Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Как приготовить тортилью
  • Средства и методы профилактики профессионального выгорания педагога. К скрытым причинам профессионального выгорания

    Средства и методы профилактики профессионального выгорания педагога. К скрытым причинам профессионального выгорания

    «И должность есть, и деньги платят… А работа уже вот где сидит!»

    Здравствуйте,

    В последнее время мы с вами как-то незаслуженно забыли про интересные практические психотехники. Раньше, например, и , и , и находили . Но уже давно об этом ничего не было. Пора наверстывать, как думаете?

    Почему это важно?

    Профессиональное выгорание является тем самым подвохом, которого никак не ожидаешь. Но в какой-то момент человек готов бросить работу и бежать туда, куда глаза глядят. Однако правда заключается в том, что от себя не убежишь.

    Что такое профессиональное выгорание

    Профессиональное выгорание - это истощение нервных, психических и физических сил, из-за которого не хочется работать. Как пишут в энциклопедиях: «выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной жизненной установке в отношении работы ».

    Проверьте себя.

    Тест на профессиональное выгорание

    Подумайте, характерны ли для вас следующие утверждения:

    1. Я неохотно иду на работу
    2. Если я вспомню о работе в выходной, он безнадежно испорчен
    3. Я не люблю общаться с коллегами (клиентами), они меня раздражают
    4. В последнее время я склонен к перееданию (потере аппетита)
    5. Я чувствую себя очень усталым после рабочего дня
    6. У меня наблюдаются физиологические изменения в теле от моей работы (хуже стало зрение, слух, обоняние, что-то болит и прочее)
    7. Я часто пью кофе, чай (или устраиваю перекуры)
    8. Мне нравится моя работа, но я не испытываю такого удовольствия от нее как раньше

    Какие профессии в зоне риска

    Считается, что есть профессии, которые больше подвержены профессиональному выгоранию. Это работа, где идет тесное взаимодействие с людьми. Самой тяжелой в этом плане является работа психолога, которому приходится выслушивать проблемы чужих людей. И если у него развито чувство эмпатии (сопереживания), он может неосознанно «присоединяться» к человеку и проживать вместе с ним негативный опыт.

    Все бы ничего, но у клиента этот опыт один, а психолог накапливает его в сотни раз больше. Он становится живым архивом чужих негативных историй (ой, что сейчас будет - многие из вас не позавидуют участи врачевателей душ).

    То же самое можно сказать про педагогов, менеджеров.

    Но на самом деле в любой работе может случиться профессиональное выгорание. У каждого человека своя природа, и именно она ускоряет или тормозит это явление. Люди, которые по природе очень динамичны, любят перемены, эмоциональны, где-то несобранны, скорее перегорают, нежели те, которые по природе медлительны, основательны и не любят динамики.

    К явным причинам профессионального выгорания относятся

    • монотонность работы
    • фактор срочности
    • тесное взаимодействие с людьми
    • напряженность и конфликты в коллективе
    • нехватка условий для самовыражения
    • подавление инициативы
    • работа без возможности дальнейшего продвижения

    К скрытым причинам профессионального выгорания -

    • плохая самоорганизация (неумение планировать время приводит к переутомлению)
    • трудоголизм (мало отдыха)
    • отсутствие мотивации (нет целей и мечты)
    • перфекционизм (хочется сделать все идеально, но ход работы замедляется и получается маленькая отдача, и в результате быстрое истощение)
    • неэкологичность деятельности (обман коллег, клиентов, родных о работе, самого себя)
    • невыполнение жизненного призвания

    Главные причины профессионального выгорания

    Есть две главные причины профессионального выгорания на любой работе:

    1. Вы себя истощили
    2. Вы переросли должность

    Самым первым звоночком профессионального выгорания может стать равнодушие ко всему новому, что случается в сфере вашей деятельности. Оно перестает вас удивлять и вызывать эмоции. Вы не хотите «расти», перестаете читать по вашей теме, слушать лекции и развиваться.

    Но если при этом вас живо занимает что-то другое, это признак того, что вы «переросли» или выгорели, и, значит, пора менять квалификацию.

    Профилактика профессионального выгорания во втором случае должна сводиться к тому, что вы ищите для себя новое место приложения сил. Попробуйте начать с изучения смежных профессий, чтобы не терять тот опыт, который у вас за спиной.

    Профилактика профессионального выгорания при истощении

    • Супервизия. «Супервизия - сотрудничество двух профессионалов (более опытного и менее опытного, или равных по опыту), в ходе которого специалист может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности».

    Ее широко применяют в среде психологов, но почему бы вам не договориться с коллегой и провести ревизию вашей работы? Его свежий взгляд и опыт позволят посмотреть на вашу работу со стороны и внести в нее новую струю энтузиазма.

    • Психозарядка

    Выполняйте ее как можно чаще. Суть заключается в том, что при каждом выполнении упражнения (какие вам больше нравятся) вы произносите позитивные утверждения типа «Мне все нравится» или «Я полон сил». Как вариант, посещайте занятия йогой: статические упражнения дают возможность успокаивать ум, расслабляться и научиться управлять своим сознанием.

    • Ведение дневника

    В нем вы можете, как на духу, писать все ваши мысли по поводу работы и жизни вообще, тем самым освобождать психику от перегруза

    • Посещение психологических лекций, тренингов, вебинаров ,

    где вы можете пообщаться не только с коллегами, но и с людьми других профессий

    • Утренние медитации

    Здесь нет ограничений. Идеально, если вы каждое утро налаживаете связь с Высшим началом жизни. От вы получаете энергию и вдохновение на работу. Как вариант вы можете использовать специальные медитации, одну из которых можете послушать и провести прямо сейчас.

    Медитация «Горная вершина»

    И, пожалуйста, отслеживайте в себе то, насколько вы , достаточно ли вы мотивированы для своей работы, изучаете ли вы что-то новенькое, чтобы стать эффективнее в своем деле, и тогда профилактика профессионального выгорания вам, скорее всего, не понадобится.

    Если вы здесь впервые, подписаться можно прямо отсюда . Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу (социальные кнопки - чуть ниже).

    Наиболее распространенным средством для профилактики профессионального выгорания является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают. В американской литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый «период полураспада компетентности», заимствованный из ядерной физики. В данном случае это означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устарения полученных знаний, по мере появления новых знаний, по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.

    Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

    Психологические основы саморегуляции эмоционального состояния включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется нейролингвистическое программирование.

    В русле данного направления Г. Дьяконовым разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.

    Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением, как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или активизации. Использование приёмов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.

    Кроме упражнений аутогенной тренировки, для регуляции эмоциональных состояний используются и другие способы. Так, например, Г.Н. Сытин в своей книге «Животворящая сила. Помоги себе сам» предлагает метод словесно-образного эмоционально - волевого управления состоянием человека, который базируется на методах психотерапии и некоторых аспектах нетрадиционной медицины.

    Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приёмов, применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокорректорными целями, могут быть следующих видов: Т-группы, группы встреч, гештальт-группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Каждый тип группы направлен на решение конкретных целей, предполагает взаимодействие по определённым правилам. Применительно к педагогической деятельности охарактеризуем сферу практического применения каждого вида групп.

    Т-группы (группы социально-психологического тренинга). Работа в ней направлена на то, чтобы помочь педагогу лучше узнать самого себя как личность; выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше понимать своих коллег и родителей; с которыми приходиться вступать в общение по поводу обучения и воспитания детей; обучение правильному поведению в ситуациях межличностного общения.

    Группы встреч. Основная цель - осознание и реализация того потенциала личности и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде. Эффективно использовать такой вид работы для начинающих учителей и воспитателей с целью повышения их уровня самосознания и развития личности. Можно включать старшеклассников и родителей для достижения доверия между взрослыми и детьми.

    Гештальт-группы. Работа руководителя группы осуществляется не со всеми участниками, а один на один с кем-либо из её членов, добровольно согласившимся на время стать главным действующим лицом. Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента. Ключевыми понятиями в такой работе группы являются «осознание» и «сосредоточенность на настоящем». Опыт работы в таком направлении повышает эффективность индивидуальной педагогической работы с детьми.

    • - определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей (достижение краткосрочных целей приносит очень важное для оптимального эмоционального состояния человека - состояние успеха);
    • - использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
    • - овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение);
    • - профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией, что даёт ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива; для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
    • - уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);
    • - эмоционально-личностное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается, или процесс этот оказывается не столь выраженным);
    • - поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь);
    • - умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
    • - возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.

    Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения.

    Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения - избегание, манипулятивные и агрессивные действия - сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.

    Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.

    Поэтому каждый человек может осознанно выбрать - будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.

