Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Я закончила мва что дальше. Мотивационная история для мва

    Я закончила мва что дальше. Мотивационная история для мва

    Если вы не обладаете навыками вдумчивого чтения деловой литературы и способностью самостоятельно понимать прочитанное и превращать в инструменты собственного стратегического процесса, и вам не жаль 60 000 евро, то можно и нужно идти учиться по программе MBA .

    На высшую квалификационную ступень в области профессионального менеджмента обычно готовы шагнуть люди, которые созрели не только в моральном и профессиональном планах, но и финансово.

    Что такое MBA

    Родина современной модели бизнес-образования - США. Бизнес-школы, где можно получить степень MBA - мастера делового администрирования (Master of Business Administration) - создаются в основном при университетах. Программы MBA бывают двух видов: одни готовят управленцев по специализациям, другие - менеджеров широкого профиля.

    В набор общих дисциплин входят экономика, менеджмент, маркетинг и управление финансами. Обучение построено, в основном, на изучении конкретных бизнес-ситуаций - кейсов. Стоимость обучения варьируется от 20 000 до 60 000 евро, в зависимости от срока (1 или 2 года) и формы обучения.

    Ежегодно известные издания с мировым именем, такие как Financial Times и US News, публикуют рейтинги популярности бизнес-школ.

    Российские студенты заинтересованы в поступлении в Insead, LBS, Stanford, Chicago Booth, IE Business School, Wharton, Kellogg и Harvard. Лидеры российского бизнес-образования - МИРБИС, Высшая Школа Бизнеса МГУ им. Ломоносова, Московская школа управления Сколково.

    «Самые известные и престижные вузы, преподающие MBA-программы, конечно, находятся за границей. Российские школы пока только перенимают их опыт», - комментирует ситуацию Лора Буромская, руководитель отдела рекрутмента московского офиса холдинга АНКОР .

    В условиях экономического спада резко увеличилось число заявок на онлайн-программы МВА.

    Зачем это нужно?

    1. МВА - это повышение капитализации профессии.
    2. Неотъемлемая часть обучения - деловые связи (networking). Учиться на МВА идут в основном для того, чтобы выйти на нужные контакты в бизнес-среде, получить возможность поучаствовать в каком-нибудь интересном проекте.
    3. Кроме того, обучение в бизнес-школе дает глубинное видение законов функционирования бизнеса и понимание отдельных бизнес-процессов.

    А кто студенты?

    Большинство студентов (80%), пришедших за МВА-образованием - это либо собственники бизнеса, либо топ-менеджеры. Остальная часть - это молодые люди, для которых важен сам факт наличия диплома МВА.

    «...МВА - не цель, это только инструмент, который в последнее время получают все кому не лень. Что изрядно подпортило репутацию МВА как программы. Наличие МВА не делает человека универсальным, и не повышает резко его стоимость как кандидата. Это все мифы. Кстати, бесцельно получать МВА ради самой корочки - это страшный моветон», - говорит руководитель отдела по поиску и подбору постоянного персонала кадрового агентства Coleman Services Андрей Чулахваров.

    Очевидно, что МВА действительно сложно применить, не управляя финансовыми потоками и стратегией компании.

    Опыт первичен - диплом вторичен

    Не спорим, диплом МВА способен украсить любую трудовую книжку. Однако, главными критериями при отборе кандидата на вакансию топ-менеджера по-прежнему остается опыт работы в компаниях с высоким уровнем корпоративной культуры и высокими управленческими стандартами, а также пройденный карьерный путь.

    «MBA нужен только тем, от кого ожидается General Management (то есть генеральные директора). Да и то, при выборе между кандидатом, который имеет успешный профессиональный опыт, и тем, у кого есть MBA, выберут первого. Для серьезных работодателей МВА значительной роли не играет и воспринимается как преимущество, не более того. Для тех, кто пишет «наличие МВА критично» - это показатель незрелости и непонимания целей...», - говорит Андрей Чулахваров.

    Но и у этого правила есть исключения.

