Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Как приготовить тортилью
  • Святогорский свято-успенский мужской монастырь. Святогорский свято-успенский монастырь в пушкинских горах

    Святогорский свято-успенский мужской монастырь. Святогорский свято-успенский монастырь в пушкинских горах

    6 июня в день рождения Александра Сергеевича Пушкина мы съездили на пушкинский праздник поэзии в Пушкинский заповедник, где вдоволь нагулялись по Михайловскому и окрестностям, а так же побывали в Святогорском монастыре на могиле великого русского поэта. Так что ближайшие несколько постов будут посвящены пушкинским местам.

    Поехали мы в Пушкинские Горы на рейсовом автобусе, который отходил от псковского автовокзала в 07.28 утра и уже через два часа, т.е. в 09.30, мы были на месте. Бесплатные маршрутки, которые в Пушкинский праздник доставляют всех желающих от автостанции Пушкинских Гор до Михайловского, где традиционно проходят все основные праздничные мероприятия, начинали ходить только с 10 утра и у нас еще оставалось время, что бы дойти до Святогорского монастыря, где находится могила А.С.Пушкина. С рассказа о монастыре я и начну свой фотоотчет о поездке.

    Синичья гора, на которой жителю пастуху Тимофею была явлена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, впервые упомянута в Псковской III летописи под 1566 годом. Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие - дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.

    Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.

    С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал Святогорский монастырь - приходил на ярмарки, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании "Бориса Годунова".

    Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора.

    Святогорский монастырь стал последним земным приютом и самого А.С. Пушкина. 6 (18) февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На нем надпись: "Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года".

    В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван.

    Успенский собор был восстановлен в 1949 году. Тогда здесь была открыта экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А.С.Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.

    В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был передан Русской Православной Церкви. Сегодня Успенский собор - это действующий храм, и его территория используется совместно Пушкинским заповедником и Псковской Епархией. В монастыре проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек). Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А.С. Пушкина «со сродники».


    Монастырь окружен старинной каменной оградой.


    Ступени, ведущие к Успенскому собору


    Могила А.С.Пушкина


    Надпись на памятнике: "Александръ Сергеевичь Пушкинъ. родился въ Москвъ 26 Маiя 1799 года, скончался въ С.-петербургъ 29 Января 1837 года".


    Родовое кладбище Ганибаллов-Пушкиных. Здесь похоронены: дед поэта Осип (Иосиф) Абрамович Ганнибал (скончался в 1806 году), бабушка Мария Алексеевна (1818), мать Надежда Осиповна (1836) и отец Сергей Львович (1848). Младший брат Платон, умерший в младенчестве в 1819 году, похоронен в Успенском соборе.


    Колокольня Успенского собора


    Какое же здесь все основательное!


    Мы зашли в Успенский собор. Там шла служба и фотографировать я, конечно, не стала.


    Мемориальная табличка напоминает, что гроб с телом поэта, доставленный сюда из Петербурга 5 февраля 1837 года, был установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии.


    От собора мы спускались уже по другой, но не менее основательной каменной лестнице.


    Если на территорию Успенского собора туристы могут проходить свободно, то остальная территория монастыря - для них закрытая зона.

    Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь (Россия, Псковская область, п. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, 1)

    Увидев на информационном щите при входе в монастырь запрет на фото и видеосъемку несказанно расстроилась. Получить разрешение можно было только одним способом – испросить его у настоятеля.
    Услышав в ответ: «Снимайте!», сияя от благодарности, я буквально взлетела вверх по лестнице туда, где у подножия тяжеловатого Успенского собора покоится прах Пушкина.
    Храм и небольшой некрополь семьи Пушкиных находятся на скромной по размерам площадке, так что нет возможности отойти подальше и выбрать более удобную точку для съемки, с которой собор Успения поместилась бы в кадр целиком.
    «Обитель основана в 1569 г. на Святой горе (прежде Синичьей) псковским наместником кн. Юрием Токмаковым по повелению царя Иоанна Грозного. Поводом к основанию послужили чудесные явления икон Божией Матери «Одигитрия» и «Умиление» и чудеса, бывшие от этих икон.

