Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Как приготовить тортилью
  • Тренинг эмоциональное выгорание упражнения. Тренинг по эмоциональному выгоранию

    Тренинг эмоциональное выгорание упражнения. Тренинг по эмоциональному выгоранию

    Тренинг для педагогов ДОУ: «Эмоциональное выгорание педагогов.»

    Цели: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния

    Задачи:

    1. Профилактика эмоционального выгорания, через релаксацию и саморегуляцию.

    3. Научение способам здоровье сберегающих технологий.

    Оборудование : магнитофон, релаксационная музыка, плакат со звездным небом, карточки с изображением лиц в различных эмоциональных состояниях,

    Вступление

    Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я благодарна вам за проявленный интерес к психологии. Ведь сегодня у нас будет тренинг по профилактике эмоционального выгорания. Мы будем действовать в игровых ситуациях и обсуждать все происходящее.

    Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому – работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения – синдрому эмоционального выгорания.

    В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное “выгорание”. В настоящее время эмоциональное выгорание понимается как механизм психологической защиты. Этот синдром включает в себя три основных составляющих:

      Эмоциональную истощенность - проявляется как эмоциональное перенапряжение, чувство опустошённости, усталости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. (потеря интереса к работе он как бы израсходовал свою психическую энергию без остатка.)

      Деперсонализация – возникает равнодушие и даже негативное отношение к коллегам, циничное отношение к труду и объектам своего труда.

      Редукция профессиональных достижений – возникновения чувства некомпетентности, неудовольствие собой,негативное отношение к себе как к личности и, главное, формальное выполнение профессиональных обязанностей.

    Е.А. Панькова, Е.М. Семенова, Е.П. Чеснокова).

    Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции (дыхательные упражнения, релаксация) и восстановления себя

    Обучение способам управления дыханием.

    Способ 1. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

    Способ 2. Поскольку в ситуации раздражения или гнева мы забываем делать нормальный выдох, то попробуйте: глубоко выдохнуть; задержать дыхание так надолго, как сможете; сделать несколько глубоких вдохов; снова задержать дыхание.

    Упражнение 1. «Отдых»

    Исходное положение: стоя,выпрямится, поставить ноги на ширину плеч. Сделать вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.

    Упражнение “Успокаивающее дыхание”.

    Сидя, сделать вдох – живот выпячиваем вперёд (“надуть” большой живот) на счёт 1-2-3-4; задержка дыхания на счёт 1-2; выдох – живот втягиваем на счёт 1-2-3-4. (продолжительность 3-5 минут).

    Упражнение «Покажи движение»

    Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

    Комментарий ведущего

    Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

    Упражнение “Продолжи фразу”

    Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

    “Я люблю…”, “Меня радует…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…

    Упражнение «Тест геометрических фигур»

    Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

    Комментарий ведущего

    ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

    ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

    ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.

    КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

    КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

    Упражнение "Лестница"

    Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

    Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

    Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

    Что мешает Вам находиться наверху?

    Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?

    Упражнение «Эмоциональный словарь»

    Перед педагогами раскладывают набор карточек с изображением лиц в различных эмоциональных состояниях.

    Предлагается ответить на вопрос « Какие эмоциональные состояния изображены на карточках?» После того педагогу предлагается вспомнить, когда он сам был в таком состоянии? Хотел бы он снова вернуться в это состояние. А может ли данное выражение лица отражать другое состояние человека? А в каких состояниях, которые изображены на карточках, вы бываете еще? Можете ответить на вопросы: «Какие состояний больше за прошедшие 2-3 недели – негативные или позитивные? А что мы можем сделать, чтобы испытывать как можно больше положительных эмоций

    «Волшебный шарик»

    Участники сидят по кругу. Психолог просит их закрыть глаза и заделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому в ладошки стеклянный шарик-«болик» - дает инструкцию: « Возьмите шарик в ладошки, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

    1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

    Громко запеть;

    Резко встать и пройтись;

    Быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

    Измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

    2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

    3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

    4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

    И заключительным этапом тренинга предлагается провести релаксационное

    Упражнение (Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”).

