Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Удерживающий и смотрящие. Удерживающий теперь (2фесс.2:7)

    Удерживающий и смотрящие. Удерживающий теперь (2фесс.2:7)

    «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2Фесс.2:7)

    Сколько за историю Христианства было попыток постичь смысл этого таинственного предложения Павла? Какие только явления или личности не наделялись этой «удерживающей» силой, стоящей на пути беззакония. Уже в древности были предложены: Церковь, апостол Петр, архангел Михаил, благодать Святого Духа, воля Божия, проповедь Евангелия, идолопоклонство, Римская империя , царская власть , государство вообще. Многие известные церковные деятели не могли пройти мимо, чтобы не постараться объяснить своей пастве эту фразу. «Назвался груздем - полезай в кузов». Если ты учишь с кафедры, если ты учитель, значит ты должен знать и это. Все же церковные учителя считают себя духовными преемниками Апостолов. Если рядовые члены христианской общины города Фессалоники были в курсе этой важной темы, то неужели находящиеся на высоких церковных должностях, пусть и спустя столетия, разве не должны быть посвящены в это? Конечно должны!
    Однако, как это часто бывает, любой высокопоставленный церковный деятель в каком-то смысле заложник своей конфессиональной среды, которая и вытолкнула его на верх. Он часть того церковного сообщества, которое он представляет. А у любого сложившегося религиозного общества есть своя традиция (предание) и с ней приходится считаться. Поэтому во многих толкованиях чувствуется привкус той или иной официальной религиозной идеологии. Ох уж эти церковные узы…
    Многие ученые-богословы не дерзая высказаться по данной теме, ограничиваются лишь обзором существующих мнений современных известных комментаторов и древних толкователей, и констатируют… ВНИМАНИЕ(!) невозможность обоснованного вывода. В связи с этим интересно привести мнение бл. Августина. В своем труде “О граде Божием”, он пишет так: «Говоря же: “И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время”, т.е. вы знаете, что его удерживает, в чем причина его промедления, он дал понять, что они-то знают, а он не хочет говорить об этом открыто. А потому мы, не знающие того, что знали они, при всем своем желании не в состоянии уяснить себе того, что разумел апостол; это тем более, что последующие слова его затемняют этот смысл. Ибо что значит выражение: “Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, - и тогда откроется беззаконник”? Признаюсь, я не понимаю этих слов».

    «Признаюсь, я не понимаю этих слов»

    Что же имел ввиду апостол Павел, когда писал эти строки? Давайте разберёмся.
    Поможет нам в этом не только Евангельская логика, но и церковная история, являющаяся частью мировой. Мировая, а вместе с ней и церковная история человечества подходит к концу. Остался последний акт. Выводы уже можно делать. Выводы необходимо делать! Особенно важно задуматься над этим тем христианам, к кому по-прежнему обращён глагол Божий: «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр.18:4)
    Оглядываясь назад, в глубь веков, мы словно с высокой горы, ясно увидим исторические пути Церкви. Увидим и сравним эти дороги с истинным путем, который нам завещал Иисус Христос.
    Итак, приступим. Начнём с того, что предложение, в котором упоминается об “удерживающем теперь”, находится в так называемом “втором” письме Апостола Павла к христианам города Салоники. В нём он слегка касается темы пришествия Иисуса Христа. Павел успокаивает взволнованных членов церкви говоря, что день пришествия Христа ещё не наступает. (Как это похоже на наше время! Уже тогда находились истерично-экзальтированные люди, пугающие христиан скорым пришествием Христа). Это конечно произойдёт в будущем, пишет Павел, но прежде должно произойти два события: “отступление” (по греч. «апостасия») и появление “человека греха”.
    “Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.” (2Фесс.2:4)
    Речь идет о лжемессии, о лжехристе. В России, в церковной среде он больше известен как антихрист.
    Далее Павел пишет: “И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.” (2Фесс.2:6) Т.е. Ученики Павла знали, что является препятствием, что является сдерживающим фактором на пути будущей апостасии.
    “Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.” (2Фесс.2:7 ) Один из современных переводов этого предложения выглядит так:
    “Тайна беззакония уже в действии, но сначала должен уйти с ее дороги тот, кто пока еще ее сдерживает”. (2Фесс.2:7)
    То, что Павел именовал “удерживающим” являлось важной частью его учения. Апостол уделял этому явлению достаточно внимания, когда учил членов церкви.
    Схема рассуждений Павла выглядит так: удерживающий – его изъятие — отступление – антихрист. Апостол описывает последовательность событий. Сначала отступление от Евангелия, потом человек греха, а уж потом явление Иисуса. Сначала «апостасия», потом сын погибели, а уже после “день Христов” Сначала «антихристианство», потом антихрист, а потом как разящая молния Христос. Павел открыто предсказывает о будущем разложении части Церкви, об ее апостасии. Эта болезнь в будущем примет эпидемический характер. Однако “ТЕПЕРЬ” есть некая преграда, которая словно плотина сдерживает напор сил зла, но и она будет в будущем прорвана. Между изъятием “удерживающего” и апостасией есть прямая, жёсткая причинно-следственная связь. Важным препятствием на пути «антихристианства» находится “удерживающий”, но и он будет убран в будущем с дороги. Силы зла уже действуют в этом направлении. Эти попытки уже совершаются, но пока они разбиваются о некую преграду. Что является этой преградой? Что является этим сдерживающим фактором? Это мы и постараемся выяснить.

    «удерживающий ТЕПЕРЬ»

    Самые лучшие уроки, которые мы получаем не те, которые мы черпаем в книгах или слышим от других людей. Нами лучше усваивается нечто, когда мы сами испытали на себе эти уроки судьбы. Умные и проницательные люди умеют из малого извлечь великое. События, происходящие с нами, являются нашими лучшими учителями. Конечно не из всякого события случившегося с нами можно вывести закономерность. Есть случайности, есть повседневные события за которыми ничего особенно не стоит. Но иной раз яблоко, падающее на нашу голову, помогает нам совершить некое открытие. Главное, чтобы голова была светлая.
    У Апостола Павла, без сомнения, голова была ясная и анализировать события он умел. То, о чем учил Павел, то что он проповедовал, — он пережил сам. Евангелие было частью его судьбы. Он говорил о Христе, которого видел и слышал сам. Если он предостерегал Христиан от увлечения правилами закона Моисея, то имел на это полное право, так как сам в прошлом был ревностным фарисеем и чем это чревато знал очень хорошо. Логично было бы предположить, что, когда Павел учил об “удерживающем”, когда он объяснял членам церкви о той преграде которая стоит на пути церковного беззакония, он пережил это на себе.
    Термин “беззаконие” говорит сам за себя. Это нарушение Моисеева Закона. Беззаконие – это грех. Беззаконниками называли — грешников, людей, не живущих по заповедям Бога. Когда пришло Евангелие, когда на смену Закону Моисея пришёл Закон Христа, то первые христиане, а они все были Евреи, по-прежнему пользовались старыми привычными терминами. Только теперь беззаконниками и беззаконием они называли противников Евангелия или отступление от Учения Иисуса.
    Кто же были противниками распространения Евангелия во времена Павла? Противников было два. Противились и мешали ревностные блюстители Моисеева Закона, не считающие Иисуса за Мессию. Таким сам когда-то был Павел. Другими противниками были внутренние враги. Это те, которых Павел жёстко именовал лжеапостолами, лукавыми делателями, лжебратьями и псами (Фил.3:2) . Это были люди, считавшие себя последователями Христа, но по-прежнему соблюдавшие часть Моисеева законодательства и не понимавшие учение о достижении праведности посредством одной веры. Каковы же были методы борьбы этих враждебных группировок с Павлом и его братьям и сёстрам?
    Если конкуренты апостола, те кто, например, соблазнил Галатийские церкви ограничивались пока словесными поединками, то не считающие Иисуса за Мессию, ревностные блюстители закона Моисея, использовали весь арсенал доступных средств. Об этом хорошо говорит книга “Дения Апостолов”. К ней мы и обратимся. Эта книга – исторический документ, описывающая жизнь и борьбу первой Церкви.

