Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Народные костюмы от мастериц Екатеринбурга (фото). Презентация "народный костюм челябинской области" Национальные костюмы народов урала презентация

    Народные костюмы от мастериц Екатеринбурга (фото). Презентация

    Народный костюм Челябинской области

    учитель начальных классов МОУ СОШ №2 г.Юрюзань


    Народный костюм Челябинской области

    • На территории Челябинской области в настоящее время проживают представители более чем 120 национальностей. Большинство населения является русским - 82.31%, остальные-17.69% образуют следующие этнические группы: татары- 5.69%, башкиры - 4.62%, украинцы - 2.14%, казахи-1.01%, белорусы - 0.56%, мордва - 0.50% , 3,67% - представители других национальностей.


    Женский русский народный костюм

    1. Венец

    2. Гуски

    3. Рубаха

    4. Душегрея

    5. Сарафан



    Праздничный девичий костюм

    Передник

    («запон», « занавеска », «нагрудник».)- одежда защищающая перёд платья от загрязнения


    Костюм замужней женщины

    Навершник - верхняя наплечная одежда, как правило из домотканой шерстяной ткани, сшитой по типу укороченной рубахи


    Северо-русский женский костюм

    Сарафан - женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемая поверх рубашки с длинными рукавами


    Летний девичий костюм

    Душегрея («епанечка», «коротены») - короткая женская тёплая на лямочках кофта, обычно без рукавов, похожа на маленький сарафанчик со сборками по талии

    Телогрея – старинная русская женская распашная, верхняя одежда, длинная, обычно с откидными рукавами


    Мужской крестьянский костюм

    Порты – штаны

    Косоворотка – мужская рубашка со стоячим воротом, застёгивающимся сбоку


    Традиционная зимняя одежда

    Полушубок –короткая, до колен овчинная шуба

    Тулуп – долгополая меховая шуба, полы которой заходят одна за другую, подвязывался ярким поясом


    • Женская рубаха была более украшена. Верхняя одежда была распашной со сплошной приталенной спинкой. К ней относился камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался, поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат, однотонный или полосатый, он подпоясывался кушаком. В холодное время носили стеганные на вате или меховые бешметы, шубы. В дорогу надевали прямоспинный меховой тулуп с кушаком или чекмень такого же кроя, но суконный.

    • Мордовский национальный женский костюм тоже происходит от рубахи (панар). Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке. Швы располагались посередине груди, спины и по бокам. Мокшанский панар состоял из одного перегнутого поперек полотнища и двух более коротких, подшитых с боков по продольной нитке. Вышивка располагалась по швам. В ней преобладали красные, черные, синие тона с вкраплением зеленого и желтого.
    • Культура мордовского народа богата и своеобразна. Частью этой многогранной культуры является вышивка, получившая широкое распространение у мордвы. Именно вышивка придаёт народной одежде неповторимый колорит и красочность.

    Казахский костюм

    Головные уборы являются обязательной и неотъемлемой частью казахского национального костюма, которые отличаются разными видами, своеобразием и самобытностью.

    Любые головные уборы являлись своеобразным мерилом обеспеченности их обладателей.

    Казахи нашей области используют в качестве головного убора платки – жаулык.

    Казахи разных родов подвязывают жаулык по-разному, хотя можно наблюдать, что казахи разных родов, проживающих на одной территории, могут подвязывать платки одинаково.


    Башкирский костюм»

    Так как башкиры были скотоводами – кочевниками, то основной материал для одежды был мех, овчина, кожи, домашней выделки сукно, ткани из растительных волокон. Как и кочевники, они любили шелк и бархат. Украшению одежды уделялось большое внимание. Это вышивка, ткачество с рисунком, аппликация. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым, желтым

    • В Башкирии и Челябинской области на праздники одевают и мужчины и женщины ситык белым, красным, черным цветом с ярким орнаментом сверху. Меховые женские и мужские шапки относятся к повседневной и праздничной одежде, которая у женщин могла украшаться монетами (колпак).

    Женщина должна быть одета: чулки, черные ситык, платье (кульмэк) до пят с длинными рукавами и закрытой горловиной. Камзол, расшитый монетами обязательно зеленого цвета, сверху камзола – расшитый монетами нагрудник.

