Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Основные идеи даосизма. Что такое даосизм и в чём его суть

    Основные идеи даосизма. Что такое даосизм и в чём его суть

    Как и где возник даосизм? Чем он был изначально - философским учением или религией? Даосизм имеет преемственность в китайских религиозных представлениях, уходящих корнями в доисторические времена. Центральным текстом даосов является Дао Дэ Цзин. Книга Пути и Достоинства. Ее написал мифический философ Лао-цзы (кит. - “старый младенец"), живший в 6 веке до нашей эры. В этом трактате, как и в не менее знаменитом наследии другого китайского мудреца - Чжуан-цзы. религиозные представления преобразованы в чистую философию, где дао замещает Небесного Государя. Как религиозная школа даосизм сложился лишь к 3 веку нашей эры.

    Каковы основные принципы даосизма? Основным принципом даосов является у-вэй - непротивление течению вещей и сосредоточение на внутреннем самосовершенствовании. Это способ взаимодействия с дэ - физическим проявлением запредельного пути дао. Даосская троица верховных пречистых, произведших мир, носит название Сань Гуань. Троица обозначает как запредельную реальность, закон и праведного императора, так и три стихии - небо, воду и землю. Особо почитаются Восемь Бессмертных - Ба Сянь. Они считаются некогда жившими людьми. Сам Лао-цзы провозглашается первочеловеком, в его честь возводятся храмы и приносятся жертвы.

    Почему учение даосизма считается мистическим и даже шаманским? Широта учения позволила даосизму включить в себя шаманские практики, культы обмана и подкупа духов природы, представляющие собой веру остановившихся в своем развитии народностей Китая. В стремлении к бессмертию даосы изобрели алхимию в 4 веке до нашей эры. Для сравнения - в Европу алхимия пришла гораздо позже, лишь в 13 веке нашей эры. Из внутренней алхимии, где в деле наполнения тела жизненной энергией ци ведущая роль отдавалась ртути, а также употреблению различных трав, произошла знаменитая китайская медицина.

    Какое отношение к даосизму имеют распространенные сегодня техники цигун, кунг-фу и фэн-шуй? Внутренняя и внешняя алхимия достижения бессмертия вместе составляют ушу. Цигун как медитативная практика дыхания и управления ци традиционно уделяет большое внимание сексу, черпанию энергии из “сокровенного женского". В монашеской среде большое распространение получил секс без эякуляции. В 8 веке, с приходом монгольской династии, даосы подвергались гонениям. В целях самосохранения они начали строить в горах монастыри и развивать боевые практики кунг-фу. которые заимствовали и буддисты. Смыслом этих практик являлась трансформация тела и сознания, обретение сверхспособностей и взращивание “внутреннего младенца" - даосского аналога души. Философские основы фэн-шуй лежат в древнем народном эпосе "Книга Перемен". Это учение посвящено правильной организации пространства, устраняющей препятствия подобной ветру циркуляции энергии ци. Оно было развито даосами и использовалось в построении ритуальных центров и оформлении личного пространства.

    Какое положение даосизм занимает в Китае сегодня? Народная поговорка гласит: “Китаец рождается как даос, живет как конфуцианец, а умирает как буддист". В настоящее время даосизм признается традиционной религией страны, даосские храмовые комплексы активно развиваются.

    Здесь огромное влияние имел даосизм – о нем мы сегодня и хотим поговорить.

    В статье ниже мы подробно расскажем, какая история в нем кроется, кто был его основоположником, какие основные термины и идеи заключает в себе это направление мысли и как практикуют истинные даосы. Также вы узнаете интересные факты, раскрывающие суть этого китайского учения.

    Что это такое

    Даосизм – учение, получившее распространение в Китае. Оно считается одним из древнейших в мире – период возникновения датируют приблизительно 5-м столетием до нашей эры.

    Даосизм называют религиозно-философским воззрением, потому что он вобрал черты обоих понятий:

    • философии с присущим ей изучением бытия, знания, Вселенной, философскими трактатами – дао цзя;
    • религии, которая опирается на веру в высшие силы и предполагает некий догматизм, а также непременные духовные практики – дао цзяо.

    Однако подобное разделение едва заметно – как правило, даосизм рассматривают как совокупность религиозных и философских аспектов.

    При этом здесь нет Бога как такового – в основе лежит понятие «дао». Оно многозначно и подразумевает под собой первоначало, путь постижения мироустройства, природу Вселенной и ее закономерности.Главная цель – слиться с дао, стать единым целым.

    Есть мнение, что даосская философия является оппозиционной по отношению к конфуцианской, и оно не лишено основания. В обоих течениях присутствует понятие «дао», но трактуется оно несколько по-разному.

