Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Ночь в тропиках. Изложение «Поговорим о бабушках»

    Ночь в тропиках. Изложение
«Поговорим о бабушках»

    Контрольная работа № 7. Контрольный диктант по теме «Частица»

    Цель работы - проверить усвоение правопи-сания частиц, местоимений, наречий, а также правил пунктуации в сложном предложении, предложениях с причастными и деепричастными оборотами, с одно-родными членами. Тропики. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как изотверстий какого-то озаренного светом храма, сверкают мил-лионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звезды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно иг-рающая, что-то будто говорящая на непонятном языке карти-на неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночнымвоздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Все хочется до-искаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выхо-дит из этих таинственных*, непонятных речей. И уйдешь, не объяснив ничего, но уйдешь в каком-то чаду раздумья... Но как ни привыкнешь к красотам тропиков*, невольно устремляешься мыслями к далекой родине. (По И. Гонча- рову) Примечание. Звездочкой (*) обозначены запятые, которые можно подсказать ученикам во время проведения работы.Контрольная работа № 8. Итоговая тестовая работа по всему курсу русского языка в 7 классе. I . Речь 1. Найдите ошибку в характеристике текста. Развивая мысль, автор текста движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы называется микротемой. Микротема обычно развивается в нескольких предложениях. Эти предложения объединяются в абзац.

