Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Фз 15 о запрете курения. Действующие запреты на табакокурение

    Фз 15 о запрете курения. Действующие запреты на табакокурение

    Россия является одной из самых курящих стран Европы. Поэтому государство активно борется с этим пагубным явлением в обществе. Известно, что потребление сигарет вредит не только самому потребителю табачной продукции, но и людям находящимся рядом с ним, которых ещё называют пассивными курильщиками. Именно поэтому одним из направлений государственной политики по борьбе с этим пагубным явлением - это ограничение потребления табачных изделий в общественных местах.

    Правовые методы борьбы с курением

    В борьбе с курением законодатель прибегает ко всем допустимым методам влияния на потребление табачных изделий. Это:

    Хотя законодательство в этой сфере направлено на сокращение объёмов потребления табака, его действие является весьма ощутимой статьёй дохода для государственного бюджета. Доход приносят сборы и прочие разрешительные документы для производства и реализации табачных изделий, а также штрафы и прочие финансовые санкции, которые оплачивают в доход бюджета предприниматели и граждане за нарушение антитабачного законодательства.

    По этим причинам государство боролось, и будет бороться с курением, но никогда не решится на полный запрет табака. По крайней мере, такой практики в современном мире нет.

    Конституционность антитабачного законодательства

    Нередко с трибуны оппозиционеров популистов можно услышать нелестные отзывы о российском антитабачном законодательстве как о недемократическом, таком которое нарушает права курящих граждан. Но так ли это на самом деле? Конституция Российской Федерации закрепляет основные права человека и гражданина, в частности статья 41 говорит о праве человека на защиту здоровья.

    Как уже было сказано, сигареты и другие табачные изделия вредят не только курильщику, но и окружающим, поэтому потребление их в общественных местах нарушает это конституционное право граждан. В то же время производители и распространители табачных изделий нарушают конституционные права курильщиков, предоставляя им возможность вредить своему здоровью. Исходя из этого государство, совершенно конституционно взяло на себя функцию регулятора отношения в сфере оборота и потребления курительных изделий и проводит политику против курения в общественных местах.

    Антитабачное законодательство России

    К антитабачному законодательству можно отнести каждый акт регулирующий оборот или потребление табачных изделий. Но самым известным является резонансный Федеральный закон №15-ФЗ от 2013 года, принятый в связи с ратификацией Российским правительством рамочной конвенции Международной Организации Здравоохранения, об ограничении потребления табачных изделий.

    После того как вступил в силу Данный закон курение в общественных местах получило жёсткие территориальные ограничения, а также были ограничены места в которых его можно продавать. Закон предусматривает государственную поддержку лицам желающим избавиться от пагубной привычки.

    К антитабачному законодательству можно отнести и законодательство об обороте такой продукции, и налоговый кодекс, а также прочие законодательные акты которые искусственно, без наличия на то экономического обоснования повышают стоимость табачных изделий и усложняют организацию подобного бизнеса.

    Где сегодня можно курить?

    В СМИ прошёлся слух, что с момента принятия Закона 15-ФЗ курить больше нигде нельзя. Но на самом деле это не так. Как уже было сказано ни одно государство никогда не пойдёт на полный запрет потребления табака. В то же время количество мест, где можно курить значительно сократилось.

    Сегодня можно курить в своём доме, квартире другом частном помещении, не являющемся местом общественного пользования. На открытом воздухе можно курить везде, где это не запрещено, в связи с теми или иными факторами. Можно курить и в личном автомобиле, если только вы на нём не занимаетесь перевозками пассажиров. Также можно курить в специально отведённых для этого местах, которые обозначаются соответствующим знаком.

    Запрет курения в общественных местах

    Нормы, запрещающие курение в общественных местах можно условно разделить на запрет употребления табачных изделий, и запрет их распространения. Соответственно своей направленности запрет на употребление распространяется на всех граждан находящихся на территории России, а запрет на продажу и распространение – субъектов хозяйственной деятельности, которые реализуют такие изделия.

