Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Манга эрос и купидон. История и этнология

    Манга эрос и купидон. История и этнология

    Эрот, Эрос, Амур или Купидон – это все имена одного бога, который повелевает сердцами и чувствами. Помощник Афродиты, а по некоторым легендам, ее сын, был постоянным спутником богини любви и олицетворял страсть и любовное влечение. Вследствие чар Купидона, обеспечивается продолжение рода человеческого.

    Изображали Амура златокудрым ребенком или юношей с крыльями и луком, посылающим золотые стрелы любви. Но стрелы, вместо пленительной радости влюбленности, могли навлечь на неугодного Эросу человека муки неразделенной любви. Стрелы любви летели точно в цель, и могли также убивать любовь, а не только давать ее.

    Даже Зевс опасался мифических золотых стрел. И еще при рождении младенца Эроса он пожелал смерти ребенку, но Афродита уберегла малыша, которого вскормили львицы.

    Очень популярен миф, повествующий о любви Эрота к Психее. Венера завидовала красоте землянки и хотела ее погубить. Юный бог влюбился, и ничто не помешало взять красавицу в жены, но с условием, что Психея не должна видеть облик бога. Человеческое любопытство разрушило счастье влюбленных. Амур покинул несчастную девушку. В поисках способа вернуть утраченную любовь, Психея обратилась к Венере за помощью, но вместо желаемого получила мертвый сон, заглянув в шкатулку Пандоры. История имеет счастливый финал, Амур простил возлюбленную и снял с нее чары.

    На фото выше Купидон и Психея (картины и скульптура)

    Так как образ бога, вселяющего в сердца людей и богов любовь, привлекал художников, скульпторов, писателей и поэтов, родилось множество произведений искусства. Древние и современные скульптуры высочайшего качества, которые можно увидеть на фото, завораживают красотой и изяществом. Массовая культура породила красочные картинки с Купидончиками.

    Эрот (Эрос), греч., лат. Амур, Купидон - бог любви или сама любовь; согласно древним мифам, Эрот - воплощение всеоживляющей силы, родившейся из первоначального Хаоса, по более поздним, - сын Ареса и Афродиты (или Ириды и Зефира, или сын Зевса).

    Не будем удивляться, что в мифологии существуют разные взгляды на происхождение и характер Эрота. Что мы, собственно, знаем о происхождении любви? Если мы думаем, что она стара как мир, то ведь и Гесиод утверждает то же самое: Эрот родился одновременно с богиней земли Геей. Мы считаем, что без любви не было бы жизни на земле - по Гесиоду, именно Эрот соединил разрозненные первоначала всех вещей, из которых возникли все живые существа: боги, люди, животные. Мы считаем, что любовь неодолима, что она приносит с собой радости и страдания - именно таков сын Афродиты Эрот, вездесущий и всемогущий: вооруженный луком и стрелами, он витает на золотых крыльях повсюду, выискивая себе жертвы; тот, кого он ранит стрелой, обречен на любовь, и его ждут радости или горести - или и то и другое. Опыт любви объясняет, почему люди почитают Эрота, воспевают и проклинают его.

    Верховный бог Зевс отлично знал, что натворит Эрот, появившись на свет; знал также, что сам он окажется жертвой его стрел. Поэтому Зевс решил погубить Эрота, как только он родится. Но Афродита спрятала младенца Эрота в непроходимой чаще, куда не проникало даже око Зевса, и там его вскормили своим молоком свирепые львицы (может, поэтому он не лишен жестокости). Когда Эрот вырос, он вернулся на Олимп, и все боги радостно приветствовали очаровательного кудрявого мальчика. Эрот стал верным помощником Афродиты. Работы у него было более чем достаточно, ведь он вмешивался в жизнь чуть ли не каждого бога и человека. Как рассказывают поздние мифы, ему даже пришлось взять себе в помощь маленьких эротов или амуров, своих братьев; братом Эрота был также Антэрот, бог взаимной любви, которого Овидий называл мстителем отвергнутой любви.

    Однако без помощи Антэрота перед любовью был бессилен и сам Эрот. Нам известно несколько рассказов о любовных приключениях Эрота. Например, вопреки воле Афродиты Эрот влюбился в прекрасную Психею, и эта любовь принесла обоим влюбленным немало страданий.


    В античности (особенно поздней) Эрот был одним из наиболее часто изображаемых богов, он присутствует почти во всех сценах, связанных с любовью. Из античных скульптур наиболее известны так называемый «Эрот Ченточелльский», римская копия греческого оригинала 4 в. до н. э., приписываемого Кефисодоту, отцу Праксителя, и «Эрот, натягивающий лук», римская копия статуи Лисиппа 4 в. до н. э., а также «Спящий Эрот», эллинистическая бронзовая статуя 3 или 2 в. до н. э., и скульптурная группа «Амур и Психея» 2 в. н. э.

    В искусстве нового времени изображениям Эрота (Амура, Купидона) несть числа, среди их авторов: Тициан, Бронзино, Манфреди, Караваджо, Рубенс, Буше, Фрагонар, Жерар и многие другие. В картинной галерее Пражского Града находятся картины «Торжествующий Амур» Джентилески (нач. 17 в.) и «Завтрак Амура» Манеса (1850), не считая бесчисленных Амуров и Купидонов на фресках почти во всех феодальных замках Чехии и Словакии.

    Из статуй упомянем хотя бы «Купидона» Бушардона (1750), «Амура с мотыльком» Шоде (1802), «Спящего Амура» М. Козловского, рельеф Торвальдсена «Купидон и Ганимед» (1831) и «Купидона» Родена. Одна из главных достопримечательностей Лондона - очаровательный «Эрот» Джильберта (1893), украшающий площадь Пиккадилли-Серкус; но это - общепринятое разговорное название памятника известному филантропу Шафтсбери, основателю интернатов для сирот и детей с физическими недостатками.

    Иносказательно Эрот - любовь:

    «…Нашли к тебе дорогу
    Веселость и Эрот».
    - А. С. Пушкин, «К Пущину», (1815).

    Современное слово «эротика» происходит от имени Эроса – греческого бога любви, в лице которого древние греки поклонялись культу плодородия. Божеству, которое сегодня ассоциируется с весьма недвусмысленным чувством – в древности приписывались понятия также любви духовной, направленной на исцеление, свободу, красоту, а также любви к людям и друг к другу.

    Именно древние римляне – виновники того образа Эроса, который популярен сегодня. Они превратили сексуального мужчину Эроса в пухленького херувимчика Амура. Как правило, Амур изображался с завязанными глазами, ведь любовь слепа – далеко не всегда стрелы, которыми он пронзает сердца, попадают в намеченную цель. В преддверии Дня Святого Валентина Амура часто изображают в виде Купидона – бога чистой любви.

    Внешность: В ранних изображениях Эрос предстает в виде крылатого мужчины с великолепным торсом и прекрасной внешностью. В более поздних описаниях он уже упоминается, как миленьких пухленький мальчик с крыльями.

    Символы и атрибуты: Эроса (Амура, Купидона) иногда изображают верхом на дельфине или льве, но обязательно с колчаном, луком и стрелами. Он всегда на охоте и всегда готов пронзить сердце жертвы чувством безумной любви.

    Сила : Сила Эроса состоит в любовном притяжении, обеспечивающем продолжение жизни на земле.

    Слабость: Бог любви всегда остается ребенком, посылая свои золотые разящие стрелы своевольно, не считаясь с доводами рассудка.

    Родители: Существует множество мифов и легенд о происхождении Эроса. В римской мифологии он наиболее часто упоминается, как сын Марса и Венеры. Некоторые легенды утверждают, что его родителями были Ирис – хранительница радуги и Зефир – бог северного ветра. В финикийских преданиях он – сын Хроноса и Аштарты. По наиболее распространенной версии в греческой мифологии матерью Эроса является прекрасная – богиня любви, а отцом Арес – бог войны.

    Но существует и более древняя версия. Согласно наиболее древним легендам этот бог появился на свет задолго до рождения Ареса и Афродиты. Он – дитя Хаоса, вылупившееся из яйца ночи. Он сам и есть творец древних богов и крылатых существ.

    Жена: Красавица Психея подверглась многочисленным испытаниям прежде, чем обрела бессмертие и заняла место среди богов в качестве жены Эроса. Афродита, позавидовав ее внешности, всячески препятствовала браку. В итоге, напоровшись на собственные стрелы, Эрос влюбляется в Психею и все заканчивается хеппи ендом.