    «Дения Апостолов»

    Павел за свою жизнь побывал в двух ипостасях, и как гонитель Церкви и как преследуемый её врагами. Когда церковь – сообщество людей, исповедующих Иисуса Мессией, стало увеличиваться вопреки прогнозам скептиков, это вызвало ярость среди ревностных поборников Завета данного отцам. Был убит Стефан. Многие Христиане оказались в темнице. Савл и ему подобные ревнители отеческих преданий преследовали первых Христиан как в Иерусалиме, так и за его пределами:
    “В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии”. (Деян.8:1)
    Савл, превосходящий ревностью других, отправился даже в Дамаск – столицу сопредельного государства, чтобы и там “кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим”. (Деян.9:2) Надо помнить, что в этот начальный период, Церковь состояла только из уверовавших в Евангелие Иудеев. У Христиан – Евреев, практически не было защиты от преследователей. Последователи Иисуса выглядели опаснейшей сектой, наглыми беззаконниками и развратителями в глазах Иудеев. Защитить их могло только чудо. Это чудо случилось, когда Сам Христос, ослепив гонителя Савла, остановил его на пути в Дамаск. В другой раз чудо произошло с Апостолом Петром, которого Ангел вывел из тюрьмы. В остальных случаях Христиан ни что не защищало от расправы со стороны разгневанных соотечественников.
    Однако, гонение на Церковь в Иудее, обернулось проповедью нового Учения язычникам. Рассеявшиеся Христиане проповедовали Евангелие людям других национальностей, и эта проповедь имела успех. Вскоре маленькие Христианские общины стали появляться в разных городах Римской Империи. Эти Церкви уже состояли не только из уверовавших Иудеев. В Церковь стали активно вливаться бывшие язычники, принявшие Учение Иисуса. Местные Иудеи, жившие в этих городах, и верные завету отцов конечно негодовали на Апостолов и их учеников, но… на этом рубеже они останавливались. Далее скрежета зубов дело не шло. На агрессивные действия и физическую расправу с инакомыслящими у них не было права. Вот на этом слове “право“ мы и остановимся подробнее.
    Первый пример мы приведем из 18 гл. исторической книги “Деяния Апостолов”. В ней описано как Павел пришёл с проповедью Евангелия в г. Коринф. Ночью Иисус является ему в видении и говорит: “не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе.” (Деян.18:9-10)
    Иисус гарантирует Павлу неприкосновенность в этом городе. Кто же будет защищать Апостола от возможных нападок разъяренных Иудеев? Историческая книга “Деяния” описывает попытку Иудеев устранить Павла и воспрепятствовать его проповеди.
    “Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище, говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону. (Деян.18:12-13)
    В Иерусалиме враги Павла церемонится с ним бы не стали. А здесь в Коринфе им приходится вести себя по-другому. Они приводят Апостола в суд к проконсулу Галлиону и обвиняют своего врага в нарушении закона. Галлион действительно вступил в должность проконсула Ахии в 52 г. Иудеи пытаются новому проконсулу выставить Павла нарушителем закона и тем самым подвести его под уголовную статью (иудаизм был официальной религией, признанной и разрешённой Римом).
    Однако Галлион быстро понял, что у Иудеев идет спор с Иудеем Павлом (кстати римским гражданином) относительно тонкостей Моисеева Закона, в которые он вникать не хотел и это было вообще не в его компетенции. Римляне тогда особо не различали Христиан от Иудеев. Поэтому проконсул даже не стал выслушивать ответчика Павла, а в довольно резкой форме отчитал Иудеев и прогнал их вон.
    “Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас, но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом. И прогнал их от судилища”. (Деян.18:14-16)
    Обещание Иисуса сбылось. В Коринфе никто не сделал зла Павлу. У него была превосходная защита в лице беспристрастного представителя власти – проконсула Галлиона, который на основании Римского права защитил, сам того не подозревая проповедника Евангелия.
    Второй пример мы приведём из 17 гл. всё той же книги “Деяния”. В ней описано как Павел пришёл в Фессалонику, где трижды выступил с проповедью Евангелия в местной синагоге. В результате в Иисуса уверовали некоторые Иудеи и ещё больше прозелитов, включая немало знатных женщин. Такое развитие событий вызвало гневную реакцию со стороны не уверовавших в Евангелие Иудеев и они:
    ”возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.
    Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,
    а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
    И встревожили народ и городских начальников, слушавших это”. (Деян.17:5-8)
    Опять мы наблюдаем подобную картину. Не принявшие Евангелие Иудеи в порыве ревности пытаются заткнуть рот Павлу и его друзьям. Иудеи не устраивая самосуд, влекут своих врагов к местным стражам порядка, выставляя Христиан преступниками повелений Кесаря (для пущей убедительности они даже массовку из местных зевак организовали). Однако представители власти выяснив в чём дело, отпускают Христиан, так как со стороны последних не было никакого преступления:
    “Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их”. (Деян.17:5-8)
    Опять закон Рима, в лице местной власти, становится щитом, защищающим последователей Иисуса, от расправы разъярённой толпы, науськанных Иудеями.
    Думаю, вам теперь становится понятно, о каком “удерживающем” писал Павел именно Фессалоникийским Христианам. Апостол не “темнил” уважаемый бл. Августин, а просто писал, кратко не вдаваясь в подробности, так как Фессалоникийцы были, как говорится “в курсе”. Они на себе испытали Защиту Римского права от смертельной атаки со стороны “беззаконников” — не уверовавших в Иисуса Иудеев. А знающим людям, достаточно кратко напомнить, не вдаваясь в детали и не тратя драгоценную бумагу и чернила. Так-то святые Отцы.
    Третий и последний пример мы приведём из всё той же полюбившейся нам книги “Деяний”. Она довольно подробно рассказывает нам о первом отрезке жизни и учении Церкви Христа.
    События, интересующие нас, находятся в главах 21-26. Апостол Павел прибыл в Иерусалим на праздник Пятидесятницы (Праздник дарования Закона). Ведёт он себя непривычно тихо, ни с кем не спорит и никому ничего не доказывает, ни по синагогам, ни в Храме. И однако же, как повествует Лука, конфликта избежать не удалось.
    “Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие”. (Деян.21:27-28)
    Апостола выволокли из Храма и принялись избивать, причем до смерти. Павел бы наверняка погиб, если бы не “Удерживающий теперь”.
    Дадим слово Луке, красочно описавшему приключения Павла:
    “Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
    Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.
    Тогда тысяченачальник, приблизившись, взял его и велел сковать двумя цепями, и спрашивал: кто он, и что сделал.
    В народе одни кричали одно, а другие другое. Он же, не могши по причине смятения узнать ничего верного, повелел вести его в крепость.
    Когда же он был на лестнице, то воинам пришлось нести его по причине стеснения от народа, ибо множество народа следовало и кричало: смерть ему!” (Деян.21:31-36)
    Далее, когда после речи Апостола к соотечественникам, Римляне хотели его бичевать, чтобы доподлинно узнать причину такого неистовства народа, кричавшего: “истреби от земли такого! ибо ему не должно жить”, выяснилось, что Павел – Римский гражданин. Тысяченачальник, отдавший приказ, пытать Апостола, сильно испугался, что связал его! С этого момента Павел находился под надёжной охраной Римских властей. Более сорока ревностных Иудеев заклялись не есть и не пить (объявили пост!) пока не убьют Павла. Однако этой силе противостояла другая сила — Римский закон, охраняющий Римского гражданина от самосуда и неправомерных нападок. Проповедника Евангелия охраняют от потенциальных убийц 400 вооружённых воинов и 200 всадников!

    “Дабы проводить нам жизнь тихую и БЕЗМЯТЕЖНУЮ»

    После прочитанного давайте подведём некоторые итоги. Павел под “удерживающим теперь” разумел Закон Римского государства, который надёжно охранял Павла (и не только его) как проповедника Евангелия от физической расправы со стороны не уверовавших в Евангелие Иудеев. Слово “ТЕПЕРЬ” наглядно показывало, что ЭТО работало при жизни Апостола. Римское право, прекрасно служило сдерживающей преградой пред натиском “беззаконников” (так их именовал Апостол с позиции Закона Христа) Ревностные Иудеи в порыве гнева и религиозной ярости пытались “ДЕЙСТВОВАТЬ” на прямую или же через других людей. Однако все их попытки разбивались о непреодолимую преграду – железный закон Рима. Поэтому то Павел и призывал Христиан быть законопослушными гражданами, исправно платящими налоги (“подати”) и уважать власть и даже молиться за неё! Почему? “Дабы проводить нам жизнь тихую и БЕЗМЯТЕЖНУЮ во всяком благочестии и чистоте.” (1Тим.2:2)
    Потому, что тогда нас противники Евангелия не смогут тронуть пальцем. Никаких мятежей не будет против нас. Ибо мы находимся под надёжной охраной Закона. Поэтому то Павел и назвал правоохранительные органы Рима — “Божьими слугами”: “ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро” (Рим.13:4) Нам Христианам на добро.

