Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Интересные игры по русскому языку. Идеи и игры для развития русского языка

    Интересные игры по русскому языку. Идеи и игры для развития русского языка

    Однажды пост одной из замечательных участниц группы про названия деревьев, которые знает многоязычный ребёнок заставил меня задуматься о том, какие именно методы и способы для расширения словарного запаса использую я.
    Ну, например, я с рождения говорю с детьми только на родном для меня русском языке, но большую часть времени являюсь единственным активным источником информации. Детей трое, времени мало, поэтому меня очень волнует, что язык у них останется на бытовом уровне. Сейчас старшие проводят большую часть дня в школе, а если добавить кружки и спорт, то времени в течение рабочей недели у нас не так уж и много (вернее очень мало). Что будет дальше, когда увеличатся объемы англоязычных домашних заданий, я пока не представляю. Поэтому моя задача на данный момент погружать их в язык при любой благоприятной возможности, чтобы корни прорастали максимально глубоко. Психологически русский язык у детей сейчас принят и относительно любим, так как вокруг появились русскоязычные друзья-ровесники, да и вообще монолингвы в Гонконге в меньшинстве, но тем не менее расслабляться, конечно, не стоит.

    Вот несколько списков навскидку, я внесла по пять пунктов в каждый. Буду рада новым идеям, чтобы пополнить свои копилки. И да, это игры на возраст 4-9 лет, с младшим занятия у нас совсем другие:

    На ходу:

    • СЛОВА.

      Любые существительные, кроме нарицательных. Тут всё просто – начинает младший, называя любое существительное, второй игрок называет слово на последнюю букву первого, третий на последнюю букву второго, и так далее, пока не надоест;

    • ГЕОГРАФИЯ (расширенный варианты игры ГОРОДА).

      Тот же принцип, что и в игре СЛОВА, но мы используем любые географические названия (материки, государства, горы, реки и так далее);

    • Я ЗНАЮ ПЯТЬ ИМЁН…

      В эту игру лучше играть с мячом, но можно и просто перекидываться словами. По идее играющий стучит мячом и говорит: «Я знаю пять имён девочек: Маша, Катя…» итак далее, потом имена мальчиков, потом названия городов, цветов, цветков, деревьев и всё что в голову придёт. Если игрок застопорился, то мяч передаётся другому играющему, если мяч выпал и укатился тоже. Мы обычно игнорируем мяч и бьём как получится, а вот со словами стараемся;

    • ОН?ОНА?ОНО?

      Игра на отработку родов. Тут могут быть разные уровни сложности. Например я смотрю вокруг и внезапно говорю: «Кто мне быстро найдёт три вещи женского рода вокруг?» (для пятилетнего среднего уточняя, женский род, это «она») и дети пытаются найти варианты, если все три верно, то три очка, если два, то два. Побеждает тот, кто быстрее наберёт, например, пятнадцать очков;

    • ПАМЯТЬ.

      Выбираем тему, например, «животные». Младший начинает: «корова», следующий игрок говорит: «корова, собака», следующий проговаривает первые два и добавляет своё: «корова, собака, слон» и так пока кто-то не начнёт сбиваться. Кто сбился, тот проиграл (ну или победила дружба).

    Письменные игры на бумаге:

    • ВИСЕЛИЦА.

      Классическая игра из детства. Пишем первую и последнюю букву слова и ставим столико чёрточек, сколько букв между ними. Например, «К- – – -А». Это «Корова». Отгадывающие называют буквы, если называют верную, то её надо написать вместо чёрточек, а если называются буквы, которых в слове нет, то шаг за шагом выстраивается виселица (если вдруг, кто не знает последовательность, уверена в интернете на эту тему много вариаций;

    • ИМЯ-ГОРОД-ЖИВОТНОЕ.

      Тут тоже может быть много разных вариантов. Лист бумаги делится на 4-5-6 колонок, младший игрок начинает, выбирая любую букву и надо, как можно быстрее написать имя, город, животное, растение;

    • РЕБУСЫ.