    Запрет курения кальяна

    Курение кальяна считается менее вредным, чем сигарет, тем не менее, вред организму от употребления таких сигарет причиняется. Поэтому курение кальяна в общественных местах также ограничивается, хотя и не так жёстко. Его можно курить в специализированны заведениях, в специально-оборудованном помещении. При этом такие помещения могут быть оборудованы столом и стульями, а также обслуживаться официантами.

    Где нельзя курить?

    Употреблять табачные изделия нельзя в любом общественном закрытом помещении, кроме специально предназначенных для этого мест. Этот запрет касается также туалетов, подъездов и прочих вспомогательных помещений. На открытом воздухе употребление табака также ограничено в зоне непосредственной близости (15 метров) к детским образовательным учреждениям, таким как садики и школы, лечебным заведениям и органам государственной власти и местного самоуправления. В общественном транспорте курение также запрещено. При этом запрет касается также железнодорожного и морского транспорта дальнего следования. Но в подобном транспорте разрешается оборудования места для этого занятия.

    Власти внесли ряд изменений в действующее законодательство, существенно изменив правила в общественных местах. Так, с 14 октября органы местной власти могут устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях. Закон не запрещает курить на улицах. Но при этом курить можно будет только в местах, оборудованных пепельницами и знаками, предупреждающими, что в этих местах курение разрешено.

    Согласно новым изменениям, появятся места для курения в изолированных помещениях, а также в местах общего пользования многоквартирных домов и даже на пассажирских судах дальнего плавания.

    В 2013 году был принят закон об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака. Согласно этому закону, было запрещено курить на стадионах, в школах, вузах, больницах, магазинах, на детских площадках, в лифтах, самолетах и на автозаправках. Ограничили в России и возможность размещения рекламы, стимулирующей продажу табачных изделий.

    Летом 2014 года на законодательном уровне было запрещено курение в поездах, на вокзалах, в гостиницах, ресторанах и кафе. Также был введен ряд ограничений в продаже сигарет. Была запущена социальная реклама, направленная на снижение числа курильщиков.

    Следует отметить, что с ужесточением закона о курени поднялись и штрафы за его нарушение. Теперь на 3 тыс рублей могут оштрафовать человека, который решил выкурить сигарету на детской площадке. Минимальная сумма штрафа за курение в неположенном месте составляет 500 рублей.

    На сегодняшний день запрещено курить:

    — на территориях образовательных и спортивных учреждений, а также учреждений культуры и учреждений по делам молодежи;

    — на территории медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных учреждений;

    — в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, перевозящих пассажиров;

    — на воздушных судах и всех видах городского и пригородного транспорта;

    — на открытом воздухе на расстоянии менее чем за 15 метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также на стоянках общественного транспорта, в залах ожидания, на перроне и т.д;

    — в гостиницах, хостелах, пансионатах и т.д.;

    — в магазинах, на рынках, заведениях общественного питания;

    — в помещениях социальных служб, органов власти любого уровня;

    — на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

    — в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

    — на детских площадках и пляжах;

    — на автозаправочных станциях.

    Закон о запрете курения , вступивший в действие практически в полном объеме с 1 июня 2014 года (последние его положения будут введены с 2017 года), стал для многих обескураживающим. Законом о запрете курения запрещено курить в стольких местах, что сам собой напрашивается вопрос: «А можно ли вообще где-то это делать?».

    Федеральный закон 15 о запрете курения

    Речь идет о законе ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013 года, который был принят депутатами практически единогласно. И тому есть причины.

    По имеющейся статистике ежегодно почти полмиллиона россиян уходят из жизни по причине онко- и других серьезных заболеваний, которые вызваны курением или вдыханием сигаретных дымов — так называемым дымоглотанием. Это огромная и ужасающая цифра, и цель принятия такого закона — один из шагов в борьбе со страшной статистикой наряду с такими мерами, как пропаганда здорового образа жизни и воспитание молодых людей в «антитабачном» духе.

    Однако узнать, будет ли выполнять закон запланированные депутатами функции, мы в ближайшее время вряд ли сможем: по мнению экспертов, положительные сдвиги в оздоровлении нации, вызванные антитабачными запретами и соответствующей пропагандой, Россия сможет ощутить не ранее чем через 5 лет.

