Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Как приготовить тортилью
  • Как бывают у детей временный протезирования. Протезирование зубов у детей – инновационный подход

    Как бывают у детей временный протезирования. Протезирование зубов у детей – инновационный подход

    Зубное протезирование в детском возрасте - это один из молодых разделов стоматологии детского возраста, входящий в ортодонтию. Он начал успешно развиваться с середины 30-х годов нашего столетия.

    Это объясняется тем, что среди стоматологов старой формации до этого времени существовало мнение, что у детей в период временного и раннего сменного прикуса протезирование зубов и зубных рядов является несущественным, бесцельным, не эффективным, и даже противопоказанным, так - как влечет за собой задержку роста и развития челюстных костей.

    Учитывая выше сказанное, отечественными авторами доказано, что можно создать такие конструкции протезов, которые не только не задерживают рост челюстных костей, но и оказывают ряд благоприятных воздействий на нормальное развитие и рост всего организма и зубочелюстной системы в частности.

    Клинико - биологические основы зубного протезирования в детском возрасте

    Клинико - биологическое обоснование необходимости протезирования зубов и зубных рядов у детей является актуальным вопросом стоматологии детского возраста.

    Одной из основных особенностей, отличающих ребенка от взрослого, является быстрый рост, т. е. увеличение размеров и веса тела. Как известно, средний вес новорожденного 3,5 кг. К 7 годам ребенок должен весить около 21 кг (его вес увеличивается в 6 раз), а к 15 годам - 40 - 45 кг (увеличение в 13 - 15 раз). Для того, чтобы организм нормально развивался необходимо не только достаточное и полноценное питание, но и полное усвоение питательных веществ, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Не менее важной особенностью детского организма является несовершенная ферментативная активность желудочно - кишечного тракта.

    Следовательно, полноценное усвоение питательных веществ возможно при условии качественного пережевывании пищи, что зависит от состояния зубочелюстной системы ребенка.
    Образование дефектов зубных рядов, т. е. анатомические нарушения, ведут к нарушениям функций, а функциональные нарушения усугубляют морфологические нарушения в зубочелюстной системе. Сформировавшийся порочный круг приводит к целому ряду нарушений в развитии всего организма вцелом. Это, главным образом, и послужило основой клинико-биологического обоснования необходимости протезирования зубов и зубных рядов у детей.

    Кроме того, от состояния зубов и зубных рядов зависит функция жевательных мышц, устойчивость периодонта, полноценное формирование альвеолярных отростков и челюстных костей, т.е. сохраняется морфо-функциональное равновесие всей зубочелюстной системы и ее нормальное развитие и рост.

    На нормальный процесс развития и роста челюстных костей стимулирующее воздействие оказывают три основных фактора:

    Первый фактор
    - биологическая потенция к росту, которая заложена в природе молодой развивающейся ткани, органа и всего организма.
    Второй фактор - процесс прорезывания зубов.
    Третий фактор - жевательная нагрузка во время функции.

    При отсутствии зубов, вследствие кариозного разрушения и удаления их, как известно, происходит атрофия костной ткани в области утраченных зубов. Тем более кость плохо развивается при ретенции зубов и адентии.

    Вследствие образования дефектов зубов и зубных рядов формируются различно ориентированные по плоскостям и по степени тяжести аномалии зубочелюстной системы или ее деформации. Зубы, особенно передней группы, имеют большое значение в звукообразовании и формировании чистоты речи, формировании эстетики лица. Не менее важным является фактор психологической травмы и формирования характера ребенка.

    Все названные факторы являются обоснованием обязательной необходимости протезирования зубов и зубных рядов у детей с целью профилактики аномалий развития и деформаций зубочелюстной системы и эстетического оптимума челюстно - лицевой области, а также полноценного роста и развития всего организма.

    Причины отсутствия зубов у детей

    Причины отсутствия зубов у детей могут быть самыми различными. Каждая из них дает типичный характер дефекта зубных рядов и требует особого подхода в отношении протезирования.
    Рассматривая этиологические факторы, первое место среди причин дефектов зубов и зубных рядов занимает кариес и его осложнения, неподдающиеся консервативному лечению - 57,6%, травма - 32,6%, адентия- 6,3%, новообразования и местные воспалительные процессы - 2,3%, ретенция - 1%, инфекционные заболевания (сифилис, туберкулез, нома) - 0,2%.

    Как видно, кариес и его осложнения - основная причина потери зубов у детей. Проблема кариеса остается одной из основных проблем в стоматологии. Нет ни одной болезни, которая была бы так сильно распространена, как кариес. Чаще всего разрушаются или отсутствуют фронтальные зубы - 53%, затем первые моляры - 29%, далее премоляры - 9,5%.

    В числе причин разрушения или отсутствия зубов у детей и подростков на втором месте стоит травма. Дети весьма подвержены травматическим повреждениям, как вследствие их значительной подвижности, так и меньшей осторожности.

    А. А. Лимберг приводит данные о частоте травматических повреждений, около 25% всех переломов челюстей приходится на детский и юношеский возраст. Статистические данные о частоте травм в различные возрастные периоды свидетельствуют о ее последовательном увеличении.

    Повреждения приводят к многообразным последствиям, нередко проявляющимся как травматическая болезнь, которая по тяжести может превосходить саму травму. Большинство повреждений в детском возрасте неблагоприятно отражаются на процессах роста и развития челюстей, формирования и прорезывания зубов.

    Адентия, как фактор отсутствия зубов, наблюдается у людей проживающих в различных географических условиях и различных расс неодинаково и колеблется от 0,15% (Канада) до 10,4% (Норвегия).

    Кроме термина “адентия”, для характеристики врожденного отсутствия отдельных зубов в литературе встречаются и другие: “первичная адентия” (Курляндский В. Ю., 1957), “гиподонтия” (Калвелис Д. А., 1957), адонтия (Бетельман А. И. и др., 1965), “олигодонтия”. Однако, термин “адентия” является наиболее распространенным. Различают частичную и полную адентию.

    Выявлено более частое врожденное отсутствие отдельных зубов у мужчин (Агаджанян С. Х., 1986; Бондарец Н. В., 1989).

    По данным Х. А. Каламкарова (1973), полная адентия встречается очень редко, а частичная составляет - 0,9% от числа зубочелюстных аномалий у детей.

    По данным Агаджаняна С. Х. (1983), адентия отдельных зубов встречается - у 21,5% пациентов, обратившихся за ортодонтической помощью: адентия 1 - 2 зубов наблюдается у 48,5% пациентов, до 4 зубов - у 15,9%, до 10 зубов - у 15,3%, 10 зубов и более - у 20,3%. Отсутствие зубов на верхней челюсти составляет - 53,6%, на нижней - 46,4%. Чаще наблюдается адентия вторых премоляров - 24%, боковых резцов - 18%, третьих постоянных моляров - 16%. Чаще других зубов отсутствуют верхние боковые резцы, верхние или нижние вторые премоляры, третьи моляры. Кроме перечисленных зубов, отмечается врожденное отсутствие также отдельных или всех нижних резцов, первых премоляров, вторых моляров. Редко встречается адентия отдельных клыков.

    Причины адентии до конца не установлены. Отдельные исследователи, уменьшенное количество зубов, расценивают как редукцию зубочелюстной системы у современного человека и ее приспособление к новым функциональным потребностям.

    Большинство авторов, уменьшенное количество зубов связывают с нарушениями закладки зачатков или их гибелью в период эмбрионального развития, чему могут способствовать болезни матери, а также состояния парафункции отдельных органов или систем во время беременности.

    В настоящее время все большее значение уделяется генетически обусловленной информации, приводящей к пороку развития зачатков зубов. В зависимости от степени тяжести, они могут проявляться в виде нарушений формы, размеров, структуры твердых тканей зубов, отсутствием отдельных или групп зубов и полным отсутствием зубом, причем как временных, так и постоянных. Такая адентия, когда отсутствуют зачатки зубов, получила название «истинная адентия».

    Одним из таких заболеваний является эктодермальная дисплазия. Наибольшие нарушения в зубочелюстно - лицевой области наблюдаются при ангидротической эктодермальной дисплазии (АЭД).

    Этиология адентии недостаточно выяснена, несмотря на то, что в большинстве случаев наблюдается одновременное врожденное уменьшение количества зубов, отсутствие волос, уменьшение и недоразвитие сальных и потовых желез, недоразвитие ногтей, а иногда и умственную отсталость. Все перечисленные проявления связывают с пороком развития всех эктодермальных образований. С другой стороны имеются наблюдения отсутствия целых групп зубов, не сопровождающиеся нарушением других органов эктодермального происхождения.
    Патогномоничный симптомокомплекс АЭД: ангидроз, гипотрихоз, множественная врожденная адентия, дисплазия лица и черепа, дисморфогенез мягких тканей полости рта.

    Рентгенологически выявляются короткие корни имеющихся зубов. Периодонтальная щель расширена, особенно в области зубов, имеющих контакт с антогонистами. Альвеолярные отростки челюстей гипопластичные, низкие, возвышающиеся только в области имеющихся зубов и их зачатков.

    При ортопантомографии обнаруживается, что в беззубых участках верхней челюсти структура костной ткани нарушена (особенно выражено в области бугров), альвеолярный отросток недоразвит или отсутствует. Вертикальные размеры тела нижней челюсти резко уменьшены в связи с недоразвитием альвеолярного отростка.

    Принято делить истинную адентию на две группы. К первой группе относят случаи, когда отсутствуют верхние боковые или нижние центральные резцы, или же вторые нижние премоляры. Ко второй - все случаи отсутствия других зубов, причем, как правило, выше перечисленные зубы тоже отсутствуют.
    Многие авторы адентию первой группы рассматривают не как патологию, а как редукцию зубочелюстной системы, по аналогии отсутствия третьих моляров - “зубов мудрости”, не называется адентией. Напротив, адентия второй группы является патологией, обусловленной глубокими изменениями организма.

    Ильина-Маркосян Л. В. предлагает делить больных с адентией на 4 группы.

    В первую группу относят адентию, при которой зубы почти полностью отсутствуют, и имеется ряд общих признаков - основных (форма зубов, неба, альвеолярных отростков) и дополнительных (строение кожи, волос, ногтей).

    Ко второй группе относят адентию при отсутствии меньшего количества зубов, но общими остаются основные признаки, дополнительные признаки не выражены, но могут наблюдаться различные проявления аномалий прикуса.

    Адентия третей группы сочетается с прогеническим прикусом и уменьшением нижней трети лица. Отсутствуют верхние боковые резцы и все нижние резцы. Между верхними центральными резцами большая диастема. Нижние клыки крупные, и острые. Во время смыкания челюстей нижние клыки почти полностью перекрывают верхние. Верхняя челюсть заметно отстает в развитии от нижней. Небо плоское с торусом, альвеолярный отросток нижней челюсти тонкий, гребневидный. Большая нижняя челюсть с крупными клыками придает лицу суровое выражение.

    Адентия четвертой группы включает легкие случаи, как отсутствие вторых верхних и первых нижних резцов, без нарушения прикуса и не сопровождающаяся другими дополнительными признаками.

    Протезирование детей с истинной адентией необходимо осуществлять в обязательном порядке и приступать к этому нужно как можно раньше. Эти дети отстают в росте и весе не только по внутренним причинам общего характера, но и вследствие того, что организм не получает в полном объеме достаточно механически переработанную пищу, необходимую для его нормального физического развития. Протезирование детей с адентией четвертой группы не является обязательным, и вопрос о показаниях к нему должен решаться индивидуально.

    Нуждаемость детского населения в зубном протезировании

    Какова же нуждаемость детского населения Украины в ортопедическом лечении. Литературные статистические данные свидетельствуют о том, что: 1. Дети с временным прикусом имеют дефекты зубов и зубных рядов в 48,5% случаев, из них 25,1% детей нуждаются в протезировании, т.е. каждый 4-й ребенок; 2. В возрасте от 7 до 14 лет нуждаются в протезировании 29,8% т.е. 1 из 3 детей. 3. В возрасте от 14 до 17 лет нуждается в протезировании 38,6% , из них - 37,7% - несъемными конструкциями и 1,3% - съемными конструкциями зубных протезов.

    Нуждаемость в ортопедическом лечении детей в г. Харькове (по данным кафедры стоматологии детского возраста Харьковского государственного медицинского университета): 1. Дети с временным прикусом в 29,1% случаев нуждаются в протезировании зубов и зубных рядов. 2. В возрасте от 7 до 14 лет нуждается в протезировании 34,1% детей. 3. В возрасте от 15 до 17 лет нуждается в протезировании 37,1% детей, из них около 2,1% - съемными конструкциями зубных протезов.