    «Наличие MBA может быть достаточно важным и даже необходимым для кандидатов, претендующих на руководящие позиции, к таким соискателям работодатели действительно могут предъявлять это требование. По популярности чаще можно встретить MBA-образование среди менеджеров финансового/банковского сегмента, общего менеджмента или, в последнее время, стратегического. Но пока нет достоверной информации по эффективности использования такого образования или явной статистики спроса на кандидатов, имеющих степень MBA. Такие требования стали появляться, например, для бизнес-ассистентов при работе с топ-менеджерами и учредителями, поскольку они вовлечены в деятельность всей компании, и им важно понимать особенности бизнес-процессов в организации. Или для функциональных менеджеров при реорганизациях в компаниях», - комментирует Лора Буромская .

    Плюсы и минусы

    Налицо противоречие: директора сетуют на отсутствие квалифицированных управленцев, готовых взять на себя ответственность, но в тоже время боятся доверить менеджеру с дипломом МВА самостоятельный фронт работ.

    Эффект от бизнес-образования есть тогда, когда руководство компании открыто к принятию мирового опыта. Со своей стороны менеджер должен уметь не ломать уже сложившуюся бизнес-среду.

    О рисках работодателя говорит Лора Буромская :

    «Разумеется, выпускники MBA способны стимулировать позитивные изменения в бизнесе: они знакомы с новейшими достижениями в своей области, у них шире кругозор. Важно только помнить, что теоретические знания и практический опыт - это не одно и тоже. Для работодателя эти знания могут легко превратиться в большую проблему, когда новый сотрудник начнет давать бесконечные "умные" советы, вместо того, чтобы решать конкретные задачи. Кроме того, взять такого человека в качестве руководителя тоже риск. Его решения, базируясь только на теоретической подготовке, могут оказаться ошибочными, что отразится на всем коллективе и на результатах работы компании».

    Отличие российского МВА от западного

    По мнению самих студентов от бизнеса, лучше, конечно, учиться в западных бизнес-школах - и качество преподавания выше, и преподаватели, по большей части, - практики.

    Зато, по причине кризиса, в российских бизнес-школах наборы студентов сильно упали, и, поэтому, требования к вступительным экзаменам стали менее жесткими.

    Вот комментарий Лоры Буромской : «МВА в России пока молод и носит более академический характер по сравнению с западными странами. В России это связано со сложностью в привлечении грамотных педагогов из бизнеса. Помимо этого, поступить в западную школу намного сложнее, чем в российскую, так как иностранное образование требует значительно больше, чем просто заплатить деньги, - высокий конкурс, внедрение в новую культурную среду, полная погруженность. В отличие от российского, где конкурс зачастую символичен, и отбор идет скорее по материальному и языковому фактору. Отчасти еще и поэтому западное образование у нас ценится выше.

    Но важно отметить, что западное обучение очень оторвано от реалий нашего рынка. Люди, проучившиеся за границей несколько лет и вернувшиеся в Россию, совсем не знают рыночную ситуацию. У российских школ такой проблемы нет, и в этом их главное преимущество».

    Наталья Шишкина

    "Каковы ваши дальнейшие профессиональные цели?"
    – классический вопрос от приёмных комиссий большинства бизнес школ. Часто этот вопрос сопровождается вариациями: "Зачем вам нужно MBA образование?", "Каким образом MBA именно в нашей школе поможет вам достичь ваших целей?" и т.п. Как рассказать о ваших целях таким образом, чтобы, во-первых, ответить на все явные и скрытые вопросы приёмной комиссии; во-вторых, заинтересовать её; и в-третьих, подать свой профессиональный путь в "перспективе", где прошлый опыт логично увязан с будущими целями (или наоборот, показана поворотная точка, где вы решили поменять свой профессиональный путь), при этом сохранив четкую структуру изложения?

