Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Конспект НОД «Постановка звука Ш. Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука

    Конспект НОД «Постановка звука Ш. Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука

    Звук [ш]

    Подготовительный этап

    Занятие 1

    Пространственная ориентировка

    Перекрестная ориентировка.

    — Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.

    «Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца.

    «Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3—4 раза.

    Упражнение для губ

    «Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].

    Упражнения для языка

    «Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами.

    «Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.

    Координация дыхания, артикуляции и фонации

    Игровые задания

    «Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.

    Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.

    Занятие 2

    Упражнение для выработки продолжительного выдоха

    «Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

    «Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи.

    Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утрированной артикуляцией.

    Упражнения для губ

    «Широкая трубочка». Сомкнуть зубы. Округлить вытянутые вперед губы. Углы губ при этом не соприкасаются. Губы не закрывают зубов. Удерживать губы в такой позиции под счет до 6.

    Упражнения для языка

    «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Повторить 5—6 раз.

    «Язычок идет в гости к носику». Приоткрыть рот, приподнять широкий передний край языка к носу. Удерживать его в таком положении под счет до 5—6.

    «Зубки с язычком играют в прятки». Приоткрыть рот, закрыть языком верхние зубы.

    «Разговор Кукушки и Совушки». Произнесение слогов и звуков ку-ку, ку-ку, ку-ку; у-э, у-э, у-э со сменой интонации.

    Развитие фонематического восприятия

    Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов. Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги: са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [ш].

    Занятие 3

    Упражнение для выработки продолжительного выдоха

    Закрыть широким языком на верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа). Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

    «Самолет гудит». Произношение звука [у] со сменой высоты и силы голоса.

    Упражнение для губ

    Чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка».

    Упражнения для языка

    «Язычок качается на качелях». Широко открыть рот, поднять широкий язык к носу, затем опустить к подбородку.

    «Спрячем зубки». Закрыть широким языком верхние зубы, затем — нижние.

    «Приклей конфетку». Положить на край высунутого изо рта языка кусочек конфеты. Предложить приклеить ее к небу за верхними зубами.

    Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

    «Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук.

    Развитие фонематического восприятия

    Определение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш]. (Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик. )

    шарик, мишка, малыш.

    Занятие 4

    Упражнение для выработки продолжительного выдоха

    «Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по- середине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

    Упражнение для губ

    «Хобот слона». Округлить губы и вытянуть их вперед. Удерживать губы в таком положении под счет до 6.

    Упражнения для языка

    «Качели». Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем — нижней.

    Кончик языка подвести под верхнюю губу, затем со щелканьем оторвать его.

    «Чашечка».

    — Приготовь «чашечку», я буду угощать тебя соком. Какой сок будешь пить?

    — Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять кончик и боковые края языка вверх, в средней части языка должно образоваться углубление.

    «Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).

    Развитие фонематического восприятия

    Найти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ.

    Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии которых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю — те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю — те, в названиях которых звук в конце.

    Занятие 5

    Упражнение для выработки продолжительного выдоха

    «Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

    Упражнение для губ

    «Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки».

    Упражнения для языка

    «Едем на лошадке». Пощелкивание языком. Широкий кончик языка присасывается к небу и со щелканьем отрывается от него.

    «Лепесток розы». Язык «чашечкой» снаружи, затем внутри рта. Следить, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам.

    Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

    «Разговор Бегемотиков». Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бда-бдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации.

    Развитие фонематического восприятия

    Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, крепыш, коротыш, глупыш, голыш.

    Занятие 6

    Упражнение для выработки продолжительного выдоха

    «Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

    «Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

    Упражнения для губ

    Повторение упражнений предыдущих занятий.

    Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык — «чашечкой» (снаружи рта).

    Упражнения для языка

    Повторение упражнений предыдущих занятий.

    «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу, затем, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения рот открывать все шире, а язык удерживать все дольше.

    Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

    Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди.

    Развитие фонематического восприятия

    Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых — [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш].

    Постановка звука [ш]

    Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ш]

    Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1—2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло.

    Приемы работы по постановке звука [ш]

    Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки». Звукоподражания

    Шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар.