      В интернете их огромное множество, я распечатываю по листку для каждого сына, и мы вместе их отгадываем, иногда наперегонки, иногда на время. Ну вот, например, ребусы 1 или вот ребусы 2 Ещё один бонус здесь заключается в том, что благодаря бонусам расширяется словарный запас детей. Стриж, клык, доклад и многие другие слова дети узнали из ребусов;

    • КТО? С КЕМ? ГДЕ? ЧТО ДЕЛАЛ? КОГДА? ЧЕМ ЗАКОНЧИЛОСЬ? - это игра из моего детства.

      Недавно начали играть со старшими для практики письма. Каждый берет листок бумаги и пишет ответ на вопрос «кто?», потом заворачивает ответ и передаёт бумажку соседу, потом пишем ответ на вопрос «с кем?», заворачиваем и передаём бумагу дальше. И так пока не ответим на все вопросы. Мальчишки не любят писать, но очень любят слушать получившимся истории. Приводить их здесь не буду, так как в пять и семь лет множество историй сводится к туалетным темам;

    Общее развитие:

    Настольные игры:
    Тут, я уверена, список может быть бесконечным.
    У нас в любимчиках:

    • БРЕЙН БОКСЫ.

      Разная тематика способствует расширению кругозора и словарного запаса. Плюс практика чтения;

    • ГОЛОВОНОГИ.

      Простая игра, где нужно придумать имена смешным монстрикам. Дети любят ее за простоту и веселье, мне нравится, что им приходится думать и самостоятельно формировать слова и фразы (например, «зеленорукая варежка», или «испуганная розочка» - это все варианты имён);

    • ПРОБКА.

      Тут математика и логическое мышление на русском языке. Встаём в пробку, увозимся машины на эвакуаторе, пропускаем полицию и скорую помощь и складываем, и вычитаем вслух;

    • ПАКЛЯ – РВАКЛЯ.

      У нас идёт с переменным успехом (видимо не всегда есть вдохновение). Это игра на сравнение рифм. Опять же способствует расширению словарного запаса и развитию мышления;

    • Кроме этого:

      Монополия, “верю-не верю”, нарды, математические змеи и лестницы, всевозможные тематические лото (их тонны в интернете) и так далее.

    Конечно мы не занимаемся всем вышеперечисленным постоянно. Это скорее моя попытка осмыслить, какие инструменты есть у меня в арсенале для поддержания и развития русского языка. Естественно, ещё необходимо чтение и письмо. Есть хорошие и не очень учебники (тема для отдельной заметки) и прекрасные материалы от различных учителей. Но главное во всех наших занятиях - это присутствие двух основных элементов: постоянства и игры. То есть принятие детьми факта, что русский в их жизни есть каждый день и не только в форме бытового диалога с мамой, скучных прописей и не самых интересных первых рассказов, но и в форме интересных обсуждений на различные темы и увлекательных игр.

    Ps. А с деревьями был полный педагогический провал, больше десяти они мне назвать не смогли. Будем работать дальше.

    Интеллектуально – познавательная игра "Русский язык"

    Внеклассное мероприятие по русскому языку 5-7 класс

    Описание работы: предлагаю Вашему вниманию разработку интеллектуально-познавательной игры "Русский язык" для учащихся 5-7 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка, классным руководителям.
    Цель : создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению русского языка.
    Задачи:
    1. Развитие логического и творческого мышления.
    2. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, мыслительных процессов.
    3. Развитие навыков командной работы.

    Пояснительная записка.
    Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов. Использовать такую форму можно как на уроке, так и во внеклассной работе.

    1 конкурс. РАЗМИНКА.
    Ведущий:
    Ответьте, о ком или о чем говорится.
    1)«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей (дневник).
    2) Что такое ручкохранилище? (пенал).
    3) Земля, которую может покрутить любой желающий (глобус).
    4) Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника (звонок).
    5) Как называется школьный известняк? (мел).
    6) Предмет, опровергающий поговорку «Что написано пером, не вырубишь топором» (ластик).
    7) Слово белый по отношению к слову черный (антоним).
    8) Пишется так же, но смысл другой (омоним).
    9) Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (корень).
    10) Он бывает между корнем и окончанием (суффикс).
    11) В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (в О да.)
    12) Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С. Пушкин призвал «жечь сердца людей» (глагол).