    Процентное выражение нуждаемости детей г. Харькова в ортопедическом лечении превышает средние республиканские данные по всем возрастным группам.

    При проведениии обследования и определения распространенности дефектов зубных рядов для удобства регистрации, систематизации и статистической обработки полученных результатов, Самсоновым А.В. предложена специальная карта обследования. Она отражает необходимые параметры позволяющие определить достоверные значения процента распространенности дефектов зубных рядов у детей, их характер и нуждаемость в своевременном и рациональном протезировании.

    Классификации дефектов зубных рядов у детей

    Для определения видов дефектов зубных рядов у детей предложено ряд классификаций, отражающих вид прикуса ребенка в зависимости от возраста (временный, сменный, и постоянный), его протяженность в зависимости от количества отсутствующих зубов и степени нарушения функции.

    Классификация предложенная Василенко З. С., Триль С. И. (1992).

    Демнер Л. М. и Лепехин В. П. (1985) предложили классификацию дефектов зубных рядов, обусловленных ранним удалением зубов во временном, сменном и постоянном прикусе, в которой выделены три группы с учетом топографии, протяженности дефекта и функциональных нарушений. Каждая группа имеет два подкласса.

    Первая группа - включенные дефекты зубного ряда, образовавшиеся вследствие преждевременного удаления одного временного зуба:


    Вторая группа - включенные дефекты зубного ряда, при котором отсутствуют два рядом расположенных временных зуба:

    1. На одной стороне челюсти (односторонний).
    2. На обеих сторонах челюсти (двусторонний).

    Третья группа - дефекты зубного ряда, когда отсутствуют два или более, рядом стоящих зуба:

    1. На одной стороне челюсти (односторонний).
    2. На обеих сторонах челюсти (дусторонний).

    Ортодонтия
    Под редакцией проф. В.И. Куцевляка

    Кариес, врожденные зубочелюстные аномалии, травмы – это лишь малая толика причин, вследствие которых детям приходится протезировать зубы. Порой без установки зубных протезов под угрозой оказывается нормальное развитие детского организма. Именно по этой причине протезирование зубов у детей – крайне важная отрасль современной стоматологии, которой уделяется особое внимание.

    Ввиду того, что детский зубочелюстной аппарат сформирован еще не в полной мере, а ткани зубов и слизистая оболочка ротовой полости рта очень нежные и чувствительные, зубные конструкции, предназначенные для детей, должны отличаться максимальной простотой и атравматичностью, к тому же, они не должны становиться помехой росту зубных дуг и челюстей. Как правило, ортопедические конструкции устанавливаются на конкретный период, и через определенное время им необходима замена.

    По своему назначению детские протезы могут быть:

    • лечебными – восстанавливающими морфологические и функциональные нарушения зубов;
    • профилактическими – предупреждающими аномалии и деформации развития зубов и челюстей;
    • фиксирующими – предназначенными для того, чтобы фиксировать зубные конструкции, ортодонтические аппараты, лечебные и прокладочные материалы.

    Помимо этого, зубные протезы для детей бывают постоянными и временными, а также несъемными и съемными. Так, в детском протезировании широко применяют:

    • Коронки . Их ставят при кариесе и частичном разрушении зубов. При установке коронок нужно следить за тем, чтобы они заходили за края десен. В ходе проведения препарации зуба пульпа должна сохраниться, а обточку следует осуществлять по обычной методике.
    • Пластинчатые съемные конструкции . Их применяют, если отсутствует несколько зубов. А если необходимы расширение челюсти и ортодонтические исправления расположения зубов, то используются раздвижные пластиночные конструкции.

    Следует отметить, что самый оптимальный вариант протезирования детских зубов – съемное протезирование. Объясняется это просто: зубочелюстной аппарат у детей активно растёт, поэтому и зубным конструкциям, создаваемым для них, требуется регулярная замена.

    Многие скажут, что эта процедура является ненужной, однако они серьезно ошибаются, ведь если ее не проводить, то с постоянными зубами могут возникнуть серьезные проблемы. Сильно разрушенные молочные зубы протезируют коронками (металло-композитными либо металлическими – если зубы жевательные, металло-композитными – если зубы фронтальные). Если молочные зубы были рано удалены, то изготавливаются съемные пластины с искусственными зубами. Вкладки, штифты, а также мостовидные протезы при протезировании молочных зубов не используются, – только пластиночные протезы и коронки.

    Многие справедливо интересуются стоимостью услуги протезирования зубов . В нашей стоматологической клинике сочетаются отличное качество, гарантируемое наличием новейшего оборудования и квалифицированных специалистов, и вполне приемлемая цена.

    Если вам необходимо провести протезирование зубов детям, то мы всегда ждем вас!

    Протезирование зубов у детей и подростков является наиболее новым разделом ортодонтии . Считалось, что санация полости рта в периоде молочного прикуса, а тем более протезирование излишни, так как молочные зубы временные и через сравнительно короткий срок (3-4 года) заменяются постоянными.

    Врачи, работающие с детьми, заметили, что при заболеваниях молочных зубов или при их раннем удалении у ребенка возникают деформации прикуса и другие нарушения в жевательной системе. Изменения окклюзии ведут к изменениям в височно-нижнечелюстном суставе. Нарушение движений нижней челюсти способствует ее медиальному или дистальному сдвигу.

    Отсутствие у ребенка коренных зубов затрудняет разжевывание пищи, вынуждает питаться в основном мягкой пищей, что сказывается на развитии жевательной системы. Удаление передних зубов нарушает речь и внешний вид ребенка. Следовательно, все дефекты зубного ряда и разрушенные коронки зубов у детей необходимо протезировать. Протезы для детей должны обеспечивать возможность правильного развития жевательной системы, сохранять промежуток для прорезывания постоянных зубов, восстанавливать нормальную функцию жевания, речь.



    Прежде чем приступить к протезированию, врач тщательно осматривает полость рта. Протезирование необходимо при дефектах коронок зубов, дефектах зубных рядов, сочетающихся с зубочелюстными деформациями.

    При сочетании дефектов зубных рядов с зубочелюстными деформациями проводят двухэтапное лечение - вначале устраняют деформацию, а затем протезируют.

    Протезы в зависимости от назначения подразделяют на группы. А. И. Бетельман делит их на протезы, применяемые в молочном, сменном и постоянном прикусе, а также при адентии и ретенции.