    Первоначально монастырь был построен деревянным, кроме соборного храма, но впоследствии все здания заменены каменными. В 1764 г. монастырь был зачислен в 3-й класс. В 1899 г. в память великого поэта А. С. Пушкина, погребенного в этой пустыни, определением Священного Синода возведен во 2-й класс.
    Храмов было два: соборный Успенский, построен в 1569 г. на месте явления иконы Божией Матери «Одигитрия»; приделы: правый — в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» (1770 г.); левый — во имя Покрова Божией Матери (1776 г.); во имя свт. Николая Чудотворца, каменный, у подошвы горы, (1844 г.).
    Чудотворных икон в обители три: явленная Святогорская икона Божией Матери «Одигитрия» древнего письма на кипарисовой доске; явилась в 1569 г. на Синичьей горе крестьянскому юноше Тимофею; икона Божией Матери «Умиление», богато украшенная; явилась в 1563 г. тому же юноше Тимофею в воздухе в чудном сиянии; чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Из монастыря совершалось 14 крестных ходов. Монастырю принадлежали три часовни.

    Внутри монастыря на Святой горе вокруг Успенского собора — кладбище. Напротив Успенского собора, на восточной стороне алтаря, вблизи спуска с горы к ограде, под белым мраморным памятником в виде пирамиды, погребен великий поэт А. С. Пушкин; рядом две плиты, под которыми погребены: дед его Иосиф Абрамович Ганнибал и бабушка Марья Алексеевна Ганнибал, урожденная Пушкина; здесь же погребены родители А С. Пушкина и другие его родные. При монастыре имелись: церковно-приходская одноклассная школа на 40 детей, странноприимный дом с отделениями для мужчин и женщин. В начале XX столетия в монастыре были игумен, 11 монахов и 22 послушника» — справочник-путеводительь «Монастыри русской православной церкви», М., 2001, с. 217-218.




    Святогорский Успенский монастырь, 2 класса, в Опочецком уезде, в 55 верстах от железнодорожной станции Остров, в 40 верстах от города Опочки, на горе, называемой Святою. Основан в 1569 году псковским наместником князем Юрием Токмаковым, по приказанию царя Иоанна Васильевича, на месте явления юродивому пастуху Тимофею иконы Пресвятой Богородицы - «Умиления» и обретения им там же иконы Одигитрии, названных впоследствии Святогорскими. Святая икона Умиление, бывшая прежде в Георгиевской приходской церкви пригорода Воронича, Псковской области, в 1563 году двукратно являлась в чудесном видении Тимофею; Богоматерь на этой иконе изображена увенчанной короною, с сидящим на её левой руке Богомладенцем, благословляющим правою рукой; празднование в честь этой святой иконы совершается 19 марта и в 9-ю пятницу после Пасхи; ныне она находится с левой стороны соборного храма Успения.

    В том же ярусе, на правой стороне, находится и святая икона Одигитрии, прославившаяся в 1569 году, после обретения ее Тимофеем, многими чудотворениями; празднование ей совершается 17 июля и 1 октября. В том же храме находится чудотворная Федоровская икона Богоматери. С этими святынями ежегодно совершается крестный ход на судах по рекам Сороти и Великой в Псков и город Остров в течение целого месяца, начиная с пятницы 2-й недели Петрова поста, при чем в следующее за этой пятницей воскресение Святогорские монастырские святыни торжественно обносятся в Пскове вокруг городской стены. С 28 августа по 28 сентября с ними бывает хождение в города Новоржев и Опочку. В монастыре находится могила А. С. Пушкина, на которой стоит небольшой мраморный памятник, изображающий обелиск, с помещенной внутри его погребальной урною. С 1885 года при монастыре одноклассная школа и странноприимный дом. (С.В. Булгаков Русские монастыри в 1913 г.// Русские монастыри. Центральная часть России, М., 1995).

    Места вокруг Святогорского монастыря необыкновенно красивы. Просторная пойма Сороти, тихие озера, сосновые леса, холмы, уютные усадьбы и парки, возрожденные в послевоенные годы, — все это умиротворяет, «умиряет» с бедами нашей жизни: дыхание становится глубоким, взгляд — внимательным и благодарным, сердце — отзывчивым. И вкупе с родными для всякого русского человека топонимами вроде Михайловского и Тригорского неизбежно погружает в историю, знакомую нам со школьных уроков литературы, но на тех далеких уроках представлявшуюся мертвой абстракцией, теперь же оживающую на глазах.

    Долгие годы Святогорский монастырь на Пушкинских горах имел лишь «местную» славу — благодаря хранившимся в Успенском соборе чудотворным иконам.

    После того как за алтарем соборного храма похоронили Александра Пушкина, сюда потянулись «паломники» из интеллигентного «сословия» со всей России. Там же находится знаменитый .