    Формирование зрительного образа звука [ш]

    Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.

    Формирование ощущения положения органов артикуляции с помощью игрушек. Посмотри, как обезьянка поднимает язычок «чашечкой» за верхние зубы.

    ёёё129 Рисунки к заданиям, используемым на этапе автоматизации звука [с]

    Показ правильной артикуляции звука [ш]. Обратить внимание ребенка на положение губ, зубов и языка.

    Пластическое изображение формы языка кистями рук

    Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой — небо.

    Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной (1965)

    Постановка звука [ш] по подражанию

    Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.

    Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].

    Постановка звука [ш] на базе звука [т]

    Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.

    Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].

    — Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.

    — Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.

    — Учить правильно произносить звук [ш] с механической помощью.

    — Продолжать учить выделять звук [ш] из ряда слов.

    — Продолжать формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.

    — Упражнять в подборе слов-антонимов.

    — Закрепить названия морских обитателей.

    — Развивать внимание, память, мелкую моторику.

    ОБОРУДОВАНИЕ

    Игрушка «Гном»; наборное полотно; комплект букв разрезной азбуки; картинка (или игрушка) «Змейка»; семь картинок для игры «Запомни по символу»; картинка «Подводный мир» (наложенные друг на друга изображения).

    1. Организационный момент.

    Логопед. Сегодня к нам на занятие собирается какой-то гость. Но кто это, ты узнаешь чуть позже.

    2. Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько размяться, сделать гимнастику. Сначала сделаем упражнение «Заборчик» (повторить 3 – 4 раза), затем «Колечко» (повторить 3 – 4 раза). Следи, чтобы зубки были сомкнуты, а губки округлены. А сейчас поработает язычок. Покажи, как он умеет делать упражнение «Лопату» (повторить 3 – 4 раза). После этого подуй на язычок. Следующее упражнение «Чашечка» . Она должна быть боль­шая, широкая, вынесена изо рта (повторить 2 – 3 раза). А сейчас подуй на носик, чтобы он почувствовал ветерок (повторить 3 – 4 раза), спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в этом положении (повторить 3 – 4 раза).

    3. А теперь пора узнать, кто же к нам пришел. Я произнесу слово, а ты выдели первый звук и обозначь его буквой. Все буквы по порядку выставляй на наборное полотно. Слушай внимательно: ГруШа, НатаШа, ОпуШка, МаШина. При произнесении каждого слова логопед выделяет первый звук и звук [ш], показывая его правильное звучание. Составь из букв слово. Что у тебя получилось? Ребенок. Гном. Логопед. Правильно, на занятие пришел гном (выставляет игрушку).

    4. У гнома есть змейка. Она любит шипеть. Давай покажем, как она это делает. Чтобы змейка зашипела, ей нужно посвистеть: с-с-с. В это время ты лопаточкой приподними язычок и послушай змейку (постановка звука [ш] от звука [с] с механической помощью).

    5. Посмотри на змейку, какая она? Она короткая? Ребенок. Нет, длинная!

    Логопед. Она злая? Ребенок. Нет, добрая! Логопед. Она грустная? Ребенок. Нет, веселая! Логопед. Она колючая? Ребенок. Нет, гладкая!

    6. Логопед. Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и спряталась (постановка звука Ш от звука С механическим способом ). Давай ее поищем. Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что змейка шипит: ш-ш-ш, кричи громко: «Вот ты где!» Собака, шапка, жираф, фартук, машина, халат, мешок, снежинка, подушка и т.д. Давай еще раз покажем, как шипит змейка (постановка звука Ш от звука С механическим способом).

    7. А сейчас гном отправляется гулять. Идет по дорожке и называет картинки, которые попадаются ему на пути. Это замок, а много чего? Правильно, много замков. Ребенок образует форму каждого слова, ориентируясь на вопрос логопеда. По мере прохождения «дорожки» картинки переворачиваются изображением вниз, символом вверх.

    8. Пришел гном на берег моря, надел акваланг и нырнул. Воздух из акваланга выходит, шипит (постановка звука Ш от звука С механическим способом). Рядом появились разные рыбы.