    1. Стиль речи - научный.
    2. Тип речи - рассуждение-объяснение, 3. Способ связи предложений - параллельный. 4. Средства связи - лексический повтор, местоимение. 12342. Определите, в каком порядке нужно располо- жить предложения, чтобы они составили текст. 1) Тематическое предложение обычно помещается в на-чале абзаца. 2) Остальные предложения содержат примеры, доказа-тельства, объяснения. 3)Оно как бы предупреждает читателя, о чем пойдет речь в дальнейшем, и помогает ему следить за мыслью автора. 4) Абзац состоит из тематического предложения и пред-ложений, в которых высказанная мысль уточняется и раз-вивается. А. 1,3, 2,4; Б. 4, 2,1,3; В. 1,2,4,3; Г. 4,1,3, 2. АБВГ3. Найдите ошибку в стилистическом разборе фраг- мента текста. Над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами. Такие звезды бывают только осенью. 1. Стиль речи - художественный. 2. Плыло небо - метафора. 3. Яркие иглистые (звезды) - эпитеты. 4. Темное - слово употреблено в переносном значении. 1234II . Язык 4. Укажите действительное причастие. 1) отнятая игрушка 2) посаженные деревья 3) о движущемся предмете 4) видимый глазом 12345. Найдите неверное утверждение. 1) Словосочетание типа «прич . + сущ.» является прича-стным оборотом. 2) Правописание суффиксов причастий прошедшего вре-мени не определяется спряжением глаголов. 3) Причастие как особая форма глагола изменяется по лицам. 4) Синтаксическая роль полных и кратких причастий различна. 12346. В каких предложениях выделенные слова наречия? 1) Вблизи вырыли пруд. 2) Навстречу автобусу мчался мотоциклист. 3) Вблизи дома росла сосна. 4) Говорить пришлось (в) пустую. 5) Навстречу дул порывистый ветер. 6) Гости вошли (в) пустую комнату. 7) Мы долго ходили вокруг озера. 8) Вокруг расстилались поля. 123456787. В каких предложениях выделенные слова союзы? 1) Вслед за другими мы то (же) пошли по дороге. 2) Ничто не изменилось: так (же) светило яркое солнце, так (же) шелестели листья. 3) Наш новый знакомый так (же) оказался веселым че-ловеком. 4) За (то) как дружно мы жили! 5) Это было то (же) здание, которое мы видели вчера. 123458. В каких предложениях выделенные слова пред- логи? 1) (В) следствие усталости путники вынуждены были сделать большой привал. 2) (В) виду болезни пришлось отложить все намеченные дела. 3) (В) следствие вмешалась городская прокуратура. 4) Работа завершена (в) течение месяца. 12349. Укажите, какой частью речи является слово что в данном предложении. Что, дремучий лес, призадумался? (А Кольцов) 1) местоимение 2) наречие 3) частица 4) союз 123410. Укажите, в каком примере слово едва является союзом. 1) Алексей едва мог вспомнить, что случилось минуту назад. 2) Едва ли я могу помочь вам. 3) Едва Владимир выехал в поле, поднялся ветер. 4) Он шел, едва волоча ноги. 123411. Найдите верно построенное предложение. 1)Прочитав повесть «Дубровский», мною овладела жа-лость к главному герою. 2) Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разго-варивать. 3) Загримированный актер ждал своего выхода. 4) Изумительно красив был возвышающий холм, уто-пающий в зелени. 123412. Укажите, состав каких слов соответствует схе ме: 1) горелый 2) спелый 3) линялый 4) беглый 5) светлый 6) умелый 12345613. Укажите признаки причастий, соответствую- щих модели: 1) страдательное 2) действительное 3)возвратное 4) совершенного вида 5) несовершенного вида 6) в форме ед. ч. дат. п. 7) в форме мн. ч. тв. п. 123456714. Укажите слово, пропущенное в словообразова-тельной цепочке: один - ... - одиночка 15. Укажите, какие наречия образованы приставочно-суффиксальным способом. 1) назавтра 2)досуха 3) по-русски 4) издалека 5) роскошно 6)немного 12345616. Подчеркните ошибки в характеристике звуков. [а] - гласный, безударный [в"] - согласная, звонкая, мягкая - согласный, глухой, твердый [щ"] - согласный, глухой, мягкий17. Укажите слова с правильно поставленным уда- рением. 1)балова ться 2) на чата 3)со здав 4) повтори т 5) дефи с 6)до низу 12345618. Укажите слова с ошибками в обозначении про изношения.
    1. ску[ч’]но ч[а]стица се[в]одня к сож[а]лению наро[ш]но да (еда)
    12345619. На месте каких цифр пишется и? Я тебе н 1 ..чего н 2 .. скажу, И тебя н 3 .. встревожу н 4 ..чуть, И о том, что я молча твержу, Н 5 .. решусь н 6 .. за что намекнуть. 1 2345620. В каких случаях не пишется раздельно? 1) Отвечать (не) волнуясь 2) (Не) просохшая после дождя земля 3) (Не) хорошо говорить 4) (Не) враг он мне 5) (Не) хоженые тропы 6) (Не) интересный человек 7) (Не) надо обижаться 8) (Не) мог идти 9) Письмо (не) написано 12345678921. Где пишется буква я? 1) подстрел..нный воробей 2) просе..нное зерно 3) промасл..нная бумага 4) растя..вший снег 5)засе..нное поле 6) плам..нный привет 7) осме..нный лжец 123456722. Отметьте случаи слитного написания. 1) (За) тем лесом озеро. 2) (По) тому не делаю, что не могу. 3) Сначала ты иди, (за) тем я. 4) Встань (на) конец доски. 5) Иди (по) тому мостику. 6) (На) конец занавес поднялся. 7) Самолет круто взмыл (в) верх. 123456723. В каких случаях следует писать одну букву н? 1) стекля..ая дверь 2) разброса..ые вещи 3) глиня..ая кружка 4) дли..а отрезка 5) комари..ый писк 6) связь была прерва..а 7) ю..ое поколение 8) авиацио..ый завод 1234567824. Какие слова пишутся через дефис? 1) строго (настрого) 2) (пол) лимона 3) северо (восточный) 4) ярко (голубой) 5) (по) прежнему дружить 6) хлопчато (бумажный) 7) где (то) вдали 8) (пол) страны 9) суффиксально (приставочный) КИМы взяты из книги: Львов В.В. Поурочное планирование. К учебникам под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2004

    Литература для учителя:

    Для учителя:

      Поурочные разработки по русскому языку. К учебнику М.М.Разумовской» Русский язык. 7 класс» М.: Дрофа.

      Журнал Русский язык и литература для школьников»

      Журнал «Русский язык в школе»

      Русский язык. Тесты для текущего и обобщающего контроля. Н. В. Ромашина. Волгоград. Учитель. 2008год

      Диктанты и изложения. Л. Н. Ситникова. Волгоград. Учитель. 2007 г.

      Фраза. Обучающая программа-тренажер по русскому языку. «Новый диск». 2006.

      Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия. 000 «Кирилл и Мефодий»,2007.

      Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение,2007. -230с.; Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. –М.: Высшая школа, 1993. -335с.; Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000. -278с.; Львов В.В. Поурочное планирование: К учебникам русского языка 5-9- классы под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2004 Обучение русскому языку в 7 классе. Методические рекомендации к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2002. -93с.; Примерная программа по русскому языку основного общего образования для образовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/Сост.: Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007 Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 класс». – М.: Дрофа, 2005. -160с.; Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М.: Международные отношения, 1994. –с.559.; Уроки русского языка в 7 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)./Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.

    Литература для учащихся:

    1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995. -383с.; Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.; Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991. 240с.; Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998. -300с.; Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997. -340с.; Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000. Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994. -107с.; Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург.: Литера, 2006. -60с.;
    2. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998, 701с.;

      Компьютерный диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.

    1.Я углубился в виноградную аллею которая вела в грот.
    2.Днем на солнце, а ночью доходило до семи градусов мороза.
    3.Ветер гонит облако с дождями,листья перевертывает скопом.
    4.Неожиданно кончился лес и, распахнувшись для дальнего синего неба,ударила в глаза росистая яркость лугов.
    5.Если хочешь быть счастливым,будь им.
    6. Олеся опустила веки и со слабой улыбкой покачала головой.
    СРОЧНО!ПОМОГИТЕ НАЙТИ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ...!

    Пожалуйста помогите!

    Прочитайтк текст,озаглавьте его.Определите роль прилагательных.В каком значении употребляется в данном тексте слово ряд?
    Исторические улицы Москвы складывались в определённом порядке.Твёрдо соблюдалось правило торговли в специально отведённых для этого рядах.
    ИспокОн веков существовали в столице такие торговые ряды,как ИкОнный,Котельный,Шапочный,Масляный,Лапотный,Красильный,Золотой,Серебряный,Сапожный,Яблочный и др.
    От названий бывших рядов в центре Москвы остались названия переулков:ВЕтошный,Рыбный и т.п
    ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ НУЖНО!!

    прошу пожалуйста помогите: (1)Меня

    прошу пожалуйста помогите:
    (1)Меня ждали шестнадцать лет... (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.

    (5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (6)А гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо.

    (8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.


    (10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил!

    (12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.


    (13)Какая диковинная память, а! –
    радостно говорит он. –
    (14)Всё помнит, будто вчера читал... (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!

    (16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.

    (17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:


    (18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в
    огне не сгорит и в воде не утонет!

    (22)Вот до чего доводит любовь!

    (23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют.
    (24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги? (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы.

    (29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!

    (32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.


    (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! –
    воскликнул отец.


    (36)3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, –
    заключила мама. –
    (37)Мы очень рады.

    (38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?..

    (По А. Алексину)*

    * Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) –
    писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на
    кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л.С. Сухорукова: «Наша речь –
    важнейшая часть
    не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Иногда мне казалось, что ее тяготит и стесняет мое общество, но это предположение плохо вязалось с громадным инте-
    ресом, возбуждаемым в ней всего несколько дней тому назад каждым моим замечанием, каждой фразой.
    (А. Куприн)
    З а д а н и я
    1. Выпишите из текста наречия и составьте с ними словосочетания.
    2. Укажите разряды наречий.
    3. Запишите, от какого слова и как образовано наречие.
    Контрольная работа № 5. Контрольный диктант с грамматико-орфоэпическими заданиями.
    Ц е л ь д и к т а н т а - подвести итоги изучения темы «Наречие» и одновременно проверить усвоение ранее изученного материала:
    орфограмм корня, правописания окончаний слов, правил постановки знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с
    причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.
    Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.
    Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблем.
    Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века. О великих открытиях русских
    мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич
    Чуковский.
    Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы
    уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько-нибудь неверное движение
    грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждет тебя впереди.
    Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но все-таки тысячи миль оставались позади, волны по-
    прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий...
    Впоследствии, с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.
    З а д а н и я
    1. Озаглавьте текст.
    2. Выпишите пять словосочетаний с наречиями, укажите разряд каждого наречия, подчеркните наречия как члены
    предложения, разберите одно наречие по составу.
    3. Сделайте орфоэпический разбор наречия (по выбору)
    Контрольная работа № 6. Контрольный диктант.
    Ц е л ь р а б о т ы - проверить усвоение правописания наречий, предлогов, союзов, местоимений, н-нн в суффиксах, а также усвоение
    правил постановки знаков препинания в сложном предложении, в синтаксических конструкциях с однородными членами, с причастным и
    деепричастным оборотом.
    Воронов шел один по ярко освещенной улице, и это одиночество удивляло и пугало его.
    Он поглядывал на витрины, но ничего в них не различал вследствие непонятной тревоги, охватившей его. Потом ус-
    лышал далекие шаги. Чьи-то каблуки мерно стучали по тротуару. Издалека навстречу шел человек. Воронову показа-
    лось, что, увидев его, человек замедлил шаг. Сам не зная почему, Воронов тоже пошел медленнее. Человек опустил в
    карман правую руку. Воронов автоматически сделал то же самое...
    Человек шел теперь совсем медленно... Нервы Воронова в течение всего этого времени были напряжены до крайнос-
    ти... Когда их разделяло всего несколько шагов, человек неожиданно спрыгнул на мостовую, пересек ее и быстро пошел
    прочь по противоположной стороне улицы. Воронов с облегчением посмотрел ему вслед и невольно рассмеялся...
    Никто ни на кого не собирался нападать. Но оба боялись... (А. Чаковский)
    Д о п о л н и т е л ь н ы е з а д а н и я
    1. Найдите три наречия разных разрядов. Выпишите их в составе словосочетаний, укажите разряд наречия, его
    морфемный состав, а также каким членом предложения оно является.
    2. Подберите проверочное слово к любому причастию с орфограммой в корне.
    3. Во втором абзаце найдите противительный союз, сделайте его морфологический разбор. Каким синонимичным союзом
    он может быть заменен в данном контексте?
    4. Сделайте орфоэпический разбор слова (с) облегчением.
    П р и м е ч а н и е. Учащиеся должны прийти к выводу, что слово произносится так: обле[хч"]ением. Произношение
    обле[кч"]ением не соответствует норме.

