Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Зачем она нужна человеку? Что такое дисциплина? Общеобязательная и специальная дисциплина.

     Зачем она нужна человеку? Что такое дисциплина? Общеобязательная и специальная дисциплина.

    В наше время нет такого человека, который не хотел бы быть успешным. Каждый стремится к саморазвитию, высоким целям. Но часто результат оказывается неудовлетворительным. Наступает разочарование. Главное условие достижения успеха - это самодисциплина. В чем же состоит смысл этого качества и почему оно так важно сегодня?

    Успех и рамки

    Что такое дисциплина и зачем она нужна в наше время? Сегодня успешным называется тот человек, который все успевает. Он умеет правильно отлично распоряжается собственным временем. Человек оказывается способен на многое, но только если он может придерживаться выбранного пути. Самодисциплина позволяет организовать себя, задать своей деятельности определенный курс. Однако здесь необходимы обязательства перед самим собой. Проблема в том, что многие не любят заданные извне рамки. Но именно они способны отточить характер человека. Впервые человек сталкивается с необходимостью самодисциплины в детском саду, где необходимо соблюдать режим, в школе, где нужно делать уроки. С детства родители обучают его ответственности, а также порядку. У тех, кто с детства приучен к ответственности, не возникает вопроса, и зачем она нужна.

    Условие любого достижения

    Дисциплина - это движущая сила, которая позволяет человеку приблизиться к желаемому результату. Именно исполненные намерения дают человеку то, что нужно, а всё остальное только является пустыми обещаниями. Часто людям не хватает мужества придерживаться своих целей. Однако дисциплину можно тренировать, как и другие навыки. Ее можно совершенствовать и взращивать.

    Как стать дисциплинированным

    Каким же образом можно воспитать в себе самодисциплину? Для этого нужно брать на себя обязательства. Когда человек становится сильнее, он может вдохновлять себя и других на новые достижения. Также для развития дисциплинированности рекомендуется записывать свои планы, устанавливать для них сроки, вести для себя отчётность.

    Что такое дисциплина и зачем она нужна взрослому человеку? Самодисциплина - это привычка управлять собственным поведением. Она проявляется в умении отказать себе в пустых развлечениях, концентрироваться на выбранной цели, осознанности дела. Много у самодисциплины и врагов. Самый главный из них - это отвлечение и импульсивность. А также самодисциплина падает по мере нарастания усталости. Также помехой для развития этого качества является телевизор, интернет, вредная еда - фастфуд.

    Два вида самодисциплины

    И зачем она нужна в психологическом отношении? Слово "дисциплина" означает умение соблюдать правила. Что такое дисциплина и зачем она нужна? Одно из самых важнейших качеств человека, который сумел овладеть навыком самодисциплины, - способность выполнять свои дела в срок. Это целое умение, однако здесь можно выделить два самых важных аспекта. Что такое дисциплина, зачем она нужна? Какая бывает дисциплина в принципе? Рассмотрев следующие моменты, можно прояснить для себя эти вопросы. Срыв установленных сроков нередко связан с подсознательным желанием привлечь к себе внимание других. Человек отыгрывает целый ряд различных сценариев, которые раз за разом заставляют его оказываться в неловком положении. Делается это только для того, чтобы его заметили, подчеркнули его значимость.

    Вторым важным аспектом является важность сроков. К примеру, человек может писать одну главу книги в день. В таком случае это просто его внутреннее желание. Однако если ему нужно сдать через 10 дней 10 глав книги в редакцию, чтобы получить аванс, то это уже серьезная цель, которая способствует развитию самодисциплины. Подобным образом и наемный сотрудник может стремиться соблюдать принятые в компании правила и тщательно исполнять свои обязанности, чтобы выглядеть профессионалом в глазах руководства. С другой стороны, тот, кто занимается делом всей своей жизни, не будет себя заставлять это делать - самодисциплина для него является естественным состоянием, он и так соблюдает эти правила.

