Войти
Медицинский портал про зрение
  • Как увеличить резкость фотографии
  • Повышение резкости фотографии в Photoshop
  • Тема: "Шипящие согласные звуки"
  • Повышение резкости фотографии в Photoshop
  • Ж, Ш – твёрдые согласные звуки
  • Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие)
  • Виды глазодвигательных нарушений. Патология зрачков. Острый приступ закрытоугольной глаукомы. Симптомы и диагностика анизокории

    Виды глазодвигательных нарушений. Патология зрачков. Острый приступ закрытоугольной глаукомы. Симптомы и диагностика анизокории

    Основная функция зрения – передать зрительную информацию об окружающем мире в форме электрических сигналов в мозг. Глаза связаны с центральной нервной системой человека оптическими нервами, благодаря чему человек на видимую им картинку реагирует быстро.

    И любое отклонение в работе, строении органа зрения может привести к печальным последствиям. Одно из них анизокория – состояние, когда заметна разница в размерах зрачка. При этом один глаз работает нормально, в другом зрачок не реагирует на свет, оставаясь в фиксированном размере.

    Речь идет о мышлении о взаимоотношениях и отношениях в окружающем нас мире. В 1950-х годах, как он упоминает, эксперты предупреждают, что дети в школе потерпели неудачу с умеренным, даже сверхчеловеческим интеллектом, и стремились обеспечить соблюдение этих знаний. Кроме того, они наблюдали различия в учениях, которые дети делали по различным предметам, особенно в чтении и математике. Наконец они пришли к выводу, что этим детям должна быть предоставлена ​​особая порода.

    Дети также стали объектом проверки интеллекта. Но почему изучается уровень интеллектуальных способностей у ребенка с определенным расстройством обучения? Еще одна причина для изучения интеллекта - разъяснить родителям и педагогам и доказать, что неудача ребенка не связана с его неадекватным превосходством.

    Зрачковый рефлекс, его значение для полноценного зрения

    Зрительный образ, воспринимаемый глазом, прежде чем попасть на сетчатку проходит роговицу, зрачок, хрусталик, стекловидное тело. В зависимости от яркости светового потока, проникающего в глазное яблоко, размер зрачка в радужной оболочке изменяется.

    На мышечных волокнах лежит обязанность сужать или расширять это темное отверстие радужной оболочки. Мышца-сфинктер для сужения его окружает отверстие циркулярными волокнами, а дилятатор образован радиальными мышечными волокнами, отходящими, как спицы колеса. Обе мышцы двигаются под действием парасимпатических и симпатических нервов.

    Это еще более значимо для возможного прогноза в пищевой промышленности и профессии профессионального участия. Эти недостатки в обучении заключаются в следующем. Дислексия - специфическое расстройство развития восприятия, когда человек сталкивается с проблемами с распознаванием и запоминанием отдельных букв, особенно с похожим формально подобным письмом. У него есть проблемы с быстрой готовностью, праводушием и пониманием текста.

    Ребенок не помнит формы письма, он использует подобное стилизованное письмо, пишет он медленно и без усилий. Диссертография - специфическое правописание, проявляющееся в так называемых специфических диссотографических ошибках. Это расстройство часто связано с дислексией и дисграфией.

    Яркий свет приводит к сокращению радужной оболочки, и входящий в глазное яблоко световой поток становится меньше. При снижении уровня освещения активность нервных волокон тормозится, сфинктер расслабляется, зрачок становится расширенным.

    При высокой степени физических нагрузок, всплеске эмоций – волокна дилятатора расширяют зрачок. Нервы и мышцы приводят его в движение, помогают формировать четкое изображение, когда человек рассматривает близлежащие предметы или пытается разглядеть что-либо вдали.

    Дисмоз - специфическое расстройство развития, влияющее на способность слушать и воспроизводить музыку. У человека есть проблемы с различием тонны, он не помнит мелодию, он не может воспроизвести ритм. Диспраксия - специфическое расстройство развития ловкости.

    Мы находим эти расстройства у детей, которые не увенчались успехом в некоторых школьных навыках, хотя у них есть интеллект. Специфические отклонения в обучении развитию следует отличать от конкретных расстройств обучения - алексии и аграпии. Обычно это потеря навыков, которые вы приобрели. По-прежнему необходимо отличать их от неспецифических нарушений обучения. Это трудности, возникающие из самых разнообразных экстерналий в чтении, письме и математике. Это как. пренебрежение школьным образованием, психологическая депривация, детский невроз, отсутствие зрения, слух.

