Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Три закона диалектики и их примеры. Законы диалектики

    Три закона диалектики и их примеры. Законы диалектики

    Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. Гегеля. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном уничтожении первого. Но это такое уничтожение, которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.

    Только через исследование закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции. Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории. В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом, и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.



    Закон единства и борьбы противоположностей – всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, ядро материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, которые находятся в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. взаимопроникают друг в друга. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний источник всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообразия. Диалектическое мышление не рассекает, а охватывает целое как систему, в которой противоположности взаимно проникают друг в друга, обусловливая весь процесс развития. Вот почему этот закон – ядро диалектики. В нем наиболее четко противопоставлено диалектическое рассудочное мышление – метафизическому, которое толкует, что источник движения отличен от самого движения и внешен для него, а единство существует рядом с многообразием.



    Родоначальник диалектики противоречий – Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия («отрицательная динамика» - апория). В эпоху Возрождения идею совпадения противоположностей развивали Н. Кузанский и Д. Бруно. И. Кант «устранял» антиномии лишь за счет дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга философа-идеалиста Гегеля. По Гегелю каждый предмет обладает двумя главными качествами – сходством и различием. Сходство, или тождественность, означает равенство предмета самому себе, в тот же момент в нём есть что-то, что нарушает его тождественность. Борьба между сходством и различием одного предмета приводит к его изменению (самоизменению), а значит – к дви­жению. Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей как закон позна­ния (и закон объективного мира) – В. И. Ленин.

    Подход к этому закону по принципу совпадения диалектики, логики и теории познания был направлен против сведения его к сумме примеров, и пониманию его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона – основа его методологических функций в познании. Этот закон определяет также и структуру научной теории как диалектику раздвоения единого. Классический образец такой структуры – «Капитал» К. Маркса. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в дви­жении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие – значит понять, как оно развивается и разрешается.

    Переход количественных изменений в качественные – один из основных законов диалектики, объясняющий, как и каким образом происходят движение и развитие. Это всеобщий закон. Он диктует, что накопление постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент неизбежно приводит к существенным качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, об­щества и мышления. Он важен для понимания диалектической концепции развития и ее отличия от других метафизических концепций, сводящих движение и развитие к только количественным изменениям без уничтожения старого и возникновения нового. Развитие науки в любой области знания – физике, химии, биологии и других, а также всемирно-исторический опыт со­циальных преобразований последних десятилетий подтверждают и обогащают диалектическую теорию развития как процесса качественных изменений, происходящих в результате изменений количественных. Количественные и качественные изменения взаимосвязаны и обусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс – изменение количественных характеристик в результате изменения качества предметов и явлений.

    Количественные и качественные изменения относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним свойствам (менее общим) являются качественными, по отношению к другим (более общим) – только количественными. Любой процесс развития одновременно прерывен и непрерывен. При этом прерывность выступает в форме качественного скачка, а непрерывность – в форме количественного изменения. Марксизм доказывал антинаучность взглядов буржуазных идеологов и правых ревизионистов, сводящих развитие общества к медленной эволюции, к мелким реформам, отрицающих скачки, революционные перевороты, а также анархистов и левых ревизионистов, пренебрежительно относящихся к длительной кропотливой работе по собиранию сил, по организации и подготовке масс для решающих революционных действий. Диалектико-материалистическое понимание закона перехода количественных изменений в качественные противоположно идеалистическому. Гегель, впервые сформулировавший этот закон, мистифицировал его, как и другие законы диалектики. Категории количества, качества и их взаимопереходы выступают у него сначала в абстрактной форме в лоне абсолютной идеи и лишь затем – в природе. Марксистская философия рассматривала этот закон не как предпосылку для конструирования мира, а как результат изучения мира, как отображение того, что происходит в реальной действительности. Будучи важнейшим законом объективного мира, этот закон является также и важнейшим принципом познания мира и сознательного практического преобразования его. С изменением условий общественного развития изменяются и формы проявления законов диалектики.

    В настоящее время диалектика рассматривается как теория развития, которая основывается на противоречивом характере отношений всех форм бытия.

    Понятие и принципы диалектики

    Принципами называют основополагающие идеи, определяющие практическую или духовную активность человека, например в построении какой-либо системы знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают:

    • принцип всеобщей связи;
    • принцип развития всех .