    На голове платок (яулык), закрывающий лоб и волосы, либо колпак в виде шапочки. Сверху платок, одетый как палантин. Два верхних уголка завязаны на подбородке. Бабушки (эбиляр) могут одевать вторым платком кушяулык (большой платок с крупными цветами типа шали ). Некоторые бабушки одевают – вышитую тюбетейку, а сверху платок, завязанный как палантин.


    Другой неотъемлемой частью традиционного украинского костюма (причем как женского, так и мужского) является пояс. Пояс в мифологическом сознании восточных славян играл роль оберега, защиты человеческого тела.

    Отличительная особенность украинской женской рубахи – богатая вышивка не только по груди и по рукавам, но и по подолу .


    • Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде, состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки. В женский костюм мог входить гарсет (жилет), богато украшенный многочисленными вышивками и декоративными нашивками. В женском комплексе одежды пояс имел такое же значение, как и в мужском. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка – одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.

    Традиционная русская одежда на Урале*

    Женский костюм

    Основным типом женской одежды на Урале являлся комплекс с сарафаном. В комплекс одежды с сарафаном входила рубаха, пояс, иногда запон (фартук) или душегрея, головной убор - шамшура, кокошник или сорока. Сарафаны, одинаковые по крою, могли шить из различных тканей: ситник (из ситца), кашемирник, гарусник, китайник, кумачник, выбойчатник (из бухарской бумажной ткани). Разные типы сарафанов последовательно сменяли друг друга или существовали одновременно у разных групп населения. По признаку кроя различают сарафаны четырёх типов: туникообразного, косоклинного, прямого покроя и сарафан на кокетке.

    Глухой туникообразный сарафан шили из перегнутого по линии плеч полотнища, в котором делали вырез для головы и боковых клиньев. Этот тип сарафана считался наиболее древним. Длительное время туникообразный сарафан сохранялся в качестве ритуальной одежды у некоторых групп старообрядцев.

    Косоклинный сарафан распашной с застежкой или швом, проходящим спереди, состоял из двух передних полотнищ, одного заднего полотнища и боковых косых клиньев. Сарафан такого типа изготавливали из холщовой, шерстяной, бумажной или шёлковой ткани. С таким сарафаном надевали белую или цветную (розовую, жёлтую) шёлковую или кисейную рубаху. В большинстве случаев это бесполиковые рубахи, у которых отсутствовали плечевые вставки и рукава пришивались непосредственно к вороту.

    Прямой сарафан начинал входить в употребление в Пермской области в начале XIX в. В середине XIX в. пожилые женщины ещё продолжали носить косоклинные сарафаны, в то время как молодёжь предпочитала более модные прямые сарафаны. Прямые будничные сарафаны шили из домотканого окрашенного холста, а праздничные - из покупных шёлковых, хлопчатобумажных, шерстяных тканей фабричного изготовления. В отличие от косоклинного, прямой сарафан делали из нескольких полотнищ, собранных вверху складками или сборками, на узких лямках. Способы декорирования прямых сарафанов были разнообразны. Сарафаны могли отделывать по верхнему краю и краям лямок узкой обшивкой из ткани контрастного цвета. Старожилы Свердловской области сообщают об украшении грудки сарафана вышивкой и бисером.

    До конца XIX века наиболее употребимой нательной одеждой, надеваемой с сарафаном, была поликовая рубаха , которая кроилась с приставными деталями - поликами, - располагавшимися в области плеча. Она могла быть сшита целиком из одного материала (одностанка) или состояла из верхней и нижней частей (полустанье). Верхняя часть составной рубахи (рукава, приставка) шилась из более тонкого холста, пестряди, ситца, а нижняя часть (становина, станушка, станок) - из более грубого холста. Ворот большинства поликовых рубах плотно охватывает горло, ткань вокруг горловины собрана в мелкие сборки. Рукав мог быть широким по всей длине, тогда по краю его собирали в складки и обшивали, или зауженным, тогда край рукава могли украшать кружевом. Интересной особенностью уральского женского костюма является бытование комплекса, в котором тёмная поликовая рубаха сочетается со светлым сарафаном.

    Рубаха поликовая

    В конце XIX века под влиянием моды в традиционном женском костюме появляется новый тип рубахи - рубаха на кокетке (пелерине). Рубаха имела отрезную деталь - кокетку, по периметру которой пришивались переднее и заднее полотнище и рукава. Такие рубахи шили из белого холста, пестряди, ситца. Рукав мог быть зауженным или широким, с оборкой или манжетой, воротник - стойка, разрез на груди оформлялся планкой (нахлобушкой) и застёгивался на пуговицы. Рубаху на кокетке одевали с прямым сарафаном или юбкой.

