Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Средняя налоговая нагрузка по отрасли. Налоговая нагрузка

    Средняя налоговая нагрузка по отрасли. Налоговая нагрузка

    Каждый предприниматель, стремясь увеличить свою выручку, ощущает давление налогового бремени. И желание сделать его как можно менее существенным вполне понятно. Но, применяя разные способы снижения налоговой нагрузки, стоит помнить, что ее величина не должна быть слишком низкой, так как это будет означать, что предприниматель нарушил НЗ, а это чревато налоговыми проверками. Конечно, причиной низкого налога может стать и неправильно рассчитанная налоговая нагрузка, формула расчета даже сейчас не всем предпринимателям известна.

    Налоги являются основными источниками дохода государства. Поэтому одной из важных задач для государства является создание максимально благоприятных условий для развития бизнеса и контроль за уплатой налоговых средств.

    Кто должен знать о ее величине

    Расчет налоговой нагрузки носит аналитический характер. Хотя стоит заметить, что получаемая вследствие расчетов величина каждым пользователем используется для разных целей. Интересует чаще всего налоговая нагрузка ФНС и предпринимателя. Так, при ознакомлении с налоговым бременем налоговики в первую очередь обращают внимание на соответствие ее имеющимся средним показателям по отрасли.

    Но если даже при самом неудачном квартальном периоде налоговиками будет выявлено снижение налогового бремени до критического минимума, это станет серьезным поводом для проверки предприятия. Предпринимателю также очень важно знать, как рассчитать налоговую нагрузку, ведь это позволяет выявить возможные пути к снижению налогооблагаемой базы с применением законных способов.

    Действующие нормативы

    Несмотря на то, что базу для обложения налога выбирает предприниматель сам, он должен помнить, что применение неправомерных мер для снижения рассчитываемого налога либо искусственное его занижение приблизит день, когда налоговики решат прийти с проверкой. И в первую очередь, будет подлежать проверке используемая для расчета налога величина дохода.

    Независимо от того, каким способом будет осуществляться расчет налогового бремени, основной суммой для расчета будет является сформированная предпринимателем налогооблагаемая база.

    Для каждой отрасли имеется своя величина нагрузки, и она всегда берется во внимание во время налоговых проверок. Так, для сельскохозяйственных предприятий она составляет 2,9 коэффициент. Существенно выше среднеотраслевый норматив у горнодобывающего производства, он составляет 35,2. У рыболовецкого всего 7,1, чуть выше у предприятий, чья деятельность связана с обрабатыванием отраслей, для них действующий среднеотраслевый норматив составляет всего 7,5. Для предприятий, занимающихся топливодобычей, коэффициент составляет 39. Для предприятий издательского бизнеса утвержден коэффициент 13,6.

    Так как указанные показатели имеют пусть и косвенную, но все же связь с начисляемой прибылью, они требуют к себе определенного внимания предпринимателей.

    Формула расчета

    В проведении процедуры расчета применяются два направления. Одним из них является структура налогов, которые подлежат уплате предприятием и используются в соотношении в процедуре расчета. Вторым направлением является средний показатель. Он необходим для сверки обязательного отчисления. Для процедуры расчета существует два способа. Предложенная Минфином формула состоит из таких элементов:

    НН=(Нсум/(В+Вд)) х 100%.

    Расшифровка формулы достаточно проста. НН обозначает нагрузку. Соединяемые В и Вд являются доходами, где В — это суммы, получаемые от реализации, а Вд — доход, получаемый от внереализационной деятельности. Проводя расчеты таким методом, стоит помнить, что этот способ не дает возможности выяснить уровень зависимости величины налогового бремени от используемых видов налогов. Но она позволяет выяснить величину налогоемкости на реализованную либо выпущенную продукцию. Хотя полученная величина и тут не дает четкого понимания величины нагрузки.