    Контрольная работа № 7. Контрольный диктант по теме «Частица»
    Ц е л ь р а б о т ы - проверить усвоение правописания частиц, местоимений, наречий, а также правил пунктуации в сложном предложении,
    предложениях с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.
    Тропики. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как
    изотверстий какого-то озаренного светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают
    звезды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая, что-то будто говорящая на непонятном
    языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночнымвоздухом, а простоишь в
    онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Все хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой
    смысл выходит из этих таинственных*, непонятных речей. И уйдешь, не объяснив ничего, но уйдешь в каком-то чаду
    раздумья...
    Но как ни привыкнешь к красотам тропиков*, невольно устремляешься мыслями к далекой родине. (По И. Гонча-
    рову)
    П р и м е ч а н и е. Звездочкой (*) обозначены запятые, которые можно подсказать ученикам во время проведения работы.
    Контрольная работа № 8. Итоговая тестовая работа по всему курсу русского языка в 7 классе.
    I. Речь
    1. Найдите ошибку в характеристике текста.


    Предварительный просмотр:

    Материалы к итоговой аттестации по русскому языку. 7 класс(трад.)

    Нулевой срез.

    Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

    Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой.

    Диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе».

    Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, у этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.

    Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

    Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.

    А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной.

    Тест по теме «Причастие».

    1. Укажите правильный ответ:

    Причастие-особая форма глагола, которая имеет признаки:

    а) глагола; б) наречия и глагола; в) прилагательного; г) глагола и прилагательного.

    2. Укажите глагольные признаки, которые имеет причастие:

    а) время(настоящее и прошедшее); б) время (будущее); в) вид; г) возвратность.

    3 . Укажите предложение (предложения) с причастным оборотом(знаки не расставлены):

    А) Чуть слышится ручей бегущий в сень дубравы. Б) Взволновавшая меня мелодия доносилась с правого берега. В) Летящая стрела поразила противника. Г) Обработанная земля дала хороший урожай.

    4. Укажите предложение, в котором нужно выделить запятыми причастный оборот(знаки не расставлены):

    А) Тянувшийся позади дома сад выходил за село.

    Б) Сад тянувшийся позади дома выходил за село.

    В) За село выходил тянувшийся позади дома сад.

    5. Укажите предложение, в котором нужно выделить запятыми причастный оборот (знаки не расставлены):

    А) Дорога освещенная бледной луной выглядела таинственной.

    Б) Освещенная бледной луной дорога выглядела таинственной.

    6. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

    А) Тишина прерывалась звуками, доносившимися издали.

    Б) Доносившиеся издали звуки, прерывали утреннюю тишину.