    Конфуцианство видит дао как соблюдение моральных принципов, правил гуманизма. Оно предполагает постоянное самосовершенствование человека как частицы общества – обучение письму, точным наукам, музыке, спортивному мастерству. Другими словами, Конфуций смотрел на дао в разрезе общественной жизни.

    В противовес ему даосизм рассматривает дао как природу всего сущего, первоначало бытия. Человек должен жить по законам природы, быть ее частью, забыв про собственное «я» и не вмешиваясь в размеренное течение жизни. Просто и естественно – вот главные характеристики даосской жизни.


    Основоположники

    Даосизм в виде, известном нам, окончательно сформировался во 2-ом столетии нашей эры. Однако есть подтверждения того, что уже в 5-3 столетиях до нашей эры существовало учение, в основе которого лежал дао.

    Считается, что первоначально в основу мысли легли мистические верования:

    • шаманизм области Чу на южно-китайской территории с его обрядами и практиками;
    • обряды, связанные с магией, и вера в бессмертное существование, бытовавшие в китайской области Ци;
    • философия китайского севера.

    Существуют легенды, которые называют основателем Хуана Ди, больше известного как «Желтый император». Его личность покрыта тайнами. Так, например, говорят, что сохранилась его гробница, но там содержится только одежда императора, сам же он обрел бессмертную жизнь.

    Однако более подтвержденные и достоверные источники утверждают, что основоположником был известный мудрец по имени , который жил в 5-4 веке до нашей эпохи.


    Лао Цзы объединил главные положения учения в единую систему, изложив догматические, ритуальные основы – так родилась книга «Дао дэ Цзин», что значит «Трактат о законе Дао и его проявлениях во Вселенной». Она стала основой для дальнейшего развития даосизма, будучировесником конфуцианских текстов.

    О самом ученом известно очень мало, причем все сведения обросли легендами. Одно предание гласит, что матери Лао Цзы коснулись лунный и солнечный лучи, другое – что она случайно проглотила осколок горного хрусталя и таким образом зачала сына.

    Женщина десятки лет носила в утробе дитя, поэтому он родился уже стариком. Отсюда появилось его имя, которое переводится как «Старый младенец».

    Существуют свидетельства, что Лао Цзы был знаком с философией Конфуция и даже встречался с ним вживую в 517 году до нашей эпохи. Тогда Лао Цзы трудился в архиве при дворце династии Чжоу. Он критиковал Конфуция за то, что тот проповедовал слишком активную социальную жизнь – это в корне противоречило воззрению о дао и невмешательстве в силы природы.

    Тогда он сформировал собственные идеи в противовес конфуцианским, начал нести в мир учение о дао и стал великим ученым. Разочаровавшись в государственности, он стал отшельником, изменял имена для окружающих, а в итоге принял решение уйти из Поднебесной.

    С созданием книги тоже связана своя история. Во время путешествия Лао Цзы встретился с пограничником, который попросил его поведать о своих воззрениях. Скиталец записал главные идеи в восьмидесяти одном стихе, которые впоследствии стали трудом «Дао Дэ Цзин».

    О дальнейшей судьбе Лао Цзы слагают легенды: он направился то ли в Тибет, то ли в Индию, где познакомился с буддийским учением, а возможно был на территориях, где позже образовалась Русь.

    Ко 2 веку нашей эры слава о Лао Цзы распространилась по всему Китаю, последователи начали поклоняться мастеру и сравнивать его с божеством. Вместе с ним в пантеоне было множество духов – божественных и демонических, а также ритуалов, которые способны изгонять этих демонов.

    Другим знаковым именем в становлении даосизма стал Чжуан Чжоу, живший в 4-3 веках до нашей эры. Он написал трактат «Чжуан-цзы», который дополнил существовавшие положения о дао.

    Развитие идеи

    Даосские школы стали оформляться в 1-2 веках н.э., с течением времени видоизменяясь, разделяясь или, наоборот, сливаясь с другими.


    Главными из них были:

    • Школа Небесных наставников

    Вначале известная как «Пять ковшей риса», она появилась в 1-2 столетии и развивалась в так называемую эпоху Шести династий. Позже она разделилась на северную и южную школы. В эпоху Тан, в 12 веке, они вновь возродились в виде Школы Истинного Единого – Чжэньи, распространенной на юге.

    • Цюаньчжэнь

    Так называемый «монастырский даосизм». Он сформировался в постмонгольское время и нашел признание на юге страны.

    • Маошань

    Известна также под названием Шанцин. Основными практиками были визуализация и контактирование с высшими силами. В начале 14 века пришла в упадок.