    В другом способе используется сумма налогов и сборов, которые были фактически перечислены в бюджет, умножается на величину имеющегося по этим показателям долга. То есть по факту происходит использование суммы, которая была начислена к платежу. При этом в сумму налогов не надо вносить НДФЛ, так как этот вид налога не оплачивается предприятием, он им просто перечисляется. Включены в сумму должны быть также и платежи, несущие косвенный характер.

    Дело в том, что эти суммы влияют на экономику предприятия. Эта методика расчета дает возможность выяснить не только абсолютную величину бремени, но и относительную. Как посчитать налоговую нагрузку предприятия, решать лично его руководителю.

    Помимо этих двух способов, существуют и другие, позволяющие высчитать налоговую нагрузку. Каждый из них дает возможность получить нужную информацию для анализа налоговой нагрузки предприятия, от которого часто зависит дальнейшее применение выбранной налоговой системы налогообложения.

    В данной статье предлагаем поговорить о том, что такое налоговая нагрузка, какими документами она определяется, для чего необходимо знать ее величину, и как определить налоговую нагрузку с учетом последних пояснений ФНС.

    Что такое налоговая нагрузка (как определить налоговую нагрузку)

    Понятие налоговой нагрузки, если судить по формулам ее расчета, близко к определению термина «налоговое бремя», определяемому как:

    • относительная величина (степень отвлечения денежных средств на уплаты налогов);
    • абсолютная величина (обременение, возникающее ввиду обязанности уплачивать налоги).

    Итак, налоговой нагрузкой называется доля суммы уплаченных за определенный период налогов в какой-то экономической базе за тот же период, которая позволяет оценивать влияние размера налоговых платежей на доходность и рентабельность субъекта .

    Проще говоря, налоговая нагрузка – соотношение сумм уплаченных налогов и выручки компании.

    Базой для расчета налоговой нагрузки может быть (в зависимости от экономического уровня (конкретный человек, хозяйствующий субъект, группа сходных предприятий, отрасль хозяйства страны или региона, государство в целом) и целей проведения расчета):

    • планируемая прибыль или ожидаемый доход;
    • вновь созданная стоимость;
    • источник уплаты налога (расходы или прибыль);
    • доходы;
    • выручка (с НДС и без него).

    Кому необходимо знать, как определить налоговую нагрузку

    Налоговая нагрузка относится к показателям, которые для налоговых органов служат критериями для отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки. А потому Приказ ФНС РФ № ММ-3-06/333@ призывает налогоплательщиков к самостоятельному расчету данной величины. Это необходимо для того, чтобы контролировать нахождение показателя на уровне среднеотраслевых значений. Это поможет избежать выездной проверки и упростит общение с налоговой инспекцией.

    Осведомленность о величине налоговой нагрузки помогает анализировать результаты работы налогоплательщика, оценивать риски проведения налоговой проверки, прогнозировать дальнейшую деятельность. В свою очередь, анализ собственной деятельности помогает найти такие моменты, которые необходимо изменить или оптимизировать с целью:

    • снижения налогового бремени;
    • грамотного выбора системы налогообложения и вида деятельности;
    • прогнозирования результатов дальнейшей работы.

    Как определить налоговую нагрузку: формулы расчета

    В документах, определяющих налоговую нагрузку, приводятся следующие формулы по расчету данной величины (результат, полученный по любой из формул, выражается в процентах):

    Показатель налоговой нагрузки Формула расчета Пояснения
    Для ОСНО (общей системы налогообложения) ННосно = (Нндс + Нп) : В ННосно – налоговая нагрузка по ОСНО;

    Нндс – НДС к уплате, согласно декларации;

    В – выручка без НДС по отчету о прибыли и убытках.

    Для ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога) ННесхн = Несхн: Десхн ННесхн – налоговая нагрузка по ЕСХН;

    Несен – ЕСХН-налог к уплате;

    Десен – доход по ЕСХН-декларации.

    Для УСН (упрощенной системе налогообложения) ННусн = Нусн: Дусн ННусн – налогвая нагрузка по УСН;

    Нусн – УСН-налог к уплате;

    Дусн – доход под декларации.

