Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Как приготовить тортилью
  • Sds роста расчет. Современная диагностика низкорослости у детей

    Sds роста расчет. Современная диагностика низкорослости у детей

    Данный калькулятор оценивает вес и рост ребенка в соответствии с его возрастом с точностью до дня. В отличие от , данный калькулятор даёт комплексную оценку веса в строгом соответствии с ростом и возрастом ребенка.

    Диапазоны значений, методики и рекомендации составлены на основе методических материалов, разработанных всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), которая провела обширное исследование развития здоровых детей разных национальностей и географических зон.

    Пожалуйста, помните, что наш калькулятор формирует результаты исключительно на основе тех данных, которые вы указали. Если вы произвели измерения с большой погрешностью, то результат окажется неточным. Особенно это касается измерения роста (или длины тела).

    Если наш калькулятор показывает вам наличие какой-либо проблемы, то не спешите паниковать: измерьте рост заново, и пусть измерения сделают два разных человека по очереди и независимо друг от друга.

    Рост или длина тела

    У малышей до двух лет принято измерять длину тела в положении лёжа, а с двух лет измеряют рост, соответственно, в положении стоя. Разница между ростом и длиной тела может достигать 1 см, что может повлиять на результаты оценки. Поэтому, если для ребенка до 2-х лет вы укажете рост, вместо длины тела (или наоборот), то значение автоматически преобразуется к необходимому для правильного расчета.

    Какой бывает рост (длина тела)

    Рост является важнейшим показателем, который следует контролировать ежемесячно (см. ). Получение оценок "низкорослый" и "очень низкорослый" может быть следствием недоношенности, заболевания, отставания в развитии.

    Большой же рост редко является проблемой, однако оценка "чрезвычайно высокий" может указывать на наличие эндокринного расстройства: такое подозрение также должно возникнуть в случае, если у очень высокого ребенка оба родителя имеют обычный средний рост.

    Крайне низкорослый Значительное отставание в росте. Также может привести и к избытку веса. Необходимо участие специалиста для выявления и устранения причины отставания. Низкорослый Отставание в росте. Также может привести и к избытку веса. Необходима консультация специалиста. Ниже среднего Низкий ребенок, рост в пределах нормы. Средний Такой рост у большинства здоровых детей. Выше среднего Высокий ребенок, рост в пределах нормы. Высокий Такой большой рост встречается не часто, однако он не указывает на наличие каких-либо проблем, поэтому считается нормой. Обычно такой рост является наследственным. Очень высокий (чрезмерно высокий?) Чрезмерный рост у ребенка обычно бывает наследственным и сам по себе не является проблемой. Однако, в ряде случаев такой рост может быть признаком эндокринного заболевания. Поэтому, исключите вероятность эндокринного расстройства, проконсультировавшись у специалиста. Рост не соответствует возрасту Вероятно, вы ошиблись при указании роста или возраста ребенка.
    Если же рост малыша действительно такой, как вы указали, то имеет место значительное отклонение от нормы, которое заслуживает особого внимания опытного специалиста.

    Как вес соответствует росту

    Соотношение роста и веса дает наиболее осмысленное представление о гармоничности развития ребенка, оно выражается в виде числа и называется Индексом Массы Тела, или сокращенно ИМТ. По этой величине объективно определяют проблемы, связанные с весом, при их наличии. А если таковых нет, то убеждаются, что показатель ИМТ в норме.

    Обратите внимание, что нормальные значения индекса массы тела для детей кардинально отличаются от таковых показателей для взрослых и очень сильно зависят от возраста ребенка (см. ). Естественно, что наш калькулятор оценивает ИМТ в строгом соответствии с возрастом ребенка.

    Крайнее истощение, выраженный дефицит массы тела Выраженный дефицит массы тела. Сильное истощение. Необходима коррекция питания и лечение по назначению врача. Истощение, дефицит массы тела Дефицит массы тела. Недостаточный вес для указанного роста. Рекомендуется коррекция питания по назначению врача. Пониженный вес Вес в пределах нормы. Ребенок менее упитан, чем большинство сверстников. Норма Идеальное соотношение веса и роста. Повышенный вес (риск избыточного веса) Вес ребенка в норме, но существует риск набора избыточного веса.
    В данном случае показано обратить внимание на вес родителей ребенка, т.к. наличие ожирения у родителей значительно повышает риск набора избыточного веса ребенком.
    В частности, если у одного из родителей есть ожирение, то с вероятностью 40% ребенок будет набирать избыточный вес. Если ожирение у обоих родителей, то вероятность возникновения избыточного веса у ребенка возрастает до 70%.
    Избыточный вес Рекомендуется коррекция питания по назначению врача. Ожирение Необходима коррекция питания и лечение по назначению врача. Ожирение : Необходима коррекция питания по назначению врача. Не поддается оценке Вероятно, вы ошиблись при указании роста, веса или возраста ребенка.
    Если все данные указаны верно, то имеет место значительное отклонение показателей от нормы, что требует особого внимания опытного врача.