    Протезы для детей должны быть простыми по конструкции, по возможности косметичны, восстанавливать жевательную эффективность, играть профилактическую роль, не должны затруднять гигиенический уход за полостью рта.

    Различают следующие виды детских протезов: вкладки (пластмассовые, металлические) ; коронки временные; коронки постоянные (металлические, пластмассовые, комбинированные, фарфоровые); штифтовые зубы; мостовидные протезы (временные с распоркой, постоянные, консольные, разборные); съемные протезы; протезы-аппараты.

    Основные этапы изготовления протезов для детей те же, что и для взрослых. Поэтому в данном пособии отмечены лишь особенности технологии их изготовления.

    Вкладки . Показания к изготовлению вкладок в детском возрасте должны быть максимально расширены. Вкладка лучше всякой пломбы, а тем более самой распространенной - цементной.

    Вкладки можно применять даже для депульпированных зубов. Вкладки для детей изготовляют пластмассовые, металлические (сплавы Д. Н. Цитрина, М. О. Липеца, серебряно-палладиевый, кобальтохромовый, нержавеющая сталь), комбинированные (металл - пластмасса, металл - цемент, металл - керамика), редко - фарфоровые. Изготовление вкладок у детей предпочтительно осуществлять косвенным методом с использованием безусадочных эластических слепочных материалов (силиконовых, тиоколовых), снятием двухслойных слепков и применением литья на огнеупорных моделях.

    В детском протезировании для фронтальных зубов рекомендуются металлические вкладки с облицовкой из силикатного цемента или пластмассы. При моделировании вкладки с вестибулярной стороны снимают часть воска, чтобы получилась полость с карнизом на режущем крае. Восковую модель вкладки формуют и отливают из металла. Обработав и укрепив вкладку в зубе, полость на вестибулярной поверхности заполняют силикатным цементом (по цвету соседних зубов).

    Для подростков применяют фарфоровые вкладки. Отпечаток полости получают с помощью тонкой золотой или платиновой фольги, заполняют ее фарфоровой массой и обжигают в муфельной печи. Для детей фарфоровые вкладки применяют редко.

    Культевые штифтовые вкладки (рис. 122, а) с последующим покрытием культи пластмассовой, комбинированной, металлической или фарфоровой коронкой применяются для восстановления коронковой части зуба при ее значительном разрушении. Они могут быть использованы в однокорневых и многокорневых зубах, позволяют менять коронки, не извлекая штифта, восстанавливать зуб при разрушении его корня глубже уровня десны.

    Корень зуба должен быть устойчивым и санированным. Канал раскрывают на 8-10 мм, расширяют и калибруют. Для клыков и центральных резцов верхней челюсти штифт у шейки зуба должен иметь диаметр не менее 2 мм. Для лучшей фиксации формируют дополнительную полость в корне зуба с вестибулярной стороны. На штифте делают насечки. Наиболее рациональной конструкцией является цельнолитая культевая вкладка.

    Техника изготовления культевой штифтовой вкладки прямым способом следующая. Из отрезка ортодонтической проволоки диаметром 0,7-0,8 мм изготовляют штифт. Размягченную палочку моделировочного воска «Лавакс» или заранее заготовленный размягченный восковой штифт вводят под давлением в канал корня, полость вкладки и прижимают к корню. Воск охлаждают водой и удаляют его излишки. Заготовленный металлический штифт слегка разогревают и вводят через толщу воска вкладки в. канал корня до упора. С наружной стороны должен оставаться конец штифта длиннее корня зуба. Воск повторно охлаждают водой и моделируют надкорневую часть (культю), придавая ей форму препарированного зуба под выбранную конструкцию коронки с гладкой поверхностью. Затем за выступающий из культи конец штифта извлекают восковую репродукцию вкладки и в лаборатории переводят восковую композицию в металл.

    При изготовлении культевой штифтовой вкладки косвенным способом после препарирования корня штифт припасовывают в канале так, чтобы он легко вводился и выводился. Выступающий из корня его конец укорачивают и загибают в сторону или расклепывают (для лучшей фиксации) в слепочной массе. Этот конец штифта не должен доходить до зуба-антагониста. Силиконовой или тиоколовой слепочной массой на участке протезируемого и соседних зубов снимают слепок для рабочей модели и любым слепочным материалом для вспомогательной модели с зубов-антагонистов. В слепке для рабочей модели с двух сторон ограждают отпечаток протезируемого зуба полосками металла- тонкими матрицами толщиной 0,1 мм. Полоски должны на 1-3 мм превышать ширину и высоту соседних зубов. Их вдавливают в слепок на уровне середины жевательной поверхности соседних зубов. Этот участок модели отливают огнеупорной массой, выступ массы изолируют вазелиновым маслом, отливают гипсом остальную часть рабочей модели и вспомогательную модель. Освободив модель от слепков, ее устанавливают и фиксируют в окклюдаторе в центральной окклюзии. Затем из воска моделируют культевую часть штифтовой вкладки, устанавливают литникообразующий штифт с муфтой и легким давлением шпателя по границе раздела гипса и огнеупорной части модели извлекают огнеупорный блок зуба. Восковую модель вкладки переводят в металл. После обработки и отбеливания отлитую культю передают врачу.

    Культевые штифтовые вкладки лучше отливать из сплава СПС-200 или КХС. Припасовка отлитой вкладки обычно проходит без затруднений. Нужно проверить ее прилегание к тканям зуба и соотношение с соседними зубами. Готовую вкладку укрепляют в зубе цементом, а затем окончательно препарируют зуб под фарфоровую или пластмассовую коронку.

    Коронки временные . Из несъемных протезов для детей наиболее часто применяют временные коронки. В основном их применяют для покрытия молочных моляров с целью лучшей фиксации съемных протезов (в этих случаях их делают с выраженным поясом (экватором) и углублениями между поясом и шейкой зуба для обеспечения надежной фиксации плеча кламмера); покрытия фронтальных зубов при их травме; удержания высоты прикуса при разрушении молочных зубов кариесом; фиксации временных раздвижных мостовидных протезов.