    Цель :ознакомить профессионалов социальной сферы деятельности с понятием профессионального выгорания и методами профилактики данного вида деформации.
    Задачи:
    1. Познакомить работников социальной сферы с понятиями профессиональных деформаций и выгорания.
    2. Выявить тенденции к развитию профессионального выгорания, путем самодиагностики.
    3. Ознакомить людей с рекомендациями по профилактике процессов профессионального выгорания
    Анонс: Профессия воспитатель, по классификации Дж.Холланда относится к социономическому типу. Люди данного типа ориентированы на общение и взаимодействие с другими людьми. Для них свойственны ярко выраженные коммуникативные способности, они чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая их эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Люди профессий социономического типа любят поучать и воспитывать окружающих. Поскольку профессии данного типа имеют предметом своей деятельности взаимоотношения с людьми, они требуют большой психоэмоциональной отдачи работника данной сферы деятельности, что оставляет определенный след на личности самого профессионала.
    Целевая аудитория: психологи различных учебных заведение, специалисты социономических профессий (воспитатели, педагоги, учителя и т.д.)

    Социальные профессии, такие как воспитатель, учитель, педагог, психолог и другие, имеют предметом своей деятельности взаимоотношения с различными людьми, что требует большой психоэмоциональной отдачи работника данной сферы деятельности. В свою очередь это оставляет определенный след на личности самого профессионала. Этот след, может оказать негативное влияние на личность человека и привести к развитию профессиональных деформаций, и крайнему их проявлению - профессиональному выгоранию.
    Профессиональное выгорание, обычно, понимается как форма профессиональной деформации личности которое отрицательно сказывается на эффективности профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии в профессиях социального типа.
    При проявлении профессионального выгорания можно выделить следующие симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, изменение веса, бессонница, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость, агрессивность, раздражительность, во время работы появляются усталость и желание отдохнуть, безразличие к еде, малая физическая нагрузка, несчастные случаи - падения, травмы, аварии и прочее, падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем, скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни, большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, низкая социальная активность, падение интереса к досугу, социальные контакты ограничиваются работой, скудные отношения на работе и дома, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег и т. д.
    Современные научные исследования доказывают тот факт, что больше всего появлению профессиональных деформаций и выгоранию подвержены специалисты со стажем работы свыше 10 лет.
    У вас есть возможность провести личную экспресс самодиагностику и оценить со бственные тенденции к выгоранию (или их отсутствие).
    На следующие предложения отвечайте «да» или «нет»:
    1. Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен
    2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления
    3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры
    4. То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики.
    5. На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. 6. Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно
    7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной
    8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое
    9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям
    10. За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое
    Количество положительных ответов подсчитайте.
    Оценка результатов:
    0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
    2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
    7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
    10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.


    Если результаты оказались неожиданными для вас, не стоит расстраиваться. Все и всегда можно исправить. Если вы хотите продолжить работать в выбранной вами сфере, если вам это нравится, но есть небольшие трудности, предлагаю вашему вниманию комплекс методических рекомендации направленные на профилактику профессиональных деформаций у представителей социономических профессий.
    Рекомендации:
    1. Постарайтесь осознавать и принимать свои чувства и эмоции. Да, мы не можем в лицо сказать начальнику «какой он хороший», но мы можем мысленно себе признаться: «Сейчас я злюсь, гневаюсь и раздражаюсь, а хотел(а) бы чувствовать себя хорошо и спокойно, но пока не знаю как это сделать». Эта волшебная фраза быстро снимает излишнее напряжение. Ведь подавленные эмоции очень негативно отражаются на нашем здоровье.
    2. Работайте, когда вы работаете и отдыхайте, когда отдыхаете. Правильно отдыхать очень важно, возможно, даже важнее, чем работать. Забудьте о работе, когда вы дома или в отпуске, и наоборот, не нужно тащить домашние проблемы на работу. Подобное переключение отлично скажется на вашей карьере и эмоциональном состоянии.
    3. Не чурайтесь профессиональной помощи. Ситуации в жизни бывают различные, некоторые, мы и предсказать не можем. Самое главное, здесь, это наше отношение. Если вы не можете справится с какой-либо волнующей проблемой - обратитесь к специалисту (психологу, психотерапевту). До сих пор в нашем обществе существует стереотип: я ж не псих идти к психологу. Но, если вы адекватный и здравомыслящий человек, не пренебрегайте и уж тем более не бойтесь обратиться к психологу за помощью.
    4. Бесконечная новизна. Мир меняется с такой силой, что порой, очень сложно уловить последние модные тенденции. Мы всегда должны идти в новизну: постоянно узнавать что-то новое, общаться с разными людьми, специалистами, придумывать, выдумывать, творить, ломать шаблоны. И самое главное, получать удовольствие от того, чем мы занимаемся.
    5. Бесконечное саморазвитие. Век живи - век учись. Вся мудрость нашей жизни в этих словах. Грош цена тому профессору, который защитил докторскую и кичится этим, не познавая ничего нового. Профессиональный мир дает нам множество возможностей для саморазвития. Это и курсы повышения квалификации, и различные семинары, тренинги, курсы переподготовки и многое другое.
    Адекватный и осознанный выбор профессии, которая приносит счастье и удовольствие в вашу жизнь, есть успех и путь развития здоровой и гармоничной личности.

    Практически каждый из нас ежедневно ходит на работу или трудится дома. Ведь только таким образом мы можем заработать себе на жизнь. Далеко не все люди выполняют свои профессиональные обязанности с удовольствием, но мало кто склонен игнорировать их и отлынивать от них. Но в некоторых случаях даже интенсивно работающие люди, любящие свою сферу деятельности, ощущают ряд неприятных симптомов, мешающих их труду. Такое состояние может вызвать профессиональное выгорание, причины, профилактика которого нами сейчас будут рассмотрены.

    Профессиональное выгорание – это довольно-таки распространенный синдром, развивающийся у работающих людей. Он вызывается многими факторами и становится причиной истощения эмоционально-энергических, а также личностных ресурсов индивида.

    Причины профессионального выгорания

    Как показывает практика, чаще всего с профессиональным выгоранием сталкиваются те люди, деятельность которых связана с постоянным общением с людьми – со знакомыми либо незнакомыми. Подобная ситуация наблюдается у руководителей, менеджеров по продажам, у социальных и медицинских работников, различных консультантов. С проблемой такого типа часто сталкиваются , полицейские и пр.

    Как показывает практика, особенно быстро профессиональное выгорание поражает , чьи психологические особенности не позволяют постоянно коммуницировать с людьми. У таких личностей не наблюдается избытка жизненной энергии, они выглядят скромными и застенчивыми, могут сильно концентрироваться на объектах своей деятельности. Интроверты склонны постоянно накапливать негативные эмоции и дискомфорт, не умея выбрасывать такие переживания.

    Кроме всего прочего эмоциональное, а также профессиональное выгорание часто случается у людей, постоянно испытывающих какой-то внутренний конфликт, связанный с профессиональной деятельностью. С такой проблемой часто сталкиваются женщины, вынужденные «разрываться» между трудом и семейными обязанностями, а также те, кому необходимо постоянно доказывать свой профессионализм из-за конкуренции.

    Еще с профессиональным выгоранием сталкиваются те работники, которые ощущают постоянную угрозу потерять работу и боятся не найти новую.

    В ряде случаев подобное нарушение может наблюдаться у трудящихся, которым приходится находиться в особенно непривычных условиях труда. Такие люди при этом часто желают показать максимальный результат. Ощущая некоторую некомпетентность, работники подвергаются постоянным стрессам.

    Еще профессиональное выгорание может поразить жителей крупных городов. Им приходится часто контактировать со значительным количеством людей, в особенности, в общественных местах.

    Такая неприятность довольно часто фиксируется у людей, вынужденных работать на пределе своих возможностях. При этом у них постоянно сохраняется стрессовое состояние.

    Вызвать профессиональное выгорание может и недостаточно стабильное финансовое положение предприятия, на котором трудится человек. Роль провоцирующего фактора может сыграть несвоевременная выплата зарплаты.

    Есть данные, что профессиональное выгорание может быть вызвано обыкновенной рутиной. Ведь многие люди изо дня в день выполняют одну и ту же работу. И им со временем хочется разнообразить свою деятельность чем-то новым.

    Вызвать подобное психологическое нарушение может и недовольство руководством либо коллегами, в том числе и личные конфликты, а также невозможность карьерного роста. Кроме всего прочего синдром выгорания в профессиональной деятельности может развиться у людей, вынужденных работать в дискомфортных условиях, к примеру, при постоянном , пыли и пр. Его может вызвать и внутриличностной конфликт, к примеру, при необходимости выполнять задания, не соответствующие моральным представлениям.

    Профессиональное выгорание - профилактика

    Всем трудящимся рекомендуется принимать меры для предупреждения профессионального выгорания. Им стоит относиться к себе с любовью и научиться испытывать к себе симпатию. Крайне важно выбирать сферу деятельности, которая будет нравиться, и не заниматься делом, которое совершенно не вызывает симпатии и энтузиазма. Так вы обретете профессиональное счастье.

    Не стоит пытаться найти в работе какое-то спасение. Нужно воспринимать ее как деятельность, хорошую по определению, но не как панацею от каких-то прочих проблем.

    Также профилактика синдрома профессионального выгорания состоит и в том чтобы перестать жить за прочих людей. Лучше концентрироваться на своей собственной жизни. Еще рекомендуется уделять время не только трудовой деятельности, но и каким-то личным интересам, хобби и потребностям.

    Чтобы предупредить профессиональное выгорание, стоит обязательно дозировать рабочую нагрузку и не перерабатывать. Необходимо абстрагироваться от рабочих и личных проблем и учиться не принимать их близко к сердцу.

    Для профилактики такой проблемы стоит научиться переключаться, периодически меняя сферы деятельности. Кроме того желательно понять, что невозможно все время оставаться на высоте в своей карьере, превосходя коллег. Постарайтесь смириться, что ошибки являются неизбежными, и время от времени с ними сталкивается каждый человек.

    Чтобы избежать профессионального выгорания нужно правильно и достаточно отдыхать, а также заниматься спортом. Кроме того стоит ставить перед собой определенные цели и продумывать пути для их достижения. Время от времени такие ориентиры не лишним будет пересматривать. А еще для профилактики профессионального выгорания рекомендуется почаще общаться с коллегами из других коллективов, для обмена опытом и для повышения самооценки.

    Народное лечение профессионального выгорания

    Людям, столкнувшимся с проблемой профессионального выгорания, специалисты народной медицины чаще всего советуют две группы лекарственных растений: седативные препараты и .

    В качестве успокаивающего средства можно приготовить лекарство на основе душицы. Три столовых ложечки высушенной травки заварите полулитром только вскипевшей воды. Настаивайте такое средство в течение двух часов, после процедите. Принимайте готовое лекарство по сто миллилитров трижды-четырежды на день. Пить такой настой рекомендуется примерно за тридцать минут до трапезы, а также перед ночным отдыхом.

    Чтобы улучшить при профессиональном выгорании, а также , стоит приготовить лекарство на основе обыкновенного овса. Стакан промытых и перебранных зерен заварите литром кипятка и проварите на огне минимальной мощности в течение двадцати минут. Процедите готовое лекарство и выпейте его, как чай в несколько приемов. Напиток можно подсластить медом.

    Для устранения профессионального выгорания, истощения нервной системы, упадка сил и слабости, стоит подготовить столовую ложечку . Заварите ее одним стаканом кипятка и проварите в течение десяти минут. Принимайте процеженный отвар по половинке стакана с утра и незадолго до ночного отдыха.

    Успокоиться и выспаться при синдроме профессионального выгорания поможет . Столовую ложечку измельченных листиков данного растения заварите одним стаканом кипятка. Настаивайте такое лекарство в течение десяти минут, после чего процедите. Выпейте небольшими глотками сразу (вечером) либо в несколько приемов за день. Длительность такой терапии – две-четыре недели.

    В качестве адаптогенов специалисты народной медицины советуют принимать аптечные настойки корней элеутерококка и женьшеня. Также неплохой эффект дает прием смеси из равных долей , и . Чайную ложечку такого сбора заварите стаканом кипятка. Спустя десять минут процедите и выпейте, как чай, подсластив медом. Повторяйте прием дважды в день.

    Профессиональное выгорание – это довольно распространенная проблема среди современного населения. Но предупредить его развитие вполне возможно – нужно лишь придерживаться вышеописанных рекомендаций. Перед использованием средств народной медицины не лишним будет проконсультироваться с врачом.

    Екатерина, www.сайт
    Google

    - Уважаемые наши читатели! Пожалуйста, выделите найденную опечатку и нажмите Ctrl+Enter. Напишите нам, что там не так.
    - Оставьте, пожалуйста, свой комментарий ниже! Просим Вас! Нам важно знать Ваше мнение! Спасибо! Благодарим Вас!