    Сарафан с отрезной деталью - кокеткой (лифом, перелинкой) - наиболее поздний, его появление связано с влиянием на народный костюм городской моды. Сарафан на кокетке шили из фабричной тёмной хлопчатобумажной или шерстяной ткани. Верхняя часть сарафана - кокетка - имела застёжку на пуговицы, нижняя часть - юбка, состоящая из 3-7 полос ткани, - закладывалась мелкими складками или собиралась в сборку. Сарафан на кокетке носили с белой или цветной рубахой В комплекс одежды с сарафаном могла входить душегрея - короткая распашная одежда на лямках. Душегрея изготовлялась из покупной хлопчатобумажной, шёлковой или парчовой ткани. Часто душегреи шили стёгаными на вате, кудели, иногда расшивали золотом.

    Предметом традиционной одежды также был шугай. По свидетельствам старожилов и исследователей народной одежды Урала шугаем (шугайкой) могла называться как верхняя одежда, так и одежда комнатная, надеваемая с сарафаном или юбкой.

    Фартук - запон - был принадлежностью как женского, так и мужского костюма. Мужские фартуки обычно шили с нагрудкой, женские - без нагрудки.

    Примерно в середине XIX века появляется термин пара, парочка. Первоначально парой называли рубаху и сарафан, сшитые из одного материала или подобранные по тону тканей. В Сибири, например, хорошим приданным считалось 22 пары, дополненные поясами и шалями. Долгое время парочки были праздничным костюмом молодых женщин и девушек. Позднее они превратились в одежду просватанных девушек. Парочку обязательно должна была надевать невеста, когда по обычаю причитала на девичнике. Таким образом, пара - это праздничная одежда. Это объясняется еще и тем, что по традиции к нарядной одежде относились очень бережно, носили долго, надевали нечасто, чаще по праздникам, старались передать по наследству. У православных очень быстро парочки становятся венчальной одеждой. "Невеста одевала розовую парочку…" (Свердловская область, Алапаевский район). "Берегли подвенечную парочку для похорон…" (Свердловская область, Камышловский район, с. Б. Пульниково). Крой таких парочек из рубахи и сарафана наследовал традиционные формы (косоклинный сарафан, прямой сарафан, рубахи с поликами, туникообразные и т.д.). Позднее традиционный сарафанный комплекс уступает место юбочному комплексу. Парочки такого типа (юбка - кофта) появились в русской деревне в последней трети XIX в., получив широкое распространение к началу ХХ века по всей России. Они бытовали во многих деревнях вплоть до 20-х годов ХХ века. На Урале парочки, получив большое распространение, очень быстро из разряда праздничной одежды становятся одеждой будничной. "К каждому сарафану отдельная кофта была - парочкой это называлось; и бывали юбки с кофтой - тоже парочкой назывались…" (Неелова Валентина Григорьевна 1938 г.р., Свердловская область, Тавдинский район, с. Кошуки).

    Парочка - юбка с кофтой

    Несмотря на то, что комплекс парочки является очень поздним вариантом традиционного русского костюма, сохранность его именно как комплекса представляет определенную трудность. Сохранившиеся экспонаты чаще всего представляют только кофты от парочек, т.е. половину комплекса. Юбки в силу большой эксплуатации изнашивались быстрее, либо подвергались перешиванию более поздними поколениями.


    Кофта от парочки - из личных вещей Безродных Натальи Павловны - жительницы селаКвашнинское Камышловского района. (Фото автора, 2009 год)

    История костюма - это история изменения его форм на протяжении всего времени существования одежды. Разнообразие форм кофт - парочек позволяет сделать заключение о существовании определенной моды в истории этого костюма. Однако, несмотря на все инновации в результате влияния городской культуры, в деревнях вплоть до 30-х годов ХХ века бытовал сарафанный комплекс, строго соответствуя традиции. Парочки оставались одеждой праздничной, выходной, свадебной. Новые "модные" виды одежды получали свое распространение в первую очередь в среде зажиточного крестьянства. В сохранении архаичных форм одежды большую роль играла религиозная принадлежность крестьян. Так, православные всегда были склонны к заимствованию новых видов одежды, а старообрядцы - к сохранению старых видов. Поэтому у старообрядцев архаичные формы (дубасы, пояса и т.д.) сохранились до наших дней.