    Зубы у детей для покрытия временными коронками не препарируют, слепки снимают эластическими массами. При дефекте в коронковой части зуба снимают два слепка - рабочий и вспомогательный. По слепкам отливают модели. Зуб под временную коронку не моделируют, а только восстанавливают имеющийся дефект. В отдельных случаях на зубе моделируют пояс и углубление для плеча удерживающего кламмера для фиксации съемных протезов. Нельзя заливать воском углубление на небной поверхности верхних резцов, так как после покрытия этого зуба коронкой повысится прикус и зуб будет вытолкнут вперед зубами-антагонистами. Иногда, чтобы предупредить повреждение эмали зуба при снятии временной коронки путем ее распиливания колесовидным бором, наносят небольшой ограниченный слой воска на губную поверхность покрываемого коронкой зуба. Сепарацию зуба на модели проводят за счет соседних зубов. Шейку гравировкой не углубляют, а только контурируют, так как край коронки доводят лишь до уровня десны. Материалом для временных коронок обычно служит нержавеющая сталь (гильзы нужно брать тонкостенные - толщиной 0,17-0,18 мм). Используют также тонкостенные фасонные гильзы (полуфабрикаты). При необходимости обычную стальную гильзу утончают путем неоднократного ее отжига с последующим отбеливанием или электролитической полировкой. По общепринятой методике изготовляют штампованную коронку (чаще методом комбинированной штамповки) и примеряют ее в полости рта.

    Если зубы стоят плотно, то их раздвигают металлической лигатурой (рис. 122, б).

    В межзубный промежуток протягивают бронзово-алюминиевую проволоку диаметром 0,3-0,5 мм, располагая ее между зубами на поверхности смыкания. Концы ее закручивают с вестибулярной стороны. Излишек срезают, скрутку изгибают в сторону поверхности смыкания. В таком положении ее оставляют на 1-2 дня. Затем ножницами разрезают лигатуру возле узла и вытягивают ее пинцетом из межзубного промежутка. Образовавшаяся щель позволяет коронке пройти между зубами.

    При припасовке временных металлических коронок необходимо следить, чтобы они при любых движениях нижней челюсти не повышали прикус. Если коронка повышает прикус, то спиливают поверхность смыкания в области верхушек бугорков и наибольших углублений (фиссур), пропиливая в коронке отверстия, или спиливают всю поверхность смыкания, превращая ее в кольцо. В процессе роста зубов и челюстей клиническая коронка зуба удлиняется и клиническая шейка приближается к линии анатомической шейки, искусственные коронки становятся короткими, особенно если они изготовлены в раннем детском возрасте. Фиксировать временные коронки можно на фосфат-цементе. При снятии их необязательно распиливать. Они хорошо снимаются с помощью аппарата Коппа (коронкосбивателем) или ножницами-щипцами для снятия коронок.

    Коронки постоянные . Постоянными коронками у детей и подростков покрывают разрушенные кариесом и запломбированные постоянные зубы. Постоянные коронки также ставят на фронтальные зубы при переломе коронки зуба, при кариесе в случаях, когда дефект нельзя устранить с помощью пломбы или вкладки.

    Под постоянные коронки зубы препарируют. Слепки обычно снимают эластическими или тиоколовыми массами (реже гипсом) с обеих челюстей и отливают модели. При моделировании зубов особенно точно (по антагонистам) необходимо восстанавливать поверхность смыкания. Если зуб, покрытый искусственной коронкой, будет возвышаться, он неизбежно сместится, а если его уровень будет ниже, сместится зуб-антагонист. Восстанавливать нужно и аппроксимальные контакты с соседними зубами, и пояс зуба, чтобы пища не травмировала десну. При изготовлении коронок подросткам (старше 14 лет) край постоянной коронки доводят до уровня края десны или заводят в десневой карман (реже), но не более чем на 0,1-0,14мм. В таких случаях коронку изготовляют как для взрослых.

    При необходимости изготовления двух и более рядом расположенных коронок поступают следующим образом. По прикусу моделируют поверхность смыкания, оральную и вестибулярную поверхности зубов. Затем вырезают гипсовые столбики, но не до края модели, чтобы их можно было отколоть. Сопоставляя по линии излома столбики друг с другом, зубной техник видит, сколько необходимо снять гипса с аппроксимальных сторон зубов, чтобы разместились две спаянные коронки и чтобы обязательно сохранился аппроксимальный контакт между зубами, если коронки не будут паяться.

    Фронтальные зубы с косметической целью по показаниям покрывают металлическими коронками с облицовкой, пластмассовыми, металлокерамическими, а у подростков - и фарфоровыми. Такие виды постоянных коронок, как правило, изготовляют в период постоянного прикуса, когда заканчивается формирование корня зуба. Из коронок с облицовкой в детской практике применимы коронки по Белкину (с вырезанной вестибулярной поверхностью), коронка с козырьком по Свердлову (ленинградский метод), по Бородюку. Этому виду коронок в детской практике нужно отдавать предпочтение (зуб покрыт металлом со всех сторон).

    Оттиск для коронок с облицовкой, пластмассовых коронок снимают гипсом, сиэластом, тиодентом, акродентом. Для изготовления фарфоровых коронок оттиск снимают кольцом, что дает возможность получить отпечаток сформированного уступа. Все виды постоянных коронок для детей изготовляют по моделям, фиксированным в положении центральной окклюзии. Это вызвано тем, что неточность в создании контакта между соседними зубами или антагонистами приводит к быстрому смещению зубов.

    Техника изготовления коронок для детей такая же, как и для взрослых, но окончательную штамповку следует производить методом комбинированной штамповки для обеспечения максимально плотного охвата шейки зуба коронкой, предупреждающего возникновение вторичного кариеса и травмирование десны. Коронки фиксируют на зубе висфат- или фосфат-цементом.

    Штифтовые зубы . Корневые каналы зубов у детей широкие. При лечении их еще больше расширяют, чем значительно истончают стенки корней. Укрепление на таких корнях штифтовых зубов большинства известных конструкций ведет к опасности поломки корня или расцементировки штифта. Штифтовые зубы с кольцом (Ричмонда, Шаргородского и др.) могут разрушить круговую связку зуба с развитием воспалительных изменений в десне. Штифтовый зуб конструкции Ильиной-Маркосян из пластмассы может быть укреплен при значительном разрушении корня, глубоком фронтальном перекрытии, не вызывает нарушений в десне, отвечает эстетическим требованиям и считается лучшим для протезирования детей.