    ФЗ 15 о запрете курения: где нельзя курить?

    Читая ФЗ-15, создается впечатление, что легче назвать места, где можно курить, чем те, где делать это запрещено. Но все же обратимся к тексту закона, к статье 12. Итак, теперь не разрешается «дымить»:

    • Везде, где есть молодежь — в образовательных и других учреждениях, которые занимаются вопросами, касающимися молодого поколения.
    • В учреждениях спортивного, медицинского и санаторно-курортного направления.
    • В электричках и пассажирских поездах, на пассажирских плавательных и воздушных судах, на любых видах общественного транспорта.
    • Ближе чем в 15 метрах от любых вокзалов (ж/д и авто), аэропортов, речных и морских портов, станций метро, а также внутри этих транспортных учреждений и на пассажирских платформах.
    • В жилищных, бытовых, социальных, торговых (в том числе на рынках и в палатках), гостиничных учреждениях, на предприятиях общепита.
    • В госучреждениях.
    • На работе (внутри помещения).
    • В лифтах домов, а также в любых других общих местах в доме.
    • На пляжах и детских площадках.
    • На автозаправках.

    Как видим, перечень запретов довольно внушительный. Если подвести итог, курить теперь нельзя в любых общественных местах и учреждениях или около них, в том числе внутри торговых и досуговых центров и даже в ресторанах и кафе. Места и территории, в которых курение возбраняется, оборудуются специальным запрещающим знаком.

    Курить в подъездах жилых домов запрещено?

    Это действительно так. Подъезд жилого дома — место общественного пользования, а значит, действие закона о запрете курения распространяется и на него. Однако закон предусматривает для курящих жильцов небольшую поблажку: по решению собственников допускается курение в специально организованном изолированном помещении, оборудованном соответствующей системой вентиляции.

    Закон разрешает курение и на пассажирских судах дальнего плавания — в выделенных для курильщиков местах, специально оборудованных и хорошо вентилируемых. При этом данные помещения должны отвечать всем установленным санитарным и гигиеническим нормам.

    Антитабачный приказ для кафе и ресторанов

    Немало недоумения у курящих людей вызывает запрет, распространяющийся на такие общественные места, как рестораны и кафе: курение здесь для многих — неотъемлемый процесс, сопутствующий вкушению пищи и, в особенности, некоторых видов напитков.

    Все мы привыкли к тому, что при входе в кафе нас спрашивают: «Вам в зал для курящих или для некурящих?». Так вот теперь этот вопрос неуместен — «курящих» залов после выхода закона 15-ФЗ просто не может быть. Но разве не встречают нас этим вопросом частенько и сегодня на пороге кафе или пиццерии?

    Нужно ли говорить, что антитабачный закон для предприятий общепита (а к таковым относятся не только кафе и рестораны, но и пивные бары, куда люди специально приходят пропустить кружечку-другую за неспешным разговором и сигареткой) чрезвычайно невыгоден? Клиентов не хочется терять ни одному владельцу бизнеса. Вот они и придумывают разные лазейки, «благо» закон не совершенен. Бывает и так, что выгоднее штраф заплатить, чем упускать прибыль.

    Так, например, согласно КОАП РФ, оштрафовать «провинившееся» предприятие можно аж по трем различным частям статьи 6.25, причем ответственность по каждой из них отличается разительно:

    1. Первая часть данной статьи предусматривает штраф за невыполнение требований закона 15-ФЗ , санкции по ней составляют 10 000-20 000 рублей (должностные лица), и 30 000-60 000 рублей (юридические).
    2. Вторая часть статьи 6.25 применяется за нарушение требований к организации специальных мест для курения - как в помещении, так и на улице. В этом случае штраф уже больше: он составит 20 000-30 000 рублей и 50 000-80 000 рублей соответственно.
    3. И третья часть той же статьи КОАП предусматривает санкции за нарушение законодательных норм в сфере охраны здоровья посетителей заведения. Здесь уже речь идет о таких суммах: 30 000-40 000 рублей и 60 000-90 000 рублей.