    (Включается музыка, на фоне “неба” развешаны звезды.)

    Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “А что ты даешь людям?”– спросили ее другие звезды.

    Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам светится всегда и везде, уважаемые коллеги, и призываю вас иметь свой призыв по жизни и предлагаю вашему вниманию Мантру, звуковую вибрацию, древнюю священную формулу, которая несёт в себе мощный заряд положительной энергии...(все присутствующие произносят каждую строчку вслух)

    Мантра от усталости”

    Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.

    С каждым днем я люблю себя все больше и больше.

    У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.

    Я уникальна во всей Вселенной.

    Я единственная в своем роде и неповторимая.

    Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.

    Я верю в себя и в свое будущее.

    Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.

    Я – хозяйка своей жизни.

    Я – свободная личность.

    Групповая рефлексия

    Основное внимание психолог направляет на то новое, что приобрели члены группы: новые знания, новый опыт и навыки работы. Как они оценивают общую организацию занятия? Какие пожелания для ее усовершенствования они могут высказать? Что бы вы хотели сказать перед уходом? Возможно, вам хотелось кого-то поблагодарить за понимание и поддержку или самому выразить слова поддержки?

    Федеральное государственное казенное

    Дошкольное образовательное учреждение

    «Детские ясли – сад «Сказка»

    Министерства внутренних дел Российской Федерации

    Психологический тренинг с педагогами, с целью предупреждения профессионального выгорания

    Подготовил:

    педагог – психолог Шай М.С.

    г. Симферополь, 2016

    Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ

    Цель: Профилактика психологического здоровья педагогов.

    Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

    Задачи:

    1. Снижение уровня эмоционального выгорания учителей.

    2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива

    Приветствие:

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”

    В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.

    Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего, забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

    Сегодня я бы хотела познакомить вас с оздоровительными методами и приемами, которые позволят повысить жизненные силы, активизировать внутренние ресурсы личности.

      Групповая игра «Здравствуй, друг! »

    И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи.

    Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего. Что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга"

    Ведущий проговаривает, участники сопровождают движениями и повторяют:

    "Здравствуй, друг! " (здороваются за руку)

    "Как ты тут? "(похлопывают друг друга по плечу)

    "Где ты был? " (теребят друг друга за ушко)

    "Я скучал! " (складывают руки на груди в области сердца)

    "Ты пришел! " (разводят руки в сторону)

    "Хорошо! "(обнимаются)

      Притча

    Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

    Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будите чувствовать себя комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие и за хорошие.

    3. Упражнение “Ведро мусора”

    Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

    Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.

    После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

    А сейчас чтобы у вас поднялось настроение я предлагаю вам порисовать. Тот рисунок который у вас получится расскажет вам о том какой вы работник.

    4. Тест «Какой вы работник»

    Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы «выгорания» можно увидеть связь этого феномена со стрессом. Причин стрессов множество, хотя очень многое зависит от индивидуальности. Определить причину стресса, порой очень просто, а вот справиться со стрессом намного труднее.

    Поэтому сейчас я бы хотела рассказать и показать на практике, какие приемы могут помочь нам справиться со стрессом и напряжением.

    Обычно для снятия мышечного и нервно-психического напряжения используются различного рода упражнения. 2 из них мы сейчас выполним.

    5.Упражнение «Лимон»

    Цель:

    Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

    6.Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

    Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

    Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

    И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

    Еще одним действенным способом борьбы со стрессом и напряжениям являются:

    Аффирмации – это обыкновенные предложения, которые человек произносит себе осознанно или неосознанно в мыслях. Аффирмации представляют собой наиболее легкий способ влияния на подсознание. Вы просто выбираете позитивную фразу и произносите время от времени. Очень большой плюс использования аффирмации в том, что вы имеете возможность применять из где хотите и когда хотите. Вы можете создавать и использовать какие угодно аффирмации, не зависимо, что происходит у вас в жизни. Выберите себе такую аффирмацию, которая при однократном повторение и мысли о ней, вызывает море положительных эмоций. Каждый человек уникален, потому я не могу дать вам какую-либо конкретную аффирмацию именно для вас. Поэтому сейчас я предлагаю вам придумать и записать свою аффирмацию, а затем проговорить ее в слух.