    Дети: По одной из версий у Эроса и Психеи родилась дочь – богиня удовольствия и блаженства – прекрасная Волупта. Если же вспомнить о более древних легендах, то Эрос – творец куда большего количества крылатых созданий и древних богов.

    Основные мифы: В мифах VI века до н.э. Эрос – смелый, крылатый стрелок, владеющий ключами от неба, моря, земли и царства мертвых.

    У Платона Эрос – это не божество, а, скорее, демон – вечный спутник Афродиты, он – сын Бедности и Богатства, зачатый в день рожденья Афродиты и получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость, отвагу и… бездомность.

    Интересные факты: У греков и поныне Эрос является одним из самых любимых божественных персонажей. Его изображениями украшают вазы, сосуды и фляги с драгоценным оливковым маслом.

    Эроса почитали не только, как бога любви, но и как божество, олицетворяющее жизнь после смерти. Раньше его изображениями украшали гробницы. Впрочем, и сейчас на современных греческих кладбищах можно встретить склепы с традиционным изображением улетающего Эроса и цепляющейся за него, умирающей от горя Психеи.

    В греческой мифологии, Эрос, был исконным богом вожделения, любви, и общения; ему также поклонялись как божеству изобилия. В некоторых мифах он был сыном богини Афродиты. Как Дионис, он иногда упоминался как Eleutherios, освободитель. Его римским эквивалентом был Купидон, желание. также известный как Амур, любовь.

    Согласно традиции, Эрос был преимущественно патроном мужской любви, в то время как Афродита управляла любовью между мужчинами и женщинами. Его статуя могла быть найдена в палестрах или в школах борьбы, одном из основных мест встречи мужчин, чтобы связаться с их возлюбленными, и именно ему Спартанцы приносили жертвоприношения перед сражением. Мелеагер делает запись об этой роли в стихотворении, сохраненном в греческой Антологии: кипрская королева, женщина, швыряет огонь, который разжигает страсть у мужчин к женщинам; но сам Эрос колеблет страсть к мужчинам.

    Всюду по традициям греков есть две стороны к концепции Эроса: в первой он - первобытное божество, которое воплощает не только силу эротической любви, но также и творческое побуждение природы, родившегося первым Света, который ответственен за то, чтобы возникать и порядок всех вещей в космосе. В Теогонии Гесиод, в самом известном греческом мифе о создании, Эрос возникал от исконного Хаоса вместе с Геей, Землей, и Тартаром, подземным миром; согласно пьесе Аристофана Птицы, он рождается из яйца, положенного ночью Темнотой. В других мифах и источниках ему поклонялись как протогену первенцу.

    Поочередно, позже в древние времена, Эрос был сыном Афродиты и Аресаили Поруса и Пении, или иногда Айрис и Зефира; этот Эрос был компаньоном Афродиты, используя исконную силу любви и направляя ее на смертных. В некоторых мифах он изображается как являющийся игривым, часто доставляющим неприятность богам и смертным; в других источниках, он использует власть, которой он владеет, иногда отказываясь от просьб своей матери и других богов, чтобы вмешаться в ход жизней некоторых смертных. В некоторых версиях у него были братья по имени Антерос (Anteros), воплощение вознагражденной любви, и Гимерий (Himerus).

    В искусстве Эрос обычно изображался как нагой крылатый мальчик или младенец (хотя это связано больше с Купидоном от римской религии; у греков он изображался молодым человеком или подростком), с его луком и стрелами в руке. У него было два вида стрел: каждая была золотой с перьями голубя, которые вызывали мгновенную любовь; другие были с перьями совы, которые вызвали безразличие. Поэт Сапфо (Sappho) описал его как сладостно-горький и жестокий к своим жертвам; он был также недобросовестным, вредным и харизматическим. В его древней идентификации с протогеном и фанесом он был представлен как бык, змея, лев, и с головами быков. Его иногда показывают слепым или ослепленным.

    Культ Эроса был необычно в ранней Греции, но, в конечном счете, стал широко распространенным. В современные времена Эроса соблюдают в День Эроса, праздник, который празднует любовь и человеческую сексуальность 22 января, день, когда астероид 433 Эрос является самым близким к Земле.

