Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Линейные неравенства. Системы линейных неравенств

    Линейные неравенства. Системы линейных неравенств

    На этом уроке мы начнем изучение систем неравенств. Вначале будем рассматривать системы линейных неравенств. В начале урока рассмотрим, откуда и зачем возникают системы неравенств. Далее изучим, что значит решить систему, и вспомним объединение и пересечение множеств. В конце будем решать конкретные примеры на системы линейных неравенств.

    Тема : Рацион альные неравенства и их системы

    Урок: Основн ые понятия, решение систем линейных неравенств

    До сих пор мы решали отдельные неравенства и применяли к ним метод интервалов, это могли быть и линейные неравенства , и квадратные и рациональные. Теперь перейдем к решению систем неравенств - сначала линейных систем . Посмотрим на примере, откуда берется необходимость рассматривать системы неравенств.

    Найти область определения функции

    Найти область определения функции

    Функция существует, когда существуют оба квадратних корня, т.е.

    Как решать такую систему? Необходимо найти все x, удовлетворяющие и первому и второму неравенству.

    Изобразим на оси ox множество решений первого и второго неравенства.

    Промежуток пересечения двух лучей и есть наше решение.

    Такой метод изображения решения системы неравенств иногда называют методом крыш.

    Решением системы является пересечение двух множеств.

    Изобразим это графически. Имеем множество А произвольной природы и множество В произвольной природы, которые пересекаются.

    Определение: Пересечением двух множеств А и В называется такое третье множество, которое состоит из всех элементов, входящих и в А и в В.

    Рассмотрим на конкретных примерах решения линейных систем неравенств, как находить пересечения множеств решений отдельных неравенств, входящих в систему.

    Решить систему неравенств:

    Ответ: (7; 10].

    4. Решить систему

    Откуда может взяться второе неравенство системы? Например, из неравенства

    Графически обозначим решения каждого неравенства и найдем промежуток их пересечения.

    Таким образом, если мы имеем систему, в которой одно из неравенств удовлетворяет любому значению x, то его можно исключить.

    Ответ: система противоречива.

    Мы рассмотрели типовые опорные задачи, к которым сводится решение любой линейной системы неравенств.

    Рассмотрим следующую систему.

    7.

    Иногда линейная система задается двойным неравенством, рассмотрим такой случай.

    8.

    Мы рассмотрели системы линейных неравенств, поняли, откуда они появляются, рассмотрели типовые системы, к которым сводятся все линейные системы, и решили некоторые из них.

    1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. - М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.

    2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.

    3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.

    4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.

    5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.

    6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.

    1. Портал Естественных Наук ().

    2. Электронный учебно-методический комплекс для подготовки 10-11 классов к вступительным экзаменам по информатике, математике, русскому языку ().

    4. Центр образования «Технология обучения» ().

    5. Раздел College.ru по математике ().

    1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил. №№ 53; 54; 56; 57.

    Рассмотрим на примерах, как решить систему линейных неравенств.

    4x - 19 \end{array} \right.\]" title="Rendered by QuickLaTeX.com">

    Чтобы решить систему, нужно каждое из составляющих её неравенств. Только решение принято записывать не по отдельности, а вместе, объединяя их фигурной скобкой.

    В каждом из неравенств системы неизвестные переносим в одну сторону, известные — в другую с противоположным знаком:

    Title="Rendered by QuickLaTeX.com">

    После упрощения обе части неравенства надо разделить на число, стоящее перед иксом. Первое неравенство делим на положительное число, поэтому знак неравенства не изменяется. Второе неравенство делим на отрицательное число, поэтому знак неравенства надо изменить на противоположный:

    Title="Rendered by QuickLaTeX.com">

    Решение неравенств отмечаем на числовых прямых:

    В ответ записываем пересечение решений, то есть ту часть, где штриховка есть на обеих прямых.

    Ответ: x∈[-2;1).

    В первом неравенстве избавимся от дроби. Для этого обе части умножим почленно на наименьший общий знаменатель 2. При умножении на положительное число знак неравенства не изменяется.

    Во втором неравенстве раскрываем скобки. Произведение суммы и разности двух выражений равно разности квадратов этих выражений. В правой части — квадрат разности двух выражений.

