Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Определение психомоторных характеристик человека. Функции психомоторных психических образований Психомоторика в психологии

    Определение психомоторных характеристик человека. Функции психомоторных психических образований Психомоторика в психологии

    Возникает вопрос: какой орган человека материализует эмоции, чувства, мысли, образы, движения, содержания памяти? Их обслуживает психомоторика. Психомоторика - механизм, система, функция, сливаясь в целостность, создают орган человека. Орган человека, а не тела.

    На протяжении почти всей истории деятельности людей психомоторика и ее функции были и остаются преимущественно способом создания второй природы человека - культуры. В том числе и таких предметов, которые являются носителями духовных творений человечества, -- живописных полотен, скульптур, архитектуры, техники и технологий и т.п.

    Идея об универсальности структурно-анатомических функций человеческого тела доказана Декартом: душа и тело человека - две особые субстанции - две неизменные основы человека.

    Что же мы получаем? 1) Бестелесную душу. Тело - место, где пребывает душа. 2) Бездушное тело, что душа прикажет, то тело и делает, они разные и даже в акте соединения существуют отдельно одно от другого.

    С того времени парадигма Р. Декарта овладела умами не только философов, но и психологов почти всех направлений. Вот что значит сила авторитета. Этому поверили все - кроме Б. Спинозы.

    В отличие от Декарта, захваченного методом анализа, Б. Спиноза подошел к этой проблеме с другой стороны - пользовался принципом целостности и везде выискивал ее знаки - гармонию. Анализ без синтеза целого он не признавал. Тело без души - это мертвец.

    Живой человек - не просто одухотворенное тело, он - вершина развития природы. Природа через человека не только мыслит сама себя. Главное, человек - инструмент, которым природа превращает себя в более совершенные формы, гармонизирует себя.

    Отсюда вытекает: мышление как свойство души и живое движение как свойство тела - это не две разные субстанции (по Декарту), а два атрибута, то есть два свойства человека - души и мыслящего тела. Следовательно, внутреннее в действии человека - мышление, а внешнее этого мышления - живое движение; мышление и движение, сливаются психомоторикой в целостность.

    Почти через два с половиной столетия И.М. Сеченов назвал эту целостность души и тела психомоторикой. Он указал, что жизненными потребностями (дискомфортом) обусловливается возникновение желаний - мысли, которая и вызывает движение. И подчеркнул: желание будет тогда мотивом - действенной мыслью, или целью, а движением - действием или способом достижения цели, когда человек выполняет произвольное движение.

    Живое, целесообразное движение происходит следом за желанием с опознаванием мысленно последствий этого движения. Без желания или импульса - мысли - движение было бы вообще бессмысленным. И.М. Сеченов высказал гипотезу, которая теперь подтверждена экспериментами и положена в основу теории психической регуляции движений: в движениях детей коренятся элементы мысли.

    Отличительной особенностью человеческих движений и действий, как мы уже знаем, является их сознательный и целенаправленный характер. Действуя, человек познает мир, а, познавая его - тоже действует. Много элементарных форм движений рук, ног, головы и туловища, а также и комбинированных систем двигательных действий заучиваются в детстве.

    Исторически сложилось так, что движения, действия, двигательное творчество человека и его механизмы - психомоторика - выпали из поля зрения психологии. Для многих было понятным: движения - сугубо механическое явление и они находятся за рубежами психологии, ограниченной внутренним миром субъективных фактов.

    Единство мысли и движения. Впечатление, что психомоторика = мысль + движение, ошибочно. Потому, что живое движение - главный регулятор нашей энергетики. Лишить человека двигательной активности - значит провоцировать возникновение феномена «спутанной энергии»; проще говоря, обречь его на гибель.

    Строение мыслящего тела человека - уникально. В психомоторике не существует барьеров, отделяющих человека от мира вещей, а наоборот - ее универсальность позволяет понять мышление как:

    1) функцию предметного, внешнего действия;

    2) способ действия мыслящего тела;

    3) бездеятельное живое тело, уже не является мыслящим, тогда оно просто обычное «тело».

    Значит, психомоторные процессы обьединяютв единую целостность «мыслящее тело - предмет». Психомоторные процессы - третий компонент системы, обеспечивающий возможность обмена энергией и информацией между мыслящим телом и другим предметом.

    Человек, выполняя действия над предметом, одухотворяет его, наделяет его своими свойствами - воплощает в него состояние собственной души - очеловечивает предмет. Но предает оказывает и обратное действие на человека. Предмет становится активным и возбуждает в человеке тоже удивительное явление: способствует открытию в себе способности позиания себя самого.

    В каждом предмете заключается почти бесконечное количество качеств. Это - истина. Человек, действуя с предметом, открывает его свойства. И, открывая для себя эта свойства, превращает свои задатки в деятельные состояния - способности - условия. Способности не только знать свойства предметного мира, но - и это главнейшее - использовать их силу в преобразовании того же предмета или вещества в новые формы и удовлетворять потребности. Воплотить свои способности в предметы, чтобы они приобрели ценность, создать блага.

    Это два - прямой и обратный - процесса психомоторики.

    Мысль из живых движений: а) вырастает, б) развивается, в) в процессе движения мысль материализуется в предметах, процессах, явлениях, г) в этом же процессе совершенствуется, и, наконец, д) становится меркой для изготовления предметов и явлений - мерой человека.

    Главное же свойство живого движения состоит в том, что человек не просто выполняет действие, он:

    1) овладевает пространством действия, 2) подчиняет себе время, 3) сознательно преодолевает внешние и внутренние силы, оказывающие сопротивление.

    Физическое тело движется соответственно законам механики. Живым движением человек решает задачу, чем он существенно отличается от сугубо механического движения и от простой реакции (действие - всегда акция, направленная на будущий продукт или раздражитель).

    Чтобы построить правильные движения нужно:

    1) подчинить своей воле сложнейшую биомеханику собственного тела,

    2) сделать свое тело послушным,

    3) соответствующими движениями вести свое тело к и ели.

    При всей сложности двигательной задачи, нас поражают время

    от времени мастерским выполнением действий юноши и девушки в балете, цирке, спорте.

    Особенно на стадионах и в спортивных залах, когда они в соревнованиях устанавливают мировые рекорды, не предусмотренные самыми смелыми прогнозами.

    Следовательно, чем больше успешных психомоторных действий может выполнять человек, тем более совершенным является его мышление, тем больше у него мыслей, чувств и образов в душе.

    Но ведь еще полторы сотни лет назад И.М. Сеченов доказал: психомоторика есть безраздельная связь движений душевных и телесных (прямых и обратных). Если бы он сделал еще один шаг вперед и сказал: психомоторика - это орган человека, - огромное число проблем прояснились бы и многое стало бы на свое место.

    В чем отлитое психомоторики - органа человека - от органов тела?

    Универсальность психомоторики. Психомоторика работает вне тела. С природой и ноосферой. Психомоторика выполняет три основные функции. Она:

    1) инструмент для «внешних работ»: человек-исполнитель работает (как ласточка лепит гнездо из собственной жвачки); эрудит наслаждается собиранием гармонически построенных предметов и явлений; творец, преодолевая дискомфорт, делает открытия, изобретает или находит образы того, чего еще не было;

    2) инструмент для создания информации (сырье для информации человек берет вовне, а перерабатывает его механизмами души: исполнитель на чувство отзывается стереотипом, потребитель - образом-чувством, творец чувства превращает в мысль);

    3) инструмент для гармонизации себя (человек приближается к собственной гармонии: исполнитель к спокойной совести; эрудит - к энциклопедической памяти, когда удовольствие получает уже не от самой гармонии, а от узнавания ее: «так видели - слышали, читали, ели, имели… - мы и это!..»; творец чувствует свою родственность с природой и творит как сама природа).