    2 Конкурс. ПОСТИЖЕНИЕ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ.
    Ведущий:
    Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной.
    Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы: вспомните соответствующие пословицы и поговорки, сформулируйте их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к
    поговоркам.
    1. Он здоровый, в здоровом теле... (здоровый дух).
    2. Часть одежды, которую рекомендуют держать шире... (карман шире).
    3. У него глаза велики... (у страха).
    4. Только там бывает бесплатный сыр... (в мышеловке).
    5. Ее ждут, сидя у моря... (погоды).
    6. Эта часть предмета бывает золотой... (середина).
    7. Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (кашу – «сапоги каши просят»).

    3 Конкурс. «ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?»
    Ведущий:
    Ответьте на вопросы: что это? кто это?
    Этот автор спит в портфеле... АВТОРУЧКА
    Этот пони – день недели... ПОНЕДЕЛЬНИК
    Этот плот – из полотна... ПОЛОТЕНЦЕ
    Этот рак сильней слона... ТРАКТОР
    Эта марка ест бананы... МАРТЫШКА
    Этот сыр – с лесной поляны... СЫРОЕЖКА

    4 Конкурс. РАССТАВЬТЕ ГЛАСНЫЕ.
    Ведущий:
    Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
    А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях.
    Например:
    Букву Е
    БРТ – БеРеТ
    СВР – СеВеР
    ВР – ВееР
    КЛЩ – КЛеЩ
    Команды получают задание на карточках:

    5 Конкурс. РЕДАКТОР.
    Ведущий:
    В этом конкурсе я проверю ваше умение правильно строить предложения.
    Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
    Ведущий раздает командам тексты:
    1) Я одел пальто и пошел гулять (на себя – надел).
    2) Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками (известен всей школе).
    3) У дороги стоял пожилой гриб (старый).
    4) Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов (из-за).
    5) Она уверена в свои силы (уверена в своих силах).

    6 Конкурс. УСТНАЯ РЕЧЬ.
    Ведущий:
    В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание (цифру) с его объяснением (букву).
    1. Не ударить в грязь лицом.
    2. Держать себя в руках.
    3. Мелькнуть, как молния.
    4. Игра не стоит свеч.
    5. Стрелять без промаха.
    6. Во что бы то ни стало.
    7. Не находить себе места.
    8. Вешать голову.
    А. Занятие, которое себя не оправдывает.
    Б. Обязательно.
    В. Очень быстро.
    Г. Точно в цель.
    Д. Сохранять самообладание.
    Е. Показать себя с лучшей стороны.
    Ж. Быть в состоянии большого волнения.
    З. Огорчаться.
    Ключ: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

    7 Конкурс. ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА.
    Ведущий:
    читает стихотворение О. Высоцкой
    Существительное – школа,
    Просыпается – глагол.
    С прилагательным веселый
    Новый школьный день пришел.
    Встали мы – местоименье,
    Бьет числительное семь.
    За ученье, без сомненья,
    Приниматься надо всем.
    Мы наречием отлично
    На уроках дорожим.
    Соблюдаем мы привычно
    Дисциплину и режим.
    Не и ни у нас частицы,
    Их нам надо повторять
    И при этом не лениться
    И ни часу не терять!
    После школы, как известно,
    Мы катаемся в санях.
    Здесь особенно уместны
    Междометья ох и ах!
    А потом у теплой печи
    Повторяем части речи!

    Ведущий:
    Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.
    Храбрый – храбрость, сильный – сила, гордый – гордость, мудрый – мудрость, грубый – грубость, веселый – веселье, умный – ум, смелый – смелость, добрый – доброта, богатый – богатство, ленивый – лень.

    Подведение итогов.