    В сущности, и сейчас монастырь по большей части знают как место упокоения великого поэта.


    Саша Митрахович 02.02.2018 09:45


    Предыстория основания Святогорского монастыря на Пушкинских горах, вместившая в себя некоторое количество небесных явлений и чудотворений, была запечатлена в монастырской рукописи, хранившейся в обители по крайней мере до 1821 года. Успенский собор на Святой горе строился как соборный храм новой Святогорской обители, основанной по повелению Ивана Грозного. Повелению этому предшествовал ряд собы. . .


    Саша Митрахович 02.02.2018 09:54


    История Святогорского монастыря неотделима от истории Успенского собора, с которого и началась жизнь обители, собор это главный храм и «хранитель» всех основных святынь монастыря.

    Святогорский монастырь, будучи отдален от крупных центров, жил тихой молитвенной жизнью, лишь изредка возмущаемой военными опасностями и мелкими нестроениями.

    Самая грозная военная угроза монастырю относится к первым годам существования обители, а точнее, к 1581 году, когда на протяжении полугода войска польского короля Стефана Батория безуспешно осаждали Псков.

    Обратный путь был несколько иным. «Путешествие» чудотворных образов по городам и весям Псковской губернии продолжалось в общей сложности месяц. С 1874 года оно стало исключительно сухопутным, до этого же по большей части совершалось водным путем: по реке Великой.

    Цель крестного хода с чудотворными святогорскими иконами в старой монастырской записи сформулирована в следующих выражениях:

    «Общенародного ради моления, дабы Господь Бог дал тихо и мирно и безмятежно житие и избавил бы от междоусобныя брани, от глада и мора и от нашествия поганых на Российскую землю».


    Саша Митрахович 02.02.2018 11:07

    Две великие святыни Успенского собора сохранились, несмотря на разорения XX столетия. Это — явленная икона Божией Матери «Одигитрия» и еще одна икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями, — Феодоровская. Увы, не обошлось и без потерь. Уже в послевоенное время была утрачена икона Божией Матери «Умиление», явившаяся пастуху Тимофею в 1563 году.


    Саша Митрахович 02.02.2018 11:10

    Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь — один из почитаемых не только на Псковщине, но и во всей России. Он был основан в 1569 году. Александр Сергеевич Пушкин во время своей михайловской ссылки часто бывал здесь, работал в монастырской библиотеке, собирая материал для трагедии «Борис Годунов». Здесь же, у стен Успенского собора, находится могила поэта.

    История Святогорского монастыря

    Основанию монастыря предшествовали чудесные явления иконы Богородицы. В 1563 г. в деревне Луговка , что по дороге в Тригорское , блаженному отроку Тимофею явилась икона Божией Матери «Умиление» ; позднее на этом месте была построена часовня. Спустя три года, в 1566 году на Синичьей горе произошло явление иконы Божией Матери «Одигитрия» , отмеченное многими чудесами исцеления. По указу Ивана Грозного псковский наместник Юрий Токмаков в 1569 году построил здесь храм Успения Пресвятой Богородицы , престол которого был устроен над пнем той сосны, где явилась чудотворная икона. Иван Грозный в ознаменование открытия обители прислал 15-ти пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном» , поскольку «пел жалостно».



    Вплоть до царствования императрицы Екатерины Великой монастырь был первоклассным, а затем низведен до уровня 3-классного. Монастырю принадлежали значительные земельные угодья, проводились ярмарки.

    Первое каменное строение Святогорского монастыря — Успенский собор . Он был построен в традиционных формах псковской архитектуры: из известняковых плит, трехапсидный, однокупольный, с пролетной звонницей над притвором. Внешне храм казался приземистым. Толщина стен составляла 1,5-2 м. Он возвышается на вершине Синичьей (Святой) горы. В 1575 году у подножия холма была выстроена деревянная церковь в честь святителя Николая Чудотворца . Над Святыми воротами до 1764 г. возвышалась деревянная церковь св. Параскевы Пятницы . Деревянными были и настоятельские и братские келии, служебные постройки.

    В XVIII в. монастырские здания были перестроены в камне. В 1770 и 1776 годах к Успенскому собору были пристроены кирпичные приделы в честь Богоматери Одигитрии (южный) и Покрова Божией Матери (северный). В 1764 году на средства помещика И.Львова и коллежского асессора М.И.Карамышева начали возводить «каменную четвероугольную новоманерную колокольню «. Строительство было завершено к 1821 г. На третьем ярусе колокольне были устроены «железные боевые часы с четвертями». Общая высота колокольни, с высоким шпилем, яблоком и крестом, составила 37 м — столько же, сколько прожил Пушкин.