    · Характеристика синдрома профессионального выгорания

    · Профессиональное выгорание и условия его появления

    · Симптомы профессионального выгорания

    · Профилактика профессионального выгорания

    Большинство из нас на практике убеждается в том, что часто выполнение производственных задач требует такой самоотдачи, отнимает столько сил и энергии, что вечерами мы уже просто не в состоянии так же интенсивно заниматься иными проблемами. Можно еще, пожалуй, как-то выкроить немного времени для того, чтобы покопаться в саду или посмотреть телевизор, да и то не увлечения ради, а чтобы просто отключиться.

    При этом, если человек успешно справляется со своими обязанностями, то перед ним, как водится, ставят все новые и новые задачи. Возрастают ответственность и объемы работы. Выходя из своего кабинета, покидая свое рабочее место, нельзя, к сожалению, выбросить из головы все связанные с работой мысли, «перезапрограммировать» их на семейную жизнь, на организацию очередного отпуска или посещение театра. Все чаще мы ловим себя на желании отложить что-либо на «потом». Откладываем всегда что-то конкретное, но, к сожалению, оказывается, что это была сама жизнь.

    Когда кто-то говорит, что он отдает работе всего себя, живет только работой, что у него просто нет времени для тех или иных увлечений, что в то немногое свободное время, которое ему выпадает, ему удается прочитать разве что специальную литературу, можем ли мы считать его хорошим работником? Найдется немало руководителей, которые бы таких работников с руками оторвали. «Неутомимая рабочая лошадка», будь то мужчина или женщина, которая всегда на месте, всегда готова вытащить «застрявшую в навозе телегу», всегда независима от «внешних» условий, а потому чрезвычайно мобильна, - это очень ценный труженик. Перед ним нужно лишь поставить задачу, и она так захватывает его, что он со всей энергией бросается на ее решение. Замечательно и похвально, не правда ли? Если бы не одно «но».

    В переводе с латинского слово «интерес» означает приблизительно «быть при этом». Чем больше интереса человек испытывает к какому-либо делу, тем ближе он к нему становится. Высшая степень интереса достигается тогда, когда человека от дела уже ничто не отделяет, он отождествляет себя с ним и полностью ему подчиняется. Работа становится частью его Я, вытесняя потихоньку все остальные «интересы», человек попадает в зависимость от нее, постепенно превращаясь в трудоголика.

    Можно ли считать это идеалом? Тем, кто придерживается такого мнения, придется призадуматься. Язва желудка, изнуряющая бессонница, инфаркт миокарда, различные психосоматические нарушения зачастую являются результатом того, что человек не умеет отключаться, не может «выбросить работу из головы». «Он принимал все слишком близко к сердцу» - такое нередко можно услышать о коллеге, которого внезапно поразил инфаркт.


    Как же найти такой оптимальный вариант, чтобы, с одной стороны, человек мог работать с должной отдачей, а с другой стороны, не был так поглощен связанными с работой проблемами, чтобы не терял собственного взгляда на окружающий мир?

    Среди американских менеджеров действует правило: выполни сначала все важные дела, а потом – неотложные. Это может вызвать возражение, показаться нереальным. Во многих случаях это даже вряд ли удастся.

    Какая же разница между «важным» и «неотложным»? За «неотложным» всегда стоит некто, кто торопит и подгоняет, кто назначает сроки и может заставить повиноваться.

    «Важным» же является то, что имеет значение для самого человека. К сожалению, «важное» почти никогда не является срочным. Все важное без особого ущерба – вот в чем коварство! – до определенного времени можно снова и снова переносить на более поздний срок. Если человек считает важными отношения в семье, но у него за повседневными неотложными делами до этого просто руки не доходят, в один прекрасный день он может вдруг «обнаружить», что семья прекрасно обходится без него, что она живет своей жизнью и что каждый ее член идет своей дорогой. И что тогда?

    Рецепт здесь простой: с важными делами следует поступать так, как поступают со всеми неотложными делами. Если в первом случае всегда существует некто, кто подгоняет и назначает сроки, то при решении важных дел человек сам должен себя торопить, сам устанавливать себе сроки! Только он сам может сделать важное неотложным! Если не заниматься важными вопросами, то их снова оттеснят на задний план многочисленные, не терпящие отлагательства дела, и…жизнь пройдет мимо!