    Посмотри скорей, мой друг!

    Рыбы плавают вокруг:

    Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила, Рыба-удильщик и рыба-игла.

    Ребенок выполняет движения пальцами.

    9. Опустился гном еще глубже (постановка звука Ш от звука С механическим способом). Помоги ему разглядеть медузу, осьминога, морскую звезду, морского конька. Ребенок находит подводных обитателей среди наложенных изображений и называет их.

    10. Вернулся гном на берег и пошел домой по дорожке. Посмотри на символы и вспомни, какие картинки они обозначают. Ребенок вспоминает каждую картинку, глядя на символы. Для проверки названную картинку нужно перевернуть.

    11. Итог занятия.

    Логопед. Сегодня на занятии ты учился правильно шипеть и показал гному, как хорошо уже это у тебя получается!

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА КУПИНСКОГО РАЙОНА

    Конспект НОД с применением элементов логопедического массажа «Постановка звука Ш»

    Провела: учитель-логопед

    Коцолапенко Галина Васильевна

    Цель: Уточнить и закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш в слогах.

    Коррекционно-образовательные задачи:

    1. Формирование правильного диафрагмального дыхания.

    2. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.

    3. Развитие артикуляторного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики для постановки звука «Ш».

    4. Закрепление правильного произношения звука [Ш] (в изолированном произношении)

    5. Развитие фонематического восприятия (отбор слов в названии, которых есть звук «Ш»)

    6. Закрепление представление о зиме и её приметах, признаках.

    7. Расширение словарного запаса через употребление слов-признаков, антонимов.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    Развивать слуховое внимание.

    Развивать общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    Развивать память, самостоятельность, уверенность.

    Формировать умение слушать логопеда.

    Формировать усидчивость на занятии.

    Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

    Сохранять и укреплять здоровье детей.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент:

    Логопед: Мы сегодня будем очень весело и интересно играть, учиться правильно произносить звук ш, к нам придет еще один гость, но кто это ты узнаешь, если отгадаешь загадку. Слушай внимательно.

    Меня не растили,

    Из снега слепили.

    Вместо носа ловко

    Вставили морковку.

    Кто же это?

    Ребенок: Снеговик.

    Логопед: Правильно. Смотри, в гости к нам пришел снеговик.

    А когда приходит снеговик, в какое время года?

    Ребенок: Зимой.

    Логопед:- Правильно, зимой.

    Мы очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как падал первый снег, усыпая землю. Рассматривали снежинки. И вот дождались мы снежных, морозных дней. Зимой дует холодный ветер

    Как подует ветерок, так закружится снежок.

    Ой, от холодного ветра ручки у нас замёрзли, давай их согреем, подуем на ручки. Сделай глубокий вдох носом. Округли губы и с силой выдохни воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повтори еще раз, и еще раз. А теперь потри ладошки, чтобы они согрелись, а теперь кулачки потрем. Молодец, теперь наши ручки согрелись.

    2. Основная часть.

    Наш гость снеговик очень хочет научиться правильно произносить звук Ш, давай расскажем ему, что для этого нужно делать. Чтобы правильно произносить звук Ш, мы каждый день должны делать гимнастику для язычка, для губ и щек. Должны научиться правильно дышать, делать правильный плавный выдох. А чтобы язычок стал послушным, я буду делать тебе массаж язычка. А Снеговик будет внимательно за нами наблюдать.

    Расслабь язычок, он становится широким как лопатка. Погладим язычок от кончика к корню языка и обратно. Нарисуем лыжню для лыжников. Лыжники едут и прямо, и зигзагом, и елочкой. Поглажу легонечко от середины языка к краешкам, чтобы язычок стал широким, мягким, послушным. Замедляется движенье,

    Исчезает напряженье…

    И становится понятно:

    Расслабление приятно. Язычок широкий. (Массаж собственно мышц языка, движения от кончика к корневой части языка и обратно; поглаживание от кончика языка к корню языка; легкое поглаживание языка из стороны в сторону.)

    Погладим боковые краешки языка от кончика к корню. Краешки язычка, будут прижиматься к верхним зубам. Умничка, ты мне очень помогаешь. (Поглаживать боковые поверхности языка от кончика к корню.)

