Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Требования к оформлению проекта в детском саду. Темы проектов в детском саду: на что следует обратить внимание

    Требования к оформлению проекта в детском саду. Темы проектов в детском саду: на что следует обратить внимание

    Проекты в детском саду — это интеграционный метод, предполагающий использование различных методических приемов, позволяющих глубоко освоить предлагаемую тему. Интеграция — это комбинирование основных методов обучения, которые органично дополняют друг друга и повышают эффективность процесса.

    Особенности дошкольного возраста

    Дошкольный возраст - самый благодатный период для обучения. Дети впитывают знания об окружающем мире, как губка. В этом возрасте интересно все, ребенок активно познает мир, усваивает модели социального поведения. Поэтому эту особенность надо обязательно использовать. Воспитание должно быть социально значимым. Особое внимание следует уделять нравственному, эстетическому, экологическому направлению. Надо помнить, что нормы, усвоенные детьми в этом возрасте, остаются с ним на всю оставшуюся жизнь. Метод проектов в детском саду призван активизировать работу в данном направлении.

    Значение проектной деятельности

    Проекты в детском саду предполагают самостоятельную деятельность детей под руководством взрослых (воспитателей и родителей). Участие в проекте позволяет проявить свои способности. В ходе работы ребенок обучается планировать свои действия, контролировать процесс выполнения, а также учится прогнозировать результат своей деятельности.

    Структура проектной деятельности

    Проекты в детском саду начинаются с определения темы и ее актуальности, постановки целей, определения предмета и задач проекта. Цель проекта — это расширение знаний детей по определенной теме, формирование навыков у детей, воспитание соответствующих чувств и развитие эмпатии (сопереживания) к окружающему миру. Чувство эмпатии — это сложная психологическая реакция, которая формируется путем личных переживаний на основе жизненного опыта. Участие в проектной деятельности помогает ребенку обогатить свой личный опыт. Предмет выбирается с учетом целей, далее ставятся педагогические задачи, они должны носить конкретный характер и отображать интенсивность педагогического воздействия. Проекты в детском саду имеют четкие сроки выполнения. Определяется круг участников (дети, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования). Итогом становится определенный продукт, который становится отчетом о проделанной работе. Чаще всего это презентация. Самая большая часть — это практическое воплощение целей и задач. Оно осуществляется организацией занятий, чтением художественной литературы, организацией викторин, конкурсов, совместной деятельностью с родителями.

    Проект «Семья»

    Например, проект «Семья» в детском саду, имеет цель: эмоциональное сближение членов семьи. Предметом становится семья и семейные ценности. Задачами проекта могут быть: воспитание уважения к старшему поколению; привлечение родителей к совместной деятельности с детьми; привлечение внимания родителей к проблемам нравственного воспитания; воспитание у детей чувства эмпатии к младшим членам семьи и домашним питомцам. Практическая реализация задач возможна в ходе привлечения родителей и детей к благоустройству группы и участка, совместного создания генеалогического древа семьи, проведение открытых занятий, проведения различных акций (например, «Помоги другому», сбор вещей и игрушек для нуждающихся) и так далее. По окончании проекта делается презентация.

    Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию шаблон проекта для наполнения любым содержанием. Проект давно вошел в систему работы детского сада. Наверное нет ни одного воспитателя, который не использовал хотя бы раз в своей педагогической деятельности этот замечательный метод.

    Шаблон (или образец оформления) поможет вам быстро собрать и систематизировать информацию по выбранной вами теме проекта. Конечно, предложенные разделы могут быть дополнены по вашему усмотрению.

    Название проекта

    Описание проекта

    Программное содержание:

    • расширить знания детей о …
    • сформировать у детей чувство …
    • формированию убеждения о …
    • воспитывать …
    • расширить знания о …
    • научить …

    Актуальность проекта

    Раскрыть в актуальности необходимость рассмотрения данного вопроса. Желательно закончить формулировкой противоречия.

    Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с … , формирование у детей … , и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

    Объект проекта : …

    Предмет проекта : …

    Цель проекта : расширить знания детей о …, сформировать у детей чувства … , формированию …, воспитывать … .

    Задачи проекта :

    • ознакомить воспитателей с современной методической литературой по … ;
    • провести цикл занятий и мероприятий по теме;
    • организовать выставку детских рисунков;
    • ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
    • разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с … ;
    • подготовить совместными усилиями детей и родителей … ;
    • систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме …:
    • провести заключительное мероприятие … .

