Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения. Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы

    Расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения. Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы

    Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как очень важно в это возрате освоить навык управления своими эмоциями, научиться социальному взаимодействию в обществе. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

    Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, служат индикатором его отношений с родителями, помогают познавать и реагировать на окружающий мир. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонность к асоциальному поведению, затруднения в обучении.

    Эмоционально-волевое нарушение у детей

    Интеллектуальная недостаточность проявляется в следующих особенностях:

      Интеллектуальная регуляция эмоций;

      неадекватность, затруднения в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств;

      низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности.

    Наряду с этим при умственной отсталости нередки болезненные расстройства чувств: раздражительность, эйфория, дисфония, апатия.

    Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается.

    Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа и жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

    Шизофрения и аутизм у детей

    Шизофрения это сложное заболевание, до сих пор неясны причины, вызывающие это психическое расстройство личности, хотя существуют гипотезы. Детская шизофрения имеет свои характерные особенности.

    Отличительными особенностями психики больных детей являются искажение восприятия и мыслительных операций, своеобразие игровой деятельности и общения. При некоторых формах заболевания возможна деменция.

    Шизофрения может возникнуть в очень раннем возрасте (врожденные особенности), а может проявиться позже: в дошкольном или школьном. Шизофрению подросткового возраста принято рассматривать отдельно.

    Аутизм это полный или частичный отказ от общения с окружающими рассматривается разными авторами либо как самостоятельное психическое заболевание, либо как синдром при шизофрении или другом психическом заболевании.

    Синдром раннего детского аутизма может быть диагностирован у ребенка даже до года, так как для него свойственно нарушение всех видов контактов с матерью, это начинает беспокоить родителей.

    У детей страдающих аутизмом, может быть разный уровень интеллектуального развития (от превышающего возрастные нормы до очень низкого). Их общей особенностью с шизофренией является своеобразие, часто неравномерность развития отдельных сторон психики. Дети могут выглядеть неадекватно.

    Своеобразной может быть их мимика, жесты, позы, интонации речи. Их игры и творчество, как правило, носят специфический характер и являются предметом исследования патопсихологов.

    Нарушается процесс общения с другими людьми. Патология может проявляться в характере интересов, фантазий, страхов. При эмоционально-волевых нарушениях у детей следует обращаться к психологу или к психиатру.

    Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.

    Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

    Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

    Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.

    Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

    В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

    Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

    Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

    Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

    • Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
    • Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
    • Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
    • Отсутствие эмпатии. Эмпатия - способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
    • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых - в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
    • Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
    • Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
    • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
    • Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.

    Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

    Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

    В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

    По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

    Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка

    Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.

    Основными причинами нарушений являются:

    1. перенесённые стрессы;
    2. отставание в интеллектуальном развитии;
    3. недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
    4. социально-бытовые причины;
    5. фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
    6. ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

    Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

    Диагностика нарушений

    Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

    Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:

    • тест по средствам рисунка;
    • цветовой тест Люшера;
    • шкала тревожности Бэка;
    • опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
    • тест школьной тревожности Филипса и многие другие.

    Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

    Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.

    Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

    Обращение к психологу

    Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.

    В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.

    Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.

    Практические методы коррекции

    Таковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.

    Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.

    Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.

    Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.

    Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

    Светлана Бук

    Похожие статьи

    Нет похожих записей.

    1. Вопрос:
      Здраствуйте! Нашему ребенку поставили диагноз Нарушение эмоционально-волевой сферы сферы. Что делать? Он в 7 классе боюсь если отправим на обучение на дому он еще хуже станет.
      Ответ:
      Здравствуйте, дорогая мамочка!

      У ребёнка с нарушением эмоционально-волевой сферы может быть тоска, подавленность, печаль или болезненно повышенное настроение вплоть до эйфории, приступы гнева или тревога. И всё это в рамках одного диагноза.

      Грамотный психотерапевт работает не с диагнозом, а с конкретным ребёнком, с его индивидуальными симптомами и ситуацией.