    Техника его изготовления следующая. Подготавливают корень зуба и формируют в устье канала полость для вкладки сечением 2X3 мм. Затем готовят из отрезка ортодонтической проволоки длиной 20-25 мм и диаметром 1,5-2 мм штифт, который должен заходить (продвигаться) в канал корня не менее чем на 10 мм и выступать загнутым концом из корня зуба. Удалив штифт, прижимают к корню предварительно разогретую палочку тугоплавкого воска, заполняя им полость вкладки и отдавливая десневой край от корня. Излишки воска удаляют. Зажав загнутый конец штифта в щипцах (пинцете), слегка нагревают его, продвигают через воск вкладки в канал корня и охлаждают водой. Штифт вместе с восковой моделью вкладки извлекают из канала и передают в лабораторию. Зубной техник очищает штифт от воска до границ вкладки, устанавливает на стороне вкладки, обращенной в полость рта, литник. Вкладку со штифтом отливают из нержавеющей стали. Отливку очищают, отрезают литник и передают врачу для припасовки в полости рта. Припасовав вкладку с надкорневой защиткой, врач снимает слепки с протезируемого участка зубного ряда и зубов-антагонистов. Зубной техник отливает модели, штифт с вкладкой при этом переходит в модель. Освободив модели от слепков, гипсует их в положении центральной окклюзии в окклюдаторе. Выступающую из вкладки загнутую часть штифта спиливают. Затем моделируют защитку для пластмассы или подбирают и пришлифовывают фарфоровую фасетку (зуб) с последующей моделировкой защитки из воска, формовкой ее и отливкой из металла. Отлитую защитку подгоняют к вкладке и припаивают, обрабатывают, полируют, моделируют из воска вестибулярную поверхность зуба и заменяют воск пластмассой. После отделки и окончательной полировки врач фиксирует штифтовый зуб в корне цементом.

    Иногда изготовляют коронковую часть штифтового зуба вместе с вкладкой. Тогда после введения штифта в зуб через восковую вкладку снимают оттиск, изготовляют модель, укорачивают выступающую из вкладки часть штифта, моделируют коронковую часть с вкладкой, отливают в металле и облицовывают пластмассой. Такой же конструкции зуб можно изготовить из пластмассы. Для этого готовят вкладку со штифтом в корне. Снимают небольшой слепок гипсом с корня со штифтом и двух рядом стоящих зубов. Восковая вкладка со штифтом переходит в оттиск.

    Зубной техник, получив слепок, очищает штифт от воска до границ вкладки. В слепке поверхность воскового отпечатка, обращенную в сторону корня, и штифт покрывают негусто замешанным цементом так, чтобы отлитая по этому слепку модель получилась комбинированной: зубы - гипсовые, а стенки канала и поверхность корня - цементные. Свободный конец штифта по сделанной врачом нарезке отрезают и на оставшейся части делают два-три углубления для лучшей фиксации пластмассы. Гипс на проксимальных сторонах соседних зубов, обращенных к штифтовому зубу, соскабливают на толщину 0,5 мм. Коронку штифтового зуба моделируют из неокрашенного воска толще и длиннее соседних зубов примерно на 0,5-0,6 мм с запасом на обработку. Смоделированный зуб вынимают из модели вместе с цементным основанием, гипсуют, формуют пластмассой соответствующего естественным зубам протезируемого цвета и полимеризуют. Готовый зуб опускают в 10 % раствор соляной кислоты для растворения цемента, промывают водой и передают для припасовки врачу. Окончательная припасовка готового пластмассового зуба по форме и прикусу производится врачом, а полировка его - техником. Готовый штифтовый зуб укрепляют цементом.

    Несъемные профилактические аппараты . Преждевременная (ранняя) потеря зубов у детей ведет к перемещению зубов в вертикальном или горизонтальном направлении, повороту их по оси и возникновению тяжелых зубочелюстных деформаций. Для предупреждения этих явлений применяют профилактические несъемные аппараты. Их назначение- удержать зубы, расположенные рядом с дефектом, и антагонисты от смещения на срок, необходимый для установления артикуляционного равновесия. Аппараты состоят из фиксирующей части - кольца, коронки, промежуточной части, замещающей отсутствующий зуб, и распорки с окклюзионной или небной накладкой.

    Техника изготовления аппарата на боковые зубы следующая. Фиксирующую коронку и кольцо на интактный зуб, ограничивающий дефект с одной стороны, изготовляют по обычной технологии изготовления временных коронок без припасовки и моделирования опорного зуба. В месте, где коронка при припасовке мешает прикусу, пропиливают отверстие. Припасовав коронку, снимают рабочий и вспомогательный слепки. Затем из гипса отливают модели, освобождают их от слепков и гипсуют в окклюдаторе в положении центральной окклюзии. Из стержня нержавеющей стали круглой или овальной формы толщиной 3-4 мм изготовляют промежуточную часть - штангу. Она должна располагаться против продольных фиссур зубов, проходящих между язычными и преддверными бугорками, и при смыкании зубных рядов укладываться в эти фиссуры. Одним концом штангу припаивают к коронке (кольцу): опорного зуба. Продолжением штанги в другом направлении служит распорка, изготавливаемая в виде вилки, которая не охватывает зуб, а как бы отталкивает его. Боковые отростки распорки толщиной 1-1,2 мм размещают на язычной и вестибулярной поверхностях зуба подобно плечам опирающегося кламмера. Длина этих отростков 2,5-3 мм, т. е. они не доходят до места наибольшей выпуклости коронки зуба. Окклюзионную накладку распорки располагают на поверхности смыкания в естественной выемке (фиссуре) зуба, ограничивающего дефект с другой, противоположной опорному зубу, стороны (поддерживающий зуб). Штангу с распоркой лучше изготавливать литыми. Установив готовую штангу на модели под контролем прикуса, ее прикрепляют клейким воском, а затем припаивают к коронке. Аппарат отбеливают, обрабатывают, полируют и передают врачу (см. рис. 51, б). При поражении кариесом зубов, ограничивающих дефект, коронку на опорный зуб делают с тщательно восстановленной поверхностью смыкания, а на поддерживающий зуб готовят вкладку или коронку с углублением для окклюзионной накладки.

    При потере передних зубов применяют специальные профилактические аппараты, замещающие дефект в переднем участке зубного ряда. Промежуточную часть с косметической целью моделируют в виде зуба с накладкой (фасетки или отростка), покрываемых затем пластмассой с учетом формы, величины, цвета соседних зубов и вида прикуса. Видимость искусственного зуба создают только с вестибулярной стороны, его сторона, обращенная к слизистой оболочке десны, не должна прилегать к ней и не заполнять впадину на десне, образовавшуюся на месте удаленного зуба. Накладку, отходящую от промежуточной части, располагают на поддерживающем зубе. Длина накладки 1,5-2 мм. Промежуточную часть фиксируют к коронке в окклюдаторе под контролем прикуса липким воском, затем припаивают. После отбеливания, обработки, полировки моделируют облицовку промежуточной части воском и заменяют его на пластмассу соответствующего цвета. Готовый аппарат передают врачу для примерки и фиксации. Такие конструкции аппаратов могут применяться в постоянном прикусе как мостовидные протезы. Они косметичны и частично могут возмещать функцию утраченных зубов.