    Источники: www.filmivip.ru, films.imhonet.ru, pagandom.ru, forum.oculus.ru, www.gervic.ru

    Истории про домовых

    Сервий Туллий – новые реформы

    Утгард – таинственные состязания

    Тиран по прозвищу Луций Гордый

    Богиня Фортуна

    Символическое воплощение счастья. Первоначально богиня женщин и оракулов, позднее ее функции отождествлялись с функциями греческой богини Тихе и в конечном счете...

    Нейронные сети Google создали собственный язык

    В последнее время компания Google представила пользователям несколько интересных серверов построенных на самообучающихся программах с использованием технологий искусственного интеллекта. ...

    Принципы бизнеса

    В каждом деле есть свои принципы, помогающие улучшить положение. Такие же принципы есть и в бизнесе. О них многие забывают, некоторые...

    Идеальный потолок

    Если Вы хотите не просто сделать необычный потолок, но и быстро скрыть все неровности, стоит предпочесть натяжные потолки. Данный...

    Часы, идущие вспять

    Если часы начинают идти в назад, то я бы посоветовал вам насторожиться. Вспомните или посмотрите фильм БРИГАДА, где главный герой фильма...

    Амазонские джунгли Бразилии

    Если Вы думаете, что увидите очередной город контрастов - ошибаетесь. В отличии от мегаполисов Мехико, Джаккарты, Стамбула, Каира и других городов, ...

    Мифы и Легенды * Амур (Эрос, Эрот, Купидон)

    Амур (Эрос, Эрот, Купидон)

    Купидон (Шоде Антуан Дени)

    Материал из Википедии

    Эрот (Эрос, др.-греч. Ἔρως , также Эрос, Амур, у римлян Купидон) — бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.

    Происхождение

    Лоренцо Лотто - Купидон

    Существовало множество вариантов происхождения Эрота:

    * Гесиод считает его самозародившимся после Хаоса, Геи и Тартара божеством, одним из древнейших богов.
    * По Алкею, сын Зефира и Ириды.
    * По Сапфо, сын Афродиты и Урана.
    * По Симониду, сын Ареса и Афродиты.
    * По Акусилаю, сын Эреба и Никты.
    * По орфической космогонии, родился из яйца, снесенного Ночью или сотворенного Хроносом. Именуется великим даймоном.
    * По Ферекиду, Зевс стал Эросом как демиург.
    * По Пармениду, создание Афродиты.
    * По Еврипиду, сын Зевса, или Зевса и Афродиты.
    * По Павсанию, сын Илифии.
    * У Платона — сын Пороса и Пении.
    * Сын Хаоса.
    * По некоей версии, сын Геи.
    * Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.

    Диана, разоружающая Купидона
    (Помпео Батони, Metropolitan Museum)

    Согласно речи Котты, их было три:

    * Сын Гермеса и первой Артемиды.
    * Сын Гермеса и второй Афродиты.
    * Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос.

    Согласно Нонну, родился у города Берои.

    Основные мифы

    Любви покоряется все (Амур)
    Караваджо,1602 (Amor Vincit Omnia)

    Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее со стрелами любви или пылающим факелом.
    В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эроса празднество — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями.

    Юная девушка, защищающая себя от Эроса
    (Адольф Вильям Бугро, 1880)

    Кроме того, Эрос, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и девушек, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эроса ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию.

    Эростазия. Афродита и Гермес взвешивают Любовь (Эрос и Антерос)
    на золотых весах судьбы

    Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота». Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте.

    В искусстве

    Амур в образе ребёнка
    (раб. Этьена Мориса Фальконе, после 1757, Эрмитаж)

    Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.
    Образ Амура в виде нагого ребенка используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель.

    Эрот (Купидон, Амур)

    Эрос (Musei Capitolini)

    Этот бог любви («Эрос» — любовь) обычно изображается резвым, шаловливым мальчуганом, вооруженным луком и стрелами. Раны, причиняемые им, не смертельны, но могут быть болезненными, мучительными, хотя нередко вызывают сладостное чувство или блаженство утоленной страсти.

    Венера, Купидон и Сатир (Bronzino)

    Эрота древние греки считали богом не рожденным, а извечным в одном ряду с Хаосом, Геей и Тартаром. Он олицетворял могущественную силу, влекущую одно живое существо к другому, дарующую наслаждение, без которого не могут существовать и совокупляться, порождая все новые особи, ни боги, ни люди, ни животные. Эрот — это великая сила притяжения двух полов, сила всемирного тяготения любви.