      Прежде всего Вам важно выровнять своё состояние. Страхи и опасения родителей негативно влияют на любого ребёнка.

      И заниматься коррекцией, решать проблему. Перевод на домашнее обучение — это только адаптация к проблеме(т.е. способ как-то жить с ней). Для решения нужно совместно с медицинской помощью придти на приём и к психологу-психотерапевту.


    2. Вопрос:
      Здравствуйте. Я мама. Моему сыну 4года 4 месяца. Нам сначала ставили ЗППР, вчера этот диагноз снял невропатолог и поставил ‘расстройство эмоциональной сферы на фоне становления эмоциональной сферы’. Что мне делать? Как корректировать? И какую литературу посоветуете для коррекции поведения. Меня зовут Марина.
      Ответ:
      Здравствуйте, Марина!
      Представьте, что у Вас как-то не так работает смартфон или телевизор.
      Придёт ли кому-то в голову начать чинить эти устройства по книгам или рекомендациям специалистов (возьмите паяльник и замените транзистор 673 и резистор 576). А психика человека устроена гораздо сложнее.
      Здесь нужны разносторонние занятия с психологом-психотерапевтом, логопедом, дефектологом, психиатром.
      И чем в более раннем возрасте начнёте занятия, тем эффективнее будет коррекция.


    3. Вопрос:
      Какие существуют диагностические приемы для выявления нарушений в эмоционально-волевой сфере детей 6 – 8 лет?

      Ответ:
      Классификация М.Блейхер и Л.Ф.Бурлачук:
      1) наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографии, клиническая беседа и т.п.)
      2) специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т.д.)
      3) личностные опросники (методы, базирующиеся на самооценке)
      4) проективные методы.


    4. Вопрос:
      Здравствуйте, Светлана.
      Нарушения детской эмоциональной сферы, описанные в этой статье, я наблюдал у многих детей примерно 90% — агрессивность, отсутствие эмпатии, нежелание преодолевать трудности, нежелание слушать другого (сейчас очень помогают в этом наушники) это самые частые. Остальные реже но присутствуют. Я не психолог и возможно ошибаюсь в наблюдениях потому хочу спросить: правда ли то что 90% присутствуют нарушения эмоционально-волевой сферы?

      Ответ:
      Здравствуйте, дорогой читатель!
      Благодарю Вас за интерес к теме и вопрос.
      Замеченные Вами проявления — агрессивность, отсутствие эмпатии, нежелание преодолевать трудности, нежелание слушать другого это только признаки. Они могут служить поводом для обращения к специалисту. И их наличие — это не повод для постановки диагоноза «Нарушения эмоционально-волевой сферы «. В той или иной мере каждому ребёнку свойственно испытывать агрессивность, например.
      И в этом смысле Ваши наблюдения верны — у большинства детей время от времени проявляются вышеперечисленные признаки.


    5. Вопрос:
      Здравствуйте, Светлана!
      Хотела бы проконсультироваться у Вас по поводу поведения моего сына. У нас семья из бабушки с дедушкой, сына и меня (мамы). Сыну 3.5 года. С отцом я в разводе, с ним мы расстались, когда ребенку было чуть больше года. Сейчас мы не видимся. У сына диагностировали дизартрию, интеллектуальное развитие в норме, очень активный и коммуникабельный, но в эмоционально-волевой сфере серьезные нарушения налицо.
      К примеру, бывает, что он произносит (в садике один мальчик начал так делать) иногда какой-то слог или звук многократно и монотонно, а когда ему говорят прекратить так делать, может начать делать назло еще что-то, например, корчить рожицу (как ему было запрещено так делать). При этом в спокойном тоне ему мы объясняли, что так делают «больные» мальчики или «нехорошие» мальчики. Сначала он начинает смеяться, а после очередного объяснения и напоминания, что это может быть чревато каким-либо наказанием, особенно когда срывается взрослый и повышает тон, начинается плач, который резко сменяется смехом (однозначно, уже нездоровым), и так смех и плач могут меняться в течение минут по несколько раз.
      Также в поведении сына наблюдаем, что он может бросать игрушки (часто (в смысле в течение месяца-двух), ломает машину или игрушки, резко бросая и ломая ее. При этом он очень непослушный (слышит, но не слушает), часто каждый день доводит близких людей.
      Мы все очень любим его и хотим, чтобы он был здоровым и счастливым мальчиком. Подскажите, пожалуйста, как быть нам в такой ситуации, когда он делает что-то назло? Какие методы разрешения конфликтов Вы посоветуете? Как сына отучить от привычки произносить эти «членораздельные звуки»?
      Бабушка с дедушкой – интеллигентные люди, у меня образование педагога, экономиста, воспитателя. Мы обращались к психологу примерно год назад, когда только начинала проявляться такая картина. Психолог объяснила, что это признаки кризиса. Но, имея в настоящее время диагноз дизартрика, мы вынуждены объяснять его поведение иначе, которое, кстати сказать, не исправилось, несмотря на наши выполнение советов психолога, а ухудшилось.
      Заранее спасибо
      С уважением, Светлана