    Title="Rendered by QuickLaTeX.com">

    Неизвестные переносим в одну сторону, известные — в другую с противоположным знаком и упрощаем:

    Обе части неравенства делим на число, стоящее перед иксом. В первом неравенстве делим на отрицательное число, поэтому знак неравенства изменяется на противоположный. Во втором — делим на положительное число, знак неравенства не изменяется:

    Title="Rendered by QuickLaTeX.com">

    Оба неравенства со знаком «меньше» (не существенно, что один знак — строго «меньше», другой — нестрогий, «меньше либо равно»). Можем не отмечать оба решения, а воспользоваться правилом « «. Меньшим является 1, следовательно, система сводится к неравенству

    Отмечаем его решение на числовой прямой:

    Ответ: x∈(-∞;1].

    Раскрываем скобки. В первом неравенстве — . Оно равно сумме кубов этих выражений.

    Во втором — произведение суммы и разности двух выражений, что равно разности квадратов. Поскольку здесь перед скобками стоит знак «минус», лучше их раскрытие провести в два этапа: сначала воспользоваться формулой, а уже потом раскрывать скобки, меняя знак каждого слагаемого на противоположный.

    Переносим неизвестные в одну сторону, известные — в другую с противоположным знаком:

    Title="Rendered by QuickLaTeX.com">

    Оба знака «больше». Используя правило «больше большего», сводим систему неравенств к одному неравенству. Большее из двух чисел 5, следоветельно,

    Title="Rendered by QuickLaTeX.com">

    Решение неравенства отмечаем на числовой прямой и записываем ответ:

    Ответ: x∈(5;∞).

    Поскольку в алгебре системы линейных неравенств встречается не только в качестве самостоятельных заданий, но и в ходе решения разного рода уравнений, неравенств и т.д., важно вовремя усвоить эту тему.

    В следующий раз мы рассмотрим примеры решения систем линейных неравенств в частных случаях, когда одно из неравенств не имеет решений либо его решением является любое число.

    Рубрика: |

    Статья раскрывает тему неравенств, разбираются определения систем и их решения. Будут рассмотрены часто встречающиеся примеры решения систем уравнений в школе на алгебре.

    Определение системы неравенств

    Системы неравенств определяют по определениям систем уравнений, значит, что особое внимание уделяется записям и смыслу самого уравнения.

    Определение 1

    Системой неравенств называют запись уравнений, объединенных фигурной скобкой с множеством решений одновременно для всех неравенств, входящих в систему.

    Ниже приведены примеры неравенств. Даны два неравенства 2 · x − 3 > 0 и 5 − x ≥ 4 · x − 11 . Необходимо записать одно уравнение под другим, после чего объединим при помощи фигурной скобки:

    2 · x - 3 > 0 , 5 - x ≥ 4 · x - 11

    Таким же образом определение систем неравенств представлены в школьных учебниках как для использования одной переменной, так и двух.

    Основные виды системы неравенств

    Имеет место составление бесконечного множества систем неравенств. Их классифицируют по группам, отличающихся по определенным признакам. Неравенства подразделяют по критериям:

    • количество неравенств системы;
    • количество переменных записи;
    • вид неравенств.

    Количество входящих неравенств может насчитывать от двух и более. В предыдущем пункте рассматривался пример решения системы с двумя неравенствами.

    2 · x - 3 > 0 , 5 - x ≥ 4 · x - 11

    Рассмотрим решение системы с четырьмя неравенствами.

    x ≥ - 2 , y ≤ 5 , x + y + z ≥ 3 , z ≤ 1 - x 2 - 4 · y 2

    Решение неравенства отдельно не говорит о решение системы в целом. Для решения системы необходимо задействовать все имеющиеся неравенства.

    Такие системы неравенств могут иметь одну, две, три и более переменных. В последней изображенной системе это отчетливо видно, там имеем три переменные: x , y , z . Уравнения могут содержать по одной переменной, как в примере, либо по несколько. Исходя из примеров, неравенство x + 0 · y + 0 · z ≥ − 2 и 0 · x + y + 0 · z ≤ 5 не считают равнозначными. Школьным программам уделяют внимание решению неравенств с одной переменной.

    При записи системы могут быть задействованы уравнения разных видов и с разным количеством переменных. Чаще всего встречаются целые неравенства разных степеней. При подготовке к экзаменам могут встретиться системы с иррациональными, логарифмическими, показательными уравнениями вида:

    544 - 4 - x 32 - 2 - x ≥ 17 , log x 2 16 x + 20 16 ≤ 1

    Такая система включает в себя показательное и логарифмическое уравнение.