    • Линбао

    Тесно связанная с буддийской мыслью, она делала уклон на медитативные практики. Также была поглощена, а затем вовсе прекратила свое существование в XIV столетии.

    Существуя по соседству с буддизмом и брахманизмом, впоследствии оформившимся в индуизм, даосская мысль имела некоторые общие черты с ними, например, идею Абсолюта, а также идею об относительности жизни и смерти.


    Индуизм

    В V столетии количество даосов выросло, к ним примкнули отшельники, грезившие удивительно долгой (8-12 веков) или бессмертной жизнью, о которой говорит даосизм. В это время он становится больше религией, нежели просто философией. Главное отличие даосского воззрения – стремление к бессмертию, в то время как представители других религий мечтают о рае.

    К 5-му веку было свыше двухсот пятидесяти трактатов даосизма, к XVII-му добавилось еще больше пятидесяти, а сейчас существует почти полторы тысячи сочинений.

    Даосизм никогда не был традиционной религией. Он строился на принципах равенства людей, поэтому к нему массово присоединялись крестьяне, рабочие, низшие слои. Нередко проводились даосские народные восстания.

    Во времена Танской и Сунской империи знание основных текстов даосизма входило в имперскую экзаменационную программу.

    В Средневековье по всей стране строились монастыри, где жили монахи-отшельники и постигали природу Дао. К своим обрядам они допускали лишь посвященных. Нередко отдельные монахи жили в отчуждении, вырубая каменные кельи.

    Во время правления Цин, начиная с 17 века, начались гонения на религию, были уничтожены даосские монастыри, сожжены священные книги. Правители ссылались на то, что даосизм является лженаукой со своей излишней созерцательностью и подрывает основы государственности. Такая ситуация продолжалась до середины 20 века, лишь изредка сменяясь периодами относительного признания.


    Китайская живопись, XVII век

    С приходом 60-х и культурной революции наступила реабилитация учения, вновь строились монастыри, а философская мысль начала двигалаться на запад. Современный даосизм – религиозно-философское течение, которое содержит уникальные монастыри, мистические обряды, отдающие эзотерикой, практики для тренировки ума, тела и души.

    В современности даосское учение по большей части приобрело славу благодаря дыхательным упражнениям цигун, боевым техникам у-шу, а также направлению фен-шуй, которые зародились именно здесь. Отсюда берет начало также знаменитый символ мужской и женской энергии – инь-ян.

    Основные положени

    Что такое Дао

    Это многозначное понятие, которое можно сравнить с Абсолютом. Дао – это:

    • нечто, порождающее все вокруг, непостижимое, постоянное, безымянное и бесформенное;
    • общий закон;
    • первооснова жизни;
    • начало и конец бытия;
    • мировой порядок;
    • вечный путь, постоянное движение.

    Дао не имеет имени и формы, но дает их всему сущему. Только оно постоянно, а все остальное временно. Здесь соединяются противоположные явления, которые становятся единым целым.


    Дао – пустота, но благодаря ей создается все. Только слившись с дао, можно познать счастье и бессмертие.

    Лао Цзы сравнивал пустоту с комнатой: ведь в комнате важны не стены, а пространство между ними, то есть пустота.

    Главные постулаты

    Основные идеи даосизма заключаются в том, что человек – микрокосм, он существует бесконечно, как и Вселенная – макрокосм. Смерть в физическом плане значит лишь, что душа соединится с дао.

    В даосизме не существует цвета, формы, личности и собственного «я». Есть пустота, а главная задача человека – созерцать и наблюдать. Любое действие, направленное против жизненного порядка, впустую тратит время, силы, а иногда может привести к плохим последствиям.

    Главная цель даосизма – научить людей отличать доброе от злого и совершать только благие поступки, приоткрыть тайну Вселенной путем медитации и взгляда вовнутрь, приобрести гармоничные взаимоотношения с окружающим миром.


    Чтобы постичь дао, нужно помнить и соблюдать три главных правила:

    1. Питание души

    В человеке живут божественные и демонические существа. Добрые поступки подпитывают добрых божеств, а злодеяния кормят демонов. Чем больше добродетели в человеке, тем ближе он к счастью.

    2. Питание тела

    Питаться нужно без излишеств, соблюдая диету и посты. Идеальное питание – своей слюной и росой трав. Тело нужно питать также физическими и дыхательными упражнениями, а сексуальные отношения должны быть с постоянным партнером.

    Путь аскетичного воздержания в еде был сложным, поэтому даосы-алхимики долгое время пытались найти эликсир бессмертия. Правитель Цинь Ши Хуан Ди даже отправлял экспедиции на его поиски.

    Эта концепция означает «недеяние». Но не в том смысле, чтобы лениться и ничего не делать. Правильнее будет сказать «невмешательство» – в естественный ход событий, законы Вселенной. Согласно ей, не нужно целенаправленно что-то делать, ведь Вселенная все устраивает самостоятельно, а самодеятельность людей может только помешать.

    По концепции У-вей самый хороший правитель – тот, кто не вмешивается в жизнь подданных, ничего не меняет и лишь иногда предотвращает восстания.

    Чтобы познать дао, нужно забыть про свое «я» и ассоциировать себя со всем окружающим миром. Даже когда вы занимаетесь каким-то делом, к примеру убираете в доме, надо стараться остановить поток мыслей – поглощенное в дело «я» исчезает. Такая практика доступна в любой момент, даже, например, при обычной ходьбе.


    Восемь столпов

    Существует 8 столпов – методов даосизма, которые направлены на оздоровление и гармонизацию отношений с миром:

    • Философия – стремление познать сущность бытия, природные и общественные законы.
    • Обновление – медитации и практики для здоровья.
    • Питание – отказ от мяса.
    • Забытая еда – «забывание» пищи во время постов, диет.
    • Излечение – эффективное применение энергии и распределение с помощью массажных манипуляций, акупунктуры.
    • Дао сексуальной мудрости — сексуальные отношения здесь рассматриваются как терапия и способ укрепления чувств.
    • Совершенство – постоянное самосовершенствование.
    • Успех – определенные цели и планы для овладения знаниями.

    Три сокровища

    Лао Цзы называл три человеческие добродетели, требующие защиты и питания:

    • ци – энергия жизни, любви, милосердия;
    • цзянь – энергия рациональной экономии, определяющая также внешность людей;
    • шэнь – дух, наделенный разумом.

    Даосы в поисках бессмертной жизни изобрели стеклянные, фарфоровые изделия, компас, порох.

    Заключение

    В заключение кратко скажем, что даосизм – это уникальное философско-религиозное воззрение, которое зародилось еще 25 веков назад в Китае. За долгую историю оно претерпело значительные изменения, то приобретая тысячи последователей, то подвергаясь жестким гонениям.

    Основополагающее понятие – дао, начало начал, закон, по которому живет все во Вселенной. Истинные даосы стремятся питать душу и тело, не вмешиваясь при этом в естественный ход жизни.


    Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вы стали немного ближе к удивительной культуре Китая и лучше познакомились с одним из главных его учений. Если вам понравилась статья, поделитесь новыми знаниями с друзьями!

    И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать свежие посты себе на почту!

    До скорой встречи!

    Что такое Дао? . Дао ДЭ Цзин

    Дао - великое Начало и Духовный путь.

    Губит людей страсть к накоплению, ведь все, что

    они обретают в этом —

    лишь огорчения и скука

    Сражаясь и побеждая, они сами вершат

    похоронный обряд.

    Даосизм возник раньше «Конфуцианства».

    Прежде всего, так называемая секта «спокойных» в Древнем Китае призывала к усовершенствованию личности человека.

    Поэтому, развитие личности человека до совершенства — считалось высшей целью жизни.

    По мнению «спокойных», равновесие внутреннего мира человека может быть достигнуто только через познание внешнего мира.

    Или же, изучение и знание внешнего мира определяет равновесие внутри самого человека.

    Гармонию.

    До настоящего времени идут споры о понятии «дао».

    Исследователи отмечают, что постичь «дао» возможно лишь интуитивно.

    Дао точно не переводится. Дао — закон — природа вещей.

    Иероглиф «Дао » в переводе с китайского

    • — «Изначальный дух»,
    • «Духовный путь».
    • Либо Бог.

    Слово «Де » —

    • «безупречность»,
    • «высшая добродетель»,
    • «духовная чистота»,
    • «сила духа».

    Дао — великое Начало и Духовный путь.

    Я призываю вас не слишком привязываться к аналитическому пониманию стихов Дао.

    Попытайтесь принять текст подсознанием, почувствуйте энергетику стиха.

    4 стих

    Дао пусто,

    но благодаря ему существует все на свете и не переполняется.

    3 стих

    Тот, кто наставляет людей: «Набирайтесь ума!» —

    сам — то не может быть умным.

    Когда ты действуешь свободно, без

    задних мыслей, только тогда ты не связан ничем.

    20 стих

    Пытаясь оказать добро другим, мы

    причиняем им зло,

    разве не стоит нам отказаться от этого!

    24 стих

    Тот, кто лишь пытается начать, никогда

    не начнет.