    В) На тропинке, согреваемой солнцем, быстро таял снег.

    7. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

    А) Припудренные утренним инеем деревья радовали глаз.

    Б) В саду стояли припудренные утренним инеем деревья.

    В) Деревья припудренные инеем, радовали глаз.

    8. Укажите словосочетание, в котором есть действительное причастие:

    а) гонимый осенним ветром; б) цветущие поздней осенью; в) колеблемые ветром.

    9.Укажите словосочетание, в котором есть страдательное причастие:

    а) любимый учениками предмет; б) исследующий почву ученый; в) пишущий историю.

    10. Укажите номера слов, которые являются краткими причастиями:

    (1) Освещенная солнцем поляна. Поляна была (2) освещена солнцем. Поверхность земли была (3)изрыта тракторами. Цветы, (4)залитые полуденным солнцем, источали сладкий аромат. Цветы, (5)издававшие сладкий аромат, были (6)залиты ярким полуденным солнцем.

    11. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Н:

    а) письмо отправле..о; освеще..ый зал; дерево повале..о.

    б) заколдова..ый лес; моче..ые яблоки; жаре..ые грибы.

    в) пече..ый картофель; хлеб убра..; пута..ые нитки.

    12. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НН:

    а) рассея..ый человек; рассея..о ветром; спута..ые волосы.

    б) ране..ый пулей солдат; выстрое..ая школа; сожже..ое письмо.

    Контрольная работа по теме «Правописание причастий». Вариант 1.

    1. Укажите слова, пишущиеся с Н:

    а) завороже..ый; б) завороже..; в) застое..ый.

    2. Укажите слова, пишущиеся с НН:

    а)жаре..ый картофель; б) жаре..ый во фритюре картофель; в) картофель пожаре..

    3. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Н:

    а) письмо отправле..о; освеще..ый зал; дерево повале..о;

    б) заколдова..ый лес; моче..ые яблоки; жаре..ые грибы;

    в) печ..ый картофель; хлеб убра..; пута..ые нитки.

    4. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НН:

    а) рассея..ый человек; рассея..о ветром; спута..ые волосы;

    б) ране..ый пулей солдат; выстрое..ая школа; сожже..ое письмо;

    в) грибы собра..ы; дорожки подмете..ы; слома..ая вещь.

    5. Выпишите сначала номера слов, пишущихся с Н, затем с НН:

    (1)плете..ая корзина; (2) плете..ая из веток корзина;(3) сплете..ая корзина; (4) груже..ые баржи; (5)стари..ый глобус; (6) серебря..ое кольцо; (7) изране..ый человек; (8) ране..ый человек; (9) рва..ое

    пальто; (10) разорва..ое пальто; (11) варе..ая рыба; (12) сваре..ая рыба; (13) варе..ая в (14) соле..ой воде рыба.

    6. Закончите предложения:

    А) НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть …….

    Б) НЕ с краткими причастиями пишется …..

    7. Укажите слово (или слова) , которые пишутся с НЕ раздельно:

    а)(не)годующий; б) (не) написанная еще книга; в) (не) полученная посылка.

    8. Укажите слово (или слова), которые пишутся с НЕ слитно:

    а) дом (не) отремонтирован; б) (не) отремонтированный еще дом; в) (не) отремонтированный дом.

    9. Укажите номера слов, пишущихся с НЕ слитно:

    (1) (не) кошеная трава; (2) никем (не) кошенная трава; (3) (не) скошенная трава; (4) трава (не) скошена; (5) (не)доумевающий взгляд; (6) никем (не) рассказанная история; (7) (не) законченная рукопись;

    (8) (не) завершенная в срок работа; (9) хата (не) выбелена; (10) окно (не) вымыто.

    Контрольная работа по теме «Правописание причастий». Вариант 2.

    1. Укажите слова с Н: а) ране..ый; б) украше..ый; в) белье высуше..о.

    2. Укажите слова с НН: а) взбудораже..ый; б) украше..о цветами; в) украше..ый цветами.

    3. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Н: а) моще..ая дорога;

    Моще..ая булыжником дорога; прерва..ый разговор; б) плете..ая корзина; суше..ые фрукты; моче..ые яблоки; в) плете..ая из веток корзина; суше..ые на солнце фрукты; моче..ые в бочке яблоки.