    Людмила Ивановна Райкова, профессор Оренбургского государственного института искусств

    Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанной их руками, созданное их талантами. Велико и разнообразно культурное наследие русского народа, накопленное веками, и, хотя время не пощадило многого, сохранившееся позволяет судить о высоком художественном значении изделий, сработанных руками народных мастеров.

    В основе русского костюма заложено искусство радости, неуемной тяги и красоты, что дает возможность воплотить мечту о прекрасном в создании своего внешнего облика. Несравненное великолепие женского костюма наделяло каждую женщину истинной красотой. И чем больше изучаешь русский костюм, тем больше находишь в нем ценностей.

    Гармония цвета, формы, орнамента раскрывает нам тайны и законы красоты народного костюма. И как бы ни была тяжела жизнь русской крестьянки, ее искусство поражает своим светлым, жизнеутверждающим содержанием. И хотя одежда жителей каждой местности на Руси имела свои отличительные особенности, женский костюм обладал общими чертами - компактным объемом, мягким, плавным контуром.

    Народный костюм не только элемент материальной культуры, это синтез различных видов декоративного творчества, донесший до нашего времени характернейшие элементы края. Использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

    Русский народный костюм формировался на протяжении веков. Его развитие было обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами.

    Этим объясняется особая ценность народной одежды для изучения культуры и быта, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса нации в целом.

    Обширность территории расселения, замкнутость отдельных районов и различное природное сырье и окружение, характер обычаев и условий существования послужили причиной возникновения многообразных вариантов одежды.

    В связи с этим можно сказать, что при наличии общих черт даже в крестьянской среде не сложилось единого национального костюма.

    Только в женской одежде ученые выделяют четыре четко выраженных комплекса:

    1. рубаху с поневой и головным убором сорокой;

    2. рубаху с сарафаном и кокошником;

    3. рубаху с юбкой-андараком;

    4. платьем кубельком.

    Первые два основные. Два последних в XIX в. имели ограниченное бытование. Но вообще эволюция в народном костюме происходила медленно, мало поддаваясь воздействиям. К началу ХХ в. из существовавших четырех комплексов, наиболее распространенными были два: южнорусский с поневой и северорусский с сарафаном. Позднее популярным стал комплекс юбки с кофтой.

    Первый комплекс отмечен множеством вариантов и охватывал не только южные районы России - Орловскую, Курскую, Воронежскую, Рязанскую, Тамбовскую губернии, но и ряд центральных: Тульскую, Московскую, Калужскую.

    Определенный отпечаток наложило на формирование его элементов соседство с коренным нерусским населением - украинцами, белорусами, мордвой и др.

    Комплекс с сарафаном, или северорусский, бытовал на Севере, в районах Поволжья, Урала, Сибири, в некоторых местах западных и южных губерний - Смоленской, Курской, Харьковской, Воронежской.

    Костюм, характерный для казаков Дона и Кубани, Северного Кавказа с распашным платьем-кубельком, испытал влияние местного населения. Его носили поверх рубахи с вязаным колпаком и штанами, как это принято на Востоке. Но к середине XIX века он вытесняется другими типами одежды, в особенности юбкой с кофтой.

    В пределах данной публикации нет возможности дать характеристику перечисленных комплексов, имея целью уделить больше внимания костюму оренбургских казаков. Относясь к общей семье казачества, оренбургские казаки все же стояли наособицу.

    Ведь оренбургское казачье войско возникло значительно позже аналогичных образований, исключая Семиречье. Официальной датой рождения Уральского казачества считается 1591 год, а оренбургское войско получило статус самостоятельности только 12 декабря 1840 года.

    Кроме того, оренбургское казачье войско с самого начала, т.е. со времени строительства первой оренбургской оборонительной линии (20-40 годы XVIII в.) формировалось под руководством властей - не так складывалось, например, донское, кубанское, уральское войско. Там все начиналось с “вольницы”, со стихии. Дух этой вольности никогда не был ведом оренбургским казакам. Состав оренбургского казачьего войска формировался за счет переселения на новые земли городовых казаков - уфимских, алексеевских, самарских. Ряды казаков пополнялись за счет крестьян внутренних губерний. Это смешение национальностей не могло не сказаться на психологии местного населения, его производственной и бытовой культуре, в том числе и формировании народного костюма.