    Какой бывает вес

    Простая оценка веса (на основании возраста) обычно дает лишь поверхностное представление о характере развития ребенка. Однако получение оценок "Низкий вес" или "Крайне низкий вес" является весомым поводом для консультации у специалиста (см. ). Полный список возможных оценок веса приведен ниже:

    Сильный недовес, крайне низкий вес Недовес, низкий вес Вероятно, ребенок истощен или существует задержка развития. Необходимо проконсультироваться у специалиста. Меньше среднего Вес ниже среднего, но в пределах нормы для указанного возраста. Средний Такой вес характерен для большинства здоровых детей. Больше среднего В данном случае соответствие норме следует оценивать по индексу массы тела (ИМТ). Очень большой В данном случае оценка веса производится по индексу массы тела (ИМТ). Вес не соответствует возрасту Вероятно, вы ошиблись при указании веса или возраста ребенка.
    Если все данные верны, то у малыша возможно имеются проблемы с развитием, весом или ростом. Для уточнения смотрите оценки роста и ИМТ. И обязательно проконсультируйтесь у опытного специалиста.

    ПЕРЦЕНТИЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РОСТА И ВЕСА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ


    Рис.3

    ПЕРЦЕНТИЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РОСТА И ВЕСА ДЛЯ ДЕВОЧЕК


    Рис.4

    На рисунках 3 и 4 показаны значения роста для мальчиков и девочек. Например, мальчику 6 лет и его рост 110 см. Вы отмечаете точку пересечения линии, проведенной вверх от цифры 6 с горизонтальной линией на уровне 110 см и убеждаетесь, что рост Вашего ребенка соответствует норме. Вы также видите, что в этом возрасте у нормальных, здоровых детей рост может быть от 108 до 122 см.

    Другой пример: Ребенку 14 лет и его рост 135 см. Вы видите, что его рост находится за нижней границей нормы. Следует немедленно обратиться к врачу и установить причину задержки роста ребенка.

    Что такое перцентили (процентили)?

    По-английски это слово означает «процент». Средняя линия - 50-я перцентиль - это средний показатель роста для данного возраста. Нижняя линия графика - 3-я перцентиль (процентиль). Такой рост имеют 3% детей данного возраста. Верхняя линия графика - 97-я перцентиль. Такой рост также имеют 3% детей данного возраста, только 3-я перцентиль - это 3% детей с наименьшими показателями, а 97-я - это 3% детей с наибольшими показателями для данного возраста. Если рост ребенка ниже 3-ей перцентили или больше 97-й, то следует обязательно обратиться к врачу.

    По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

    Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

    Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это - зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
    распределение детей по окружности головы

    Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го - низкий, 10-25-го - ниже среднего, 25-75-го - средний, 75-90-го - выше среднего, 90-97 - высокий и последних трех ребят - очень высокий.

    Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

    По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

    Проблема задержки роста у детей является одной из актуальных проблем современной педиатрии . По данным популяционных исследований 3% детского населения Российской Федерации страдают низкорослостью .

    Причины задержки роста гетерогенны, в связи с чем необходимо проведение своевременного комплексного обследования для дифференциальной диагностики клинических вариантов, от правильного определения которых зависит дальнейшая тактика ведения больного .

    Расширение современных возможностей диагностики эндокринных и неэндокринных причин низкорослости, расшифровка молекулярно-генетических основ гормональной регуляции роста ребенка позволяют установить этиологию у подавляющего числа детей с задержкой роста .

    Целью настоящего исследования было изучить структуру задержки роста у детей в возрастно-половом аспекте на основании применения современных методов диагностики.