    Тихонечко разомнем язычок, чуть сильнее перетираем мышцы. (Легкое разминание с перетиранием от кончика к корню с одной и другой стороны.)

    Рисуем кружочки- комочки на язычке, чуть надавливаем на язычок.

    Круговые растирающие движения.

    Слегка потянем язычок и чуть потрясем. Легкое потряхивание,

    И шпателем похлопаем по язычку, чтобы он стал совсем широким, и послушным.

    А теперь сделаем чашечку язычком, я тебе помогу поднять краешки язычка вверх, прижимай краешки к верхним зубам и подуй на чашечку. А губки выдвигай вперед, я тебе помогу. И подбородок выдвигай вперед, совсем немножко. Подуй на горячую чашечку, остуди горячий чай. Молодец, как хорошо у тебя получается. Замечательный звук слышится. Пошипи еще немного. (Легкая вибрация с использованием шпателя.)

    Убирай язычок в ротик, ты молодец.

    Хорошо нам отдыхать…

    Но пора уже вставать!

    Веселы, бодры мы снова

    И к занятиям готовы!

    Чтобы правильно произносить звук Ш, нужно каждый день делать гимнастику для язычка. Снеговик не умеет делать гимнастику, давай мы его научим. Ты внимательно смотри на меня, а я буду смотреть на тебя. Старайся повторять все за мной, медленно, не спеша.

    (Упражнения: Забор, Трубочка, Окошко, Лопаточка, накажем непослушный язычок, лопаточка копает, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок.

    Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают что? Что падает на землю?

    Ребенок: Весёлые снежинки.

    Логопед: А снежинки какие?

    Холодные или горячие? Белые или черные? Легкие или тяжелые? А ещё какие бывают снежинки, а еще какие?

    Логопед: Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

    Давай поиграем со снежинками, ты будешь сдувать их с носа. ("снежинки"-ватные шарики). А ты умеешь правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. Сдувай "снежинки" с носа. Молодец.

    А теперь покажи, как мы делаем чашечку. А теперь подуй на чашечку. "остуди горячий чай". Молодец, какой замечательный звук Ш получается.

    1. Физминутка.

    Логопед: Мы все очень любим зиму, она приносит много игр, давай поиграем со снежинками.

    На полянку, на лужок

    Тихо падает снежок.

    Улеглись снежинки,

    Белые пушинки.

    Но подул вдруг ветерок,

    Закружился наш снежок.

    Пляшут все пушинки,

    Белые снежинки.

    2. Развитие фонематического восприятия.

    Логопед: А теперь давай покажем снеговику игру «Поймай звук». Как только ты услышишь звук Ш, хлопни в ладоши и поймай его.

    Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.

    Логопед: Давай напомним снеговику, где был твой язычок, когда ты произносила звук Ш: вверху или внизу? А краешки язычка ты прижимала к верхним зубам? А губки улыбались или были круглыми? А ветерок был теплым или холодным? Правильно, молодец.

    Итог занятия.

    Логопед: Ты так хорошо играл сегодня, а тебе понравилось играть со снеговиком? Какой звук мы сегодня научились произносить?

    Снеговик очень признателен тебе за помощь. И у него есть для тебя сладкий подарок.

    До свидания!

    Конспект

    индивидуального

    логопедического занятия

    по постановке звука [ Ш ]

    Тема:

    Постановка звука [ Ш ] .

    Цель:

    Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    Формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

    Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

    Упражнение в правильности произнесения звука Ш.

    Коррекционно-развивающие :

    Развитие артикуляционного аппарата;

    Развитие фонематического слуха;

    Устранение дефектного произношения звука Ш;

    Развитие грамматического строя речи.

    Воспитательные:

    Воспитание интереса к занятиям;

    Воспитание самостоятельности.

    Оборудование:

    предметные картинки.

    Этапы

    Ход занятия:

    1. Орг. момент

    К нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её?

    2. Артикуляционная гимнастика

    Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»).

    Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»).

    Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»).


    А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»).

    Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»).