    А теперь внимание!

    Мы переходим к самому главному!!!

    Когда же этот «удерживающий» будет “взят от среды”? когда его уберут с дороги и придёт “отступление”? Что этому поспособствует?
    Предположения о том, что Павел писал о государстве, о римском законе высказывались и раньше. На смену языческому Риму со времен императора Константина пришел Рим христианский. Имперская Церковь была надёжно защищена от прежних атак языческого государства и иудеев. Исходя из этого появились обновлённые толкования “Удерживающего” как Христианского государства и Христианского Императора (про таких толкователей можно сказать: “слышат звон, да не знают где он”). С падением Византии эта идея отправилась в путешествие по всему миру. У нас в России она воплотилась в формуле: Москва — третий Рим, стоящий на пути беззакония. Богохранимое отчество и воинство ея, ну и т.д. Однако, чтобы точно понять мысль Павла необходимо вернуться опять в его время.
    Действительно, закон языческого государства охранял Павла и его друзей от нападок Иудеев не признававших Иисуса за Мессию. От них была защита. А вот такой защиты от самого Рима не было. Начиная с императора Нерона, христиане регулярно подвергались преследованиям. Закон Рима здесь не мог их защитить. Римляне были религиозны. Религия пропитывала весь строй их жизни. Язычники косо смотрели на христиан. У поклонников Марса и Юпитера были изображения богов, а у Христиан никаких изображений не было. Поэтому их называли безбожниками. Христиане собирались вечерами по домам, поэтому их подозревали в заговоре против императора. Последователи Иисуса на своих собраниях пили ритуальное вино, которое называли кровью Христа. Тут вообще можно было дать волю фантазии.
    Давайте абстрагируемся от всяких названий. Допустим, есть одна религиозная организация, желающая уничтожить другую. Однако эти попытки натыкаются на стену закона государства. Что нужно предпринять религиозной организации, что бы закон не мешал, а помогал преследовать конкурента? Правильно! Надо стать религиозной частью этого государства. Надо стать одним целым с государством. Тогда конкурента можно будет преследовать по закону. Это и случится при императоре Константине, когда церковь соединится с государством. Кафолики заняли нишу языческой религии в государстве. Они вселились в бывшие языческие храмы, которые были отобраны у прежних владельцев. Теперь они стали “освящать” все действия императора и власти.
    У Апостола Павла было два врага, которые между собой не сообщались. Это были Иудеи, не признававшие Иисуса за Мессию, попыткам которых заткнуть рот Павлу, мы уделили достаточно внимания. Но были и другие враги, признающие Иисуса за Мессию, но не понимавшие учение об оправдании одной верой и соблюдающие часть Моисеева Закона. Эти враги были ещё более опасней чем первые. Вот как о них отзывался Павел: “Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
    И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их”. (2Кор.11:13-15)
    Епископам имперской церкви удастся воплотить в жизнь, то что пытались сделать Иудеи преследуя Апостолов. Церковная знать будет преследовать еретиков, у которых — защиты закона не будет. А еретиком можно объявить кого угодно! Как можно защитится в суде от преследования Кафоликов, когда епископ сам судья? Если ты объявлен еретиком и отлучен от имперской церкви, то по государственному закону, твое пусть даже и правдивое свидетельство в суде, не будет принято во внимание. Нет правовой защиты. Удерживающий изъят.
    Имперская церковь при Константине – это отправная точка церковной апостасии. С этого момента началось тотальное разложение церкви, вступившей в тесную связь с государством, о котором предсказал Павел. Это начало антихристианства, получившего неисчерпаемый административный ресурс.
    Они позиционировали себя как истина, строили христианские храмы, пели в них христианские гимны, молились Христу. Правда руки были в крови. Но это же кровь еретиков. Много говорили о вере, да только веру как способ полного оправдания пред Богом, отвергали. Под видом Евангелия заразили миллионы людей аскетизмом, унизив институт семьи. Это был скрытый мятеж против Бога. Это был бунт на коленях. Об этой апостасии предсказывал Апостол:
    “Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
    Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся”. (2Тим.3:1-5)
    Иоанн в своем Откровении описал церковь-отступницу у которой на лбу было написано — “Тайна”. (Откр.17:5) Клирики имперской церкви оказались духовными наследниками двух врагов Апостолов. С одной стороны, они сочетали в себе учение, тех кого Павел именовал лжеапостолами, отвергавшими учение о достижении праведности посредством одной веры. С другой стороны, они, слившись с государством, сумели устранить преграду закона и теперь их врагов ничего не защищало. Иудеи делали эти попытки, но натыкались на “Удерживающего”. А церковный клир оседлавший этого “багряного зверя” (Откр.17:3) сумел направить меч государства против своих врагов. Читайте:
    Павел назвал беззаконие “тайным”, так как при его жизни начались первые шаги противников Евангелия использовать власть имущих в своих целях. Это состояние можно сравнить с развитием ребёнка внутри утробы — т.е. тайно. Посмотрите, как Давид так же использует это же слово для описания того, что пока скрыто от глаз людских: “Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в ТАЙНЕ, образуем был во глубине утробы”. (Пс.138:15) Так и проницательный взгляд Павла разглядел в этом, пока тайном зародыше, его будущее появление на свет. Начиная с императора Константина эта, утроба разверзнется и доселе “тайное” трансформируется в “явное”. Это явление действительно было похоже на рождение, так как ничего подобного до Константина не было. Ну а за рождением, как известно, следует развитие и рост. Дальше это, легализовавшееся беззаконие, только развивалось и набирало обороты. Как католики и православные расправлялись с еретиками и христианским инакомыслием, я здесь не буду подробно описывать. Слава Богу, история об этом не умалчивает.
    Нас же больше интересует их теория, их постулаты. Какой богословский фундамент они закладывали под свою кровавую практику? И как они это согласовывали с волей Иисуса?
    Вот что пишет Иосиф Волоцкий, живший в России в 15 веке и канонизированный Русской православной церковью, о методах борьбы с христианским инакомыслием: ”еретика и отступника не только осуждать, но и проклинать следует, царям же и князьям и судьям подобает отправлять их в заточение и предавать лютым казням”. Вот так рассуждает типичный представитель Третьего Рима. У кого же учится он? Ревностный Иосиф учится у знаменитых учителей Византии. Учился у Ионна Златоуста и Афанасия Великого.
    Именно Златоуст учил “освятить руку”, смело ударив в лицо проповедующего еретика. Вселенский учитель открыто с кафедры учил своих прихожан святому мордобою: “И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом”. А потом, епископ Константинопольский, призывал смело признаваться об этом в суде. Конечно, чего боятся то? В суде все сойдёт с рук, представителю государственной религии.
    Рассуждения Иосифа Волоцкого – это просто классика мышления ортодокса! Следите внимательно за ходом его мысли!
    “О царях, князьях и судьях говорят святые апостолы, – о том, что они получили власть от Господа Бога для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Верховный апостол Петр наставляет: “Будьте покорны всякому человеческому начальству (то есть человеческой власти), для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей”(1Пет.2:13–15). Подобно тому учит и апостол Павел: “Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое”(Рим. 13:3–4).
    Могут сказать, что святые апостолы повелели царям, князьям и властителям наказывать творящих злое, то есть убийц, прелюбодеев, занимающихся воровством и разбоем и иными злыми делами, а еретики и отступники здесь ни при чем. Но если это было повелено об убийцах, прелюбодеях и делающих иные злые дела, то тем более подобает поступать так по отношению к еретикам и отступникам.
    Об этом свидетельствуют святые книги. В священных правилах, относящихся к ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНАМ, о неверных и еретиках говорится так: те, кто сподобились святого крещения, но отступили от православной веры и стали еретиками или совершали жертвы эллинским богам, подлежат смертной казни. Если жид дерзнет развратить христианскую веру, подлежит отсечению головы. Если же манихеи или иные еретики, ставшие христианами, начнут потом поступать и рассуждать по-еретически, да будут усечены мечом; а тот, кто знает об этом и не предает их казни, тоже подлежит смертной казни. Если же какой-либо воевода, или воин, или начальник общины, обязанный следить за тем, не поступает ли и не рассуждает ли кто-нибудь по-еретически, узнает о еретике и не предаст его суду, – даже если сам начальник и православный, он подлежит смертной казни.
    Зачем же утверждать, что не подобает осуждать ни еретика, ни отступника? Ведь из сказанного понятно, что подобает не только осуждать, но и предавать лютым казням, и притом не только еретиков и отступников: и сами православные, узнавшие о еретиках или отступниках, но не предавшие их судьям, подлежат смертной казни.
    Если же кто-либо скажет: “Это гражданские законы, а не апостольские и не отеческие писания”, – тот пусть послушает преподобного отца нашего Никона, который так говорит о ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНАХ в своих богодухновенных сочинениях, а именно в своих посланиях, в слове двадцать первом: Святой поклоняемый Дух вдохновил божественных отцов на святых Соборах, и они установили божественные правила – изложили внушенные Святым Духом божественные законы и слова святых и богоносных отцов и святые заповеди, изреченные устами Самого Господа. Однако божественные правила издревле были ПЕРЕМЕШАНЫ С ГРАЖДАНСКИМИ ЗАКОНАМИ и определениями. Так возникла книга Номоканон, то есть правила закона. Книга эта, в которой божественные правила, заповеди Господни и изречения святых отцов СМЕШАЛИСЬ С ГРАЖДАНСКИМИ ЗАКОНАМИ, составилась не случайно, но по Божьему Промыслу. Ведь святых отцов, бывших на Вселенских и на поместных Соборах, наставлял Святой и животворящий Дух, и они собрали божественные правила и законы, слова святых отцов и сказанные Самим Господом святые Его заповеди, – и со всем этим древние святые отцы соединили и ГРАЖДАНСКИЕ ЗАКОНЫ. Так кто же дерзнет разделить или похулить то, что было воспринято от Святого Духа и святых отцов и сочетается со всем Священным Писанием?”