    Но есть и другая крайность. Наверняка каждому из нас приходилось слышать фразу: «Сгорел на работе». До недавнего времени эти слова воспринимались всеми не более чем красивая метафора. Однако исследования, проведенные за последние десятилетия, доказали реальность существования этого явления, получившего название «синдром профессионального выгорания ». По сути своей проявления профессионального выгорания очень похожи на состояние хронического стресса и психической перегрузки, и его ядром является эмоциональное истощение дичности.

    Внимание психологов раздичных направлений давно привлекала проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях. Классические исследования Селье, Лазаруса, Розенмана, Фридмана и других ученых подтвердили тот факт, что длительное воздействие стресса может привести к психической дезадаптации и дезорганизации поведения человека, создать угрозу его психическому здоровью. При этом к числу наиболее стрессогенных изначально были отнесены социальные профессии, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие (менеджеры, врачи, педагоги, юристы, социальные работники, продавцы, психологи и т.п.). Именно у представителей этих профессиональных групп был обнаружен «синдром профессионального выгорания» (этот термин ввел в научный обиход в начале 70-х годов ХХ века американский психолог Х.Фрейденбергер).

    Синдром профессионального выгорания характеризуется как состояние психического утомления и разочарования, сопровождающееся эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением работоспособности. Это профессиональная деформация личности, возникающая под воздействием вполне определенных внешних и внутренних факторов. Бойко В.В. выделяет следующие факторы:

    1. Внешние факторы, связанные с особенностями профессиональной деятельности:

    · хронически напряженная психоэмоциональная деятельность, когда работнику приходится постоянно подкреплять эмоциями различные аспекты своей деятельности, «трудный» контингент, с которым приходится общаться;

    · дестабилизирующая организация (обстановка) деятельности, тяжелые условия труда;

    · повышенная ответственность за исполняемые функции и операции, повышенная требовательность руководства;

    · неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, которая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью «по вертикали», т.е. между начальником и подчиненными, и конфликтностью «по горизонтали» - между коллегами.

    2. Внутренние факторы, связанные с индивидуальными особенностями человека:

    · склонность к эмоциональной ригидности. Выгорание чаще возникает у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами, формирование симптома выгорания происходит медленнее. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать этот механизм психологической защиты;

    · интенсивная интериоризация (у людей с повышенной ответственностью больше шансов подвергнуться синдрому);

    · слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности (низкий уровень эмпатии);

    · нравственные дефекты и дезориентация личности.

    По мнению всех авторов, исследующих синдром профессионального выгорания, развитие его симптоматики носит стадиальный характер. Однако, в конечном счете, общая схема развития синдрома профессионального выгорания выглядит следующим образом:

    Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты как следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности;

    Затем появляется чувство усталости;

    И, наконец, разочарование, снижение интереса к своей работе.

    На первом этапе, как правило, у работника наблюдается высокая трудовая активность, Он очень хочет достичь поставленной цели, работа доставляет ему радость и приносит удовлетворение, появляется чувство незаменимости. Человек постепенно отказывается от других своих интересов, не имеющих отношения к работе. Свои неудачи и просчеты старается не замечать.

    Дальше – больше. Глубокое погружение в профессиональную деятельность ставит вопрос профессионального и личностного роста. Возникает необходимость решать все более серьезные задачи. И тут начинаются проблемы. С одной стороны, профессиональный и личностный рост работника может не нравиться кому-то из окружающих, а с другой – интерес к работе настолько разрастается, что начинает деформировать личность. Гораздо чаще возникают противоречия между получаемыми результатами и ожиданиями человека, его амбициями. В такой ситуации чувство усталости не заставит себя долго ждать, даже если человек будет окружен любовью клиентов и уважением коллег. Постепенно оно сменяется разочарованием и потерей интереса к работе.

    У таких работников легко заметить изменение восприятия коллег. Если раньше отношения с ними могли испортить только какие-то конфликтные ситуации, то теперь коллеги изначально воспринимаются в негативном свете. Все чаще наблюдается шаблонное поведение. Человек постепенно теряет способность сопереживать окружающим, родственникам, друзьям, часто шокирует категоричными и откровенно циничными оценками обсуждаемых явлений. Начинается поиск возможностей уклониться от работы. Постоянно обсуждается тема недостаточной заработной платы, маленького размера премии и т.д. Человек с пренебрежением, а иногда и с отвращением, начинает относиться к тем идеалам, которыми недавно дорожил и которые привели его в профессию. Внимание концентрируется исключительно на проблемах сегодняшнего дня. Появляется ощущение, что другие его используют. Возникает зависть.