    Термин выполнения : указать сколько недель (месяцев).

    Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

    Необходимые материалы : … .

    Предполагаемый продукт проекта : мероприятие …; выставка творческих работ детей; презентация … (составленного совместными усилиями детей и их родителей); разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с … ; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме …; разработанные рекомендации для родителей.

    Список литературы: …

    Содержание проекта

    Этапы реализации проекта

    Подготовительный этап

    Основной этап

    Заключительный этап

    – постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

    – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

    – ознакомление детей с художественной литературой; – проведение бесед;

    − рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

    − проведение занятий;

    − проведение мероприятия;

    − прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

    − рисование с детьми на … тематику;

    − создание и презентация.

    – анализ результатов проекта.

    План работы

    Дата

    Участни-ки

    Ответст-венные

    Подготовительный этап

    Пн.

    1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. 2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).

    Воспитатели старшей группы

    Старший воспитатель (методист)

    Вт.

    Ср.

    Чт.

    1. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед. 2. Разработка рекомендаций для воспитателей старшей группы.

    4. Подбор репродукций художественных картин на … тематику.

    Пт.

    1. Организация развивающей среды в группе старших дошкольников (размещение репродукций картин, плакатов ВОВ)

    Основной этап

    Пн.

    1-я половина дня : 1) чтение и обсуждение литературных произведений;

    2) рассмотрение картин и плакатов на … тематику.

    2-я половина дня :

    1) беседа «Детям о …»;

    Дети, родители, воспитатели

    Воспитатели старшей группы

    Вт.

    1-я половина дня : 1) чтение и обсуждение литературных произведений о …;

    2) занятие «…».

    2-я половина дня :

    1) прослушивание песен о …;

    2) рассмотрение картин и плакатов.

    Дети, воспитатели

    Воспитатели старшей группы

    Информационное обеспечение проекта

    Подробная информация, которая может пригодится при подготовке проекта, при работе с родителями, педагогами и детьми.

    Ключевые понятия

    Раскрыть основные понятия проекта.

    Методическое обеспечение проекта

    • Материалы для проведения бесед
    • Воспитательное мероприятие «…»
    • Ориентировочный план занятия «… »
    • Рекомендации воспитателям и родителям
    • Анкета для родителей «…»

    Стихи

    Книги детям

    Изобразительные произведения для рассмотрения и обсуждения с детьми

    Сазонова А.

    Проектная деятельность в детском саду.

    Введение

    Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.

    Метод проектов

    По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью. Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, и именно проектная деятельность позволяет эту инициативу оформить в виде культурно-значимого продукта.

    Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Такой способ работы подходит для детей от четырех лет и старше.

    Способы разработки проектов в ДОУ

    1. Системная паутинка по проекту

    Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:

    Социально-коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие;

    Физическое развитие.

    Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.

    2. Модель трёх вопросов ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?

    ЧТО ЗНАЮ? - ПРОБЛЕМА. Выяснить, что дети уже знают по теме.

    ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? - ПРОЕКТИРОВАНИЕ. План по теме проекта.

    КАК УЗНАТЬ? - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта.

    3. Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)

    Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

    Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).

    Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).

    Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).

    Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).

    Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).

    Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

    Классификация тематических проектов в ДОУ

    1. По доминирующей в проекте деятельности:

    Исследовательски - творческий

    Ролево - игровой

    Творческий

    Информационный (практико-ориентированный)

    2. По предметно- содержательной области:

    Монопроекты (одна образовательная область)

    Интегративные (две и более образовательные области)

    3. По характеру координации:

    Непосредственный

    Скрытый

    4. По характеру контактов:

    С воспитанниками одной группы

    С воспитанниками нескольких групп

    С воспитанниками всего ДОУ

    5. По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):

    Краткосрочные (1 – 3 недели)

    Средней продолжительности (до месяца)

    Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

    Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)

    1. Исследовательски - творческий. Дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (макеты и модели).

    2. Ролево - игровой . Используются элементы творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему.

    3. Информационный (практико-ориентированный) . Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы)

    4. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

    Что такое "проект"?

    Каждый проект - это "пять П":

    Проблема;

    Проектирование (планирование)

    Поиск информации;

    Продукт;

    Презентация

    Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое "П" проекта - это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.

    По окончании проекта каждый педагог ДОУ, организующий проектную деятельность, должен оформить отчёт о проекте, что часто вызывает затруднения. Используя предложенную примерную структуру оформления отчёта о проведённом проекте в ДОУ, Вы, уважаемые коллеги, легко сможете это сделать.

    Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ с использованием системной паутинки проекта

    1. Титульный лист - название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.

    2. Тема проекта и ее происхождение.

    3. Задачи проекта (образовательные, развивающие и воспитательные): для детей, для педагогов (не только для воспитателей, но, возможно, и для музыкальных руководителей, физкультурных руководителей, логопедов и т.д.), для членов семьи.

    4. Системная паутинка проекта.

    5. Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.

    6. Краткое содержание проекта:

    * Подготовительный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

    * Деятельностный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

    * Завершающий этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

    7. Описание продукта проекта : для детей, для педагогов, для членов семьи

    8. Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (здесь уместно разместить фотографии продукта проекта).

    Уважаемые коллеги, я желаю вам творческих успехов в проектной деятельности с дошкольниками!

    Консультация для воспитателей детского сада

    Проектная деятельность в детском саду.
    Проектный метод в деятельности ДОУ.
    Готовые проекты в детском саду

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

    Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

    Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

    • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
    • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
    • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

    Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

    • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
    • комплексные блочно-тематические занятия;
    • интеграция:
      − частичная интеграция;
      − полная интеграция;
    • метод проектов:
      − форма организации образовательного пространства;
      − метод развития творческого познавательного мышления.

    Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

    1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
    2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
    3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
    4. Составление плана-схемы проекта.
    5. Сбор, накопление материала.
    6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
    7. Домашние задания для сам. выполнения.
    8. Презентация проекта, открытое занятие.

    Основные этапы метода проектов

    1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

    2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

    • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
    • в каких источниках можно найти информацию;
    • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
    • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

    3. Выполнение проекта – практическая часть.

    4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

    В настоящее время проекты классифицируются:

    1. по составу участников;
    2. по целевой установке;
    3. по тематике;
    4. по срокам реализации.

    В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

    1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
    2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
    3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
    4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

    Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

    Значимы и другие виды проектов, в том числе:

    • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
    • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
    • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
    • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
    • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
    • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

    По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

    Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

    Задачи развития:

    1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
    2. развитие познавательных способностей;
    3. развитие творческого воображения;
    4. развитие творческого мышления;
    5. развитие коммуникативных навыков.

    Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

    В младшем дошкольном возрасте – это:

    • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
    • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
    • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

    В старшем дошкольном возрасте – это:

    • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
    • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
    • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
    • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
    Этапы
    проекта
    Деятельность педагога Деятельность детей
    1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
    2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
    3. Формулирует задачу (нежёстко).
    1. Вхождение в проблему.
    2. Вживание в игровую ситуацию.
    3. Принятие задачи.
    4. Дополнение задач проекта.
    2 этап 4. Помогает в решении задачи.
    5. Помогает спланировать деятельность
    6. Организует деятельность.
    5. Объединение детей в рабочие группы.
    6. Распределение амплуа.
    3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).
    8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
    7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
    4 этап 9. Подготовка к презентации.
    10.Презентация.
    8. Продукт деятельности готовят к презентации.
    9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

    Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

    Консультации по темам:

    • «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
    • «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
    • «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

    Семинары-практикумы:

    • «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
    • «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
    • «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
    • «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
    • «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

    Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:

    1. «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
    2. «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
    3. «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
    4. «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
    5. «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
    6. «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
    7. проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
    8. дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
    9. социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

    Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

    Младший дошкольный возраст

    Задачи обучения:

    1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
    2. приобщать детей к процессу познания;
    3. формировать различные представления;
    4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
    5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

    Совершенствование психических процессов:

    1. формирование эмоциональной заинтересованности;
    2. знакомство с предметами и действиями с ними;
    3. развитие мышления и воображения;
    4. речевое развитие.
    1. осознание поставленной цели;
    2. овладение различными способами решения поставленных задач;
    3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
    4. поиск различных средств достижения цели.

    Линии развития личности.

    Физическое развитие:

    • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
    • формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

    социальное развитие:

    • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);

    познавательное развитие:

    • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
    • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
    • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

    эстетическое развитие:

    • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
    • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

    Старший дошкольный возраст.

    Задачи обучения:

    1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
    2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
    3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
    4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

    Формирование предпосылок учебной деятельности:

    1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
    2. потребности в создании собственной картины мира;
    3. навыков коммуникативного общения.

    Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

    1. выявить проблему;
    2. самостоятельно искать нужное решение;
    3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
    4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

    Линии развития личности.

    Социальное развитие:

    • развитие самопознания и положительной самооценки;
    • овладение способами внеситуативно-личностного общения;
    • высокий уровень коммуникативной компетентности;
    • осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

    Физическое развитие:

    • развитие осознанного отношения к своему здоровью;
    • формирование потребности в здоровом образе жизни;
    • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

    Познавательное развитие:

    • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
    • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

    Эстетическое развитие:

    • углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
    • овладение различными видами худ. деятельности;
    • развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).
    Тематика блока Название проекта Продукт детской деятельности
    Наследие «Эхо столетий» «Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление)
    «Защитники Отечества» Исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство)
    Практические мастерские (изготовление афиш, приглашений, костюмов)
    Театрализованное представление «Богатыри земли русской»
    «Здравствуй, Пушкин!» Создание альбомов «Пушкин и няня», «Семья Пушкина», «Друзья, прекрасен наш союз!», «По Пушкинским местам».
    Дидактические игры
    «Сказки Пушкина», кроссворды и логические задания по сказкам, практическая мастерская «Мода Пушкинской эпохи», «Малые театральные встречи», «Встречи у камина» (сказки Пушкина в живописи, скульптуре, музыке)
    Детские книги «Здравствуйте, Пушкин!, «Сказки Пушкина»
    Макет «У Лукоморья»
    Театрализованное представление «Сказки Пушкина», «Пушкинский бал».
    Проекты «Генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука» «Семейное древо»
    Альбом рисунков «Моя семья»
    Выставка семейных реликвий.
    «Я в мире людей» Проекты в детском саду:
    1) «Мои друзья»
    2) «У нас в Нескучном саду»
    3) «День защиты детей»
    4) «Сказки о любви»
    5) «Весёлый этикет»
    Альбомы (инд.) (рисунки + весёлые истории)
    Театральные этюды, выпуск газет и журналов
    Проект «Детский сад будущего». Выпуск стенгазеты.
    Карнавал. Разработка детского кодекса.
    Литературная гостиная. Изготовление «Валентинок».
    Школа «Маркиза этикета»
    «Мир вокруг нас» «Четыре стихии»
    «Времена года»
    «Мир животных и птиц»
    «Уральские самоцветы»
    Картотека опытов.
    Составление коллажей
    Детская книга «Это опасная стихия»
    Детская книга, танцевальные миниатюры, коллажи.
    Рукописные журналы, книги, сочинительство, изодеятельность
    Коллаж, детская книга «Легенда о камнях»
    «Весёлая астрономия»
    «Жалобная книга природы»
    «В стране чисел и фигур»
    «Полезные вещи»
    «От кареты до ракеты»
    Викторина «Через тернии к звёздам»
    Театральные этюды «Неизведанная планета», «Путешествие на луну».
    Сочинение «Звёздных сказок».
    Сочинение сказок от имени природных объектов.
    «Лесная газета».
    Выпуск журнала «Экологический светофор города»
    Коллажи. Геометрический вернисаж. Театральные этюды.
    Математическое шоу «Алиса в стране математики».
    Энциклопедия «Из истории вещей»
    «Приключения вещей» - сочинение сказок об обычных вещах.
    Изготовление детской книги средствами конструктивной деятельности.
    Детские проспекты по видам техники (транспорт).
    «Наши помощники» (книга об истории бытовых приборов).
    «Ты и твоё здоровье» «Я и моё тело»
    «Окошки в мир. Органы чувств»
    «Твоё питание и здоровье»
    «Путешествие пирожка» (строение пищеварительной системы)
    «Живительные силы»
    «Про витамины и здоровье»
    «Как мы дышим» (приключение Кислородинки)
    Дневник «Я расту»
    Проект «Страна Айболития»
    «Польза и вред» (проекты по органам чувств)
    Мини проекты «Для чего нужна пища?»
    Детская книга «Приключения в стране витаминов», составление картотеки блюд.
    Сочинение сказок, стихов, театральных этюдов.
    «Как фрукты и овощи о своей пользе спорили?»
    Планшет «Вред-польза»
    «За чистый воздух» (плакат)
    Детская книга закаливания

    Примерная схема осуществления проекта «Семья» (ст. дош. возраст)

    Разделы программы Виды детской деятельности
    Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Салон одежды для дома» и т.д.
    Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.
    Настольно-печатная игра «Моя квартира».
    Социальное развитие Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка.
    Права и обязанности в семье.
    Составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего), карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя малая родина», «Калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей группы, выпуск каждой семьёй газеты «Самый счастливый день в семье» (ко дню рождения ребёнка).
    Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссёр».
    Речь и речевое общение Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома»,
    Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).
    Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.
    Здоровье и физическое развитие Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.
    Совместные туристические походы «В бассейн идём вместе».
    Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».
    Организация семейного мини-кафе. Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты».
    Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатели, шеф-повар).
    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
    Мир, в котором мы живём Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
    Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картами «Мой город».
    Природа Коллажи «Домашние любимцы».
    Составление семейных альбомов «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче».
    Начала грамоты Математика «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».
    Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена»
    Конструирование «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы».
    Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.
    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
    Худ. литература Пословицы и поговорки о семье.
    Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка».
    Выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке», Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».
    Заучивание: Е Благинина «Посидим в тишине».
    ИЗО и дизайн Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру».
    Выпуск семейных газет.
    Составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей)
    Выставки «Семейное хобби».
    Театр Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги».
    Совместное посещение семьями театров.

    Алгоритм разработки проекта

    Этапы Задачи Деятельность проектной группы Деятельность научно-методической службы
    Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания Мотивация проектирования, объяснение цели проекта
    Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.
    Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Наблюдение. Консультации.
    Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление. Наблюдение, советы (по просьбе группы)
    Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)
    Защита проекта Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.











    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Федеральные государственные требования в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентируют педагогов, работающих с дошкольниками, на решение образовательных задач не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей в развивающей среде, в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.

    Вместе с тем, необходимо организовать воспитательно-образовательный процесс с учетом интеграции всех образовательных областей.

    На мой взгляд, оптимально решать данные задачи позволяет метод проектов. Метод проектов представляет собой в основном самостоятельную деятельность участников проекта, ориентированную не только на усвоение фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых. Как отмечает главный редактор журнала “Детский сад будущего – галерея творческих проектов” В.И.Реброва в своей статье “Проектность в современной жизни”, в ходе проведения проекта меняется и позиция педагога: из “передатчика” знаний он превращается в активного участника совместной деятельности. Он выступает в роли координатора, организуя работу детей, поскольку дошкольникам трудно самостоятельно спланировать свою деятельность по решению задач проекта.

    Проект, являясь одной из форм совместной деятельности, является технологией развития самостоятельности, исследовательского поведения, познавательной и творческой активности детей. На мой взгляд, в этом и выражается его основное преимущество.

    Мною разработан и апробирован образовательный, тематический проект средней продолжительности (приблизительно 2 месяца), который называется “Превращения капельки”.

    Целью проекта является формирование у детей представлений о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей.

    Участники проекта дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

    Этапы проекта Действия детей Действия педагогов Действия родителей
    Подготовительный Наблюдение за осадками.

    Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (ледоход, изморозь, иней, сосульки и т.д.).

    Инициировать обсуждения проекта в кругу сверстников.

    Подбор худ.литературы по теме.

    Подбор энциклопедий, карт, схем.

    Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок.

    Составление картотеки опытов с водой.

    Подготовка оборудования для опытов с водой

    Подготовка оборудования для опытов с водой.

    Подготовка фотографий природных явлений.

    Деятельный Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

    СРИ “Отважные мореплаватели”.

    Наблюдение за осадками.

    Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (ледоход, изморозь, иней, сосульки и т.д.).

    Экспериментирование, опыты.

    Игры с водой.

    Составление дневников наблюдений.

    Рисование, аппликация.

    Организация опытов, экспериментов.

    Дидактические, развивающие игры.

    Интегрирование проектной деятельности в НОД (ФЭМП – измерение объема воды; коммуникация – занятие путешествие “Остров Грамматики”: ФЦКМ - занятие-экспериментирование “Круговорот воды в природе”

    Подготовка рассказов детей об уникальных природных объектах
    Завершающий Развлечение “Веселая вода”.

    Презентация страниц альбома о воде.

    Организация фотовыставки.

    Составление схемы “Круговорот воды в природе”.

    Развлечение “Веселая вода”

    Осознание необходимости быть для ребенка источником энциклопедических знаний.

    Уметь отвечать на детские вопросы, в т.ч. на основе принципов природосообразности и наукосообразности.

    Системная “паутинка” к проекту представлена на рисунке 1 .

    В качестве примера я представляю конспект совместной деятельности воспитателя с детьми “Вы слыхали о воде?”. Это мероприятие проводится на деятельном этапе проекта. Ко времени проведения данного мероприятия, дети уже познакомились со свойствами воды, узнали, в каком виде вода встречается в природе.

    Цель мероприятия: опытным путем познакомить детей со свойствами и агрегатными состояниями воды.

    • Формировать представления о переходе воды из твердого состояния в жидкое, из жидкого в газообразное и наоборот.
    • Расширять представления о роли воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
    • Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств объекта и его характерные свойства.
    • Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (при изменении температуры окружающей среды изменяется агрегатное состояние воды).
    • Подвести детей к выводу, что в природе все взаимосвязано.
    • Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях, связанных с водой и способах поведения в них.
    • Напоминать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем может произойти пожар.
    • Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
    • В исследовательской проектной деятельности учить ребенка уделять внимание анализу эффективности источников информации. Инициировать обсуждения проекта в кругу сверстников.
    • Развивать исследовательскую проектную деятельность.
    • Формировать умение договариваться, помогать друг другу.
    • Формировать представления о себе, как об активном члене коллектива через проектную деятельность.
    • Способствовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера.
    • Приучать детей - будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения новых знании.
    • Продолжать развивать зрение, слух, обоняние, вкус.
    • Совершенствовать речь как средство общения.
    • Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
    • Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, словаря.
    • Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения
    • Упражнять в звуковом анализе слова

    Оборудование:

    Для воспитателя: термос со снегом, свеча, столовая металлическая ложка, стекло (зеркало), проектор, ноутбук.

    Для детей: стаканы разного объема и формы, тарелка, ложки, соль, сахар, стаканы с водой и молоком, камушки, кубик, цветные полоски, фишки.

    Демонстрационный материал: кукла Капитошка – символ проекта; письмо от Капельки; ребус; набор картинок для воспроизведения алгоритма опыта, схема “Круговорот воды в природе”.

    Воспитатель обращает внимание детей на письмо, принесенное Капитошкой, предлагает прочесть.

    Рисунок 2

    “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала волосы, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.

    Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?

    Проводится игра “Где спряталась вода”. Игра проводится с использованием Активного метода обучения “Автобусная остановка”. Дети по желанию делятся на три команды.

    Воспитатель предлагает командам выбрать одно из предлагаемых названий – Ледяная, Водяная, Парная. Затем педагог читает стихи:

    Вы слыхали о воде?
    Говорят она везде!
    В луже, в море, в океане
    И в водопроводном кране.
    Как сосулька замерзает,
    В лес туманом заползает,
    Ледником в горах зовется.
    Мы привыкли, что вода
    Наша спутница всегда!
    Без нее нам не умыться,
    Не наесться, не напиться,
    Смею вам я доложить:
    Без нее нам не прожить.

    Задание командам – выбрать картинки, где вода соответственно в твердом, жидком и газообразном состоянии. Команды подходят к столам (“автобусным остановкам”), на которых разложены картинки (рисунки 3-8). Выбирают нужные картинки и переходят к другой “остановке”. Побывав на всех остановках, выбрав нужные картинки, представители команд объясняют свой выбор.

    Рисунок 3

    Рисунок 4

    Рисунок 5

    Рисунок 6

    Рисунок 7

    Рисунок 8

    Вывод: вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.

    Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

    Дети подходят к столам, где приготовлено оборудование для проведения опыты, на определение свойств воды.

    Задача педагога убедить детей выбрать разные свойства и не повторять опыты, показанные другими детьми.

    Опыт №1: “Вода не имеет формы”

    Дать детям два стакана и посуду различной формы. В одном стакане – вода, в другом – кубик. Переложить кубик в посуду другой формы. Кубик сохранил форму куба. Перелить воду в другую посуду, вода принимает форму этой посуды. Сто можно сказать о форме воды? Вода не имеет формы. Она принимает форму посуды. Кубик сохраняет свою форму в любой посуде.

    Опыт №2: “Вода жидкая, может течь”

    Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.

    Опыт №3: “Вода не имеет цвета”

    Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? Бесцветная.

    Опыт №4: “У воды нет вкуса. Вода – растворитель”

    Дать детям три стакана с питьевой водой, емкости с сахаром и солью, чайные ложки. Попробовать воду. В одном стакане растворить соль, в другом – сахар. Опять попробовать. В одном стакане вода стала сладкой, в другом – соленой, в третьем - безвкусной.

    Опыт №5: “У воды нет запаха”

    Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

    Опыт № 6: “Вода прозрачная”

    Дать детям два стакана. Один с водой, другой – с молоком и два камушка. Один камушек опустить в воду, другой – в молоко. В стакане с водой камень видно, а в стакане с молоком – нет. Вывод: вода прозрачная.

    Опыт №8: “Три состояния воды”” (проводит воспитатель)

    Перед проведение опыта используется Активный метод обучения “Инфо-угадайка”.

    На листе ватмана рисуется капля воды.

    Вопрос детям: - Ребята! Как каплю воды превратить в лед? Ответы детей, полученные при апробации метода (Пометить в морозилку, отнести на вершину горы, где всегда ледники).Ответы зарисовываются детьми в пустом секторе между каплей и льдом.

    Ребята! А как лед превратить в воду? (Воду – в пар? Пар – в воду?)

    На пламени свечи нагревам снег. Вывод: в тепле снег превращается в воду.

    Продолжаем нагревать воду. Вода превращается в пар. Вывод: При сильном нагревании вода испаряется, превращаясь в пар. Над паром устанавливаем прохладное зеркало. Пар, касаясь зеркала, охлаждается и превращается в воду. Вывод: при охлаждении пар превращается в воду.

    Вода имеет три состояния твердое – снег, лед; жидкое – вода; газообразное – пар.

    Подвести детей в выводу, что паринка, снежинка и капелька это разные состояния воды.

    Если заметны признаки усталости детей – проводится игра на релаксацию “Снежная королева”.

    Цель игры: развивать умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.

    Оборудование: палочка-сосулька, картинка-солнышко.

    Педагог или ребенок превращается в “снежную королеву” и начинает постепенно “замораживать” всех детей.

    Ребята! Предлагаю вам превратиться в капли воды, а снежная королева будет пытаться вас заморозить, превратить в лед. Выходите на ковер. У вас замерзает правая рука, шея и т.д. Дети превращаются в ледяную скульптуру.

    А теперь – выглянуло солнышко, и вы медленно таете – левая нога, туловище….. вы растаяли, превратились в лужицу…. Дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.

    После игры дети снова превращаются в “ученых” и возвращаются в лабораторию.

    Ребята! Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры?

    Как нам сообщить Капельке об этом? Давайте отправим фото опытов!

    Воспитатель демонстрирует презентацию “Опыты с водой”.

    Но как узнать адрес? В письме есть ребус. (Рисунок 9). Попробуем его разгадать! Это - зашифрованный адрес. Только не почтовый, а электронный!

    Рисунок 9

    Это электронный адрес. Нужно воспользоваться компьютером!

    Связь такая компьютер – спутник – капелька! Отправим и будем ждать ответ!

    Предложить детям самостоятельно организовать игру “Суша-вода”.

    (Совместная деятельность воспитателя с детьми переходит в самостоятельную деятельность детей).

    Считалка.

    Я и туча, и туман,
    И ручей, и океан,
    Я летаю и бегу,
    И стеклянной быть могу.

    Играющие становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров. Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок - самый внимательный.

    Данный проект апробирован в ДОУ № 113 Санкт-Петербурга. (Приложение 1).

    Проект интегрирован с образовательными областями - познание (формирование целостной картины мира), безопасность, здоровье, чтение художественной литературы, социализация.

    Можно отметить познавательный интерес детей на протяжении всего проекта, высокую заинтересованность родителей и желание помочь детям и педагогам, что говорит о нужности и значимости проекта.

    Использованная литература

    1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
    2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010.
    3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для практических работников ДОУ. Автор-составитель Л.С.Киселева. - М.: АРКТИ, 2004.
    4. Скоролупова О.А. Вода. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. - М.: Скрипторий, 2010.
    5. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2011
    6. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
    7. Дошкольное воспитание: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. Журнал для руководителей, специалистов и педагогов ДОУ. № 1/2011.