    Для индивидуального предпринимателя ННндфл = Нндфл: Дндфл ННндфл – налоговая нагрузка по НДФЛ;

    Нндфл – НДФЛ по декларации;

    Дндфл – доход по 3-НДФЛ.

    По НДС (вариант 1) ННндс = Нндс: НБобщ

    Нндс – НДС к уплате;

    По НДС (вариант 2) ННндс = Нндс: НБрф ННндс – налоговая нагрузка по НДС;

    Нндс – НДС к уплате;

    По налогу на прибыль ННп = Нп: (Др + Двн) ННп – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

    Нп – налог на прибыль к уплате;

    Др – доход от реализации по декларации;

    Двн – внереализационный доход по декларации.

    Важно! Необходимо помнить о примечании к формулам для ИП, УСН, ОСНО и ЕСХН. Если налогоплательщик платит еще и другие налоги (на имущество, на землю, воду, транспорт, акцизы, НДПИ, природные ресурсы и др.), начисления по таким налогам учитываются в расчете. НДФЛ не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

    Допустимый уровень налоговой нагрузки

    Чтобы определить, находится ли на допустимом уровне показатель налоговой нагрузки, необходимо произвести следующие расчеты:

    1. Вычислить размер совокупной налоговой нагрузки.
    2. Сравнить показатель налоговой нагрузки с аналогичным показателем за 2017 год по основному виду деятельности из текста Приложения № 3 к Приказу ФНС РФ от ММ-3-06/333@ .
    3. Выяснить налоговую нагрузку по налогу на прибыль (низкий показатель для торговых предприятий – менее 1%, для производственной сферы – 3%).
    4. Определить размер доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы (должна быть не более 89%).
    5. Провести анализ динамики изменения налоговой нагрузки за 2015-2017 годы, сравнить данные по ней с соответствиями из Письма ФНС РФ № ЕД-4-15/14490@ .

    Как определить налоговую нагрузку согласно указаниям ФНС

    Согласно указаниям Письма ФНС РФ от 22.08.2018 № ГД-3-1/5806@ , можно использовать общероссийский показатель налоговой нагрузки за 2017 год, чтобы определить среднеотраслевую налоговую нагрузку в 2018 году.

    Важно! Если показатель налоговой нагрузки для компании оказывается ниже среднеотраслевого показателя, ИФНС может включить предприятие в план выездных проверок.

    Средние показатели налоговой нагрузки по видам деятельности налоговая служба каждый год публикует на своем официальном сайте. Если налогоплательщик не нашел показатель для своего вида деятельности, следует использовать общероссийский показатель (в 2017 году – 10,8%).

    НН = СНС: ГО х 100% ,

    СНС – сумма налогов и сборов, начисленных по данным отчетности компании за календарный год;

    ГО – годовой оборот по данным Росстата.

    Законодательные акты по теме (документы, определяющие налоговую нагрузку)

    Письмо ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ (с 25.07.2017) О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам
    Письмо ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 (до 25.07.2017) Содержало формулу расчета налоговой нагрузки, действие Письма отменено
    Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок

    Типичные ошибки

    Ошибка: Налогоплательщик обнаружил существенные отклонения от средних показателей налоговой нагрузки в невыгодную для него сторону. Он никак не аргументировал наличие низкой налоговой нагрузки.

    Бывают случаи, когда у сотрудника налоговой инспекции возникают вопросы по . И приходится объяснять, почему указана низкая налоговая нагрузка. Рассмотрим образец заполнения объяснения.

    Согласно ст. 88 НК РФ, сотрудники налоговой инспекции имеют право попросить представить . И своим правом они пользуются, когда находят ошибку или у них возникают сомнения в достоверности полученной информации. Налоговая нагрузка – это определенная сумма. Если она низкая, есть подозрения, что налогоплательщик скрывает свои доходы. И делает это с той целью, чтобы перечислить в бюджет страны меньше положенного. Но это – одна из причин. Бывают и другие:

    • налоговая нагрузка определяется по типу деятельности (отраслям), который может быть неправильно выражен;
    • низкая рентабельность бизнеса.

    Каждую ситуацию рассмотрим подробнее.

    Первая. Допустим, предприниматель осуществляет свою деятельность в сфере строительства. Налоговая нагрузка по этой отрасли составляет 12% от доходов. Если в декларации будет указано не 12%, а 5%, вопросы напрашиваются сами собой. Налоговая ставка по разным отраслям прописана на законодательном уровне, но четкое разъяснение не дается, из-за чего некоторым налогоплательщикам не удается правильно определить тип деятельности. Иными словами, занимается одним, а отчитывается за другое. В этом случае следует внимательно проверить код ОКВЭД, который указывается в декларации. На него и ориентируется инспектор.

    Вторая. Низкая налоговая нагрузка стала таковой, поскольку упали доходы предпринимателя (организации). Произойти это может по разным причинам: снизились объемы реализации, поднялись закупочные цены на сырье, повысился уровень зарплат и т.д. Причиной могут стать и инвестиции в развитие бизнеса. В таком случае нелишним будет составить расчет таких инвестиций, чтобы получить ясную картину доходов/расходов.

    Пояснения в налоговую

    Не стоит пугаться интереса, который может вызвать у налоговиков ваша декларация. Если просят представить пояснения, это еще не значит, что будут наказывать. Лучше ответить, сделать это следует в течение 5 рабочих дней. В противном случае сотрудники налоговой инспекции придут с проверкой. Если же при составлении декларации была допущена ошибка, то имеет смысл как можно скорее подать .

    Если вам нужно предоставить пояснения в налоговую о низкой налоговой нагрузке по прибыли, образец может выглядеть следующим образом:

    Пояснения можно представить и в свободной форме, но сотрудники налоговой разработали несколько образцов на разные случаи:

    • по убыткам;
    • о расхождениях в декларациях;
    • по НДС и др.

    Пояснения в налоговую по убыткам придется подавать, если у предпринимателя на протяжении нескольких месяцев или лет расходы превышают доходы. В этом случае достаточно сослаться на то, что организация начала действовать недавно, клиентов пока мало, но уже приходится тратить немалые суммы на аренду помещения и зарплату сотрудникам. Желательно подчеркнуть, что понесенные расходы экономически обоснованы, и в подтверждение своих слов приложить таблицу расходов по видам с указанием суммы.

    Пояснения о расхождениях в декларациях придется делать, если данные в одном документе не совпадают с теми, что указаны в другом. Например, разная информация в декларации по НДС и в бухгалтерской отчетности. В этом случае также не сложно дать пояснения: правила налогового учета отличаются от правил учета бухгалтерского. Если же не равна сумме прибыли, указанной в декларации, то и этому есть объяснение: часть доходов налогом не облагается (речь идет о штрафах, дивидендах и др.). Если возникли вопросы по конкретной декларации, например, декларации по НДС, то лучше воспользоваться утвержденной формой.

    Возможные ошибки

    Как выглядит образец пояснения в налоговую о низкой налоговой нагрузке по прибыли, вы уже знаете. Рассмотрим типичные ошибки, которые может допустить декларант, заполняя документацию.

    Код 1 указывает на следующие недочеты:

    • в декларации нет записи об операции;
    • налогоплательщик не отчитался за НДС за указанный период (привел нулевые показатели);
    • ошибки не дают «отыскать» счет-фактуру и сравнить данные с теми, что указаны в декларации.

    Код 2 указывает на то, что данные в разделе 8 (книга покупок) не совпадают с теми, что представлены в разделе 9 (книга продаж). Это может произойти, если расчеты производились на основе выданных ранее авансовых счетов-фактур.

    Код 3 указывает на несоответствие между 10 разделом (выставленные счета-фактуры) и (полученные счета-фактуры). Такое может быть, если в декларации указаны сведения о посреднических операциях налогоплательщика.

