Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Как приготовить тортилью
  • Краткосрочная стратегическая. Стратегическая терапия

    Краткосрочная стратегическая. Стратегическая терапия

    Традиционно психотерапевтическое лечение ассоциируется у нас с длящимся долгие годы методичным посещением кабинета специалиста . Со времён Фрейда и Юнга существует постулат о том, что минимальная продолжительность психоаналитического сеанса должна длиться минимум час. Но всегда ли подобные временные рамки являются оправданными? Немалая стоимость терапии, мировой кризис, снижение доходов населения сыграли свою роль в разработке новой парадигмы, позволяющей буквально за несколько сеансов добиться исцеления страждущих душ . Сегодня данный метод получил название стратегической терапии.

    Зарождение метода

    Началом возникновения метода краткосрочной терапии можно считать эпизод, когда состоялась встреча двух титанов — титана от психоанализа Зигмунда Фрейда и титана от музыки Бруно Вальтера . Последний жаловался на невыносимую боль в руке, мешающую ему дирижировать. Впоследствии Фрейд всего за пять сеансов устранил болезненные симптомы в руке выдающегося музыканта. Данный опыт показал, что краткосрочная терапия — отнюдь не миф, а новая методика, ожидающая своего исследователя.

    Свой расцвет краткосрочная терапия пережила более тридцати лет назад в США. Ещё гениальному психотерапевту Милтону Эриксону удавалось с помощью гипноза идругих методов за каких-то полчаса решить проблему клиента. А позднее, уже в нашем веке, итальянский профессионал Джордио Нардонэ с успехом продолжил линию краткосрочной терапии. Впоследствии она получила второе название — стратегической. В основу своих разработок Нардонэ положил идеи американского Института Психологии в Пало Альто и своего учителя Пола Вацлавика.

    Сегодня Джорджио Нардонэ известен не только как блестящий психотерапевт, но и как автор ряда изданий, посвящённых вышеописанному методу. Среди его книг — "Искусство быстрых изменений. Краткосрочная стратегическая терапия ", "Страх. Паника. Фобия. Краткосрочная терапия ", "В плену у еды. Краткосрочная стратегическая терапия при нарушениях пищевого поведения ". Будучи классикой психотерапевтической литературы, книги Нардонэ продолжают оставаться востребованными и актуальными практически во всех странах мира.

    Излечение за пятнадцать минут

    Специалисты, занимающиеся краткосрочной терапией, склонны чётко обозначать цель психотерапевтической работы. Для них важно не исследование причин происходящего, а выработка стратегии для достижения определённого результата. Чем более расплывчата цель терапии, тем более вероятно, что она затянется на долгие годы. Как писала Мэри Гулдинг: "Я нетерпеливый человек, к тому же я чувствую себя виноватой, когда клиент тратит деньги на лечение вместо того, чтобы купить новую машину или съездить отдохнуть на Гавайи ". Краткосрочная терапия ориентируется на поиск главного проблемного фокуса, с которым можно в дальнейшем связать весь рабочий материал.

    В стратегической терапии существует своего рода контракт. Это определённый запрос со стороны клиента, связанный с наличием конкретной проблемы. Затем психотерапевт и клиент кооперируются, чтобы вместе найти путь к её решению. Важную роль играет также временной лимит на терапию, который устанавливается самим клиентом. В рамках стратегической терапии определённое внимание уделяется директивам со стороны психотерапевта. Под ними подразумеваются предписания и установки, ориентирующие клиента на выполнение тех или иных действий.

    Сегодня специалисты неоднозначно относятся к стратегической терапии. В то время как консерваторы убеждены, что краткосрочная терапия может помогать лишь в ряде случаев, радикалы верят в то, что она является панацеей от всех неврозов. Помнится, сам Эрик Берн как-то писал: "Каждый раз перед началом сеанса я спрашиваю себя, как можно вылечить этого человека за этот один сеанс ". Как бы то ни было, на сегодняшний день эта психотерапевтическая модель стала одной из новаторских разработок, позволяющих наиболее эффективно и экономично взаимодействовать с нуждающимся в помощи клиентом.