    Формы нарушения, их особенности

    Происхождение анизокории может быть разным, поэтому различают как врожденную форму заболевания, так и приобретенную.

    Аномальное строение радужки связано с отклонениями в работе мышц и нервов глаза. Если разница между зрачками невелика, составляет не более одного миллиметра, то это считается нормой, тем более, что она не оказывает влияния на остроту зрения. Статистика утверждает, что физиологическое отклонение встречается у каждого пятого жителя планеты.

    Это так называемая псевдокоррупция. Ребенок с инвалидностью в школе в школьном возрасте не отличается от школьников, прежде чем ходить в школу. Он одинаково умный, способный наслаждаться своим родным языком, его интересуют окружающие его вещи и т.д. родители свободны от страха и способностей своего ребенка. Здесь он приобретает новые знания, навыки и наслаждается успехом и разочарованием в неудаче. Иногда, однако, будет ситуация, когда ребенок не сможет выжить больше, чем преуспеть. Это может быть причиной. низкий интеллект.

    Тем не менее, ребенок иногда терпит неудачу, потому что он не страдает от своего разума, а потому, что он страдает некоторыми из определенных недостатков в обучении. Поэтому учитель должен признать беспорядок и сообщить родителям о том, как действовать. Родители обычно чувствуют себя липкими. Им нелегко принять тот факт, что их ребенок отличается от того, что его способ обучения не соответствует норме и что необходимо будет соблюдать этот факт и найти решение проблемы преодоления. Еще одно разочарование заключается в том, что если ребенок тщательно готовится, и ожидаемые результаты не придут.

    При нарушении нервной или мышечной проводимости, когда зрачок не реагирует на яркость светового потока, необходимо обратиться к врачу. Ведь это может быть проявлением разного типа заболеваний как офтальмологического характера, так и неврологического, травматического или инфекционного.

    Провоцирующие причины

    Патологические изменения в радужной оболочке приводят к отсутствию реакции зрачка на свет, аккомадации, или умению остро видеть предметы на любом расстоянии. Причин и заболеваний, при которых зрачки становятся разного размера и развивается анизокория, множество:

    Это дает им чувство вины, напряжения и стресса. Для ребенка это большая травма, которая разочаровывает, когда начинается посещаемость школы. Долгосрочный не смог сорвать его, и все развитие личности нарушено. Он понимает, что отношение его родителей меняется, но он не понимает. Если брат более успешный в семье, ситуация может быть еще сложнее. Братство предпочтительнее, оно постоянно дается, например, и ребенок постепенно уменьшает уверенность в себе и увеличивает настойчивость братьев и сестер.

    Эти дети очень часто идентифицируются родителями как измотанные, они ошибаются за плохое исполнение в школе, их чаще всего наказывают. Иногда учителя ценят как мало одаренных, трудно понимаемых, мало интересуют школу, они стройны, расстроены, замкнуты, бескорыстны. Для многих родителей это может быть так неудобно, что студенты начинают избегать. Существует непонимание и растущие отношения между учителем и родителями. Эти дети все больше борются одноклассниками. Отрицательная оценка отвечает двумя способами.

    Анизокория не является самостоятельной патологией, это только симптом отклонений в работе головного мозга, строении нейронных связей.

    Они будут закрыты в свой собственный мир, и они постепенно создадут чувство неполноценности или они будут защищаться от собственного поведения. Если они страдают от школьных несчастий, плохой семейной атмосферы в течение длительного времени, они попадают в очередь, которая неизбежно вызывает невротические симптомы.

    На мой взгляд, по-прежнему существует целый ряд предрассудков в отношении детей, затронутых определенными нарушениями в обучении. Недостаточное знание о характере инвалидности и ее проявлениях часто приводит к неправильным судьям, ненадлежащим педагогическим преступлениям. на практике мы сталкиваемся с двумя несоответствующими подходами. в первом случае человек безоговорочно охраняется и защищается.

    Анизокория у детей и взрослых: особенности

    Врожденное нарушение в работе зрачка можно заметить у грудничков, но это может быть физиологическим явлением, проходящим в течение нескольких лет.

