Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Должностная инструкция повара школьной столовой. Посуда и столовые приборы

    Должностная инструкция повара школьной столовой. Посуда и столовые приборы

    , равно как инструкция повара ДОУ (дошкольного образовательного учреждения), имеет некоторые особенности, отличающие ее от подобных документов, составленных для поваров других организаций. Связано это с тем, что работать такому сотруднику приходится в контакте с детьми. Об основных моментах, связанных с разработкой должностной инструкции для указанных специалистов, и пойдет речь в нашем материале.

    Особенности трудовых функций повара школы или ДОУ

    Суть трудовых функций поваров школьной столовой или столовой дошкольного образовательного учреждения (детского сада), так же как и любых других, заключается в приготовлении еды. Однако особенностью деятельности указанных специалистов является то, что пищу им приходится готовить для детей — а это значит, что требования к блюдам значительно повышаются. Иными словами, при приготовлении блюд школьным и детсадовским поварам требуется учитывать особенности питания детей грудного, дошкольного и школьного возраста.

    При этом неслучайно функции поваров школьной столовой и столовой детсада в нашей статье рассматриваются в совокупности: в некоторых организациях должностная инструкция для этих специалистов так и называется — должностная инструкция повара детского питания. Разница в особенностях труда на данных должностях заключается лишь в возрастных рамках детей, которые необходимо учитывать в ходе работы.

    Стандартная структура должностной инструкции повара школы/детсада

    Несмотря на то что образовательные учреждения (и школы, и детские сады) в большинстве своем организации государственные, должностные инструкции для своих работников они вправе разрабатывать самостоятельно, исходя из реалий и специфики работы конкретной организации. При этом, как правило, должностные инструкции поваров школ или детских садов все равно имеют общую структуру, принятую правилами кадрового делопроизводства.

    В первую очередь в инструкции указывается информация о дате утверждения документа и руководителе, сделавшем это. Эти данные указываются в столбце в правом верхнем углу титульного листа инструкции. После надписи «Утверждаю» руководитель ставит свою подпись в специально оставленной для этого пустой графе. В этом же столбце же могут проставляться подписи лиц, с которыми был согласован текст документа в процессе разработки (хотя иногда сведения о согласовании располагают в конце инструкции).

    Общие положения должностной инструкции такого повара включают в себя основные требования, предъявляемые к кандидату на должность (возраст, образование, навыки, опыт работы), а также определяют положение сотрудника в общей структуре заведения (подчинение, замещение и т. д.). Кроме того, в этом же разделе устанавливаются правила приема и увольнения работника.

    Основной раздел документа посвящен описанию должностных прав и обязанностей повара. При этом важно помнить: чем подробнее и конкретнее будут расписаны трудовые права и обязанности работника в его должностной инструкции, тем проще ему будет понять, что от него требуется, и тем эффективнее он будет выполнять свою работу.

    Последний раздел инструкции обычно посвящен ответственности работника. Здесь определяется и то, за что несет ответственность повар, и варианты наказания за неисполнение установленных положений. Необходимо только не забывать при составлении, что ответственность работника по должностной инструкции не может быть строже предусмотренной законодательством.

    Основные требования к школьному повару или повару детского сада

    Основные требования к кандидату на должность повара детского образовательного учреждения содержатся в профессиональном стандарте «Повар», утвержденном приказом Минтруда от 08.09.2015 № 610н. Их можно описать в трех пунктах:

    1. Профессиональные навыки. Сюда включаются в первую очередь требования о профильном образовании и, возможно, опыте работы. Кроме того, работа повара предполагает знание необходимых санитарных правил и норм, правил и норм приготовления пищи для детей, норм техники безопасности и пожарной безопасности. Например, работник обязательно должен быть знаком с такими документами, как СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 (для сотрудников детсадов) и СанПиН 2.4.2.2821-10 от 25.12.2013 (для работающих в школах).
    2. Необходимые знания. При осуществлении своих трудовых функций школьные и детсадовские повара должны знать и использовать в работе информацию:
    • об основах и значении питания в жизни детей грудного, дошкольного и школьного возраста;
    • характеристиках и биологической ценности пищевых продуктов;
    • признаках доброкачественности продуктов и методах определения качества;
    • периодах допустимого хранения сырой и готовой продукции и полуфабрикатов;
    • особенностях кулинарной обработки продуктов для детей;
    • объеме блюд в соответствии с возрастом детей;
    • правилах раздачи пищи детям.
  • Медицинское заключение о состоянии здоровья. Повар школьной столовой (или детского сада) должен иметь медицинскую книжку и быть готовым периодически проходить медицинские осмотры.
  • Основные должностные права и обязанности школьного или детсадовского повара

    Основной должностной обязанностью повара в школе (или детском саду) является, конечно же, приготовление пищи. Однако сам процесс готовки включает в себя несколько составляющих, плюс существует ряд обязанностей, сопутствующих основным. Таким образом, чем четче и подробнее будет очерчен круг должностных обязанностей повара, тем эффективнее он сможет работать.

    К основным должностным обязанностям повара в школе/детсаду можно отнести:

    1. Участие в составлении меню на каждый день и неделю.
    2. Приготовление пищи в соответствии с правилами и нормативами готовки продуктов.
    3. Прием по весу и качеству продуктов со склада.
    4. Подачу пищи детям по весу в соответствии с возрастными нормами.
    5. Закладку и хранение продуктов (суточных проб) в соответствии с требованиями законодательства.
    6. Проведение обработки продуктов разных типов с использованием соответствующих досок и ножей, исключающих контакт сырых продуктов и прошедших термическую обработку.
    7. Обеспечение надлежащего состояния пищеблока, посуды, кухонного инвентаря и техники.
    8. Обеспечение правильного хранения продуктов.
    9. Соблюдение правил личной гигиены.
    10. Прохождение периодических медосмотров.
    11. Контроль за соблюдением правил продуктового соседства в холодильниках.

    Особенную важность для повара детского учреждения имеет перечень прав, установленных в должностной инструкции. Например, такой работник вправе:

    • не принимать со склада некачественные продукты;
    • обращаться к руководству с просьбой о наказании лиц, использующих кухонный инвентарь не по назначению;
    • требовать от руководства содействия в обеспечении надлежащего санитарного состояния кухни и работоспособности оборудования.

    Процесс разработки должностной инструкции для повара детского учреждения в общем ничем не отличается от процесса составления подобного документа для повара любой другой организации. Работа в образовательном учреждении оказывает влияние лишь на содержание разделов этого документа — и тут непременно нужно учитывать все нюансы, касающиеся работы в контакте с детьми.

    повара школьной столовой

    1. Общие положения

    1.1.На должность повара принимается лицо не моложе 18 лет, имеющее специальное образование.
    1.2.Подчиняется директору школы и заведующей хозяйством.
    1.3.Назначение на должность, перемещение и освобождение от должности производит директор школы.
    1.4.В своей деятельности повар руководствуется:
    - руководящими и нормативными документами по вопросам выполняемой работы ;
    - Уставом предприятия;
    - Правилами внутреннего трудового распорядка:
    - Приказами, распоряжениями директора школы;
    - Настоящей должностной инструкцией .
    1.5. Повар должен знать:- основы гигиены;
    - правила и нормы охраны труда ;
    - санитарно-эпидемиологические правила;
    - режим дня школы;
    - нормы питания, основные правила приготовления блюд, сохранения и обогащения пищи витаминами ;
    - правила пользования электрооборудованием;
    - действия в экстремальных ситуациях.

    2. Функции

    На повара возлагается функция обеспечения своевременного, в соответствии с режимом школы, доброкачественного приготовления пищи для детей и сотрудников.

    3. Должностные обязанности

    Для выполнения возложенных на него функций повар обязан:
    3.1.Выполнять работу по приготовлению блюд и кулинарных изделий.
    3.2.Участвовать в составлении меню на каждый день.
    3.3.Осуществлять закладку продуктов в последовательности, учитывающей продолжительность их варки.
    3.4.Принимать точно по весу доброкачественные продукты из кладовой, обеспечивать их гигиеническую и термическую обработку, культурную подачу пищи детям, в соответствии с нормой закладываемых продуктов на одного ребенка.
    3.5.Обеспечивать:- правильное хранение и расходование продуктов по назначению;- гигиеническую обработку продуктов и подачу пищи в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
    3.6.Отпускать готовую пищу в соответствии с нормой закладываемых продуктов в расчете на ребенка.
    3.7.Закладывать и хранить суточные пробы всего дневного рациона согласно требованиям СЭН.
    3.8.Выполнять вспомогательные работы при изготовлении блюд и кулинарных изделий.
    3.9.Проводить обработку сырых и вареных продуктов при использовании соответствующих маркированных досок и ножей, исключать возможность контакта сырых и готовых продуктов.
    3.10.В обязательном порядке процеживать рыбные и мясные бульоны .
    3.11.Следить за санитарным состоянием кухни, кухонного инвентаря и оборудования и содержать его в чистоте (один раз в месяц проводить генеральную уборку).
    3.12.Соблюдать правила личной гигиены, санитарные требования к технологий приготовления пищи.
    3.13.Своевременно проходить медицинский осмотр.
    3.14. После каждой технологической операции разделочный инвентарь подвергать санитарной обработке.
    3.15. Не использовать в приготовлении пищи посуду с трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью.
    3.16. Систематически проводить дез. обработку ветоши, пользоваться только маркированной ветошью согласно маркировки.
    3.17. Чистую кухонную посуду хранить на стеллажах.
    3.18. В работе использовать только соответственно промаркированный кухонный инвентарь (ножи, разделочные доски, чашки)
    3.19. Для каждого помещения пищеблока пользоваться только промаркированным уборочным инвентарем .
    3.20. Постоянно вести борьбу с мухами.
    3.21. Содержать в чистоте и регулярно проводить обработку 1% раствором уксуса шкафа для хлеба, доски для резки хлеба, чашки для хлеба.
    3.22. Следить и не нарушать товарного соседства в холодильниках.

    4. Права

    Повар имеет право:
    4.1.Не принимать продукты от кладовщика, если они имеют признаки недоброкачественности.
    4.2.Ходатайствовать перед администрацией о наказании лиц, использующих кухонный инвентарь без разрешения повара.
    4.3.Требовать от администрации создания условий для выполнения прямых обязанностей, своевременного ремонта оборудования и обеспечение чистящими средствами .
    4.4.На социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ.
    4.5.На ежегодный оплачиваемый отпуск.

    5. Ответственность

    5.1. Повар несет ответственность:- за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации- за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.
    5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов , законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, повар несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
    5.3. За нарушение правил пожарной безопасности , охраны труда, санитарно-гигиенических требований к организации жизнедеятельности воспитанников в школьном учреждении повар привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.

    6. Взаимоотношения и связи по должности

    Повар:
    6.1. Подчиняется директору школы.
    6.2. Взаимодействует в процессе своей деятельности, кладовщиком и рабочим по кухне.
    6.3. Информирует директора школы о возникших трудностях в работе.
    6.4. Выполняет разовые поручения директора школы и заведующей хозяйством.

    с инструкцией ознакомлен: __________________________

    Какой должна быть школьная столовая?

    Какой же должна быть столовая, чтобы в ней можно было с удовольствием принимать пищу и при этом она соответствовала санитарным и гигиеническим требованиям?