    4. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НН: а) цветы сорва..ы; дети расстрое..ы; расстрое..ый

    ребенок; б) нарисова..ый; приобрете..ый; ухоже..ый; в) дом сожже.. врагами; сожже..ый дом; обрече..ый.

    5. Выпишите сначала номера слов, пишущихся с Н, затем с НН: (1) вываля..ый в снегу; (2) испеч..ый

    в печи; (3) пече..ый пирог; (4) пече..ые бабушкой пирожки; (5) заряже..ая винтовка; (6) деревя..ый дом;

    (7) улицы застрое..ы домами; (8) сбереже..ые деньги; (9) увиде..ый впервые; (10) он озадаче..; (11) ва-

    ре..ое мясо; (12) сваре..ое мясо; (13) краше..ая скамейка; (14) краше..ая в зеленый цвет скамейка.

    6. НЕ с краткими причастиями: а) всегда пишется слитно; б) пишется всегда раздельно; в) может

    быть написано и слитно, и раздельно.

    7. Укажите слово (или слова), которые пишутся с НЕ слитно: а) (не)доумевающий; б) (не)разгаданная тайна; в) никем (не)разгаданная тайна.

    8. Укажите причастия, которые пишутся с НЕ слитно: а) окно (не) вымыто; б) (не) замеченная учителем ошибка; в) (не) замеченная ошибка.

    9. Укажите номера слов, пишущихся с НЕ раздельно: (1) (не) дочитанный роман; (2) (не) дочитанный мной роман; (3) урок (не) доучен; (4) (не) окрепший после болезни дедушка; (5) (не) годующий человек;

    (6) (не) замерзший пруд; (7) (не) замерзший к утру пруд; (8) (не) окрепший после болезни; (9) в доме еще (не) прибрано; (10) еще (не) украшенная елка.

    Диктант по теме «Деепричастие».

    Покончив за полдня с делами в мотострелковой части, Третьяков отыскал в лесу какую-то воронку, заполненную водой. Сняв темно-бурую от пыли и пота пилотку, он стал на колени. Клок белого облака скользил по зеркалу воды, и в нем Третьяков увидел себя. Не сам он, а кто-то черный, как цыган, незнакомый глядел на него. щеки от пыли, набившейся в отросшую щетину, были неопределенного темного цвета; запавшие глаза обвело черным… Третьяков отогнал к краю упавшие на воду съежившиеся листья и водяного жука, скакавшего невесомо на тонких паучьих ногах. Вода, как на торфянике, выглядела коричневой, но когда он зачерпнул ее в ладонь, оказалась прозрачна и холодна. Давно он так не умывался, даже гимнастерку стянул с плеч.

    Теперь Третьяков чувствовал себя чистым, освеженным.

    Синело небо, не было слышно ничьих шагов, и лишь издали едва рокотал неумолкающий гул канонады.

    Наречие.

    Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немного жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на упругий песчаный берег, неподалеку от небольшой полянки. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела. От земли поднялся туман. На его седом фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности среди никем не нарушаемой тишины чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени.

    Внезапно мой слух поражается странными звуками, так что я невольно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым звуком.

    «Это журавлиные стаи начали свою утреннюю перекличку»,--шепотом говорит мне мой спутник.

    Стихло. Все вновь погружается в ничем не возмутимую тишину.

    Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.

    Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблем.

    Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века. О великих открытиях русских мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич Чуковский.

    Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько-нибудь неверное движение грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждет тебя впереди. .

    Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но все-таки тысячи миль оставались позади, волны по-прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий…

    Впоследствии с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.

    Служебные части речи.

    Тест по теме «Служебные части речи (союз, частица). 7класс. Вариант 1.

    1. Укажите среди данных примеров сочинительный союз.

    1) потому что; 2) также; 3) же; 4) так как.

    (Не) смотря на (не)ожиданно ударившие в марте морозы, н.. яблони, н.. сливы у нас (не) пострадали.

    1) НЕ СМОТРЯ –деепричастие с НЕ пишется раздельно.

    2) НИ яблони, НИ сливы-соединительный союз ни-ни при однородных членах.

    3) НЕОЖИДАННО -наречие с приставкой НЕ, без НЕ не употребляется.

    4) Не пострадали-частица НЕ пишется с глаголом отдельно.