    Говоря о принципе всеобщей связи , подразумевают, что любой объект нашего мира прямо или через другие объекты связан со всеми объектами. Например, каждый связан с планетой Земля. Наша планета связана с Солнцем. Солнечная система связана физическими зависимостями с другими системами нашей Галактики, та, в свою очередь, с другими галактиками. Если мы графически изобразим эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных друге другом линиями (связями), то увидим, что каждый человек состоит в связи со всеми космическими объектами, т. е. со всей Вселенной. Другое дело, что эти зависимости могут быть практически незаметными. Подобным образом можно проследить цепочки связей всех объектов на Земле.

    Особое значение имеет понятие «закон ». Многие люди, тем более осваивающие юридическую специальность, применяют данное понятие слишком узко, забывая, что кроме юридических существуют другие законы. Понятием «закон» обозначают особый род связей. Это существенная, устойчивая, необходимая связь между объектами.

    Связи между различными вещами и явлениями в природе имеют объективный характер. Независимо от того, знает или нет о них человек, понимает или не понимает суть событий, эти связи реализуются при наличии соответствующих условий. Такие устойчивые и необходимые естественные связи называют законами природы .

    Диалектические отношения в духовной сфере

    Духовная сфера общества по своей сути сходна с экономической сферой, только продуктами здесь являются не вещи, а идеи и образы. Она включает отношения, возникающие между людьми в процессе производства, освоения (потребления) и передачи (распределения и обмена) духовных ценностей. По аналогии с отраслями производства материальных благ в духовном производстве можно выделить , .

    Еше в дописьменный период люди накапливали знания в области морали, религии, искусства и передавали их следующим поколениям. Эти знания формировались стихийно. Так же как владение материальными благами, владение духовными ценностями имело коллективный характер.

    С развитием письменности, а позже с множественными процессами разделения общественного труда, усложнением социальной структуры, развитием государств некоторые специальные знания становятся товаром. Они приобретаются в процессе обучения за определенную плату, т. е. и здесь возникают своего рода отношения обмена. Появление философских школ, возглавляемых духовными авторитетами, борьба идейных течений свидетельствуют о явной частнособственнической претензии на определенные знания.

    Античность характеризовалась множественностью учений о природе, об общественном устройстве, множественностью божеств. Средние века в Западной Европе — это господство единобожия, борьба христианства со всевозможными ересями. Такое единомыслие требовало однообразия в морали, праве, философии, искусстве, знаниях о природе. Эпоха Возрождения и Новое время представляют собой возврат к множественности в области духовного производства.

    В настоящее время приходится говорить о двух противоположных тенденциях в развитии отношений в духовной сфере общества. С одной стороны, потребности гуманизации и демократизации общественных отношений диктуют необходимость терпимости к идейному плюрализму (множественности). С другой стороны, процессы глобализации во всех сферах общества ведут к пропаганде однообразных духовных ценностей.

    Подводя итоги рассуждений об общественном развитии, можно заметить, что общество развивается под воздействием объективных и субъективных факторов. Объективные факторы действуют независимо от сознания людей. Это законы природы и естественные зависимости между социальными субъектами. Они реализуются в том числе в соответствии с законами диалектики, что было показано выше. Субъективные факторы - это осознанная активность и волевые усилия людей: творчество выдающихся личностей, наличие или отсутствие организаторских способностей и инициативы у лидеров общества, социальные институты, использование технических объектов и т. д.

    История человечества показывает, что активность является способом существования общества. Только активное противостояние стихиям природы, стремление к преобразованию окружающей среды позволили разрозненным группам превратиться в общество. Дальнейшее развитие общества также зависит от упорной духовной и практической активности людей.

    Возможность выбора тех или иных решений создает условие для альтернативности общественного развития, наличия вариантов эволюции, которые исключают друг друга. История человечества — это цепь уникальных событий, поскольку нет ни одного народа, государства с одинаковой исторической судьбой. Ступени человеческой истории характеризуются многообразием путей и форм общественного развития.

    Диалектика (греч dialextice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
    Различают объективную диалектику , изучающую развитие реального мира (природы и общества) и субъективную диалектику - закономерности диалектического мышления (диалектику понятий).
    В истории философии сложились три основных формы диалектики :
    а) античная , которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон Элейский);
    б) немецкая классическая , которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, на идеалистической основе;
    в) материалистическая , основы которой были заложены К.Марксом и Ф. Энгельсом.
    Основные принципы диалектики:
    - всеобщая взаимосвязь всех явления;
    - всеобщность движения и развития;
    - источник развития - становление и разрешение противоречий;
    - развитие как отрицание;
    - противоречивое единство общего и единичного. Сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.

    Основные категории диалектики - материя, сознание, развитие, качество, количество, отрицание, противоречие, необходимость и случайность, причина и следствие.
    Основные законы, описывающие развитие мира и процесс познания - закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположности, закон отрицания отрицания.
    Закон перехода количественных изменений в качественные вскрывает всеобщий механизм развития: то каким образом оно происходит. Основные категории законы - качество, количество, мера, скачок. Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предметов, числа его элементов, пространственных размеров, температура и др.) в определенный момент времени приводит к достижению меры (границы, в рамках которых данное качество остается самим собой, например, для воды - 0-100), происходит качественный скачок (переход от одного качественного состояния к другому, например, вода, достигая температуры 0 гр., превращается в лед), в результате возникает новое качество.
    Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития (противоречие). Все существующее состоит из противоположностей (добро и зло, свет и тьма, наследственность и изменчивость в живой природе, порядок и хаос и т.д.) Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно
    а) неразрывно связаны (нет добра без зла, света без тьмы);
    б) взаимоисключают друг друга;
    в) их борьба - противоречивое взаимодействие дает импульс развитию (порядок рождается их хаоса, добро крепнет в преодолении зла и т.д.). Суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба, превращение борьбы в неразрешимый (антагонистический) конфликт - противоречие, победа одной их противоположностей (которая в свою очередь тоже представляет собой новое единство противоположностей). Развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.
    Закон отрицания отрицания выражает направленность развития и его форму. Его суть: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается все более новым и т.д. Например, смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу), эволюция рода (дети «отрицают» родителей, но сами становятся родителями и их уже «отрицают» их собственные дети, которые в свою очередь становятся родителями и т.д.). Поэтому двойное отрицание - отрицания отрицания.
    Важнейшей категорией закона является «отрицание» - отказ развивающейся системой от старого качества. Однако, отрицание это не просто его уничтожение, система должна сохранить собственное единство и преемственность. Поэтому в диалектике отрицание понимается как отказ предшествующей стадии развития (старого качества) с сохранением самых существенных и лучших моментов на новом этапе. Только так можно обеспечить преемственность системы. Как бы основательно не менялись со временем исторические типы экономики, политики и морали, их главные достижения не уходят в прошлое, но сохраняются в дальнейшем развитии системы, пусть и в существенно измененном виде.
    Закон отрицания отрицания выражает поступательный, преемственный характер развития и имеет форму спирали, повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому», но уже на более высокой ступени развития.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Становление античной диалектики

    Всего образует его причину д не согласен с тем что чувств восприятия качеств совпадают с самими качествами д допускает что атомы различ по.. наличие целесообразности в природе д распостраняет а учение на учение о.. иррационалистическая философия века ницше фрейд..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Становление античной диалектики
    Диалектика с греч искусство беседы. Первоначально диалектика трактовалась как искусство нахождения истины через раскрытия противоречий в высказываниях противников, как искусство беседы. Первыми пре

    Философия Платона
    Платон философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон - первый древнег

    Учение Аристотеля в истории философии и науки
    Аристотель критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Ар. признавал объективное существование материи. Он считал ее вечн

    Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Физика и этика Эпикура, фатализм стоиков, рационализм скептиков
    Эпикур- древнегреческий философ-материалист. Философия Эпикура делится на три больших раздела: учение о природе и космосе ("физика"); учение о позна

    Философские идеи в древнегреческой медицине
    У древних греков знания не были расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обил

    Теоцентризм средневековой философии. Изменение роли средневековой философии
    Средневековой теологической философиейназывается ведущее философское направление, распространенное в Европе в V - XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего

    Философия Фомы Аквинского
    Фома Аквинский - доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений к

    Философия Возрождения. Возрождение как синтез античности и Средневековья
    Философией эпохи Возрожденияназывается совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в 14 - 17 вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая

    Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения
    В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение преждевсего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких какНиколай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи,

    Особенности философии Нового времени. Исторические условия. Научная революция 17 века
    Достижения и открытия эпохи возрождения были преемственно восприняты мировоззрением Нвого времени. Зарождение капиталистических отношений требовало новых рациональных подходов к изучению природы, о

    Ф. Бэкон как основатель опытной науки и философии Нового времени
    Ярким представителем эпохи Нового времени является Бэкон. Он был деистом - творцом всего сущего является Бог, но мир развивается самостоятельно, и материалистом. Материализм механи

    Учение о бытии (Р. Декарт, Б. Спиноза). Проблема метода
    Р. Декарт – родоначальник европейского рационализма. Декарт. (1596-1650) Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометрии, ввел метод координат, владел понятием о функции