    Тот, кто слишком торопится, ничего не достигнет.

    Тот, кто виден всем, не может быть ясным.

    Тот, кто считает себя правым, не может

    стать лучше.

    Тот, кто заставляет себя, не достигнет успеха.

    Тот, кто жалеет себя, не может

    совершенствоваться.

    Находясь в пути, он изо дня в день предается излишествам в еде и совершает никчемные поступки, и все, что он

    имеет, внушает ему отвращение,

    И потому он на этом пути не обрящет

    покоя.

    Дао дэ цзин. Даосизм кратко суть

    Дао — посвящен Дао Дэ Цзин.

    Написан около 2000 лет назад в Китае.

    Лао Цзы

    Его имя в переводе с китайского «мудрый старец».

    Образ Лао Цзы — таинственный и загадочный — биографические данные отсутствуют.

    Легенда, дошедшая до нас, гласит, Лао Цзы был старше Конфуция.

    Как пишут историки, Лао Цзы и Конфуций встречались несколько раз.

    По преданиям Лао Цзы в возрасте 95 лет отправился в горы умирать.

    В дороге его остановил китайский охранник границы, который был ярым последователем Дао. Он попросил Лао Цзы, угрожая не пропустить через границу, написать о своем учении. Лао Цзы был вынужден согласиться и написал свой знаменитый трактат Дао ДЭ Цзин.

    Дао ДЭ Цзин состоит из 500 иероглифов. Само учение и название книги — это не научный труд и не произведение философии.

    Основная идея Дао — естественный порядок вещей без постороннего вмешательства.

    Кто не падает, тот не достигает успеха.

    Пишущая братия: журналисты, комментаторы при обзоре трудов Лао Цзы, допускают искажение первоначального смысла, каждый пишущий привносит нечто свое понимание.

    Труды Лао Цзы даже в нашем современном прагматическом мире через подтекст изложенного смысла своих стихов, дают нам ключ к восприятию и пониманию происходящих событий уже в наше время 21 века.

    Суть идеи даосизма — утверждение — все подчиняется Дао. Из Дао все вырастает и в Дао все возвращается.

    Прежде всего, ранние последователи и сам Лао Цзы призывали «назад к природе».

    Поэтому даже провозглашали идею уничтожения цивилизации со всякими обрядами и обычаями, ибо это следствие вмешательства в природу.

    Что такое Дао

    Википедия:

    В трактате Дао дэ цзин (IV-III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы.

    В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте.

    Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично.

    Его никто не создал, но все происходит от него.

    Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное.

    Дао дает начало, имя и форму всему на свете.

    Даже великое Небо следует Дао.

    Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни.

    Проявляется же Дао через свою эманацию - через дэ,

    и если Дао все порождает,

    то дэ все вскармливает.

    Трактат настаивает на неизреченности Дао, которое есть начало всех вещей.

    • недеяние,
    • безмолвие,
    • спокойствие,
    • умеренность и бесстрастие, которые даруют слияние с Дао.

    44 стих

    Знающий меру не узнает позора, умеющий вовремя остановиться,

    не попадет в беду,

    но сможет благодаря этому достичь,

    постоянного, вечного.

    58 стих

    Управление ненавязчивое и скрытое делает, делает людей безыскусно простыми. Управление явное

    и дотошное портит и калечит людей.

    Беды и несчастья- вот что приходит

    на смену благополучию.

    Удача и счастье- вот что рождается в беде.

    61 стих

    То, что делает державу великой — это

    способность развиваться и крепнуть. подобно течению реки, вбирающей в себя воды

    бесчисленных рек и ручейков. Земля, на

    которой мы живем -это пример мира и согласия.

    Земля — это огромная самка, которая всегда пребывает

    в покое и тем побеждает любого самца.

    64 стих

    Путь длиной в тысячу ли

    начинается у тебя под ногами.

    Тот, кто высчитывает, проиграет

    тот, кто старается удержать, потеряет.

    Вот почему мудрый

    освобождаясь от привычки определять

    и высчитывать, освобождается от неудач.

    переставая цепляться за старое, освобождается от потерь.

    Люди, имея множество дел. всегда стараются закончить их побыстрее, и

    потому терпят здесь неудачу.

    Кто одинаково принимает и конец,

    и начало, освобождается от неуспеха в делах.

    Дао — всеобщий Закон и Абсолют

    71 стих

    Мудрый не беспокоится ни о чем, поскольку он устал

    беспокоиться

    И потому он не страдает от несчастий

    и бед.

    75 стих

    Глядя на людей, можно подумать,

    что они все время голодны,

    поскольку превыше всего они стремятся к

    накоплению и умножению своих запасов. потому

    и не могут насытиться

    81 стих

    Подлинные речи не изящны

    Изящные речи не верны.