    А соседская белочка предложила проводить Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»).

    3. Объявление темы занятия

    Сегодня на занятии мы с тобой будем учиться правильно произносить звук [Ш].

    4. Постановка звука

    Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной Постановка звука [ш] по подражанию
    Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони. Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1-2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш]. Постановка звука [ш] на базе звука [т]
    Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2-3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук. Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т]. Постановка звука [ш] на базе звука [р]
    Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р]. Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка. Постановка звука [ш] на базе звука [с]
    Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем. Постановка звука [ш] на базе звука [ч]
    Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

    5. Анализ артикуляции

      В каком положении находятся губы?

      В каком положении находятся зубы?

      Где находится кончик языка?

      Где находятся края языка?

      Какая струя воздуха выходит изо рта?

    (Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

    Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

    6. Закрепление изолированного звука

    По дороге к дому, в лесу, Маша заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш).

    Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

    По дороге Маша встретила змейку. Она попросила её проводить до её домика. Давай и мы поможем.

    7. Развитие фонематического слуха

    Змейка предложила Маше поиграть в игру «Охотник».

    А ты готова к игре? Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его - хлопай в ладошки:

    М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

    8. Закрепление звука в слогах

    Змейка прекрасно умеет шипеть. Она придумала слоговые песенки и просит Машу спеть вместе с ней.

    Давай, споём вместе с ними.

    9. Закрепление звука в словах

    Змейке очень понравилась весёлая и озорная Маша. Она решила подарить ей подарки – красивые картинки со звуком [Ш]

    Давай назовём их….

    10. Закрепление звука в предложении

    Давай назовём их….

    У Миши новая .

    Папа едет на
    .

    Даша нашла .

    Маша помогает
    .

    11.Домашнее задание

    Придумай, как можно больше слов, где звук [Ш] слышится:

    В начале слова;

    В середине слова;

    В конце слова.

    12. Итог занятия

    Сегодня на занятии ты побывала в осеннем лесу, встретила Машу и Медведя и научилась шуршать, как шуршат осенние листья и шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!

    С каким звуком ты сегодня познакомилась? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.

    А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.

    13. Оценка занятия

    Ты сегодня очень старалась, молодец! И Маша приготовила тебе подарок. Держи его.

    В современном мире увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Проблемы в процессе развития речи могут возникнуть у любого ребенка. Но запущенность хотя бы одного звукового произношения влечет за собой риск появления больших логопедических проблем.

    Поэтому постановка всех звуков ребенку совершается, начиная с первичного выявления причин нарушения произношения «Р», «С», «Ш», «З» и других.

    Формирование звукового произношения начинается с первых месяцев жизни. Первые звуки возникают непроизвольно, обычно они самые простые в произношении («а», «о», «у»). До 3-х лет замена звуков, искажения в их произношении считается возрастной нормой. К 5-ти годам активно формируется полноценный фонематический ряд.

    Если к 5 годам у ребенка не получается правильно произносить «ш», необходимо помочь ему с произношением звука артикуляционной гимнастикой и другими методами.

    Постановка звука «Ш» возникает между третьим и пятым годом жизни. Первое время произношение ребенка страдает, звук получается нечетким. Иногда дети используют свистящий С вместо шипящего.

    Наиболее распространены такие причины отставания в этапах речевого произношения: неправильное развитие речевого аппарата (проблемы с прикусом или уздечкой языка); малоподвижная нижняя челюсть.

    Чтобы приступить к правильному формированию звукопроизношения, сперва необходимо разобраться в звуках, которые ребенку трудно произносить, в чем заключается трудность. Первой в обязательном порядке проверяется группа шипящих, свистящих и сонорных. Для корректной проверки нужно попросить ребенка рассказать стихотворение, историю, сказку.

    Использовать можно специальные карточки с изображениями на букву, которую необходимо проверить.

    Нарушение твердой согласной чаще всего сопровождается неправильным произношением мягкой. При этом проверяется произношение звука отдельно от слова. Если в таком виде ребенок правильно произносит звук, тогда заниматься нужно путем повторения фраз и слов. Когда понятно, что звук искажается, необходимо начинать работу по его постановке.