    Французский материализм 18 века
    Материалистические идеи 18 в., продолжавшие прогрессивную традицию философов 17 в., получают свое дальней­шее развитие и яркую форму, приобретают активную общественную роль во Франции. Специфически

    Философия Просвещения. Социальная философия просвещения
    Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название она получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и

    Антропологический материализм Фейербаха
    Людвиг Феербах последний великий представитель класс. нем. фил. Первоначально Ф. увлекался философией Гегеля, однако затем подверг ее резкой критике. С точки зрения Ф., идеали

    Принципы диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество и мышление
    В основу диалектического материализмаМаркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энг

    Социальная философия марксизма. Теория общественно-экономических формаций
    Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм).Суть исторического материализма

    Философские идеи в России 18 века. М. Ломоносов. А. Радищев
    М.Ломоносов, ХУ 111 в. - материалист и атомист: сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи и механическую теорию теплоты. Выступал против

    Западники и славянофилы
    «Славянофилы» (А. С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С.Аксаковы) считали, что у России свой путь развития. Русский народ обладает собственным

    Русская религиозная философия
    В.С.Соловьёв - идея «всеединого сущего», т.е. сфера абсолютного, божественного, а реальный мир - её воплощение. Посредник - мировая душа - божественная мудрость. Отдельная вещь - част

    Философия русского космизма
    Русский космизм - учение о неразрывном единстве человека, Земли, Космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса. Представители: Н. Фе

    Исторические формы позитивизма
    Позитивизм сложился в 30-ые годы ХХ столетия и с тех пор прошел длитель-ный путь развития. Именно благодаря своей способности к эволюции, он ока-зался удивительно прочным и устойчивым явлением в за

    Философия экзистенциализма
    Экзистенциализм - Философия существования. Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел., о выборе и личной ответственности в условиях исторических катастроф и противоречий. Исход

    Категория бытия. Ее смысл и специфика
    Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия - одна из главных в философии. Становление философии н

    Формирование научно-философского понятия материи
    Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя": мат

    Понятие движения. Основные формы движения
    В самом широком смысле движение в применении к материи - это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Представления о движении как изменении зародились уже в древн

    Пространство и время
    Пространство есть форма бытия материи, которая выражает протяженность, структуру, порядок сосуществования и расположенность материальных объектов. Время - форма бы

    1. Общее понятие диалектики и развития.

    Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

    законы диалектики;

    принципы.

    Главная проблема диалектика – что такое развитие?

    Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

    Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

    Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

    2. Общее понятие законов диалектики.

    Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

    Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

    Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

    охватывают все сферы окружающей действительности;

    раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

    Выделяются три базовых закона диалектики:

    единства и борьбы противоположностей;

    переход количества в качество;

    отрицания отрицания;

    3. Закон единства и борьбы противоположностей.

    Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

    Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

    Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

    По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

    Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

    Можно также выделить различные виды борьбы:

    борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

    борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

    антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

    Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

    содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

    солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

    нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

    мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

    4. Закон перехода количественных изменений в качественные.

    Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

    Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

    Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

    Мера – единство количества и качества.

    При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

    При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

    Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

    Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

    Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

    В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

    резко, одномоментно;

    незаметно, эволюционно.

    Примеры первого случая были рассмотрены выше.

    Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

    5. Закон отрицания отрицания.

    Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

    смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

    «эстафета поколений»;

    смена вкусов в культуре, музыке;

    эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

    ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

    Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

    развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

    развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

    развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

    Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

    организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

    исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

    Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

    6. Основные принципы диалектики.

    Основными принципами диалектики являются:

    принцип всеобщей связи;

    принцип системности;

    принцип причинности;

    принцип историзма.

    Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

    Связи могут быть:

    внешние и внутренние;

    непосредственные и опосредованные;

    генетические и функциональные;

    пространственные и временные;

    случайные и закономерные.

    Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

    Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

    Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

    Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

    вечность неуничтожимость истории, мира;

    его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

    сущность и явление;

    причина и следствие;

    единичное, особенное, всеобщее;

    возможность и действительность;

    необходимость и случайность.

    Введение.

    На предыдущих лекциях мы рассмотрели проблемы диалектики. Выяснили, что диалектика, как наука представляет собой систему принципов, законов, категорий. Принципы всеобщей связи и развития, законы ЕБП, ОО, ВКК нами изучены и включены в наш философский оборот. Всякое иное рассмотрение возможно. Но методическом и методологическом плане сегодня перед нами встает необходимость изучения системы категорий диалектики, которая как бы оформляет эту систему в науку, и завершает лекционный материал по проблемам диалектики.