    Историческая справка: Под влиянием высшего ортодоксального духовенства император Юстиниан возвел религиозную нетерпимость в государственную доктрину. Беспощадное истребление ересей он провозгласил долгом совести всех православных подданных Византийского государства. В 527-528гг. были изданы императорские законы против еретиков, язычников, евреев, вероотступников. Преследования распространялись на всех не православных, Законодательство Римской империи со времен Диоклетиана не знало столь суровых и столь грандиозных по своим масштабам гонений на инакомыслящих. Прежде всего вне закона ставились все еретические культы. Еретикам запрещалось иметь свою церковную организацию и иерархию, совершать таинства крещения, брака, рукоположение в духовный сан. Особенно жестоко преследовались всякие «тайные сборища» еретиков. Во все концы империи были посланы правительственные агенты, которые, опираясь на воинские отряды, насильственно заставляли еретиков переходить в православие или подвергали их мучительной казни. Многие еретики были избиты; некоторые сами наложили на себя руки. В 527 г. большое число, мужчин и женщин, были с величайшей жестокостью сожжены на кострах.

    А теперь нам в 21 веке самодовольные ортодоксы задают убийственный вопрос: “покажите нам в прошлых веках ваших единомышленников? Назовите хотя бы пару имён? От кого вы произошли?”
    Да вы всех поубивали! Всех загнали в глубокое подполье! А ещё вы зачистили историю от ненужных вам имён. В официальную историю вошли вы, да ужасные еретики, которым по законам жанра, официальная пропаганда приписывала всякие небылицы.

    Далее преподобный Иосиф Волоцкий ссылается на другого Вселенского учителя:
    “Подобно тому пишет и Афанасий Великий: те, кто говорят, что не подобает судить творящих смертные грехи, суть служители ереси. Но если бы было так, как они утверждают, то праведный Ной не осудил бы нечестивого Хама быть рабом братьев своих (Быт.9,20–27). Ведь и Моисей повелел изрубить мечом три тысячи человек, поклонившихся тельцу (Исх.32,25–28), а собиравшего дрова в субботу повелел побить камнями (Чис.15,32–36). Иисус Навин истребил Ахара со всем домом за воровство (Нав.7,19–26). Финеес же убил Замврия за блуд (Чис.25,6–8). И Самуил убил Агага царя пред Господом (1 Цар.15,32–33). И Илия заколол у потока ложных пророков, как свиней (3 Цар. 18,40,4). Елисей же осудил Гиезия за мздоимство, наказав проказою (Цар.5,20–27). А Даниил осудил блудливых старцев по Закону Моисееву и казнил их (Дан.13,60–62). Святой апостол Петр, получивший ключи от Царства Небесного, осудил Ананию с женой его, утаивших часть своих доходов, и они тотчас испустили дух (Деян.5,1–11). И Павел предал сатане Александра кузнеца, Именея и Филита, чтобы научились не богохульствовать (1Тим.1,20;2Тим.2,17).
    Так судили праведные – и не были осуждены, но были избраны особо, на духовное служение”.

    «в нем найдена кровь пророков и святых»

    Вот такая “сборная солянка” из цитат Ветхого и Нового Завета находилась в головах этих “святителей”. Такое богословие полностью развязывало им руки, по отношению к другим христианам, не желавшим состоять в имперской церкви и участвовать в творимых ими беззакониями.
    “Поэтому, заключает Иосиф Волоцкий, — все святые преподобные и богоносные отцы наши, пастыри и учители, умоляли благочестивых царей и князей, чтобы они истребляли еретиков”. Гениально, — не правда ли? “У нас духовный сан, мы даже курице голову отрубить не имеем права!”, — вздыхают они.
    “У нас только меч духовный!” — смиренно перебирая чётки, произносят они свою любимую мантру, елейным голоском.
    Поэтому с еретиками расправятся власть имущие, (у них меч какой надо) по вашей настоятельной просьбе. Вот вам и учение о двух мечах: светском и духовном.
    Поэтому Иоанн в своём Откровении и написал об этой корпорации: “И в нем (церковном Вавилоне) найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле”. (Откр.18:24)
    Об апостасии церкви, об ужасах, творимых этими “преподобными и богоносными отцами” предупреждали ещё задолго, всадники – вестники из 6-ой главы книги “Откровения».

    «katеkhein» — удерживающий

    Мысль Апостола об “удерживающем” универсальна. Закон любого государства, который не позволяет преследовать Иудеям или желающей господствовать церкви, других христиан, — является тем самым удерживающим. Такое государство может находится в любом месте земного шара. Таковым государством, по Конституции является современная Россия. Что бы в Европе появились светские государства, понадобились революционные бури. Понадобились Наполеоны и Ленины, которые силой отделяли церковь от государства. Они резали по живому, в прямом смысле этого слова. Те, кто соединился с государством, от государства и потерпели. Так же когда-то Бог лечил Израиль от подражания нравам соседних языческих государств или заигрывания с ними по политическим соображениям, ища поддержки у них. За это потом приходили Асирийцы и Вавилоняне, безжалостно сокрушая возгордившийся и живущий не по заповедям Израиль. А за всем этим стоял Бог Всемогущий.
    Многие образованные экзегеты безуспешно ломали головы над этим греческим словом katеkhein переведенное как – “удерживающий”, ища правильные оттенки этого слова, чтобы лучше понять мысль Павла. Но даже если идти к пониманию смысла через лингвистический анализ текста, можно пойти в правильном направлении. Ларчик открывается действительно просто. В этом предложении Павла заложен древний стиль так называемой “игры”. Только здесь Апостол использовал не игру слов или событий, которую мы часто наблюдаем в Писании. (например: «Адам» – первый человек, а земля из которой он взят – «адама»; 40 дней соглядатаев трансформировалось в 40 лет хождения по пустыне) Здесь мы видим зеркальную «игру» смыслов, «игру» понятий: беззаконие – закон. БЕЗЗАКОННИКАМ противостоит ЗАКОН! Мысль Павла проста и гениальна одновременно!
    Вот мы и разобрали подробно таинственное предложение Павла. Теперь ясно что значат слова: “тайна”, “беззаконие”, “удерживающий” и его “изъятие”. Осталось одно слово — “ человек греха” (антихрист).
    Если между изъятием “удерживающего” и церковным отступлением есть, как мы показали причинно-следственная связь. Логично было бы предположить, что и между отступлением и явлением антихриста, есть подобная связь. Если антихристианство утвердилось при помощи государства, то и антихрист так же явится не без помощи государства. Вопрос, какого государства? Одного? А может двух? Эта важная и интересная тема, достойна отдельного исследования.

    Муж с “открытым оком”

    В заключении, хочу привести пример действия “удерживающего теперь” в моей жизни. Я живу в современной России, являющейся по Конституции светским государством.
    Однажды мне довелось участвовать в одном судебном разбирательстве в качестве свидетеля со стороны ответчиков. Истцом был человек, (не буду называть его имя) сравнивающий себя, по духовной безграмотности, с древним Валаамом – мужем с «открытым оком». Когда мне разрешили войти в зал судебного заседания для дачи свидетельских показаний, то этот современный Валаам ничего лучше не придумал как открыть книгу правил вселенских соборов и указывая на неё попытался убедить судью, что еретиков и отступников от православия, свидетельские показания нельзя принимать. Судья с усталым видом, конечно из вежливости пред этим 70-летним стариком, сказал примерно следующее: “я сужу на основании действующего законодательства — Гражданского кодекса Российской Федерации. А если вы хотите спорить по Библии, то можете собраться для этого в другом месте.”
    Всё это выглядело с их стороны и комично и безграмотно одновременно. Этот старый беззаконник сделал попытку устранить меня как свидетеля. Однако Закон светского государства защитил меня как гражданина и Христианина. Муж с «открытым оком» , устремившийся на меня, ударился своей буйной головой о шлагбаум Закона.
    Так же глупо, 2000 лет назад, выглядели Иудеи, нападавшие в суде на Павла. Подобных “истцов” проконсулы выгоняли вон.
    Кстати, суд мы выиграли. Однако если бы этот суд состоялся в Византии или в дореволюционной России, то мне было бы не до смеха.

    Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали(Отк.2:14). Давайте рассмотрим это внимательнее. Слово ὀλίγος употреблённое в разбираемом стихе из Откровения, где Господь порицает церковь Пергама за то, что та допустила в своих рядах учение Валаама, имеет не только значение «немного» , но также и «кратковременно» . Так что слова:«но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама» - можно ещё прочитать – «но имею на короткое время против тебя...». Это означает, что Господь иногда терпит нас какое-то время! Время в котором мы живём и то искушение в которое многие из нас впали, чем то напоминают то с чем столкнулись израильтяне во времена Соломона. Мы знаем из Писания о том, как Бог явился во сне Соломону и предложил ему много разных благословений на выбор. И Соломон выбрал из всего этого мудрость сходящую свыше. За что Господь весьма одобрил его и поэтому приложил к мудрости для Соломона и многие другие благословения, включая и великое богатство! И всё это благословение полученное Соломоном, стало примером для последующих поколений того, как нужно пользуясь благословениями хранить себя в этом мире, чтобы не удалиться от Господа,подобно тому как получилось с этим царём на закате его лет... Нечто похожее случилось и в наши дни. Ещё наверное никогда, за всю известную историю наших последних времён, люди не жили в такой роскоши и благополучии, в каком оказались многие из нашего поколения! А Слово призывает нас, чтобы мы пользуясь этим миром были как ничего не имеющие!

    О нашем же древнем враге, сатане, сказано в Библии:« В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьёт чудовище морское»(Ис.27:1). И здесь, во-первых, говорится о левиафане прямо бегущем, который в его борьбе против Божьего народа, очень часто действовал в таком духе. Он возбуждал против Церкви сильных мира сего и устраивал прямые гонения. Однако, возможно, что ещё опаснее для христиан он становится, когда превращается в изгибающегося. Когда приходит время благополучия и свободы, то часто при этом в церкви вкрадывается этот гуманистический дух ложной свободы и вседозволенности; и тогда размножаются в народе лжеучители и лжепастыри, которых Библия называет теми, кто держится учения Валаамова. В древности, Бог не позволил, обольщённому мздой неправедной Валааму проклясть Израиля. Тогда этот человек, посоветовал моавитскому царю Валаку соблазнить израильтян, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали, после чего началось великое поражение в Израиле. Враг душ человеческих понимал, что он не может напрямую одолеть Израиля. И тогда он возбудил Валаама, чтобы сделать этот народ врагами Богу. Как сказано в Слове: « Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу»(Иак.4:4).

    Подобная война против народа Божьего продолжается и до сего дня. Мы живём во время когда учение Валаама

    восторжествовало в очень многих и многих общинах. Вы не услышите сегодня в таких общинах учение о несении креста и грядущих судах Божьих. Вы не услышите там учения о том, что многими скорбями нам надлежит войти в Царствие Божье. Вместо истинного Христа, там людям несётся какой-то Дед Мороз с кучей подарков, который уже зарезервировал им место на небе, потому что они находятся в поместном церковном списке. В таких общинах полно разводов. Там процветает дух похоти. Там женщины гоняются за современными провокационными женскими модами, а мужчинами такое поощряется. Ещё одно ужасное явление, которое мы можем сегодня увидеть в церквах, это также и другие мирские стандарты по которым стали жить многие христиане. В наше время мятежа, когда землю захлестнула ввергающая многие страны в ещё худшие бедствия, волна «цветных революций», многие христиане приветствуют и одобряют даже и такое зло. Мы дожили даже до того, что те, кто не согласен с этим вкравшимся в наши ряды мирским большинством сегодня подвергаются осуждению и от них многие шарахаются в сторону как от прокажённых, чтобы «не запачкаться» в глазах такого общества. Это – мир, который вкрался сегодня в народ Божий!

    Однако мы можем увидеть, что и в таких обществах Господь сохранил Свой святой остаток. И всё это как бы остаётся сегодня вместе. Однако, является ли происходящее истинной Божьей волей? В Послании к Римлянам, в главе 12, стихе 2 говорится о том, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная . А как мы знаем из Писаний, Господь хочет, чтобы мы были совершенны. Но Он также будучи долготерпеливым, часто и терпит нас, принимая нас как ещё не совершенных и ожидая нашего полного обращения к Нему. И такое наше состояние, может говорить о том, что мы всё ещё пребываем под Его благой волей . И мы знаем, что наш Бог – благ даже к неблагодарным и злым (Лк.6:35.). Мы также знаем из Писания, что в истории Израиля были короткие периоды, когда Господь допускал им оставаться в каком-то неопределённом состоянии. Сказано:« И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих, и сказал тебе: "в кровях твоих живи!" Так, Я сказал тебе: "в кровях твоих живи!"(Иез.16:6). Вы видите, Господь терпел, до времени, такое их состояние. Но это не было совершенной волей Божьей! Совершенной волей стало то о чём говорится в последующих стихах. Где сказано о том как Он очистил, омыл, одел в славные одежды и вступил в союз с этой девой израилевой. Надо сказать, что Господь также много терпел Свой народ и в эти последние годы. Написано: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию»(2-е Пет.3:9). Он также терпит сегодня массовое отступление многих христиан, которые стали уже жить и мыслить мирскими стандартами. Однако Его терпению есть придел! Написано о грядущем пришествии Христа, что этот день не придёт доколе не придёт прежде отступление (чему мы все уже являемся свидетелями). А последующие 7 и 8 стихи, 2-й главы 2-го Послания к Фессалоникийцам говорят:« Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь . И тогда откроется беззаконник...». Бог пока ещё удерживал действие о котором предсказывал Христос, но мы живём во время о котором нам сказано, что это будет наконец-то взято от среды. И это будет взят не Дух Святой. Потому что Он всегда присутствовал и присутствует везде. Как сказано:« Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты»(Пс.138:8). И причём забираться это будет не от земли, но как там сказано «от среды». И это есть то, что Господь перестанет удерживать происходящие события, чтобы по прежнему продолжало расти то и другое до жатвы. Но произойдёт теперь то предсказанное: «пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие»(Матф.13:41). И как ещё сказано: «Ещё подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных...»(Матф.13:47-49). То есть произойдёт то, что Бог предсказывал в последние годы, что приходит время, когда между праведными не останется ни одного нечестивого, а между нечестивыми не одного праведного. Как один человек видел видение, что за Пастырем Христом идёт смешанное стадо из чёрных и белых овец. И вот Пастырь взял и провёл Своим посохом по идущему за Ним стаду и от этого получились 2 стада. А потом быстро, быстро чёрные овцы перебежали к чёрным, а белые к белым. После чего Господь повёл белое стадо дальше за Собой, а чёрное осталось на месте.

    Так что приходит время, когда от среды праведных отделятся те, кто превратил наши церкви в христианские клубы. Причём отделятся они вместе с большинством, невероятно расплодившимися в последние годы, обслуживавших такую публику церковных должностных лиц (как дедо морозовского, так и религиозного толка). А дальше времени останется уже совсем мало, потому что, тогда должен будет открыться беззаконник и окончательные суды будут совершены над этим миром.

    И ещё вот, что необходимо заметить. В наше время очень популярно учение о том, что церковь заберётся до скорбей. Хочу предостеречь от такого учения, потому что оно абсолютно ложное. Мы это ясно увидим из выше указанной второй главы 2-го Послания к Фессалоникийцам. А 20 глава Откровения, с 4 по 5 стихи об этом ещё конкретнее говорят: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение». Вы видите, в первом воскресении будут участвовать обезглавленные за то, что они не поклонились зверю. И по Писанию, Церковь возьмётся только после завершения первого воскресения: «...и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых...»(1-е Фес.4:16-17). Так что если антихрист успеет обезглавить многих из тех, кому надлежит участвовать в первом воскресении, то как же Церковь может забраться до того, как он захватит власть над всей землёй. Смотрите откровение Кена Питерса «Я видел великую скорбь». Очень верная информация!

    Сегодня меня могут спросить: «кого это ты, конкретно имеешь в виду, когда говоришь о чёрных овцах»? Отвечу: «Имею в виду любого из нас»! Я вспоминаю как в начале своего пути, однажды очень высоко подумал о себе. И эту тайну моего сердца знал только Господь. И так-как Он знал эту тайну, то когда я пришёл однажды на собрание, то мне было сказано через пророка: «Сын Мой не думай, что ты сильный, но ты слабый. Если Господь попустит тесноту, то что будешь делать!?». И сегодня, когда мы уже проходим небывалую и очень тяжёлую внутреннею плавку, то я часто с трепетом вспоминаю, сколько раз за эти годы был на сантиметр от падения. От которого только милость Его сохранила меня! Поэтому советую сегодня всякому: «Научитесь искреннему Христовому состраданию и не спешите слишком строго судить, пока не знаете всей сути дела. Потому что если вы без милости, не зная всего дела, поспешно кого-либо критикуете, то также строго может потом испытать вас Господь. И причём как-раз по той же самой проблеме»! А вот в чём нужно поспешить! Когда видите какое-то явное нечестие, то надо поспешить сделать по совету Моисея, человека Божьего:« ... отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах их»(Числ.16:26).

    Все чаще можно услышать в последнее время развернутую богословскую теорию про Удерживающего. Вкратце перескажу ее суть: этот Удерживающий упомянут в Библии, о нем же говорили многие святые. Это некая внешняя сила, которая не дает прийти в мир Антихристу и сберегает мир от уничтожения. Сначала этой силой была Римская империя, затем Византийская, ну, а потом, конечно, эта функция перешла к Третьему Риму, то есть к России. Даже во времена СССР она сохранялась за ней, а уж тем более теперь, когда только Россия не позволяет… (и далее длинный список реальных и гипотетических злодеяний). А посему всякий, покушающийся на Россию и ее нынешних правителей, вольно или невольно служит Антихристу. Даже если хочет их сменить вполне законным путем, в соответствии с конституцией…

    У человека, знакомого с историей хотя бы в объеме школьного курса, на четверку с минусом, тут неизбежно возникает множество вопросов. Хорошо, преемство между Римом и Византией вполне понятно. Но Византия окончательно пала в 1453 году, а на самом деле, перестала играть сколь-нибудь заметную роль на международной арене столетиями раньше – в 1204 г. она не смогла даже удержать собственную столицу от завоевания, и большую часть XIII века никакой Византии, строго говоря, на карте не было – только ее осколки. Но даже если считать до середины XV века, Русь тогда еще была слишком слаба и раздроблена, вплоть до 1480 г. она выплачивала дань Золотой Орде. Стало быть, никакого Удерживающего не было пару-тройку веков – и мир устоял?

    Но даже если проглядеть всё это… От чего удержалась наша страна в 1917-м году? Православная империя канула в небытие за несколько дней, остатки государственности – за несколько месяцев. К власти пришли атеисты-узурпаторы, и если Российская империя и в самом деле была Удерживающим – следует признать, что мир вот уже скоро столетие существует без него.

    СССР – это уж скорее смотрящие, воры в законе, без которых мелкая шпана распояшется и устроит беспредел. Польза от них немалая, конечно, но все же не то, совсем не то… Если же решить, что «Удерживающий» имеет неизменное место прописки, вряд ли этим местом будет Москва – скорее уж Рим или Константинополь. Отдадим это звание не большевикам, а скорее уж туркам, они ведь после 1453 г. церквей, как правило, не рушили и атеизм государственной идеологией не объявляли. Если же Удерживающий прочно прописан в Москве, то, стало быть, и при любом оккупационном режиме он там останется.

    Особенно странно видеть, когда сюда же присоединяют, например, пророчества из книги Даниила и начинают объяснять, что речь в них идет о недавней военной операции в Ливии, о войне в Сирии и т.д. С тем же успехом можно говорить, что всадники Апокалипсиса – это Зюганов, Жириновский, Прохоров и Миронов, и что книга та была вообще написана про президентские выборы 2012 года. Какой-то дремучий хронологический провинциализм: полное ощущение, что история христианства началась вчера и завтра обязательно закончится. Так в американской глубинке недалекий прихожанин может быть уверен, что местная баптистская община была основана лично Джоном Баптистом (Иоанном Крестителем), но мы же гордимся двухтысячелетней историей…

    Да если и не привязываться к современности… Когда в 1914 году молились о победе своего оружия католики в Австрии, лютеране в Германии и православные в России, а в результате рухнули все три империи, навсегда уничтожен был прежний порядок жизни по всей Европе, не говоря о миллионах погибших – кто сумел это безумие удержать, кто хотя бы сам удержался? Удержалась ли в свое время Россия от трагедии раскола, от петровской и екатерининской секуляризаций и от многих иных вещей?

    Можно, конечно, вопреки фактам верить в некую особую мистическую роль именно своей страны, своего народа, и эту веру не поколеблют никакие аргументы. Только это будет еще одна родоплеменная религия, каких много есть на свете. Уже Ветхий Завет в служении пророков превзошел рамки такой религии, ну, а христианство – оно вообще про другое.

    Теперь попробуем понять, что же на самом деле сказано в Новом Завете. Откроем 2-е послание Фессалоникийцам: «тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2:7). Хорошо бы сразу прочитать эти слова в контексте и обратить внимание на то, что сказано в самом начале главы (ст. 1-2): «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов».

    То есть апостол говорит нечто противоположное всем этим настроениям о пришествии Антихриста сразу после очередного выпуска новостей. Во-первых, тут речь идет все же о пришествии Христа, а во-вторых, все известия, будто конец земной истории уже наступил, были ложными две тысячи лет назад, и вряд ли есть основания считать их истинными сегодня.

    Почитаем внимательно саму эту фразу про «Удерживающего». В оригинале употреблено слово κατέχω, и оно вовсе не означает «тащить и не пущать». В Новом Завете я насчитал 17 случаев употребления этого глагола, например: «подняв малый парус по ветру, держали к берегу» (Деян 27:40); «Я хотел при себе удержать его» (Флм 1:13); «будем держаться исповедания упования неуклонно» (Евр 10:23). Оно обозначает не столько сопротивление чему-то внешнему, сколько твердость в сохранении прежнего курса, не столько отражение врага, сколько сбережение того, что тебе дано. И это вполне согласуется с контекстом, где речь идет о сохранении прежнего учения.

    Далее, это слово употреблено в форме причастия среднего рода τὸ κατέχον, буквально «удерживающее». Следовательно, речь идет не о личности, скорее о некоторой силе или явлении. Но… слово «Дух» по-гречески тоже среднего рода, τὸ πνεῦμα!

    Св. Иоанн Златоуст, на которого обычно ссылаются при изложении той самой теории, на самом деле говорил: «Одни полагают, что под этим должно разуметь благодать Святого Духа, а другие – Римское государство. С этими последними я больше соглашаюсь» (4-я беседа на 2-е послание к Фессалоникийцам). Обратим внимание, что он сам колебался, он не знал, какое из двух толкований предпочесть и явно признавал, что оба они возможны. Что ж, в его времена римская государственность была очевидным благом, она сдерживала натиск варваров, она позволяла множеству народов жить в относительном мире и спокойствии, она содействовала широкому распространению христианства…

    Сегодня ее давно нет, и мы остаемся – если мы вообще хотим остаться со Златоустом – с другим толкованием, которое он точно так же упоминает: речь идет о Святом Духе.

    Значит ли это, что два толкования противоречат друг другу? Вовсе нет! В этом мире есть нечто такое, что удерживает его от падения в пропасть, а еще точнее – что позволяет Церкви Христовой держаться несмотря на все невзгоды, сохранять то, что передано ей.