    Решение системы неравенств

    Определение 2

    Рассмотрим пример решения систем уравнений с одной переменной.

    x > 7 , 2 - 3 · x ≤ 0

    Если значение х = 8 , то решение системы очевидно, так как выполняется 8 > 7 и 2 − 3 · 8 ≤ 0 . При х = 1 система не решится, так как первое числовое неравенство во время подстановки имеет 1 > 7 . Таким же образом решается система с двумя и более переменными.

    Определение 3

    Решение системы неравенств с двумя и более переменными называют значения, которые являются решением всех неравенств при обращении каждого в верное числовое неравенство.

    Если х = 1 и у = 2 будет решением неравенства x + y < 7 x - y < 0 , потому как выражения 1 + 2 < 7 и 1 − 2 < 0 верны. Если подставить числовую пару (3 , 5 , 3) , тогда система не даст значения переменных и неравенство будет неверным 3 , 5 − 3 < 0 .

    При решении системы неравенств могут давать определенное количество ответов, а могут и бесконечное. Имеется ввиду множество решений такой системы. При отсутствии решений говорят о том, что она имеет пустое множество решений. Если решение имеет определенное число, тогда множества решений имеет конечное число элементов. Если решений много, тогда множество решений содержит бесконечное множество чисел.

    Некоторые учебники дают определение частного решения системы неравенств, которое понимается как отдельно взятое решение. А общим решением системы неравенствсчитают все его частные решения. Такое определение используется редко, поэтому говорят «решение системы неравенств».

    Данные определения систем неравенств и решения рассматриваются как пересечения множеств решений всех неравенств системы. Особое внимание стоит уделить разделу, посвященному равносильным неравенствам.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Урок и презентация на тему: "Системы неравенств. Примеры решений"

    Дополнительные материалы
    Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания! Все материалы проверены антивирусной программой.

    Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 9 класса
    Интерактивное учебное пособие для 9 класса "Правила и упражнения по геометрии"
    Электронное учебное пособие "Понятная геометрия" для 7-9 классов

    Система неравенств

    Ребята, вы изучили линейные и квадратные неравенства, научились решать задачи на эти темы. Теперь давайте перейдем к новому понятию в математике – система неравенств. Система неравенств похожа на систему уравнений. Вы помните системы уравнений? Системы уравнений вы изучали в седьмом классе, постарайтесь вспомнить, как вы их решали.

    Введем определение системы неравенств.
    Несколько неравенств с некоторой переменой х образуют систему неравенств, если нужно найти все значения х, при которых каждое из неравенств образует верное числовое выражение.

    Любое значение x, при которых каждое неравенство принимает верное числовое выражение, является решением неравенства. Также может называться и частным решением.
    А что есть частное решение? Например, в ответе мы получили выражение х>7. Тогда х=8, или х=123, или какое-либо другое число большее семи – частное решение, а выражение х>7 – общее решение. Общее решение образуется множеством частных решений.

    Как мы объединяли систему уравнений? Правильно, фигурной скобкой, так вот с неравенствами поступают также. Давайте рассмотрим пример системы неравенств: $\begin{cases}x+7>5\\x-3
    Если система неравенств состоит из одинаковых выражений, например, $\begin{cases}x+7>5\\x+7
    Так, что же значит: найти решение системы неравенств?
    Решение неравенства – это множество частных решений неравенства, которые удовлетворяют сразу обоим неравенствам системы.

    Общий вид системы неравенств запишем в виде $\begin{cases}f(x)>0\\g(x)>0\end{cases}$

    Обозначим $Х_1$ – общее решение неравенства f(x)>0.
    $Х_2$ – общее решение неравенства g(x)>0.
    $Х_1$ и $Х_2$ - это множество частных решений.
    Решением системы неравенств будут числа, принадлежащие, как $Х_1$, так и $Х_2$.
    Давайте вспомним операции над множествами. Как нам найти элементы множества, принадлежащие сразу обоим множествам? Правильно, для этого есть операция пересечения. Итак, решением нашего неравенство будет множество $А= Х_1∩ Х_2$.

    Примеры решений систем неравенств

    Давайте посмотрим примеры решения систем неравенств.

    Решите систему неравенств.
    а) $\begin{cases}3x-1>2\\5x-10 b) $\begin{cases}2x-4≤6\\-x-4
    Решение.
    а) Решим каждое неравенство отдельно.
    $3х-1>2; \; 3x>3; \; x>1$.
    $5x-10
    Отметим наши промежутки на одной координатной прямой.

