Войти
Медицинский портал про зрение
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Дислексия глаза. Дислексия: механизмы развития и принципы лечения

    Дислексия глаза. Дислексия: механизмы развития и принципы лечения

    Дислексия - достаточно редкое расстройство высшей психики, проявляющееся на начальных этапах обучения чтению. Ребёнок не произносит слова и слоги, путается, устаёт, плачет - всё это не признак дурного поведения, а симптом нарушения мыслительных процессов.

    Однако отметим, что дислексия - не заболевание в полном смысле этого слова, ведь нет возбудителя болезни и описания её протекания. Просто высшая нервная система человека по тем или иным причинам не окончила формирование, и функции психики, отвечающие за сложный процесс чтения, не развились полностью.

    Лечение дислексии давно и хорошо отлажено, им занимаются логопеды, педагоги, психологи. Воспринимая мир нестандартно, трёхмерными образами, страдающий от дислексии человек выпадает из нормального развития и теряется, сталкиваясь со стандартным символическим отображением этих образов на бумаге. Чтобы помочь ему сориентироваться в окружающей действительности, необходимо принять меры по устранению расстройства.

    Виды дислексии

    Признаки дислексии - индивидуальны и проявляются по-разному, но можно выделить несколько групп однородных симптомов, которые означают наличие нарушений чтения у человека.

    1. Фонематическая дислексия чаще всего проявляется у детей, когда они только учатся читать и задерживается она в основном лишь до конца начальной школы. Различать буквы при письме - уже сложность для начинающего учиться ребёнка, а правильно произносить их все иногда становится невозможно: фонематическая система не успевает развиться. Поэтому вместо одного звука ребёнок заменяет его на другой, более мягкий или твёрдый, звонкий или глухой, но всегда очень похожий, однородный. При фонематической дислексии:

    • Путаются те же звуки, что при обучении устной речи - з-с, ц-с, ж-ш, л-р и другие сходные.
    • Наблюдается чтение по буквам, а не по слогам, отставание в скорости чтения.
    • Некоторые буквы пропускаются или добавляются, переставляются внутри слогов, путаются звуки.

    2. О семантической дислексии можно говорить тогда, когда прочтение предложения не осознаётся человеком или значение его толкуется неверно. Поначалу этот вид дислексии можно путать с обычной невнимательностью. Даже у взрослых иногда происходит несознательный переход к механическому чтению, когда произнося слова вслух, мы не думаем об их значении, а отвлекаемся на свои собственные мысли. При семантической дислексии даже полная концентрация над текстом не даёт понимать все его части. Наблюдаются следующие отклонения:

    • Слова и словосочетания во время чтения воспринимаются отдельно друг от друга, будто бы выпадают из контекста предложения.
    • Не сформировано понимание о синтаксических связях между словами в предложении или они понимаются неверно.
    • Присутствуют затруднения в чтении вслух, человеку сложно произносить текст, происходит переход на чтение по слогам.

    3. Аграмматическое расстройство чтения очень похоже на семантическое, вот только проблема наблюдается не на уровне предложений, а на уровне словосочетаний. Неправильно понимаются связи слов, не воспринимается управление в словосочетании. Наблюдаются следующие характерные ошибки:

    • Путаница в падежах, изменение окончаний имён существительных.
    • Рассогласование в числе, роде и падеже внутри словосочетаний - обычно это хорошо видно на сочетании существительного и прилагательного.

    4. Часто задерживается не только развитие прочтения текста вслух, но и процесса "считывания" информации - тогда можно говорить об оптической дислексии . Путаются буквы, графическое изображение которых похоже и отличается лишь каким-то незначительным элементом - палочкой, кружком, чертой.

    • Обычно путаются буквы Т и Г, П и Н, Р и Ь, В и З. Соответственно, при чтении они или произносятся неверно, или не произносятся вообще, нарушая понимание текста.

    5. За сложным термином мнестическая дислексия кроется очень распространённое расстройство, которое переживает почти каждый человек, учащийся читать. Ребёнок не сразу понимает соответствие букв и звуков и в первое время путает их, забывает, не произносит. Если расстройство сохраняется и в дальнейшем, есть смысл говорить о нарушениях высшей психики и начинать коррекцию отклонений.