    Материалы и методы исследования

    Обследовано 128 детей с диагнозом «задержка роста», находящихся в стационаре клиники пропедевтики детских болезней Клинической больницы им. С. Р. Миротворцева г. Саратова в период с 2014 по 2015 г. Мальчиков — 92 и девочек — 36. Возраст обследуемых составил от 1 до 17 лет.

    В исследование не включались дети с задержкой роста, обусловленной генетическими и хромосомными заболеваниями, а также дети с тяжелой сопутствующей соматической патологией.

    Методы исследования включали в себя: сбор жалоб и анамнестических данных с оценкой роста родителей пациента, комплексную оценку физического развития: антропометрию, подсчет показателей коэффициента стандартного отклонения (SDS) роста, индекса массы тела (ИМТ), SDSИМТ при помощи программы «Медицинский калькулятор Auxology». Половое развитие оценено соответственно стадиям по шкале Таннер, дополнительно у мальчиков проведена орхиометрия орхидометром Прадера с определением объема яичек. Костный возраст детей, а также его степень отставания от паспортного были определены при рентгенографии запястья кисти с помощью радиологического атласа (W. W. Greulich, S. I. Pyle, 1959). Лабораторные исследования включали в себя: определение уровня инсулиноподобного фактора роста 1 (ИФР-1) сыворотки крови, базальный уровень тиреотропного гормона (ТТГ), Т4 св, гонадотропинов (лютеинизирующий гормон, фолликулостимулирующий гормон), тестостерона методом иммуноферментного анализа. Соматотропный гормон (СТГ) — стимулирующие пробы (клофелиновая и инсулиновая проба) проводились по строгим показаниям: SDS роста — 2 и более, отставание костного возраста на 2 года и более. Референсные значения: выброс СТГ более 10 нг/мл — отсутствие СТГ дефицита, СТГ от 7 до 10 нг/мл — парциальный дефицит, СТГ менее 7 нг/мл — тотальный дефицит СТГ. При подтвержденном диагнозе «СТГ-дефицит» пациентам проводились магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга, а также молекулярно-генетическое исследование на панели custom Amliseq_HP (панель гипопитуитаризма).

    Статистический анализ данных выполнен с помощью пакета программ XLStatistics, Version 4.

    Результаты исследования и их обсуждение

    Анализ полученных данных показал, что задержка роста в 2,5 раза чаще встречалась у мальчиков во всех возрастных группах (72% — мальчики, 28% — девочки соответственно). Медиана возраста обращения составила 11 лет у девочек, 12 лет у мальчиков.

    При оценке возраста обращения было выявлено, что 70% детей обратились за медицинской помощью в возрасте старше 10 лет, 24% — в 4-9 лет и 5,5% — в возрасте 1-3 лет. При оценке сроков начала видимого отставания в росте выявлено, что только у 13% задержка роста впервые была зафиксирована старше 10 лет, в то время как у 39% — с 1-3 лет, у 13% — от 4 до 6 лет, у 11% — от 7 до 10 лет, у 11% — с рождения. Анализ полученных данных указывает на преобладание детей с задержкой роста в старшей возрастной группе. Однако выявленное несоответствие сроков начала отставания в росте со средним возрастом обращения детей свидетельствует о низкой настороженности к проблеме задержки роста в младшем возрасте, несмотря на ежегодную диспансеризацию.

    При оценке физического развития было отмечено, что SDS роста составлял у 25% детей -1,8/-2,0; у 55% пациентов -2,0/-3,0; и 20% больных имели SDS роста ниже -3,0. Медиана SDS роста составила -2,3 (min -1,8, max -4,6). По показателям SDSИМТ 53% имели нормальные показатели веса, у 34% — отмечено пониженное питание, 8% — избыток массы тела и у 5% — ожирение 1 ст.

    При оценке полового развития было выявлено, что 78% детей вступили в возраст пубертата. Однако 16% из них имели сочетание задержки роста и полового развития, причем у мальчиков подобное нарушение встречалось в 7 раз чаще.

    При оценке костного возраста детей было отмечено, что у 37% — костный возраст отставал от паспортного менее чем на 2 года, у 13% костный возраст отставал на 2-3 года, у 34% — более чем на 3 года. У 16% обследуемых детей костный возраст соответствовал паспортному, в данной подгруппе в 3% случаев имелась семейная отягощенность по низкорослости.

    Следуя алгоритму обследования, всем детям была проведена оценка функции щитовидной железы и половых желез. Результаты гормонального профиля позволили исключить гипотиреоз и первичный гипогонадизм как причины эндокринно-зависимой задержки роста.

    По стандарту обследования 48 детям с выраженным отставанием костного возраста от паспортного, а также по показателям SDS роста -2 и более были проведены СТГ-стимулирующие тесты для выявления дефицита гормона роста. По результатам обследования 33% больных имели тотальный дефицит гормона роста, у 46% детей выброс СТГ соответствовал парциальному дефициту, 21% детей имели выброс СТГ выше 10 нг/мл, что исключало диагноз СТГ-дефицит.

    38 детям с подтвержденным диагнозом «СТГ-дефицит» была проведена МРТ головного мозга с целью исключения органических причин нарушения секреции гормона роста. У 4 детей были выявлены структурные изменения гипофизарной области в виде гипоплазии гипофиза, септооптической дисплазии, аплазии межжелудочковой перегородки, аденомы и микроаденомы гипофиза.

    Следуя алгоритму обследования, детям с подтвержденным СТГ-дефицитом (n = 38), с целью выявления генетических дефектов — как причины нарушения функции гипофиза, было проведено молекулярно-генетическое обследование методом параллельного секвенирования (платформа Ion Torrent) на панели custom Amliseq_HP. Данная панель охватывает 45 400 пар оснований генов (95,6%), ответственных за развитие гипопитуитаризма. У 4 обследуемых детей были выявлены известные гемизиготные мутации генов, описанные при задержке роста: p. L139R в гене GLI2, p. D310V в гене IGSF1, p. S4R в гене GNRHR, p. S241Y в гене SPRY4.

    В ходе обследования группы детей с подтвержденным СТГ-дефицитом (n = 38) достоверной связи между структурными изменениями гипоталамо-гипофизарной области и генетическими дефектами не было выявлено.

    Таким образом, результаты комплексного обследования позволили установить структуру и этиологию задержки роста у детей.

    Выводы

    1. В структуре низкорослости СТГ-дефицит составил 30%, конституциональная задержка роста — 56%, конституциональная задержка роста и пубертата — 12% и семейная низкорослость — 2%.
    2. Выявлены половые различия: у мальчиков низкорослость встречалась в 2,5 раза чаще, чем у девочек, и в 7 раз чаще сочеталась с задержкой пубертата.
    3. Установлено несоответствие сроков начала отставания в росте со средним возрастом обращения детей, что свидетельствует о позднем обращении и низкой настороженности к проблеме задержки роста в младшей возрастной группе, несмотря на ежегодную диспансеризацию.
    4. Применение современных методов обследования позволяет уточнять этиологию различных вариантов низкорослости у детей в подавляющем числе случаев.

    Литература

    1. Дедов И. И., Тюльпаков А. Н., Петеркова В. А. Соматотропная недостаточность. М.: ИндексПринт. 1998.
    2. Касаткина Э. П. Задержка роста у детей: дифференциальная диагностика и лечение: метод, рекомендации / М., 2003.
    3. Вельтищев Ю. Е. Рост ребенка: закономерности, отклонения, патология и превентивная терапия // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1994. Прилож. 80.
    4. Дедов И. И., Семичева Т. В., Петеркова В. А. Половое развитие детей: норма и патология. 2002.
    5. Кравец Е. Б. Особенности психологической адаптации детей и подростков с низкорослостью // Российский педиатрический журнал. 2001. № 4. С. 17-20.
    6. Петеркова В. А., Касаткина Э. П. Задержка роста у детей. Дифференциальная диагностика и лечение, методическое пособие. М.: ИМА-пресс. 2009.
    7. Кучумова О. В. Факторы риска и клинико-патогенетическая характеристика различных форм низкорослости у детей. Авторефер. дис. … канд. мед. наук. 2008.

    Н. Ю. Филина 1 , доктор медицинских наук
    Н. В. Болотова, доктор медицинских наук, профессор
    К. А. Назаренко

    ФГБОУ ВО СГМУ им. В. И. Разумовского МЗ РФ, Саратов

    Фазы линейного роста
    Нормальные темпы роста человека можно разделить натри периода, находящихся под контролем различных факторов: период младенчества, детство и пубертат.
    Рост в младенчестве в значительной степени находится под влиянием факторов питания, имеющих решающее значение в первые два года жизни ребенка. В этом периоде у некоторых детей могут наблюдаются ускоренные или замедленные темпы роста, поэтому скорость роста в первые годы жизни в большей степени определяет прогноз конечного роста, чем длина при рождении.
    Дальнейший пропорционально стабильный рост в детстве до достижения пубертатного возраста непосредственно регулируется гормоном роста, а также тиреоидными гормонами, гормонами надпочечников.
    В пубертатном периоде совместное действие гормона роста и половых стероидов (эстрогенов) приводит к ускорению темпов роста (пубертатный ростовой скачок), прогрессивному костному созреванию, приводящему к закрытию зон роста и, в конечном счете, к достижению конечного роста.

    Именно эстрогены ответственны за закрытие зон роста как у женщин, так и у мужчин.

    Половые различия
    Конечный рост мужчин в среднем на 13 см выше, чем у женщин. В детстве начало пубертатного ростового скачка у девочек наступает раньше, чем у мальчиков. В силу этого, в возрасте 10-13 лег девочки, в среднем, выше мальчиков.

    Темпы роста
    В пределах одного пола могут наблюдаться межиндивидуальные различия в темпах роста (или скорости достижения конечного роста). Скорость костного созревания, ее задержка или ускорение, определяет время начала и длительность полового развития. Часто эти особенности имеют семейный характер, указывая на вовлеченность генетических факторов. Сравнение «костного возраста» (определяется по рентгенограмме кистей рук с лучезапястными суставами) с хронологическим возрастом имеет важное значение в прогнозировании роста.

    Конечный рост
    Конечный рост определяется как достигнутый человеком рост на момент снижения темпов роста менее 2 см/год, что можно подтвердить закрытием зон роста на рентгенограмме кистей рук. Конечный рост генетически детерминирован. Прогнозируемый конечный рост может быть рассчитан у каждого ребенка индивидуально, исходя из роста его родителей.

    Оценка роста . Измерение роста. От рождения до двух лет рост измеряют в положении лежа, используя специальную измерительную доску. Для фиксирования ребенка ровно на доске обычно требуются двое взрослых. Измерение производят от макушки до пяток.

    Детей старше двух лет измеряют стоя, с помощью настенного стадиомстра. Во избежание ошибок измерения ребенок должен стоять в правильной позиции: пятки вместе, пятки, ягодицы и лопатки прижаты к вертикальной основе стадиометра. Голова располагается в позиции «плоскости Франкфурта»: нижний край глаза и наружный слуховой проход должны находиться на одной горизонтальной линии. Измерение производят на выдохе.

    В целях минимизации ошибки при расчете скорости роста (см/год), интервал между измерениями роста должен составлять как минимум 6 мсс. Измерения должны проводиться на одном и том же стадиометре, желательно одним и тем же персоналом.
    Измерение роста сидя и сравнение с длиной ног (рост стоя - рост сидя) проводят с целью оценки пропорциональности телосложения.

    Средний родительский рост определяет генетический рост ребенка, который расчитывается по формуле:
    - Для мальчиков = рост отца+рост матери/2+6,5 см;
    - Для девочек = рост отца+рост матери/2-6,5 см (коэффициент стандартного отклонения).

    Для оценки соответствия индивидуального роста ребен¬ка референсным для соответствующего возраста и пола данным используют «коэффициент стандартного отклонения» (SDS, standard deviation score), показывающий сколько стандартных (сигмальных) отклонений составляет разница между средним арифметическим и измеренным значением. Расчет SDS роста производится по формуле:
    - SDS роста = (х-X)/SD, где х - рост ребенка, X - средний рост для данного хроно¬логического возраста и пола, SD - стандартное отклонение роста для данного хронологического возраста и пола Кривые роста.

    Скорость роста
    Анализ скорости роста позволяет выявить отклонение от кривой роста в ранние сроки. Для оценки скорости роста необходимо располагать данными как минимум двух точных измерений. Для минимизации погрешностей расчетов, предпочтительнее, чтобы интервал между измерениями был не менее 6 месяцев.

    При нормальном или незначительно сниженном росте, скорость роста является ключевым показателем патологического процесса. Поскольку параметр оценивается в возрастном аспекте, предпочтительнее пользоваться SDS скорости роста. Скорость роста и SDS скорости роста наиболее информативны у детей допубертатного возраста. У детей старше 10-11 лет оценка данных показателей может быть сопряжена со значительными погрешностями в связи с быстрой динамикой скорости роста в этом возрасте и разными сроками вступления в пубертат.