    В 1840 г. оренбургское войско получило свою территорию, куда вошли Челябинский, Троицкий, Верхне-Уральский, Орский уезды, и оренбургским казакам приходилось нести воинскую службу, в основном, уже далеко от дома.

    Поэтому все ведение домашнего хозяйства, духовное и нравственное воспитание детей возлагалось на женщин. Именно они творили и создавали те костюмы, которые могли им доставить радость. В них ярко воплощалась жажда прекрасного. В эту работу женщины вкладывали настоящий талант художника, освобождавший ее душу от тяжкой действительности.

    Сарафан после рубахи являлся главной составной частью женского костюма. “Сарафан” - термин восточного происхождения, он первоначально обозначал “одетый с головы до ног”, и в документах XIV в. применялся в мужской княжеской одежде.

    К XIX в. наименование “сарафан” стало уже нарицательным названием одежды этого типа, и комплекс с ним вытеснил южнорусский комплекс с паневой, завезенный переселенцами из Южных губерний России. Глухой косоклинный сарафан, бытовавший преимущественно в северо-западных губерниях: Псковской, Рязанской, Тульской, Курской, Воронежской, Смоленской затем широко распространился в районах Приуралья.

    Его шили из перегнутого по плечам полотнища ткани, а по бокам вставляли слегка скошенные клинья. Шили сарафаны из шелковых тканей на ситцевой подкладке. Отделывали золотым позументом, золотым шитьем. Пуговицы серебряные со сканью и чернью, металлический шнур.

    На рукава использовали муар, золотое шитье, кисею, вышивку золотой нитью (металлические блестки). Пояса к сарафану делали из позумента, металлической нити и кистей.

    Косник, муар, машинное кружево, золотое шитье - формы разные, чаще треугольником.

    Бусы - янтарь, гранение, низание.

    Головной убор - кокошник из шелка, ситцевой подкладки, ваты, позументы, бусы, исключительно жемчуг, шитье бирюза, цветного стекла в гнездах. Или черный шелковый платок, обшитый черным кружевом - “косынка с бантом”.

    С сарафаном носили передники, которые крепились на завязках выше груди. Другой - запон с грудкой или надгрудкой - завязывался на талии с дополнительной тесьмой на шее. Такие передники были характерны для Поволжья, Урала и Сибири.

    Кроме того, с конца XIX в. широко применялся передник (“фартук”), укреплявшийся на талии. Его носили с юбками.

    Помимо своего непосредственного назначения - защиты одежды от загрязнения, передники несли большую декоративную нагрузку: закрывали не украшенные части костюма, способствовали созданию цельной цветовой композиции ансамбля.

    Интересно описывает Ф.М. Стариков костюм оренбургских казачек. Девичий костюм состоял из юбки с кофтой. Кофты носили приталенные, юбки из ситца или шерсти, реже из шелка или атласа. Чепец из атласа или шелка с кружевами, ярких цветов. Носили сарафаны и платья на кокетке.

    Пожилые женщины носили кофты широкого покроя с застежкой через плечо и пройму или по спинке. Праздничная одежда - белая. Крахмальные кружевные воротники, манжеты и стеклянные цветные бусы.

    Богатые казачки носили дорогие штофные сарафаны и головные уборы с позументом.

    Мужской казачий костюм исключительно официальный. Короткое военное пальто и пиджак с жилетом и шароварами с лампасами, заправленными в голенища. Пальто подпоясывалось ярким кушаком из шерсти, концы свивались сзади. Нижняя рубашка белая из пряди с пришивным большим воротом с прорезью посредине или на левой стороне груди.

    Уральские казачки в конце XVIII - начале XIX вв. носили сарафаны. А вот что писала газета “Оренбургские губернские ведомости” в 1851 году о костюмах Челябинского уезда.

    Девушки одевались летом нарядно, особенно на Троицу. Гладко вычесывали головы и, нередко, помадили. В косы вплетали яркие шелковые или атласные ленты - длинные и широкие. Иногда головы подвязывали узенько сложенным платком с распушенными концами. Платки были разных цветов, шелковые. Носили сетки, расшитые бисером или бусами на косу, уложенную в пучок. В ушах - серьги, на шее - стеклянные бусы, на руках - перстни.

    На шею надевали платки или шали яркие, пестрые из атласа или шелка, зимой - шерстяные или гарусные. Сарафаны шелковые или ситцевые с батистовыми рукавами или коленкоровыми, с премудрыми складками и вышивкой.