    Симптомы

    В зависимости от вида расстройства, симптомы дислексии могут быть очень разные. Но есть несколько общих черт, которые помогут обнаружить и вовремя устранить это расстройство.

    • Частое потирание глаз, чтение под необычным углом зрения.
    • Приближение книги к глазам при чтении. При этом зрение может быть отличным и в других случаях (игра с предметами в руках, взгляд вдаль) отклонений не проявляется.
    • Чтение одним глазом или поочерёдное закрытие глаз.
    • Частая усталость, нежелание выполнять задания, связанные с чтением. В школе это может быть домашнее задание, чтение дополнительной литературы.
    • Пропуск звуков, слов, словосочетаний при чтении, перерывы в озвучивании текста.
    • Жалобы на головную боль и усталость, проявляющиеся только во время чтения.
    • Трудности с осознанием текста, рассеянность, невнимательность, неспособность пересказать прочитанное или сказать, о чём вообще был текст, непонимание отдельных его участков.
    • Сопутствующие проблемы с почерком, обучением письму, написание слов с нестандартными ошибками.

    Кроме этих стандартных для всех страдающих дислексией проблем, определить наличие расстройства можно также по сопутствующим признакам. Некоторые отклонения, на первый взгляд не имеющие ничего общего с проблемами чтения, могут оказаться признаком именно такого расстройства.

    1. Трудности чтения при общем нормальном или хорошем интеллектуальном и физическом развитии. Несоответствие результатов чтения норме возраста, при том что общее речевое развитие протекает нормально.
    2. Трудности с восприятием письменной информации, оперирование образами, не связанными со зрительными впечатлениями.
    3. Незначительные или хорошо заметные нарушения координации в пространстве, замедленные или неуклюжие движения, несоответствие маршрута движения задуманному.
    4. Трудности с освоением орфографии и каллиграфии.
    5. Отсутствие узнавания слов при чтении, непонимание текста.

    Чаще всего дислексия проявляется в детском возрасте, когда человек только учится воспринимать и воспроизводить графические символы. В семьях, где внимание дошкольному развитию ребёнка не уделяется, обнаружить первые признаки дислексии бывает очень трудно - расстройство видят лишь в школе, когда малыш явно не успевает за темпами развития сверстников в этой области. Скорректировать подобные нарушения в школьном возрасте можно, но уже гораздо сложнее, чем на ранних этапах.

    Дети, у которых проявляются симптомы дислексии или просто задерживается речевое развитие, должны проходить психологическое обследование. Не следует бояться, что ребёнка сочтут "отсталым" или "ненормальным" - просто его мышление нестандартно, оно отличается от остальных, и его особенности следует выявить, а после выявления-использовать эти знания на благо образования.

    Почему возникает дислексия?

    Возникновение дислексии нельзя предугадать или предупредить, ведь она носит наследственный характер. В ходе исследования причин возникновения этого расстройства учёными были обнаружены гены, наличие которых и ведёт к появлению отклонений.

    Изучающие эту проблему нейробиологи даже назвали часть мозга, частичное недоразвитие функций которой ведёт к дислексии. Причина лежит в недоразвитии задней части височной извилины левого полушария, которая отвечает за восприятие информации при чтении.

    Проблема дислексии - это, по сути, проблема дезориентации, только не в пространстве, а в потоках информации. У страдающих дислексией людей, кроме чтения, проявляется ещё целый комплекс проблем в плане фиксации собственного местонахождения и движения, им может не хватать внимания, которого хватает всем остальным. Полностью скорректировать это отклонение в развитии удаётся не всегда - но вывести человека на нормальный уровень восприятия информации при чтении и её воспроизведению на письме можно.

    Методы коррекции у детей схожи с коррекцией дислексии у взрослых, но в последнем случае приходится также рассчитывать на волю человека, проходящего коррекцию.

    Лечение дислексии происходит комплексно. Его сторонами являются:

    1. Индивидуальные занятия с педагогом, непрямое и прямое обучение чтению. С помощью специальных упражнений человека сначала учат воспринимать слова в целом, далее переходят на следующий этап - восприятие предложений, и так далее. Всё это сопровождается выполнением фонетических упражнений (от самой мелкой единицы - звука, до целого слова) и коррекции проблем с письмом, если таковые сопровождают дислексию. К концу обучения зрительные и звуковые образы в сознании ребёнка интегрируются и он может нормально читать и писать.
    2. Работа с пихологом и постоянная диагностика результатов коррекции.
    3. Фармакологическое лечение и диета - направлены на физическое устранение проблем мозга, вызвавших дислексию.

    Существует множество методов лечения дислексии, которые дают хорошие результаты, но подбирать их следует индивидуально, доверив это решение специалисту - педагогу-логопеду. Не следует воспринимать дислексию как нечто плохое - возможно, это дар, который в будущем принесёт ребёнку славу и поможет сохранить нестандартный подход ко многим вещам в жизни, стоит лишь немного скорректировать его способ познания мира.

    Дислексия

    Дислексия - это вид специфического нарушения обучения , имеющий неврологическую природу. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова , осуществлять декодирование , осваивать навыки правописания . Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка . Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения . Вторично возникают нарушения понимания текста , дефицит читательского опыта и словаря .

    В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них - педагогический. Ему соответствует определение, приведенное в учебнике логопедии : «Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения , обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

    Другой подход - клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции : «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения , несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения . Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами , что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения ».

    Принято различать дислексию и трудности овладения чтением , вызванные другими причинами, такими как умственная отсталость , дефекты зрения и слуха . Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения . Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.

    Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма . В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дисорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием .

    Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в спорте , живописи , музыке , математике или физике .

    Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам , угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

    История

    Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Позже наличие семейных случаев дислексии подтверждалось многими учёными. В 1950 г. Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. Было показано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %) Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 % . В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены , ответственные за возникновение дислексии. Они расположены в хромосомах № 1, 6 и 15 .

    Диагностика дислексии

    Дислексия - сложное для диагностики расстройство. Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

    Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родителям не рекомендуется присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

    Проблемы дислектиков

    Существует ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый дислектик.

    Самые распространённые проблемы дислектика:

    • задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию;
    • дезориентация в пространстве, дезорганизация;
    • трудности с восприятием информации;
    • трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;
    • неуклюжесть или нарушение координации;
    • синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.

    Все симптомы дислексии - это симптомы дезориентации. Нельзя распознать дислексию саму по себе, однако распознать дезориентацию вполне возможно. Результатом ориентации является точное восприятие окружающей обстановки, включая двухмерные слова, напечатанные на бумаге. Поэтому те печатные слова и символы, которые он не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии. И, как результат, ребёнок не может принять окружающую действительность так, как воспринимают её другие люди.

    То есть почти полностью отсутствуют объективные методы определения особенностей работы головного мозга «запущеного ребёнка». Зачастую в случае некачественного образования социальному работнику удобнее поставить диагноз дислексии, нежели объективно исследовать и определить социально-педагогические предпосылки, приведшие к трудностям чтения.

    См. также

    • Фильм «Звёздочки на земле» (англ. ) (2007)

    Примечания

    Литература

    • Ткаченко, Т. А. Логопедический букварь. - М .: Эксмо, 2009.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Дислексия" в других словарях:

      ДИСЛЕКСИЯ - (англ. dyslexia; от греч. dys повреждение + lexia речь) существенные трудности в овладении чтением (в т. ч. в понимании прочитанного) и письмом у нормальных в других отношениях детей. Как ни странно, нередко Д. сопровождается повышенными… … Большая психологическая энциклопедия

      Сущ., кол во синонимов: 2 нарушение (54) расстройство (68) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      ДИСЛЕКСИЯ - В основном – неспособность научиться читать. Однако среди педагогов, психологов и врачей нет согласия в том, как охарактеризовать неспособность к чтению, особенно в терминах этиологии этого состояния; по вопросу о когнитивных и перцептивных… … Толковый словарь по психологии

      ДИСЛЕКСИЯ - (dyslexia) нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное заболевание встречается сравнительно редко, причем наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек, однако может повлечь… … Толковый словарь по медицине

      - (dyslexia; дис + греч. lexis речь, слово) 1) легкая степень алексии; 2) см. Легастения … Большой медицинский словарь

      Дислексия - частичное расстройство процесса овладения чтением (его технической и смысловой стороной). При Д. наблюдаются стойкие замены букв, перестановки, пропуски, трудности понимания слова, предложений, текста, аграмматизм. Д. обусловлена… … Педагогический терминологический словарь

      Дислексия - от греч. dis расстройство и lexis речь, расстройство речи: ஐ Таким образом, мозг и построен из нетождественных у разных людей структур (функциональная схема Мерседеса такая же, что и схема Фиата, но это не тоже самое), и такие структуры,… … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Дислексия — это нарушение процесса чтения у детей. При работе с текстом происходят стойкие ошибки как в понимании и передаче букв и слов, так и в понимании смысла текста в целом. При этом у ребенка нет отставания в умственном развитии, другие школьные дисциплины даются ему на хорошем уровне. При обследовании зрения также не обнаруживается никаких патологий.

    Чаще данное состояние диагностируется у детей, учащихся в начальной школе. Хотя родители могут заметить сложности с и немного раньше. Но в дошкольном возрасте отсутствие успехов в чтении легко оправдываются тем, что ребенок еще мал, не готов к серьезному обучению. «Все наладится в школе», считают родители. И напрасно, потому что самостоятельно дислексия не проходит.

    Почему так происходит?

    Специалисты связывают проявление дислексии с задержкой созревания или поражения отдельных зон мозга, провоцирующих возникновение ММД - минимальной мозговой дисфункции. Кроме того, фактором, способствующим появлению проблем с чтением, становится и нарушение функций высшей нервной деятельности.
    По сути чтение - это последовательная работа психики по:

    1. визуальному узнаванию букв в тексте;
    2. сопоставлению каждой буквы с соответствующим звуком;
    3. объединению этих звуков в слоги, слова и предложения;
      пониманию смысла прочитанного текста.

    Нарушение этой последовательности или какого-либо звена в цепочке действий и приводит к возникновению дислексии.

    Причины дислексии

    Причины нарушений делятся на физиологические и социальные

    К физиологическим факторам относят:

    Социальные факторы тоже могут влиять на формирование высшей психической деятельности:

    • Билингвизм в семье.
    • Отсутствие необходимых для ребенка с раннего возраста речевых контактов.
    • Педагогическая запущенность.
    • Излишне раннее обучение чтению, перегрузка нервной системы при чрезмерно активном стремлении родителей развивать ребенка.
    • В группе риска находятся и дети, имеющие отставания в развитии речи - ОНР, ЗПРР.

    Виды дислексии

    Фонематическая

    Отличается тем, что ребенок путает при чтении схожие фонемы. Например, «том» заменяет на «дом», «сок» на «шок» и т. д. Возможны также перестановка фонем с слове. В данном случае очевидно, что страдает фонематическое восприятие, умение анализировать и синтезировать.

    Семантическая

    Эту ситуацию называют еще механическим чтением. Ребенок при правильном прочтении текста не способен его понять, рассказать, о чем он читал. Это состояние связано с неумением проводить звукослоговой анализ, ограниченностью словарного запаса, отсутствие понимания синтаксических связей слов в предложении.

    Аграмматическая

    Ребенок не понимает грамматического строя речи и, соответственно, неправильно согласовывает слова в предложении.

    Мнестическая

    В этом случае ребенок не в силах запомнить, какой звук должен соответствовать букве, что говорит о нарушениях в формировании речевой памяти.

    Оптическая

    При недостаточной сформированности зрительно-пространственных представлений ребенок путает буквы, схожие по написанию. Имеющие одинаковые элементы, но расположенные по-разному буквы «Ы» и «Ь», «П» и «Н» и другие в данных условиях с трудом поддаются идентификации.

    Как определить дислексию?

    Очень часто дети, имеющие дислексию, страдают от необоснованных претензий родителей и учителей, получают ярлык «труднообучаемого» ребенка, хотя просто не в состоянии справиться с ситуацией. Им требуется не навязывание лишних часов чтения, а специальная коррекционная работа и психологическая поддержка.

    Многие ребята с дислексией сами страдают от своего состояния, ведь они могут быть очень одарены в творчестве, хорошо успевать в точных науках, но трудности с чтением сильно снижают оценку их успехов и, как следствие, самооценку.

    Родителям следует не ругать ребенка, а обратиться за помощью к специалисту. Освоение учебы в более старших классах напрямую зависит от умения хорошо читать и правильно понимать прочитанную информацию.

    К кому обратиться?

    Необходимое обследование проводит логопед. В первую очередь он оценит уровень общего развития речи:

    • наличие проблем со звукопроизношением;
    • способность к фонематическому восприятию;
    • уровень развития связной речи;
    • сформированность звукослогового анализа, понимания грамматического строя речи.

    Кроме того, логопед проанализирует функционирование высшей психической деятельности. Оценит развитие памяти, уровень внимания, мышления, наличия сопутствующих состояний, влияющих на формирование чтения.

    Для исключения проблем со зрением ребенку может быть показана консультация офтальмолога.

    Коррекция, лечение дислексии

    Справиться с дислексией ребенку поможет логопед. Исходя из результатов обследования, он определяет тип нарушения чтения, устанавливает причину данного состояния и составляет план лечения — коррекционных действий.

    Работа ведется над всеми выявленными проблемами речи и неречевыми процессами:

    • Упражнения на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
    • Усвоение понятий о грамматическом и семантическом строе речи.
    • Увеличение объема активного и пассивного словаря.
    • Улучшение работы артикуляционного аппарата и правильная постановка звуков в речи.
    • Помимо этого вырабатывается специальный подход к внимательному чтению, пониманию и осмысления прочитанного.

    Несомненно, без помощи и активного участия родителей в процессе коррекции результата достигнуть крайне сложно. Дома ребенок должен продолжать заниматься по предложенной логопедом методике. Родители должны учитывать состояние ребенка и при выполнении школьной домашней работы оказывать поддержку и необходимую помощь.

    Многие люди понятия не имеют о том, что такое дислексия. Но есть и те, кто не понаслышке знаком с этим специфическим нарушением, которое выражается в неспособности овладеть навыком чтения. Дислексия у детей проявляется в стойких ошибках, обусловленных расстройством или несформированностью психологических функций, которые отвечают за процесс чтения. Нарушение может быть приобретенным или врожденным, наблюдаться у ребятишек с интеллектуальной недостаточностью и у детей с совершенно нормальным интеллектом. О том, что такое дислексия, о ее причинах, симптомах, разновидностях и методах устранения расскажем в статье.

    Этиология

    Зачастую нарушение является врожденным, то есть изначально навык чтения формируется искаженно. Дислексия у детей в этом случае обусловлена биологическими причинами. При внутриутробном развитии ребенка могут произойти повреждения головного мозга, влекущие истощение нервной системы. Вследствие этого отделы мозга, отвечающие за психологические функции, участвующие в формировании навыка чтения, страдают.

    Потеря или расстройство изначально правильно сформированного навыка возникает в результате воздействия социально-психологических факторов, к которым можно отнести педагогическую запущенность, недостаточность речевых контактов, синдром госпитализма и тому подобное. Дислексия у школьников может развиться, если предъявлять к ним завышенные требования относительно грамотности, проводить обучение слишком быстрыми темпами. В таком случае у ребенка возникает состояние психологической дезадаптации. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это влечет появление таких нарушений, как дислексия и дисграфия. У детей данные расстройства в последние годы выявляются все чаще.

    Симптоматика

    Ошибки при чтении - это еще далеко не все проявления расстройства. Специалисты, рассматривающие проблему более широко, говорят также о клинических признаках, которыми зачастую сопровождается дислексия. Симптомы, к примеру, включают церебрастению, психический инфантилизм. Непосредственно нарушение навыка чтения проявляется в замедленном темпе данной и большом числе разнообразных ошибок. Среди них можно выделить несколько групп:

    • смешение и замена букв, которые обозначают фонетически близкие звуки;
    • замена сходных графически букв;
    • перестановка, пропуски/добавления слогов и букв, то есть искажение звуко-слоговой структуры;
    • проблемы с пониманием прочитанного слова, предложения, текста в условиях отсутствия нарушений в ;
    • аграмматизмы, зеркальное чтение.

    Клинико-психологический подход

    Чтобы понять, что такое дислексия, необходимо рассмотреть ее в разных аспектах. Так, зачастую данное расстройство встречается у детей с системными нарушениями ЦНС (диффузными, функциональными, локальными, органическими). Такие ребятишки страдают парциальной недостаточностью высших психических функций, имеют проблемы с устойчивостью и регуляцией подвижности психических процессов. Также у детей наблюдаются патологические особенности эмоциональной сферы: слабость вербально-логического мышления при хорошем образно-наглядном, нормальная адаптация в житейских условиях наряду со школьной дезадаптацией и так далее. Ребятишки имеют недостаточный объем слухоречевой памяти, дефицит графических и изобразительных способностей.

    Многие исследователи связывают расстройство с недостаточным развитием устной речи и среди факторов затруднения чтения называют недоразвитие звукобуквенных ассоциаций, а также нарушение фонетического декодирования. Дети испытывают сложности с установлением кодовых соответствий (буква-звук) и не могут автоматизировать этот процесс. В результате у них снижается познавательная активность.

    Овладение чтением

    Воспроизведение звуковой основываясь на его графическом изображении, - это и есть процесс по психолого-физиологической структуре противоположен письму. Когда мы пишем, то выражаем смысл в буквенных знаках, а когда читаем, понимаем смысл через восприятие букв.

    В процессе чтения задействованы речеслуховой, речезрительный, речедвигательный анализаторы. Чтобы читать, нужно двигать глазами, забегать вперед (антипация) и возвращаться назад (регрессия). Если свобода движения по тексту глаз ограничена, то процесс чтения нарушается, ведь восприятие слов происходит непосредственно в момент фиксации, то есть тогда, когда глаза останавливаются на строке. Количество фиксаций зависит от того, насколько знакомы слова, их структуры и т. п. Буквы в слове играют роль ориентиров. Когда мы читаем, то воспринимаем не все буквы, а только доминирующие.

    Классификация

    На основании учета операций, нарушенных в ходе чтения, были выделены разные виды патологии. Рассмотрим каждый из них подробнее.

    1. Оптическая дислексия

    Симптомы такой формы заключаются в том, что дети не могут с точностью воспринять графическое изображение и воспроизвести зрительный ряд, вследствие чего у них возникают сложности с усвоением букв. Ребятишки путают буквы, имеющие графическое сходство, и не могут различить их по оптическим признакам. Такие дети оказываются неспособными к зрительному синтезу и анализу.

    2. Фонематическая дислексия

    Расстройство связано с недоразвитостью функций фонематической системы, в число которых входят:

    • смыслоразличительная - способность соотносить определенные сочетания фонем со смыслом, когда изменение одной фонемы или последовательности единиц звукового строя влечет изменение смысла;
    • слухопроизносительная дифференциация - способность различать фонемы артикуляторно и акустически;
    • фонематический анализ - способность раскладывать слова на составляющие их фонемы.

    Дети обычно испытывают трудности со слухопроизносительной дифференциацией и фонематическим анализом. В первом случае это проявляется путанием акустико-артикуляторно схожих звуков, чтением по буквам, пропусками согласных при их стечении, перестановкой звуков и слогов. Во втором случае дети испытывают трудности с определением:


    3. Аграмматическая дислексия

    Зачастую эта форма встречается у ребятишек с общими Она обусловлена недоразвитостью синтаксических и морфологических обобщений, грамматического речевого строя. Дети с таким расстройством в процессе чтения изменяют и числа существительных, неправильно согласовывают прилагательные и существительные в роде, падеже, числе, изменяют родовые окончания местоимений, формы, виды и времена глаголов.

    4. Семантическая дислексия

    Коррекция такого нарушения требует несколько иных подходов, чем в других случаях, поскольку этот вид расстройства характеризуется проблемами с пониманием фактического содержания и смысла текста, хотя технически школьник текст читает правильно. Варианты нарушения:

    • чтение по слогам, когда ребенок последовательно произносит слоги, но не может объединить их в значимое целое, а следовательно, не может воспринять информацию во время чтения, то есть имеют место сложности звукослогового синтеза;
    • чтение полными словами, когда ребенок не может четко представить синтаксическую связь внутри предложения, то есть каждое слово он воспринимает не в совокупности с соседними словами, а изолированно;
    • совмещение первых двух вариантов, когда чтение по слогам с непониманием смысла сопровождается нечеткостью представлений о синтаксических связях в предложениях.

    5. Мнестическая дислексия

    Это нарушение обусловлено проблемами со слухоречевой памятью, в результате которых ребенок испытывает трудности с образованием связи между зрительным образом буквы и звуком. Школьник не может запомнить буквы, заменяет их при чтении на другие, путает.

    6. Тактильная дислексия

    Расстройство данного вида характерно для слепых. При чтении такие люди применяют не зрительное восприятие, а сенсомоторную систему (читают за счет Однако исследования демонстрируют, что у слепых ребятишек дислексия по своим механизмам нисколько не отличается от речевых нарушений, возникающих у зрячих детей. При тактильном расстройстве основная проблема - нарушение узнавания букв письма по Брайлю (этот французский ученый придумал для незрячих людей тактильный шрифт). Слепые дети при наличии дислексии при чтении теряют слова, путают буквы, зачастую не дочитывают слово до конца, а стараются угадать его. При этом нарушения при движении пальцев у таких ребятишек соответствуют нарушениям при движении глаз, возникающим у зрячих детей, страдающих аналогичным расстройством (у них наблюдаются хаотичные вращения глазами, частые регрессии).

    Дислексия: лечение

    Нарушение может стать пожизненной проблемой, хотя некоторым людям все-таки удается развить функциональные навыки чтения. И все же подавляющая часть дислектиков требуемого уровня грамотности никогда не достигает. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо откорректировать полностью весь учебный процесс. Дети с таким расстройством нуждаются в применении прямых и непрямых методов обучения распознаванию слов и формирования навыков, позволяющих выделять компоненты в словах. При прямом обучении используются специальные фонетические техники, не связанные с овладением чтением. Непрямое обучение предусматривает применение особой программы, которая посредством определенных фонетических методик позволяет научиться читать

    Устранение дислексии производится разными способами. К лечению каждого ребенка следует подходить индивидуально. Так, для кого-то предпочтительным будет подход, подразумевающий обучение чтению сразу же целыми словами и выражениями, а для кого-то лучше подойдет методика, использующая иерархическую систему по приобретению навыков чтения, когда ребенка сначала обучают восприятию звуковых единиц, а затем уже слов и предложений. Также рекомендуется применять варианты терапии, при которых воздействие осуществляется сразу на разные виды органов чувств. Что касается медикаментозного лечения патологии или использования таких способов терапии, как оптометрические тренинги и тому подобное, эффективность их на сегодняшний день не доказана.

    В заключение

    Многие родители пугаются, когда у их детей диагностируют дислексию. Почему-то большинство людей считает данную патологию психическим заболеванием. Однако это совсем не так. Ребятишки, имеющие такое расстройство, зачастую проявляют феноменальные способности в иных областях, например, физике, математике, музыке, живописи. Так что такое дислексия? Проблема или... дар? Хорошенько подумайте, прежде чем ответить.

    – парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

    Причины дислексии

    В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

    Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию . Перинатальное повреждение головного мозга может носить гипоксический характер (при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца плода, фетоплацентарной недостаточности , аномалиях развития пуповины , преждевременной отслойке плаценты , затяжных родах, асфиксии в родах и т. д.). Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода , ядерной желтухе новорожденных . Причинами инфекционного поражения головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут выступать заболевания беременной краснухой , корью , герпесом , ветряной оспой , гриппом и т. д. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами , внутричерепными кровоизлияниями .

    В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может вызывать черепно-мозговая травма , нейроинфекции , цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.), истощающие заболевания. Дислексия (алексия) при алалии , дизартрии , афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. Дислексия часто встречается у детей с ЗПР , тяжелыми речевыми нарушениями, ДЦП , умственной отсталостью.

    В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма », педагогическая запущенность , неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи - ФФН или ОНР .

    Механизмы дислексии

    В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы зрительного восприятия, узнавания и различения букв; соотнесение их с соответствующими звуками; слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение; понимание, осознание прочитанного. Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

    В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

    Классификация

    По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

    В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

    • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
    • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
    • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
    • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
    • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
    • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

    Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

    Симптомы дислексии

    В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

    При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

    Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

    В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

    При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

    Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

    Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

    Диагностика дислексии

    Коррекция дислексии

    Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. Так, при фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.

    Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза; при тактильной дислексии – над дифференциацией тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитием пространственных представлений.

    Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

    Прогноз и профилактика

    Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

    Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи , и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР , подготовке к освоению грамоты.