    Ведущий:
    Читает высказывание И.С.Тургенева:"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса".

    Всем участникам вручается брошюра "Русский язык".

    Диля Гарипова
    Обучение второму (русскому) языку через игру.

    В соответствии с законом РТ «О государственных языках РТ и других языках в Республике Татарстан»(№44 от 27.07.2004,приказами Министерства образования и науки РТ, «Программой воспитания и обучения в детском саду » (Казань «Хтер» ;2000,в дошкольных учреждениях, начиная с 4-летнего возраста, проводится обучение второму государственному языку : для русских детей -татарскому языку , для детей татар -русскому .

    Ранее обучение русскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию Республики Татарстан и России, уважение к языку и культуре русского народа , способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Для овладения языками наиболее благоприятным периодом рассматривается раннее детство, потому что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны. В свое время К. Д. Ушинский писал : «Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке , как не может приучиться в несколько лет». Эти слова не потеряли свою актуальность.

    Обучение русскому языку осуществляется в средней, старшей и подготовительной к школе группах с 4-6 летними детьми.

    Основной формой обучения русскому языку является занятие , каждое из них должно быть праздником для детей. Чтобы занятия получились интересными, я использую разнообразные пальчиковые игры, физкультминутки, песни, мультфильмы, презентации, сказки, подвижные, дидактические игры.

    В выборе методов и приемов обучения русскому языку на передней план выдвигается игра. Актуальность проблемы диктует необходимость рассмотрения вопроса использования в образовательном процессе детского сада игры как одной из основных форм мотивации, организации и стимулирования познавательной и речевой деятельности нерусских детей .

    Активное воздействие на личностную эмоциональную сферу ребенка в процессе овладения русской речью , которое достигается в игре, способствует решением одной из важнейших задач – формированию у детей устойчивого интереса, положительного отношения к занятиям русским языком , радостного их ожидания. Широкое использование различных видов игр во всех блоках педагогической деятельности, их разнообразие, правильная организация, обеспечивающая с одной стороны, коллективный характер игр, объединение усилий детей для решения единой коммуникативной задачи, способствует формированию навыков общения в коллективе. Игра также обеспечивает достаточную степень индивидуальности, давать каждому ребенку возможность использовать свои речевые способности. Характерные для игры новые роли, неожиданные повороты сюжетов, воображаемые ситуации делают возможности создания у детей, живущих вне русской языковой среды , особой потребности в общении на русском языке . А теперь рассмотрим это на примере отдельных видов игр.

    В центре внимания воспитателя должна постоянно находиться работа по формированию и совершенствованию у детей умений и навыков правильного русского произношения , устранению имеющихся недостатков. На каждом занятии проводятся фонетические упражнения в форме игр : «Эхо» , «Цепочка» , используя журналы «Карапуз» , аудиодиск «Трудные звуки» . Важно, чтобы каждый ребенок был активен во всех играх (слушание, произношение, подражание) . Педагог руководит игрой, замечает, какие фонетические явления освоены воспитанниками, кто испытывает затруднения, а кто почти не нуждается в индивидуальном внимании.

    В ходе игр ребенок учится управлять движениями своих губ, языка , рта при произнесении русских звуков и слов , пользоваться ударением и интонацией для точной передачи смысла слова и предложения. Считать, что ребенок освоил звук, противопоставительный признак, тип ударения и интонации, можно лишь при условии, если ребенок правильно пользуется ими в собственной речи, при свободном выражении собственной мысли.

    При обработке навыков произношения в игре рекомендуется соблюдать следующий алгоритм действий :

    Привлечь внимание ребенка к отрабатываемому звуку, затем ввести новый звук,

    Объяснить артикуляцию звука,

    Предоставить ребенку возможность сначала повторить звук , а затем произнести его в соответствии с игровой ситуацией,

    Формировать умение различать звук, смешивающийся в произношении и реагировать на каждый соответствующими игровыми действиями,

    Имитировать звуковые различия в игре,

    Самостоятельно произносить звуки в игре,

    Включать в игру слова и фразы , содержащие отрабатываемый звук.