    Развиться дисфункция зрачка одного глаза может в результате родовой травмы, генетической предрасположенности. Если родителями ребенка обнаружено, что его зрачки неравномерно расположены или разного размера, то надо обратиться к врачу и проверить, нет ли сопутствующих заболеваний, таких как, опущение верхнего века, косоглазие, ограничение в движении глазного яблока.

    Конкретные проблемы с обучением также решаются экспертами, поскольку дети, страдающие от этих расстройств, также могут испытывать трудности с профессиональным назначением. Детям, которые испытывают трудности с обучением, предоставляется возможность посещать начальную школу или гимназию в конце начальной школы, но, конечно, у них ограниченные возможности в выборе предметных областей. Получая доступ к некоторым из возможных школ, их проблемы далеко не прекращаются, потому что очень мало учителей с ограниченными возможностями в обучении.

    У детей старше года симптом разных зрачков может появиться в результате опухоли головного мозга, .

    В таких случаях наблюдается уменьшение зрачка в диаметре в темном помещении, хотя у ребенка не страдает четкость изображения, он хорошо видит то, что находится далеко или близко. Аномальность зрачка проявляется нарушением зрения, появлением , боязни света. Это должно насторожить родителей ребенка, и тут посещение врача обязательно.

    Однако некоторые дети после окончания начальной школы не имеют никаких дополнительных стимулов для продолжения обучения в школе. Иногда у родителей нет сил, чтобы помочь им. Те, кто продолжает учиться в будущем, должны преодолеть значительные трудности. У них проблемы с чтением, письмом или даже математикой. Их образование не является всеобъемлющим, они не имеют элементарного элемента начальной школы и имеют большие пробелы в своих знаниях. Поэтому для таких детей очень важно иметь твердый семейный фон и быть достаточно мотивированным для преодоления препятствий, которые устраняют их беспорядок.

    Причины и заболевания, которые провоцируют разные по размеру зрачки, могут проявить себя как у молодых людей, так и у взрослых после пятидесяти лет.

    Назначение лекарственных средств происходит после полного обследования и выявления причины отклонения. Главные усилия направляются на лечение основного заболевания, признаком которого является сужение или расширения зрачка в одном глазу.

    Если это не так, и у них нет позитивной мотивации, работа не удовлетворяет, семья их не поддерживает, они могут попасть в состояние разочарования. Очень важно, чтобы в течение всего периода посещаемости ребенок с особыми нарушениями развития изучался как особая порода.

    В настоящее время в этих формах могут быть созданы специальные породы. Индивидуальный доступ в классной комнате основного класса. Перевоспитание, подготовленное преподавателем на ринге или в ходе повторной тренировки. Перевоспитание, проводимое специальным педагогом, посещающим школу.

    Среди назначаемых препаратов: кортикостероиды для снятия воспаления, антибактериальные средства, активно воздействующие на патогенные микроорганизмы.

    Анизокорию, вызванную травмой глаза, устраняют с помощью лекарств, расслабляющих мышцы радужной оболочки. К ним относятся капли Ирифрин, Атропин. Офтальмологический препарат Цикломед и Мидриацил, который относится к группе холинолитиков, применяют с целью расширения зрачка.

    Амбулаторная свинья, выполненная в педагогико-психологическом консультировании. Специализированный класс для детей с ограниченными возможностями обучения. Детская психиатрическая библиотека для детей с другими расстройствами и нарушениями зрения является очень серьезной.

    После того, как был установлен диагноз, определенные отклонения в развитии, необходимо учитывать, какой тип ребенка будет наиболее приемлемым для ребенка. Лучшие формы инвалидности могут быть исправлены непосредственно в начальных школах в области нормального обучения. однако стажер должен быть знаком с проблемами конкретных проблем с обучением, знать основные методы рекрутинга и адаптировать их к нуждам ребенка. Для детей более серьезная степень инвалидности обучения лучше всего подходит для специализированного класса.

    Из народных средств воспаление оболочек глаза снимает жидкий экстракт алоэ, используемый для примочек. Настой смеси моркови и сухой крапивы двудомной, взятых в количестве двух столовых ложек, готовят из половины литра кипятка. Через два часа употребляют напиток, такое ежедневное лечение укрепит зрение.

    Правильно подобранное лечение позволит избавиться от болезни. В некоторых случаях бывает необходимо и хирургическое вмешательство.