    Пояса носили из крученого шелка - именные или плетеные с золотыми головками по концам. Башмачки аленькие, козловые или бараньи, а также из простого товара. Чулки белые, иногда бумажные с узором, башмачки в переплет, что было заметно, так как сарафаны очень длинные.

    Необходимая принадлежность при выходе из дома - держать платок в руках. Молодые парни также помадили волосы, подстриженные кругом, нередко чуб. В одном ухе серьга, на пальце перстень, рубашка ситцевая, перепоясанная шелковым или гарусным поясом.

    Кафтанчик суконный, драдедоновый, иногда шлафрок или армяк, а чаще суконные капоты, подпоясанные красным гарусным кушаком.

    Отчаянные франты одевали иногда через правое плечо под левую руку какие-либо шали. Шаровары по большей части плисовые, иногда нанчатые, суконные.

    Можно было встретить сюртуки. Сапоги козловые, а если простые, то со скрипом, с большими каблуками, высокими голенищами, за которые запускаются шаровары.

    У пожилых женщин на голове кокошник или платок с повойником, дубляс с широким покроем, рукава с ластовицами из холста, да черки с красными опушками. Шамишура - женский головной убор (род чепца).

    Но сегодня высокохудожественные образцы русского национального костюма можно увидеть только в музейных коллекциях, которые, как правило, выставляются очень редко. Поэтому своеобразный язык и значение символов русского костюма понятны лишь узкому кругу специалистов. В учебных заведениях культуры и искусства система подготовки специалистов в области народного музыкального творчества строится, в основном, на изучении специфики жанра без учета тесной связи его с явлениями духовной и материальной культуры народа, в том числе и костюма. Отсутствие у студентов представления о структуре крестьянского костюма, его значения в отечественной культуре прошлого и настоящего не формирует у студентов стройной научной системы знаний народной культуры и не дает возможности достоверно воплощать их принципы на сцене. Чистота линий, цвет, отдельные детали костюма и украшения привлекают внимание зрителя, и в желаемом направлении могут совершать чудеса, производя нужное впечатление.

    Поэтому необходимо воспитывать художественный вкус способом наблюдения, сравнения, критической оценки и отбора, в результате чего накапливаются художественные впечатления.

    Это важно еще и потому, что сегодня часто царят вольные подделки под русский народный костюм. Они грубо искажают истинный образ народной одежды, прививая не только плохой вкус зрителям, но и дезориентируют самих артистов в представлениях об эстетических и духовных ценностях культуры.

    • С ЭЛЕМЕНТАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА
    • НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА
    • ПРЕЗЕНТАЦИЯ
    • к мероприятию
    • "КРАЙ - В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ"
    • МБСЛШ им.Ю.А.Гагарина
    На территории Челябинской области в настоящее время проживают представители более чем 132 национальностей. Большинство населения является русским - 82.31%, остальные-17.69% образуют следующие этнические группы: татары- 5.69%, башкиры - 4.62%, украинцы - 2.14%, казахи-1.01%, немцы - 0.79%, белорусы - 0.56%, мордва - 0.50% , 2.88% - представители других национальностей. Башкирский национальный костюм
    • Одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха; употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи.
    • Традиционной верхней длиннополой одеждой башкир был елян - костюм с рукавами на подкладе. Бытовал мужской (прямоспинный) и женский (приталенный, расклешённый). Мужской елян шили из тёмных хлопчато-бумажных тканей, иногда из бархата, шёлка, белого атласа; отделывали нашивками из красного сукна (по подолу, полам, рукавам), украшали аппликацией, вышивкой, позументом. Женский елян шили из цветного бархата, чёрного сатина, шёлка. Подол, полы, рукава отделывали нашивками из разноцветного сукна (красного, зелёного, синего), чередуя их с позументом. Еляны украшали аппликацией, вышивкой, кораллами, монетами, по плечам - треугольными нашивками (яурынса).
    • В качестве верхней одежды у башкир был распространен казакин - приталенный костюм на подкладке с рукавами и глухой застёжкой, на пуговицах.
    Башкирский национальный орнамент Татарский национальный костюм.
    • Основу женского костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары.
    • Мужчины носили чекмень суконная верхняя одежда халатообразного покроя, реже в виде кафтана или полукафтана.
    • Также была и чоба - легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень - приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук.
    Татарские головные уборы(тюбетейка, фески, калфак) Татарская национальная обувь – ичиг(читек) Татарский национальный орнамент Украинский национальный костюм
    • Основой для женского костюма, как и в России, была рубаха (укр. кошуля, сорочка ). Она была длиннее, чем мужская и шилась из двух частей. Нижняя часть, охватывающая тело ниже пояса, шилась из более грубого материала и называлась становиной (укр. пiдтичка ).
    • Женские рубахи были с воротником или без воротников. У такой рубахи ворот обычно собран в мелкие сборки и обшит сверху. Рубаха без воротника называлась русской, рубаха с воротником – польской.
    • На Украине широко распространен обычай украшать вышивкой подол рубахи, так как подол рубахи был всегда виден из-под верхней одежды.
    • Штаны (укр. шаровари, портки ) на Украине шились примерно так же, как и в России, точнее принцип, с помощью которого штаны закреплялись на теле, был один и тот же. Верхний край штанов загибался внутрь, в образующийся рубец продевали шнурок или ремень. Шнурок завязывали узлом. Украинцы чаще всего использовали ремень. Застегнув ремень на пряжку, его еще раз оборачивали вокруг талии.
    Женский костюм
    • Самым известным украинским головным убором является девичий венок . Венки делали из живых или искусственных цветов, к венку привязывали разноцветные ленты.
    • По известному старинному обычаю девушки до 15 лет или даже вплоть до замужества носили только подпоясанную рубашку. Украинские девушки не были исключением. Замужние женщины носили запаску, дергу и плахту , одежду соответствующую юбке, очень похожую на русскую панёву. Плахта, так же как и панёва, прикрывает нижнюю часть тела женщины преимущественно сзади. Она закрепляется на поясе специально предназначенным для этого поясом. Шилась она из домотканой шерстяной материи. Рисунок, как и у панёвы - крупная клетка.
    Украинский национальный орнамент Русский национальный костюм
    • Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и кокошника. Сарафан после рубахи являлся главной составной частью женского костюма. “Сарафан” - термин восточного происхождения, он первоначально обозначал “одетый с головы до ног. Головной убор – кокошник из шелка, ситцевой подкладки, ваты, позументы, бусы, исключительно жемчуг, шитье бирюза, цветного стекла в гнездах.
    Женский русский костюм
    • . Девичий костюм состоял из юбки с кофтой. Кофты носили приталенные, юбки из ситца или шерсти, реже из шелка или атласа. Чепец из атласа или шелка с кружевами, ярких цветов.
    Мужской русский костюм.
    • Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати - нижней. Дома бояре носили горничную рубаху - она всегда была шелковой.
    • Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка .
    • Поверх рубашки мужчины надевали зипун
    • Зипун - верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
    • Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь- старинная русская одежда (мужская и женская) с длинными рукавами, без перехвата.
    • Летом поверх кафтана надевали однорядку. Однорядка - русская верхняя широкая, долгополая до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук.
    • Крестьянской верхней одеждой бывал армяк. АРМЯК это верхняя долгополая крестьянская одежда в виде халата или кафтана из сукна или грубой шерстяной материи
    Русский национальный орнамент Казахский женский костюм
    • Женщины носили нераспашную рубаху «койлек», более длинную, чем у мужчин. Молодые женщины и девушки предпочитали красные или пестрые ткани
    • Поверх платья женщины носили камзолы без рукавов и с открытым воротом.
    • Женские халаты «шапан » - самая обычная одежда, которую носили многие представители небогатых семей, и иной верхней одежды они не имели.
    • «Саукеле » - свадебный головной убор в форме усеченного конуса. Он был очень высоким - до 70 см Незамужние девушки носили «такия » - маленькую шапочку из ткани
    Казахский мужской костюм
    • Мужчины носили нательные рубахи двух типов, нижние и верхние штаны, легкую верхнюю одежду и более широкую верхнюю одежду типа халатов из различных материалов. Обязательной частью костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки.
    • Одним из главных предметов одежды казаха был шапан - просторный длинный халат
    • Калпак - летняя шляпа из тонкого белого войлока с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин, нижние части отгибались, образуя широкие поля
    Казахский национальный орнамент Немецкий национальный костюм
    • Мужской национальный костюм состоит из кожаных штанов - ледерхозен, в-три-четверти длины, рубашки, жилета, сюртука (нем. Loden ), шляпы с перьями или волосяными щётками, гетров и ботинок на толстой подошве.
    • У мужчин длина сюртука может обозначать семейное положение. По традиции, женатые мужчины носят длинные сюртуки, обычно чёрного цвета. У холостяков принят короткий сюртук.
    • Женский костюм включает в себя пышную юбку, блузку, жилетку наподобие корсета со шнуровкой или на пуговицах и фартука. Длина женской юбки в настоящее время произвольна, однако раньше по традиции она заканчивалась на высоте масса (литровой пивной кружки) от земли (27 см.)
    Немецкий орнамент Мужской белорусский костюм
    • Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, ноговиц (поясная одежда).
    • Ноговицами (портками) в Беларуси назывались штаны. Их шили из однотонного или пестрядевого льняного полотна, из посконной или полусуконной ткани, зимние - из тёмного сукна (суконники). Ноговицы были воротниковые на поясе, который застегивался на колодочку или пуговицу, и безворотниковые на веревочке. Штанины внизу спадали свободно или обертывались онучами и оборами лаптей. Рубаху носили поверх ноговиц и подпоясывали
    Женский белорусский костюм
    • Основу женского народного костюма составляли длинная белая льняная рубашка, украшенная вышивкой.
    • Суконная юбка - андарап, которая заменила старинную поневу, фартук, иногда безрукавка и пояс. Оплечье, ворот, рукава, иногда воротничок и подол рубахи вышивали геометрическими узорами из звездочек, ромбов, квадратов, треугольников. Ансамбль завершал головной убор - венок, «скиндачок» (рушничок), капор или платок.
    • Шею украшали бусы и ленты.
    Белорусский орнамент
    • История Урала уходит корнями в седую древность. Еще историки античности писали об Уральских горах, по которым пролегала граница двух миров: цивилизованного европейского и далекого, таинственного азиатского. Здесь, на границе двух континентов, скрестились судьбы разных мировых цивилизаций, которые оставили неизгладимый след в истории и культуре нашего края.
    • Если дружбой дорожить,
    • можно спорить и дружить,
    • и не выйдет ссора
    • из любого спора.