    Код 4 своего рода универсальный. Он указывает на то, что в одной из граф допущена ошибка. Обычно сотрудник налоговой номер этой графы пишет в скобках рядом с кодом ошибки.

    Налоговая инспекция может потребовать пояснения не только от юридического лица, но и от ИП (полный перечень – в ст. 173 НК РФ). От них требуется заполнение раздела 12. Если частный предприниматель подает пояснение на нескольких листах, на каждом он должен указать номер свидетельства о регистрации.

    Итак, если у сотрудника налоговой инспекции возникают вопросы по вашей декларации, незамедлительно исправляйте ошибки (уточненная декларация) и представляйте пояснения. Важно не бояться обосновать свои действия, всему может быть логическое объяснение.

    Налоговая нагрузка - один из оценочных критериев для ИФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. Рассчитать этот показатель можно самостоятельно. Расскажем, что такое налоговая нагрузка, какими нормативными актами она регламентирована, кому может понадобиться данный показатель, а также рассмотрим порядок расчета и допустимый уровень нагрузки на налогоплательщика.

    Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:

    Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

    Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

    • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
    • До 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
    • С 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

    Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

    Что такое налоговая нагрузка

    Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

    • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
    • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

    1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

    Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

    • для государства в целом или по его регионам;
    • по отраслям хозяйства страны или регионов;
    • по группе сходных предприятий;
    • по отдельным хозяйствующим субъектам;
    • на конкретного человека.

    В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

    • выручка (с НДС или без него);
    • доходы;
    • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
    • вновь созданная стоимость;
    • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

    Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

    Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

    Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

    • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
    • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
    • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

    К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

    • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
    • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

    Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

    Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

    • привести к снижению налогового бремени;
    • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
    • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

    Как рассчитать налоговую нагрузку

    Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

    • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
    • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

    В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС. При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

    Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

    • По налогу на прибыль:

    ННп = Нп / (Др + Двн),

    Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

    Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

    Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

    • По НДС (1-й способ):

    ННндс = Нндс / НБрф,

    • По НДС (2-й способ):

    ННндс = Нндс / НБобщ,

    Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

    НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

    • Для ИП:

    ННндфл = Нндфл / Дндфл,

    Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

    Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

    • Для УСН:

    ННусн = Нусн / Дусн,

    Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

    Дусн — доход по УСН-декларации.

    • Для ЕСХН:

    ННесхн = Несхн / Десхн,

    Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

    Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

    • Для ОСНО:

    ННосно = (Нндс + Нп) / В,

    Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

    Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

    В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

    К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

    В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

    Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

    Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

    Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

    Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

    Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2018-2019 годах.

    Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

    • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

    С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте .

    • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
    • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
    • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

    При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

    • неверно определенный код вида деятельности;
    • временные проблемы с реализацией;
    • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
    • осуществление инвестиций;
    • создание запаса товара;
    • наличие экспортных операций.

    Итоги

    Налоговая нагрузка - показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.

    Налоговая нагрузка – один из основных критериев, влияющий на решение налоговых органов о проведении выездной проверки . Чем ниже налоговая нагрузка, тем больше риск, что налогоплательщик будет включен налоговиками в план проверок . Более подробно о том, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия самостоятельно, расскажем в нашей статье.

    Налоговая нагрузка

    В целом определить налоговую нагрузку можно, как процентное соотношение налогов, уплачиваемых налогоплательщиком, и его дохода. Налоговая нагрузка может рассчитываться для конкретной организации, ИП или физлица, для группы предприятий, для отрасли в целом и т.д.

    На сегодня существуют разные методики расчета налоговой нагрузки, отличающиеся перечнем налогов, включаемых в расчет, и показателями, с которыми эти налоги сравнивают. ФНС в рамках налогового контроля применяет официальную методику расчета величины налоговой нагрузки, приведенную в Концепции системы планирования выездных проверок (утв. приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 в ред. от 10.05.2012).