    Цели, о которых вы будете рассказывать приемной комиссии, должны быть основаны на вашем прошлом опыте. Иначе в них трудно поверить. Если вы продолжаете карьеру в определённом направлении – достаточно вкратце описать, где вы сейчас, что вы хотите, что у вас для этого есть и зачем нужно MBA, чтобы это воплотить. MBA здесь выступит в качестве необходимой ступени для развития определённых навыков либо получения определённых знаний или опыта. Ваша задача – показать, как с получением вы ускорите свою карьеру или сможете действовать в новой функции или в новой компании в своей отрасли.

    Career changers: рассказ о целях с двумя неизвестными

    У кандидатов, которые планируют сменить индустрию или функцию, часто возникает вопрос: "Как сделать свои цели правдоподобными и убедить приемную комиссию, что я могу стать агентом изменений в области, где еще не работал(а)?"

    Согласитесь, трудно описать свой путь на несколько лет вперед в совершенно новой области. Трудно предсказать, как она будет развиваться, тем более если вы в ней не специалист. Что здесь важно? Прежде всего, убедитесь, что вы в курсе последних новостей, тенденций и событий в этой области. Если вы никогда не пересекались с ней, постарайтесь поговорить с людьми, которые там работают, возможно, на должности, которая вам интересна. Таким образом, вы сможете понять, чем занимается человек на желаемой позиции и какие перспективы могут ждать вас. Для полной картины желательно также поговорить с человеком на более высокой позиции. Словом, будьте готовы узнать и рассказать при необходимости: куда движется отрасль и куда будет двигаться через 2-3 года? Какие компании работают в ней? Какая из них вас привлекает и почему? Какие крупные события недавно произошли в этой отрасли? Почему она для вас привлекательна?

    Кандидаты, которые действительно заинтересованы в смене отрасли или функции, как правило, приходят на консультации уже со знанием последних новостей по своей индустрии или с пониманием того, чем занимаются люди на желаемой должности.

    Во-вторых, необходимо показать, как именно вы собираетесь себя проявить в этой новой для вас области, рассказать, каких результатов вы планируете добиться и каким образом. То есть уделить больше внимания второй части "перспективы", опять же, наглядно продемонстрировав, зачем в ней нужно MBA . Только так вам удастся убедить приемную комиссию, что у вас есть конкретные цели, а не голословные мечтания, и более того – план по их достижению.

    Домашняя работа: SMART и SWOT

    Российские реалии закладывают в наш менталитет гибкость реагирования на часто меняющиеся обстоятельства – иногда в ущерб долгосрочному планированию. Часто нам приходится проводить брэйнсторминги, где совместно с кандидатами мы прорабатываем варианты и целеполагание в эссе.

    Поэтому прежде чем формулировать свои цели для бизнес школы, попробуйте применить технику SMART . Ведь именно такой ответ на вопрос о ваших целях хочет получить приемная комиссия: чтобы они были конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные и привязанные к определенному времени.

    Кроме того, прежде чем писать эссе, в том числе эссе о целях, многие кандидаты сначала делают SWOT своей кандидатуры. Можно отталкиваться от того, что у вас есть на настоящий момент: какой профессиональный и личный опыт вы имеете (работа, членство в организациях, клубах, благотворительность и прочее). На основе этого, какие сильные и слабые стороны вы можете отметить в себе? Какие возможности у вас есть? Какие угрозы существуют для вашего карьерного роста? Полезно сделать такой же анализ своего профиля на момент окончания обучения, чтобы представлять разницу. Это бывает сложно, потому что вы не всегда уверены, останутся ли ваши стремления такими же, как сегодня, или изменятся под влиянием курсов по выбору / стажировки / карьерных возможностей на кампусе / общением с коллегами по группе и прочих факторов, которые возникнут в процессе обучения. Тем не менее, представьте себя после окончания обучения и постарайтесь заполнить матрицу. Если в ней получилось слишком много неизвестных, воспользуйтесь помощью (или консультанта).

    Зачем вам нужно MBA именно этой школы?

    Имплицированные вопросы – зачем вы поступаете на MBA, почему именно сейчас и почему именно в эту школу – должны быть адресованы в эссе о целях (если, конечно, школа открыто не выделяет их в отдельные эссе). При этом выбору школ в эссе должно быть уделено особое внимание, вне зависимости от ограничения текста по словам или знакам.

    Повторяющийся, но неубедительный аргумент в рассказе о выборе школы – «топовость» школы. Представьте, какое количество эссе читают члены приемной комиссии. Наверное, каждый из кандидатов мог бы привести этот аргумент. Чем отличаются кандидаты друг от друга? Здесь необходимо убедить приемную комиссию, что данная школа поможет вам стать агентом изменений. Что вы привнесете в школу? Как вы используете её широкие возможности? Каким образом программа именно этой школы повысит ваши шансы на реализацию целей?

    Вопрос

    Цель нашей школы – обучать и вдохновлять решительных лидеров, создающих нечто, имеющее ценность в долгосрочном плане. Расскажите нам о случае, когда вы проявили свои лидерские качества и создали нечто стоящее. С какими трудностями вы столкнулись и чему научились?

    В данном эссе необходимо рассказать о ситуации, в которой ваши лидерские качества сыграли значительную роль, помогли вам справиться с возникшими трудностями и извлечь уроки, которые пригодились вам в будущем. Слово «решительный» также играет важную роль в заданном вопросе. В данном случае подразумевается умение мыслить нестандартно и не бояться подвергать сомнению общепринятые представления. Поэтому стоит выбрать случай, когда вы не только смогли эффективно наладить работу своих подчиненных, но и сделали это, используя какую-то новаторскую методику.

    Вопрос сформулирован таким образом, что вы можете выбрать случай как из рабочей практики, так и из личной жизни. Более того, вдохновенный рассказ об испытаниях, с которыми вы справились и из которых извлекли полезные уроки, будет гораздо более привлекательным для приемной комиссии, чем стандартный рассказ о вашем трудовом опыте с обилием цифр и процентов. Не важно, была ли проблема связана с логистикой (например, с необходимостью разрываться между личным управлением сразу несколькими отделами, чтобы удовлетворить запросы клиента) или же трудности возникли на личном фронте (допустим, вам пришлось преодолевать антагонизм одного из своих коллег для того, чтобы совместно достичь успеха в проекте) – история о том, как вы решили эту проблему, продемонстрирует ваши лидерские качества.

    Рекомендуется придерживаться следующей структуры эссе. Сначала опишите ситуацию – кто в ней участвовал, сколько людей было вовлечено. Затем переходите к целям – чего вы хотели достичь своими действиями. Также следует упомянуть о трудностях, возникновения которых вы ожидали. После в хронологическом порядке опишите те действия, которые вы предприняли, чтобы достичь цели. Старайтесь построить рассказ таким образом, чтобы описания целей, трудностей и путей их решения шли друг за другом.

    В конце эссе прокомментируйте полученный результат. Чтобы подтвердить долгосрочную ценность ваших достижений, расскажите о довольных вашей работой клиентах, покупателях и акционерах. В заключении также необходимо подвести некий итог вашей деятельности, своеобразный урок, который вы получили в ходе работы над данным кейсом. По возможности расскажите о том, как он поможет вам в будущем поработать на благо бизнес-школы.

    Эссе для поступления на программу MBA. Merage School of Business, University of California (Irvine)

    Вопрос

    Как бизнес в целом, так и отдельные специалисты в частности подвержены влиянию новых цифровых технологий. Пожалуйста, расскажите об известных вам digital-трендах в интересующей вас отрасли. Как вы сможете использовать полученные в нашей школе знания, для того чтобы повысить свою ценность на рынке труда в рамках данных трендов? (500 слов)

    Считайте это вопросом с подвохом – стандартное эссе о ваших карьерных перспективах, но с учетом существующих digital-трендов. К примеру, как криптовалюты повлияют на финансовые рынки? Как искусственный интеллект и «умные» устройства могут изменить привычные механизмы операционной деятельности? Вам нужно будет выбрать одну из возможных тенденций и проанализировать, как она повлияет на вашу востребованность на изменившемся рынке.