    4. В каких предложениях зато

    1)Я спрятался (за) то дерево, что росло у дороги. 2)Морозило сильнее, (за) то было тихо. 3) Научить себя работать со справочной литературой трудно, (за) то полезно. 4) (За) то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового.

    5. Выпишите номера предложений, в которых союз И связывает простые предложения в составе сложного (знаки препинания не расставлены).

    1) Свет падал на кусты сирени, и в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 2) Если свет падал на кусты сирени, в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 3) Когда свет падал на кусты сирени. В чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 4) В чашечках цветов сирени дрожали капельки росы, потому что свет падал на ее кусты.

    1) что бы-чтобы; 2) то же--тоже.

    А видел ли слона?

    Да разве там он?

    Там.

    –Ну, братец, виноват:

    Слона –то я и не приметил.

    9. Пишется через дефис: 1) лишь(бы) ; 2) все(таки); 3) что(же); 4) вряд(ли).

    10. Заполните таблицу:

    Тест по теме «Служебные части речи(союз, частица). 7класс. Вариант 2.

    1. Укажите среди данных примеров подчинительный союз.

    1) ни-ни; 2) также; 3) же; 4) так как.

    2. К служебным частям речи относится: 1) междометие; 2) местоимение; 3) наречие; 4) частица.

    3. Укажите ошибку в объяснении написания слова. (Не) смотря на усталость, мы н.. могли н.. восхищаться (не) превзойденными шедеврами живописи, и (н..) кто н.. проронил (н..) звука за время экскурсии.

    1) НЕСМОТРЯ НА – производный предлог, пишется с НЕ слитно.

    2) НИ могли НИ восхищаться-соединительный союз ни-ни.

    3) НЕПРЕВЗОЙДЕННЫМИ-прилагательное, без НЕ не употребляется.

    4) НИКТО-приставка НИ в отрицательном местоимении в безударном положении.

    4. В каких предложениях зато является союзом и пишется слитно?

    1) Не (за) то волка бьют, что сер, а (за) то, что овцу съел. 2) Его прозвали Знайкой (за) то, что он много знал.3) Все умолкли, (за) то громче затрещали, разгораясь, ветки. 4) Незнакомец был невысок ростом, (за) то плечист.

    5. Выпишите номера предложений, в которых союз И связывает однородные члены (знаки препинания не расставлены).

    1) Вечерело и мы заторопились домой. 2) Я бродил подолгу и видел много примет осени. 3) Снежинка мне на нос упала и сразу растаяла вдруг. 4) Догорает костер разложенный в снегу и последний дымок его стелется низко. 5) Ветер разогнал тучи и к утру лужи затянул тонкий ледок. 6) Белая пена сверкает и кипит буграми и с грохотом бьет в громадный черный утес.

    6. Выпишите союзы в две колонки: сочинительные и подчинительные. Выполните морфологический разбор двух союзов (1 соч. и 1 подч.)

    1) Свет падал на кусты сирени, и в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 2) Если свет падал на кусты сирени, в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 3) Когда свет падал на кусты сирени, в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 4) В чашечках цветов сирени дрожали капельки росы, потому что свет падал на ее кусты.

    7. Запишите предложения с парами слов: 1) что бы-чтобы; 2) так же-также.

    8. Выписать частицы, определить их разряд.

    А видел ли слона?

    Да разве там он?

    Там.

    –Ну, братец, виноват:

    Слона –то я и не приметил.

    9. Пишется через дефис: 1) как(бы) ; 2) (как)будто; 3) что(ли); 4) дай(ка).

    10. Заполните таблицу:

    11. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написание частиц НЕ и НИ.

    1) Вокруг нет (н..) души. 2) Н..льзя (н..) поражат..ся кр..соте окружающ..й вас мес..ности. 3) Чего только (н..) увидишь в горах! 4) Идеш.. и идеш.., пока (н..) устанеш.. 5) (Н..) одной птиц.. (н..) слышно было в чащах. 6) Мы долго (н..) могли сказать (н..) слова. 7) Как (н..) любить стари..ых русских городов! 8)Сколько (н..) броди по берегам Волги, это никогда (н..) наскучит.

    Итоговый диктант.

    Тропики.. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то озаренного светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звезды у вас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Все хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных непонятных речей. И уйдешь, не объяснив ничего, но уйдешь в каком-то чаду раздумья…

    Но как ни привыкнешь к краостам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далекой родине.