    По какой же из этих статей станут штрафовать проверяющие и будут ли вообще? Ведь среди них тоже есть любители покурить за кружечкой кофе/пивка в ближайшем баре/кафе.

    И еще о штрафах за курение

    Что же касается штрафов для физических лиц — нас с вами, обычных граждан, их суммы приведены в статье 6.24 КОАП: за курение в неположенном месте возьмут 500-1 500 рублей. Исключение составляет чрезвычайно пагубное для малышей дымление сигаретой на детской площадке, и это логично, — здесь курильщику-нарушителю придется раскошелиться на 2 000-3 000 рублей.

    Штрафы штрафами, но вот кто и как будет штрафовать? Выше мы видели, что к предприятиям за одно нарушение можно применять различные штрафные санкции. Но там хотя бы факт нарушения очевиден. А как оштрафовать обычного человека, ведь факт курения должен быть зафиксирован или доказан?

    Одно дело, если постоянно «дымит» сосед по лестничной площадке — это могут подтвердить многие соседи. И другое дело, если курит рядом единожды увиденный человек. В такой ситуации в момент курения рядом должен быть сотрудник полиции, в противном случае нарушителя во время совершения «преступления» необходимо зафиксировать документально (на фото-, видеокамеру) или найти свидетелей, а далее уже обращаться в полицию или Роспотребнадзор. Но многие ли из нас будут это делать? Скорее всего, мы ограничимся замечанием, а с хамами просто не будем связываться.

    ФЗ о запрете курения: немного критики

    Несмотря на то что антитабачный закон нельзя не приветствовать, в его сторону звучит немало критики. Как мы уже видели, нарушение закона не так-то легко доказать, а его недочеты создают немало возможностей для различных лазеек и обходов. Некоторые вообще считают, что он не способен выполнять свои гуманные цели, а является лишь еще одной возможностью пополнить государственный бюджет. Как бы то ни было, о состоятельности закона ФЗ-15 можно будет судить только через годы.

    ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями 2015 г.) был принят согласно Рамочной конвенции ВОЗ. Нормативный акт регламентирует отношения в области охраны здоровья людей от негативного воздействия дыма и последствий потребления изделий, содержащих никотин. Рассмотрим далее подробно ФЗ-15 "О запрете курения" с комментариями.

    Ключевые направления

    Для предотвращения возникновения патологий, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы, федеральный закон 15-ФЗ "О запрете курения" предусматривает определенный комплекс предупреждающих мер. В их число входят:

    1. Разработка налоговой и ценовой политики, направленной на сокращение спроса на соответствующую продукцию.
    2. Определение территорий, объектов и помещений, в которых потребление изделий, содержащих смолы и никотин, не допускается.
    3. Регулирование состава продукции и его раскрытия, установление требований к маркировке и упаковке.
    4. Информирование граждан о негативном влиянии продукции, содержащей никотин и смолы, а также вредном воздействии дыма.
    5. Установление запретов на стимулирование продаж и рекламу табачных изделий.
    6. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение потребления продукции, содержащей никотин и смолы, лечение зависимости и последствий.
    7. Пресечение незаконной продажи табачных изделий.
    8. Ограничение торговли продукцией, содержащей смолы и никотин.
    9. Установление запретов на продажу изделий несовершеннолетним, потребление ими табака и вовлечение их в процесс курения.

    Категории объектов

    "О запрете курения" устанавливает перечень территорий и участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается. В список входят:

    1. Территории и помещения, используемые для предоставления образовательных услуг, учреждения культуры и молодежи, спорта и физкультуры.
    2. Вагоны поездов и суда дальнего следования/плавания в процессе перевозки пассажиров.
    3. Помещения и территории, предназначенные для предоставления реабилитационных, медицинских и санаторно-курортных услуг.
    4. Воздушные суда, общественный транспорт любого вида пригородного и городского сообщения, в том числе суда.
    5. Помещения, предназначенные для оказания гостиничных, жилищных услуг, используемых для временного проживания/размещения.
    6. Территории, на которых предоставляются услуги торговли, общепита, осуществляется бытовое обслуживание, работают рынки.
    7. Помещения соцслужб.
    8. Рабочие зоны, организованные в сооружениях/зданиях.
    9. Лифты и территории общего использования в многоквартирных домах.
    10. Детские площадки и территории, занятые пляжами.
    11. Пассажирские платформы, предназначенные для посадки/высадки граждан при перевозке по пригородным маршрутам.
    12. Автозаправочные станции.

    На участках, расположенных на открытом воздухе, также действует ФЗ-15 "О запрете курения". 15 метров - расстояние, на котором должен находится гражданин, потребляющий изделия, содержащие никотин и смолы, от входов в помещения:


    Исключения

    Они установлены в ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения". Положения статьи допускают потребление продукции, содержащей смолы и никотин, на специально отведенных участках. Их организацию проводят в соответствии с решением собственника имущества либо лица, уполномоченного им. Ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения" предусматривает ряд требований, в соответствии с которыми должно проводиться оснащение специально отведенных участков. В норме, в частности, определено, что в обязательном порядке должно устанавливаться вентиляционное оборудование на судах, пребывающих в дальнем плавании, а также в изолированных помещениях в многоквартирных домах. Общие требования к оснащению специальных участков на открытом воздухе определяются исполнительным федеральным органом, реализующим функции по осуществлению госполитики и нормативному регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и ЖКХ, совместно со структурами здравоохранения. Они должны обеспечивать выполнение гигиенических нормативов по концентрации в воздухе соединений, выделяемых при потреблении продукции, содержащей смолы и никотин. Одно из обязательных требований для обозначения участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается по ФЗ-15 "О запрете курения", - вывеска. Требования к ее содержанию, а также порядок установки определяется исполнительным органом, уполномоченным правительством. Региональные органы госвласти вправе устанавливать на отдельных территориях или в помещениях дополнительные ограничения.

    Меры по сокращению спроса

    ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями) не допускает и рекламу изделий, содержащих никотин и смолы. Для реализации этой задачи не разрешается:


    Спонсорство

    ФЗ No 15 "О запрете курения" устанавливает ряд требований для компаний, осуществляющих вещание аудиовизуальных произведений, в которых производится демонстрация продукции и процесса ее потребления. В случае если теле-, видеофильм, кино-, теле-, видеохроникальная программа содержит соответствующие кадры, организатор показа должен обеспечить до или во время него трансляцию сообщений о вреде употребления изделий. Закон "О запрете курения" 15-ФЗ допускает демонстрацию продукции и процесса ее употребления при информировании граждан о возникающем вследствие этого вреде для здоровья и негативном влиянии на состояние окружающей природы.

    Предупреждение незаконной продажи

    ФЗ-15 "О запрете курения" (2015 г.) предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение неправомерной торговли соответствующей продукцией. К ним относят:

    1. Обеспечение ведения учета выпуска изделий, перемещения их через границу ТС в рамках ЕАЭС либо через госграницу России, розничной и оптовой их продажи.
    2. Отслеживание оборудования, используемого в производстве, перемещения и распределения продукции.
    3. Пресечение случаев неправомерной реализации изделий, привлечение виновных к ответственности, конфискация незаконно перемещенных, контрафактных предметов через границу ТС или госграницу России, их уничтожение в соответствии с требованиями законодательства.

    Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

    Организация продажи

    В соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения", реализация изделий допускается в оборудованных подсобными, торговыми, административно-бытовыми, складскими структурами помещениях. При отсутствии на территории населенного пункта павильонов и магазинов продажа разрешается в других объектах либо развозным методом. ФЗ-15 "О запрете курения" не допускает реализацию продукции на выставках, ярмарках, дистанционным, разносным методами, с использованием автоматов либо прочими способами.

    Выкладка товара

    Фз-15 "О запрете курения" не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 "О запрете курения" допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

    Дополнительно

    ФЗ-15 "О запрете курения табака" не допускает розничную продажу сигарет, присутствующих в пачке в количестве меньше 20 шт., папирос и иных изделий поштучно, продукции, не имеющей потребительской тары, а также упакованной в одну тару с иными товарами, не содержащими никотин и смолы.

    Ограничения для реализаторов

    Как гласит ФЗ-15 "О запрете курения", в общественных местах не допускается не только потребление изделий, содержащих смолы и никотин, но и их продажа. В частности, речь идет об объектах массового скопления граждан. К ним относят помещения и территории, используемые для предоставления образовательных, культурно-досуговых услуг, учреждения для молодежи, спортивные, санаторно-курортные, реабилитационные, медицинские центры и комплексы, транспорт общего пользования пригородного и внутригородского сообщения, в том числе суда, сооружения, занятые органами местной и государственной власти. В зданиях железнодорожных и автовокзалов, в аэро-, речных и морских портах, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров, на объектах, предназначенных для оказания гостиничных или жилищных услуг, временного размещения или проживания, бытового обслуживания также не допускается реализация продукции в соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения".

    Комментарии

    Рассматриваемый нормативный акт устанавливает достаточно жесткие правила, направленные на ограничение распространения изделий, содержащих никотин и смолы. В особенности большое внимание уделяется мерам, предупреждающим потребление продукции несовершеннолетними. Предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность для субъектов, нарушающих положения ФЗ-15 "О запрете курения". Штрафы и прочие взыскания вменяются в соответствии с КоАП и прочими кодексами. Нормативный акт также не допускает продажу изделий, содержащих смолы и никотин, ближе 100 м по прямой линии от ближайшей точки, расположенной на границе с территорией, в пределах которой предоставляются образовательные услуги. При расчете расстояния не учитываются естественные и искусственные преграды.

    Мониторинг

    Оценка эффективности проведения мероприятий, ориентированных на предупреждение воздействия дыма и уменьшение объемов потребления изделий, содержащих смолы и никотин, включает в себя:

    1. Выполнение научных исследований. Они направлены на изучение причин потребления продукции, ограниченной в обороте, а также возникающих последствий, оценку действий, стимулирующих реализацию и употребление.
    2. Определение показателей состояния здоровья населения, динамики сокращения количества курящих граждан. Они используются в последующей разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции.
    3. Выполнение санитарно-эпидемиологических исследований существующих масштабов потребления.

    Определяет, что оценку эффективности и мониторинг мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного влияния дыма и уменьшение объемов употребления изделий, содержащих смолы и никотин, осуществляет исполнительный орган, реализующий функции по разработке и проведению госполитики и нормативного регулирования отношений в области здравоохранения, исполнительные надзорные структуры, работающие в сферах обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия граждан, защиты потребительских прав, статистического учета. Порядок их деятельности в рамках исполнения предписаний устанавливается правительством. В проведении мониторинга и оценке эффективности реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий участвуют субъекты РФ в соответствии с региональным законодательством, а также на основании соглашений с исполнительным федеральным органом, осуществляющим выработку и реализацию указанных мер, а также обеспечивающим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

    Использование результатов оценки и мониторинга

    На основании показателей, полученных при анализе эффективности реализации предусмотренных мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного воздействия дыма и сокращение потребления изделий, содержащих смолы и никотин, исполнительный федеральный орган, выполняющий функции по разработке и выполнению госполитики и осуществлению нормативного регулирования в области здравоохранения, проводит:

    1. Информирование уполномоченных структур власти регионов, муниципальных образований и граждан о масштабах употребления продукции, ограниченной в обороте, а также реализуемых или запланированных мерах, ориентированных на его снижение.
    2. Разработку мероприятий, направленных на борьбу с распространением и незаконной продажей изделий. Они подлежат включению в целевые программы по охране и укреплению здоровья, а также в государственную стратегию развития системы здравоохранения.
    3. Подготовку и представление доклада о реализации РФ положений Рамочной конвенции ВОЗ по противодействию потребления табака.

    Ключевые принципы обеспечения защиты населения

    Охрана здоровья граждан от негативного воздействия дыма и последствий употребления табака основывается на:


    Полномочия госорганов

    В рамках реализации положений ФЗ-15, федеральные структуры обеспечивают:

    1. Реализацию единой госполитики в области охраны здоровья населения от негативного влияния дыма и последствий употребления изделий, содержащих никотин и смолы.
    2. Защиту прав гражданина и человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
    3. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение употребления табачных изделий, лечение от зависимости и последствий потребления продукции, в учреждениях здравоохранения согласно действующим нормативным актам.
    4. Разработку и реализацию мер по охране здоровья граждан, включение их в целевые программы и государственную стратегию развития системы здравоохранения.
    5. Координацию работы исполнительных органов госвласти, структур регионального управления в области защиты населения от негативного воздействия дыма и последствий употребления табачной продукции.
    6. Организацию и реализацию государственного контроля в сфере обеспечения охраны здоровья граждан.
    7. Международное сотрудничество РФ, в том числе заключение соглашений и договоров с соответствующими структурами зарубежных стран в области защиты населения от негативного влияния дыма и потребления табачной продукции.

    В полномочия госорганов входит также еще и выполнение оценки эффективности и мониторинг реализации всех мероприятий, ориентированных на сокращение объемов производства и распространения изделий, содержащих смолы и никотин. Порядок выполнения обязанностей, пределы компетенции указанных структур определяются постановлениями правительства. Оно также осуществляет контроль деятельности уполномоченных структур в сфере обеспечения охраны здоровья населения от воздействия табака.

    Законы о запрете курения в общественных местах в последнее время сильно ужесточились, о чем свидетельствуют недавно принятые проекты. Пагубная привычка негативно влияет на состояние здоровья не только самих курильщиков, но и людей, которые не по своей воле вынуждены дышать ядовитым дымом.

    В статье мы рассмотрим основные положения законов об ограничении табакокурения в людных местах, а также применение штрафных санкций за невыполнение правил на практике.

    Действующие запреты на табакокурение

    Впервые на территории РФ антитабачный закон был принят еще в начале 2013 года. Им запрещалось употреблять табачные изделия в местах общественного пользования. С тех пор законопроекты, которые принимаются в соответствующих инстанциях, только «усовершенствуются» . Ограничения распространились не только на курение табака, но и на саму пропаганду вредной привычки.

    Ужесточенная статья о запрете табакокурения в общественных местах стала актуальной только летом 2015 года. Однако по предварительной оценке экспертов, она будет многократно дополняться и полностью вступит в силу приблизительно в конце 2017 года.

    Примерно в это же время, согласно статье 18 ФЗ о запрете курения, мера наказания за незаконную торговлю табачной продукцией будет увеличена.

    Каковы основные цели законов о запрете курения в общественных местах, которые были приняты в 2015 году? Правительство страны пытается оградить некурящих граждан от негативного влияния табачного смога на организм.

    В связи с этим все противотабачные проекты, принятые в Думе, позволили:

    • установить места, где курение сигарет запрещено;
    • запретить рекламу табачной продукции;
    • полностью запретить продажу сигарет лицам, не достигшим совершеннолетия;
    • возбранить демонстрацию процесса табакокурения в отечественных фильмах, мультфильмах, клипах, рекламе, театральных представлениях и т.д.;
    • исключить возможность появления «табачных» спонсоров спортивных и других общественных мероприятий.

    Согласно статье 6 КоАП РФ, невыполнение правил о запрете табакокурения в неположенных местах грозит непослушным гражданам штрафными санкциями.

    Новый законопроект 2015 года

    Законы об ограничении курения табака, которые были приняты не так давно, направлены на то, чтобы запретить употребление сигарет не только в открытых, но и закрытых местах общественного пользования.

    Какие пункты были утверждены новым проектом?


    1. абсолютный запрет на употребление табачной продукции в неположенных местах;
    2. поэтапное ограничение табакокурения в воздушных судах и поездах;
    3. запрет на рекламирование сигарет и участие табачных компаний в спонсировании общественных мероприятий;
    4. ответственность за малейшее нарушение положений, прописанных в антитабачных проектах;
    5. меры медицинского характера, позволяющие гражданам избавиться от никотиновой зависимости.