    Психомоторика - орган тела человека, его механизм действия

    и искусство их регуляции. Психомоторика осуществляет психическую регуляцию живых движений, действий и.поступков,

    она - зеркало мышления, чувств и воображения.

    Если психомоторика дисгармонична, несовершенна или расшатана, качество работы механизма регуляции низкое. Психомоторика работает, когда возникает взаимодействие в системе «мыслящее тело - предмет». Мыслящее тело человека способно к бесконечному количеству действий. И в том числе движений телесно запрограммированных инстинктов.

    Основными проявлениями психомоторики являются классы движений и действий:

    Движения, которые обеспечивают поддержку и изменения положений тела человека в пространстве;

    Состояния и позы нашего тела - это храциозность фигуры, выправка, апломб и стойкое соблюдение вертикальной линии (от головы до пят), и наоборот - кривляка, позер, искусственная улыбка и т.п.;

    Локомоции - движения, связанные с перемещением своего тела человеком: их особенности проявляются в ходьбе, беге, прыжках, плавании и т. л,; сюда входят и баллистические движения: ловли и захватывания предмета, который летит или перемещается, силовые и ударные движения, метания предметов с установкой на меткость, дальность и т.п.;

    Выразительные движения лица, всего тела (мимика и пантомимика) - непосредственные проявления эмоций и чувств, семантические движения - носители смысла, знаков, значение, которые человек передает другим людям, например хореографические движения, движения, которые имитируют действия с отсутствующими предметами;

    Рабочие движения и действия, которые являются способами трудовой деятельности и составляют основу профессионального мастерства, обеспечивают эффективность работы, экономию затрат силы и способствуют совершенной реализации замыслов человека. Количество этих движений и действий почти безгранично: и тех, что уже известны и усвоены, и тех, которые еще только будут найдены.

    Вот почему психомоторика - орган человека универсальный - всеобъемлющий и разносторонний, которым человек решает жизненно важные задачи. Действительное бытие человека - его действие* действенность.

    Чтобы лучше понять универсальность живого движения, сделаем сравнение психомоторики и машин - неживых тел.

    Механизмы психомоторики настраиваются в ходе двигательного действия. Механизмы машины неизменны и запрограммированы на определенные, раз и навсегда неизменные траектории движения деталей. Живое движение способно на столько форм траекторий в пространстве, сколько существует в природе форм предметов, с которыми человек имеет возможность взаимодействовать.

    Форма движения машины предварительно определена конструкцией, структурно и функционально, она действует по схеме своего строения, и только так, а не иначе. Живое же движение определяется формой того предмета* с которым взаимодействует человек.

    Благодаря универсальности функций мыслящее тело активно строит траекторию своего движения в соответствии с формой окружающих тел со сложными конфигуращшми и пространственными координатами. Если же психомоторика сталкивается с препятствием, которое не может преодолеть, то человек останавливается для раздумья, то есть перестройки схемы действия.

    В ситуации столкновения физическое тело разрушает себя, или препятствие. Возможность согласовывать форму движения мыслящего тела с формой другого предмета свидетельствует о том, что структурно-анатомическое строение психомоторики не запрограммировано к одному, или нескольким способам действий - а человек способен к любому сложному действию.

    Идея об универсальности структурно-анатомических функций человеческого тела была выражена еще Аристотелем. Его вывод: рука человека - инструмент для многих инструментов. А. Спиноза доказал, что способ действия мыслящего тела определяется не им самим, самовольно, а оно активно строит свое движение, действуя соответственно форме (образу, идее, схеме) любого другого предмет.

    Мысля - мы действуем, действуя - мыслим.

    Психомоторика - почти единственное средство, орудие, благодаря которому человек вмешивается в окружение5 изменяет

    его, создает новые предметы и явления собственными силами - «золотыми руками».

    Отсюда вытекает: психомоторное действие - эффективный механизм развития души и тела. Ведь действуя, человек мыслит, а, мысля - действует, действует даже тогда, когда к предметам руками не дотрагивается.

    Термин «психомоторика» появился в психологии благодаря И.М. Сеченову, который в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863) с его помощью обозначил связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека.

    Сегодня психомоторные явления анализируются в 3 аспектах: в аспекте моторного поля (сферы приложения усилий), в аспекте сенсорного поля (сферы, из которой человек черпает информацию для совершения движения), а также в аспекте механизмов переработки сенсорной информации и организации моторных актов. В итоге психомоторика понимается как единство органов чувств и телесных средств действенной активности человека.

    Потребность в движении – это врожденная потребность человека и животных, имеющая решающее значение для их успешной жизнедеятельности.

    Так, показано, что занятия спортом снижают в 2 раза риск соматических заболеваний и в 3 раза их длительность благодаря тому, что возрастает неспецифическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям (например, холоду, перегреву, инфекциям). Гипокинезия (снижение физической нагрузки), напротив, снижает неспецифическую устойчивость организма, приводя к нарушениям в работе его различных систем и, как следствие, к серьезным заболеваниям – гипертонии, атеросклерозу, кардиосклерозу и др. По данным статистики, горожане, особенно представители умственного труда, страдают подобными заболеваниями значительно чаще, чем сельские жители. Кроме того, показано, что длительная гипокинезия может способствовать нагнетанию психического напряжения, «хронической усталости», раздражительности.

    В отечественных исследованиях установлено, что чрезмерные физические нагрузки так же небезопасны для здоровья, как и их недостаток. И поэтому условием соматического благополучия человека является оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий необходимый организму уровень физической нагрузки в подходящих условиях.

    В аспекте психологической проблематики обобщенное предназначение психомоторики может быть сформулировано следующим образом: психомоторика позволяет человеку материализовать эмоции, чувства, мысли, представления и т.д.

    Задача психомоторики заключается в объективации субъективной реальности. Психомоторика объединяет в единое целое «предмет – мыслящее тель», именно благодаря ей происходит обмен информацией между ними. Соответственно психомоторные процессы в зависимости от вектора «объективности-субъективности» можно условно разделить на прямые и обратные.

    Прямые психомоторные процессы предполагают развитие мысли, вырастающей из предметных движений, обратные процессы позволяют мысли воплотиться в предмете посредством движения. Условность подобного разделения заключается в том, что прямые и обратные психомоторные процессы, безусловно, не могут существовать в отрыве друг от друга.

    Согласно представлениям К.К. Платонова, благодаря психомоторике психика объективируется в сенсомоторных и идеомоторных реакциях и актах. При этом сенсомоторные реакции могут быть различными по степени сложности. Принято выделять простые и сложные сенсомоторные реакции.

    Простые сенсомоторные реакции представляют собой максимально быстрый ответ заранее известным простым движением на внезапно появившийся и, как правило, заранее известный сигнал (например, когда при появлении определенной фигуры на экране компьютера человек должен нажать на имеющуюся в его распоряжении кнопку). Они измеряются единственной характеристикой – временем реализации двигательного действия. Различают латентное время реакции (скрытое), то есть время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Скоростью простой реакции называют типичное для данного человека среднее латентное время его реакции.

    Скорость простой реакции на свет, равная в среднем 0,2 с, и на звук, равная в среднем 0,15 с, не одинакова не только у разных людей, но и одного и того же человека в различных условиях, однако колебания ее очень малы (их можно установить только с помощью электросекундомера).