    Решением системы будет отрезок пересечения наших промежутков. Неравенство строгое, тогда отрезок будет открытым.
    Ответ: (1;3).

    Б) Также решим каждое неравенство отдельно.
    $2x-4≤6; 2x≤ 10; x ≤ 5$.
    $-x-4 -5$.


    Решением системы будет отрезок пересечения наших промежутков. Второе неравенство строгое, тогда отрезок будет открытым слева.
    Ответ: (-5; 5].

    Давайте обобщим полученные знания.
    Допустим, необходимо решить систему неравенств: $\begin{cases}f_1 (x)>f_2 (x)\\g_1 (x)>g_2 (x)\end{cases}$.
    Тогда, интервал ($x_1; x_2$) – решение первого неравенства.
    Интервал ($y_1; y_2$) – решение второго неравенства.
    Решение системы неравенств – есть пересечение решений каждого неравенства.

    Системы неравенств могут состоять из неравенств не только первого порядка, но и любых других видов неравенств.

    Важные правила при решении систем неравенств.
    Если одно из неравенств системы не имеет решений, то и вся система не имеет решений.
    Если одно из неравенств выполняется для любых значений переменой, то решением системы будет решение другого неравенства.

    Примеры.
    Решить систему неравенств:$\begin{cases}x^2-16>0\\x^2-8x+12≤0 \end{cases}$
    Решение.
    Решим каждое неравенство по отдельности.
    $x^2-16>0$.
    $(x-4)(x+4)>0$.



    Решим второе неравенство.
    $x^2-8x+12≤0$.
    $(x-6)(x-2)≤0$.

    Решением неравенства будет промежуток.
    Нарисуем оба промежутка на одной прямой и найдем пересечение.
    Пересечение промежутков - отрезок (4; 6].
    Ответ: (4;6].

    Решить систему неравенств.
    а) $\begin{cases}3x+3>6\\2x^2+4x+4 б) $\begin{cases}3x+3>6\\2x^2+4x+4>0\end{cases}$.

    Решение.
    а) Первое неравенство имеет решение х>1.
    Найдем дискриминант для второго неравенства.
    $D=16-4 * 2 * 4=-16$. $D Вспомним правило, когда одно из неравенств не имеет решений, то вся система не имеет решений.
    Ответ: Нет решений.

    Б) Первое неравенство имеет решение х>1.
    Второе неравенство больше нуля при всех х. Тогда решение системы совпадает с решением первого неравенства.
    Ответ: х>1.

    Задачи на системы неравенств для самостоятельного решения

    Решите системы неравенств:
    а) $\begin{cases}4x-5>11\\2x-12 б) $\begin{cases}-3x+1>5\\3x-11 в) $\begin{cases}x^2-25 г) $\begin{cases}x^2-16x+55>0\\x^2-17x+60≥0 \end{cases}$
    д) $\begin{cases}x^2+36

    Системой неравенств принято называть любую совокупность двух или более неравенств, содержащих неизвестную величину.

    Наглядно данную формулировку иллюстрируют, к примеру, такие системы неравенств :

    Решить систему неравенств - означает найти все значения неизвестной переменной, при которых реализуется каждое неравенство системы, либо обосновать, что таких не бывает.

    Значит, для каждого отдельного неравенства системы вычисляем неизвестную переменную. Далее из получившихся значений выбирает только те, которые верны и для первого и для второго неравенства. Следовательно, при подстановке выбранного значения оба неравенства системы становятся правильными.

    Разберем решение нескольких неравенств:

    Разместим одну под другой пару числовых прямых; на верхнею нанесем величину x , при которых первое неравенств о (x > 1) становиться верным, а на нижней—величину х , которые являются решением второго неравенства (х > 4).

    Сопоставив данные на числовых прямых , отметим, что решением для обоих неравенств будет х > 4. Ответ, х > 4.

    Пример 2.

    Вычисляя первое неравенство получаем -3х < -6, или x > 2, второе -х > -8, или х < 8. Затем делаем по аналогии с предыдущим примером. На верхнюю числовую прямую наносим все те значения х , при которых реализуется первое неравенство системы , а на нижнюю числовую прямую, все те значения х , при которых реализуется второе неравенство системы.

    Сопоставив данные, получаем, что оба неравенства будут реализовываться при всех значениях х , размещенных от 2 до 8. Множеств значений х обозначаем двойным неравенством 2 < х < 8.

    Пример 3. Найдем