуковоспринимающего аппарата он слышен в здоровом ухе. Известно несколько попыток дать объяснение усилению костной проводимости при заболевании среднего уха. Некоторые указывают, что при здоровом состоянии ушей звуковые волны от звучащего камертона, беспрепятственно распространяясь по черепу, как бы выходят через уши в окружающую среду и не задерживаются в каком-либо ухе. При наличии препятствия в виде воспалительного процесса среднего уха или инородного тела (серная пробка) в слуховом проходе звуковые волны, отражаясь от препятствия, как бы снова ударяют в звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха и звучат в больном ухе. При поражении же звуковоспринимающего аппарата звук может появиться только в здоровом ухе.
    Так, Бецольд считает, что при заболеваниях звукопроводящего аппарата ограничение движений слуховых косточек создает условия для худшей передачи через воздух, чем через кость.

    Г. Г. Куликовский, исследуя слуховую функцию больных в звуконепроницаемой камере, зарегистрировал незначительное укорочение костной проводимости при поражении звукопроводящего аппарата. Он считает, что наблюдающееся в обычных условиях исследования слуха удлинение костной проводимости у этого рода больных зависит от неблагоприятных в акустическом отношении условий восприятия звука.

    При поражении мозга и его оболочек латеризации звука в опыте Вебера не наблюдается, если при этом нет нарушения слуховой функции.

    3. Опыт Швабаха состоит в определении костной проводимости исследуемого путем сравнения с костной проводимостью здорового человека. С. этой целью звучащий камертон ставят на темя исследуемого и замечают время звучания. Получив на ряде здоровых людей длительность звучания камертона С128 на темени, сравнивают эту цифру с полученной у исследуемого и записывают в виде дроби: числитель - цифра, полученная у больного, знаменатель - цифра среднего звучания у ряда здоровых людей, например 15"/25". Эта дробь сразу укажет на состояние костной проводимости у данного больного - нормальная, удлиненная или укороченная. При нарушениях в проводящих сферах в спинномозговой жидкости, в оболочках и самих тканях мозга костная проводимость обычно укорочена. В редких случаях она удлинена - это чаще бывает при поражении в диэнцефальной области. Также она удлинена при отосклерозе, что отличает это заболевание от неврита слухового нерва. Механизм этих изменений еще не выяснен.

    Опыт Желле (Gelle) состоит в следующем. К темени приставляют звучащий камертон и одновременно производят сгущение воздуха в наружном слуховом проходе резиновым баллоном - больной ощущает в этот момент ослабление звука, вызванное вдавлением стремени в нишу овального окна и вследствие этого повышением внутрилабиринтного давления. В случае анкилоза стремечка изменения звука не происходит, так же как не происходит повышения внутрилабиринтного давления. Этот опыт дает возможность диагностировать анкилоз стремечка. Но может случиться, что даже при нормально подвижном стремени сгущение воздуха в слуховом проходе не вызовет изменения звучания.