    Причины отсутствия правильного «Ш»

    Если речь идёт о здоровом ребенке с нормальным слухом и сохранным интеллектом, выделяют следующие причины искаженного звукопроизношения:

    • Неправильное речевое дыхание. При проблемах с дыханием речь ребенка остается тихой, запинается на каждом слове, конец предложения проглатывается из-за нехватки воздуха. Такой же процесс наблюдается в звукопроизношении, многие звуки искажаются из-за затрудненности речевого дыхания. Заметить трудности можно, когда выход при разговоре резкий, через нос. Также ребенок может добирать воздух, чтобы закончить предложение маленькими вдохами. Заниматься можно в домашних условиях. При ежедневной практике, которая будет длиться не более пяти минут, результаты проявятся в течение месяца, что значительно ускорит процесс постановки звука.
    • Проблема в речевом слухе. Благодаря фонематическому слуху появляется возможность отличить созвучные слова. Проявляется отклонение, когда ребенок не замечает различия в своем произношении от других людей. Нарушение речевого слуха приводит к трудностям в обучении письму, чтению. В некоторых случая развивается дислексия. Формированием речевого слуха следует заниматься с момента беременности, когда у плода начинают формироваться слуховые рецепторы. Фонематический слух развивается к четырем годам, поэтому если после этого возрастного периода ребенок всё ещё неправильно произносит звуки, не согласовывает окончания в словах - это повод обратится к специалисту. Комплексное обследование, картина анамнеза помогут точнее определиться с направлением корректирования нарушения.
    • Плохое развитие артикуляционного аппарата. Качество звукопроизношения зависит от функционирования речевого аппарата и отдельной работой органов ротовой полости. Звуки образовываются в полости рта, поэтому правильное расположение органов, которые отвечают за речь играет важную роль для звукопроизношения. Неправильное строение может заключаться в неправильном прикусе, строении неба, формировании зубов. Всё это приводит к образованию смазанной речи, нечеткому произношению слов, звуков. Для точного звукопроизношения необходимо развивать двигательную активность языка, подвижность губ (улыбка, округление), фиксированность нижней челюсти.
    • Индивидуальное строение уздечки. У всех людей разная длина подъязычной уздечки. Проблемы с правильной постановкой звуков могут возникнуть если родители замечают, что ребенок не достает языком до верхнего неба, кончик языка не высовывается, ребенок не может издать цокающий звук. Короткая уздечка препятствует возникновению сосательного рефлекса, формирует неправильный прикус. Исправить возникнувшую проблему можно с помощью логопеда, стоматолога. Операция по подрезанию уздечки требуется детям, у которых проявляется уплотнение или прикрепление фактически к кончику языка. В случаях, когда проблемы строения не выявлены - предлагают разрабатывать связку специальными упражнениями, массажем. Обычно выявление проблем происходит при осмотрах новорождённых, которым сразу в роддоме могут подрезать уздечку.

    Артикуляционная гимнастика

    Согласный звук «Ш» не имеет парного мягкого, по своей природе он глухой, твердый. При произношении речевой аппарат выстраивается особым образом:

    • губы немного выдвигаются вперед;
    • кончик языка не касается неба при подъеме;
    • сам язык по форме похож на ковш, не выпуская по бокам выдыхаемый воздух;
    • между связками есть пространство, струя воздуха ощущается теплой при подставленной руке.

    Постановка звука Ш ребенку поэтапно заключается в формировании правильного артикуляционного аппарата.

    Артикуляционная гимнастика служит для вырабатывания правильного расположения органов с последующим звукопроизношением шипящих. Проводится методика по несколько раз каждый день, продолжительностью в пять-шесть минут. Подбор упражнения стоит начинать от простых к более усложненным.

    Проводить с дошкольниками, младшими школьниками лучше в игровой форме, которая является основной деятельностью в этом возрасте. Так ребенок не потеряет интерес, мотивированность. Упражнения на закрепление стоит разбавлять новыми после того, как наладится выполнение первых.

    Тренироваться начинают, используя зеркало, чтобы ребенок видел не только взрослого и его артикуляцию, но и свои ошибки, успехи. Родитель или специалист при проведении специальных упражнений старается только контролировать процесс выполнения.