    Примеры игр :

    «Произнесение слов родного языка , заимствованных из русского ». Показать детям, что в их родном языке есть слова , звучащие похоже на русские , но отличающиеся от них произношением какого-то или каких-то звуков (например : телефон, машина, карандаш, барабан и т. д.)

    «Телефон» - закрепление умений правильно произносить пары слов, различающихся одним или несколькими звуками. Водящий шепчет на ухо первому ребенку пару слов (стол-стул, роза-коза) .Последний ребенок вслух произносит два слова. После этого воспитатель показывает картинки с изображением названных слов.

    Игра : «Кто ты?» - которую дети средней группы очень полюбили. Они учатся спрашивать двухсловными вопросительными предложениями. Например : за дверью : зайчик. Дети задают вопросы : Ты, ежик, Ты, мишка, Ты, собачка, Ты, кошка? И т. д. А воспитатель вместо зайчика отвечает на те вопросы, которые были высказаны с нужной интонацией.

    Игра «Семья» . Ударение на разных слогах. Воспитатель : в одной семье все всегда смеются только так : ха-ха-ха. Только члены семьи все по-разному произносят : бабушка : ха-ха-ха, дедушка : ха-ха-ха. Как смеется бабушка? А дедушка? То же самое проводится с другими звукосочетаниями : хе-хе-хе, хи-хи-хи, хо-хо-хо.

    С детьми подготовительной группы я пользуюсь с диском «Трудные звуки» . Например : Работа над звуком «С» .

    Попробуй свистеть как ветерок : с- с-с.

    Су- сы- со- са- полосатая оса,

    Сы- со- са- су- не поймать в саду осу,

    Со- са- су- сы- есть ли у осы усы.

    Сну- сны- сно- сна- в саду ягода красна,

    Сно- сны- сну- сна- как смородина вкусна,

    Сна- сно- сны- сну- вот наемся и усну,

    Сна- сно- сну- сны- сняться сладкие мне сны.

    Послушай и повторяй за мной слова :

    Сок, сыр, сироп, слива, сахар, салют, снеговик, самовар, зонтик. Здесь есть лишнее слово? (зонтик)

    Слушай и повторяй за мной : оса, маска, персик, костер, пустыня.

    Лес, квас, кактус, абрикос, автобус. Где в этих словах звук «с» ?

    Повтори скороговорки :

    У осы и у лисы, усы для красы.

    У маленького Саньки, новенькие санки,

    Новенькие санки у маленького Саньки.

    У Сони, у Сени, у Сани, в сетях длинный сом с усами.

    Ест киска суп из миски, сыта киска, пуста миска.

    Дети с желанием занимаются по диску, слушая русскую речь с хорошим произношением, стараются повторять правильно . Чтобы дети чаще слышали правильную, четкую речь слушаем сказки в аудиозаписях и смотрим мультфильмы.

    Дидактическая игра является одним из основным методическим приемом :

    Выработки положительного эмоционального отношения ребенка к речевой деятельности на русском языке , повышения его речевой активности;

    Понимания и активного употребления новой лексики;

    Отработки грамматических навыков, употребления максимального числа языковых конструкций в новой ситуации, творческого «пересмотра» ;

    Развития связной речи.

    Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов :

    Дидактическая задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные;

    Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях;

    Правила обеспечивают реализацию игрового содержания.

    Между обучающей задачей , игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу.

    Примеры игр.

    «Зайка - незнайка» . Закрепление умений различать на слух русские слова и опознавать знакомые предметы, названные по-русски .

    Игровая ситуация. Водящий дает игрушку Зайку-незнайку то одному, то другому ребенку и просит помочь найти и показать среди других предметов тот, который назовет воспитатель.

    2 вариант игры. «Покажи и скажи где?» .Дети не только показывают, где тот или иной предмет, но и называют его.

    «Домики» . Закрепление и активизация лексики.