    Начните свое сочинение с краткого описания интересующей вас отрасли. Затем опишите имеющийся в ней, по вашему мнению, тренд. Хотя это может и показаться вам интересным – не увлекайтесь слишком сильно описанием побочных эффектов, которые выбранная вами тенденция окажет на существующий расклад сил. Да, и удостоверьтесь, что последствия реализации описываемого вами сценария не оставят вас без работы. Сфокусируйтесь на том, что точно может произойти, а не на том, что скорее всего не произойдет. Исходя из этого, смоделируйте ситуацию, в которой вам могут пригодиться полученные в школе навыки. Вы также можете рассказать о навыках, полученных ранее, – если они помогли вам успешно справиться с вызовами меняющейся индустрии.

    Главное в эссе – представить новые правила игры на рынке, задаваемые реализующимися на ваших глазах трендами. От этой точки вы уже можете переходить к ответу на вопрос, зачем вам нужно MBA (для адаптации к новым правилам) и почему вы выбрали именно MerageSchoolofBusiness. Для того чтобы сделать эссе более содержательным, пообщайтесь с выпускниками школы, работающими в данный момент в той сфере, о которой вы намереваетесь рассказывать.

    Эссе для поступления на программу MBA. Saïd Business School, University of Oxford

    Вопрос

    Расскажите о современных тенденциях, которые вас пугают. Почему именно они вас волнуют и как ситуацию можно изменить к лучшему? (не более 500 слов)

    Стратегия Saïd Business School состоит в том, чтобы привлечь как можно больше амбициозных студентов, способных в будущем оказать значительное влияние в своем регионе или отрасли. Задача программы – подготовить специалистов, готовых решать не только существующие, но и ещё только возникающие на мировых рынках проблемы. При выборе тенденций, которые вы будете анализировать, помните, что они должны быть связаны с вашим родом деятельности.

    Свое эссе вы можете начать с рассказа о том, как данные тенденции негативно повлияли на вас лично. Лучший вариант – если они побудили вас что-то изменить либо в своей работе, либо в своей личной жизни. Занятная история из личного опыта – отличная иллюстрация того, почему данный вопрос по-настоящему важен лично для вас. От анализа на бытовом уровне переходите к описанию проблемы в более глобальном масштабе. В конце концов, программа Saïd Business School включает в себя ряд курсов и специальных проектов, позволяющих выработать навыки принятия стратегических решений. От вас будут ожидать умения проанализировать текущую ситуацию и экстраполировать полученные выводы на годы вперед. Для рассказа о ваших краткосрочных планах после получения степени будут отведены специальные графы в заполняемых формах. В эссе же вам нужно представить план действий на 10–15 лет: как вы будете строить свою карьеру, ориентируясь на те тенденции в мировой экономике, которые вы рассматриваете, и как программа MBA Saïd Business School позволит вам не только адаптироваться к этим изменениям, но и извлечь из них выгоду.

    В любом случае круг вопросов, которые вы можете проанализировать в своем эссе, достаточно широк. Не старайтесь охватить как можно больше тем. Выберите одну, в которой вы: 1) наиболее компетентны; 2) которая может оказать (или уже оказывает) значительное влияние на вашу сферу деятельности; 3) затрагивает вас лично не только на профессиональном, но и на персональном уровне.

    Эссе для поступления на программу MBA. Emory Goizueta Business School

    Вопрос

    Наша бизнес-школа названа в честь Роберто Гуизета, бывшего главы компании «Кока-кола». За 16 лет на этом посту он вывел бренд на новые рынки, добился увеличения спроса в четыре раза, создал компании привлекательный имидж и принес акционерам беспрецедентную прибыль. Наш курс «Лидерство в транснациональном бизнесе» основывается на ценностях и принципах мистера Гуизета. Расскажите нам о случае, когда вы проявили свои лидерские качества, и о том, что вы вынесли для себя из этого опыта (300 слов).