    Постоянные мостовидные протезы . Понятие постоянные «мостовидные протезы» для детей относительно. В результате роста челюстей и коронок зубов до момента окончательного формирования костей лица искусственные коронки становятся короткими, а промежутки между зубами увеличиваются. Следовательно, коронки и мостовидные протезы подлежат замене. Однако раздвижные мостовидные протезы и протезы с односторонней опорой (консольные) можно использовать как постоянные. Несъемный профилактический аппарат для фронтального участка с фасеткой и накладкой можно назвать постоянным мостовидным протезом с односторонней опорой. Он устраняет косметический дефект, восстанавливает функцию и предохраняет зубы от смещения.

    Мостовидные протезы обычной конструкции (на двух коронках с припаянной промежуточной частью) у детей применять нельзя, так как они задерживают рост челюсти в этом участке.

    При ранней потере постоянных моляров или резцов нужно обязательно изготовить замещающий протез, лучше раздвижной мостовидный протез. Такой протез описан во всех руководствах по ортопедической стоматологии и зубопротезной технике.

    Съемные пластиночные протезы (рис. 123).

    Применяют во все периоды формирования прикуса при потере боковых или фронтальных зубов. В молочном прикусе (3-5 лет) съемные протезы показаны при отсутствии даже одного зуба. Они должны обеспечивать нормальное развитие челюстей, сохранять место для прорезывания постоянных зубов и восстанавливать функцию жевания. В сменном прикусе эти протезы выполняют то же назначение и, кроме того, применяются для стимуляции прорезывания зубов при их задержке. В постоянном прикусе протезы восстанавливают функцию и устраняют косметический дефект.

    Границы протезов на нижней и верхней челюстях определяются особенностями строения зубов и челюстей у детей. Базисы протезов должны быть расширены. Это улучшает их фиксацию за счет присасывания к протезному ложу. При этом уменьшается опасность, что ребенок проглотит съемный протез. На верхней челюсти задняя граница протеза должна проходить за вторым молочным или за первым постоянным моляром. Если небный шов сильно выражен и протез на нем балансирует, этот участок следует изолировать. Для этого врач на модели очерчивает участок, подлежащий изоляции, а зубной техник на это место по рисунку укладывает свинцовую фольгу или лейкопластырь толщиной 0,2-0,8 мм. Ложе для торуса, созданное на протезе после удаления фольги, позволяет протезу при жевании равномерно погружаться в окружающие ткани, устраняет балансирование и возможную из-за этого поломку протеза, предупреждает болевые ощущения, раздражения мягких тканей протезного поля.

    На нижней челюсти, с язычной стороны, границы протеза зависят от прикрепления мягких тканей и уздечки языка. Применять в переднем участке металлическую дугу вместо базиса нерационально, так как такие протезы хуже фиксируются. Протез для верхней или нижней челюсти с вестибулярной стороны должен покрывать альвеолярный отросток как можно меньше, чтобы не задерживать его рост, за исключением случаев протезирования при ретенированных зубах и при адентии, когда альвеолярный отросток перекрывают базисом полностью и с вестибулярной стороны.

    На модели врач наносит рисунок протеза, а при кламмерной фиксации протеза - место и вид (конструкция) удерживающих кламмеров. Зубной техник изготовляет кламмеры из ортодонтической проволоки диаметром 0,6 мм (реже - 0,8 мм), устанавливает и прикрепляет их к модели расплавленным воском. По нанесенному рисунку моделирует базис из воска и устанавливает искусственные зубы.

    Зубы в съемных детских протезах обычно ставят пластмассовые, но могут быть фарфоровые или металлические. Следует помнить, что при постановке зубов нельзя стачивать бугорки у моляров, а постановку необходимо осуществлять с учетом правильного межбугоркового смыкания. При замещении дефекта во фронтальном участке верхнего зубного ряда для предупреждения развития мезиального прикуса необходимо перекрывать верхними искусственными зубами нижние. После моделирования шаблона протеза заменяют воск на пластмассу.

    Полируя готовый протез, нельзя нарушать его рельеф со стороны, прилегающей к слизистой оболочке. Это может ухудшить его фиксацию. Не следует значительно истончать края протеза. Полировка детского пластиночного протеза должна быть особенно тщательной.

    При сдаче готового протеза тщательно корректируют прикус с помощью копировальной бумаги, чтобы движения нижней челюсти были свободными, и устраняют все точки, из-за которых протез может балансировать. Дети к протезам привыкают быстро. Ребенка надо научить накладывать, снимать протез, тщательно чистить зубы и протез. Режим пользования обычный, на ночь протез лучше снимать.



    Контрольные осмотры проводят через день, пять дней, затем через 3-4 недели, полгода, год. Эти сроки зависят от возраста ребенка и назначения протеза. Если у ребенка сменный прикус, осмотр следует проводить чаще, чтобы своевременно убрать пластмассу в области прорезывающихся зубов, освобождая для них место в базисе. В связи с ростом челюстей детские съемные пластиночные протезы подлежат замене: в возрасте молочного прикуса - через 6-8 месяцев, у детей до 8 лет - через 8-10 месяцев, от 8 до 12 лет -через 1 год, от 13 до 18 лет - через 1-2 года. При использовании самотвердеющих пластмасс для перебазирования детских пластиночных протезов, подлежащих замене, иногда отпадает необходимость в изготовлении новых протезов. После 18 лет большинство съемных протезов можно заменить несъемными.

    При задержке прорезывания зубов или при ретенции применяют съемные накусочные пластинки, предложенные А. Я. Катцем. Изготовляют съемный пластиночный протез, базисом которого перекрывают альвеолярный отросток над ретенированным зубом также и с вестибулярной стороны. К базису на этом участке моделируют накусочную площадку, контактирующую с зубами-антагонистами и разобщающую прикус на 1 - 2 мм. Накусочную площадку с вестибулярной стороны делают по форме восстанавливающей дефект зуба, и по цвету, соответствующему цвету зубов ребенка. Костной ткани, покрывающей ретенированный зуб, при жевании базисом протеза передаются перемежающиеся функциональные, раздражающие толчки, улучшающие кровообращение в подлежащих тканях, что способствует рассасыванию кости и ускорению прорезывания зуба.

    При первичной адентии (врожденном отсутствии зачатков зубов) протезирование необходимо проводить как можно раньше. Съемный пластиночный протез стимулирует ткани протезного поля, что улучшает рост челюстей на беззубых участках. Его изготовляют по общепринятой технологии. Замещая дефект, создают нужный контур протеза. Эти протезы у детей заменяют периодически в зависимости от активности роста челюстей и возраста.

    При сочетании дефектов зубных рядов с зубочелюстными аномалиями изготовляют съемные пластиночные протезы с элементами ортодонтических аппаратов: пружины Коффина, раздвижные винты, рычаги, пружины, накусочные и наклонные площадки для перемещения зубов (рис. 124).

    Например, при сужении зубного ряда верхней челюсти, сочетающегося с дефектом зубов, в протез, замещающий зубы, вваривают раздвижной винт. Базис протеза-аппарата распиливают и с помощью винта усиливают давление на зубы и альвеолярный отросток. Это способствует расширению зубного ряда и стимулирует рост челюсти. Если зуб (группу зубов) перемещать не следует, то для него в базисе создают углубление периодической сошлифовкой пластмассы по отпечаткам копировальной бумаги. При необходимости внедрения зубов на протезе противоположной челюсти в месте окклюзии перемещаемых зубов делают накусочную площадку.

    Для задержания роста челюсти применяют протезы с кламмерами или приспособлениями (отростки, штанги и пр.), фиксирующими зубы к базису, а при необходимости разобщить прикус - с окклюзионными накладками.

    Большинство людей считают, что зубные протезы - это удел пожилых. Действительно, в большинстве своем восстановление зубного ряда требуется в преклонном возрасте, ведь зубы становятся более хрупкими и ломкими. Все же для протезирования нет возвратных ограничений. Применяется оно как во взрослом, так и в совсем юном возрасте. Например, протезирование молочных зубов у детей - это обычная практика в стоматологии.

    Для чего нужно протезирование молочных зубов?

    «Зачем протезировать молочные зубы, если на их месте вырастут коренные?» - этот вопрос волнует каждого родителя, которому было объявлено о необходимости такой стоматологической процедуры. Коренные зубы действительно вырастут, но только в строго отведенное для этого временя: резцы в 6-9 лет, клыки и задние зубы в 10-12 лет. Для смены зубного ряда необходимо, что корни молочных зубов рассосались, а на их место встали зачатки постоянных.
    По ряду причин ребенку может быть необходимо раннее удаление молочных зубов. В основном делается это в том случае, если молочный зуб был сильно разрушен или является источником инфекции. Чтобы проблема не распространилась на здоровые зубы, лучше всего удалить ее эпицентр.

    Если удалить зуб в возрасте 5-6 лет, на его месте, конечно, не вырастет новый. Случится это только после полного формирования зачатка коренного моляра или резца. Все оставшееся время в ряду будет «проплешина», а это чревато те, что:
    1) Оставшиеся зубы будут нести на себе повышенную нагрузку.
    2) Моляры и резцы начинают стремиться занять освободившееся место. В результате для прорезания коренного моляра или резца не остается места, он начинает расти хаотично.
    3) Могут возникнуть проблемы с прикусом.
    4) Ребенку становится неудобно разжевывать пищу.
    5) Нарушается дикция, а в это в возрасте 5-6 лет очень опасно. Проблема неправильного произношения может остаться на всю жизнь.
    6) Малыш стесняется улыбаться, особенно если удалены передние резцы или клыки.
    Протезирование молочных зубов у детей крайне необходимо. От этого зависит внешний вид и здоровье улыбки в будущем.

    Какие протезы молочных зубов чаще всего используются?

    В основном используются съемные протезы на один зуб. Крепятся они при помощи кламмеров - полукруглых замков, которые обхватывают оставшиеся зубы в обеих сторон. Для естественного вида кламмеры окрашены в белый цвет. Иногда может использоваться фиксация на клей, но она неудобна потому, что требует большего времени для закрепления протеза.

    Если удалено сразу несколько моляров или резцов более выгодно будет установить мостовидный протез. Смотрится он намного естественнее.

    Из каких материалов изготавливают протезы молочных зубов?

    Материал играет большую роль при выборе протеза молочных зубов. В основном используются нетоксичные материалы, например, нейлон. Но в том случае, если зачаток коренного зуба уже виден на рентгене и до его прорезания осталось чуть меньше года, можно воспользоваться и более дешевым вариантом - пластиком.

    Нейлоновые протезы молочных зубов

    Нейлон - это очень мягкий материал, который идеально повторяется естественный рельеф слизистой. Используется он только для изготовления базиса - искусственной десны. Для воссоздания натурального зуба он не подходит, в этих целях используется пластик.
    Нейлон популярен за счет своей гипоаллергенности, он не выделяет никаких токсинов и полностью безопасен для ребенка.

    Пластиковые протезы молочных зубов

    Пластиковые или акриловые протезы в детской стоматологии используются очень редко. Все дело в том, что у большинства маленьких пациентов наблюдается аллергическая реакция на этот материал. Все же если противопоказаний нет, такой протез может стать отличным вариантов. Выглядит он довольно естественно, очень прочен и стоит совсем недорого.

    Как проходит протезирование молочных зубов?

    После удаления молочного зуба должна пройти хотя бы неделя. За это время лунка затянется, и можно будет приступать к протезированию.
    Стоматолог делает слепок всей челюсти. Это необходимо для того, чтобы протез идеально соответствовал всему ряду. При помощи шкалы Вита определяется цвет эмали.
    Изготовление протеза проходит в специальной лаборатории по полученным данным.
    Во время следующего приема у стоматолога проводится примерка протеза. Ребенку должно быть удобно с ним разговаривать и есть. Если возникни какие-то проблемы, протез возвращается в лабораторию для доработки.

    Сколько стоит протезирование молочных зубов?

    Протезирование зубов у детей - это вполне доступная процедура. Изготовление одного искусственного зуба будет стоить около 1000 рублей. Большей статьей расхода станет система крепления. Каждый отдельный кламмер стоит около 1000-1200 рублей.