    В том числе – и римская государственность. Тот же апостол Павел многократно писал о ней как о великом благе. В конце концов, если бы не она – Павла растерзала бы толпа в Иерусалиме, и даже если бы он убежал, то, конечно, не мог бы свободно путешествовать по всему Восточному Средиземноморью в статусе римского гражданина, если бы не отличные римские дороги, не римские власти, не царящий повсюду «Римский мир», Pax Romana.

    Так и во времена Златоуста Восточный Рим, Византия, была не просто благом, но хранительницей и защитницей христианской веры. Не забудем, впрочем, как самого святителя гнали и ссылали за его обличения в адрес конкретных правителей этой империи… Да, она была благом, за нее следовало молить и благодарить Бога, ее следовало оберегать – но непозволительно было путать ее с Царством Небесным, гражданином которого и называется всякий христианин.

    Византии не стало. Безусловно, великое благо, великий дар от Господа каждому из нас – наша Россия, наша история и культура, сонм святых нашей земли, ее поместная церковь и ее замечательный народ.

    Но когда-то может закончиться и земная история России, да и сейчас она на свете – не единственная страна, где верят во Христа. Согласно нашей вере, вечны люди, а не государства. Это «смотрящие» привязаны к территории, для Удерживающего – нет границ.

    (6) …И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. (7) Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь… (2 Фессалоникийцам 2:6-7)

    Формулировка вопроса

    Обычно, когда этот вопрос задают читающие синодальный перевод, они спрашивают о некоем «удерживающем» из 7 стиха. Но некий сдерживающий фактор встречается и в 6 стихе (однокоренное греческое слово). В 6 стихе этот фактор носит безличный характер (нечто сдерживающее - το κατέχον - средний род, по-русски выражено фразой «что не допускает»). А в 7 стихе этот фактор определён, как некая личность (некто сдерживающий - ο κατέχων - мужской род).

    На формулировку вопроса и поиск ответа также влияет понимание фразы «взят от среды». В греческом тексте нет глагола в страдательном залоге. Ничто не указывает на то, что «удерживающий» будет кем-то насильственно «взят от среды»! Наоборот, фразу «εκ μέσου γένηται» (буквально «из средины сделается) лучше перевести, как «устранится из среды», «уйдёт» и т.п. (ср. Деян.17:33).

    Ну и, наконец, кто же такой «человек греха»? Высказывались мнения, что это еврейское богоборчество, или папство. Ни то, ни другое не подходит под все характеристики «сына погибели». Ни еврейство, ни папство не сидело в храме Божьем, выдавая себя за Бога. Ни иудейские раввины, ни папы римские не творили «силы, знаменья и ложные чудеса» в планетарных масштабах. Вряд ли абстрактные институты вроде иудаизма и римского епископства были названы конкретным определением «сын погибели». Скорее всего так может называться вполне определённый человек, выполняющий волю сатаны (например в Ин. 17:12 так назван Иуда Искариот).

    Итак, учитывая вышесказанное, нужно определить, что же или кто же обозначен причастием «удерживающий»?

    Возможные варианты толкования

    1. Римская власть.

    Как ни странно звучит подобное толкование, оно довольно популярно:

    Что разумеет Ап. Павел под to katecon (удерживающее – по слав.)? Ниже в ст. 7. он говорит относительно o katecon – держай, по слав. Несомненно здесь разумеется одно и то же, и именно вероятнее всего – римская власть, римская империя, которая своею мощною рукою пока еще сдерживала богоборство Израиля. Это толкование, идущее от времен Тертуллиана (De Resurr. c. 24 – duis nisi Romanus status), находит себе подтверждение и в фактах жизни Ап. Павла. Последний всюду находил что римская власть действительно играла роль “удерживающего” (см. Деян XVII:6 и д. XVIII:12-16 ), отсюда и его взгляд на власть в Рим XIII:1-3 . Если же Ап. пишет здесь прикровенно, то это стоит в полном согласии с таинственным характером апокалиптических писаний и б. м. с соображениями осторожности, в виду того, что сказано во второй половине стиха 8-10

    Толковая Библия Лопухина

    Правда, похоже, что под «человеком греха» Лопухин подразумевает иудаизм… Полагая, что римские императоры препятствовали иудейскому богохульству. Поэтому, как мы уже отметили выше, вряд ли можно доверять подобному толкованию.

    Мы имеем еще и особенную причину молиться за императоров и за Римскую империю. Нам известно, что конец мира со всеми ужасами, которые будут сопровождать его, отлагается по причине существования Римской империи. Следовательно, молясь об удалении этого страшного переворота, мы молимся и о продолжении империи Римской.

    Тертуллиан, Апологетик.

    Справедливо всякий может, во-первых, спросить, что такое удерживающее (το κατέχων), и потом обнаружит желание узнать, почему так неясно говорит об этом Павел? Что же такое, что не допускает открыться ему, то есть препятствующее? Одни говорят, что это благодать Святого Духа, а другие - римское государство; с этими последними я больше согласен. Почему? Потому что если бы апостол хотел говорить о Духе, то не выразился бы об этом неясно, но сказал бы определенно, что теперь препятствует явиться ему благодать Святого Духа, то есть чрезвычайные дарования. Кроме того, надлежало бы уже ему прийти, если тогда он должен прийти, когда оскудеют чрезвычайные дарования, потому что они давно оскудели. Но так как апостол говорит это о римском государстве, то понятно, почему он только намекает на это и до времени говорит прикровенно. Он не хотел навлечь на себя чрезмерной вражды и бесполезной опасности… Ибо тайна беззакония уже в действии. Здесь он указывает на Нерона как на прообраз антихриста.

    Иоанн Златоуст, Гомилии на 2-е послание к Фессалоникийцам.

    Баркли и Мэтью Генри также придерживались этой точки зрения. Последний вообще полагал, что беззаконник - это Римский Епископ - Папа, которому не давали развернуться в презренных ересях языческие императоры. Слабость этой точки зрения очевидна. Никто из пап (хотя некоторые из них были пренеприятными и многогрешными) не выдавал себя за Бога.

    Мы не можем согласиться с этим толкованием ещё и потому, что текст ясно повествует: удерживающий отойдёт в сторону не раньше воцарения антихриста и Второго Пришествия Христа. Однако, языческая Римская Империя пала, а антихрист не воцарился, и Христос всё ещё не вернулся.

    2. Дух Святой и Церковь, действующие до времени восхищения.

    Это довольно поздняя точка зрения, которая не находит особого подтверждения в контексте. Она состоит в том, что термин «удерживающий» относится к Церкви. Эта точка зрения особенно по сердцу диспенсационалистам, придерживающимся претрибулационистской позиции (учение о том, что восхищение Церкви состоится до Великой Скорби).

    Томас Л. Констейбл пишет:

    Святой Дух Божий является той единственной Личностью, которая наделена достаточной (сверхъестественной) силой, чтобы осуществлять это “удержание”. Основанием для некоторых возражений на это служит средний род, в котором говорится об удерживающей силе в 2:6 (“что не допускает…”). Но ведь уже в следующем стихе (ст. 7) о ней сказано в явно мужском роде - удерживающий. Каким образом Он делает это? Посредством христиан, в которых обитает и через которых совершает Свою работу в обществе. Как и когда Он будет взят от среды? Очевидно, вместе с Церковью, в момент восхищения Ее, Святой Дух будет “взят” в том смысле, что будет приостановлено Его служение по “удержанию беззакония”, которое, как уже говорилось, осуществляется через Божий народ (ср. Быт. 6:3). Взятие удерживающего в момент восхищения Церкви, естественно, будет предшествовать наступлению дня Господнего; следовательно, Павел достаточно сильно аргументировал в пользу восхищения до начала “судов”. Отсюда вытекало, что фессалоникийцы жили не в период великой скорби - ведь восхищения Церкви в их дни не произошло.

    Нам эта точка зрения представляется спорной.

    Во-первых, претрибулационизм - вовсе не самый логичный способ, объяснить все тексты Писания о конце времён. У нас есть довольно много претензий к этой эсхатологической концепции (размеры данной статьи не позволяют их все высказать и обосновать). Ограничимся лишь тем, что претрибулационизм не является на 100% доказанной и безупречно аргументированной системой верований.

    Во-вторых, Церковь не была во времена Павла достаточной общественной силой, чтобы осуществить функцию удерживающего беззаконие. (Хотя, этим возражением можно пренебречь, если речь идёт об исключительно духовном влиянии Церкви в духовном мире).

    В-третьих, подобное прочтение подразумевает, что выражение «εκ μέσου γένηται» (буквально «из средины сделается) следует переводить, как «взят будет от среды», если речь идёт о восхищении Церкви. Однако, мы выяснили выше, что такой перевод маловероятен и богословски ангажирован. Эту фразу лучше перевести как «отойдёт в сторону» или «отстранится», но Церковь во время восхищения не отходит в сторону, а возносится вверх. При этом Церковь не может сама вознестись на встречу с Христом. Её должен вознести Господь. А в 7 стихе «удерживающий» сам, по своему почину смещается с центрального места.

    В-четвёртых, мы явно видим, что Дух Святой продолжает действовать на земле и после являения антихриста, например в служении двух свидетелей (Откр. 11).

    В-пятых, во времена Великой Скорби и правления антихриста на земле действуют христиане (см. например Откр. 6:11).

    3. Божье Провидение, поддерживающее необходимость проповеди Евангелия

    Эта точка зрения поддерживает тесную связь пророчества апостола Павла с Елеонской проповедью Христа. Особенно в свете этого текста: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». (От Матфея 24:14)

    По этому толкованию «нечто удерживающее» из 6 стиха - это необходимость проповедовать Евангелие, а «Удерживающий» из 7 стиха, это Бог, Который отойдёт в сторону, снимет Свою защиту с этого мира по окончании свидетельства всем народам. И тогда придёт конец, совершится мерзость запустения на святом месте и откроется «человек греха» - антихрист.

    Выбранное решение вопроса

    Наиболее логичной нам представляется третья точка зрения. Свой выбор мы основываем на следующих герменевтических принципах.

    Принцип исторической преемственности.

    Божие определение не позволяет явиться антихристу ныне. Но полагаю, что изречение это заключает в себе и другой еще смысл. Поскольку божественный апостол знал сказанное Господом, что Евангелие должно быть проповедано всем народам, и тогда придет конец (Мф 24:14), но видел также, что преобладает еще служение идолам, то, следуя учению Владыки, сказал, что прежде сокрушится держава суеверия и повсюду воссияет спасительная проповедь, и тогда явится противник истины… Иные утверждали, что Нерона назвал апостол тайною беззакония и делателем злочестия. Но думаю, что апостол назвал так появившиеся ереси.

    Феодорит Кирский, Толкования на послания святого Павла (2 Фес 2:6-7).

    Похоже, что Феодорит исповедует некую оптимистичную разновидность постмиллениаризма. Эта точка зрения, настаивает на том, что Второе Пришествие Христа состоится после окончания Тысячелетнего Царства - Миллениума. А Миллениум установится, когда все народы примут Евангелие.

    Однако, Христос в Елеонской проповеди не разделял оптимизма Феодорита Кирского, а говорил, что проповедь будет лишь во свидетельство (а не во спасение) всем народам, что в последние дни оскудеет вера (Лук. 18:8), охладеет любовь (Мф. 24:12).

    Феодорит всё же полагает, что именно необходимость проповедования Евангелия удерживает мир от воцарения антихриста.

    Однако, не все отцы Церкви столь же оптимистичны, как Феодорит. Василий Кесарийский, выражая нашу точку зрения, повествует и об общем отступлении от веры в те дни:

    Ибо если тем, которые внимают одному мановению и имеют одного царя, свойственны благочиние и согласие, то всякое разногласие и раздор - признак безначалия. На том же основании и встречаемое у нас такое разногласие, как с заповедями Господними, так и в отношении друг к другу, может служить уликою или в отступлении от истинного Царя, по сказанному: только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, или в отречении от Него, по сказанному: Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс 13:1).

    Василий Кесарийский, О суде Божием

    Принцип ясности Писания и исследования исторического контекста

    Кажется совершенно ясным, что первые читатели послания не испытали затруднения с пониманием смысла текста. Павел всего лишь пишет, что беззаконие пока творится в тайне, именно тайно, исподтишка сатана готовит мир к приходу антихриста. Но когда отойдёт в сторону удерживающий, откроется «человек греха», тогда тайные действия сатаны станут явными.

    Однако не случайно, апостол Павел в 6 стихе подчёркивает, что фессалоникийцы уж точно знают то, что удерживает появление антихриста. Складывается впечатление, что Павел намекает на приоритетную добродетель фессалоникийской церкви. Какова же она?

    Мы знаем, что главной ценностью в служении этой молодой церкви было благовестие.

    Фессалоникийцы были весьма ревностны в проповеди Евангелия. «Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать». (1 Фессалоникийцам 1:8)

    Принцип грамматики и лексического анализа

    Попытаемся дать свой собственный перевод шестого и седьмого стихов.

    6 И теперь вы знаете нечто удерживающее открытие его (т.е. человека беззакония из 3-4 стихов. Прим. ПБ ) в своё время. 7. Ведь тайна беззакония уже действует, только есть теперь Удерживающий, доколе Он из среды не устранится.

    Мы уже писали, что смысл выражения «εκ μέσου γένηται» (буквально «из средины сделается) лучше перевести, как «устранится из среды», «отойдёт»

    Также мы отмечали, что удерживает мир от появления антихриста одновременно нечто, выраженное причастием среднего рода (6 стих - удерживающее) и Некто, обозначенный причастием мужского рода (7 стих - Удерживающий). Сочетание безличного и личностного позволяют говорить, что удерживание производит Личность на основании некоей необходимости.

    Павел на самом деле преследует только одну цель: показать, что День Господень ещё не наступил. И не наступит, пока не свершатся определённые действия. А именно «сын погибели… в храме Божьем сядет… как Бог, выдавая себя за Бога».

    Но в чем была причина воцарения антихриста? Павел видит в этом факте проявление Божьего суда над людьми, отвергшими Евангелие. Об этом апостол пишет в стихах с 10 по 12, т.е. в ближайшем контексте.

    …за то, что они не приняли любви истины для своего спасения….да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. (2 Фессалоникийцам 2:10-12)

    Таким образом весьма вероятно, что удерживающим фактором являлась необходимость проповеди Благой Вести. Ведь, когда неверие и отвержение Евангелия достигло своего апогея, т.е. все народы уже получили свидетельство Божье, но не обратились к Богу, тогда и открылся беззаконник, сын погибели - антихрист.

    Принцип аналогии веры и аналогии Писания

    Пожалуй только слепой не увидит очевидной связи речи Павла с Елеонской проповедью Христа, изложенной в Мф. 24-25.

    Павел даже повторяет за Христом фразу «… и тогда…» (και τότε) из Мф.24:14.

    У Матфея, передающего слова Господа, сказано «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец… увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте…»(От Матфея 24:15,16)

    У Павла: «Ведь тайна беззакония уже действует, только есть теперь Удерживающий, доколе Он из среды не устранится… И тогда откроется беззаконник…» (2 Фессалоникийцам 2:7,8)

    Налицо явная параллель. Проповедь Евангелия продолжится до середины Великой Скорби - семилетнего периода действия антихриста. Но в первые 3,5 года антихрист не будет явно противостоять Богу. Только по истечении 3,5 лет, он убьёт двух свидетелей (Откр. 11), и заявит о своих притязаниях на Божественный статус.

    Бог отведёт Свою удерживающую десницу тогда, когда представитель каждого народа (включая народ Израиля) услышит Евангелие. Об этом же повествует и Иоанн в 14 главе Откровения:

    (6) И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу ;

    (8) И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы.

    (9) И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою,

    (10) тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;

    (11) и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.

    (12) Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.

    (14) И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп.

    (15) И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела.

    (16) И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.

    (Откровение 14:6-16)

    Здесь мы видим, что последняя жатва произошла одновременно с притязаниями зверя на поклонение (11 стих).

    Таким образом, общее учение Писания вполне увязывает в причинно-следственной связи проповедь Евангелия и удерживание Божьим Провидением этого мира от окончательной предопределённой гибели от действий сатаны и антихриста.

    Вывод.

    Как и первые читатели послания мы должны «не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов». (2 Фессалоникийцам 2:2)

    К сожалению, в наши дни не ощущается недостатка в разного рода «пророках» и «предсказателях» даты Второго Пришествия, «конца света», «Армагеддона» и «апокалипсиса».

    Апостол Павел предупреждает, что события, сопровождающие подлинный конец этого мира, не будут нуждаться в помощи средств массовой информации. Они сами прогремят на весь мир, когда откроется «сын погибели», сидящий во вновь отстроенном иерусалимском храме.

    Не стоит волноваться раньше времени. Лучше сосредоточиться на том, что способно хоть как-то удержать сей мир от гибели, а также спасти тех, кто примет милость и благодать Господа Иисуса Христа. Сосредоточиться на проповеди Евангелия!