    ВЫСШИЙ ФИНАНСОВО ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


    Контрольная работа

    По дисциплине «Философия»

    тема: Законы диалектики


    Выполнил студент 3 курса

    Специальность бух. учёт

    Кокрин Андрей Игоревич

    Проверил: преподаватель

    Селякова А.А.


    г. Луза, 2012 год



    1. Исторические формы диалектики и альтернативы

    Основные законы диалектики

    1Закон единства и борьбы противоположностей

    2 Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

    3 Закон диалектического синтеза (отрицания отрицания)

    Используемая литература


    1. Исторические формы диалектики и альтернативы


    Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала все ценное, что содержала предыдущая. Немецкая классическая философия, унаследовав все положительные достижения античной диалектики, пошла дальше по пути превращения ее в научно-рациональный философский метод. Г. Гегель впервые систематически исследовал ее и сформулировал ее коренной и неизменный признак, дал элементарную формулу, согласно которой сущность диалектики состоит в постижении противоположностей, в их единстве. Для Г. Гегеля диалектическое мышление - единственное средство обретения истины, а противоречие (единство противоположных утверждений) - единственное условие, при котором диалектика обнаруживается. Однако диалектика Г. Гегеля была построена на идеалистических посылках, исключающих саму возможность рациональной диалектики. Это диалектика мирового духа, существующего и развивающегося на своей собственной основе и лишь косвенно заявляющего о себе в природе и сознании человека.

    В противовес концепции Г. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие как атрибут материи, разработали материалистическую диалектику, в рамках которой возник вопрос о соотношении объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т.е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных и общественных процессов. Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в сознании человека. Тождество и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в том, что:

    субъективная диалектика детерминирована объективной;

    первая отражает вторую;

    субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной диалектике;

    их единство есть процесс развертывания отношения: мышление - история - природа.

    Таким образом, в процессе развития диалектика системно и содержательно обогащалась, сохраняя при этом концептуальное единство на каждой из качественно различных ступеней.

    Диалектика противостоит двум способам объяснения мира, сопровождающим ее историческое развитие как «справа», так и «слева». «Справа» - метафизика. «Слева» - софистика и эклектика. Согласно метафизике, мир, по своей структуре - это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.

    Метафизика возникла в античности, несмотря на многочисленные эмпирические подтверждения гераклитовской диалектики. Представители элейской школы (Парменид, Зенон и др.) выдвинули концепцию неизменного, неподвижного, устойчивого, абсолютно определенного (равного самому себе) бытия. Мыслители же более поздних эпох вносили в нее новые моменты. В XVII - XVIII веках метафизический способ мышления был правомерным и необходимым. Это было обусловлено потребностью в предварительном исследовании самих предметов как таковых в их устойчивости, неизменности, вне их взаимосвязи, с тем, чтобы затем систематически изучать происходящие с ними изменения.

    Развитие естествознания в XIX веке показало полную несостоятельность метафизики. В ХХ веке было бы абсурдно отвергать всеобщую связь явлений, их развитие. Возникает новая метафизика, сосредоточившая свои усилия на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Оно стало рассматриваться как монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность или как вечное движение по одному и тому же кругу, как сумма, связь состояний покоя.

    От диалектики следует отличать ее иллюзорные и мнимые версии, спекулирующие на основных положениях и требованиях диалектики - гибкости, подвижности, противоречивости, текучести и относительности понятий.

    Софистика - односторонний, субъективистский произвольный метод аргументации, который используя гибкость и относительность понятий вырывает из общей связи действительности случайный, несущественный признак и путем ухищренных приемов пытается обосновать и оправдать его в качестве существенного и определяющего. Эклектика - беспринципное сочетание разнородных, несовместимых, противоположных воззрений. В отличие от метафизики софистика и эклектика абсолютизируют подвижность и относительность понятий.

    Таким образом, краткий экскурс в историю диалектики и ее альтернатив показывает, что с середины XIX века идея развития становится одним из центральных мировоззренческих и методологических принципов мышления.


    2. Основные законы диалектики


    Основными являются три закона диалектики: это

    Закон единства и борьбы противоположностей. (Закон диалектической противоречивости).

    Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

    Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза).


    2.1 Закон единства и борьбы противоположностей


    Этот закон служит ядром диалектики, поскольку он раскрывает причину, движущую силу развития, отвечает на вопрос: «Почему происходит развитие?» Согласно ему, развитие всех систем происходит путём раздвоения единого на взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции - диалектические противоположности, взаимодействие которых, с одной стороны, определяет данную систему как нечто целое, а с другой - служит причиной её развития. Закон имеет два аспекта:

    В сущность любой системы входят противоположности;

    Взаимодействие, или борьба, противоположностей обусловливает развитие.