      Ответ:
      Здравствуйте, Светлана!

      Я рекомендую Вам придти на консультацию.
      Предварительно можем связаться по скайпу или телефону.
      Ребёнка важно переключать, отвлекать на какое-то интересное занятие в такие моменты.
      Наказания, объяснения и повышение тона не эффективны.
      Вы пишете «несмотря на наши выполнение советов психолога» — что именно Вы делали?


    Ольга Огнева
    Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы

    Характеристика основных нарушений эмоционально - волевой сферы

    Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время) . Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

    В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость , раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций , в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер . Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.

    Эмоциональные расстройства доминируют в структуре общего дезадаптационного синдрома, характерного для этих детей , особенно в раннем возрасте. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия (апатико-абулический синдром) . Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория, отмечается при поражениях лобных долей мозга. Возможны и другие : слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.

    Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере :

    Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин , порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

    Эмоционально - расторможенные дети. Эти дети на все реагируют слишком бурно : если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают - их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

    Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции , тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

    К основным факторам , влияющим на эмоционально-волевые нарушения , относятся :

    Природные особенности (тип темперамента)

    социальные факторы :

    Тип семейного воспитания;

    Отношение учителя;

    Отношения окружающих.

    В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы нарушений :

    Расстройства настроения;

    Расстройства поведения;

    нарушения психомоторики .

    Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида : с усилением эмоциональности и ее понижением .

    К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи.

    Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость .

    Эйфория - приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного , стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

    Дисфория - расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.

    Депрессия - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного , мрачного, пессимистичного.

    Тревожный синдром - состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного.

    Страх - эмоциональное состояние , возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

    Апатия - безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.

    Эмоциональная тупость - уплощенность эмоций , в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования

    К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение : нормативно-инструментальную агрессию, пассивно - агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.

    Гиперактивность - сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности , нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение. Нормативно - инструментальная агрессия - это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.

    Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия - это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами , упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину. Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих. Защитная агрессия - это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие, так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих. Демонстративная агрессия - разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию - прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание - как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).

    Нарушение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников как состояние оказывает в основном отрицательное , дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей младшего школьного возраста. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельности ребенка носит негативный характер . Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.

    Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой , в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей , чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии

    Причины нарушения эмоционального неблагополучия детей :

    Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;

    -нарушение режима дня ;

    Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки) ;

    Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;

    Неблагополучное положение в семье.

    Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;

    Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;

    Снижение двигательной активности;

    Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

    Литература :

    1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.- 432с.

    2. Карпова, Г. З Мир чувств и эмоций дошкольника .: Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -2011. –N 8.-С. 119-121.

    3. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М. ; Воронеж, 1998.-34с.