    Кочевые народы, которые на протяжении нескольких столетий проходили через Урал , оставили серьезный след в нашей культуре. Отразилось это не только в обрядах, рецептах блюд, но и в народном костюме. Совершенно особенный наряд сформировался в Сухоложской слободе - современном Сухом Логу .

    Например, праздничный костюм зажиточной крестьянки отличался обилием различных отделок, украшений из дорогих тканей, поскольку идеал женской красоты сравнивался с образом матери-земли, плодородия, продолжения жизни. Мужские же костюмы, наоборот, отличались скупостью и немногоцветностью ткани, что соответствовало особенностям идеального образа мужчины, наделенного физической и духовной силой, мужеством и трудолюбием.

    Мужская одежда состояла из рубахи, портов и пояса, которые носили многие сословия: купцы, мещане, заводские и сельские жители. Старинные праздничные мужские рубахи украшались вышивкой. Геометрические узоры выполнялись нитями красного цвета по белому холсту.

    Стоит отметить, что вышивка всегда была крайне важна в одежде. В орнаментальные мотивы мастерицы вкладывали особенный смысл. Например, геометрические узоры символизировали плодородие, растительные узоры - древо жизни, птицы - любовь, тепло, свет.

    В начале XX века, когда рубахи уже стали массово шиться на фабриках, их выпускали без вышивки, но при этом ярких цветов - красные, малиновые, бордовые. Несмотря на то что сегодня традиционные русские костюмы мужчины и женщины сменили на платья, джинсы, зауженные брюки и другую модную одежду, интерес к народной одежде неизменно растет.

    В Сухом Логу и взрослые, и дети с удовольствием наряжаются во время фольклорных праздников и массовых народных фестивалей в традиционные костюмы, пошитые руками местных мастеров по старым образцам. Более того, в 2014 году на международной туристической выставке «Большой Урал» посол Бразилии в России Жозе Антонио Валлим Геррейро настолько проникся сухоложскими костюмами, что купил несколько вещей для своих родственников.

    Свердловское региональное общественное движение «Центр традиционной народной культуры городского округа «Сухой Лог» ставит своей целью восстановление и сохранение лучших культурно-исторических, фольклорных и обрядовых традиций населения Среднего Урала .

    Свердловская область, Сухой Лог, ул. Победы 13, [email protected]