    7. Придумывание аффирмаций.

    Зачитывание своей аффирмации:

    Я такая Лапочка! Зубки, как жемчужинки -
    Я такая Цаца! С каждым днем прочнее!
    На меня, Красавицу Ножки - загляденье -
    Не налюбоваться! С каждым днем стройнее!

    Я такая Умница! Волосы шикарные -
    Я такая Краля! Вам и не мечталось!
    Вы такой Красавицы На троих готовили -
    Сроду не видали! Мне одной досталось!

    Я себя, любимую Никого не слушаю,
    Холю и лелею! Коль стыдят и хают!
    Ах, какие плечики! ПОТОМУ ЧТО ЛУЧШАЯ!
    Ах, какая шея! ПОТОМУ ЧТО ЗНАЮ!

    Талия осиная,
    Бархатная кожа -
    С каждым днем красивее,
    С каждым днем моложе!

    8. «Я в лучах солнца»

    На листе бумаги педагоги рисуют солнце, с тремя лучиками. В центре солнца пишут свое имя. А на лучиках 3 положительные качества своего характера, затем передают свои рисунки коллегам, те добавляют по одному лучику.

    9. «Разноцветные звезды»

    Высоко в темном небе. На одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.

    И у нас в корзине множество разных звезд, каждая из них несет доброе пожелание. Сейчас я предлагаю вам по очереди взять по одной звездочке себе на память, и пусть звездочка принесет именно то, чего Вам больше всего не хватает.

    Рефлексия тренинга

    Спасибо за внимание, удачного всем дня!

    ЛОШАДЬ

    Какой вы работник

    На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача - завершить эту картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.

    Ключ к тесту

    В этом тесте ЛОШАДЬ - это вы сами. Символ достаточно прозрачен: людей, много работающих, называют рабочими лошадками. В зависимости от того, КАК вы ИЗОБРАЗИЛИ ЛОШАДЬ, НАСКОЛЬКО ЧЕТКО вы ПРОРИСОВАЛИ все ДЕТАЛИ ЕЕ ВНЕШНОСТИ, можно сказать, какой вы работник.

    Если вы выделили только ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ ЛОШАДИНОЙ ВНЕШНОСТИ (КОПЫТА, ГРИВА И ХВОСТ), то это значит, что вы умеете трудиться, но не возводите работу в культ. Вы не трудоголик.

    Если вы много внимания уделили МОРДЕ ЛОШАДИ (вырисовали ГЛАЗА, НОЗДРИ, РОТ, ЧЕЛОЧКУ и т. д.), то у вас к работе несколько романтическое отношение, вы полны иллюзий и радужных надежд. Возможно, вы еще очень молоды и еще нигде не работали, тогда со временем ваша эйфория пройдет сама собой. Если же вы зрелый человек, то эта восторженность просто свойство вашего характера.

    Если вы старательно прописали КАЖДУЮ ШЕРСТИНКУ, то есть уделили много внимания МЕЛОЧАМ, то это говорит, о вашей педантичности, вы умеете и любите кропотливый труд, старательны и придирчивы к себе и другим. На вас можно положиться, вы никогда не бросите недоделанную работу. Однако трудиться рядом с вами очень тяжело, вы всех изводите своим занудством и мелочностью.

    Если вы ПОМЕСТИЛИ СВОЮ ЛОШАДЬ НА ЛУГ ИЛИ В ПОЛЕ, то это означает ваше стремление работать в комфортных условиях, вы ненавидите рамки и ограничения и цените независимость.

    Если вы НАДЕЛИ НА ЛОШАДЬ УЗДЕЧКУ ИЛИ ХОМУТ, то это значит, что вам не привыкать работать под давлением, вы принимаете любое руководство как данность и готовы подчиняться просто потому, что так заведено. ЧЕМ БОЛЬШЕ УПРЯЖИ НА ВАШЕЙ ЛОШАДИ, тем в более тяжелых и некомфортных условиях вы привыкли работать. Возможно, вы даже не представляете себе, что может быть как-то по-другому.