    На месте Никольской церкви, сгоревшей в 1784 году, была выстроена небольшая каменная, теплая. Пятницкая церковь была перенесена за монастырские стены и в дальнейшем использовалась в качестве приходской. Были перестроены в камне монастырские корпуса.


    Монастырская стена изначально была деревянной. В 1790-е годы она была заменена каменной, из гранита и булыжника. В это же время были построены две лестницы, ведущие на Святую гору и ограда вокруг нее. На территории монастыря были устроены торговые ряды, проводились ярмарки, дававшие монастырю дополнительный доход.

    Пушкин и Святогорский монастырь

    Пушкин был сослан в Михайловское за «афеизм», т.е. атеизм. Настоятель монастыря игумен Иона (род. в 1759 г.) осуществлял за ним духовное наблюдение. Поэт каждую неделю посещал его, у них сложились сердечные отношения. Секретный агент III отделения А.К.Бошняк, собирающий сведения о ссыльном поэте, записал следующее: «От Игумена Ионы узнал я следующее: Пушкин иногда приходит в гости к Игумену Ионе, пьет с ним наливку и занимается разговорами. Кроме Святогорского монастыря и г-жи Осиповой он нигде не бывает, но иногда ездит в Псков; обыкновенно ходит он в сюртуке, но на ярморках монастырских иногда показывается в русской рубашке и в соломенной шляпе. Но вопрос мой «Не возмущает ли Пушкин крестьян?» Игумен Иона отвечал: «Он ни во что не мешается и живет как красная девка» .

    Игумен Иона не обучался в семинарии и постиг «токмо российскую грамматику». По описаниям современника, это был простой, добрый, несколько рыжеватый, малорослый старец. Возможно, он стал одним из прототипов летописца Пимена в трагедии «Борис Годунов» . В текст включены и многочисленные поговорки благочестивого игумена, обладавшего простонародной мудростью. В черновиках к «Повестям Белкина» Пушкин записал такую пословицу игумена Ионы: «А вот то будет, что и нас не будет» .

    И хоть бесчувственному телу
    Равно повсюду истлевать,
    Но ближе к милому пределу
    Мне все б хотелось почивать.

    И пусть у гробового входа
    Младая будет жизнь играть,
    И авнодушная природа
    Красою вечною сиять.

    На территории Святогорского монастыря, подле Успенского собора были погребены дед и бабушка поэта — О.А и М.А.Ганнибалы (1806, 1818 гг.), младший брат Платон (1817-1819). Весной 1836 года здесь же была похоронена мать Пушкина, Надежда Осиповна .


    Погребение Пушкина

    Пушкин скончался 29 января (10 февраля) 1837 года, через день после дуэли с Дантесом. Император Николай I распорядился: «Хоронить подалее от обеих столиц» . В ночь с 3 на 4 февраля из Санкт-Петербурга вывезли гроб с телом Пушкина, который сопровождали друг поэта А.И.Тургенев и дядька Никита Козлов. 5 февраля гроб доставили в Святые горы и поместили в южный придел собора. Утром 6 февраля настоятель монастыря архимандрит Геннадий, столетний старик, отслужил заупокойную службу. И в этот же день тело Александра Сергеевича Пушкина было погребено у алтарной стены Успенского собора, рядом с могилами своих родных. На его могиле был установлен простой деревянный крест.

    «Умер он. Песня его умолкла. Погребальный звон колокола над его гробом отозвался в Русской земле печальною вестью: Пушкина нет! Светлая весна скоро зазеленеет и в тающем снеге псковских лесов впервые обнажит холодную безмолвную могилу великого русского поэта…» (Н.Полевой, известный журналист XIX века).

    Весной 1837 года по распоряжению П.А.Осиповой гроб с телом Пушкина был помещен в подземный кирпичный склеп. В августе 1841 года бывший упрявляющий Михайловского М.Н.Калашников над склепом установил памятник, выполненный по заказу вдовы Н.Н.Пушкиной петербургским «каменных дел» мастером А.Пермагоровым из лучшего итальянского мрамора.

    У могилы Пушкина всегда много цветов. Местные старушки даже на этом немного зарабатывают: продают приезжим туристам букеты по 50 рублей. А в Святогорском Свято-Успенском монастыре ежедневно молятся об упокоении души раба Божьего Александра «со сродники».

    Пушкин родился в Москве, умер в Петербурге, а похоронен на Псковщине, в Святогорском монастыре…

    Свято-Успенский Святогорский монастырь является православным мужским монастырем, расположенным в Псковской области, а именно в селе Пушкинские Горы. Святогорский монастырь был основан по приказу царя Ивана Грозного в 1569 году и еще издавна входил в состав наиболее почитаемых монастырей на Руси. Монастырь получал безвозмездно огромное количество даров, наиболее ценными из которых был колокол, подаренный царем Иваном Грозным, вес которого достигал 15 пудов, а также Евангелие, пожалованное царем Михаилом Федоровичем. На сегодняшний день можно увидеть немного осколков от колокола, который был отлит по заказу игумена Иннокентия в 1753 году в городе Москва.

    Важные изменения ждали обитель в 18 веке, когда российская граница передвинулась к балтийским берегам, а особенно после приказа Екатерины II, согласно которому монастырь стал в ряды третьеразрядных обителей, а все его земли отошли в государственную казну. Начиная с 19 века, Святогорский монастырь был тесно связан с именем Пушкина Александра Сергеевича. Знаменитый поэт, пребывая в Михайловском, часто приходил сюда в непростые моменты своих творческих исканий. При написании драмы «Борис Годунов» Александр Сергеевич стремился наиболее исторически правдиво перенести на страницы характеры своих персонажей, именно поэтому поэт проводил много времени в монастырской библиотеке, изучая летописные источники в светелке одного из «братских» корпусов.

    По всему периметру монастырь окружен каменной оградой. В здание монастыря ведет пара ворот, одни из которых Святые, а другие – Пятницкие, которые ранее располагались рядом с утраченной Пятницкой церковью.

    Неподалеку от Святых ворот стоит дом наместника, который был выстроен в 1911 году. Названные в честь утраченной церкви Никольские ворота ведут на торговый двор обители. К Анастасиевским воротам тесно примыкает старая каменная светелка, предназначенная для привратника. Каменные лестницы ведут прямо к Успенскому собору, а затем к фамильному кладбищу Пушкиных-Ганнибалов. В 18 столетии к старинному Успенскому собору были пристроены два придела – Одигитриевский и Покровский. Именно в Одигитриевском приделе находился гроб А.С. Пушкина в ночь перед погребением.

    В Свято-Успенском монастыре на фамильном кладбище рода Пушкиных-Ганнибалов имеются захоронения членов семьи: деда Пушкина – Осипа Абрамовича, бабушки – Марии Алексеевны, матери – Надежды Осиповны и отца – Сергея Львовича. В 1819 году умер Платон – младший брат поэта, который был похоронен при Успенском соборе.

    Именно Святогорский монастырь стал последним приютом великого поэта. Зимой 6 февраля 1837 года после панихиды тело поэта предали земле, неподалеку от алтарной стены. По прошествии четырех лет здесь был установлен большой мраморный памятник, который был заказан вдовой Пушкина петербургскому мастеру монументальных дел Пермогорову А.М.. В 1924 году Святогорский монастырь закрыли.

    Как известно, огромное количество монастырей в большей мере пострадали в продолжение Великой Отечественной войны. Успенский собор восстановили только в 1949 году. В этом месте была открыта экспозиция, которая стала посвящением истории монастыря, а также жизни, творчеству, дуэли и похоронам А.С. Пушкина.

    В середине 1992 года Святогорская обитель была возвращена в бессрочное пользование Российской Православной церкви. Весной 29 мая при участии Московского Патриарха Алексия II в торжественной обстановке возобновили службы в Свято-Успенском монастыре, а именно в Успенском соборе.

    На данный момент собор работает, а прилегающая к нему территория активно используется в сотрудничестве с Пушкинским заповедником, а также епархией. На сегодняшний день при монастыре проживает примерно 25 монахов и послушников, хотя в пушкинское время их число не превышало десяти человек. Монахи работают на монастырских землях, занимаясь сельским хозяйством. При монастыре существует церковная воскресная школа. Согласно благословению церковного наместника, монахи активно принимают паломников. В утреннее и вечернее время, согласно монастырскому уставу, проводятся службы, при этом каждый день монашеская братия молится об упокоении души раба Божьего Александра.