    Подкреплять результаты важно позитивной оценкой любых действий. Улучшение эмоционального фона приводит к старательности выполнения гимнастики.

    Упражнения постановки от звука С

    Самый распространенный способ постановки звука Ш от С. Такой способ используют, когда нарушений подвижности речевого аппарата не обнаружено. Для постановки шипящих будет полезен даже не звонко свистящий звук. Ребенку необходимо поднимать язык к небу, без напряжения озвучить С. После чего необходимо выпускать воздух при произношении. Таким образом получается шипящая Ш.

    Воздух должен выходить без лишних усилий, ребенку не следует напрягать мышцы лица, излишнюю мимику . Постановка звука «Ш» ребенку поэтапно совершается для того, чтобы наглядно объяснить различия в принимаемом положении языка. Верхнее положение при звуке С дети часто путают с нижним звука Ш, из-за чего происходит смешение свистящих и шипящих.

    Упражнения постановки от звука Т

    При наличии межзубного сигматизма ребенку поэтапно ставят шипящий от звука Т. Предварительно учат дотрагиваться кончиком языка верхних зубов, немного выходя за них. Таким образом начинается отработка звука Т.

    Ребенку предлагается несколько раз в замедленном ритме произносить мягкую Т, прикасаясь кончиком языка к корням верхних зубов. Затем, удлиняя выдыхаемый воздух, не прикасаясь к зубам вырабатывается звук Ш.

    Упражнения постановки от звука Р

    В случаях, когда у ребенка нормальное произношение звука Р - постановка звука «Ш» производится от него. Упражнение производят совместно с ребенком перед зеркалом. Произносить звук Р необходимо шепотом, поэтапно убирая напор воздуха при выдохе до прекращения вибрации. После появления легкого шипения звук Ш будет становиться без произнесения Р.

    Упражнения постановки от звука А, Э, Ы

    Когда возникает проблема постановки звука Ш от согласных звуков рекомендуют использовать гласные. Такой прием трудно использовать дома, потому что он требует наличие навыков управления логопедическим зондом. Ребенок произносит гласные звуки, специальным инструментом поднимают язык к нёбу.

    Постановка звука «ШЬ»

    Звук «Щ» — глухой, мягкий в произношении, описывается в некоторых случаях как ШЬ.

    Артикуляция звука «Щ»: кончик языка необходимо поднять к альвеолам при этом прижимать боковые края языка к верхним зубам. Мышцы должны быть в напряжении. При выдохе давить кончиком языка на нёбо. Губы принимают округленную форму. Расстояние между зубами должно быть не больше пяти миллиметров.

    Поднеся руку ко рту, на выдохе можно почувствовать струю теплого воздуха. Вибрация отсутствует, потому что звук глухой. Постановка звука ШЬ происходит после нормализации произношения Ш. Звук ШЬ в отличие от Ш произносится более тянущимся, напряженным. Язык при произношении давит на нёбо.

    «Щ» может самостоятельно возникать после постановки всех шипящих звуков. Если этого не произошло - используют специальные логопедические приёмы. Начинать следует с упражнений на подражание. В таком случае ребенку предлагаются игровые приемы (представить шипящую змею, маленький паровозик).

    Обязательно использование тактильных приемов для проверки правильной артикуляции.

    При возникновении правильного звукопроизношения Ш ребенку предлагают длительно, растягивая улыбку и проталкивая язык вперед, произносит звук до появления Щ.

    Автоматизация звука [ш] в слогах

    Закрепление звука в слогах, словах, предложениях необходимо проводить в форме полноценного занятия или домашнего задания. Для того, чтобы ребенок активно включился в процесс занятия, оно должно происходить в игровой форме.

    Необходимо заранее подготовить оборудование, которое будет использоваться. Это могут быть игрушки, рисунки под звук, методические разработки, логопедические инструменты.

    Мимическая гимнастика

    Занятия начинают с особой артикуляционной гимнастики, которая подготовит речевой аппарат к проведению упражнений, расслабит мышцы лица.