    Если вы ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД ЛОШАДЬЮ С КОРМОМ И КОРЫТО С ВОДОЙ, то это говорит о том, что вы готовы работать, но только в том случае, если вам обеспечат необходимый, хотя бы минимальный комфорт.

    Если вы НАРИСОВАЛИ НА ЛОШАДИ ВСАДНИКА, то это значит, что вы привыкли выполнять указания и не способны работать самостоятельно. Вам нравится, когда вами руководят и не только дают вам задание, но и задают определенный темп работы.

    • Никорчук Наталья Викторовна , заведующая отделением медико-социальной реабилитации детей старшего дошкольного и школьного возраста, психолог высшей категории

    В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

    В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

    Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренингах навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, воспитателям, руководителям образовательных учреждений, так и самим педагогам-психологам.

    Тренинг проводится в течение пяти часов с группой наполняемостью 10-15 человек в довольно просторном помещении (лучше - в специально предназначенном, например, тренинговом зале).

    Тренинг состоит из трех частей. Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга, вторая (основная) направлена на знакомство и освоение навыков эмоциональной саморегуляции, третья (заключительная) – на формирование навыков позитивного самовосприятия и рефлексии.

    I часть

    Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

    1. Упражнения на знакомство

    Упражнение “Эхо”

    Каждый по кругу называет свое имя, сопровождая его жестом или движением всего тела, а группа, как эхо, повторяет это все за ним.

    Упражнение “Наши ожидания”

    Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.

    Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке)

    Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг)

    Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.

    То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

    Упражнение “Карусель общения”

    Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

    “Я люблю…”

    “Меня радует…”

    “Мне грустно когда…”

    “Я сержусь, когда… ”

    “Я горжусь собой, когда…”

    2. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия

    Упражнение “Порядковый счет”

    Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого.

    Упражнение “Единый ритм”

    Участники группы один за другим, а потом все вместе в едином темпе исполняют определенный ритм, заданный ведущим.

    Упражнение “Путанка”

    Ведущий ставит рядом 2-3 стула и предлагает участникам всем сесть на них по его команде. Когда все сели (можно садится на колени друг другу) предлагается поднять вверх левую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Теперь нужно поднять вверх правую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Когда все руки, осторожно, не расцепляя, но и не выворачивая рук, встать со стульев, отойти немного в сторону и распутаться. В результате получится один или два круга, либо цепочка.

    Упражнение “Охотничий азарт”

    Это упражнение активизирует участников, придает сил и энергии.

    Необходимо разбиться на пары. В этой игре нужно догнать своего партнера и осалить его. Тот, кого осалили, разворачивается на 360 градусов вокруг своей оси, прежде чем начать охоту на партнера – заблаговременно отбежавшего подальше.

    Нельзя: 1. бегать, можно только быстро ходить;

    2. в своем порыве сбивать других;

    3. забывать обернуться вокруг на 360 градусов.

    Через 3 минуты можно остановить игру.

    Упражнение “Подчеркивание общности”

    Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: “Я думаю, нас с тобой объединяет...”, и называет это качество, например: “Мы с тобой одинаково общительны”; “Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны”. Тот, кто получает мяч, отвечает: “Я согласен”, если он действительно согласен, или: “Я подумаю”, если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

    Упражнение “Подчеркивание значимости”

    Упражнение выполняется в кругу с мячом. Участникам предлагается подумать и отыскать у своих коллег качества, вызывающие восхищение, уважение, симпатию. Обращение к своему коллеге начинается со слов: “Таня, мне в тебе нравится...” - и называется то личностное качество, которое было найдено. Таня, в свою очередь, должна назвать то чувство, которое возникло у нее в ответ на эти слова. Затем упражнение продолжает кто-либо другой из участников. И так до тех пор, пока каждый не выскажется.

    Упражнение “Шанхайцы”

    Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться “спираль”. В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

    Представьте себя каким–нибудь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент. Закрасьте его в любой цвет. Опишите, настроение этого предмета.

    Участники по кругу описывают свои предметы.

    II часть

    Цель: осознание и принятие своих чувств; работа с негативными чувствами; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

    1. Упражнения на осознание и принятие своих чувств

    Упражнение “Чувство”

    Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.

    Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.

    Вопросы для обсуждения:

    • Воспринимали ли вас адекватно?
    • Почему возникали затруднения в определении чувства?
    • Расскажите о своих впечатлениях.

    Упражнение “Список эмоций”

    Группе предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмоцию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию.

    Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию - все ее показывают.

    Вопросы для обсуждения:

    • Какое слово было труднее всего показать?
    • У всех ли было одинаковое выражение лица при изображении эмоции? Почему?
    • Могут ли люди испытывать одни и те же эмоции и иметь совершенно разное выражение лица? Когда? (Привести пример.)

    Упражнение “Передача чувств”

    Участники встают в затылок друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.

    Упражнение “Ассоциации”

    Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”

    2. Освоение способов саморегуляции эмоционального состояния.

    Мозговой штурм “Способы саморегуляции в ситуации стресса”

    Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.

    Участники делятся на группы и отвечают на вопрос:

    • Как боретесь с негативными эмоциями?

    В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.

    Дыхательная гимнастика

    1. Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом

    Упражнение “Отдых”

    Исходное положение - стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.

    Упражнение “Передышка”

    Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания - один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

    2. Дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом

    Упражнение “Мобилизующее дыхание”

    Исходное положение - стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох - такой же продолжительности как вдох. Затем постепенно увеличивайте фазу вдоха. Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, в скобки заключена пауза (задержка дыхания), затем - фаза выдоха:

    4 (2) 4, 5 (2) 4; 6 (3) 4; 7 (3) 4; 8 (4) 4;

    8 (4) 4, 8 (4) 5; 8 (4) 6; 8 (4) 7; 8 (4) 8;

    8 (4) 8; 8 (4) 7; 7 (3) 6; 6 (3) 5; 5 (2) 4.

    Дыхание регулируется счетом преподавателя, проводящего занятия, еще лучше с помощью метронома, а дома - мысленным счетом самого занимающегося. Каждый счет приблизительно равен секунде, при ходьбе его удобно приравнивать к скорости шагов.

    Упражнение “Замок”

    Исходное положение - сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2- 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

    Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов - издать резкий звук, например, “Ух!”

    “Звуковая гимнастика”

    Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

    Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

    Припеваем следующие звуки:

    А - воздействует благотворно на весь организм;
    Е - воздействует на щитовидную железу;
    И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
    О - воздействует на сердце, легкие;
    У - воздействует на органы, расположенные в области живота;
    Я - воздействует на работу всего организма;
    М - воздействует на работу всего организма;
    X - помогает очищению организма;
    ХА - помогает повысить настроение.

    Релаксационное упражнение (техника напряжения и расслабления)

    Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.

    Упражнение “Мышечная энергия” (выработка навыков мышечного контроля)

    Инструкция участникам тренинга:

    • Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!
    • Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец - напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный - напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.
    • Напрягите левую ногу - как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения?
    • Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.

    Упражнение “Напряжение - расслабление”

    Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

    Упражнение “Огонь - лед”

    Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего “Огонь” участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде “Лед” участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

    Упражнение “Зажимы по кругу”

    Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники двигаются несколько секунд (15-20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение - полностью расслабляют напряженный участок тела.

    После окончания этой части упражнения ведущий дает участникам задание прислушаться к ощущениям своего тела, и при этом продолжать спокойно идти по кругу, вспомнить обычное для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15-20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с обычным зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3-5 раз.

    После окончания упражнения участникам дается рекомендация повторять его самостоятельно хотя бы 1-2 раза в день.

    Упражнение “Дождик”

    Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

    Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения

    Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции.

    Упражнение “Броуновское движение”

    Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории.

    Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки, которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они движутся спиной друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в пространстве. На третьем - движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом - все предыдущие задания выполняются с закрытыми глазами.

    Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди, и движение с закрытыми глазами осуществляется в малых группах по 3-5 человек. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на безопасности движения участников группы.

    Упражнение “Моечная машина”

    Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить - обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.

    Упражнение “Растем”

    Участники находятся в круге. Исходное положение - сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

    Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

    Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10-20 стадий. После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению “Потянулись - сломались”.

    Упражнение “Потянулись - сломались”

    Исходное положение - стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

    Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше,.. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его!

    Медитация

    Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей;Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение.

    Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.

    С точки зрения психологии ведущим моментом этого состояния является временное выключение комплекса психических процессов, составляющих сущность сознания, памяти. При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.

    С участниками группы разбираются варианты медитационных упражнений:

    Одно из упражнений (по выбору) или все упражнения по группам проделываются 5-10 минут. После выполнения - обсуждение.

    Упражнение “Концентрация на счете”

    Инструкция преподавателя:

    Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

    Упражнение “Концентрация на нейтральном предмете”

    В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:

    • Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие.
    • Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.
    • Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.
    • В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.

    Рефлексия ощущений:

    • Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте?
    • На чем легче удерживать внимание - на предмете или звуке?
    • От чего это зависит?
    • Какие свойства внимания необходимы для концентрации?

    Упражнение “Сосредоточение на эмоциях и настроении”

    Инструкция преподавателя: Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.

    А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни.

    Выходим из состояния релаксации.

    Рефлексия вашего эмоционального состояния.

    III часть

    Цель: развитие позитивного самовосприятия, осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими

    1.Упражнения на развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими

    Упражнение “Кинопроба” (на развитие чувства собственной значимости)

    1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

    2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

    3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: “Я не хочу хвастаться, но...”, и дополните фразу словами о своем достижении.

    Вопросы для обсуждения:

    • Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?
    • Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?

    Упражнение “Достоинства”

    Участники располагаются по кругу. Каждый по часовой стрелке называет свои достоинства, а затем повторяет достоинства других в том порядке, в котором те назывались.

    Упражнение “ Чемодан”

    Один из членов группы выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу “чемодан”. В этот “чемодан” набирается то, что, по мнению группы, поможет человеку в личностном и профессиональном росте, все положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает человеку, его отрицательные проявления, над чем ему необходимо активно поработать.

    Выбирается “секретарь”. Он делит лист вертикально пополам, на одной стороне ставится знак “+”, на другой “-”. Для хорошего “чемодана” нужно не менее 5-7 характеристик с той и другой стороны. Затем входит член группы, и ему зачитывается и передается этот список.

    IV часть

    Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

    Упражнение “Пожелание по кругу”

    Все сидят в кругу, и каждый по кругу высказывает свои пожелания сначала одному, затем другому и так всем участникам тренинга.

    Рефлексия “Мне сегодня...”

    Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”, оправдались ли ваши ожидания?

    Подведение итогов занятия.

    Список использованной литературы

    1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006, – с. 216 – 222.
    2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
    3. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во “Эксмо”, 2005.
    4. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

    Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ

    Подготовила педагог-психолог: Шлейхер Н.В.

    Цель: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

    Задачи:

    1. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

    2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

    Приветствие:

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”

    В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.

    Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего, забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

    Сегодня я бы хотела познакомить вас с оздоровительными методами и приемами, которые позволят повысить жизненные силы, активизировать внутренние ресурсы личности.

      Групповая игра «Здравствуй, друг! »

    И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи.

    Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего. Что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга"

    Психолог проговаривает, участники сопровождают движениями и повторяют:

    "Здравствуй, друг! " (здороваются за руку)

    "Как ты тут? "(похлопывают друг друга по плечу)

    "Где ты был? " (теребят друг друга за ушко)

    "Я скучал! " (складывают руки на груди в области сердца)

    "Ты пришел! " (разводят руки в сторону)

    "Хорошо! "(обнимаются)

      Притча

    Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

    Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будите чувствовать себя комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие и за хорошие.

    3. Упражнение “Ведро мусора”

    Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

    Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”

    После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

    А сейчас чтобы у вас поднялось настроение я предлагаю вам порисовать. Тот рисунок который у вас получится расскажет вам о том какой вы работник.

    4. Тест «Какой вы работник»

    На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача - завершить эту картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.

    Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы «выгорания» можно увидеть связь этого феномена со стрессом. Причин стрессов множество, хотя очень многое зависит от индивидуальности. Определить причину стресса, порой очень просто, а вот справиться со стрессом намного труднее.

    Поэтому сейчас я бы хотела рассказать и показать на практике, какие приемы могут помочь нам справиться со стрессом и напряжением.

    Обычно для снятия мышечного и нервно-психического напряжения используются различного рода упражнения. 2 из них мы сейчас выполним.

    5.Упражнение «Лимон»

    Цель:
    Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

    6.Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

    Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
    Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

    Приложение 1.

    Карточки «Значение цвета»

    Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

    Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

    Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

    Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

    Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

    Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

    Серый – тревожность и негативное состояние.

    Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

    Приложение 2.

    Карточки с неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно говоря»

      Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне…

      Откровенно говоря, когда я готовлюсь к открытым занятиям…

      Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

      Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

      Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…

      Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

      Откровенно говоря, когда ко мне на занятия приходят студенты…

      Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят педагоги или методисты…

      Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...

      Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

      Откровенно говоря, когда я провожу свое открытое занятие…

      Откровенно говоря, моя работа…

      Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

      Откровенно говоря, мое здоровье…

      Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим…

      Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

      Откровенно говоря, после рабочего дня…

      Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска…

      Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

      Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

      Откровенно говоря, неприятности на работе…

      Откровенно говоря, успехи на работе…

    Приложение 3.

    Карточки с ситуациями для упражнения «Калоши счастья»:

    Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

      Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

      В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

    Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.

      Есть возможность попробовать свои силы в работе с большой группой.

      Это хорошая возможность освоить новые методы работы.

    На работе задержали зарплату.

      Можно сэкономить на чем-то.

      Можно теперь сесть на диету.

    По дороге на работу вы сломали каблук.

    Большинство ваших учеников воспитанников показали слабые результаты мониторинга.

    Вы внезапно заболели.

      Хороший повод отдохнуть.

      Заняться наконец-то своим здоровьем.

    Вас бросил муж.

      Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

      Больше времени на хобби.

    Вы попали под сокращение.

      Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

      Новый коллектив, новые перспективы.

    Приложение 4.

    Анкета «Обратная связь»

    Что вам понравилось, было интересно?

    ________________________________________________________

    Что вам не понравилось, не вызвало интереса?

    ________________________________________________________

    ________________________________________________________

    Ваши пожелания

    ________________________________________________________

    ________________________________________________________

    Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания


    Проблема эмоционального выгорания работников образования всегда актуальна. Данный тренинг поможет педагогам найти подходящий прием, способ профилактики эмоционального напряжения. Акцент делается на самостоятельном поиске участниками способов профилактики неврозов. Это дополнительно стимулирует педагогов на веру в свои силы.
    Материал будет полезен психологам

    Цель: Профилактика эмоционального выгорания.
    Задачи:
    Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью позитивного проговаривания.
    Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения.
    Обучение приемам саморегуляции, снятия эмоционального напряжения.
    Оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши, Заготовки валентинок с вклеенной притчей

    I. Введение. Разминка

    Упражнение «Здороваемся локтями»
    Цель: установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.
    Ход: предлагается рассчитаться на три. Номера 1 складывают руки за головой. Номера 2 упираются руками в бедро. Номера 3 держат сложенные крест-накрест руки на груди. Во всех случаях локти развернуты в стороны. Ведущий дает сигнал и участники стараются поздороваться как можно большим количеством присутствующих, коснувшись друг друга локтями. При этом нужно назвать имя участника.
    Упражнение «Мой Зверек»
    Цель: разминка
    Инструкция: «По очереди придумайте и покажите особенность вашего воображаемого зверька. Следующий называет особенности предыдущего зверька, и показывает своего. Так продолжаем по кругу».

    I. Основная часть

    Введение:
    Ведущий: - Профессия педагога очень энергоемкая. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
    И сегодня проблема сохранения психического здоровья педагогов особенно актуальна. С каждым годом растут требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
    Вместе с учебной нагрузкой растет нервно-психическое напряжение, переутомление. Все это усугубляется различными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
    Такая ситуация может привести к эмоциональному истощению, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций и он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
    Сегодня мы научимся приемам, которые помогут вам избежать и предупредить эмоциональное выгорание.
    Упражнение “Передача чувств”
    Цель: снятие эмоционального напряжения

    Ход: Участники встают друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.) . Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.
    Рефлексия: поделитесь впечатлениями от упражнения. Что не получалось, почему. Что понравилось. Что вы сейчас чувствуете.
    Беседа «Экстренная самопомощь»
    Цель: разработать приемы сбрасывания негативных эмоций, переживаний
    Ход: ведущий задает проблематику: как, с помощью каких приемов в условиях работы в детском саду можно быстро избавиться от негативных сиюминутных переживаний. Участники в режиме «мозговой штурм» обсуждают проблему, делятся опытом. Ответы записывают на доске.
    Инструкция: «Бывают случаи, когда человеком в определенной ситуации резко овладевают негативные, неприятные эмоции. Им не следует поддаваться и от них необходимо избавляться, при это ни в коем случае не подавляя. Подумайте, как в условиях работы в детском саду можно быстро избавиться от негативных сиюминутных переживаний».
    Примеры ответов:
    резко встать и пройтись;
    изрисовать лист бумаги, помять/порвать и выбросить;
    Покричать в подушку/побить подушку;

    Упражнение «Портрет педагога»
    Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога.
    Работа в группах.
    Инструкция: «Нарисуйте или метафорически изобразите портрет эмоционально выгоревшего педагога. Расскажите об получившимся образе».

    Инструкция: «Нарисуйте портрет эмоционально благополучного педагога. Расскажите об портрете, который у вас получился».

    Инструкция: «В группах разработайте и запишите рекомендации, которые помогут предупредить или преодолеть эмоциональное выгорание»

    Рефлексия, обсуждение. Ведущий делает акцент на том, что участники сами разработали рекомендации, нашли пути решения проблемы.


    Выводы: в преодолении проф. выгорания многое зависит от тебя самого. Поэтому особенно значимы собственные внутренние резервы педагога.

    Упражнение «Удовольствие»
    Цель: нахождение индивидуальных путей снятия эмоционального напряжения.
    Ход: Участники пишут не менее 5 повседневных действий, которые приносят им удовольствие. далее их нужно про ранжировать до самых приятных. Ведущий объясняет, что эти действия и есть ресурс восстановления педагога.

    Упражнение «Релаксация»
    Ход: участникам предлагается закрыть глаза, усесться как можно удобнее (если есть ковер, лучше лечь) и расслабиться. Ведущий зачитывает любой релаксационный текст под музыку.
    Рефлексия: обсуждение впечатлений.

    Упражнение «Я в лучах солнца»
    Цель: самоопределение, рефлексия, применение приема самовнушения.
    Ведущий: «Одним из способов регуляции своего эмоционального состояния, это самовнушение и самопоощрение. Так что хвалите себя в течение рабочего почаще. Хвалите себя даже за маленькие успехи».
    Инструкция: «Нарисуйте солнце с лучиками. В середине напишите свое имя. У каждого лучика напишите что-нибудь хорошее о себе».
    Участники работают под приятную мелодичную музыку.


    «Повесите солнышко на видное место. Дорисовывайте лучи. А если станет плохо на душе или покажется, что вы ни на что не годны, достаньте его».
    Упражнение «Пожелание другу»
    Цель: Создание позитивного эмоционального фона.
    Инструкция: "На этой валентинке напишите приятное пожелание или фразу, которую вы хотели бы услышать».
    Ведущий собирает валентинки в мешочек и предлагает участника вытащить себе по одной.
    На обратной стороне открытки вы найдете притчу, которая позволит вам многое понять о пустых переживаниях (Притча "Два монаха"). Сохраните эти валентинки и прибегайте к их помощи, когда вам трудно.