    Игровая ситуация. Дети делятся на две группы, каждая получает ситуативные картинки. Водящий имитирует стук в дверь и произносит : «Тук-тук! Кто здесь живет?» Дети по очереди перечисляют : «Здесь живет мама» , «Здесь живет папа» и т. д. «Что делает мальчик?» - спрашивает водящий. Ему отвечает тот, у которого на картинке мальчик : «мальчик рисует» и т. д.

    Игра «Что я вижу?» . Дети рассматривают картину через «бинокль» - называют отдельных предметов, людей, отвечают на вопросы : Например : что делает мальчик? Цветок какой? и т. д.

    Игра «Веселый кубик» . Можно использовать во многих занятиях, меняя на гранях кубика картинки. Дети обучаются считать , назвать предметы, подбирать и согласовать глаголы и прилагательные с существительными. Например : по теме «Семья» на гранях кубика изображение членов семьи (мальчик рисует, бабушка вяжет, папа смотрит телевизор, мама варит суп и т. д.).

    Игра и игровые ситуации тесно связаны с целями и задачами практического овладения лексическими единицами, синтаксическими конструкциями, предусмотренными программой. Игра позволяет закрепить за русским языком определенную сферу общения, сделать для ребенка естественным переходом на русский язык в общении с педагогами и сверстниками.

    Для обогащения словарного запаса детей эффективным методом считаются игры - драматизации русских народных сказок , произведений русских писателей . Они способствуют закреплению новой лексики, формированию умения строить диалог.

    В драматизации сказки «Репка» участвовали даже молчаливые, застенчивые дети. Дети с большим нетерпением ждут новые роли по драматизации следующей сказки.

    Для закрепления новых слов на занятиях использование разнообразных игр, упражнений недостаточно. Поэтому работу по обучению русскому языку нужно вести и в свободное от занятий время. С целью : продолжать развивать интерес к изучаемому языку и желание говорить на нем; закреплять те умения и навыки русской разговорной речи , которые дети получили на занятиях; проводить индивидуальную работу с детьми; вводить некоторые новые слова и выражения в естественной ситуации Большие возможности для этого предоставляют прием детей, утренняя гимнастика, умывание, одевание, игры, инсценировки, прогулки.

    Игра с мячиком.

    1. «Переводчики» (цвета, дом, животные, дикие животные, одежда, обувь, игрушки , посуда и др.) Варианты игр : 1. Воспитатель говорит на родном языке , ребенок переводит на русский . 2. Воспитатель говорит на русском , ребенок переводит на татарский язык .

    2. «Палочка – выручалочка» - Составление рассказа по опорным словам (заяц, лиса, волк и т. д.)

    Воспитатель предлагает рассказать о каком-нибудь животном. Дети, стоя в кругу, передают друг - другу палочку, при этом каждый старается, не повторяя других , назвать признаки животных.

    Воспитатель говорит : зайчик. Дети по очереди называют признаки : белый, пушистый, мягкий, веселый и т. д.

    3. «Кто что делает?» . У воспитателя картинки на которых представлены действия людей и животных. Нужно отыскать предмет к которому относится действие и составить предложение. Например : воспитатель говорит : лежит. Ребенок находит картинку и составляет предложение : Дедушка лежит на диване.

    4. «Кто там?» . В коробке или в кармане воспитателя маленькая игрушка (домашнее животное, дикое животное и т. д.) . Дети спрашивают : кто там? Воспитатель отвечает : секрет.

    Ты ежик?- спрашивают дети.

    Воспитатель говорит : нет.

    Таким образом дети называют диких животных до получения ответа : да.

    5. «Что лишнее?» С детьми подготовительной группы игру можно проводит без наглядного материала. Например, учитывая время года воспитатель говорит : найдите лишнее слово среди других.

    Коньки, лыжи, надувной круг, санки.

    Дети находят лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее и т. д. При проведении подвижных игр можно выбирать водящего считалкой на русском языке . Конечно, всех игр перечислить просто невозможно. А если мы постараемся создать творческую атмосферу с доброжелательными слушателями и интересом взрослых к результатам детской речевой активности, то условие для успешного обучения детей русскому языку будет обеспечена . Учите детей играя. Желаю творческих успехов всем коллегам.