    В эмоциональной сфере проявления профессионального выгорания могут быть также весьма разнообразными: от депрессии до агрессивных реакций (нетерпение к чужому мнению, неспособность к компромиссным решениям, подозрительность, конфликтность). Настроение часто меняется, возникают безосновательные страхи и чувство вины.

    Следующим этапом развития синдрома профессионального выгорания является фаза деструктивного поведения. Отмечается понижение концентрации внимания, неспособность выполнять задания повышенной сложности, отсутствие воображения и ослабление абстрактного мышления. Человек способен действовать только в узких рамках заданных инструкций. В эмоциональной сфере усиливается стремление ограничить общение с окружающими исключительно формальными контактами, отсутствие интереса к другим людям. Возникает ощущение самодостаточности, которое очень быстро переходит в чувство одиночества.

    На последнем этапе развития синдрома идет разрушение человека и как личности, и как физического тела. В физическом плане мы наблюдаем расцвет психосоматических заболеваний. Сначала беспокоят невозможность расслабиться, ощущение постоянного внутреннего напряжения. Затем приходят бессонница и сексуальная дисфункция. Человек остро ощущает потребность и быстро впадает в зависимость от кофеина, никотина и алкоголя. Развиваются гипертония, язвенная болезнь желудка, сердечные аритмии, нарушения моторики желудочно-кишечного тракта, аллергические реакции и иммунодефицит. Вот здесь и начинаются долгие, но зачастую бесперспективные хождения по врачам.

    Разрушение личности сопровождается формированием исключительно отрицательных жизненных установок, возникновением чувства беспомощности и, в конечном счете, утратой смысла жизни.

    Естественно, что у каждого человека профессиональное выгорание протекает с разной степенью выраженности основных его признаков. Тем не менее, можно все симптомы, сопровождающие этот процесс, условно разделить на три группы:

    1. Симптомы, связанные с физическим состоянием человека :

    · повышенная утомляемость, апатия;

    · физическое недомогание, частые простуды, тошнота, головная боль;

    · боли в сердце, повышенное или пониженное давление;

    · боли в области живота, нарушение аппетита и режима питания;

    · приступы удушья, астматические симптомы;

    · увеличение потливости;

    · покалывание за грудиной, мышечные боли;

    · нарушения сна, бессонница.

    2. Симптомы, связанные с социальными отношениями , проявляющиеся при контактах человека с окружающими людьми (коллегами, клиентами, друзьями, родственниками):

    · появление тревоги в ситуациях, где раньше она не возникала;

    · раздражительность и агрессивность;

    · нежелание работать, перекладывание ответственности;

    · отсутствие контакта с коллегами и клиентами, нежелание улучшать качество работы;

    · формализм в работе, стереотипность поведения, сопротивление переменам, активное неприятие любого творческого начала;

    · циничное отношение к идеям общего дела, к своей работе;

    · отвращение к пище или переедание;

    · злоупотребление химическими веществами, изменяющими сознание (алкоголь, курение, кофе, таблетки и др.);

    · вовлечение в азартные игры (казино, игровые автоматы, компьютерные игры).

    3. Внутриличностные симптомы , характеризующие процессы, происходящие внутри человека и обусловленные изменением его отношения к себе, своим поступкам, мыслям и чувствам:

    · повышенное чувство жалости к себе;

    · ощущение собственной невостребованности;

    · чувство вины;

    · тревога, страх, ощущение загнанности;

    · заниженная самооценка;

    · ощущение собственной угнетенности и бессмысленности всего происходящего, пессимизм;

    · разрушительное самокопание, проигрывание в голове ситуаций, связанных с сильными негативными эмоциями;

    · психическое истощение;

    · сомнение в эффективности работы.

    Долгое время считалось, что наиболее уязвимыми к синдрому профессионального выгорания являются люди, много лет проработавшие в профессиях социального типа («помогающих» профессиях). Однако, последующие исследования опровергли это мнение. Как выяснилось, с течением времени многие из этих людей прекрасно адаптируются к профессии и вырабатывают собственные способы профилактики синдрома сгорания. А вот молодые специалисты могут быть с большей степенью вероятности отнесены к группе повышенного риска.