    Термины «борьба» и «взаимодействие» используют как синонимы. Две взаимодействующие противоположности составляют противоречие. Следовательно, причина развития - наличие противоречий.

    Если рассматривать систему в статическом состоянии, отвлекаясь от её развития, то можно усмотреть в ней различные элементы, связи, отношения и не всегда можно заметить присутствие противоречий. Но когда мы рассматриваем систему в развитии, мы непременно обнаруживаем в ней наличие борющихся противоположностей. К диалектическим противоположностям относятся только те, которые существуют и взаимодействуют в целостных саморазвивающихся и саморегулирующихся системах.

    Для диалектических противоположностей характерны такие свойства: объективность существования, наличие сходства и различия в их содержании, взаимодействие, взаимообусловленность. Последнее означает, что противоположности не могут существовать отдельно друг от друга, они существуют только в составе данного противоречия. Это свойство выражают понятием «единство». Такое единство имеется всегда, пока существует данная система. Оно в наличии и когда противоположности уравновешены, и когда одна из противоположностей является ведущей, преобладающей. Противоположности и борются, и отрицают друг друга, но существуют только вместе. Собственники и наёмные работники, производители и потребители, мужчины и женщины, процессы возбуждения и торможения в нервной системе, познание и практика, чувственное и рациональное в познании - ни что из перечисленного не может существовать без своей противоположности.

    Любая система представляет собой сложное образование. Поэтому она выступает как единство противоположностей не в одном, а во многих отношениях и включает в себя совокупность противоречий. Выделяют следующие виды противоречий: внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические. Под внутренними противоречиями понимают отношения между противоположными сторонами данного предмета или явления. Под внешними противоречиями понимают отношения между данным предметом или явлением и окружающей средой. Под антагонистическими понимают противоречия между социальными группами, у которых различие в интересах больше, чем сходство (рабы - рабовладельцы, предприниматели - рэкетиры и др.). Существуют также конструктивные и деструктивные противоречия. Первые из них, разрешаясь, приводят к прогрессу системы, вторые - к её регрессу или даже разрушению. Согласно закону диалектической противоречивости, развитие систем происходит этапами. На каждом этапе выделяется две фазы: фаза возникновения и развёртывания основных противоречий; фаза разрешения этих противоречий. Во второй фазе система качественно преобразуется и при прогрессивном развитии переходит на более высокий уровень организации, а при регрессивном развитии - на более низкий. На новом уровне возникают свои противоречия, они обостряются, затем разрешаются и так далее. Если после кризиса и регресса система преобразуется так, что в ней станут преобладать конструктивные противоречия, то регресс может смениться прогрессом.

    Основным противоречием развития в живой природе служит противоречие между изменчивостью и наследственностью. В результате изменчивости (мутаций) некоторые организмы приобретают новые полезные признаки. Эти организмы обладают преимуществом в борьбе за существование по сравнению с теми, которые не приобрели эти признаки. Так возникает противоречие между более и менее приспособленными организмами. Формой его разрешения выступает борьба за существование и естественный отбор - преимущественное выживание более приспособленных организмов, в результате чего вид совершенствуется.

    Для общества основным противоречием служит противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Ещё существуют противоречия между обществом и природой, производством и потребностями людей, между различными партиями, социальными группами, государствами. Свои противоречия существуют в сфере экономики, политики, искусства, науки, техники, быта. В своей совокупности они обусловливают развитие общества и, в конечном счёте, смену общественно-экономических формаций.

    Деятельность и развитие человека также обусловлены особыми противоречиями: между уровнем потребностей и величиной дохода, между любовью к членам своей семьи и степенью её материальной обеспеченности, между объемом знаний и желанием знать больше и др. Любое чувство, любой мотив, движущие человеком, имеют в своей основе противоречие. Так, чувство робости или страха - это противоречие между сложностью проблем и своими представляемыми возможностями, честолюбие - противоречие между самооценкой и оценкой личности окружающими. В нормальных условиях эти противоречия разрешаются путём самосовершенствования личности.


    2.2 Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

    диалектика софистика метафизика закон

    Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает внутренний источник самодвижения и развития мира. Характер процесса развития, пути и формы перехода от старого состояния к новому раскрываются другим законом диалектики - законом перехода количественных изменений в качественные, который органически связан с законом единства и борьбы противоположностей.