    Хороший человек не станет спорить, слова того.

    кто любит спорить — пустые

    слова

    Ведь только тот, кто не останавливается, ничего не теряет.»

    Даосизм

    На самом деле даосизм — религия, основа в которой путь движения вселенной.

    Человек — часть природы и вселенной.

    Дорогой друг!

    Я буду вам благодарен.

    С уважением Михаил Николаев

    Даоси́зм (кит. упр. 道教, пиньинь: dàojiào) - учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.

    История[править | править исходный текст]

    Основная статья: История даосизма

    Формирование даосизма[править | править исходный текст]

    Даосизм в стабильной религиозной организации сформировался только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в V - III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века.

    Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.

    Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди. Несколько более достоверным основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма - «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. Еще одним знаменитым текстом раннего даосизма является «Чжуан-цзы», автором которого является Чжуан Чжоу (369-286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение.

    В начале II века н. э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао-цзы и творец мира - Пань-гу.



    Первые даосские школы[править | править исходный текст]

    Оформление религиозного даосизма произошло во время поздней династии Хань: Чжан Даолин (34 - 156) основал в провинции Сычуань школу Пять Ковшей Риса (позже - Небесных Наставников 天师) и стал её первым патриархом. Во второй половине II века предпосылкой популярности даосизма стало Восстание Жёлтых повязок 184-204: Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию Ханьчжун (пров. Шэньси), примыкающую к горам провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в 215 и прекратило своё существование, тем не менее Цао Цао даровал наставнику привилегии и привлёк ко двору, отчего школа распространилась по широкой территории, в том числе на севере Китая. В эпоху Шести династий школа стала известна как Школа Небесных Наставников.

    Позднее появились другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма сыграли школы Маошань (она же Шанцин) и Линбао.

    В литературе (включая китайскую) нередко обсуждается возможность заимствований положений даосизма из индийской философии, или наоборот, перенесения даосизма в Индию и основание там буддизма. Указывается также сходство с китайской философией индийской концепции безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью брахманов. Этот вопрос неоднократно ставился в различных даосских школах. Однако детальное исследование отвергает гипотезу прямого заимствования.

    Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за пятьсот лет до его рождения. В своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, оттеснял её на периферию общественного сознания, где она только и могла сохраняться. Так случилось и с даосизмом. Хотя в даосском трактате «Чжуан-цзы» (IV-III вв. до н. э.) говорится о том, что жизнь и смерть - понятия относительные, акцент сделан на жизнь и то, как её следует организовать.

    Мистические идеалы в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет) и бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный. В этом его основное расхождение с большинством религий: стремление к бессмертию у даосов заменяет стремление к раю у последователей других верований.

    Формирование канона[править | править исходный текст]

    К V веку н. э. складывается даосский канон Дао цзан (Сокровищница Дао), включавший уже более 250 даосских текстов по образцу буддийского канона. Окончательно Дао цзан оформился в 1607 году, когда к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В современном виде Дао цзан представляет собрание из 1488 сочинений.

    Развитие даосизма[править | править исходный текст]

    Даосизм почти никогда не был официальной религией - скорее представлял собой движение народных масс, одиноких практиков и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма.[источник не указан 1021 день]

    Даосизм в дальнейшем разделился на два течения: школы Сунь Цзяня и Инь Вэня, с одной стороны и школа Чжуан Чжоу с другой.

    В эпоху Шести династий Школа Небесных Наставников распространилась по всему Китаю, однако другие школы приобретали популярность, и влияние Небесных Наставников ослабевало. Школа была расколота, появились также Северные Небесные Наставники а потом и Южные Небесные Наставники. Параллельно набирали силу школы Шанцин (делающая упор на визуализациях и контактом с небожителями) и Линбао (обращающая внимание на медитации, испытавшая влияние буддизма).

    Позднее, в танскую эпоху Школа Небесных Наставников была воссоздана как Школа Истинного Единого (Чжэнъи), получив особые императорские привилегии, в эпоху Сун школа Чжэнъи получила императорские привилегии и было признано её главенство над Шанцин и Линбао, а в 1304 году монгольские власти подтвердили статус школы, и заметно ослабевшие Шанцин и Линбао были поглощены и прекратили самостоятельное существование.

    Ван Чунъян (XII век) и его ученики основали школу Цюаньчжэнь монастырского даосизма, которая получила распространение преимущественно на севере Китая. Таким образом в послемонгольскую эпоху даосизм стал представляться двумя основными школами - Школа Истинного Единого на юге и Цюаньчжэнь на севере.