    Дисциплина - что это такое? Является ли она просто лишь умением соблюдать правила? Нет, дисциплинированный человек - это тот, кто умеет мыслить, отделять главное от второстепенного. Тот, кто хорошо знает сам себя, свои приоритеты и свободен от тех убеждений, что навязаны ему извне, всегда будет собран, дисциплинирован, ответственен. Именно поэтому самодисциплина бывает двух видов. В одном случае она мучительна для человека и приносит мало результатов. Во втором, когда человек осознает свои цели, ему значительно легче управлять собой и видеть результаты своей деятельности.

    Дисциплина - это всегда определенный порядок, соблюдение общих признанных правил. Иногда это соблюдение законов, а иногда правил морали и нравственности (образцов поведения, выстроенных человеком за много веков). Когда кто-то заходит в помещение, он здоровается с остальными людьми, потому что так принято. Постоянная внутренняя убежденность человека в том, что так он должен поступать, создает общество как некую целостную модель или систему.

    Общественная дисциплина - это работа государственных органов власти и государства в целом. Существуют общеобязательные принципы - законы. Все органы государственной власти обязаны соблюдать эти законы и контролировать, чтобы эти законы исполняли и граждане государства. Это порядок, а порядок и есть дисциплина.

    Существуют разные типы дисциплин по мере занятости человека в той или иной сфере.

    Военная дисциплина

    Соблюдение воинской дисциплины является большой ответственностью. В случае нарушения устава может последовать соответствующее административное взыскание. Самое серьезное взыскание в современной армии - гауптвахта. В переводе с немецкого языка - это главный караул или наряд. Но военнослужащие на гауптвахте не караулят, а содержатся в специальном помещении, куда они попадают после совершения каких-либо противоправных поступков, дожидаясь решения военного суда по своему делу. Находиться там неудобно, военнослужащий теряет определенную часть своих прав, но пока он служит, он должен подчиняться.

    Самой жесткой считается армейская дисциплина в вооруженных силах. Каждый гражданин, служащий в армии и принявший воинскую присягу, должен исполнять новый для него тип законодательства - Устав вооруженных сил.

    Устав представляет собой документ, регламентирующий поведение военнослужащегово всех жизненных ситуациях в армии (рис. 2).

    Рис. 2. Устав вооруженных сил РФ ()

    Он четко описывает то, что должен делать военнослужащий, где и как ему ходить, спать или одеваться и т. д. Даже если человек не согласен с какими-то постановлениями устава, и военнослужащему кажется, что там что-то не соответствует жизненным ситуациям, в которые может попадать солдат, он все равно должен беспрекословно его выполнять. Устав - это принцип армейского бытия. Если что-то в этой системе дает сбой, то разрушается вся система. Вооруженные силы - это слаженный механизм, только от четкого взаимодействия каждого члена этого механизма зависит правильная работа всей системы. Вот почему воинская дисциплина настолько жесткая.

    Рис. 3. Офисный работник ()

    Трудовая дисциплина связана с выполнением трудовых обязанностей человека, устроившегося на ту или иную работу (рис. 3). Многим людям может показаться, что если они гражданские лица, то выполнять какие-то четкие регламенты им не обязательно. Любое предприятие, на котором работает человек, имеет внутреннее расписание, регламент, обязательный для выполнения каждым сотрудником. Только так система может работать. Человек подписывает трудовой договор и обязывается исполнять определенный объем работы. В круг обязанностей работника входят описание его полномочий и его ответственность за те элементы работы, которые он должен выполнять, а также то, что не лежит в его компетенции. Если работник видит, что другие не соблюдают свои обязанности, он должен поставить их на место. Требования к трудовой ответственности записаны в законах о труде, и несоблюдение таких принципов может повлечь за собой очень серьезные проблемы - от увольнения человека как сотрудника, до больших техногенных катастроф (рис. 4).

    Рис. 4. Чернобыльская катастрофа ()

    Трудовая дисциплина

    Все школьники наверное знают Гомера Симпсона, героя знаменитого американского мультсериала. Этот несносный, расхлябанный человек работает на очень ответственной работе - начальником техники безопасности на атомной электростанции. Если бы этот персонаж был не мультипликационным, а реальным, то это могло бы привести к катастрофическим последствиям. Поэтому соблюдение трудовой дисциплины не менее важно, чем соблюдение воинской дисциплины. Находясь на предприятии, человек отвечает не только за себя, но и за жизни многих людей. Иногда может показаться, что человек, работающий на производстве, которое не может принести никакого вреда, не должен строго соблюдать трудовую дисциплину. Например, человек работает учителем, и сиюминутной опасности от расслабленности человека на такой работе может и не быть, но она может быть опосредованной. Если учитель неправильно выполняет свои непосредственные обязанности, не обучает детей, так как должен, значит, ученик не получает тех знаний, которые пригодятся ему в жизни. Поэтому все люди должны соблюдать трудовую дисциплину.

    Для учеников важна учебная дисциплина. Ученик строит свое свободное время исходя из того, что он учится в школе. Он должен посещать все уроки либо смотреть уроки через Интернет, делать домашнее задание и только потом выделять какое-то время на свои нужды.

    Дисциплине подчинена вся человеческая жизнь. Что надо делать для того, чтобы выработать в себе такую внутреннюю дисциплину, будет рассмотрено на следующем уроке.

    Список литературы

    1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - 11-е изд. - М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 224 с.: ил.
    2. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7. - М.: Дрофа.
    3. Данилов Д.Д., Давыдова С.М., Николаева А.А. и др. Обществознание 7. - М.: Баллас.
    1. Словари и энциклопедии на Академике ().
    2. Klubok.net ().
    3. Aphorism.ru ().

    Домашнее задание

    1. Как вы понимаете выражение «железная дисциплина»?
    2. Найдите в интернет-ресурсах несколько исторических свидетельств того, как дисциплина солдат помогла выиграть сражение или войну.
    3. Напишите небольшое сочинение на тему: «Дисциплина в жизни человека».
    4. *Проведите социологическое исследование. Как часто ваши одноклассники нарушают учебную дисциплину. Какие основные причины нарушения дисциплины в классе? Составьте диаграмму. Сделайте выводы.

    Дисциплина - это слово, которое синонимично понятию «порядок». Правила общественного существования строятся на понимании людей дисциплины, соблюдении особых требований, норм и правовых положений.

    Что такое дисциплина?

    7 класс Обществознания предлагает рассмотреть термин с разных сторон, именно поэтому определений понятия несколько. Дисциплина это:

    • соблюдение определенных и установленных в обществе (группе, коллективе) правил;
    • порядок, который требовалось соблюдать в обществе: правила морали и права;
    • требования, лежащие в основе кодекса профессиональных отношений определенной организации;
    • граница, которая отделяет норму от правонарушения.

    В. Даль дает свою трактовку дисциплины. Он считает понятие только воинским: порядок подчиненности одного звания другому, послушание и строгое повиновение.

    Дисциплина изменяет поведение людей, вносит порядок и систему контроля над своими действиями и поступками.

    Виды дисциплин

    Ученые делят дисциплину на 2 большие группы: обязательная и специальная .

    ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

    • Обязательная . Такая дисциплина - свод или система правил для государственных учреждений, организаций. Их необходимо соблюдать должностным лицам, представителям власти, простым гражданам.
    • Специальная . Ее правила распространяются только в конкретном коллективе. Школа, армия, производство - накладывают на поведение людей свои специальные требования дисциплины.

    Специальных дисциплин много. В школе рассматриваются часть из них.

    • Воинская дисциплина . Это правила, построенные на наибольшей строгости исполнения. Все нормы утверждены в Уставе. Законы, требования нельзя обсуждать, изменять по своему усмотрению, их просто беспрекословно выполняют. Присяга, приказ не изменяемы. Военная и государственная тайна охраняются и становятся одним из требований воинской дисциплины.
    • Трудовая дисциплина . Это правила трудовой деятельности, отношений в производственном коллективе. Здесь устанавливаются нормы рабочего времени, периоды отдыха, начало и завершение рабочего дня. Данный вид закреплен в законах о труде. Но в каждом конкретном трудовом коллективе на основании Закона разрабатываются собственные правила трудового распорядка, коллективные договоры. Правила прописываются в инструкциях разного плана.

    Нарушения воинской дисциплины имеют свою систему наказаний, не сходную с трудовыми провинностями, но те и другие приводят к ущербу. Первые в рамках страны и конкретного участка армии. Вторые вызывают хозяйственные проблемы.

    Классификация дисциплинированности

    Общество требует от людей выполнять правила. Для чего нужна дисциплина? Философы многих веков пытались разобраться в ее сути. Их работы вызвали необходимость разделить дисциплину еще на 2 группы:

    • внешняя;
    • внутренняя.

    Внешняя дисциплина. Это контроль со стороны других людей. На примере школьной дисциплины, это требования, которые предъявляет к ученикам администрация, учителя. Такой вид претерпевает изменения. Можно сравнить школьные правила прошлого с современным состоянием дел и убедиться, что они стали проще и демократичнее. Внешняя дисциплина – это страх наказания. Ее постоянно кто-то контролирует.

    Внутренняя дисциплина – другой вид. Здесь все происходит внутри человека. Он сам создает правила, сам их исполняет, сам выбирает наказание за их нарушения. Ее называют самоконтролем, самодисциплиной или сознательной.

    Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 576.

    1. Объясни, почему дисциплина — необходимое условие существования общества.

    Потому что без дисциплины нет порядка, а порядок - основа любой общественной системы. Дисциплина — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению.

    2. Заполни таблицу «Средства поддержания дисциплины», используя приведённые ниже примеры (запиши номера, под которыми указаны средства, в соответствующий столбец).

    Примеры: 1) контроль со стороны других людей; 2) совесть; 3) желание выиграть приз; 4) боязнь получить выговор; 5) стремление получить новую работу; 6) чувство вины.

    3. Прочитай текст учебника и заполни схему.

    4. Проанализируй следующую ситуацию:

    Лена и Наташа увлекались бальными танцами и отводили им всё своё свободное время: ходили на занятия, смотрели выступления танцевальных пар по телевизору. Прошло полгода, и отношение одной подруги к любимому делу изменилось. Лена, заходя за Наташей по пути на занятия, всё чаще слышала: «Мне сегодня очень хочется в кино, на занятия не пойду» или «Сегодня холодно, хочется посидеть дома с книжкой». Через два года танцевальная пара Лена и Саша победила в турнире. Наташа с завистью сказала: «Какая ты везучая, стала победительницей конкурса! Я тоже хотела, да вот... не получилось».

    Объясни «везение» Лены, используя следующие понятия: дисциплина, воля, самовоспитание. Какие качества ты посоветуешь Наташе воспитывать в себе?

    Лена добивалась своего. Она не ленилась. У нее была воля, которая позволила ей многого достичь. Лена шла к своей цели целеустремлённо, с волей к победе. Она воспитала в себе целеустремленного человека, в котором на первом месте была дисциплина.

    Наташе нужно воспитывать целеустремлённость, волю и победные качества. А главное - научиться подавлять в себе лень. Наташа должна научиться уметь доводить дело до конца. Если она начала заниматься делом, то нужно достичь результата. К тому же она не должна завидовать, а только радоваться за подругу.

    5. Встречал ли ты человека, который призывает других не мусорить, выключать свет, экономить деньги, хотя сам этого не делает, журит за проступки, которые сам же и совершает, когда его никто не видит? Как ты думаешь, почему человеку легче соблюдать внешнюю дисциплину, чем внутреннюю?

    Внешняя дисциплина — влияние, на ваши действия/привычки, извне. В своей повседневной жизни человек подчиняется множеству законов и принципов. Они могут быть морально-нравственные или фиксированные законодательством государства, в кото-ром люди проживают. Все эти правила (законы), обязательны для исполнения, потому каждый человек их соблюдает, пони-мая, что находится под контролем. В некоторой степени это чувство страха, за то, что после невыполнения каких- то правил может последовать наказание.

    Внутренняя дисциплина — это действия/привычки, контролируемые вашей силой воли.

    Внутренняя дисциплина позволяет человеку быть адекватным, соответствуя внешним факторам и принципам общества, и в то же время сохранять внутреннюю человеческую свободу. Во многом этому способствует самовоспитание, самоконтроль и воля человека.

    6. Для чего человеку необходимо соблюдать требования дисциплины?

    Предположи, что может произойти с человеком при отсутствии дисциплины. Настанет беспорядок во всем. Хаос, такой человек будет мешать не только себе, но и обществу.

    Для примера возьмём загруженную потоком машин улицу с перекрёстками. Если все водители начнут двигаться не по Правилам Дорожного Движения, а это и есть их дисциплина, то на дороге возникнет хаос и бесчисленные аварии и жертвы. Если Армию лишить дисциплины, то она становится небоеспособной и оборона страны под угрозой и ставит под угрозу жизнь всех жителей государства.

    7. Прочитай текст и выполни задания.

    «В русском языке слово «совесть» произошло от старославянского «себя ведать», «себя знать»... Ведь в разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно откровенным. Можно обмануть других, можно умолчать о чём-то нежелательном, особенно если не было свидетелей, но обмануть собственную совесть невозможно...
    Часто приходится слышать: «Легко, мол, рассуждать отвлечённо, а в жизни быть до конца честным, принципиальным, высоконравственным гораздо труднее». Это представление широко распространено. Но разве легко жить, усыпив, затоптав, заглушив свою совесть? Можно, конечно, находить себе оправдание — так, мол, сложились обстоятельства. Но ведь есть же люди, которые никогда не идут на компромисс с собственной совестью, не отступают от высших нравственных принципов!
    Конечно, бывают обстоятельства, которые действительно оправдывают человека. Но бывает и так, что обстоятельства служат прикрытием для соглашательства, для самооправдания. В жизни так всегда было и будет: обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служить совесть. Проблема состоит в том, чтобы сделать её высшим судьёй всей нашей жизни. В этом качестве она выступает как угрызения совести — стыд за совершённое, за то, что хотел совершить, за те последствия, которые могли бы быть или были. Это сострадание к потерпевшему, обида за себя, стыд за униженное достоинство (своё или чужое). Угрызения, муки совести — это осознание своей виновности, осмысление безнравственности совершённых действий».
    Т. В. Мишаткина

    1) Что такое совесть?

    Совесть — приспособление человека к жизни в обществе, заключающееся во внутренней необходимости человека придерживаться морально-этических норм, сформировавшихся в обществе, в котором он вырос; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.

    2) Предположи, почему люди иногда поступают не по совести. Приведи несколько объяснений.

    Многие люди стараются поступать согласно своей совести, но существуют такие вещи, как страх или просто равнодушие, которые заставляют людей отступать от своих принципов.

    Совесть мучает, упрекает нас после плохого поступка, лжи и тому подобное. Именно, она заставляет нас задумываться "А надо ли было так поступать?", мы это понимаем, нам становится стыдно за себя и в следующий раз стараемся не повторять.

    4) Автор пишет о том, что есть люди, «которые никогда не идут на компромисс с собственной совестью, не отступают от высших нравственных принципов». Подумай, кого из литературных героев, исторических деятелей, твоих современников можно назвать таким человеком. Объясни почему.

    Евгений Базаров (роман Отцы и дети). Во-первых, он был ярым нигилистом (отрицал все: любовь, дружбу и т.д.). Во-вторых, он никогда не шел на компромисс с собственной совестью и лишь подчинялся своим принципам (вспомним случай романа с Одинцовой). В-третьих, даже когда он понимал, что он не прав, он никогда это не признавал и никогда не шел против собственных принципов.

    Жанна Д’Арк. Для неё прежде всего было верность принципу, верность истине, верность своему слову - все это было частью ее самой, ее плотью и кровью.

    8. Приведи примеры самоконтроля, которые тебе известны.

    Например, друзья идут на дискотеку ты хочешь пойти с ними, но тебе надо готовиться к контрольной, и ты идешь домой делать уроки.

    Тренер дал задание спортсменам: пробежать 10 кругов по стадиону. Тренер уходит. Спортсмены пробежали кто 5, кто 7 кругов. Но только один пробежал требуемые 10 кругов.