    О.Ю. ШКАТОВА,
    школа № 3, г. Борисоглебск

    Игровые задания на уроках русского языка

    Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
    Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.

    ФОНЕТИКА

    Задание 1 . Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова .

    к-р-нд-ш
    з-мл-
    ж-в-тн-
    -п-ст-л-сь

    О-о-а (корова)
    -о-а- (школа)
    -о-у-а (подруга)
    -о-и-а (столица)

    Задание 2 . Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

    1-й вариант

    кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

    2-й вариант

    коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

    Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

    Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

    Задание 4 . Распределите слова в три колонки так :

    1. букв > звуков;
    2. букв < звуков;
    3. букв = звукам.

    Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

    Задание 5 . Из названий каких букв можно приготовить пищу?

    к ка;
    ш – ша.

    Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

    р – эр и а .

    Задание 6. Фонетическая эстафета .

    Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

    Задание 7 . Соберите букет .

    1-й вариант

    Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

    2-й вариант

    Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

    Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.


    ФРАЗЕОЛОГИЯ

    Кроссворды

    Знаете ли вы пословицы?

    1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро) .
    2. Авось да как-нибудь до добра не... (доведут) .
    3. Доброе... и кошке приятно (слово) .
    4. Делу..., потехе час (время) .
    5. Где тонко, там и... (рвется) .
    6. Копейка... бережет (рубль) .
    7. Один с сошкой, а... с ложкой (семеро) .

    Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

    1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
    2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
    3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
    4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
    5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
    6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
    7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
    8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .

    Игра «Лото»

    Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

    ОРФОГРАФИЯ

    Уроки-путешествия, уроки-сказки

    Задание 1 . Класс отправляется в путешествие . Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания .

    На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь , – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь . Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

    Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

    Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

    Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

    Задание 2

    Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

    Выпишите слова с пропущенной буквой о .

    Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

    Задание 3 . Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

    Где а ?
    1. Р_стов
    2. водор_сли
    3. р_сток
    4. возр_ст

    Где е ?
    1. сж_гать
    2. вт_реть
    3. заб_рать
    4. сд_рать

    Где о ?
    1. з_ря
    2. оз_рять
    3. з_рница
    4. з_ревать

    Где и ?
    1. зап_реть
    2. ст_реть
    3. ум_рать
    4. бл_стеть

    Где о ?
    1. попл_вок
    2. выпл_вка
    3. пл_вец
    4. спл_вной

    Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.

    Игра в мяч

    Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

    Задание 4 . Третий лишний .

    Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

    Лимонный, карманный, соломенный;
    горяч, могуч, плач;
    мокрый, влажный, сухой;
    отрежь, наотмашь, спрячь.

    Словарные эстафеты

    Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

    ЛЕКСИКА

    Задание 1 . Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

    Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

    Ка мпания... – ко мпания,
    абонент – абонемент,
    завеша нный – завеше нный,
    засланный – застланный.

    Задание 2 . Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.

    1. ... – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура) .
    2. ... показывает, что железнодорожный путь свободен (семафор) .
    3. ... – внутренний телефон учреждения (коммутатор) .

    Задание 3 . Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

    Аргумент –
    атрибут –
    абсолютный –
    актуальный –
    гипотеза –

    Справка : довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

    Зачеты в форме игры

    Конкурс грамотеев

    Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

    Аукционы

    Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.

    1. Назовите все морфологические признаки слова морковь .
    2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу .
    3. Назовите все разряды местоимений .

    Любопытный

    Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц .

    – Где был?
    – В чем перевозят бензин?
    – Что выписал из книги?
    – Какой струнный инструмент знаете?
    – Какое блюдо любите?

    Занимательные игры

    Выпусти пар

    Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар .

    пар - - -
    пар - - -
    пар - - -
    пар - - -
    пар - - -

    (Парник, партер, пароль, партия, парень.)