    Но существовал и другой вариант его происхождения, более поздний. Согласно этой версии, Эрот — сын Афродиты и Гермеса или Ареса, а то и самого Зевса. Были и другие предположения о родителях Эрота. Поэты при этом сходились в одном: бог любви всегда остается ребенком и посылает свои золотые разящие стрелы своевольно, не считаясь с доводами рассудка.

    Гесиод писал:

    И, между всеми богами прекраснейший, — Эрос. Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
    Философы не ограничивали область владычества Эрота богами, людьми и животными. Древнегреческий мыслитель Эмпе-докл полагал, что в природе поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит все в единство, побеждая Вражду. Тем самым Эрот становится олицетворением космических сил единения, устремленности к слиянию. Благодаря ему не прерывается ткань жизни и сохраняется единство мироздания.
    Однако в античных текстах Эрот нередко выступает как сила, пробуждающая примитивную «животную» страсть. По словам Платона, Эрот «всегда беден и вопреки распространенному мнению совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, необут и бездомен; он валяется на голой земле под открытым небом, у дверей, на улице...» Впрочем, далее следует оговорка: оказывается, Эрот тянется к прекрасному и совершенному, храбр и силен; он мудрец и невежа, богач и бедняк.
    По свидетельству Диогена Лаэртского, стоики утверждали: «Вожделение — это неразумное стремление... Любовь — это вожделение, не подобающее достойным людям, ведь это намерение сблизиться с кем-то из-за бросающейся в глаза красоты». А Эпикур отчетливо разделил: «Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении... но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения мальчиками и женщинами... рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора... и изгоняющее [лживые] мнения, которые производят в душе величайшее смятение».

    Амур и Психея

    В Древнем Риме Эрот (Купидон) получил имя Амур («Любовь») и стал особенно популярен. Апулей создал легенду, в которой рассказано о стремлении человеческой души в образе Психеи («психе» — душа) обрести Любовь. «С помощью Зефира, — пишет А.Ф. Лосев, пересказывая легенду, — Амур получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в аид за живой водой, Психея после мучительных страданий вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной и примиряется с Афродитой, злобно преследовавшей Психею».

    Какой потаенный смысл этой истории? Можно предположить, что она повествует о «слепоте» первоначального любовного влечения, вызванного неосознанными эмоциями. Попытка рассудка понять суть любви приводит к тому, что она исчезает. Возникают мучительные сомнения, переживания, конфликты: так чувства мстят рассудку за вторжение в их царство. Но истинная любовь преодолевает эти препятствия и торжествует — уже навсегда.

    Чуть более двух тысячелетий назад римский поэт Публий Овидий Назон так описал триумф Амура:

    О, почему мне постель такою кажется жесткой,
    И покрывало мое плохо лежит на софе?
    И почему столь долгую ночь провел я бессонно,
    И, беспокойно вертясь, тело устало, болит?
    Я бы почувствовал, думаю, будь я терзаем Амуром,
    Или подкрался хитрец, скрытым искусством вредит?
    Да, это так. Уже в сердце сидят тонкоострые стрелы;
    Душу мою покорив, лютый терзает Амур...
    Да, признаю, Купидон, я твоей стал новой добычей,
    Я побежден и себя власти твоей предаю.
    Битва совсем не нужна. Милосердия, мира прошу я.
    Нечем хвалиться тебе; я, безоружный, разбит...
    Свежий улов твой — я, получивши недавнюю рану,
    В пленной душе понесу груз непривычных оков
    Ум здравый сзади с руками в цепях поведут за тобою,
    Стыд, да и все, что вредить станет могучей Любви...
    Спутники будут твои Безумие, Ласки и Страсти;
    Будут упорно толпой все за тобою ходить.
    Этим-то войском людей и богов постоянно смиряешь,
    Этой поддержки лишась, станешь бессилен и наг...


    Амура (Купидона, Эрота) воспевали поэты во все времена; о нем рассуждали философы. Оказалось, что у этого божества не одно и не два, а множество обличий, хотя высокий Эрос, как всякая вершина, доступен далеко не каждому: надо быть достойным его.

    Серия сообщений " ":
    Часть 1 - Мифы и Легенды * Амур (Эрос, Эрот, Купидон)