    Под качеством понимается неотделимая от предметов и явлений внутренняя определённость, совокупность признаков, выражающих их сущность и специфику, их отличие от других предметов и явлений. Поскольку все предметы и явления обладают сложным строением, то качество можно рассматривать и как единство структуры и составляющих её элементов.

    Качество предмета - это целостная и относительно устойчивая совокупность признаков, определяющая его специфику. Окружающий нас мир представляет собой непрерывный процесс движения и развития, где момент изменчивости неотделим от момента устойчивости. Одна из особенностей качественной определённости в том и состоит, что она, выражая этот противоречивый момент развития, фиксирует относительную устойчивость предмета.

    Понятия «качество» и «свойство» иногда употребляются как однопорядковые категории. Но эти понятия следует различать. Качество - это целостная характеристика предмета или явления. Свойство - одна из сторон данного предмета или явления, их частичная характеристика.

    Предметы и явления имеют не только качественную, но и количественную сторону. Количество - это определённость предметов и явлений, выражающая число присущих им свойств, сумму составляющих их частей, величину, степень интенсивности и т.п. Количественным определением является число. Именно число, выступающее в конкретных различных

    проявлениях, служит выражением количественной определённости данного предмета или явления.

    Одна из закономерностей познания заключается в том, что как исторически, так и логически познание качеств предшествует познанию количественных отношений. Это обусловлено тем, что прежде чем считать или измерять что-то, человек должен знать, что он считает или измеряет. Познание количественной стороны системы есть степень более глубокого знания этой системы. По мере познания количественных отношений происходит математизация наук. К. Маркс отмечал, что «наука лишь тогда достигает совершенства, когда ей удаётся пользоваться математикой». Степень математизации наук зависит от сложности изучаемых объектов.

    Рассматриваемый закон состоит в том, что развитие систем происходит путём непрерывных количественных изменений, которые, достигнув границы меры, вызывают качественное преобразование; в последующем новое качество влияет на характер и скорость количественных изменений. Ранее отмечалось, что каждый из этапов развития включает в себя фазу возникновения, развёртывания противоречий и фазу их разрешения. Первая фаза - это фаза количественных изменений, вторая - фаза качественных изменений. Вначале происходят постепенные количественные изменения, качество при этом остаётся прежним. Когда же количественные изменения достигают определённого критического предела, то сравнительно быстро меняется качество предмета, т.е. старое качество исчезает и возникает новое.

    Например, во время развития патологического процесса происходят непрерывные и часто незаметные количественные изменения, однако пока ещё сохраняется состояние здоровья; когда же показатели организма (температура, давление и pH крови) выходят за границу нормы, то происходит переход от состояния здоровья к состоянию болезни.

    Фаза количественных изменений - это фаза относительно медленных и непрерывных преобразований. Они могут выступать в виде изменения числа элементов системы, их величины, скорости их движения, степени выраженности их качеств. Фаза качественных изменений - это перерыв постепенности, сравнительно быстрое преобразование системы, в связи, с чем эту фазу называют скачком. В целом процесс развития есть единство количественных и качественных изменений, единство непрерывности и прерывности. В зависимости от природы системы и условий продолжительность фаз количественных изменений и скачка может быть различной.

    Закон перехода количества в качество, как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер. В неживой природе его действие можно обнаружить в зависимости свойств химических элементов от заряда ядра. Изменение числа протонов в ядре означает превращение одного элемента в другой. В живой природе постепенное накопление мутаций приводит к возникновению новых биологических видов. Применительно к развитию общества две указанные выше фазы называют эволюцией и революцией. Особые переходы количества в качество имеют место в развитии экономики, политики, науки.

    В процессе развития не только количественные изменения обусловливают качественные, но и наоборот: качественное преобразование, изменяя способ существования системы, влияет на темп и характер последующих количественных изменений. Например, часто школьникам и студентам учёба не доставляет удовольствия. Но так бывает тогда, когда объём их знаний мал. И если человек, несмотря на отрицательные эмоции, занимается, прилагая волевые усилия, то объём его знаний растёт и когда достигает критической величины, то происходит качественное изменение: равнодушие к учёбе сменяется активным познавательным интересом, жаждой познания. Познание теперь доставляет человеку удовольствие, и даже наслаждение. Изменяется характер и темп учёбы: человек начинает заниматься систематически и интенсивно, в результате чего его объём знаний растёт быстрее, чем на первом этапе. Незаурядные учёные в раннем возрасте достигали критического объёма знаний, после чего интенсивно развивались и оставили свой след в науке. Обсуждаемый закон часто ещё именуют законом меры. Мера - это тот интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество. Например, температурная мера воды в качестве жидкости - интервал от 0º до 100º С (при нормальном давлении). Выход количества за границу меры приводит к исчезновению одного качества и возникновению другого. Чрезмерное качество перестаёт быть самим собой, оно переходит в другое, часто в противоположное. Например, чрезмерная внимательность становится назойливостью, чрезмерная доброта - попустительством, чрезмерная гордость - зазнайством и т.п. Мера имеет нижнюю и верхнюю границы, отклонение от меры как вверх, так и вниз одинаково уничтожают данное качество. Мера служит границей, отделяющей одно качество от другого.


    2.3 Закон диалектического синтеза (отрицания отрицания)


    Закон отрицания отрицания логически связан с другими законами диалектики, но имеет своё содержание. Если закон единства и борьбы противоположностей раскрывает борьбу нового со старым, выступает как внутренний источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные выражает характер развития и формы перехода от старого качественного состояния к новому, то закон отрицания отрицания определяет, в каком направлении происходит развитие, в какой форме и как осуществляется связь и историческая преемственность в развитии.

    Отрицание - момент связи и развития. Бесконечное возникновение одних качественных состояний и исчезновение других выступают как отрицание старого новым, как разрешение одних противоречий и возникновение других.

    Диалектическое отрицание представляет собой объективное закономерное явление, независимое от субъективных желаний людей. Оно вытекает из противоречивости предметов и процессов, из наличия в них отрицающих друг друга сторон и тенденций. Его нельзя понимать как

    простое уничтожение. Оно представляет собой такое отрицание, которое предполагает возможность дальнейшего развития, возможность нового отрицания. Если, например, превратить зёрна пшеницы в муку, размолов их, то это будет простое уничтожение этих зёрен. Но подобное отрицание исключает возможность дальнейшего развития растения, ибо размолотые зёрна не обладают способностью к произрастанию. Следовательно, в данном случае будет иметь место не диалектическое отрицание зёрен, а их уничтожение. В диалектике отрицать - это не значит просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей, или уничтожить её любым способом. Действительное диалектическое отрицание есть причина развития: оно создаёт условия для нового отрицания.

    Смысл диалектического отрицания состоит именно в том, что оно выступает не только как момент преодоления старого, но и как момент связи нового со всем положительным, что было создано при старых формах развития, как момент преемственности в развитии.

    Историческая преемственность между старым и новым имеет место и в развитии явлений, процессов и общественной жизни. Так, переход от одного способа производства к другому есть отрицание старого новым. Но при этом в новом способе производства сохраняются производительные силы, созданные на предшествующих ступенях развития человеческого общества. Благодаря этому факту образуется связь в человеческой истории, образуется история человечества, которая тем больше становиться историей человечества, чем больше выросли производительные силы людей, а следовательно, и их общественные отношения.

    Процесс развития не останавливается на первом отрицании. Данное отрицание отрицается новым, новое, развиваясь и становясь старым, отрицается следующим новым. Поскольку диалектическое развитие выступает как ряд отрицаний, то возникают вопросы: какова связь между первым и последующим отрицанием; что нового даёт второе отрицание по сравнению с первым; какая закономерность действует в общей цепи сменяющихся отрицаний? Но отрицание отрицания не есть простое чередование переходов противоположностей друг в друга, простая замена одного единства противоположностей другим. Оно означает такую их замену, которая предполагает повторение пройденных этапов на новой, высшей основе развития, включающей в себя возврат в какой-то мере. В этом состоит одно из характерных проявлений закона отрицания отрицания. Поэтому синтез как результат отрицания нельзя рассматривать в виде чего-то застывшего, завершённого. Каждый новый виток спирали выступает как диалектический цикл, а чередование витков характеризует непрерывность развития, восхождения от низшего к высшему.

    Признание восходящей тенденции развития не означает, что все изменения в мире идут только в этом направлении. Процессам восхождения противостоят процессы нисхождения, прогрессивные тенденции неотделимы от регрессивных.


    Используемая литература


    1. М.И. Мартынов, Л.Г. Кравченко Философия: курс интенсивной подготовки 2-е изд. М.: ТетраСистемс, 2008

    Г.И. Царегородцев, Г.Х. Шингаров, Н.И. Губанов Философия. Учебник. М.: ВЕСТЬ, 2003

    Князева Е.Н., Курдюмов С.А. Синергетика: начала нелинейного мышления: Общественные науки и современность. - 1993

    Кохановский В.П. Нужна ли диалектика современной науке: Научная мысль Кавказа. - 2004


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.