  • 5. Требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
  • 6.Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции
  • 7. Виды коррекционных программ
  • 8.Принципы составления психокоррекционных программ
  • 9.Требования к составлению психокоррекционной программы, основные виды программ
  • 10. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.
  • 11. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий
  • 12.Определение психопрофилактики, основные задачи
  • 13. Содержание психопрофилактической работы
  • 14. Поведенческое направление в психокоррекционной работе. Техники поведенческого направления
  • 15. Особенности когнитивной психокоррекции
  • 16. Рационально – эмотивная терапия э. Эллиса. Этапы работы и психотехники в рэт.
  • 17. Когнитивный подход а. Бека. Этапы когнитивной коррекционной работы. Основные техники
  • 18. Трансактный анализ э. Берна. Основные техники трансактного анализа.
  • 19. Гештальттерапия ф. Перлза. Основные техники в гештальттерапии.
  • 20.Позитивная психотерапия н.Пезешкиана. Основные техники.
  • 21. Психосинтез р.Ассаджиоли. Основные техники.
  • 22.Символдрама. Терапевтические факторы и процедура коррекции.
  • 23. Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз.
  • 24. Краткосрочная стратегическая психотерапия (ксп). Основные техники.
  • 25.Краткосрочная позитивная психотерапия (кпп). Основные техники.
  • 26. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. Основные техники.
  • 27.Общая характеристика игротерапии. Основные виды и формы игротерапии.
  • 28.Основные психологические механизмы игры. Направления в игровой терапии.
  • 29. Индивидуальная и групповая игротерапия. Игротерапия с различным материалом.
  • 30.Общая характеристика метода арттерапии, история возникновения. Цели арттерапии.
  • 31.Арттерапия в иерархии направлений на основе искусства и творческой деятельности. Основные виды и направления арттерапии.
  • 32.Позитивные феномены арттерапии. Основные этапы.
  • 33.Типы заданий, используемых в арттерапии. Требования к арттерапевтическому кабинету.
  • 34.Куклотерапия как частный метод арттерапии.
  • 35.История возникновения музыкотерапии. Американская и шведская школы.
  • 36.Танцевальная терапия. Решаемые задачи в ходе коррекции.
  • 37.Телесно-ориентированное направление. Основные группы методов психокоррекции.
  • 38.Понимание сущности и целей психокоррекции в семейной психокоррекции.
  • 39.Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура.
  • 40.Общая характеристика сказкотерапии. Этапы развития сказкотерапии.
  • 41.Типология сказок. Структура сказкотерапевтического занятия.
  • 42.Основные приемы работы со сказкой. Схема размышления над сказками и их обсуждение.
  • 43.Анализ содержания волшебных сказок.
  • 44.Общая характеристика психогимнастического метода. Три части психогимнастического занятия.
  • 45. Общая характеристика психодрамы. Формы и виды психодрамы.
  • 46. Психодрама, центрированная на протагонисте. Психодрама, направленная на группу.
  • 47. Психодрама, центрированная на теме. Психодрама, центрированная на группе.
  • 48. Основные фазы психодрамы. Техники психодрамы.
  • 49. Показания к индивидуальнойпсихокоррекции. Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия.
  • 50. Специфика групповой формы психокорекции. Особенности комплектования группы.
  • 51.Элементы групповой динамики.
  • 52. Структура группы и проблема лидерства, групповые роли.
  • 53. Фазы развития группы.
  • 54. Руководство психокоррекционной группой. Этические требования к руководителю коррекционной группы.
  • 55.Тренинговые группы и социально – психологический тренинг. Работа тренинговых групп.
  • 56. Группы развития коммуникативных навыков и умений. Возможные виды коммуникативных тренингов.
  • 57. Группы встреч. Основные этапы работы групп встреч.
  • 58. Психологическая помощь детям дошкольного возраста
  • 59. Психокоррекционная работа с подростками
  • 60. Групповая психокоррекционная работа со взрослыми
  • 24. Краткосрочная стратегическая психотерапия (ксп). Основные техники.

    Родившись в США более 30-ти лет назад, краткосрочная терапия именно в Европе получила новую жизнь.

    Усовершенствованная модель краткосрочной стратегической терапии (AdvancedBriefStrategicTherapy), была разработана профессором ДжорджиоНардонэ и зарекомендовала себя как наиболее быстрый и в то же время эффективный подход к решению разного рода психологических проблем.

    Основной аргумент сторонников подхода краткосрочной терапии прост. В большинстве случаев, когда люди обращаются к психотерапевту, они рассчитывают получить помощь быстро.

    При этом обратившийся за помощью человек, как правило, уже пытался разрешить свою проблему самостоятельно, но старания не увенчались успехом. Как ни странно, в этом процессе именно те усилия, которые человек прикладывает в целях изменения ситуации, нередко и сохраняют ее неизменной. Задача терапевта – разрушить замкнутый круг, образовавшийся между безуспешными попытками справиться с проблемой и ее резистентностью. Условие выполнения этой терапевтической задачи – понимание «как действует» проблема, а не «почему она существует» или за счет чего возникла.

    Организационные рамки работы определяются изначально – 10 сессий, с интервалом в 2 недели и при условии активности клиента, которая задается и определяется предписаниями терапевта. В конечном итоге человек становится союзником терапевта, «ко-терапевтом», и получает в свои руки инструмент, которым при необходимости может пользоваться с целью контроля над своим состоянием (проблемой) в случае рецидива.

    Многолетняя исследовательская деятельность доктора Дж.Нардонэ позволила разработать методологию эффективного психотерапевтического вмешательства, формализованного в протоколы (по нозологиям), благодаря чему появилась возможность измерять и делать предметом научного анализа результаты терапии. По этой, постоянно совершенствующейся методике работают многочисленные ученики Дж.Нардонэ, как в Италии, так и за ее пределами.

    Метафора, один из наиболее эффективных «непрямых» инструментов воздействия на восприятие пациентом своей проблемы, – излюбленный «конек» Дж.Нардонэ. Вот его метафора для метода краткосрочной стратегической терапии. «Некий богач завещал разделить свое наследство, состоящее из 39 верблюдов, между его четырьмя сыновьями следующим образом: старшему причиталась половина верблюдов, второму сыну – 1/4, третьему – 1/8, а младшему – 1/10 часть наследства. Задача казалась неразрешимой, пока на помощь наследникам не пришел мудрец. Он добавил своего верблюда и разделил все наследство, как завещал отец – каждый из сыновей получил свою долю (20, 10, 5 и 4 верблюда соответственно) – затем мудрец забрал своего верблюда и ушел...».

    25.Краткосрочная позитивная психотерапия (кпп). Основные техники.

    Позитивный подход - опора на ресурсы пациента. Психотерапевт принципиально фиксирует свое внимание не на проблеме, а на сильных, успешных, сохранных сторонах человека. Для пациента его проблема и его ресурсы не связаны друг с другом. Важно выявить и мобилизовать эти имеющиеся ресурсы для преодоления проблемы. Сам пациент следует своему опыту общения с профессионалами (в первую очередь с врачами) и центрирует разговор на болезненных переживаниях и страданиях, ожидая от психотерапевта (психолога, консультанта) углубления в проблему, вопросов о ее обстоятельствах. Он может ожидать разделения своей позиции и стремиться обратить профессионала в свою веру "все плохо и безнадежно", используя в основном только черные краски.

    Использование только положительного подкрепления. Реплики, жесты, мимика, все многообразные реакции психотерапевта направлены на подкрепление движения пациента в сторону здоровья, преодоления проблемы. В большинстве эти реакции спонтанны, являются выражением интереса и уважения к возможностям пациента. Подкрепляются таким образом не только его действия и идеи, но и намерения. Использование только положительного подкрепления способствует диалектическому "черно-белому" взгляду на проблему.

    Опора на интуицию психотерапевта. Западная наука, включающая психиатрию, психологию и различные школы психотерапии, базируется на идее, что объективное исследование обеспечивает ответы на вопросы "почему?", касающиеся проблемного поведения людей. Концептуальный подход предполагает существование одной вещи. а именно- истины, следовательно объяснения причин либо близки, либо далеки от нее. И поэтому в задачу клинициста до сих пор входит прежде всего поиск объяснений истинных причин посредством внимательного наблюдения и логического рассуждения. Такой подход, характерный для современной науки, имеет свои несомненные преимущества, но также и ограничения. (В истории наук такие ограничения становились особенно заметными при смене существовавших парадигм). Представляется, что такое соотношение преимуществ и ограничений сегодня далеко неоднозначно в различных научных дисциплинах и сферах человеческой деятельности, в частности в психологии и психотерапии.

    Принцип утилизации заключается в том, что наполняет психотерапию сам пациент. Для решения проблемы могут рассматриваться и использоваться его личностные качества, физические особенности, социальное окружение, его временные, материальные, географические, культурные обстоятельства, его знания, умения, убеждения и т. д. Можно сказать, что процесс психотерапии напоминает "приготовление супа из топора".

    Принцип экономичности воплощается в правиле И. Ким Берг: "Не чините то, что не сломано". Данная позиция противоположна позиции психодинамической психотерапии, где предъявляемая проблема (симптом) рассматривается как "верхушка айсберга". Пока не будет "наведен порядок" с причиной симптома, он будет резистентным, а симптоматическое улучшение - неустойчивым.

    Пациент как эксперт, убежденность в мудрости пациента. По этому поводу часто любят цитировать М. Эриксона, сказавшего: "Каждый клиент знает решение своей проблемы; единственное, что ему неизвестно, это то, что он это знает".

    Ориентация на будущее, которое является областью реализации решений. Сами пациенты часто обращены в прошлое как источник проблем. В этом случае психотерапевт может идти вслед за пациентом и говорить о прошлом, однако для него прошлое - еще один источник ресурсов. Принцип сотрудничества. Обычно говорят, что пациент должен сотрудничать с врачом, что подразумевает наличие у него необходимой мотивации. В краткосрочной позитивной психотерапии - задача психотерапевта сотрудничать с пациентом. Эта задача полностью распространяется даже на те случаи, когда человек не желает как-либо меняться или что-то менять в своей жизни. Такие пациенты-"визитеры" оказываются у психотерапевта по настоянию родственников, врачей другого профиля, социальных служб и т. д. для того; чтобы "отметиться".

    Традиционно психотерапевтическое лечение ассоциируется у нас с длящимся долгие годы методичным посещением кабинета специалиста. Со времён Фрейда и Юнга существует постулат о том, что минимальная продолжительность психоаналитического сеанса должна длиться минимум час. Но всегда ли подобные временные рамки являются оправданными?

    История

    Началом возникновения метода краткосрочной терапии можно считать эпизод, когда состоялась встреча двух титанов титана от психоанализаЗигмунда Фрейдаи титана от музыкиБруно Вальтера. Последний жаловался на невыносимую боль в руке, мешающую ему дирижировать. Впоследствии Фрейд всего за пять сеансов устранил болезненные симптомы в руке выдающегося музыканта. Данный опыт показал, что краткосрочная терапия - отнюдь не миф, а новая методика, ожидающая своего исследователя.

    Свой расцвет краткосрочная терапия пережила более тридцати лет назад в США. Ещё гениальному психотерапевту Милтону Эриксону удавалось с помощьюгипноза идругих методов за каких-то полчаса решить проблему клиента. А позднее, уже в нашем веке, итальянский профессионал Джордио Нардонэ с успехом продолжил линию краткосрочной терапии. Впоследствии она получила второе название - стратегической. В основу своих разработок Нардонэ положил идеи американского Института Психологии в Пало Альто и своего учителя Пола Вацлавика.

    Принцип действия

    Основной аргумент сторонников подхода краткосрочной терапии прост. В большинстве случаев, когда люди обращаются к психотерапевту, они рассчитывают получить помощь быстро. При этом обратившийся за помощью человек, как правило, уже пытался разрешить свою проблему самостоятельно, но старания не увенчались успехом. Как ни странно, в этом процессе именно те усилия, которые человек прикладывает в целях изменения ситуации, нередко и сохраняют ее неизменной. Задача терапевта - разрушить замкнутый круг, образовавшийся между безуспешными попытками справиться с проблемой и ее резистентностью. Условие выполнения этой терапевтической задачи – понимание «как действует» проблема, а не «почему она существует» или за счет чего возникла.

    Ход работы

    Организационные рамки работы определяются изначально – 10 сессий, с интервалом в 2 недели и при условии активности клиента, которая задается и определяется предписаниями терапевта. В конечном итоге человек становится союзником терапевта, «ко-терапевтом», и получает в свои руки инструмент, которым при необходимости может пользоваться с целью контроля над своим состоянием (проблемой) в случае рецидива. Многолетняя исследовательская деятельность доктора Дж.Нардонэ позволила разработать методологию эффективного психотерапевтического вмешательства, формализованного в протоколы (по нозологиям), благодаря чему появилась возможность измерять и делать предметом научного анализа результаты терапии.

    Краткосрочная стратегическая терапия

    Краткосрочная стратегическая терапия базируется на социальном конструктивизме. Не существует единой реальности, а существует множество индивидуальных реальностей. Каждый человек во взаимодействии

    1) с самим собой,

    2) другими людьми и

    3) с окружающим миром

    выстраивает свою модель, картину реальности, и действует в соответствии со своей моделью.

    Когда у человека возникает проблема и когда он начинает страдать от каких-то аспектов своего поведения: от взаимодействия с другими людьми, мыслей и эмоций, то задача терапевтического вмешательства внести какие-то изменения в систему его представлений. Сделать так, чтобы в результате терапевтического процесса система его представлений слегка перестроилась, чтобы были внесены изменения, которые позволили бы человеку более функциональное существование.

    В системном подходе мы говорим всегда о ПРОБЛЕМЕ, мы не говорим о болезни, мы не говорим о расстройстве. Мы работаем с проблемной ситуацией. Проблема возникает тогда, когда либо сам человек, либо окружающие его люди испытывают страдание.

    В системном подходе есть важное понятии Предпринятые Попытки Решения (ППР). Каждый человек может оказаться в затруднительном положении, находясь в таком положении, он стремится найти решение для этого затруднения. Большая часть людей выходит из затруднительного положения применяя, то или иное решение. В определенных ситуация человек чтобы выйти из затруднительного положения начинает предпринимать Предпринятые Попытки Решения, которые оказываются не эффективными, не рациональными. Трудность не разрешается, а воспроизводится. Почему он продолжает предпринимать одни и те же ППР? Потому, что, например, с помощью переноса он сделал в какой-то ситуации что-то что разрешило ситуацию, а раз там это было эффективно, значит, я буду повторять и в этом случае. Или потому, что он думает, что, сделав так, я разрешу ситуацию.

    Когда возникает именно проблема? Когда, не смотря на то, что предпринимаемые им попытки решения оказываются не эффективными, а он все продолжает их применять. И тогда возникает именно проблема т.е. проблема возникает и поддерживается применением одних и тех же ППР. Для стратегического подхода очень важен тот момент, что мы не занимаемся изучением причины возникновения проблемы, не совершаем длительные путешествия в прошлое для того, чтобы изучить проблему. Задача стратегического терапевта изучить, как проблема действует «здесь и сейчас», в настоящий момент и что поддерживает устойчивость ее существования. Это могут быть ППР самого пациента, ППР его окружения. Поскольку система продолжает существовать, то ППР являются не эффективными. В тоже время они продолжают воспроизводиться и воспроизводиться.

    Сурков Олег Владимирович