    Сделав предварительный расчет налоговой нагрузки, налогоплательщик может сам определить, какому уровню она соответствует, т.е. не является ли более низкой, чем требуется для конкретной предпринимательской отрасли. Для этого ФНС ежегодно публикует на своем официальном сайте средние отраслевые показатели налоговой нагрузки, также они приведены в приложении № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333. Если полученный показатель ниже среднеотраслевого, то организацию, скорее всего, отметят как кандидата на включение в план выездных проверок.

    Чтобы оценить свои шансы на посещение инспекторами ФНС, нужно разобраться с тем, как рассчитать налоговую нагрузку. Сделать расчет можно самостоятельно, воспользовавшись уже названной выше Концепцией, а также письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 (с изм. от 21.03.2017). Эти документы содержат критерии и формулы, по которым налоговики определяют уровень налоговой нагрузки, рассмотрим их подробнее.

    Совокупная налоговая нагрузка: формула расчета

    В совокупный расчет входят все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, в т.ч. и в качестве налогового агента. Исключаются из расчета: страховые взносы , НДС на ввозимые в РФ товары, таможенные пошлины (письма ФНС РФ от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026 и от 11.01.2017 № 03-01-15/208).

    Приведем пример расчета налоговой нагрузки:

    ООО «Актив» работает на «упрощенке », занимаясь производством текстильной и швейной продукции. Показатели деятельности компании и исчисленные к уплате налоги в 2016 г., по данным представленных в ИФНС налоговых деклараций и расчетов, были следующими:

    • Выручка 45 млн руб.,
    • Налог, уплачиваемый в связи с применением УСН «доходы минус расходы» - 2,15 млн руб.,
    • Земельный налог – 100 тыс. руб.,
    • Транспортный налог – 150 тыс. руб.,
    • НДФЛ с выплат персоналу – 850 тыс. руб.,
    • Страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС – 1,7 млн руб.

    ООО «Актив» расчет налоговой нагрузки в 2017 году производит, основываясь на собственных показателях за прошедший календарный год (2016), а также с учетом среднеотраслевых показателей, опубликованных на сайте ФНС за 2016 год.

    В данном случае в расчет налоговой нагрузки предприятия не включается лишь сумма страховых взносов (1,7 млн руб.), а налоговые начисления по УСН, НДФЛ, земельному и транспортному налогам учесть необходимо:

    Для текстильного и швейного производства 2016 г. среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 7,7% (приложение № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). В случае «Актива» совокупная нагрузка ниже, чем в среднем по отрасли, а значит, велика вероятность включения компании в план ближайших выездных проверок.

    Как посчитать налоговую нагрузку по налогу

    Низкой нагрузкой по налогу на прибыль ФНС считает нагрузку менее 3%, а для торговой деятельности – менее 1% (письмо ФНС РФ № АС-4-2/12722 с изм. от 21.03.2017).

    По НДС уровень налоговой нагрузки признается низким, когда вычеты по налогу за определенный период составляют более 89% по отношению к начисленному НДС (п. 2 приложения № 2 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). Но это усредненный показатель по стране в целом, а в субъектах РФ, на местных сайтах ФНС, регулярно обновляется информация о допустимом уровне вычетов по НДС, рассчитанная по региональным данным. Перед тем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия, нужно учесть, что эти показатели могут быть как выше, так и ниже общероссийского уровня. Например, на 01.05.2017 г. «безопасная» доля вычетов по НДС в Дагестане составляла 86,1%, в Приморском крае – 92,7%, а в Московской области – 90,4%.

    Если налоговая нагрузка низкая

    Как видим, в интересах налогоплательщика знать, как считать налоговую нагрузку. Обнаружив при самостоятельном расчете отклонения от общепринятых показателей нагрузки в сторону занижения, лучше заранее подготовиться к объяснениям с налоговой инспекцией.

    Далеко не всегда низкий уровень налогового бремени указывает на «уход» компании от налогов и наличие нарушений налогового законодательства. Если при расчете налоговой нагрузки формула использована правильно и отсутствуют иные ошибки, то причины могут быть вполне объективными, например, увеличение расходов в связи с ростом цен поставщиков.