    Главная цель данного эссе – продемонстрировать наличие лидерских качеств, воспроизведя случай из своего прошлого, и дать комментарий к нему. Тем не менее, при выборе кейса постарайтесь найти тот, в контексте которого можно будет осветить тему глобального лидерства, отдельно затронув вопросы ответственности бизнеса перед обществом и акционерами. Мы настоятельно рекомендуем подобрать случай, который можно связать хотя бы с одним из этих аспектов. Хотя едва ли кто-либо из поступающих имеет опыт управления транснациональной корпорацией как мистер Гуизета, сама постановка вопроса намекает, что приемную комиссию интересуют люди, которые могут работать в разных странах и на разных рынках, умеют руководить масштабными проектами и правильно организовывать работу команды, а главное – нести ответственность за свою работу и следовать своим идеалам.

    Помните, что вы можете выбрать случай как из рабочей практики, так и из личной жизни (хотя при прочих равных условиях первый вариант предпочтительнее). Сфокусируйтесь на том, чтобы найти пример, в котором вам удастся отразить упомянутую выше способность вести социально ответственный бизнес.

    После того как вы выбрали подходящий случай, мы рекомендуем придерживаться следующей структуры в эссе. Начните с описания ситуации, людей, вовлеченных в нее, затем определите цель, которую вам было необходимо достигнуть (не забыв упомянуть о трудностях и препятствиях, которые вы ожидали на своем пути). Затем переходите к действиям – опишите в хронологическом порядке решения, принятые вами. И наконец опишите результат – как ситуация разрешилась к вашей выгоде. В заключении обобщите все, что вы вынесли из произошедшего, а также по возможности напишите, как случившееся подтолкнуло вас к мысли о поступлении на программу MBA.

    Эссе для поступления на программу MBA. Ohio State Fisher College of Business

    Вопрос

    Почему вы хотите получить степень MBA? Почему именно в Fisher College of Business? Как эта программа поможет вам в достижении ваших краткосрочных карьерных целей? (750 слов)

    Это вполне стандартные вопросы, в ответах на которые поступающие должны указать, зачем им необходимо бизнес-образование, почему для его получения лучше всего подходит Fisher College и как они планируют строить карьеру сразу после окончания обучения.

    Для того чтобы эссе выглядело презентабельно, рекомендуется отвечать на вопросы в том порядке, в котором они были заданы, если вам удастся сделать переходы между частями эссе гладкими. Вы можете упомянуть ваш предыдущий опыт работы и обозначить направление, в котором вы хотели бы строить свою карьеру (например, укажите интересующую отрасль и желаемую должность), а затем поясните, каким образом MBA поможет реализовать ваши планы. Возможно, вы «достигли потолка» на текущей работе и уже больше ничего оттуда не почерпнете или же у вас есть перспективный проект, который вы хотите запустить как можно скорее, но для реализации которого вам необходимо бизнес-образование. В этой первой части вашего эссе также должно содержаться описание тех навыков и знаний, которые вы намереваетесь приобрести во время обучения в колледже с прицелом на будущее.

    Второй вопрос является своеобразной проверкой, насколько много вы узнали о программе MBA, предлагаемой колледжем. Лучше всего рассказать об информации, полученной во время посещения кампуса или же в ходе общения со студентами и выпускниками колледжа. Из этой части необходимо вновь плавно перейти к описанию ваших планов по окончании программы MBA. Поскольку в теме эссе напрямую спрашивается, как бизнес-образование поможет вашей карьере в краткосрочной перспективе, необходимо описать свои профессиональные амбиции предельно конкретно, указав, какую должность вы планируете занять сразу же после окончания обучения, и упомянув 1–2 компании, которые вы рассматриваете в качестве будущего места работы. Если объем эссе позволяет, можно описать свои планы на дальнейшие 5–10 лет, особенно если удастся увязать карьерные устремления с выбором именно данной бизнес-школы. Помимо ответов на вопросы «что?» и «где?», приемную комиссию будет интересовать «зачем?»: от поступающего будут ждать рассказа о том, какой вклад он надеется внести в развитие компании, сектора или региона. Имеет смысл упомянуть конкретные элементы учебного плана программы MBA в Fisher College, которые, на ваш взгляд, больше всего помогут достичь поставленных карьерных и личных целей.

    Уместить всю эту информацию в 750 слов может оказаться непросто, но вполне возможно, если ваши ответы будут емкими, а формулировки отточенными.

    Ругать российский MBA у многих считается признаком хорошего тона. И учат не тому, и не те, да и вообще в России не может быть хорошего бизнес-образования.

    В какой-то степени эти упрёки, наверное, справедливы. Идеальных вещей вообще не бывает. Проблема, однако, заключается в том, что зачастую, российское бизнес-образование и MBA критикуют те, кто сам не учился и знает об этом лишь понаслышке.

    Насколько правы критики?

    Я склонен согласиться, что некоторые наши бизнес-школы дискредитировали бренд MBA . Что отдельные из них просто штампуют дипломы, не требуя от выпускников реальных знаний. Но означает ли это, что все российские бизнес-школы плохо учат? И можно ли огульно утверждать, что все российские MBA плохи? – Отнюдь.

    Независимые рейтинги показывают, что в стране есть достойные бизнес-школы. Их выпускники MBA отмечают высокий уровень удовлетворённости обучением. Эти школы, как правило, входят в "Народный рейтинг MBA ", который формируется на основе опросов выпускников. При чём, это не просто выпускники, а люди, которые окончили программы несколько лет назад – т.е. у них было время сполна оценить эффект от полученного образования. Этот рейтинг трудно упрекнуть в предвзятости – сами школы не имеют отношения к его составлению.

    Таким образом, в России имеются толковые MBA и это факт. И голословные сомнения тех, кто не имеет собственного опыта учёбы, я бы не стал воспринимать серьёзно.

    Но как насчёт претензий от тех, кто всё же учился? – Здесь есть о чём поговорить.

    Главное, что нужно понять – в случае с MBA , как и любым другим товаром, всё просто. Хочешь получить хороший MBA – иди в хорошую рейтинговую школу. А не ведись на всякие дешёвые "аналоги" в страстном стремлении сэкономить…

    Вспоминается один показательный случай. Человек подыскивал себе MBA . Сначала он обратился в хорошую рейтинговую бизнес-школу. Ему предложили несколько программ на выбор – MBA , она дешевле, и Executive MBA – подороже. Через несколько дней он возвращается и заявляет, что нашёл бизнес-школу при одном из региональных ВУЗов, где MBA стоит в 2 раза дешевле. При этом количество учебных часов там в 3 раза больше!

    Ему поясняют, что количество часов может быть хоть в 100 раз больше, но это не означает, что это качественное бизнес-образование. Скорее всего, ему под видом MBA просто упаковывают солянку из стандартных вузовских курсов... Равно и цена может быть в 10 раз ниже, но сможет ли бизнес-школа за такие копейки пригласить в программу качественных бизнес-тренеров? – Аргументы не впечатлили…

    Через год встречаю этого человека, спрашиваю: "Ну как учёба?". – В ответ: "Чушь, одни теоретики!" (и это я ещё корректно передал смысл). Причём негодует по поводу всех MBA , а не конкретно своего выбора…

    Кто-нибудь удивлён? – Я – нет. Логическое мышление и самоанализ – не самые сильные стороны homo sapiens

    Помимо стойкого пристрастия к неуместной экономии, есть ещё одна возможная причина недовольства MBA . Люди банально идут не на те программы, которые им подходят. А иногда на MBA идут и те, кому вовсе идти нельзя.

    MBA точно бесполезен для тех, кто не готов положить какой-то этап своей жизни на карьеру и зарабатывание денег. Т.е. для большинства людей. Многие люди предпочитают отстранённо вздыхать о красивой жизни и не готовы приложить к её строительству хоть сколько-нибудь значимые усилия.

    Диплом MBA для таких людей станет разочарованием. Он сам по себе, равно, как и знания, которые за ним стоят, не даёт ни денег, ни карьеры. MBA – хорошее подспорье для амбициозных карьеристов. Они получают знания и навыки, которые делают их более эффективными, ускоряют и упрощают их путь. Но вместо них этот путь никто не пройдёт…

    Думаю также, что на MBA не стоит учиться собственникам, которые получили свой бизнес нечестным путём. Бизнес-образование для таких людей, за некоторыми исключениями – это баловство. Они занимаются не повышением эффективности и развитием своего бизнеса, а куют механизм максимально быстрого выкачивания денег из доставшихся активов. Мыслят краткосрочными перспективами. Видимо, потому что боятся, что рано или поздно неправедно нажитую собственность конфискуют. Поэтому не видят для себя смысла инвестировать в повышение эффективности управления.

    К счастью, или к сожалению, но на MBA разграблению компаний и страны не учат. MBA – это про эффективность и развитие.

    Так кому же будет полезен MBA и какую программу выбрать?

    На примере бизнес-школы, которой руковожу, могу утверждать, что самую впечатляющую пользу от MBA получают собственники, которые сами создавали свои компании и хотят их дальнейшего роста, а также наёмные сотрудники, которые хотят карьеры и денег. И они готовы для этого пахать.

    Портрет идеального слушателя MBA , согласно моим наблюдениям, таков: 25 – 35 лет, карьерист, при этом карьера ещё только в начале пути – это либо младшее, либо среднее звено компании. Трудоголик. Конкретен по жизни и в делах. Хочет денег и готов их зарабатывать. Знает, что для карьеры нужны знания и диплом.

    При этом Executive MBA – так называются премиальные MBA высшего уровня – имеют иную аудиторию. Они для людей постарше, более опытных. Как правило, это 30 – 45 лет. Либо состоявшиеся собственники, либо топ-менеджеры. Также сюда попадают управленцы среднего звена, которые готовятся прыгнуть на топовые позиции. Мотивация у слушателей Executive MBA значительно отличается от целей MBA шников. Эти люди в меньшей степени нуждаются в карьерном росте (он уже и так впечатляющий), но всерьёз заинтересованы в повышении эффективности компаний, которыми руководят, а также собственном профессиональном и личностном развитии. Поэтому хорошие Executive MBA – это про рост и развитие во всех аспектах зрелого бизнеса.

    Если вы, уважаемый читатель, увидели себя в описанных примерах и подумываете об MBA , то вам точно будут интересны случаи, когда идти учиться всё равно не стоит.

    Ни в коем случае не стоит идти на MBA , до тех пор, пока вы не представляете себе, как будете строить карьеру. Т.е. не имеете хотя бы общего реального плана. Надежда на то, что после получения диплома карьера вас найдёт сама, и вы немедленно возглавите какой-нибудь ГазНефть – забудьте об этом. MBA – отличный помощник в построении карьеры, но чтобы эта помощь сработала, вы должны двигаться в чётком направлении. А не ждать манны небесной. Лично знаю нескольких человек, которые получив хороший западный MBA и вернувшись в Россию, были очень удивлены тем, что к ним не выстроилась очередь из работодателей. На Западе, кстати говоря, они тоже оказались никому не нужны.

    Также нельзя идти учиться в поисках себя. По принципу: "Я потерялся по жизни, пойду поучусь, может найду себя". MBA – это точно не про лечение тонкой душевной организации потерявшихся по жизни, это про жёсткий эффективный бизнес. Там никто не будет возиться с человеком в попытке возродить его из пекла.

    Ну и, наконец, резюмируя. MBA – это штучный товар, элитное бизнес-образование. Если человек ругает MBA – значит, он либо выбрал не ту школу, либо попал на программу не в тот период своей жизни. Или, как уже говорилось выше, на MBA ему не стоило идти вовсе. Но таких критиков, по моему мнению, немного, абсолютное большинство выпускников рейтинговых школ довольны полученным образованием. Намного чаще ругаются те, кто сам не учился, своего опыта не имеет. Почему ругаются? – Видимо, нравится им это дело – ругаться.