    Это позволяет ему поддерживать связь с обычными школьными учебными планами и нормальным обучением и в то же время предоставляет ему особую помощь в области его конкретного дефицита. Если ребенок остается в своем классе, разрабатывается индивидуальный план, в котором отдельные шаги очищаются. Важно, чтобы как родители, так и все те, кто его использует, знали индивидуальный план и соблюдали рекомендации.

    В специализированном классе, который расположен, например, в начальной школе в Университете Менделя в Брно существует другая ситуация. В преподавании используется меньшее количество учеников, и в преподавании применяется специальный педагогический подход. Эти классы предназначены для преподавания всех предметов. Однако была создана новая модель организации. Есть только те темы, в которых симптомы специфических недостатков в обучении являются наиболее очевидными и наиболее ограничительными в их исполнении. в других предметах упоминаются образование в традиционном классе, соблюдение всех индивидуальных аспектов и подходов.

    Последствия нарушения

    Нарушения в работе глазных мышц и нервных волокон может привести к тому, что у пациента разовьются воспалительные процессы радужной оболочки глаза, ирит. Обычно они встречаются у людей до сорока лет, реже у детей и пожилых.

    Во время течения патологического процесса изменяется рисунок оболочки, приобретая нечеткость, снижается зрительная острота. Пациент ощущает постоянные боли в голове, отдающие в височную область. Хроническая форма воспаления может закончиться атрофией глаза.

    Эта форма организации специализированных классов оказалась очень эффективной и на нее оказали положительное влияние как в самом образовательном процессе, так и в психологическом развитии ребенка. Уважаемые посетители нашего сайта, мы работаем над новым оформлением нашего сайта, и мы больше не ремонтируем дисфункциональные вещи на этом сайте.

    Наиболее распространенные проблемы чрезвычайно талантливых детей в школе

    На этот раз мы сосредоточимся на мотивации детей к обучению. Типичные жесты одаренных детей включают раннее начало речи, чтения и родственного письма. Эти дети, в очень раннем возрасте, получают буквы на основе прочитанного текста, пытаются записать их или скопировать, поначалу. Однако их общая письменная речь отстает от словесного выражения. Это может быть связано с нерегулярным развитием, а также с тем, что на мелководье, сенсорно-моторные навыки и координацию глаз влияет созревание центральной нервной системы, которое происходит около шестого года жизни.

    При диплопии, или изображение размыто. Это сильно утомляет человека, он начинает плохо различать предметы, чувствует дискомфорт, головокружение. Поможет выявить причину и назначить лечение невролог и офтальмолог.

    Разные зрачки по размеру часто приводят к косоглазию, развивающемуся у детей из-за несогласованной деятельности мышц глаза. Орган зрения, который косит, не участвует в зрительном процессе, ленится. Вылечить такую форму патологии у детей возможно с помощью лекарственных препаратов, ношения специальных очков.

    Тонкие двигательные навыки развиваются даже до двенадцати лет. Тот факт, что некоторые талантливые дети уже пишут в дошкольном возрасте, на практике часто вызывает проблемы после поступления в школу. В частности, это неправильное поведение письменного оборудования. Дети, родители и учителя должны тратить много сил на изучение способов удержания. Некоторые дети могут вообще этого не делать. С самого раннего возраста ребенка важно позаботиться о том, чтобы сохранить ваши письменные принадлежности и раздавать руки специальными упражнениями.

    Избежать неприятных последствий приобретенной анизокории – задача специалистов, к которым должен вовремя обратиться пациент, имеющий поражения нервных волокон глаза.

    27-04-2015, 15:08

    Развитие (рис. 22.1)



    Реакция зрачка на свет отсутствует у новорожденных с возрастом гестации менее 29 недель. При гестационном возрасте 31-32 недели реакция зрачка на свет, как правило, сохранена.

    Зрачок при рождении имеет маленький диаметр, что, очевидно, связано с ослабленным тонусом симпатической иннервации. У недоношенных детей с гестационным образом менее 32 недель формирование зрачка еще незакончено. Мидриаз не является прямым признаком повреждения центральной нервной системы, вялые реакции зрачка не являются непосредственным свидетельством расстройства афферентной иннервации.