    Сложные сенсомоторные реакции отличаются тем, что формирование ответного действия всегда связано с выбором нужного ответа из ряда возможных. Их можно увидеть, например, тогда, когда человек для ответа на определенный сигнал должен нажать определенную кнопку или на разные сигналы – разные кнопки. В итоге получается действие, осложненное выбором. Наиболее сложный вариант сенсомоторной реакции – сенсомоторная координация, при которой динамичным является не только сенсорное поле, но и реализация разнонаправленных движений (как, например, при ходьбе по неудобной поверхности, работе за компьютером и т.д.).

    Идеомоторные акты связывают представление о движении с выполнением движения. Принцип идеомоторного акта был открыт в XVIIIвеке английским врачом Д. Гартли и позже разработан английским психологом В. Карпентером. Экспериментально показано, что представление о движении имеет тенденцию переходить в реальное выполнение этого движения, которое, как правило, непроизвольно, малоосознаваемо и имеет слабо выраженные пространственные характеристики.

    В практике подготовке спортсменов существует понятие «идеомоторной тренировки», т.е. часть тренировочного времени отводится на то, чтобы спортсмены мысленно преодолевали дистанцию или выполняли другое спортивное задание. Дело в том, что во время идеомоторной тренировки необходимые движения осуществляются на уровне микросокращений мышц. О том, что это происходит, наглядно свидетельствуют изменения в работе организма: учащается дыхание, усиливается сердцебиение, повышается артериальное давление и т.д.

    В литературе неоднократно описаны примеры осознанного использования людьми явления идеомоторики для тренировки или поддержания профессионально необходимых моторных навыков. Так, известен случай, когда пианист И. Михновский, будучи студентом консерватории, оказавшись без инструмента, полностью подготовил для исполнения «Времена года» Чайковского, разучивая это произведение только в своем воображении.

    Однако явление идеомоторики может приводить и к осуществлению ошибочных движений. Начинающие водители, которые, думая о том, что «сейчас налетят на столб», частенько действительно попадают в соответствующую аварию.

    Психомоторные способности (психомоторные процессы)

    В современной учебной и методической литературе проблемы психомоторики, к сожалению, практически не затрагиваются, что связано, несомненно, с их недостаточной разработанностью. Под психомоторикой, как правило, понимается «объективация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями» .

    Впервые наиболее обстоятельный анализ особенностей и способов диагностики психомоторики был проведен еще в начале XX в. в русле психотехники , в результате чего были выделены следующие особенности психомоторики взрослого человека: статическая координация (дрожание пальцев и колебания рук); динамическая координация (одной руки или обеих рук); моторная активность (скорость реакции, быстрота установки и скорость движений); соразмерность движений, определяющая ориентацию человека в пространстве; направление движения; составление формул (энграмм) движений и автоматизированные движения; одновременные движения; ритм движений; темп движений; мышечный тонус; сила, энергия движений. Перечисленные особенности представляют собой инструктурированный, хотя и довольно полный перечень, включающий как сложные психомоторные характеристики (координация, одновременность), так и относительно простые показатели (сила движений, тонус и др.), являющиеся скорее физиологическими свойствами движений.

    Попытка классификации психомоторных процессов была предпринята К. К. Платоновым , подразделившим психомоторику на сенсомоторные процессы (основная подструктура), идеомоторные процессы и произвольные моторные действия. Идеомоторные процессы связываются различными авторами с представлениями о движениях, что, по нашему мнению, скорее относится к особенностям памяти и воображения. В сенсомоторных процессах выделяются три группы:

    1) несложные сенсомоторные реакции, характеризующиеся возможно быстрым ответом, заранее известным простым одиночным движением на внезапно появляющийся, но тоже заранее известный сенсорный сигнал;

    2) сложные сенсомоторные реакции, включающие реакции различения, выбора, переключения и реакции на движущийся объект;

    3) сенсомоторная координация, характеризующаяся динамичностью и раздражителя, и двигательного ответа, включающая реакцию слежения и собственно координацию движений.

    Показателем продуктивности 1-й группы реакций является время, в качестве показателей реакций 2-й и 3-й групп выступают скорость, точность и вариативность (степень изменения скорости и точности). Основными характеристиками рабочих движений считаются траектория, описываемая формой, направлением и объемом движений; скорость, обусловливающая в сочетании с ускорением равномерность движений; темп и сила движений.

    Рядом ученых предлагается подход к изучению психомоторики как к проявлению общей двигательной активности человека, решающую роль в которой играет кинестетический анализатор. Комплексное рассмотрение двигательной активности на нескольких уровнях; целостной деятельности, отдельного акта, макро– и микродвижений позволило включить в число психомоторных характеристик самые различные двигательные особенности: локомоторную функцию, обеспечивающую динамичность поведения человека в окружающей среде; мышечный тонус как энергетическую характеристику двигательной активности; особенности статического и динамического тремора как показатель степени координации движений и регулятор успешности их выполнения; силу мышечного напряжения (ручную и становую) как показатель общего физического развития; статическое мышечное напряжение (усилие); точность движений рук и ног; особенности графических движений. Качественную сторону двигательной деятельности, зависящую от степени развития двигательного анализатора, эти авторы характеризуют с помощью таких свойств, как сила, скорость, выносливость, точность, ритмичность движений.

    Анализируя особенности психомоторики с учетом двигательных способностей, под которыми понимаются «такие психологические и психофизиологические особенности, которые способствуют успешности двигательной (физической) деятельности» , Е.П. Ильин выделил несколько групп качеств, характеризующих психомоторику. Первая группа качеств включает в себя координационные способности, а именно: способности к сохранению равновесия тела и устранению статического и динамического тремора; проприоцептивные функции, включающие оценку, отмеривание, воспроизведение и дифференциацию пространственных, силовых и временных параметров движений, а также кратковременную и долговременную память на указанные параметры движений. Во вторую группу психомоторных характеристик, определяющих скоростно-силовые особенности и выносливость человека, входят показатели, характеризующие быстродействие (время реагирования на различные сигналы, максимальная частота движений, быстрота одиночного движения); показатели мышечной силы, степени напряженности (тонуса) мышц и подвижности суставов; скоростно-силовые качества (взрывная сила); выносливость при статических усилиях и при динамической работе. Выделяют также сложные способности, такие как меткость, ловкость и т. д.

    Существует и несколько иной подход к исследованию психомоторики, основанный на изучении основных свойств движений. Так, еще И. М. Сеченовым были выделены четыре ведущих свойства, характеризующие любые движения: направление, сила, напряженность и скорость . А. А. Толчинский предложил шесть основных свойств психомоторных функций: меткость, ловкость, координацию, ритмичность, скорость и силу движений. Наконец, С. Л. Рубинштейн

    | править код ]

    Специфика проявления спортивных способностей зависит от множества факторов: личностных особенностей нейродинамики, уровня развития физических качеств, волевой сферы спортсмена и др.

    В ранних работах Озерецкого (1929) было отмечено, что в показателях “моторной одаренности ” представлены в различных соотношениях такие параметры, как ловкость, мышечная сила , умение улавливать ритмы движений и др. Функции психомоторных проявлений многообразны. К ним относятся измерительные, соизмерительные, собственно-познавательные компоненты движений человека, характерные для различных двигательных и производственных операций, воспроизводимые в пространстве и во времени многообразные формы и виды двигательных реакций, а также сложные координированные технико-тактические действия спортсменов. Самые высокие результаты в спорте достигаются спортсменом не только мыслящим, но и чувствующим, т.е. обладающим сенсорно-перцептивной культурой.

    Любой психический акт, воплощенный в движении и действии, основан на деятельности чувственных регисторов - анализаторных систем. В новейшей психофизиологии в последние годы получила дальнейшее развитие павловская концепция единства двух основных нервных механизмов: анализаторов и временных связей (Сурков, 1984). Благодаря механизмам временных связей работа анализаторов (зрительного, кинестезического, вестибулярного и др.) более тонко отражает условия регуляции действий в пространстве и во времени. Многочисленные работы отдельных авторов, проведенные в этом направлении, подтвердили значимость психомоторных показателей для оценки способности спортсменов к сенсомоторному реагированию и сенсомоторной координации .

    Для выяснения прогностической значимости отдельных психомоторных показателей, важных для характеристики структуры общих и специальных способностей спортсменов к сенсомоторному реагированию, сошлемся на данные специального модельного эксперимента, проведенного лабораториями ВНИИФК (Сурков, 1984). Гипотеза эксперимента состоит в том, что в структуру специальных способностей боксеров к сенсомоторному реагированию должны войти гностические компоненты (операции) сенсорного различия, дифференцировки финтов и ударов, сила удара и различные виды реакций: простая, реакция выбора с изменением числа альтернатив, реакция при переделке знаков раздражителя. В качестве испытуемых в эксперименте участвовали 50 боксеров-новичков и 20 мастеров спорта. Исследователи исходили из того, что для выявления уровня значимости и “широты зоны” проявления различных компонентов способностей к сенсомоторному реагированию необходимо было сравнить две полярные группы испытуемых (боксеров-новичков и мастеров спорта).

    Корреляционный анализ результатов, полученных при исследовании новичков, выявил большое число связей. Поскольку все задания в опытах были связаны с требованиями быстрого ответа, у боксеров-новичков выявилась общая способность к быстроте сенсомоторного реагирования.

    Между показателями специфической и неспецифической простых реакций была получена высокая корреляционная связь - 0,7. Именно простая специфическая реакция дала особенно большое число высоких корреляций со всеми показателями скрытого периода (латентного времени) других видов реагирования. Была обнаружена также высокая корреляционная связь между данными специфической реакции выбора в действиях одиночными ударами и реакции выбора при серийных ударах. Это указывает на то, что специфику реагирования в большей мере отражает не столько характер одиночных или последовательных ответных действий, сколько перцептивные и мыслительные компоненты принятия быстрых решений.

    О проявлении общих способностей у боксеров-новичков к оперативному реагированию можно судить и по данным факторного анализа. Особенно значимым является первый фактор (быстрота реагирования на удары и финты), вклад которого 53,7 %. Второй и третий факторы связаны с тестами, где необходимо было дифференцировать или ответные действия, или силу удара. Можно предположить, что эта взаимосвязь подчеркивает такой компонент способностей, как дифференцированное реагирование. В четвертом и пятом факторах выявились показатели простых лабораторных тестов (время простой реакции). Итак, у боксеров-новичков обнаружено наличие общих способностей к сенсомоторному реагированию, которые не зависят от сложности задания. Специальные же способности проявляются менее отчетливо.

    По данным факторного анализа, исследователям (Сурков, 1984) удалось содержательно интерпретировать также четыре фактора проявления сенсомоторных способностей к “оперативной быстроте” и у группы боксеров-мастеров.

    В первый фактор (гностическое “различение”) вошли преимущественно показатели латентных периодов реакции, причем в ситуациях с наибольшей неопределенностью и в условиях жесткого лимита времени. Второй фактор, в который вошло довольно большое число показателей, назван “интегральный”. В него с высокими положительными весами включено большинство показателей общего времени реагирования и для простых, и для сложных форм реакций. Иная картина обнаружена для характеристики третьего фактора. Положительный знак получили показатели неспецифических реакций тормозного дифференцирования, а отрицательный - оба варианта неспецифических реакций (однозначный ответ на один сигнал). Положительный знак - для показателей общего времени реакции выбора, отрицательный - только для латентного периода этих же реакций. Можно предположить, что это свидетельствует об относительной независимости сопоставляемых показателей. Латентный период реакций, моторный период и суммарное общее время реакции могут по-разному характеризовать специальные способности к сенсомоторному реагированию. Содержательная специфика специальных способностей к быстрому реагированию у боксеров-мастеров проявляется, в частности, в высоком уровне корреляционных связей между временем простой реакции, реакции выбора и латентным, связанным с выполнением защитных действий, чего не наблюдалось у боксеров-новичков.

    Практическое значение проведенного исследования состоит не только в выделении уровня информативной значимости отдельных психомоторных показателей (специфических и неспецифических реакций и их видов) для характеристики скоростных способностей спортсменов-боксеров.

    Учет характера, формы, быстроты реагирования на разные по смыслу стимулы (реакции выбора, тормозные, дифференцирование стимулов и др.) необходим для воспитания у боксеров их индивидуальной манеры ведения боя (атакующей, контратакующей и др.).

    Для изучения динамики психомоторных функций у боксеров высших разрядов оценивались быстрота простой реакции, точность антиципирующей реакции и точность чувства времени при антиципирующей реакции (Латышенко, Родионов, 1983). Сенсорные реакции регистрировались непосредственно перед боем. Исследуемые спортсмены были разделены на 2 группы: первая группа - победители, вторая группа- побежденные (табл. 10).

    У большинства боксеров перед боями, даже спаррингами, заметно ухудшается время простого реагирования и повышается точность антиципирующей реакции и чувства времени. У некоторых спортсменов отмечаются противоположные сдвиги. В беседе с ними выяснилось, что они находятся не в лучшем психическом состоянии.

    Таблица 10 Разница между фоновыми показателями и данными, полученными до боя, у победителей и проигравших (Латышенко, Родионов, 1983)

    Измерения непосредственно перед соревновательными боями (чемпионат СССР) показали положительные сдвиги в простом реагировании и незначительное повышение точности антиципирующей реакции. Ухудшение показателей чаще наблюдалось у молодых, недостаточно опытных боксеров.

    Перед первым боем заметно улучшается простая реакция и незначительно снижается точность антиципирующей реакции по сравнению с ответственным спаррингом. Перед вторым боем показатели в простом реагировании несколько снижаются, а точность антиципирующей реакции существенно возрастает. Первый бой в крупных соревнованиях отличается высоким напряжением, что обусловливается неопределенностью, дефицитом информации о возможных претендентах на призовые места, присутствием на соревнованиях “сильных” и “слабых” соперников и т. д. Ко второму бою боксеры обычно не испытывают такого стресса, а стабилизация психических состояний отражается и на сенсомоторных показателях.

    Перед ответственным боем (финалом), как правило, все показатели существенно улучшаются, особенно заметно повышается точность антиципирующей реакции. Это подтверждают многочисленные измерения на различных соревнованиях. Поэтому именно точность антиципирующей реакции можно считать прогностичным показателем при оценке психического состояния, хотя более четкое представление может дать общая картина значений простой и антиципирующей реакций вместе взятых.

    Для менее ответственного боя типичным будет ухудшение времени простого реагирования и незначительное повышение точности антиципирующей реакции. Для боя “средней степени ответственности” типична несколько иная картина: незначительное улучшение времени простого реагирования и существенное увеличение точности антиципирующей реакции. Поскольку сам факт существования разной степени ответственности соревнований является своего рода психическим стрессом, то он отражается на эффективности соревновательной деятельности спортсмена. Очевидно, что конечному результату боя (победе или поражению) будет соответствовать и характерная картина сдвигов в показателях сенсомоторики.

    Сравнение среднеарифметических показателей, распределенных соответственно факторам успеха или неуспеха, показало, что в простом реагировании различия несущественны и скорость простой реакции даже у проигравших спортсменов заметно возрастает в сравнении с фоном. Это еще раз подтверждает мысль о том, что для проигравших боксеров характерно повышение возбуждения, которое отражается на адекватной оценке ситуации и дифференцированном реагировании. Особенно заметны сдвиги в простом реагировании у спортсменов, проигравших международный бой и первый бой ответственного турнира.

    Для антиципирующей реакции и чувства времени типична одна и та же картина. У победителей статистически достоверны более высокие значения разностей по отношению к фону, чем у проигравших. Для чувства времени эта закономерность выражена менее отчетливо, а для антиципирующей реакции, которая считается более прогностичной при оценке состояния готовности спортсмена, преимущество победителей особенно заметно. Наибольшая разница отмечена в том случае, когда боксер выиграл международный бой и переживал при этом особенно сильные стенические эмоции.

    Очевидно, эффективная спортивная деятельность в значительной степени зависит от уровня развития психомоторных функций, непосредственно участвующих в саморегуляции движений. Техника исполнения разнообразных спортивных упражнений обусловлена точностью управления движениями по параметрам пространства, времени, интенсивности прилагаемых усилий. Такое управление невозможно без наличия адекватных требованиям деятельности точности и стабильности ряда проявлений психомоторики: ощущений разной модальности, специализированных восприятий, простых, сложных и антиципирующих реакций.

    Психомоторные функции развиваются и совершенствуются в процессе спортивной тренировки. Это происходит специализированно: становятся более точными и быстрыми те процессы и реакции, которые нужны для управления движениями и двигательными действиями именно в данном виде спорта. Достигнув определенного уровня совершенства, названные процессы и реакции становятся базой, основой для дальнейшего совершенствования спортивной техники, роста мастерства. В этом проявляется диалектическая связь между двигательной и психомоторной деятельностью. Отсюда следует весьма важное положение, учет которого значим для практики. Если в ходе спортивной тренировки специально и целенаправленно развивать необходимые психомоторные качества, то можно получить дополнительный эффект роста технико-тактического мастерства (Сурков, 1984). В каждый данный момент времени соперники имеют дело с определенной совокупностью сигналов, и для решения тактической задачи нередко достаточно оценить характер этой совокупности, соотнести ее с определенным эталоном из прошлого опыта и соответствующим образом на это отреагировать. Другое дело, что сама совокупность сигналов содержит характеристики, заданные не только внешними условиями поединка, но и такими, как установка, прошлый опыт, отношения между соперниками, сложившиеся в подобных ситуациях, и прочее. Этими характеристиками определяется не только характер ранее выработанных связей в системе “вход-выход”, но и перевод решения задачи из сферы сенсомоторного реагирования в сферу оперативного мышления (Родионов, 1982).

    Эффективная спортивная деятельность в значительной степени зависит от уровня развития психомоторных функций, непосредственно участвующих в саморегуляции движений.

    Понятие о психомоторике

    Термин «психомоторика» появился в психологии благодаря И.М. Сеченову, который в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863) с его помощью обозначил связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека.

    Сегодня психомоторные явления анализируются в 3 аспектах: в аспекте моторного поля (сферы приложения усилий), в аспекте сенсорного поля (сферы, из которой человек черпает информацию для совершения движения), а также в аспекте механизмов переработки сенсорной информации и организации моторных актов. В итоге психомоторика понимается как единство органов чувств и телесных средств действенной активности человека.

    Потребность в движении – это врожденная потребность человека и животных, имеющая решающее значение для их успешной жизнедеятельности.

    Так, показано, что занятия спортом снижают в 2 раза риск соматических заболеваний и в 3 раза их длительность благодаря тому, что возрастает неспецифическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям (например, холоду, перегреву, инфекциям). Гипокинезия (снижение физической нагрузки), напротив, снижает неспецифическую устойчивость организма, приводя к нарушениям в работе его различных систем и, как следствие, к серьезным заболеваниям – гипертонии, атеросклерозу, кардиосклерозу и др. По данным статистики, горожане, особенно представители умственного труда, страдают подобными заболеваниями значительно чаще, чем сельские жители. Кроме того, показано, что длительная гипокинезия может способствовать нагнетанию психического напряжения, «хронической усталости», раздражительности.



    В отечественных исследованиях установлено, что чрезмерные физические нагрузки так же небезопасны для здоровья, как и их недостаток. И поэтому условием соматического благополучия человека является оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий необходимый организму уровень физической нагрузки в подходящих условиях.

    В аспекте психологической проблематики обобщенное предназначение психомоторики может быть сформулировано следующим образом: психомоторика позволяет человеку материализовать эмоции, чувства, мысли, представления и т.д.

    Задача психомоторики заключается в объективации субъективной реальности. Психомоторика объединяет в единое целое «предмет – мыслящее тель», именно благодаря ей происходит обмен информацией между ними. Соответственно психомоторные процессы в зависимости от вектора «объективности-субъективности» можно условно разделить на прямые и обратные.

    Прямые психомоторные процессы предполагают развитие мысли, вырастающей из предметных движений, обратные процессы позволяют мысли воплотиться в предмете посредством движения. Условность подобного разделения заключается в том, что прямые и обратные психомоторные процессы, безусловно, не могут существовать в отрыве друг от друга.

    Согласно представлениям К.К. Платонова, благодаря психомоторике психика объективируется в сенсомоторных и идеомоторных реакциях и актах. При этом сенсомоторные реакции могут быть различными по степени сложности. Принято выделять простые и сложные сенсомоторные реакции.

    Простые сенсомоторные реакции представляют собой максимально быстрый ответ заранее известным простым движением на внезапно появившийся и, как правило, заранее известный сигнал (например, когда при появлении определенной фигуры на экране компьютера человек должен нажать на имеющуюся в его распоряжении кнопку). Они измеряются единственной характеристикой – временем реализации двигательного действия. Различают латентное время реакции (скрытое), то есть время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Скоростью простой реакции называют типичное для данного человека среднее латентное время его реакции.

    Скорость простой реакции на свет, равная в среднем 0,2 с, и на звук, равная в среднем 0,15 с, не одинакова не только у разных людей, но и одного и того же человека в различных условиях, однако колебания ее очень малы (их можно установить только с помощью электросекундомера).

    Сложные сенсомоторные реакции отличаются тем, что формирование ответного действия всегда связано с выбором нужного ответа из ряда возможных. Их можно увидеть, например, тогда, когда человек для ответа на определенный сигнал должен нажать определенную кнопку или на разные сигналы – разные кнопки. В итоге получается действие, осложненное выбором. Наиболее сложный вариант сенсомоторной реакции – сенсомоторная координация, при которой динамичным является не только сенсорное поле, но и реализация разнонаправленных движений (как, например, при ходьбе по неудобной поверхности, работе за компьютером и т.д.).

    Идеомоторные акты связывают представление о движении с выполнением движения. Принцип идеомоторного акта был открыт в XVIII веке английским врачом Д. Гартли и позже разработан английским психологом В. Карпентером. Экспериментально показано, что представление о движении имеет тенденцию переходить в реальное выполнение этого движения, которое, как правило, непроизвольно, малоосознаваемо и имеет слабо выраженные пространственные характеристики.

    В практике подготовке спортсменов существует понятие «идеомоторной тренировки», т.е. часть тренировочного времени отводится на то, чтобы спортсмены мысленно преодолевали дистанцию или выполняли другое спортивное задание. Дело в том, что во время идеомоторной тренировки необходимые движения осуществляются на уровне микросокращений мышц. О том, что это происходит, наглядно свидетельствуют изменения в работе организма: учащается дыхание, усиливается сердцебиение, повышается артериальное давление и т.д.

    В литературе неоднократно описаны примеры осознанного использования людьми явления идеомоторики для тренировки или поддержания профессионально необходимых моторных навыков. Так, известен случай, когда пианист И. Михновский, будучи студентом консерватории, оказавшись без инструмента, полностью подготовил для исполнения «Времена года» Чайковского, разучивая это произведение только в своем воображении.

    Однако явление идеомоторики может приводить и к осуществлению ошибочных движений. Начинающие водители, которые, думая о том, что «сейчас налетят на столб», частенько действительно попадают в соответствующую аварию.

    Психофизиология движений

    С появлением работы И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и обобснованием термина «психомоторика», а затем с открытием условных рефлексов И.П. Павловым в психологии надолго укрепилось представление о рефлекторной природе движений. При этом чаще всего движения рассматривались как ответная реакция на получаемую информацию (сенсомоторная реакция»). Это направление в науке получило название сенсомоторной терии. В ее основу было положено представление о рефлекторной дуге.

    Рисунок 1

    Рефлекторная дуга


    Эффектор Аффектор

    Мышца Рецептор


    Схема рефлекторной дуги упрощенно выглядит следующим образом: информация, поступающая из рецептора в сенсорные центры НС по афферентным нервным путям, передается в ее моторные центры, которые, благодаря передающимся в мышцы эфферентным сигналам, «запускают» движение.

    Однако по мере развития психологии представления о системе организации движений изменялись. Главный недостаток рефлекторного понимания любого движения с современных научных позиций заключается в том, что в подобной трактовке отсутствует самый главный компонент психики человека – его сознание. В 1940-1950-хх гг. произошла смена парадигмы в изучении проблем психомоторики: принцип реактивности, основанный на идее определенности движения внешним стимулом, сменился принципом активности.

    Принцип активности заключается в том, что движение задано не только и не столько внешней средой, но и «внутренней программой», обусловленной потребностно-мотивационной сферой человека. Подтверждением этому принципу служат самые разнообразные факты. Одним из них выступает способность человека к активному выбору стимулов из окружающей среды (как правило, человек редко начинает читать учебник только потому, что он попался на глаза). Другая иллюстрация принципа активности – в несимметричности сигналов внешней среды и «внутренней программы». Так, например, во время чтения взгляд опережает слова (следовательно, активные сигналы опережают реактивные, причем обеспечивают существенные параметры движения).

    Существующее в настоящее время в психологии представление о физиологии движений было сформулировано и экспериментально обосновано русским ученым Н.А. Бернштейном. В 1947 году вышла его книга «О построении движений». В этой книге оспаривался принцип рефлекторной дуги как механизма движений и предлагался принцип рефлекторного кольца. Главный аргумент против теории рефлекторной дуги был таков: результат любого сложного движения зависит не только от собственных управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов, которые вносят отклонения в запланированный ход выполнения движений. В результате конечная цель может быть достигнута только в том случае, если в ход выполнения движения будут постоянно вноситься поправки. А для этого ЦНС должна иметь информацию о выполнении движения. Таким образом, Н.А. Бернштейн предложил совершенно новый принцип управления движениями, который был назван принципом сенсорных коррекций.

    Бернштейн описал факторы, влияющие на ход выполнения движений и определяющие необходимость сенсорных коррекций. К их числу относятся реактивные, инерционные и внешние силы, а также исходное состояние мышц. Реактивные силы в большей или меньшей степени возникают при выполнении любого движения. Особенно ярко они заметны при выполнении человеком сильных амплитудных движений (например, если сильно взмахнуть рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменяют их положение). В совершаемом движении участвуют инерционные силы (при взмахе рукой с какого-то момента она движется не только за счет моторных импульсов, но и по инерции). Любое движение встречает сопротивление со стороны среды, в которой оно разворачивается, и это сопротивление оказывает влияние на ход его выполнения, что в немалой степени зависит от предсказуемости этого сопротивления (именно непредсказуемостью «поведения» предмета объясняются падения при слишком сильных попытках открыть заклинившую дверь, поднять легкий предмет и т.д.). И, наконец, определенное влияние на выполнение движения оказывает исходное состояние мышц. Один и тот же моторный импульс, достигнув мышцы, может дать различный результат в зависимости от функционального состояния организма человека.

    Эти факторы и сообщают НС информацию о ходе выполнения движений. Подобная информация получила название сигналов обратной связи. Схема осуществления движений, учитывающая необходимость сенсорных коррекций, была названа Н.А. Бернштейном схемой рефлекторного кольца.

    Рисунок 2

    Рефлекторное кольцо

    Моторный центр Сенсорный центр


    Эффектор Аффектор

    Согласно теории рефлекторного кольца, из моторного центра НС в мышцу поступают эффекторные сигналы. Из рабочей точки мышцы, в свою очередь, в сенсорные центры по аффекторам идут сигналы обратной связи, которые после обработки перешифровываются в моторные сигналы коррекции. Обновленные моторные сигналы вновь поступают в мышцу, благодаря чему получается кольцевой процесс управления движениями. В этом случае рефлекторная дуга может рассматриваться как частный случай рефлекторного кольца, когда не понадобилось сенсорных коррекций.

    В зависимости от характера информации, которую несут сигналы обратной связи (сообщают ли они о степени напряжения мышц, о положении частей тела относительно друг друга, о результате предметного действия и т.д.), афферентные сигналы обрабатываются сенсорными и моторными центрами НС на ее разных уровнях. Каждому такому уровню, имеющему специфические моторные проявления, соответствует свой класс движений.

    В теории уровневого построения движений вслед за Н.А. Бернштейном, сравнивающим устройство мозга с небоскребом, выделяют уровень спинного и продолговатого мозга (А), уровень подкорковых центров (В, С) и уровень коры (Д, Е).

    Уровень А – филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, но отвечает за важнейший аспект любого движения – тонус мышц. На этот уровень поступают сигналы от мышечных рецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также информация от органов равновесия. Самостоятельно этот уровень регулирует весьма немногочисленные движения. В основном они связаны с вибрацией и тремором (на этом уровне, в частности, «замыкается» стук зубов от холода).

    Уровень В имеет второе название – уровень синергий (от биологического термина «синергизм» - сотрудничество между различными органами). На этом уровне перерабатываются сигналы в основном от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. К собственным движениям этого уровня относятся потягивания, мимика и т.д.

    Уровень С, или уровень локомоций (передвижений в пространстве) – это уровень пространственного поля. На данный уровень поступают сигналы от зрения, слуха, осязания и т.д., то есть вся информация о внешнем пространстве. Поэтому здесь строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов – к их форме, положению, длине, весу и т.д. К движениям данного уровня относятся все переместительные движения (ходьба, бег, плавание и т.п.).

    Уровень Д представляет собой уровень предметных действий. Подобные сигналы обрабатываются различными отделами коры головного мозга, отвечающими за организацию действий с предметами. К этому уровню относятся все орудийные действия и манипуляции с предметами. Это, по сути, уровень профессиональных навыков (игра на пианино, резьба по дереву и т.д.). Движения на этом уровне представлены как действия. В них зафиксирован двигательный состав или набор движений, а задан лишь конкретный результат.

    Уровень Е – наивысший уровень – уровень интеллектуально-двигательных актов. К этому уровню относятся, например, речевые движения (речь), движения письма (письмо). Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

    В организации движения, как правило, участвуют несколько уровней – тот, на котором строится движение, и все нижележащие уровни. Например, при письме задействованы все 5 уровней. Уровень А отвечает за тонус мышц. Уровень В определяет плавность движений и их скорость. От уровня С зависит воспроизведение геометрической формы букв, ровное положение букв на странице. Уровень Д обеспечивает правильное владение ручкой. И, наконец, уровень Е определяет смысловую сторону письма. Судя по всему, в сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне, а работа нижележащих уровней, как правило, не осознается.

    Кроме того, формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях: уровень построения движения определяется задачей движения. Н.А. Бернштейн в качестве примера рассматривает обычное круговое движение руки. Примером его построения на уровне А является фортепианное вибрато, во время которого кисть руки и суставы пальцев описывают маленькие круговые траектории. Круговое движение, «замкнутое» на уровне В, можно увидеть в качестве элемента, включенного гимнастом в вольные упражнения. На уровне С будет строиться круговое движение при обведении контура заданного круга. На уровне предметного действия Д круговое движение может возникнуть при завязывании узла. Наконец, на уровне Е такое же движение организуется, например, при изображении лектором окружности на доске. Таким образом, уровень, на котором строиться движение, определяется смыслом, задачей движения.

    В зависимости от уровня НС, на котором «замыкаются» движения, а также от степени их сознательного контроля, движения могут быть произвольными или непроизвольными.

    Произвольные движения представляют собой внешние или внутренние двигательные акты, сознательно регулируемые человеком на основе имеющейся у него потребности в достижении цели. Они предполагают сознательную ориентировку по отношению к цели в речевом плане и плане воображения.

    Непроизвольные движения – это импульсивные или рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания. Они могут быть адаптивными (как в частности отдергивание руки от горячей поверхности) или носить неадаптивный характер (например, хаотические движения в ситуации помрачения сознания).

    В числе непроизвольных движений можно выделить собственно непроизвольные движения. Они складываются без контроля сознания, чаще всего безусловно-рефлекторно, как, например, моргание, глотание и др., и могут стать произвольными только при формировании двигательных ориентиров.

    Экспериментально показано, что движения, изначально сформировавшиеся как непроизвольные, могут становиться произвольными за счет вынесения двигательных ориентиров во внешний план. Например, наблюдая тонус собственных кровеносных сосудов на шкале прибора, человек может оказывать влияние на показатели артериального давления. Это явление получило название биологической обратной связи.

    Другая разновидность непроизвольных движений – так называемые постпроизвольные движения. В отличие от непроизвольных, эти движения образуются как произвольные, однако затем их ориентировочная основа сворачивается, и движение осуществляется без контроля сознания. По сути, это сложившиеся и автоматизированные двигательные навыки.

    Двигательный навык – это двигательное действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля. Он включает в себя перцептивные интеллектуальные навыки и регулируется ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления двигательных актов. Процесс его формирования включает в себя несколько этапов.

    На первом этапе происходит первоначальное знакомство с движением и овладением им. Человек выявляет двигательный состав движения – его элементы и их последовательность (как правило, на основе рассказа и/или демонстрации). Как только человек начинает самостоятельно осуществлять движение, на него обрушивается поток новых, непривычных сенсорных сигналов о нем от разных частей тела. Для того чтобы разобраться в них, человеку необходимо совершить большое количество повторений движения для прояснения его внутренней картины (то есть для «перешифровки» афферентных сигналов в эфферентные команды). Необходимость большого количества повторений обусловлена тем, что «перешифровки» должны быть найдены в ответ на любое отклонение от эталонного хода выполнения движения.

    На втором этапе движение автоматизируется. Большинство его компонентов передается в ведение фоновых уровней регуляции. Учитывая навыки, сформированные ранее, организм может найти в фоновых уровнях аналогичные двигательные блоки и использовать их. Внешне несходные двигательные элементы могут содержать одинаковые внутренние элементы (как, например, езда на велосипеде и бег на коньках). От объема «фонов» зависят наши двигательные возможности, и даже способности.

    Третий этап предполагает шлифовку навыка за счет стабилизации и стандартизации движения. Стабилизация – это достижение такого уровня исполнения движения, при котором оно приобретает высокую прочность и помехоустойчивость, то есть не разрушается ни при каких обстоятельствах. Стандартизация заключается в приобретении навыком стереотипности.

    В основе разнообразных бытовых, профессиональных и спортивных навыков лежит двигательная память, которая позволяет запечатлевать пространственно-временные и силовые параметры тех или иных движений. Она представляет собой полимодальное запоминание движений с участием зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной и других видов образной памяти.

    Неравномерность быстроты формирования двигательных навыков у разных людей на разных этапах обучения связана с тем, какой вид памяти у данного человека развит хуже, а какой лучше. Люди с хорошей зрительной памятью будут иметь преимущество на первой стадии формирования навыка, когда формируется зрительное представление о разучиваемом двигательном действии. Когда же формирование навыка будет зависеть уже от быстроты и точности формирования двигательного образа, преимущество могут получить те люди, у кого лучше двигательная память.

    Функции психомоторных психических образований

    Наиболее очевидная функция психомоторики – освоение пространства и деятельностное взаимодействие человека со средой. Во взаимодействии с окружающей действительностью человек выступает как субъект, активно воздействующий на окружающие объекты. Это воздействие может носить манипулятивный или предметный характер.

    Манипулирование – это проявление двигательной активности, охватывающее все формы активного перемещения компонентов среды в пространстве, которое дает человеку на самых ранних стадиях онтогенеза глубокие, разнообразные и существенные для его развития сведения о предметных компонентах среды и происходящих в ней процессах. Во 2 полугодии жизни двигательная активность человека приобретает предметно-манипулятивный характер, благодаря которому ребенок усваивает культурно обусловленные способы употребления предметов (ложкой едят, погремушкой звенят, книжку читают и т.д.). Собственно предметные действия появляются на 2 году жизни, и это связано с тем, что предметы становятся для ребенка не просто объектами, удобными для манипулирования, а вещами, имеющими определенное назначение и способы употребления.

    Поскольку через овладение предметной деятельностью происходит психическое развитие ребенка, важнейшей функцией психомоторики является участие в становлении психического потенциала человека, произвольности психической активности. Согласно представлениям И.М. Сеченова, двигательный анализатор интегрирует все остальные анализаторы человека. Познание мира младенцем начинается с движений: ребенок с помощью движений глаз осматривает предметы, сосет их, берет в руку, позже манипулирует ими. На этом этапе моторика настолько важна для развития познавательной сферы, что, соответствующая стадия интеллектуального развития вслед за Ж. Пиаже называется сенсомоторной, а форма мышления – наглядно-действенной. Затем в познавательную деятельность включается речевой компонент, который тоже предполагает участие моторной сферы в процессах артикуляции. Результаты экспериментально-психологических исследований показывают, что различные психические явления так или иначе предполагают участие психомоторики.

    В процессах познания окружающего мира моторный компонент обеспечивает необходимый элемент активности, причем не только в процессах осязания, но и в работе любого другого анализатора. Известно, что блокирование движений в этих процессах приводит к нарушению их адекватности.

    Если человеку предложить определить форму невидимого предмета только с помощью пассивного осязания, например, положив его на ладонь), то возникающий образ не будет соответствовать реальной форме предмета. Если же человеку предложить возможность ощупать предмет (активное осязание), то создается правильное отражение формы этого предмета.

    Зрительное восприятие невозможно без постоянного движения глазных яблок. В эксперименте к глазному яблоку крепилась присоска в виде трубочки, на конце которой помещалась картинка, увеличенная линзой и освещенная лампочкой. Испытуемые видели картинку только в первый момент ее освещения, затем зрительный образ пропадал. Дело в том, что картинка смещалась вместе с движением глаз, благодаря чему ее изображение на сетчатке оставалось неподвижным, и рецепторы сетчатки адаптировались к нему. В естественных условиях эта адаптация предотвращается движением глаз. Аналогичные данные получены относительно работы других анализаторов.

    Речь как процесс, играющий важную роль в становлении произвольности человеческой деятельности, содержит в своей структуре моторный компонент, связанный с необходимостью артикуляции. При произнесении слов человек получает сигналы обратной связи о работе своего артикуляционного аппарата в 2 формах: в форме проприоцептивных (от мышц гортани языка, всей ротовой полости) и слуховых сигналов, которые функционируют параллельно друг другу.

    Для доказательства этого положения был поставлен следующий эксперимент. Испытуемому предлагалось произносить какой-нибудь текст, например, знакомое стихотворение. Этот же текст через микрофон подавался ему в наушники, но с некоторым запаздыванием; таким образом, испытуемый слышал то, что он говорил несколько секунд назад. В таких условиях речь испытуемого полностью расстраивается, человек теряет способность говорить, поскольку получает противоречивую обратную связь: на основании одной информации следовало бы произносить одно речевое движение, а на основании другой – другое движение. В результате испытуемый не может произвести никакого движения. Описанный прием «сшибки» сигналов обратной связи используют для выявления лиц, симулирующих глухоту: если человек действительно не слышит, то задержка сигналов обратной связи по слуховому каналу не вызывает у него никакого расстройства речи; если же он только притворяется неслышащим, то этот прием действует безотказно.

    Психомоторный компонент составляет одну из основ не только устной, но и письменной речи, представляя, помимо зрительных, моторные сигналы обратной связи.

    В эксперименте одна группа школьников писала диктант в обычных условиях, вторая – зажав язык между зубов (что исключает возможность проговаривания), третья – сжав пальцы в кулак (внимание отвлекается, так же как и во втором случае, но возможность проговаривания сохраняется). В результате во второй группе было сделано в 6 раз больше ошибок, чем в первой, и существенно больше, чем в третьей.

    Нельзя не отметить также взаимосвязь моторики с аффективной сферой человека. Моторика позволяет регулировать эмоциональные состояния человека.

    Таким образом, психомоторика представляет собой целостный механизм развития психики человека, сводящий эмоции, мышление и движения в единое целое, которые имеют сознательный и целенаправленный характер. Развитие психомоторики ребенка представляет собой сложный процесс, при котором интенсивное созревание моторных зон коры определяет развитие психики в целом. Так, процесс формирования произвольных движений происходит путем автоматизации моторных и ориентировочно-исследовательских действий на основе восприятия образов и слов, а тесная связь тонкой моторики и развития речи определяет речевую регуляцию движений в сложной развернутой произвольной деятельности. Психомоторика способствует адекватному реагированию человека на окружающую среду и формированию в соответствии с этим целенаправленной деятельности.

    Одна из гипотез, призванных объяснить взаимосвязь моторной активности и психического развития, базируется на идее о том, что около 60% тонизирующих импульсов в головной мозг поступает от проприорецепторов. В начале ХХ века Ф. Гарриман даже предложил так называемую «моторную теорию сознания», согласно которой сознание рассматривалось как результат скрытой мышечной активности.

    Становление произвольности, в свою очередь, с необходимостью предполагает участие психомоторики и в процессах становления сознания и самосознания. Особого внимания в контексте проблем психомоторики заслуживает формирование «схемы тела» - сложного, обобщенного образа собственного тела, расположения его частей в трехмерном пространстве и по отношению друг к другу. Этот образ представляет собой отражение в сознании контуров, размеров и границ тела, соотносительного положения его частей, а также одежды, обуви и привычных предметов и средств деятельности – инструментов, протезов и т.п.

    Нарушения «схемы тела» могут проявляться в нарушении восприятия правого и левого, неузнавании или пространственном отчуждении членов собственного тела вплоть до фантома ампутированных конечностей, образования «двойника» и др.

    «Схема тела» возникает на основе восприятия кинестетических, болевых, тактильных, вестибулярных, зрительных, слуховых и других афферентных раздражителей в сопоставлении со следами прошлого чувственного опыта. Она является необходимым звеном в осуществлении любого движения, изменения позы, походки, так как во всех этих случаях необходимы ощущения начального положения тела и его частей и учет потока обратной аферентации при их изменении. На основе схемы собственного тела у ребенка формируются пространственные представления о расположении предметов (выше, ниже, над, под, между), благодаря чему она может рассматриваться как условие развития познавательной сферы.

    Еще одна функция психомоторики – самовыражение и самопрезентация человеком своих психических состояний и свойств. Эта функция реализуется благодаря выразительным движениям – внешним проявлениям переживаний человека в мимике, пантомимике, интонациях и других невербальных формах. В младенческом возрасте выразительные движения непроизвольны. Крик, слезы, улыбка возникают как непосредственная реакция на эмоциогенный стимул. С возрастом дети овладевают системой выразительных движений и начинают использовать их целенаправленно для выражения своего отношения или настроения. Безусловно, более информативны непроизвольные выразительные движения, свободные от контроля сознания, в то время как произвольные выразительные движения зачастую могут быть обманчивыми. В то же время непроизвольные выразительные движения могут быть ограничены социальными условиями их формирования. Так, например, практически невозможно представить себе сутулую выпускницу Смольного института. Современная психология разработала разнообразные методики диагностики отдельных психических свойств и состояний человека на основе его моторных проявлений.

    Графология – учение о почерке как разновидности выразительных движений, отражающей психологические свойства и психические состояния пишущего. Идея о связи почерка с душевными качествами человека восходит еще к античности. Термин «графология» введен в литературу во второй половине XIX века аббатом Мишо (Франция).

    Эта отрасль науки не признавалась вплоть до 1980-х гг. Однако посылка, лежащая в ее основе, довольно логична: если при одинаковой системе обучения письму у каждого человека вырабатывается свой индивидуальный почерк, то после того, как почерк установился (к 21-22 годам), по его характеристикам можно судить об особенностях личности человека.

    Сегодня считается, что предположение о возможности диагностики по почерку сложных по происхождению и структуре свойств личности не получило убедительного научного подтверждения; не привели к успеху попытки найти прямые однозначные связи между графическими признаками письма и соответствующими им чертами характера, особенностями биографии. Наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств ВНД исполнителя текста.

    Отдельные приемы графологического анализа в сочетании с другими методами иногда применяются в исследованиях по дифференциальной психологии и психофизиологии. Другими областями научного знания, интересующимися проблемами почерка, являются криминалистика и медицина. Так, имеются данные, что при некоторых психических заболеваниях почерк больных приобретает специфические признаки. Например, почерк больных шизофренией нередко отличается вычернутостью, нарочитой стилизованностью, в силу чего изучение почерка может иметь диагностическое значение в клинике. В криминалистике почерк изучается с целью выявления признаков, позволяющих решать идентификационные задачи, то есть путем сравнения с образцами почерка решать вопрос о принадлежности текста конкретному исполнителю.