    Мебель для школьной столовой: удобная, прочная и безопасная

    Мебель для школьной столовой нужно выбирать, руководствуясь санитарно-гигиеническими нормами, прописанными в СанПиН: она должна быть сделана из экологически безопасных материалов.

    Обеденные столы могут быть четырех- и шестиместными (выбор зависит от размеров обеденного зала). Обычно для школьной столовой используют конструкции на металлокаркасе, что обеспечивает их устойчивость.

    Для школьной столовой чаще всего приобретают обеденные столы с кронштейнами: ученики после приема пищи поднимают и вставляют в пазы табуреты, и таким образом экономится время на уборку помещения.

    Столешницы изготавливаются из износостойкого пластика, который выдержит обработку моющими и дезинфицирующими средствами. Углы должны быть закругленными, что снизит риск удара о них.

    Что касается сидений для столовой, это могут быть табуреты или скамьи: двух- и трехместные. Табуреты обязаны быть прочными и в то же время легкими, их ножки обычно выполнены из металла, а сиденье – из ламинированного ДСП.

    И, конечно, не стоит забывать, что мебель для столовой должна быть эстетически привлекательной и вписываться в интерьер помещения.

    Посуда и столовые приборы

    Школьные столовые должны обеспечиваться достаточным количеством тарелок, блюдец, чашек и стаканов, чтобы организовать полноценный завтрак или обед для каждого своего посетителя. К тому же, из расчета, что по неосторожности может разбиться тарелка или чашка, на одно посадочное место приходятся минимум два набора посуды. Поэтому посуда с любыми повреждениями, будь то сколы или трещины, должна незамедлительно отправиться в утиль.

    К посуде для школьной столовой, как и к мебели, также предъявляются требования СанПиН. Посуда из фарфора, фаянса и стекла устойчива к обработке моющими и дезинфицирующими средствами и перепадам температур. Именно поэтому она соответствует требованиям СанПиН и рекомендуется для столовых.

    Моют чашки, тарелки, блюдца и стаканы в несколько этапов согласно нормам СанПиН, а хранят столовую посуду в шкафах или на решетках.


    Столовые приборы – ложки, вилки, ножи – также должны отвечать санитарным и гигиеническим требованиям СанПиН. Приборы должны быть изготовлены из нержавеющей стали или другого материала, сходного по гигиеническим свойствам с первым. Запрещается использование столовых приборов из алюминия согласно нормам СанПиН.

    Приборы необходимо мыть в горячей воде, затем ополаскивать в проточной воде и прокаливать не менее 10 минут в духовых шкафах. Хранить столовые приборы СанПиН рекомендует в специальных кассетах.

    Спецодежда для работников школьной столовой

    Работники школьной столовой должны помнить о том, что необходимо соблюдать требования, прописанные в СанПиН. Именно поэтому им не рекомендуется носить украшений, которые при неосторожности могут попасть в приготовляемое блюдо, а также повара и их помощники обязаны следить за чистотой и ухоженностью рук и ногтей.

    И чтобы работа работников школьной столовой была максимально комфортной, необходимо позаботиться о спецодежде: костюмы должны быть удобными, фартуки – удобно завязываться, а колпаки – хорошо сидеть на голове, не соскальзывая.

    Ну и, конечно, для отличной работы поварам и их помощникам нужно запастись отличным настроением: их улыбки и доброжелательное отношение заставят учеников и учителей забегать в столовую почти каждую перемену!

    Школьная столовая, в которой оборудование, мебель, посуда и столовые приборы соответствуют нормам СанПиН и при этом отличаются приятным внешним видом, где сотрудники являются профессионалами своего дела, соблюдающими требования и правила, ну и, конечно, где еда вкусная и полезная, – это столовая, какой она и должна быть.

    Вы можете найти в каталоге сайта центра «РЕКТОР» мебель для школьной столовой, посуду, столовые приборы, а также спецодежду для сотрудников пищеблока и обеденного зала и сделать заказ.

    Школьное питание – залог здоровья

    подрастающего поколения

    Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни.

    Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровье - сберегающей среды в общеобразовательном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. В Законе Российской Федерации «Об образовании» сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать питание обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать перерыв достаточной продолжительности.

    Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможностидля проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.

    Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.

    Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фаст-фудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью и/или попустительством со

    стороны родителей.

    Здоровое (рациональное) питание - одна из главных составляющих здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма.

    В настоящее время происходит значительное изменение отношения людей, в первую очередь социально активных слоев населения, к собственному здоровью: исчезают старые представления о том, что здоровье ничего не стоит, затраты на него не дают никакой отдачи и им можно пренебречь. Становится все более понятным, что именно здоровье - самое ценное достояние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия. Питание современного человека становится основным фактором риска развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, сердечно - сосудистой системы и онкологических процессов. В организме человека нет органа или системы, от характера питания которого не зависели бы его нормальное функционирование и работоспособность. Правильное питание играет огромную роль на каждом этапе развития организма

    Физиологический смысл питания: чем больше выбор питательных и витаминных блюд, тем более полноценное обеспечение организма незаменимыми пищевыми веществами.

    Несмотря на то, что вопрос «питание» касается каждого человека несколько раз в день и оказывает систематическое влияние на состояние здоровья, теме этой до сих пор еще не уделяется должного внимания. Школьная программа и образовательный стандарт среднего образования не упоминают принципов здорового питания. Не преподается тема«организация питания» и в педагогических учебных заведениях.

    Пропаганда здорового питания важна не только для привлечения родительских средств на питание, но и потому, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются человеком до старости. Формируются эти привычки в семье и системе организованного детского питания. Прямо повлиять на семейный уклад практически невозможно, поэтому школьная столовая – главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию.

    Обеспечение школьников полноценным горячим питанием нуждается в постоянном совершенствовании и должно рассматриваться всеми заинтересованными службами города и района как стратегическое направление, поскольку совершенствование системы школьного питания напрямую связано с сохранением здоровья населения и задачами улучшения демографической ситуации в городе, районе и в стране в целом..

    По определению Всемирной организации здравоохранения - «...здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

    Описание опыта работы школьной столовой

    Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

    «Средняя общеобразовательная школа

    № 8»

    В соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, в частности, закономРФ «Об образовании», организация питания в общеобразовательном учреждении возлагается на образовательное учреждение.

    Основным документом, определяющимтребования к организации и режиму питания в МАОУ «СОШ № 8», работе школьного пищеблока, является Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10и Устав МАОУ «СОШ № 8», в соответствиис которымив школе организованы горячие завтраки для всех обучающихся,обед и полдникдля детей группы продленного дня, обеды по заказам обучающихся.

    Организация полноценного горячего питания является сложной задачей, одним из важнейших звеньев которой служит разработка перспективного меню школьных завтраков и обедов, соответствующих современным научным принципам оптимального (здорового)питания и обеспечивающих детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. Одной из проблем при организации школьного питания является недостаточная информированность родителей и учащихся о значении рационального и сбалансированного питания детей, о необходимости горячего питания во время учебного процесса.

    Достичь положительных результатов в области организации питания стало возможнымтолько приактивном взаимодействии классных руководителей, с родителями и учащимися, рассмотрение проблемы на родительских собраниях.

    Финансовое обеспечение организациишкольного питания в настоящее время осуществляется за счет родительских средств и районногобюджета.

    Остается проблема – организованный охват горячим питанием учащихся старшего звена. Ведется постоянная, организационная, целенаправленная работа с учащимися и их родителями в старшем звене. В настоящее время учащиеся старших классов питаются за счет предварительных заказов и свободной продажи блюд в школьной столовой.

    Перспективное месячное меню завтраков и обедов разработано для учащихся общеобразовательных школ, в том числе для учащихся МАОУ «СОШ №8», согласовано с начальником отдела санитарного надзора РУ №107 ФМБА России Э.А.Ванюшиной, утверждено директором УМП «ЮНРОС»Н.Г.Осипович.

    Блюда в меню комплектуются с соблюдением требований:вкусовой сочетаемости, разнообразия (неповторяемости по дням), соответствия среднедневной стоимости питания нормативу стоимости, соответствия пищевой ценности нормам по пищевой ценности,соответствия среднедневного продуктового набора натуральным нормам потребления. Блюда для меню взятыиз специального набора рецептур, применимых для школьного питания, выходы блюдсоответствуют возрасту питающихся.

    Познакомиться с перспективным меню и меню на каждый день можно на информационном стенде в школьной столовой«Уголок потребителя»

    Материально-техническое обеспечение организации школьного питания

    Перечень оборудования школьной столовой

    Наименование

    помещений

    Перечень оборудования

    Фактическое

    наличие

    1.Складское

    помещение:

    подтоварник

    стеллаж

    колода для рубки мяса

    2.Горячий цех:

    Зона сырой продукции:

    производственный стол

    среднетемпературный холодильный шкаф или низкотемпературное холодильное оборудование

    мясорубка

    контрольные весы

    моечная ванна

    Зона первичной обработки овощей

    производственный стол

    картофелеочистительная машина

    моечная ванна

    Зона готовой продукции

    производственный стол

    контрольные весы

    среднетемпературный бытовой холодильник для хранения суточной контрольной пробы

    среднетемпературное холодильное оборудование с наличием морозильного отсека

    шкаф для хранения хлеба

    раковина для мытья рук персонала

    электрическая печь

    духовой (жарочный) шкаф

    электропривод для готовой продукции

    электрокотел пищевой

    электросковорода

    Раздаточная зона

    окно раздачи

    мармит

    холодильный прилавок

    3.Зона для мытья

    столовой и

    кухонной посуды:

    стеллаж (шкаф) для хранения столовой и кухонной посуды

    1 (3 отдела)

    посудомоечная машина

    раковина для мытья рук

    трехсекционная ванна для мытья столовой посуды и приборов

    моечная ванна для мытья кухонной посуды и кухонного инвентаря

    Организация работы по воспитанию культура правильного питания

    Большое внимание в школе уделяетсявоспитанию у школьников культуры правильногопитания. На информационных часах учащиеся изучают не только

    рацион питания, но и сервировку стола, культуру поведения за обеденным столом. Для этого школьники сервируют стол в соответствии с правилами этикета,используютпосуду с эстетическим оформлением, подстановочные салфетки.

    В школе реализуется Программа«Разговор о правильном питании»

    Целью программы "Разговор о правильном питании" (далее - Программа) является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
    Программа рассчитана на дошкольников и школьников в возрасте от 6 до 14 лет и состоит из трех частей:
    - "Разговор о правильном питании" - для дошкольников и младших школьников 6-8 лет;
    - "Две недели в лагере здоровья" - для школьников 9-11 лет;
    - "Формула правильного питания" - для школьников 12-14 лет.
    Для реализации Программы имеются учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочую тетрадь для ребенка, методическое пособие для учителей и родителей. В учебно-методический комплект для первой части Программы дополнительно включены плакаты и брошюра для родителей.
    Реализация Программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
    - формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
    - формирование у дошкольников и школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
    - освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
    - формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
    - информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
    - развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
    - развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
    - просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
    Содержание Программы отвечает следующим принципам:
    - возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;
    - научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков;
    - практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;
    - динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих моделей;
    - вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;
    - культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
    Тематика Программы охватывает различные аспекты рационального питания.

    Заключение

    Здоровье детей - это важнейший вопрос обеспечения будущего нации.Сбалансированное питание детей и подростков способствует повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, увеличивает адаптационные возможности организма, оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.

    Особое значение приобретает правильное питание в связи с тем, что в последнее время дети проводят в школе все больше времени при весьма интенсивном характере процесса обучения.

    В рационе питания школьников не всегда выдерживаются принципы сбалансированности, потребность школьников в макро - и микроэлементах.

    Рациональное питание, соответствующее возрастным физиологическим потребностям, является одним из важнейших факторов формирования здоровья детей. Правильное организованное питание оказывает существенное влияние на устойчивость детского организма к неблагоприятным факторам, повышает его работоспособность и выносливость, способствует оптимальному развитию детей.

    Недостаточное потребление белков, витаминов, аминокислот, микроэлементов отрицательно сказывается на показателях физического развития, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний. В структуре заболеваний среди школьников продолжает расти удельный вес болезней желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, крови, эндокринной системы, обмена веществ. Недостаточно высок уровень специалистов, занятых в сфере школьного питания.

    Таким образом , анализ организации питания в школьной столовойвыявил ряд проблем, требующих принятия необходимых мер по совершенствованию организации питания,Это:

    1. Укрепление материально-технической базышкольной столовой.

    2. Постоянный мониторинг ианализ состояния организации школьного питания,его финансового обеспечения.

    3.Разъяснительная работа среди учащихся и родителей о необходимости правильного питания.

    Приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными санитарно- гигиеническими требованиями организации питания учащихся,постоянный мониторинг ианализ состояния организации школьного питания,его финансового обеспечения позволило:

    1. Увеличить % охвата горячим питанием, в соответствии с физиологическими нормами.

    2.Улучшить качество школьного питания, обеспечить его безопасность, сбалансированность, витаминизацию.

    3.Улучшить показатели детского здоровья, создавать благоприятные условия для его сохранения и укрепления.

    4.Формировать у школьников культурупитания и чувства ответственности за свое здоровье.

    Анализ и принятие мер по выполнению требований,предъявляемых кшкольному питанию,позволит школе достигнуть следующих результатов:

    1. Развить систему мониторинга состояния здоровья учащихся.

    2. Обеспечить учащихся необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании;

    3. Развить механизмы координации и контроля в системе школьного питания;

    4. Сформировать навыки здорового питания у обучающихся и их родителей;

    5. Организовать реализацию Программы «Разговор о правильном питании»,

    6. Организовать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;

    7. Оказывать социальную поддержку отдельным категориям обучающихся;

    8. Укрепить материально-техническую базу школьной столовой;

    9. Увеличить количество детей, питающихся в школьной столовой до 94%.

    10.Улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность;

    11.В перспективе организация рационального питания школьниковпозволит достичь следующих основных целей:

    · рост учебного потенциала детей и подростков;

    · улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе - улучшение репродуктивного здоровья;

    · снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеванийв период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;

    · улучшение успеваемости школьников;

    · повышение их общего культурного уровня.

    Реализацияпланасанитарного просвещения в области рационального питания поможетпредотвратить нерациональность диетологических привычек школь ников, приводящих к развитию ряда заболеваний.

    Полезные советы

    Аппетит у тех бывает, кто на воздухе гуляет!

    Чистота - залог здоровья. Руки мойте перед едой!

    Едва ли мы болезней избежим, не соблюдая правильный режим.

    Не забывай в числе других продуктов побольше есть и овощей, и фруктов.

    Пища – строительный материал. Человек голодный – ни на что не годный.

    Молочная пища зубы лечит. Молоко – оружие против яда.

    Рыба – богатейший дар природы. Рыба на столе – здоровье в семье.

    Хлеб – всему голова! Беречь хлеб – значит беречь жизнь!

    ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!

    Большое внимание уделяется состоянию материально-технической базы пищеблока на предмет ее соответствия санитарно-гигиеническим требованиям.

    В каждом учебном году проводится текущий ремонтшкольного пищеблока, производственных помещений, обеденного зала.По мере необходимости проводится обновление кухонного инвентаря, посуды и приборов.