    Врожденные и структурные аномалии

    Врожденные, структурные аномалии зрачка и патология его развития включают следующие состояния:
    • аниридия;
    • микрокория (врожденная идиопатическая ее форма);
    • поликория и корэктопия;
    • колобома;
    • персистирующая зрачковая мембрана;
    • врожденный мидриаз и миоз;
    • неправильная форма зрачка.
    Патология афферентной иннервации зрачка
    Амавротический зрачок
    Реакция зрачка на свет при слепоте отсутствует. Если потеря зрения односторонняя, то при освещении пораженного глаза зрачок не реагирует на свет, но при направлении светового пучка на видящий глаз оба зрачка быстро сужаются. Если зрение в связи с патологией переднего отдела зрительного пути или заболеванием сетчатки отсутствует на обоих глазах, то при недавнем процессе оба зрачка обычно расширены, а при длительно существующей слепоте зрачки имеют обычный диаметр. Зрачки могут сохранять реакцию на ближний стимул.

    Афферентное расстройство содружественной реакции зрачка на свет (симптом Маркуса Гунна )

    Афферентное расстройство содружественной реакции зрачка наблюдается при одностороннем заболевании сетчатки и зрительного нерва, у больных с амблиопией, но никогда не встречается при заболеваниях роговицы, катаракте, кровоизлияниях в стекловидное тело и нарушениях в макулярной области.

    Исследование проводят в слабо освещенной комнате. Яркий световой пучок направляют по очереди на каждый глаз. Ребенок должен в течение всего времени исследования смотреть вдаль. Сначала, на протяжении нескольких секунд, освещают лучший (или здоровый) глаз, а затем быстро переводят луч света на худший глаз. Если проводимость пупилломоторных волокон на втором глазу хуже, то оба зрачка расширятся, независимо от наличия светового стимула. Афферентное расстройство содружественной реакции зрачка - чувствительный тест даже у детей, положительный результат при этом исследовании не редкость даже при нормальной остроте зрения и сохранном цветовом зрении, в частности при компрессионных расстройствах.

    Повреждения всего зрительного тракта могут сочетаться с легким контрлатеральным афферентным расстройством содружественной реакции зрачка, редко выявляемым на практике. Заболевания хиазмы не сопровождаются симптомом Маркуса Гунна.

    Нарушения взаимосвязи между реакциями зрачка на свет и на аккомодационный рефлекс
    Когда зрачковая реакция лучше выражена на аккомодационный рефлекс, чем на свет, речь идет о нарушении взаимосвязи между этими состояниями. Для того чтобы удостовериться в наличии этого расстройства, необходим яркий свет. По-видимому, нарушение возникает в результате повреждения пупилломоторных волокон в спинном мозге, на участке локализованном между местом их ответвлением от зрительного пути, но до их соединения с волокнами аккомодационного рефлекса в ядрах Эдингера-Вестфаля (Edinger-West- phal).

    Симптом Аргайла Робертсона (Argyll Robertson)
    Зрачок маленького диаметра, неправильной формы, аккомодационный рефлекс более живой, чем реакция зрачка на свет. Расширение зрачка замедлено по сравнению с нормой. При осмотре на щелевой лампе часто выявляется атрофия радужки. Патология обычно наблюдается у взрослых при третичном сифилисе, но может встречаться у детей и подростков на фоне врожденного сифилиса. Есть сообщения о возможности проявления псевдосимптома Аргайла-Робертсона у больных диабетом после достижения 20-летнего возраста. Зрачок при этом сохраняет обычный диаметр.

    Синдром Сильвиева водопровода
    Компрессия дорсальной части среднего мозга растущей опухолью (пинеаломой, эпиндимомой, трилатеральной ретинобластомой, грануломой) может вызвать нарушение взаимосвязи аккомодационного рефлекса с реакцией зрачка на свет. В таких случаях зрачок в состоянии покоя имеет увеличенный диаметр.

    Сопутствующие симптомы включают парез вертикального взора, ретракцию век, расстройство аккомодации, конвергенционно-ретракционный нистагм и косоглазие на фоне паралича конвергенции.

    Сегментарные реакции зрачка
    В некоторых обстоятельствах один из сегментов сфинктера радужки начинает реагировать более интенсивно, чем другие. Это явление встречается при следующих состояниях.

    Синдром Эйди (Adie) (тонический зрачковый синдром)
    Синдром иногда проявляется у детей, но чаше возникает в старшем возрасте, особенно у молодых женщин. Обычно расстройство имеет односторонний характер, хотя иногда наблюдают и двустороннюю патологию. На пораженном глазу при остром процессе зрачок имеет несколько больший диаметр, чем на здоровом глазу, а в темноте расширяется медленнее.

    Может присутствовать сегментарный паралич зрачкового сфинктера с замедленной и волнообразной реакцией зрачка на свет. Сочетается с расстройством аккомодации, более выраженным в острой фазе заболевания, но постепенно, через 1-2 года, исчезающим. При гинерметропической рефракции необходимо учитывать возможность появления анизометропической амблиопии.

    Другие симптомы, сочетающиеся с синдромом тонического зрачка

    • снижение чувствительности роговицы на пораженном глазу;
    • сниженные рефлексы конечностей.
    Денервациониая гиперчувствительность при этом синдроме может быть продемонстрирована сохранной реакцией зрачка при инсталляции таких слабых растворов, как 0,1% раствор пилокарпина и 2,5% раствор метахолина. Предполагаемой причиной повреждения выступает поражение цилиарного ганглия нейротрофическими вирусами. У детей замечена связь заболевания с ветряной оспой (рис. 22.2).


    Синдром тонического зрачка при другой патологии Существуют разнообразные причины повреждения цилиарного ганглия и возникновения близкого к синдрому Эйди состояния:
    • опухоли орбиты;
    • сифилис;
    • диабет;
    • синдром Гийена-Барре (Guilliain-Barre);
    • синдром Миллера-Фишера (Miller-Fischer);
    • паидисаутономия;
    • наследственная сенсорная нейропатия:
    • болезнь Шарко-Мари-Тута (Charcot-Marie- Tooth);
    • отравление трилеиом;
    • паранеопластическая болезнь с вегетативной нейропатией и хронической рецидивирующей полинейропатией.
    Парез III пары черепно-мозговых нервов (рис. 22.3)



    При полном парезе III пары черепно-мозговых нервов зрачковые реакции отсутствуют, но в случаях частичного пареза может сохраняться замедленная, волнообразная зрачковая реакция. Возможно искажение регенераторного процесса (рис. 22.4).


    Корэктопия вследствие поражения среднего мозга
    Повреждение волокон III черепно-мозгового нерва, особенно в пределах среднего мозга, обусловливает появление волнообразной реакции зрачка и изменение его локализации со смещением зрачка вверх или медиально.

    Эпизодическая зрачковая дисфункция («прыгающий» зрачок)
    Проявляется эпизодическим мидриазим, продолжающимся от нескольких минут до нескольких недель и, как правило, сопровождается затуманиванием зрения и головными болями.

    Имеются сообщения о возможности изменения формы зрачка на фоне спазмов дилятатора радужки у молодых здоровых людей. Зрачок на несколько минут может вытянуться в каком-нибудь одном направлении, принимая очертания головастика. Расстройство обусловлено совокупностью причин, что и порождает возникновение категории больных с «прыгающим» зрачком.

    Парадоксальная реакция зрачка
    Необычный феномен, при котором размер зрачка на свету больше, чем в темноте. Впервые это состояние было описано как патогномоничное врожденной стационарной ночной слепоте. Позже появились сообщения о связи этого расстройства с патологией колбочкового аппарата сетчатки, амаврозом Лебера, доминантной атрофией зрительного нерва и даже с амблиопией. Наличие парадоксальной зрачковой реакции у маленьких детей с нистагмом является показанием к исследованию электроретинограммы.

    Синдром Горнера
    Синдром Горнера представляет собой нарушение симпатической иннервации глазного яблока. В симптомокомплекс синдрома входят: Миоз. Реакция зрачка на свет и аккомодационный рефлекс не изменены. Расширение зрачка в темноте замедлено или отсутствует.
    Птоз. Как правило, встречается птоз верхнего века 1-2 мм, сопровождающийся подъемом нижнего века на 1 мм. Сужение глазной щели создает впечатление наличия энофтальма. Гетерохромия.

    В некоторых случаях врожденного синдрома Горнера встречается более светлая окраска радужки на пораженной стороне. Однако данный симптом нельзя расценивать как патогиомоничный для врожденного синдрома Горнера. Описаны случаи гетеро хромии и у больных с приобретенным рас стройством (рис. 22.5).


    Отсутствие потоотделения. Преганглионарное расстройство, связанное с повреждением нейронов первого и второго порядка. Нарушается процесс потоотделения на иненлатеральной стороне лица, вызывая приливы крови к лицу, конъюнктивальную инъекцию и затруднение носового дыхания.

    Для подтверждения синдрома Горнера проводят фармакологические пробы с применением следующих препаратов:

    1. Кокаин - при синдроме Горнера неспособен расширить зрачок.
    2. Гидрокснамфетамин - при повреждении нейронов первого и второго порядка способствует расширению зрачка, но неэффективен при постганглионарном расстройстве.
    3. Адреналин 0,1% - не может полноценно расширить зрачок, но оказывает действие при постганглионарном синдроме Горнера с депривационной гиперчувствительностью.
    Синдром Горнера бывает врожденным и приобретенным. Врожденный синдром Горнера подразделяют па три типа.
    1. Родовая травма внутренней сонной артерии и ее симпатического нервного сплетения. В анамнезе, как правило, присутствует применение щипцов в родах. У этих детей наблюдается постганглнонарный синдром Горнера.
    2. Родовая или хирургическая травма преганглионарного симпатического пути. В эту группу входят больные с повреждением плечевого сплетения, известным под названием парез Кламке.
    3. Больные с проявлениями синдрома Горнера и отсутствием родовой травмы в анамнезе, но с клинической симптоматикой повреждений области периферического и/или верхнего шейного ганглия. Для этих больных патогиомонично ипсилатеральное отсутствие потоотделения.
    Приобретенный синдром Горнера характеризуется аналогичной локализацией повреждений симпатического проводящего пути.

    Включает:

    1. Центральные повреждения. Встречаются при травме ствола мозга, опухолях, пороках развития сосудистой системы, инфарктах, кровоизлияниях, енрингомегалии и у коматозных больных.
    2. Прегаиглионарные повреждения. Наблюдаются при травмах шеи, непробластоме и других опухолях области шеи.
    3. Повреждения постганлионарного нейрона верхнего шейного ганглия. Возникают при патологии кавернозного синуса, нейробластоме и травме.
    Синдром Горнера у детей в большинстве случаев имеет врожденную природу. Однако есть сообщения о наличии опухолей у детей с врожденным синдромом Горнера. Поэтому в некоторых случаях врожденного синдрома Горнера, как и при приобретенном синдроме, рекомендовано проведение рентгенограммы грудной клетки, томограммы головы и шеи и 24-часового катехоламннового теста на наличие пейробластомы (рис. 22.6).


    Расстройства парасимпатической иннервации
    В большинстве случаев периферической дисфункции III пары черепно-мозговых нервов сопутствуют нарушения функции наружных глаз- пых мышц и век. В результате пареза III пары черепно-мозговых нервов может возникнуть изолированная внутренняя офтальмоплегия. Распространенной причиной этого расстройства является избирательная компрессия пупилломоторных волокон, расположенных по периферии нерва.

    Фармакологические препараты

    На размер и реакцию зрачка оказывают влияние многочисленные фармакологические средства. Эти препараты назначают как в виде инсталляций, так и для общего применения.

    Препараты , расширяющие зрачок
    Парасимпатолитики
    Эти препараты расширяют зрачок и вызывают циклоплегию. Их применение может осложниться расстройством дыхания у детей с врожденной гиповентиляцией центрального происхождения или припадками при мозговых расстройствах.

    Наиболее часто используют:

    • атропин 0,5-1,0%;
    • гоматропин 2%;
    • циклопентолат 0,5-1%;
    • тропикамид 1%;
    • гиосцин 0,5%.
    Симпатомиметики
    Вызывают мягкое расширение зрачка, не влияя на аккомодацию. У новорожденных эти препараты надо использовать с огромной осторожностью и в низком разведении, так как они влияют на кровяное давление и частоту пульса.

    К этим препаратам относят:

    • адреналин 0,1-1,0%;
    • фенилэфрин 2,5-10%.
    Препараты, суживающие зрачок
    Холинэргетики
    Чаще всего для сужения зрачка при лечении глаукомы применяют 1-4% пилокарпин. Однако препарат малоэффективен в случае инфантильной глаукомы.

    Антихолинэстеразные препараты
    Эти препараты применяют для лечения глаукомы и аккомодационного косоглазия.