    Упадок даосизма в Цинскую эпоху[править | править исходный текст]

    Известно, что император Канси (1654-1722) был скептически настроен ко всякого рода суевериям и мистическим практикам. Это неудивительно, ведь он был маньчжуром и относился с безразличием к китайской философии. Так, во время одного из путешествий по югу Китая некий местный житель преподнёс ему трактат о достижении бессмертия посредством алхимии. Канси в ответ приказал швырнуть ему книгу обратно. Даосы даже самого высокого ранга также не состояли у императора в фаворитах.

    Даосизм в настоящее время[править | править исходный текст]

    На территории даосского храма Чан Чунь (Вечная Весна) в Ухане

    При Цинах даосы в очередной раз были обвинены китайскими ревнителями строгой классики в подрыве традиционных ценностей, результатом чего якобы и явилось завоевание страны «варварами». Эти ученые призывали отбросить даосизм и буддизм как окончательно скомпрометировавшие себя лжеучения и вернуться к собственным философским истокам, что в итоге выливается в литературно-общественное течение, получившее наименование хань сюэ, то есть «ханьская наука», под которой в данном случае подразумевалось классическое конфуцианство. Во время Тайпинского восстания (1850) даосские монастыри подвергаются разорению, которое вожди восставших объясняют необходимостью «борьбы с суевериями». Даосская литература изгоняется из библиотечных собраний с таким рвением, что к началу XX в. «Дао цзан» остается едва ли не в единственном экземпляре. Вплоть до Синьхайской революции (1911), да и позже ученые-традиционалисты не устают подвергать даосскую философию суровой критике как чрезмерно «созерцательную», парализующую волю к борьбе, подрывающую общественную нравственность и моральные устои государства. Эпохи терпимого и даже благожелательного отношения власти к даосскому умозрению сменялись периодами гонений вплоть до новейших времен. В 1960-е гг. практика преследования сторонников даосизма была возрождена деятелями «культурной революции». К концу 1970-х гг. эксцессы в отношении культурного наследия в основном прекратились, хотя относительная реабилитация даосизма и даосской философии (наряду с конфуцианством и буддизмом) началась только со времени официального провозглашения курса реформ (1978) Дэн Сяопина. На Тайване даосизм сохранил свое влияние и традиционные институты до наших дней. В КНР в настоящее время наиболее известным современным центром даосизма остается монастырь Байюньсы в Пекине. Философствование в даосском стиле в современном Китае продолжается, по традиции, преимущественно в эссеистической литературе и поэзии философского жанра.

    Всекитайская Ассоциация Даосизма

    Элементы учения[править | править исходный текст]

    Question book-4.svg

    В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

    Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.

    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

    Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV-III вв. до н. э.). В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао - своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

    Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

    Пути Дао присуща сила Дэ. Именно через силу У-вэй Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. У-вэй - означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния - принципа У-вэй. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.

    Нравственный идеал даосизма - это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

    Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Всё, например, пронизано единой энергией ци. Ребенок рождается от смешения изначального ци (юань ци) отца и матери; человек живёт, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Всё по-настоящему «великое» связано с запредельным, Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках. Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».

    Дао (道) - буквально «путь», в даосизме - бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой соответствует порядок всех вещей в мире.

    Дэ (德) - буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным

    У-вэй (無為) - буквально «недеяние» - понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать

    Пу - буквально «необработанный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, если проще, то простоту души, душу пу.

    Компоненты даосизма[править | править исходный текст]

    Даосская философия

    Три сокровища (даосизм)

    Книга Перемен, особенно почитаемая в конфуцианстве и даосизме

    Даосское учение о бессмертии, внешняя алхимия, внутренняя алхимия

    Даосская медитация

    Даосский пантеон

    Хуантинцзин - «Канон Жёлтого Двора»

    Шанцин - «Школа Высшей Чистоты»

    Видные фигуры в даосизме[править | править исходный текст]

    Хуан-ди - легендарный правитель Китая и мифический персонаж, считается основателем даосизма

    Лао-цзы - древнекитайский философ VI-V веков до н. э., один из основателей даосизма

    Чжан Даолин - основатель первой устойчивой даосской организации (Пять Ковшей Риса) в Ханьскую эпоху

    Гэ Сюань - легендарный даос, на сочинения которого опирается традиция Линбао

    Гэ Хун - китайский даосский учёный и алхимик, внучатый племянник Гэ Сюаня, написавший энциклопедический труд Баопу-цзы по внешней алхимии