    Чем новый закон об ограничении курения отличается от того, что был принят еще в 2013 году?

    Согласно новым правилам, значительно расширился перечень общественных мест, где нельзя употреблять сигареты:

    • аэропорты и перроны вокзалов;
    • рестораны и гостиницы;
    • АЗС и общественный транспорт;
    • поезда и самолеты;
    • подъезды жилых домов и детские площадки.

    Кроме того, по новому закону курение вблизи определенных объектов категорически запрещается.

    Согласно антитабачному проекту, нельзя находиться ближе 15 м с дымящейся сигаретой возле следующих объектов:

    • железнодорожных вокзалов;
    • станций метро;
    • портов;
    • автовокзалов.

    Что считается общественным местом по закону?

    Некоторые граждане жалуются на то, что не всегда понимают, какие именно территории и объекты можно считать общественным местом, где курить категорически нельзя, согласно новым правилам. Из-за недопонимания многие заядлые курильщики вынуждены выплачивать штрафы за несоблюдение правил, которые указаны в соответствующих антитабачных законопроектах.

    Что на самом деле считается общественным местом по закону, который борется с табакокурением:

    • территории учреждений здравоохранения;
    • детские площадки и школы;
    • ВУЗы и административные здания;
    • лифты и таксофоны;
    • спортивные площадки и помещения;
    • подземные переходы и метро;
    • подъезды жилых домов и музеи;
    • рестораны и гостиницы;
    • наземный и подземный транспорт;
    • транспортные остановки и парковки;
    • общежития и учебные учреждения;
    • вокзалы и аэропорты.

    В общем смысле законы, ратующие за здоровый образ жизни, запрещают употреблять табачные изделия в любых местах общего пользования, т.е. на территориях массового скопления граждан.

    Штрафные санкции

    Законы о курении, которые вступают в силу с середины 2016 года, практически полностью исключают возможность употребления сигарет в закрытых и на открытых территориях, где происходит стихийное скопление людей. Из-за незнания нововведений и поправок к антитабачным проектам многие курильщики уплатили достаточно серьезные штрафы, будучи «пойманными» с сигаретой возле остановок, на перронах, в аэропортах и т.д.

    Согласно статье 6.24 КоАП РФ о курении в общественных местах, в случае несоблюдения правил курильщик обязан выплатить штраф в размере от 500 до 2000 рублей. На сегодняшний момент зафиксировано более 3000 случаев употребления табачных изделий только на территории детских садов и школ.

    Что же касается продажи сигарет лицам, не достигшим совершеннолетия, антитабачный закон предупреждает:

    1. Продажа несовершеннолетним табачной продукции чревата штрафом более чем в 150 тыс. рублей;
    2. В случае обнаружения пропаганды и рекламы табакокурения штрафные санкции будут применяться исключительно к рекламодателям. В данном случае сумма штрафа будет варьироваться в пределах от 500 до 600 тыс. рублей.

    Ужесточение запретов на табакокурение в 2016 году

    Еще не так давно можно было курить сигареты в кафе и ресторанах, но только в специально оборудованных местах. Согласно же закону о курении в общественных местах, который вступит в силу в 2016 году, употреблять табачные изделия на указанных территориях будет нельзя ни под каким предлогом.

    В случае несоблюдения правил штраф коснется не только самого курильщика, но и заведения, в котором осуществлялось противоправное действие. В данном случае размер санкций будет исчисляться сотнями тысяч рублей, поэтому приверженцы антитабачных проектов надеются на эффективность принятых мер. На сегодняшний день в правительстве разрабатывается специальный «прейскурант», в котором будут рассмотрены все разновидности штрафных санкций, касающихся курения в неположенных местах, а также их размеры в зависимости от конкретной ситуации.

    Новые законопроекты о запрете курения в местах общего пользования, были дополнены новыми правилами. В частности, в антитабачном проекте существенно расширился список территорий, на которых нельзя находиться с дымящейся сигаретой. В основном законе был увеличен размер штрафных санкций за несоблюдение правил, прописанных в антитабачном законопроекте.