    К ним относят:

    • фосфолина иодид (Экотиопат) 0,03-0,125%;
    • эзерин 0,5%;
    • изофлюоропат 0,025%.
    Симпатолитики
    Включают:
    • гуанитидин (Исмелин) 5% - иногда используют для лечения ретракции век при гипертиреозе;
    • тимоксамин 1%.
    Препараты общего действия
    Атропин, скополамин и бензтропин расширяют зрачок и вызывают паралич аккомодации при адекватной дозировке. Хорошо известно, что семена дурмана, ягоды белладонны и белены вызывают серьезные отравления с летальными исходами. Мидриаз при инстилляциях атропина и атропиноподобных веществ не нейтрализуется закапыванием 1% пилокарпина, но может вызвать общее отравление.

    Некоторые антигистаминные препараты и антидепрессанты вызывают мидриаз.

    Героин, морфин и другие опиаты, марихуана и некоторые другие психотропные препараты вызывают двустороннее сужение зрачка.

    Патология аккомодационного рефлекса

    Врожденное отсутствие
    В некоторых случаях расстройство аккомодационного рефлекса присутствует с рождения. При этом, помимо отсутствия аккомодации и ослабленной конвергенции, выявляют отсутствие сужения зрачка при стимуле к аккомодации, хотя реакция зрачка на свет сохраняется. Причина расстройства неизвестна, однако существуют предположения о его периферическом происхождении и связи с патологией цилиарного тела или хрусталика.

    Приобретенные расстройства
    Синдром Сильеиееа водопровода (Парино)
    Грубые изменения аккомодации у недоношенных - один из симптомов опухолей, возникающих в среднем мозге и сопровождающихся такими классическими проявлениями, как конвергенционно-ретракционный нистагм, расстройства вертикального взора, ретракция век, нарушения конвергенции, патологические изменения реакции зрачка на свет и аккомодацию.

    Общие заболевания
    Ботулизм, дифтерия, диабет, травма головы и шеи могут стать причиной расстройства аккомодации, как изолированного, так и сочетающегося с нарушениями движений глазного яблока и конвергенции. Есть сообщения о нарушениях аккомодации при болезни Вильсона.

    Заболевания глаза
    Дефекты аккомадации наблюдаются у детей с тяжелыми иридоциклитами, дислокацией хрусталика, большими колобомами, буфтальмом, миопией высокой степени и травмой глаза, включая хирургию отслойки сетчатки.

    Другие неврологические причины
    Нарушения аккомодации часто сопутствуют тоническому зрачку при синдроме Эйди и параличу III пары черепно-мозговых нервов.

    Фармакологические препараты
    См. выше.

    Психогенные факторы
    У подростков могут возникать трудности с чтением без каких-либо органических причин. Правильный подход к ребенку помогает добиться нормального аккомодационного ответа.

    Аккомодация у школьников
    Хотя у здоровых детей область аккомодации не изменена, в ряде случаев у школьников может появиться патологически низкая амплитуда. Неизвестно, существует ли статистическая связь между низкой амплитудой аккомодации и неспособностью к обучению.

    Спазм аккомодации
    Спазм аккомодации заключается в эпизодическом сочетании аккомодационной псевдомиопии, ослабления конвергенции и сужения зрачков. Больные предъявляют астенопические жалобы, включающие затуманивание зрения, двоение и боль в глазах. Расстройство может быть вызвано гиперкоррекцией миопических больных, но в большинстве случаев органической патологии не обнаруживается. По-видимому, феномен имеет психогенный характер.

    Однако в некоторых случаях спазм аккомодации сопровождает такие серьезные заболевания, как:

    • нейросифилис;
    • миастению gravis;
    • рассеянный склероз;
    • энцефалит.

    Анизокория

    Анизокория (различный диаметр зрачков) часто встречается в детском возрасте и вызывает необоснованные волнения. В большинстве случаев явление имеет физиологическую природу.

    Физиологическая анизокория
    Нередко наблюдается у здоровых людей. Различие в размере зрачков, находящихся в состоянии покоя, редко превышает 1 мм. Различие в размере сохраняется как на свету, так и в темноте. Этот симптом важен при дифференциальном диагнозе с синдромом Горнера или парасимпатическим нарушением.

    Если у больного синдром Горнера, различие в размере зрачков будет максимальным в темноте. При расстройстве парасимпатической иннервации разница в размере зрачков наиболее выражена на ярком свету. И, наконец, при физиологической анизокории различие между диаметрами зрачков сохраняется неизменным независимо от интенсивности освещения.