    Гэ Чаофу - внучатый племянник Гэ Хуна, основатель школы Линбао

    Коу Цяньчжи - реформатор Школы Небесных Наставников, впервые добившийся провозглашения даосизма государственной религией

    Ян Си - даос, основатель школы Шанцин

    Тао Хунцин - даосский энциклопедист, укрепивший школу Шанцин

    Люй Дунбинь - легендарный патриарх, входит в Восемь Бессмертных

    Чэнь Туань - знаменитый даос с горы Уданшань, повлиявший на общественную мысль в Китае

    Ван Чунъян - основатель школы Цюаньчжэнь

    Чжан Саньфэн - даос с горы Уданшань, которого считают основателем нескольких систем гимнастики, в том числе Тайцзицюань

    Даосизм имеет продолжительную историю, насчитывающую более двух тысячелетий. Наряду с буддизмом и он входит в число трех важнейших учений Китая, основанных на духовных практиках древних жителей Поднебесной.

    Часто даосизм противопоставляют буддизму как религии и конфуцианству как философии, хотя в его догматах заложены и религиозные, и философские элементы. В чем же состоит смысл учения? И что вообще представляет собой даосизм?

    Что значит слово «даосизм»?

    Главной категорией китайской философии выступает Дао – безличностная сила или наивысшее состояние бытия, действие которого заметно всегда и везде. В буквальном смысле в переводе с китайского слово «дао» означает «путь» и указывает на принцип творения, отвечающий за происхождение всего живого. Именно от этого понятия и произошло учение даосизм, основоположником которого считается древний философ Лао-цзы.

    Первые философские трактаты даосизма возникли примерно в V столетии до нашей эры. Ядром, вокруг которого развилась доктрина, стало сочинение «Дао дэ цзин», трактующее Дао как единый порядок. В середине II столетия в Китае появилась первая даосская школа «Пять ковшей риса», а впоследствии по всей территории государства стали открываться учебные заведения, обучающие даосизму.

    Долгое время учение было одним из основополагающих в Китае, однако в середине XIX столетия подверглось гонениям и суровой критике. Возрождение даосизма началось только в 1960-х годах.


    На сегодняшний день он имеет большое влияние жизнь во многих регионах Китая и Тайваня, а также продолжает свои традиции в поэзии и прозаической литературе.

    Что такое даосизм?

    Под даосизмом понимают совокупность духовных практик, основанных на представлениях о священном пути к гармонии и благодати. Хотя его нельзя назвать , в Китае существует множество даосских монастырей и храмов, где проводятся пышные обряды и ритуалы, практикуются древние сакральные техники для совершенствования ума и тела.

    За пределами Китая даосизм известен во многом благодаря разделу альтернативной медицины «цигун», включающему в себя комплекс физических и дыхательных упражнений.

    В чем суть даосизма?

    Как говорилось выше, в основе даосизма лежит Дао – всеобщий Абсолют и Закон, первооснова бытия, которая непостижима для человеческих органов чувств, но царит вечно и повсеместно.


    Согласно даосскому учению, человек является вечной субстанцией, а его физическая оболочка – эдаким микрокосмом или результатом взаимодействия женского и мужского начал (Янь и Инь).

    Чтобы обрести гармонию и счастье, каждый человек должен встать на путь Дао, постараться познать его и соединиться с ним воедино. Представители даосизма полагают, что, будучи микрокосмом, человек является вечным, как и Вселенная (макрокосм), а его смерть – это всего лишь отделение духа от физической оболочки и растворение в макрокосме.

    Силу, которая дается людям на пути Дао, даосисты называют Дэ, а понимание того, когда нужно действовать в той или иной ситуации либо пребывать в бездействии, именуют У-вэй, то есть созерцательной пассивностью. Считается, что любой поступок, который противоречит Дао, является напрасным расходованием энергии и сил.

    Если попытаться охарактеризовать даосизм несколькими словами, то его суть заключается в созерцательном отношении к жизни. По словам сторонников учения, наслаждения достигает не тот человек, который совершает хорошие поступки, а тот, который путем медитации прислушивается к себе и постигает мироздание.

    Три сокровища в даосизме

    Последователи учения Лао-цзы различают три основных добродетели, три сокровища, которые нужно защищать и всячески «вскармливать» в себе.


    Первое – это ци (любовь, сострадание), то есть сила, заставляющая сильнее биться сердце и быстрее двигаться кровь.

    Второе – цзянь (умеренность, бережливость), или энергия, отвечающая за внешний облик людей. От нее зависит, будет ли человек худым либо толстым, с зелеными или карими глазами и т. д.

    Третье сокровище – шэнь (душа), дающее людям разум и делающее их существами, которые способны самосовершенствоваться.