    Довольно часто родительская забота главным образом сосредоточена на физическом здоровье своего ребенка, тогда как эмоциональная составляющая остается практически без внимания. Это обуславливается тем, что большинство родителей считают ранние проявляющиеся симптомы эмоциональных расстройств, как временные, и поэтому неопасные.

    Место эмоциональных нарушений в психическом развитии ребенка представляется одним из ключевых аспектов его жизни, вследствие того, что данные нарушения сказываются на его отношении к своим родителям и к окружению, в общем. На сегодняшний день наблюдается тенденция к росту эмоциональных нарушений у детей, в виде пониженной социальной адаптации и склонности к агрессивному поведению.

    Существует множество причин возникновения эмоциональных расстройств у ребенка, поэтому родителям следует быть особо внимательными при проявлении различных патологических признаков. Как правило, специалисты устанавливают окончательный диагноз при регистрации 3 признаков эмоциональной нестабильности.

    Наиболее распространенные причины эмоциональных нарушений следующие:

    • Физические особенности, с учетом перенесенных заболеваний в младенческом периоде;
    • Торможение психического и умственного развития;
    • Неправильное воспитание ребенка в дошкольный период;
    • Неправильное питание, а именно недостаточное поступление необходимых веществ, что значительно сказывается на развитии малыша;

    Также данные вышеперечисленные причины подразделяют на две большие группы:

    1. Биологические.

    В данную причинную группу включается характерный тип нервной системы. Например, при наличии синдрома дефицита внимания, у ребенка впоследствии может возникать патологический процесс в головном мозге, формирующиеся в результате тяжелого течения беременности и родов его матери.

    1. Социальные

    Данная группа обуславливает процесс взаимодействия ребенка с другими людьми и окружающей обстановкой. Например, если у ребенка уже имеется опыт общения с возрастной группой людей, своими сверстниками и первостепенной для него группой – семьей, то в некоторых случаях такая социализация может также ему и навредить.

    Если ребенок постоянно подвергается отрицанию со стороны взрослых, то он бессознательно начинает вытеснять полученную информацию, которая поступает из окружающей среды.

    Появление новых переживаний, которые не совпадают с его концептуальной структурой, начинают восприниматься им негативно, что в итоге формируют для него определенный стресс.

    При отсутствии понимания со стороны сверстников у ребенка формируются эмоциональные переживания (ярость, обида, разочарование), которые характеризуются остротой и продолжительностью. Также постоянные конфликты в семье, требования к ребенку, отсутствие понимания его интересов, также вызывает эмоциональные нарушения в психическом развитии ребенка.

    Классификации эмоциональных нарушений и их симптомы

    Сложность в выявлении эмоционально-волевых нарушений повлекло за собой то, что у ряда психологов сформировались различные взгляды на данные виды нарушений. Например, ученый-психолог Г. Сухарева отмечала, что эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте, нередко наблюдаются у детей страдающих неврастенией, что выделялось его чрезмерной возбудимостью.

    Другое представление об этих нарушениях имел психолог Ю. Миланич. Он установил, что к эмоционально волевым нарушениям относятся 3 группы эмоциональных расстройств;

    • Острые эмоциональные реакции, которые характеризуются окрашиванием определенных конфликтных ситуаций, что проявлялось в агрессии, истерии, реакции страха или обиды;
    • Состояние повышенной напряженности – тревога, боязливость, снижение настроения.
    • Дисфункция эмоционального состояния, что проявлялось в резком переходе от положительных эмоциональных явлений к отрицательным и также в обратном порядке.

    Однако наиболее подробную клиническую картину эмоциональных расстройств составила Н.И. Костерина. Она подразделяет эмоциональные расстройства на 2 большие группы, которые характеризуются повышением уровня эмоциональности и соответственно его понижением.

    В первую группу включаются такие состояния как:

    • Эйфория, которая характеризуется неадекватным повышением настроения. Ребенок в данном состоянии, как правило, обладает повышенной импульсивностью, нетерпеливостью и стремлением к доминированию.
    • Дисфория – противоположная форма эйфории, характеризующаяся проявлением таких эмоций как: злоба, раздражительность, агрессивность. Является разновидностью депрессивного синдрома.
    • Депрессия – патологическое состояние характеризующееся проявлением негативных эмоций и поведенческой пассивностью. Ребенок в данном состоянии ощущает подавленное и тоскливое настроение.
    • Синдром тревоги – состояние, при котором ребенок ощущает беспричинную обеспокоенность и выраженное нервное напряжение. Выражается в постоянной смене настроения, плаксивости, отсутствии аппетита, повышенной чувствительности. Зачастую данный синдром перерастает в фобию.
    • Апатия – тяжелое состояние, при котором ребенок ощущает безразличность ко всему происходящему вокруг, а также характеризуется резким снижением инициативных функций. Большинство психологов утверждает, что утрата эмоциональных реакций сочетается с снижением или полной утратой волевых побуждений.
    • Паратамия – характерное расстройство эмоционально фона, при котором переживание одной конкретной эмоции сопровождается внешними проявлениями абсолютно противоположных эмоций. Зачастую отмечается у детей страдающих шизофренией.

    Вторая группа включает в себя:

    • Синдром гиперактивности и дефицита внимания, выделяется такими симптомами как двигательная дезориентация, импульсивность. Из этого следует, что ключевые признаки этого синдрома – это отвлекаемость и чрезмерная двигательная активность.
    • Агрессия. Данное эмоциональное проявление сформирована как часть черты характера или как реакция на воздействия окружающей среды. В любом случае вышеперечисленные нарушения нуждаются в коррекции. Однако перед тем как корректировать патологические проявления, в первую очередь выявляется главная причины заболеваний.

    Диагностика нарушений

    Для последующей терапии нарушений и ее эффективности, очень важно своевременное диагностика эмоционального развития ребенка и его нарушений. Существует множество специальных методик и тестов, оценивающих развитие и психологическое состояние ребенка с учетом его возрастных особенностей.

    Диагностика детей дошкольного возраста включает в себя:

    • Диагностику уровня тревожности и ее оценка;
    • Исследование психоэмоционального состояния;
    • Цветовой тест Люшера;
    • Изучение самооценки и личностных особенностей ребенка;
    • Изучение развития волевых качеств.

    Обращение за психологической помощью необходимо, если ребенок испытывает определённые трудности в учебе, общении со сверстниками, поведении или у него имеются определенные фобии.

    Также родителям стоит обратить внимание, если ребенок испытывает какие-либо эмоциональные переживания, чувства, а также, если его состояние характеризуется как подавленное.

    Способы коррекции эмоциональных нарушений

    Ряд отечественных и зарубежных ученых в области психологии выделяют ряд методик, позволяющие корректировать эмоционально волевые нарушения у детей. Данные методы принято разделять на 2 основные группы: индивидуальные и групповые, однако такое деление не отражает главной цели коррекции психических расстройств.

    Психическая коррекция аффективных расстройств у детей является организованной системой психологических воздействий. Данная коррекция главным образом направлена на:

    • Смягчение эмоционального дискомфорта,
    • Повышение активной деятельности и самостоятельности
    • Подавление вторичных личностных реакций (агрессивность, чрезмерная возбудимость, тревога и т.д.).
    • Коррекцию самооценки;
    • Формирование эмоциональной устойчивости.

    Мировая психология включает в себя 2 основных подхода к психологической коррекции ребенка, а именно:

    • Психодинамический подход. Выступает за создание условий, которые позволяют подавлять внешние социальные преграды, с помощью такие методов как психоанализ, игровая терапия и арттерапия.
    • Поведенческий подход. Данный подход позволяет стимулировать ребенка на усвоение новых реакций, направленных на формирование адаптивных поведенческих форм и наоборот, подавляет неадаптивные формы поведения, если таковые имеются. Включает в себя такие методы воздействия как поведенческие и психорегулирующие тренинги, которые позволяют малышу закрепить усвоенные реакции.

    При выборе способа психологической коррекции эмоциональных нарушений следует исходить из специфики нарушения, которое определяет ухудшение эмоционального состояния. В случае если у ребенка отмечаются внутриличностные нарушения, то отличным способом будет применение игровой терапии (не компьютерной), а также хорошо себя зарекомендовал метод семейной психокоррекции.

    Если наблюдается преобладание межличностных конфликтов применяют групповую психокоррекцию, которая позволяет оптимизировать межличностные отношения. При выборе какого-либо метода обязательно учитывается тяжесть эмоциональной нестабильности ребенка.

    Такие методы психологической коррекции как игротерация, сказкотерапия и т.п. эффективно работают, если они соответствуют психическим особенностям ребенка и врача-терапевта.

    Возраст ребенка до 6 лет (дошкольный период) является наиболее важным периодом его развития, так как именно в данный промежуток у ребенка формируются личностные основы, волевые качества, а также стремительно развивается эмоциональная сфера.

    Волевые качества развиваются главным образом за счет сознательного контроля над поведением, при сохранении в памяти определенных поведенческих правил.

    Развитие данных качеств характеризуется как общее развитие личности, то есть главным образом, сформировывая волю, эмоции и чувства.

    Следовательно, для благополучного эмоционально-волевого воспитания ребенка, родителям и педагогам необходимо в особенности обратить внимание на создание позитивной атмосферы взаимопонимания. Поэтому многие специалисты рекомендуют родителям формирование следующих критериев для своего ребенка:

    • В общении с ребенком необходимо соблюдать абсолютное спокойствие и всячески показывать свою доброжелательность;
    • Следует стараться чаще общаться с ребенком, спрашивать его о чем-либо, сопереживать, и интересоваться его увлечениями;
    • Совместный физический труд, игра, рисование т.п. благополучно скажется на состоянии ребенка, поэтому старайтесь уделять ему как можно больше внимания.
    • Необходимо следить, чтобы ребенок не смотрел фильмы и не играл в игры с элементами насилия, так как это только усугубит его эмоциональное состояние;
    • Всячески поддерживайте ребенка и помогайте ему сформировать уверенность в себе и в своих силах.

    Любое событие или происходящая ситуация в жизни человека сопровождаются определёнными эмоциями. Каждый из нас хотя бы раз в жизни ощущал неимоверное состояние эйфории, необъяснимую грусть, радость встречи с близкими и любимыми или же полную опустошённость. Проявление безграничного спектра эмоций напрямую зависит от нашего психического состояния и окружения, которое часто диктует конкретные поведенческие и эмоциональные рамки. Ведь далеко не каждый человек способен на нестандартные, иногда граничащие с безумием, поступки. Вы смогли бы встать посреди улицы и, не обращая ни на кого внимания, крикнуть во весь голос «Я счастлив(а)»? Или же любую другую фразу? Думаю, что вряд ли, ибо в Вас, как и во многих других людях, заложены социальные модели поведения и проявления эмоций, которые не предусматривают подобных эксцентричных поступков.

    Таким образом, личностные стереотипы и ограничения скапливают внутри нас огромное количество невыраженных эмоций, будь то нечаянная радость или ощущение грусти. Эмоциональное напряжение с каждым днём растёт всё больше, погружая нас в состояние психического расстройства. Со временем, даже при большом желании, эмоции не будут иметь свободный выход, так как очень долгое время человек содержал их в себе и попросту разучился их выражать. Образуется нарушение эмоциональной сферы, которое влечёт за собой разлад всей психофизической системы организма.

    Значение эмоций и настроения в жизни человека

    Эмоция – это настолько тонкое и неосязаемое чувство, постоянно лабильное и зависящее от бесчисленного количества имманентных и внешних факторов, что нуждается в тщательной проработке и осознании со стороны индивида. Эмоции регулируют психическую и телесную жизнедеятельность организма, задействуя при необходимости способы психологической защиты и адаптации к создавшейся ситуации. Они направлены на чёткое выражение нашего внутреннего душевного состояния, способны высказать больше, чем обычные слова. Если убрать эмоциональную экспрессию с каждого выговариваемого слова, получится монотонный, неинтересный, лишённый всякого смысла текст. Эмоциональная окраска речи, действий, поступков делает нашу жизнь ярче и осмысленнее, даёт возможность лучше понять имманентное состояние собеседника и найти с ним общие точки соприкосновения. Проявление эмоций очень характерно в различных душевных песнях, кинофильмах, театральных выступлениях. Без эмоционального выражения искусство потеряло бы всякий смысл.

    Фактор настроения также напрямую зависит от эмоций, и наоборот. При хорошем, позитивном настрое индивид выражает доброжелательные, искренние эмоции, тогда как в угнетённом состоянии духа наши эмоции меняют свою окраску на противоположную. Смена настроения сказывается на изменении эмоций, что может повлечь за собой конфликты с окружением, психологический разлад внутри семьи или коллектива, ссору с близким человеком. Особенно это касается нарушений эмоциональной сферы, где человек часто бросается из одной крайности в другую, становясь впоследствии эмоциональным импотентом и приобретая различные формы психических расстройств.

    Способы исследования эмоций

    Мимика лица и речевая окраска играют огромную роль в распознавании и исследовании эмоций. Ещё во времена СССР были разработаны методики для определения стандартного набора эмоций, таких, как гнев, печаль, радость, страх, отвращение, удивление.

    Существуют физические и психологические показатели выражения эмоциональной сферы человека. К физиологическим признакам можно отнести колебания сердцебиения, артериального давления, кожно-гальваническую реакцию, температуру кожи на кончиках пальцев, психомоторные показатели. При волнении и ощущении страха у человека данные могут повышаться или понижаться, в зависимости от типа характера личности. В середине двадцатого века была разработана электромиографическая методика распознавания эмоций по мимике и выражению лица. По данным исследований было обнаружено, что при отрицательных эмоциях у человека задействуется 41% лицевых мышц. Психологи и физиологи до сих пор расходятся во мнении, верно ли интерпретировать нарушения эмоциональной сферы при помощи физиогномики, так как некоторые мимические жесты могут навязываться социумом или быть контролируемыми самим человеком.

    Психологические методы направлены на определение имманентного состояния человека и выявление нарушений его эмоциональной сферы. Сюда входит комплекс тестов и опросников, выявляющих эмоциональные особенности человека, также портретные методы (испытуемым показывают портрет человека, давая ему определённую характеристику, и далее испытуемый должен описать своё впечатление об изображённом человеке). Эффективным методом определения эмоциональных нарушений является дневник эмоций, куда человек должен записывать все эмоции, проявленные в течение дня, чтобы после их проанализировать. Определение эмоций по графическому эталону помогает выявить психическую реакцию человека и состояние его эмоциональной сферы.

    При нарушении эмоциональной сферы физиологические и психологические данные будут иметь неудовлетворительные показатели. В состоянии эмоционального разлада человек не способен давать объективную оценку предлагаемым ситуациям или людям, он концентрируется исключительно на внутренних ощущениях, может впадать в истеричное состояние.

    Симптомы эмоциональной нестабильности

    Симптоматика проявления нарушений эмоциональной сферы довольно обширна. Эмоциональные колебания вызывают неблагоприятные стрессовые ситуации, действия, имеющие продолжительный срок и наносящие непоправимый вред психике человека. Изменение общего эмоционального фона может быть первым сигналом развивающейся душевной болезни. За возникновение и реализацию эмоций отвечают кора головного мозга, вегетативная и двигательная системы.

    Нарушения эмоциональной сферы могут быть вызваны как сбоем в функционировании организма, так и влиянием внешних факторов, усугубляющих психическое напряжение человека. Вследствие этого возникают синдромы, способствующие дальнейшему разладу эмоциональной сферы.

    Признаки эмоциональных нарушений у детей

    Эмоциональная сфера у человека развивается с момента его рождения. Маленький ребёнок обладает намного большей восприимчивостью, чем взрослые люди, поэтому признаки нарушения эмоциональной сферы у него могут проявляться более интенсивно. Однако очень часто родители не замечают общей подавленности детей, списывая их неконтролируемое поведение или нежелание выполнять домашнее задание в школе на особенности характера и лень.

    Эмоциональная нестабильность у взрослого человека выражается стандартно в лабильности настроения, ощущениях грусти, тоски, печали, немотивированной радости или напряжённости. У детей же эти проявления носят скрытый характер, чаще всего обуславливаясь вегетативными нарушениями. Это могут быть расстройства аппетита, проблемы с желудочно-кишечным трактом, постоянно чередующиеся болезни, снижение иммунитета, потеря в весе, торможение психического развития, ослабление памяти, расстройства сна, изменение состояния кожи, потливость. Нарушения эмоциональной сферы у дошкольников выражаются в гневе, немотивированной агрессии, болезненных страхах и т.д.

    Биологический показатель в виде органического поражения головного мозга плода во время беременности, родов или в первые несколько лет жизни ребёнка создаёт необратимые нарушения эмоционально личностной сферы.

    Генетической основой развития эмоциональной сферы у детей выступают темперамент, уравновешенность, подвижность, адаптация психических процессов. Ребёнок наиболее подвержен процессу социализации и психологическим установкам – словам или действиям, присущим другим детям и влияющим на поведение и развитие ребёнка. Дети обычно стремятся быть друг на друга похожими, разделять общие интересы, взгляды, быть схожими внешне. Подобный психологический процесс является нормальным для растущих детей, однако следует всегда наблюдать за тем, не становится ли ребёнок конформистом.

    Классификация нарушений эмоциональной сферы определяет два основных типа реакций:

    • патологические – личностные психические реакции, выражающиеся в изменениях поведения у детей, ведущие к нарушению социальной адаптации. Проявляются в невротических расстройствах. Огромную роль здесь играют поведенческие и психологические факторы: семейные конфликты, неправильное воспитание, непедагогичное поведение со стороны школьных учителей, эмоциональная депривация. Симптомы выражаются в постоянном выявлении нарушений эмоциональной сферы.
    • характерологические – обусловленное влиянием определённой микросреды изменение поведения у детей, имеющее точную направленность, не нарушающее социальную адаптацию и не сопровождающееся физиологическими расстройствами организма.

    Нарушения эмоциональной сферы ребёнка влекут за собой впоследствии ментальные отклонения. Они выражаются в низкой самооценке, эмоциональной незрелости, нарушениях в познавательной и речевой сферах, общей интеллектуальной недоразвитости. Неврологическая симптоматика также указывает на наличие психических и эмоциональных отклонений у детей.

    Методы коррекции эмоций

    Особенности коррекции эмоциональной сферы у детей и взрослых заложены в нескольких эффективных подходах, способных нормализовать эмоциональное состояние личности.


    В деятельностном подходе актуальной является игровая терапия для детей. Очень часто дети с эмоциональными отклонениями имеют недостачу игрового процесса, что сильно тормозит их ментальное и психическое развитие. Постоянный двигательный и речевой фактор в игре даст возможность раскрыться ребёнку, ощутить радостные эмоции от процесса игры. Прорабатывание различных жизненных ситуаций в игровой терапии поможет ребёнку быстрее адаптироваться к реальным условиям жизни.

    Психодинамический подход основывается на принципах и методах психоанализа, направлен на разрешение внутреннего конфликта человека, понимание себя и своих потребностей, осознание уже полученного жизненного опыта. Методика включает в себя арттерапию, непрямую игротерапию, сказкотерапию. Данные виды будут полезны как взрослым, так и детям, они помогут раскрепоститься, проявить творческую фантазию и представить эмоциональную проблему в определённом образе. Психодинамический подход уникален в лёгкости и непринуждённости проведения.