    Мимическая гимнастика включает в себя следующие упражнения:

    1. Двигать губами вправо-влево, разминая лицевую мускулатуру. Выполнить пять раз в одну и другую сторону, отдохнуть, повторить ещё четыре раза.
    2. Попеременно надувать щеки, повторяя упражнение пять раз с недолгим отдыхом.
    3. Хмурить брови, надувать губы делая обиженное, капризное лицо. Практиковать злое выражение лица поджимая губы. Делать удивленное выражение поднимая брови вверх. Повторять каждое упражнение четыре-пять раз.
    4. Быстрое моргание чередовать со спокойным, расслабленным открыванием-закрыванием глаз.
    5. Обводить контур губ языком, словно облизывая остатки варенья, мороженного на лице.
    6. Корчить рожи, делать смешное выражение лица, складывать губы «уточкой».

    Каждое упражнение можно сопровождать стихотворной рифмой, занимательным рассказом. Таким образом ребенок будет не только развивать мимику, но и тренировать речь, память.

    Дыхательная гимнастика. Постановка звука Ш на вдохе

    Постановка звука Ш ребенку поэтапно может совершаться при помощи дыхательных упражнений.

    Наиболее удачной оказывается звукопроизношение через Т. Для начала необходимо попросить ребенка длительно произносить звук Т прикасаясь кончиком языка к внутренней стороне верхних зубов. Звук должен выдавать струю воздуха, которая ощутима при поднесении ладони ко рту. Затем необходимо выдохнуть воздух, и на коротком вздохе произнести звук Т.

    Ребенок должен втягивать в себя воздух, не используя при этом гортань. Необходимо втягивать в себя воздух до тех пор, пока язык плотно не ляжет на альвеолы. Звук должен получатся похожий на шорох, который вместе с тем пускает холодок на полость верхних зубов.

    После того, как шорох будет слышаться важно после втягивания выталкивать воздух со звуком обратно. На этом этапе должен получится мягкий Ш.

    Постановку необходимо выполнять осторожно с небольшими отдыхами, чтобы избежать гипервентиляции, которая может привести к головокружению.

    Постановка с механической помощью

    Для постановки некоторых звуков используют специальные логопедические инструменты, которые помогают управлять движением языка, губ.

    Механическую постановку можно совершать от звука С. При длительном произношении специальным зондом в виде шпателя поднимают язык ребенка к верхним зубам, отодвигая немного назад. После получения звука Ш стоит пробовать произносить без помощи инструментов.

    Возможно воздействие при произнесении звука Р. Для этого ребенок должен без голоса, растягивая, произносить звук Р. Кончиком инструмента необходимо приостановить вибрацию под языком до появления шипения. Спустя некоторое количество повторов шипение будет возникать непроизвольно.

    Закрепляем произношение

    Упражнения для автоматизации звука «Ш»

    Упражнение на добавление окончаний со звуком «Ш»:

    Заменить первый звук на Ш: тапки – шапки, губы – шубы, мыло – шило, пар – шар.

    Образовать уменьшительно-ласкательное слово: зима – зимушка, тётя – тетушка, хозяйка – хозяюшка, хлеб – хлебушек, пятно – пятнышко.

    Упражнения для улучшения речевого слуха:

    1. Угадай животное. Необходим магнитофон с записями звуков различных животных. Ребенку необходимо дифференцировать и назвать животное.
    1. Пальчиковая игра «Погодные явления» . Тому, кто проводит игру, необходимо называть одно из явлений, ребенок должен стучать по столу. Например, изображая гром ребенку необходимо кулаками стучать по столу. Молнию изображать легкими ударами пальцев, произнося при этом продолжительный звук Ш.

    Как способствовать развитию речи у детей


    Постановка правильного произношения всех звуков, в т. звука «Ш» ребенку совершается поэтапно для развития правильной речи. Помочь в этом может не только логопед, но и ежедневные самостоятельные занятия, которые можно превратить в игру, чтобы малыш шел на контакт более активно.

    Видео о постановке звука «Ш» ребенку

    Как поставить звук Ш ребёнку за 1 минуту: