Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Как называют детей с отклонениями в развитии. Общие закономерности отклонений в психологическом развитии

    Как называют детей с отклонениями в развитии. Общие закономерности отклонений в психологическом развитии

    Задумывались ли Вы когда-нибудь, откуда берутся дети с отклонениями в развитии: глухие, незрячие, дети с задержкой психического развития, дети с ДЦП, дети-аутисты?..

    Думаю, что если Вы – счастливые родители здорового ребенка, то такие мысли Вас не посещают. Каждый из нас уверен, что такое может произойти с кем угодно, но только не со мной, где угодно, но только не в моей семье.

    А может быть Вы считаете, что дети с отклонениями рождаются лишь у наркоманов и алкоголиков? Если да, то Вы глубоко заблуждаетесь.

    • Трагизм ситуации в том, что дети с отклонениями в развитии в большинстве своем рождаются у обыкновенных, нормальных, здоровых родителей.
    • Трагизм ситуации в том, что причин рождения детей с отклонениями в развитии очень много, причем как социальных, так и сугубо физиологических. И если над генетическими сбоями мы не властны (Такими например, как синдром Дауна. Хотя сейчас доказана взаимосвязь между возрастом родителей и проявлением этой аномалии в развитии ребенка.), то с остальными рисками хотя бы можно и нужно бороться.
    • Трагизм ситуации в том, что детей с отклонениями в развитии с каждым годом рождается все больше.

    Организм ребенка формируется в основном в первые 3-4 месяца внутриутробного развития, именно в это время активно формируется нервная система. От 3 до 9 недель – формируется сердце; от 5 до 9 недель – руки и ноги; от 8 до 12 недель – лицо, глаза, уши, нос; от 5 до 16 недель – почки. Любые «вредности» в начальный период развития плода могут вызвать появление врожденных аномалий развития. Причем установлено, что чем раньше повреждается плод, тем более тяжелыми и необратимыми оказываются последствия.

    Физиологические причины отклонений в развитии ребенка

    Всем известно, что во время беременности категорически нельзя употреблять алкоголь (и уж тем более наркотические вещества) и курить, что нельзя продолжать работать на вредных производствах, что нужно быть очень осторожными с лекарствами, так как они способны накапливаться в организме плода, вызывая умственную отсталость.

    Повышенное артериальное давление во время беременности, сердечно-сосудистая недостаточность, болезни почек, сахарный диабет могут также стать причиной умственной отсталости у ребенка. Очень опасны инфекционные заболевания, перенесенные будущей мамой, некоторые из них (например, краснуха) даже могут стать показанием для аборта во избежание рождения умственно и физически неполноценных детей.

    Еще одна частая причина отклонений в развитии – патологии родовой деятельности, например, быстрые, стремительные роды или, наоборот, длительные роды со стимуляцией. Результатом стремительных родов может быть кровоизлияние из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным; обвитие ребенка пуповиной приводит к рождению в асфиксии (удушье, остановка дыхания); при длительных родах, вызванных неправильным положением плода, возможно повреждение плечевого нервного сплетения и как следствие - паралич руки.

    Социальные причины отклонений в развитии ребенка

    Не менее опасны и неблагоприятные социальные влияния во время беременности. Любые негативныесоциальные ситуации, в которых оказывается будущая мама, или мысли и действия, направленные против самого ребенка (желание прервать беременность, сомнения или тревога, связанные с будущим материнством) закладывают базовые матрицы эмоционального опыта, которые могут стать вместо полноценной основы для нормального психического развития ребенка – патогенной базой.

    Наиболее вредными являются длительные отрицательные переживания матери. В это время вырабатываются и выбрасываются в околоплодную жидкость гормоны беспокойства, они способствуют сужению сосудов плода, что затрудняет доступ кислорода к клеткам головного мозга, плод развивается в условиях гипоксии, может начаться отслойка плаценты и преждевременные роды.

    Не менее опасными являются и сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги, переживания. На 5-м месяце плод ощущает учащение ритма сердца у взволнованной матери. Он напрягается, когда мать беспокойна, расслабляется, когда мама спокойна. В 6-7 месяцев плод реагирует на любое резкое изменение положения тела матери. Как следствие, появляется риск появления на свет ребенка с врожденной детской нервностью.

    Невропатия диагностируется уже на первом году жизни. Она проявляется в частых срыгиваниях, колебаниях температуры, беспокойном сне, «закатываниях» при плаче. Если ребенку вовремя оказать помощь (общеукрепляющий массаж, закаливание, тесное общение с родителями и т.п.), то с возрастом признаки невропатии могут уменьшаться; а при неблагоприятных обстоятельствах, если ребенок по какой-то причине остается без родителей и их заботы, то невропатия становится почвой для развития хронических расстройств и соматических заболеваний.

    А в заключение - небольшая сказка об "особенных" детях. Попробуйте прочитать и обсудить её со своим ребенком. Доброте, терпимости, пониманию тоже нужно учиться.

    Что случилось с крокодилом? (М. Москвина)

    Ну и жара сегодня! - зевнул крокодил. - Даже из воды вылезать неохота. А надо!
    И он поплыл к берегу. Там в песке несколько дней назад он зарыл яйцо и все бегал смотреть, когда из него вылупится сынок-крокодильчик. Но шло время, у других крокодилов малыши уже в речке плавали, а у него... Вот и сейчас крокодил откопал целенькое яйцо, огорченно повертел его в лапах, поднес к уху. Вдруг слышит: тук-тук!
    - Кто-то есть! - обрадовался крокодил. - Да-да! Входи! Ой, то есть, выходи!
    - Помочь, что ли? - подползла бабка-крокодилица.
    - Тук-тук! - будто кто-то изнутри стучал молоточком.
    Треснула скорлупа, из дырки показалась голова. Крокодил замер.

    Тук! - и на траву из расколотого яйца выпал мокрый желторотый птенец.
    - Пф-ф! - зашипела бабка-крокодилица. - Это еще что за новости?
    Крокодил пожал плечами. А птенец с любопытством поглядел вокруг и поскакал, сначала тихонько, а потом все веселей и уверенней - к крокодилу.

    Слушай, - опомнилась зеленая зубастая старуха. Я прожила долгую жизнь, многое повидала, но такого - никогда. Хочешь знать мое мнение? Сделай вид, будто у тебя никто не родился.
    - А он? - растерянно спросил крокодил.
    - Его нужно съесть. Ам! И нету. А то засмеют тебя крокодилы.
    «Пожалуй, действительно, съем, и все, а то неприятностей не оберешься!» - подумал крокодил. Но даже рот разинуть не смог, до того доверчив был желторотый.
    - Глотай как таблетку, потом запьешь! - шипела крокодилица.
    Но когда птенец потерся о шершавую щеку крокодила и пропищал «Пааа-па!» , тот вдруг понял: не сможет он его съесть. Не сможет - и все.
    Ведь это был ЕГО птенец.

    Ах так?! - и крокодилица разболтала о птенце всем крокодилам в реке.
    И хотя была страшная жара, крокодилы вылезли все из воды, окружили крокодила, пасти свои поразинули и давай хохотать! Птенец испугался и спрятался за крокодила. Тогда крокодил сказал:
    - Послушайте, ну появились вы на свет по всем правилам, как положено. А если кто-то получился не похожим на вас? Так давай смейся над ним, дразни, а еще лучше - проглоти! Так получается?
    Все замолчали.
    - И предупреждаю: этот крокодильчик... гм... или кто он там... будет жить со мной. Если кто его тронет - пеняйте на себя.

    Так они и зажили вместе. Крокодил построил птенцу домик, таскал ему туда червяков и мошек. Если птенец куда-нибудь исчезал, крокодил волновался, искал его повсюду, спрашивал у сородичей:
    - Птенца моего не видели? Птенец не пробегал?
    А они чуть не лопались от желания расхохотаться, но, помня угрозу крокодила, сдерживались. Зато за глаза бабки-крокодилицы судачили:
    - Подумайте, пигалица покрылась пухом!..
    - А на крыльях у этого заморыша, видите ли, перья выросли...
    - Слышали новость? Пигалица перемахнула через куст! Ах, какое событие! Крокодил от счастья всю ночь не спал! Чокнутый! Вы на него поглядите!!!

    Крокодил стоял, задрав голову, и смотрел, как над лесом летел его птенец.
    - Куда ты? Не смей летать! Упадешь! Вернись! - кричал что есть мочи взволнованный крокодил.
    И услышал в ответ:
    - Не упаду! Я птица! Настоящая птица! Я уже не птенец!
    - Будь осторожен! То есть... осторожна, - еще раз крикнул крокодил.

    Научить тебя летать, папа? - прозвенело в воздухе.
    - Да! Да! - обрадовался крокодил, а сам подумал: «Тогда я смогу охранять тебя везде, даже в небе. Но как же я полечу? У меня нет крыльев...»
    - Очумел! - сокрушалась крокодилица. - Был нормальный крокодил. И вдруг - трах-тарарах! - летать вздумал.
    - Да ничего у него не получится, - завистливо галдели молодые крокодильчики.

    Птица спустилась на голову крокодилу и прошептала ему что-то в ухо.
    Крокодилы тоже навострили уши, но она говорила очень тихо.
    - Эй! Там погромче нельзя? - не выдержал кто-то.
    - Нет, - ответила птица. - Это наша семейная тайна. Ну, попробуй! - улыбнулась она своему крокодилу.
    - Попробуй! Попробуй! - захохотали из реки разинутые пасти.

    Они, конечно, не верили, что крокодил сможет полететь. А он разбежался, оттолкнулся хвостом от земли и - поплыл по воздуху, как аэростат. Сначала он удивился, потом обрадовался, а когда взмыл слишком высоко - испугался. Но в ту же минуту услышал голос:
    - Все хорошо, папа! Двигай, двигай лапами, как будто в воде плывешь...

    Больше в тех краях никто не видел маленькую серую птицу и летающего крокодила. А история о них давно превратилась в сказку, которую рассказывают своим малышам звери в джунглях.

    Количество детей с нарушениями в развитии достаточно велико и, к сожалению, сегодня обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению.

    У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклоне­ниям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие - лишь коррегироваться, а некоторые - ком­пенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.

    Все нарушения в зависимости от времени возникновения подразделяются на:

      врожденные (заболевания матери во время беременности, наследственные генетические поражения);

      приобретенные (родовые и послеродовые поражения организма ребенка).

    По характеру расстройств выделяют органические (поражение материальной структуры мозга) ифункциональные (дезинтеграция различных мозговых структур) нарушения.

    По степени распространенности патологического процесса различают локальные (затрагивают только один участок) идиффузные (носят разлитой характер) нарушения.

    Причиной возникновения нарушения могут быть как биологические , так исоциальные факторы.

    Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В.Лебединский; В.А.Лапшин и Б.П.Пузанов; О.Н.Усанова). Большой интерес представляют исследования В.В.Лебединского, который рассматривает проблемы психического дизонтогенеза . Термином «дизонтогенез» обозначают различные формы нарушений онтогенеза (развития индивида).

    Характер дизонтогенеза зависит от определенных психологических параметров:

    1) особенностей функциональной локализации нарушения. В зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта: частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (нарушения регуляторных корковых и подкорковых систем);

      времени поражения (чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития);

      взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом (первичные нарушения вытекают из биологического характера дефекта (нарушение слуха, зрения и при поражении анализаторов; органическое поражение мозга и т.д.); вторичные нарушения возникают в процессе аномального развития (механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии);

      нарушение межфункциональных взаимодействий.

    Среди вариантов дизонтогенеза выделяют:

      Стойкое (психическое) недоразвитие: раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем (олигофрения).

      Задержанное развитие : замедленный темп формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (конституционный, соматогенный).

      Поврежденное развитие : наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы ЦНС, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах (после 2-3 лет) – органическая деменция.

      Дефицитарное развитие : тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем (зрение, слух, речь, опорно-двигательный аппарат).

      Искаженное развитие : сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций (детский аутизм).

      Дисгармоничное развитие : врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития- психопатия и патологическое формирование личности.

    Выделяется также парциальная несформированность высших психических функций, которая характеризуется неравномерностью развития тех или иных сторон психической деятельности.

    Современные клиницисты и специальные психологи выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития:

      эндогенные (генетические);

      экзогенные (факторы среды).

    К эндогенным причинам относятся:

    различные наследственные заболевания (аплазия - не­доразвитие внутреннего уха, которое приводит к глухоте; микрофтальм - грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз, что приводит к по­нижению остроты зрения; миопатия - нарушение обмена веществ в мышечной ткани, характеризующееся мышечной слабостью, и т.п.);

    заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом, - (полиплодия - увеличение хромосомного набора в несколько раз; трисомия - увеличение хромосом в одной паре; моносамия - умень­шение хромосом в паре на одну; нулесамия - отсутствие какой-либо пары хромосом и др.).

    Ярким примером изменения численности хромосом является трисомия 21-й хромосомы, которая вызывает синдром Дауна. Для синдрома Дауна характерны раскосые глаза, короткий нос с плоской широ­кой переносицей, маленькие деформированные уши, выступающая вперед челюсть, увеличенный язык, короткие пальцы, «сандалевидная» щель на стопах, поперечная ладонная кожная складка, деформация черепа. У новорожденных часто отмечается мышечная гипотония, переразгибание конечностей в суставах, отставание в росте, снижение двигательной активности, вялость, нарушение глотания, сознания. Нередко отмечаются ожирение, расстройство кожной трофики, врожденные пороки сердца, атрезии и стенозы пищевого канала, диафрагмальные грыжи. У всех больных отме­чается олигофрения. Выявляются нарушение координации и веге­тативно-трофические расстройства.

    Прогноз для жизни чаще благоприятный (описаны случаи, ко­гда больные доживали до 60-70 лет). Для выздоровления - небла­гоприятный.

    Экзогенные причины вызывают отклонения в развитии, которые могут влиять в различные периоды онтогенеза:

      в пренатальный (внутриутробный) период (хронические заболе­вания родителей, особенно матери; инфекционные болезни, интокси­кация (отравление) матери; недостаток питания матери во время бе­ременности, особенно недостаток белков, микроэлементов; витами­нов; резус-конфликт; травмы; влияние лучевой энергии и т. п.);

      в натальный (родовой) период (родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия - удушье плода);

      в постнатальный период (после рождения) причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и т.п.); интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и т.п.); несоблюдение санитарно-гигиенических норм (например, несоблюдение гигиены зрения мо­жет привести к близорукости) и т.п.

    Нарушение, возникающее в раннем детстве, приводит к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что приводит к другим нарушениям в сфере психической жизни. Уже в раннем детстве, с самых первых дней жизни ребенка с повреждением сенсорных органов или центральной нервной системы проявляется действие общих и специфических закономерностей нарушенного развития.

    Среди множества вопросов, которые вы себе задаете, этот, безусловно, волнует вас больше других.

    Мы могли бы вам ответить, что дети с составляют всего 3% от общего числа рождающихся. Это немного, если принять во внимание, что сюда входит и большое число незначительных врожденных нарушений, которые легко поддаются лечению.

    Природа устроена не так уж плохо, она сама производит отбор. 70% , происходящих в первые 6 недель беременности, связаны с . Это значит, что если не качественное то оно быстро удаляется из организма будущей матери.

    Вероятно, вы хотите знать, что может вызвать уродство и нарушения или что должна делать будущая мать, чтобы иметь шанс родить нормального ребенка. В следующих статьях мы попытаемся ответить на ваши вопросы, потому что в этой области существует еще много белых пятен.

    Почему рождаются дети с отклонениями «не такие, как все», т. е. с физическим или умственным отставанием? Чаще всего врачи не могут дать ответ на этот вопрос. Если все же есть причина, то это просто или какая-то , а может быть, .

    В первом случае становится жертвой окружающей среды, в другом же причиной может быть наследственность.

    Жертва окружающей среды

    Яйцо во время своего развития может : инфекционного, химического или физического, целый ряд внешних факторов может нарушить нормальное развитие плода и вызвать некоторые дефекты, например, в случае таких инфекционных болезней матери, . Раньше в этом подозревали почти все инфекционные болезни, но отрицательное воздействие на плод большинства из них не было доказано. В зависимости от возраста плода последствия могут быть разными: и в течение первых 3 мес, могут возникать различные уродства, если же позднее, - ребенок может родиться с врожденной болезнью, но риск родить ребенка с отклонениями не будет.

    Плод может подвергнуться химическому воздействию. Чаще всего это случается при назначении врача беременной женщине . Возможны и экологические катастрофы: отравление ртутью (как в Минамате, Япония) или диоксином (как в С’евезо, Италия).

    Дети с отклонениями могут родится, от воздействия рентгеновских лучей или от радиации.

    Мы уже говорил , которые помогут избежать, насколько это возможно, подобных несчастий.

    Волнение, горе, тревога, нервная депрессия - могут ли они стать причиной рождения не нормального ребенка или врожденных физических недостатков? На этот вопрос врачи однозначно отвечают: нет.

    Жертва наследственности . В этом случае ребенок становится жертвой не воздействия извне, а аномалии хромосом или генов

    Считается, что отклонения в психическом развитии ребенка различить в раннем возрасте невозможно, а любое неадекватное поведение рассматривается как детский каприз. Однако сегодня многие психические расстройства специалисты могут заметить уже у новорожденного, что позволяет вовремя начать лечение.

    Нейропсихологические признаки психических отклонений у детей

    Врачами выделен ряд синдромов – психических особенностей детей, наиболее часто встречающихся в разном возрасте. Синдром функциональной дефицитарности подкорковых образований головного мозга развивается во внутриутробном периоде. Его характеризует:

    • Эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частой смене настроения;
    • Повышенная утомляемость и связанная с ней низкая трудоспособность;
    • Патологическое упрямство и лень;
    • Чувствительность, капризность и неуправляемость в поведении;
    • Длительный энурез (часто – до 10-12 лет);
    • Недоразвитие тонкой моторики;
    • Проявления псориаза или аллергии;
    • Нарушения аппетита и сна;
    • Замедленное формирование графической деятельности (рисование, почерк);
    • Тики, гримасничанье, вскрикивания, неконтролируемый смех.

    Синдром достаточно трудно поддается коррекции, поскольку из-за того, что лобные отделы не сформированы, чаще всего отклонения в психическом развитии ребенка сопровождаются интеллектуальной недостаточностью.

    Дисгенетический синдром, связанный с функциональной дефицитарностью стволовых образований головного мозга, может проявиться в детском возрасте до 1,5 лет. Его основными чертами являются:

    • Дисгармоническое психическое развитие со смещением этапов;
    • Лицевые асимметрии, неправильный рост зубов и нарушение формулы тела;
    • Трудности с засыпанием;
    • Обилие пигментных пятен и родинок;
    • Искажение моторного развития;
    • Диатезы, аллергии и нарушения в работе эндокринной системы;
    • Проблемы в формировании навыков опрятности;
    • Энкопрез или энурез;
    • Искаженный порог болевой чувствительности;
    • Нарушения фонематического анализа, школьная дезадаптация;
    • Избирательность памяти.

    Психические особенности детей с таким синдромом трудно поддаются коррекции. Педагоги и родители должны обеспечить неврологическое здоровье ребенка и развитие его вестибулярно-моторной координации. Также следует учитывать, что эмоциональные расстройства усиливаются на фоне утомляемости и истощаемости.

    Синдром, связанный с функциональной несформированностью правого полушария головного мозга, может проявиться с 1,5 до 7-8 лет. Отклонения в психическом развитии ребенка проявляются как:

    • Мозаичное восприятие;
    • Нарушение дифференциации эмоций;
    • Конфабуляции (фантазирование, вымыслы);
    • Нарушения цветоразличения;
    • Ошибки при оценке углов, расстояний и пропорций;
    • Искажение воспоминаний;
    • Ощущение множественности конечностей;
    • Нарушения постановки ударений.

    Для коррекции синдрома и уменьшения выраженности психических расстройств у детей необходимо обеспечить неврологическое здоровье ребенка и уделять особое внимание развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, пространственного представления, зрительного восприятия и памяти.

    Также выделяют ряд синдромов, которые развиваются от 7 до 15 лет из-за:

    • Родовой травмы шейных отделов спинного мозга;
    • Общего наркоза;
    • Сотрясения мозга;
    • Эмоционального стресса;
    • Внутричерепного давления.

    Для коррекции отклонений в психическом развитии ребенка необходим комплекс мер, направленный на развитие межполушарного взаимодействия и обеспечение неврологического здоровья ребенка.

    Психические особенности детей разных возрастов

    Самым важным в развитии маленького ребенка до 3 лет является общение с матерью. Именно недостаток материнского внимания, любви и общения многие врачи считают основой развития различных психических отклонений. Второй причиной врачи называют генетическую предрасположенность, передающуюся детям от родителей.

    Период раннего детства называют соматическим, когда развитие психических функций напрямую связано с движениями. К наиболее типичным проявлениям психических расстройств у детей относят расстройства пищеварения и сна, вздрагивание при резких звуках, монотонный плач. Поэтому если малыш продолжительное время встревожен, необходимо обратиться врачу, который поможет или диагностировать проблему, или развеять страхи родителей.

    Дети в возрасте 3-6 лет развиваются достаточно активно. Психологи характеризуют этот период как психомоторный, когда реакция на стресс может проявляться в виде заикания, тиков, кошмарных сновидений, невротизации, раздражительности, аффективных расстройств и страхов. Как правило, этот период достаточно напряженный, поскольку обычно в это время ребенок начинает посещать дошкольные учебные заведения.

    Легкость адаптации в детском коллективе во многом зависит от психологической, социальной и интеллектуальной подготовки. Психические отклонения у детей этого возраста могут возникать из-за повышенных нагрузок, к которым они не подготовлены. Гиперактивным детям достаточно сложно привыкать к новым правилам, требующим усидчивости и сосредоточенности.

    В возрасте 7-12 лет психические расстройства у детей могут проявляться как депрессивные расстройства. Довольно часто для самоутверждения дети выбирают друзей со схожими проблемами и способом самовыражения. Но еще чаще в наше время дети заменяют реальное общение виртуальным в социальных сетях. Безнаказанность и анонимность такого общения способствуют еще большему отчуждению, а существующие расстройства могут быстро прогрессировать. Кроме того, длительное сосредоточенное нахождение перед экраном оказывает воздействие на головной мозг и может вызвать эпилептические припадки.

    Отклонения в психическом развитии ребенка в этом возрасте, при отсутствии реакции со стороны взрослых, могут привести к довольно серьезным последствиям, включая расстройства сексуального развития и суицид. Также важно следить за поведением девочек, которые нередко в этот период начинают быть недовольными своим внешним видом. При этом может развиться нервная анорексия, которая является тяжелым психосоматическим расстройством, способным необратимо нарушить обменные процессы в организме.

    Также врачи отмечают, что в это время психические отклонения у детей могут перерасти в манифестный период шизофрении. Если вовремя не реагировать, патологические фантазирования и сверхценные увлечения могут перерасти в бредовые идеи с галлюцинациями, изменениями мышления и поведения.

    Отклонения в психическом развитии ребенка могут проявляться по-разному. В некоторых случаях опасения родителей к их радости не подтверждаются, а иногда действительно необходима помощь врача. Лечение психических отклонений может и должен осуществлять только специалист, имеющий достаточный опыт для постановки правильного диагноза, а успех во многом зависит не только от правильно подобранных лекарственных средств, но и от поддержки семьи.

    Видео с YouTube по теме статьи: