Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Реконкиста — гром победы. Реконкиста в испании Реконкиста основные вехи объединяющее значение

    Реконкиста — гром победы. Реконкиста в испании Реконкиста основные вехи объединяющее значение

    Определение

    Реконкиста представляет собой длительное отвоевание земель, которые находились во владении арабов и мавров, христианами Пиренейского полуострова. Среди христиан преимущественно были испанцы, португальцы, а также каталонцы. Это была настоящая битва христианской и мусульманской религий, культур и мировоззрений. Реконкиста проходила с переменным успехом, так как в жизни правителей Испании происходили разные события. Территория Испании была поделена на несколько королевств, монархи которых воевали не только с маврами, но и между собой.

    Реконкиста занимает очень большую часть испанской истории.

    Начало Реконкисты - когда началась

    Реконкиста началась после того, как значительная часть Пиренейского полуострова была занята арабскими эмирами еще в первой половине VIII века.

    В 722 году на территорию Астурии прибил отряд карателей, которым командовал мавр Алькам. Вместе с отрядом прибыл епископ Севильи. Он требовался для того, чтобы попытаться убедить Пелайо сдаться. Отряд карателей отправился в долину Ковадонга в надежде найти христиан. Но, проходя через ущелье, арабы были встречены христианами и разбиты, в том числе и Алькам, который пал в бою.

    Когда известие о смерти Алькамы дошло до Мунусы, тот решил оставить Хихон и отправиться навстречу войску Пелайо. Столкновений двух армий произошло около современного города Овьед, где войска Мунуса были полностью разгромлены, а их предводитель убит. Именно с этого момента начинается история Реконкисты.

    Когда завершилась реконкиста

    Окончание Реконкисты произошло в 1492 году, когда силами Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской был изгнан последний арабский правитель с полуострова Иберия. Им удалось также объединить значительную часть Испании под своей властью, а также включить в 1512 году в состав Испании Наварра.

    Впрочем, битвы против арабов не удерживали королевства христиан от войн друг с другом или заключения временного перемирия с мусульманскими правителями. Очень часто среди жен мавританских эмиров можно было встретить христианку. Спустя некоторое время Королевство Кастилия и Леон собрали большую армию, которой было вполне достаточно, чтобы завоевать последний арабский эмират – Гранаду. Но королевство предпочло неплохой доход с Гранады, которая являлась главным путем поставки африканского золота в европейские средневековые страны.

    Википедия о реконкисте

    В википедии представлены интересные факты про то, как удалось остановить продвижения мавров в европейские страны, а также рассказано о легендарной битве при Пуатье, которая состоялась в 732 году.

    Две мощные армии встретились друг с другом между Туром и Пуатье. На сегодняшний день историки не установили точного места этого сражения. По одной из версий битва произошла именно под Пуатье, а вот что касается даты. Так было выдвинуто несколько теорий от середины осени 732 года до конца осени 733 года.

    Итог этой великой битвы стал катастрофическим разгромом мавританской армии, а также смертью Абд ар-Рахмана. Воспользовавшись ночью, остаткам арабской армии удалось бежать. Армия франков не собиралась преследовать врага, а принялась разделять награбленное имущество маврами. Разделив трофеи, Карл Мартел с почестями вернулся на родину.

    Реконкиста — освобождение испанскими христианами расположенного на крайнем юго-западе Европейского континента Пиренейского полуострова от мусульман: берберов и арабов. Продолжалась около семи столетий раннего средневековья, начиная с восьмого века и заканчивая пятнадцатым

    В античные времена между 182 и 19 годами до нашей эры племена, жившие на землях Пиренейского полуострова, лузитаны, кельты, кантабров и другие были покорены Римом. Во втором веке нашей эры в Испанию проникло христианство. После падения Рима в 410 году власть в Испании перешла к варварам-вестготам, создавшим на полуострове свое государство. Первым вестготским королем, правившим всей Испанией, был Свинтила (621–631). Столицей его королевства являлся город Толедо. В 711 году с юга, из Марокко началось массовое мусульманское вторжение в Испанию. В нем участвовали берберы и (в меньшей степени) арабы.

    Мусульмане были призваны в Испанию не поделившими власть с королем вестготов Родерихом христианскими феодалами Агилой, сыном Витицы, смещенного с трона Родерихом; Оппой — архиепископом Севильи и дядей Агилы, и графом дон Хулианом, губернатором Сеуты, города-крепости на африканском берегу Гибралтарского пролива, предоставившим арабам четыре своих корабля

    Целью реконкисты было отвоевание христианами у мусульман территории Пиренейского полуострова

    Ход реконкисты. Кратко

    • 711, 19-26 июля — Разгром вестготов мусульманами у реки Гвадалетты в урочище Ханда
    • 711-717 — Толедо, Сарагоса, Севилья, Кордова, все иные города Испании вплоть до Пиренейских гор оказались под властью мусульман
      В это же время на севере Пиренейского полуострова, за Кантабрийскими горами и Бискайским заливом христиане-вестготы выбрали своим вождем готского феодала Пелайо, возглавившего борьбу христиан против мавров. В 718 году (по другим сведениям в 722) Пелайо в битве в долине Ковадонги разгромил высланный против него арабский отряд: «Во времена Анбасы появился на земле Галисии дикий осел по имени Пелайо. С тех пор он начал защищать христиан, которые все еще оставались в Испании, от мусульман. Они овладели Астурией и готовились к походу в земли Франков, потом победили Памплону в Галисии и не осталась больше там немусульманских земель. Но осталась скала, где защищался король по имени Пелайо с тремястами солдатами. Воины Ислама не прекращали нападать на него. Солдаты Пелайо умирали от голода, но не сдавались. У них почти не было пищи, кроме меда, который они добывали у пчел в трещинах скалы. Ситуация для мусульман стала болезненной, и, наконец, они решили уйти, говоря: «Тридцать диких ослов, что плохого они могут сделать нам?»

      Битва в долине Ковадонги считается началом Реконкисты

    • 719 — Арабы, перейдя Пиренеи, вторглись во Францию, но в 732 году между Туром и Пуатье были разбиты франкской армией Карла Мартелла, чем их поход в Европу завершился

      Пелайо создал на северо-западе Испании, западнее Страны Басков королевство Аустрия со столицей в селении Кангас-де-Онис

    • 737 — Смерть Пелайо, титул короля перешел к его сыну Фавиле
    • 738 — Начало междуусобицы среди мусульманских правителей Испании, продолжавшейся всё время их владычества на полуострове. Шииты и суниты, берберы и арабы, эмиры городов и провинций — все воевали друг с другом.
    • 739 — Смерть Фавилы. Корлем Аустрии стал муж его сестры Альфонсо I.
      Середина VIII века — Воспользовавшись войной между берберами и арабами, Альфонсу совершил ряд нападений на арабские территории в Галисии, Кантабрии и Леоне, захватил Брагу, Порту, Визеу, Асторгу, Леон, Самору, Саламанку, Симанкас, Авилу, установил новую границу Аустрии с владениями мусульман по реке Дуэро.
    • 778 — Король франков Карл Великий перешел Пиренейские горы и отнял у арабов области, расположенные у южных склонов Пиренеев. Он создал в тех краях так называемую Испанскую Марку, которая включала страну басков и Северную Каталонию с Барселоной. Однако вскоре Карл отступил. Арабы вернулись.
    • 791 — Королем Аустрии стал Альфонсо II. Астурия окончательно утвердила своё владычество в Галисии, Леоне и Кастилии.
    • 798 — Захват Альфонсо II Лиссабона
    • 811 — Испанская Марка снова христианская
    • Конец VIII века — В верховьях реки Арагон, самых малолюдных, труднодоступных и отсталых местностях испанских Пиренеев, создано маленькое христианское государство, ставшее графством Арагон
    • 813 — В Астурии найден ковчег с мощами, которые были приписаны апостолу Иакову. Поклонение мощам — важный эпизод Реконкисты, воодушевивший христиан. Весь IX век шли войны между мусульманами и мусульманами, христианами и христианами, христианами и мусульманами, испанцами и норманнами. Города, области переходили из рук в руки, грабились, уничтожались, отстраивались вновь.
    • 874 - Граф Барселонский Вифредо Мохнатый, добился независимости от франков и приступил к активному противодействию маврам, чьи владения располагались к югу и юго-западу от Каталонии. Возник новый очаг Реконкисты
    • 905 — Часть графства Арагон заняли баски, основавшие королевство Наварру
    • 910 — Астурийское королевство стало называться Леоном (Леон — область, расположенная на северо-западе плоскогорья, в бассейне реки Эслы. Название дано в честь одноименного города)
    • Первая половина ХI века — южные границы Леона продвинулись до Центральной Кордильеры — горной цепи в центральной части Пиренейского полуострова
    • 1035 — Графства Арагон превратилось в королевство Арагон
    • 1037 — Создание единого королевства Леон и Кастилья
    • 1085 — Король Кастильи и Леона Альфонсо VI захватил Толедо и назначил его столицей государства
    • 1086 — Призванные на помощь эмирами Гранады, Севильи и Бадахоса сахарские берберы в битве при Салаке разбили войско Альфонсо VI
    • 1094 — Образование Португальского графства
    • 1111 — Почти вся мусульманская Испания оказалась под властью африканских береберов
    • Середина ХII века — очередная усобица в стане мусульманских правителей
    • 1147 — Португальцы отвоевали всю приморскую область до низовьев реки Тахо, включая Лиссабон
    • 1135, 26 мая — Король Галисии, Леона и Кастильи Альфонсо VII коронован императором всей Испании и с 1139 начал активную борьбу против мусульман, контролировавших Южную Испанию
    • 1151 - Вторжение в Испанию Альмохадов — представителей государства в Северной Африке и особого учения внутри ислама, третья и последняя волна мусульманского нашествия
    • Вторая половина ХII века — ожесточенная борьба с переменным успехом между северными христианскими государствами Испании и южными мусульманскими
    • 1195 — Войско альмохадов нанесло поражение армии короля Кастилии Альфонсо VIII. Альфонсо был осажден в крепости Аларкос. Замок был взят штурмом, но Альфонсо VIII с небольшим отрядом вырвался из окружения. Мусульмане вернулись в Севилью.
    • 1212 — Важнейшая битва Реконкисты при Лас Навас де Толоса (в долине реки Толоса). Победа объединенного христианского войска из Кастильи, Наварры, Арагона, Португалии над мусульманами
    • 1228 — Барселонские графы отвоевали у мусульман остров Мальорку
    • 1230-1252 — Испанцы отобрали у арабов Кордову, Мурсию, Хаэн, Валенсию и Севилью, остров Менорку и Питиусские осторва. У мусульман в руках остался лишь Гранадский эмират

    Реконкиста (в переводе с испанского и португальского «отвоёвывание») – процесс возврата испанцами и португальцами земель Пиренейского полуострова, захваченных мавританскими исламскими государствами.

    Этот процесс был длительным и, естественно, кровопролитным.

    Достаточно сказать, что началась реконкиста сразу же, как арабы завоевали Пиренейский полуостров, то есть в VIII веке, а закончилась только в 1492 году, когда кастильский король Фердинанд и королева Изабелла изгнали последних мавров с территории полуострова.

    Борьба пиренейских мусульман и христиан шла с переменным успехом, главной причиной чему были феодальные раздоры с той и другой стороны.

    В результате такого соперничества христианские феодалы заключали временные союзы с мусульманами, а те, в свою очередь, обращались за помощью к испанцам и португальцам.

    Образовалась длительная европейская «горячая точка», военные действия в которой проводились не только с освободительной целью, но и из корыстных соображений.

    Последствия оскорбления

    Арабское завоевание Пиренеев стало возможным по целому ряду причин, одной из которых было личное оскорбление, нанесённое одним христианским правителем другому. Когда арабский полководец Муса ибн Нусайр приблизился к Испании, у него на пути встала Сеута, жители которой оказали ожесточённое сопротивление.

    Сеута принадлежала Византийской империи, но находилась далеко от столицы, поэтому наместнику Юлиану пришлось оборонять город своими силами. Параллельно с этим у него подрастала дочь Кава, которую он отправил в Толедо для получения образования. Толедо принадлежал тогда вестготам.

    Тамошний король Родерих пленился красотой Кавы и обесчестил её. Когда Юлиан об этом узнал, он пришёл в ярость. Он сдался арабам и предложил Мусе свою помощь в завоевании всей Испании. С этого момента начинается успешное продвижение арабского войска вглубь полуострова.

    Начало Реконкисты

    Король Родерих пытался сопротивляться арабскому нашествию, однако его армия была разбита, а сам он погиб. Сопротивление прекратилось, и часть вестготов спаслась бегством с полуострова. Другая часть осталась на завоёванных арабами территориях, получив за своё союзничество богатые земельные наделы и прочие подарки.

    Однако положение изменилось, когда из плена вернулся Пелайо, представитель вестготской знати и, по одной из версий, бывший телохранитель Родериха. Он был провозглашён королём Астурии, что вызвало гнев арабов. Когда они прислали карательный отряд, Пелайо начал сопротивляться и уничтожил отряд Алькамы, андалусского эмира, и его самого. Это сражение, получившее название битвы при Ковадонге, открывает долгий и упорный процесс Реконкисты.

    Значение Реконкисты

    • Сопротивление христианского населения Пиренеев в конце концов освободило полуостров от завоевателей. Однако значение Реконкисты существенно больше.
    • Выступление против арабов остановило их продвижение дальше в Европу.
    • Испанские и португальские правители стали для мусульманского мира серьёзным противником, из-за чего позиции непобедимого прежде Арабского халифата пошатнулись.
    • Борьба против арабов активизировала крестовые походы. У христианских рыцарей появилась по-настоящему благородная миссия – освобождение завоёванной европейской территории от мусульманского ига.
    • После изгнания арабов-мусульман появились «мориски». Так называли арабов, которые оставались жить на Пиренейском полуострове, теперь уже христианском, и сами принимали христианство (когда добровольно, но чаще – насильственно). В довесок здесь же появились «марраны» - крещёные евреи.

    За тем, как мориски приобщаются к христианской религии, следила святая инквизиция. Такая слежка была особенно важной. Дело в том, что исламская религия устанавливает принцип «такийя», который состоит в том, что правоверному мусульманину при определённых обстоятельствах разрешается скрывать свою настоящую веру и внешне принимать обличье иноверца.

    В христианском окружении мусульманин может, к примеру, имитировать обращение в христианство, может посещать церковные службы, однако в душе он всё равно остаётся приверженцем своей веры. Арабы, исполняющие «такийю», вполне могли появиться и на освобождённом Пиренейском полуострове, где они способны были оказать сопротивление. Поэтому и был необходим надзор со стороны инквизиторов.

    Реконкиста – очень обширное явление в истории, о нем написано множество книг, но в данной статье мы рассмотрим «Реконкисту» кратко.
    Реконкиста – отвоевание христианами земель на Пиренейском полуострове с под ига Мавритании. Этот процесс продолжался с конца VIII века по конец XV века.

    Начало реконкисты.

    В VIII веке арабы завоевали значительную территорию Пиренейского полуострова. Первой победой над завоевателями принято называть небольшую битву при Ковадонге, где 300 воинов Королевства Аустрия победило 800 воинов халифата. Битва произошла в 718 году – официальная дата начала Реконкисты.
    В 721 году арабы дошли аж до французского города Тулуза, но они были отброшены. В 732 году произошла битва, которая решила судьбу Королевства франков и, возможно, судьбу всей Европы – битва при Пуатье. Столкнулись армии Карла Мартелла и арабы. Карл проявил свои стратегические таланты и франкам удалось одержать блистательную победу перед огромными силами арабов.
    Следующим огромным ударом по арабским завоеваниям стало падение Нарбонна – крепости, которая давала возможность им совершать атаки на Францию. Эту крепость в 759 году смог захватить Пипин Короткий.

    Разгар реконкисты.

    В 1031 году пал Кордовский эмират, а это означало, что могущественное королевство арабов было разделено, что сделало его более уязвимым для наступления христиан.
    В средине XI века Толедский эмират уже платит дань королевству Кастилия и Леон. А в 1085 году великий воин Реконкисты Альфонсо Храбрый – король Леона и Кастилии захватывает город Толедо. Но в 1086 году он терпит поражение от берберов в битве при Салаке.

    Коренной перелом.

    Следующим большим ударом по могуществу арабов в Пиренеях стало падение Валенсии, которую вернул во власть христиан национальный герой Испании Сид Кампеадор в 1084 году.
    В 1151 году была предпринята попытка последнего вторжения арабов в Испанию, после этого христиане постоянно теснили арабов и отвоевывали свои земли. Последней крупной победой арабов стала битва при Алакросе в 1195 году, после нее арабы не смогли одержать ни одной значимой победы над армиями христиан.
    Кульминацией всей Реконкисты принято считать битву при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 году, когда объеденные армии многих европейских королевств смогли разбить мавританскую армию, навсегда уничтожив шанс арабов начать контрнаступление.
    В средине XIII века испанцы практически полностью отбивают Пиренейский полуостров, в руках арабов остается только Гранадский эмират на юге полуострова.
    Еще одной серьезной победой является битва на Рио-Саладо, где арабы вновь терпят сокрушительное поражение. После этой битвы христиане как будто забывают о том, что на юге Испании все еще остается в руках мавров один город – Гранада. Однако уже тогда они понимали, что он не представляет большой угрозы. После неудачных попыток взять Гранаду, христиане на сто лет забывают о ее существовании.
    В 1469 году объединяется Арагон и Кастилия, что означает создание единого Испанского королевства. А в 1492 году армии Испании, наконец, захватывают Гранаду, что положило конец арабским завоеваниям в Западной Европе, отныне на Пиренейском полуострове воцарилось католичество.
    Реконкиста проходила с переменным успехом. Успеху арабов способствовали распри среди христианских монархов, чем они пользовались, но когда они осознали, что нужно объединится, владычеству арабов был положен конец.
    Половина всех арабов покинула полуостров, отправившись в глубь Северной Африки, где власть мусульман сохранилась. Вторая же половина осталась в Испании.

    Первоначально небольшой разведывательный отряд.

    Один из полководцев Мусы, Абу Зура Тариф, взяв четыре сотни воинов и сотню лошадей, летом 710 года переправился через Гибралтар на четырёх кораблях, предоставленных Юлианом, опустошил окрестности Алхеси́расa и вернулся назад в Африку с богатой добычей.

    Счастливый исход первой экспедиции воспламенил в мусульманах желание овладеть Испанией. В следующем году Муса воспользовался тем, что Родерих вёл войну с баскским городом Памплоной на севере Испании, и в последние дни апреля 711 года послал в Испанию другого своего полководца Тарика ибн Зияда с отрядом в 7 тыс. берберов (арабов в отряде было всего 300 человек).

    Они переправились через пролив на тех же 4-х кораблях, поскольку у мусульман не было других. По мере того как корабли перевозили людей и лошадей, Тарик собирал их возле одной из прибрежных скалистых гор, которая и теперь ещё носит его имя - Гибралтар (от искаженного арабского Джабаль аль-Тарик - «Гора Тарика»). У подножия этой горы лежал город Картея, который и был взят мусульманами.

    Тарик дошёл до озера Лаго-де-ла-Санда и готов был двинуться на Севилью , когда узнал, что навстречу ему идёт король Родерих с многочисленной армией (источники говорят, что тот якобы собрал войско в 70 или даже в 100 тыс. человек). Тарик послал к Мусе просить подкрепления, и Муса, воспользовавшись судами, построенными после отплытия Тарика, прислал ему ещё 5 тыс. воинов. К нему присоединились ещё и 13 тыс. воинов Юлиана.

    Начало реконкисты

    Значительная часть вестготской аристократии предпочла остаться на завоёванных территориях, например, сыновья короля Витицы получили от арабов в частное владение богатые земли вестготской короны. Однако остатки вестготской армии и другая часть аристократов и священнослужителей, не пожелавшие остаться на завоёванных территориях, отступили в Астурию , где они впоследствии основали королевство Астурия , и в Септиманию . Летом 718 года знатный вестгот Пелайо , предположительно бывший телохранитель короля Родериха , находившийся в заложниках в Кордове, вернулся в Астурию и был избран первым королём Астурии . Избрание произошло на Поле Хура, между деревней Кангас де Онис и долиной Ковадонга . После получения известия о собрании на Поле Хура, Мунуса отправил донесение об этом эмиру Андалусии .

    Но только в 722 году в Астурию прибыл карательный отряд под командованием Алькамы. С карателями находился и епископ Севильи или Толедо Оппа (брат Витицы), призванный убедить Пелайо сдаться. Алькама, двигаясь через Тарну по берегам реки Налин, прибыл в Лукус Астурум. Оттуда арабы проникли в долину Ковадонга в поисках христиан. Однако отряд Алькамы был встречен христианами в ущелье и разбит, а сам Алькама погиб.

    Когда известие о гибели отряда Алькамы достигло Мунусы, он оставил Хихон со своим отрядом и двинулся навстречу Пелайо . Боестолкновение произошло у деревни Олалья (около современного Овьедо), где отряд Мунусы был полностью уничтожен, а сам Мунуса убит. С этого момента историки отсчитывают начало Реконкисты.

    Остановка продвижения арабов в Европу

    Поскольку практически вся Иберия была завоевана мусульманами, дальнейшая их экспансия могла продолжаться только через Пиренеи . Недавно назначенный вали Аль-Андалуса Аль-Самх ибн Малик в первый раз перешёл горы в 717 году , вторгшись в Септиманию . В 719 году арабы заняли Нарбонну , которая после этого была сильно укреплена и долгое время служила для мусульман военным оплотом во всех их военных компания против франков .

    Но уже через несколько лет арабы начали новую наступательную компанию в Аквитании. В и 726 годах герцог Аквитанский дважды разбивал армию нового вали - Анбасы ибн Сухайм аль-Калби, - причём сам вали в 725 году был убит стрелой при переправе через Рону . Однако Эд Великий - герцог Аквитанский - не смог помешать арабам захватить в 725 году Ним и Каркассон .

    Остановив продвижение арабов, Эд Великий, тем не менее, оставался в сложном положении, поскольку его владения граничили с завоёванными арабами землями. Новым вали в этих землях, называемых арабами «восточным пограничьем» (Сердань , Нарбонна , Септимания), был назначен Усман ибн Нисса, которого франки называли Мунуза . Согласно народному преданию, упоминаемому в «Хронике Альфонсо III » , Мунуза, берберский вождь, был одним из четырёх мусульманских военачальников, первыми вступивших в Испанию во время арабского завоевания. В ходе одного из набегов на Аквитанию Мунуза захватил Лампагию - дочь Эда Великого. Красота девушки так поразила Мунузу, что он женился на ней. Благодаря этому браку Мунуза сблизился с отцом жены - герцогом Эдом.

    Мунуза, недовольный тем, что на место вали Аль-Андалуса в 730 году вместо смещённого аль-Хайтана ибн Убейды аль-Келаби был назначен Абд ар-Рахман ибн Абдаллах , а не он сам , нуждался в могущественном союзнике. Эд хотел обезопасить свои владения от набегов арабов. В итоге в /731 году между двумя правителями был заключён союз, одним из условий которого было оказание Эдом помощи Мунузе в подготавливаемом восстании против вали Абд ар-Рахмана.

    Одновременно у Эда начались разногласия с Карлом Мартелом (Karl Martell) - франкским майордомом , который хотел подчинить своей власти отпавшие от королевства франков владения. Карл обвинил Эда в измене, заявив, что тот является «союзником неверных». Пользуясь этим надуманным предлогом, он в 731 году совершил два похода в Аквитанию. При этом он дважды захватывал и разорял Бурж , прельщённый богатой добычей. Вторжения Мартелла в Аквитанию разозлили Эда. Обезопасив тылы от арабов, он смог собрать силы, выступить против Карла Мартела и отбить Бурж.

    После разгрома Мунузы Абд ар-Рахман решил расправиться с его союзником - Эдом Аквитанским. Имея в своём распоряжении огромную армию и став полновластным правителем Аль-Андалуса, он рассчитывал продолжить завоевания, начатые его предшественниками. Он разделил армию на две группировки. Одна армия Абд а ар-Рахмана вторглась из Септимании и дошла до Роны , захватив и разграбив Альбижуа , Руэрг, Жеводан и Веле. Легенды и хроники говорят также о разрушении маврами Отёна и осаде Санса . Но в отличие от своих предшественников, которые нападали на Франкское государство с востока, Абд ар-Рахман нанёс основной удар с запада.

    Битва при Пуатье

    Карл Штейбен. Битва при Пуатье 732 года

    Бежав из-под Бордо, Эд направился к Луаре. Возможности собрать новую армию у него не было, поэтому Эду осталось только одно: обратиться за помощью к своему недавнему врагу - майордому Карлу Мартелу. Собрав остатки свой армии, Эд направился в Париж , где в это время находился Карл Мартел. Прибыв в город, Эд смог убедить Карла, занятого в это время борьбой с прочими германскими племенами, совместно выступить против арабов.

    По-видимому, надвигавшаяся грозная опасность на время прекратила многочисленные раздоры и распри, как среди самих франков, так и между франками и другими германскими племенами. Ради отражения арабской угрозы Карл остановил межплеменную войну, которую он вел против других германцев. Ему удалось за короткое время собрать большое войско, в состав которого вошли, кроме франков , и некоторые другие германские племена: алеманны , баварцы , саксы , фризы . С большой объединённой армией Карл двинулся наперерез войску мавров .

    Абд эль-Рахман находился ещё под стенами или в окрестностях Тура , когда узнал, что франки приближаются к нему большими переходами. Считая невыгодными ожидать их в этой позиции, он снялся с лагеря и отошёл к Пуатье , преследуемый по пятам гнавшимся за ним Карлом Мартелом. Но огромное количество добычи и пленников и большие обозы, которые находились при его армии, затрудняло его марш, и сделало отступление более опасным, нежели сражение. По словам некоторых арабских историков, была минута, когда он думал приказать своим солдатам бросить всю эту пагубную добычу и сохранить только боевых лошадей и оружие. Такой приказ был в характере Абд эль-Рахмана . Между тем, он не решился отдать его и рассудил ожидать неприятеля на полях Пуатье , между рекой Вьеной и рекой Клэн, возлагая всю надежду на храбрость воинов. Около города арабы разграбили и разрушили аббатство Сен-Илэр, однако сам город осаждать не стали, обогнув его и двинувшись дальше в сторону Тура.

    Армии встретились между Туром и Пуатье. Ни точное место, ни дата сражения до сих пор историками однозначно не установлены. Историки высказывают много версий, касающихся места проведения битвы, помещая её в разные места между Пуатье и Туром. Также называются разные даты битвы - от октября 732 года до октября 733 года , однако по превалирующей в настоящий момент версии битву относят именно к октябрю 732 года . Эта битва вошла в историю как битва при Пуатье (или битва при Туре).

    Тем не менее эта победа франков остановила продвижение арабов в Западную Европу, а Карл Мартел был единодушно признан борцом за христианство и правителем всей Галлии . Однако окончательно арабская угроза ликвидирована не была и Карлу пришлось провести ещё несколько военных компаний, чтобы выбить арабов из Прованса и Бургундии.

    Армия арабов откатилась на юг за Пиренеи . В последующие год Мартелл продолжил их изгнание из Франции. После смерти Эвдона (около 735 года), который неохотно признал сюзеренитет Мартелла в 719 году, Карл решил присоединить Аквитанское герцогство к своим землям и отправился туда, чтобы собрать с аквитанцев причитавшуюся ему дань . Но аквитанская знать провозгласила герцогом Аквитанским сына Эвдона - Гунольда , и Карл признал его законные права на Аквитанию в следующем году, когда арабы вторглись в Прованс как союзники герцога Мавронтия . У Гунольда , который сначала не желал признавать Карла верховным властителем, вскоре не осталось иного выбора. Он признал верховенство Карла, а Мартелл подтвердил его права на герцогство, и оба стали готовиться к встрече с захватчиками. Мартелл был уверен в том, что арабов необходимо удержать на Пиренейском полуострове и не дать им закрепиться в Галлии.

    Не желая связывать свою армию осадой, которая могла длиться годами, и считая, что не перенесёт потерь при фронтальном ударе всеми силами, как было при Арле , Мартелл удовольствовался тем, что изолировал немногих захватчиков в Нарбонне и Септимании . После поражения мавров при Нарбонне угроза вторжения слабла, а в 750 году объединённый халифат погрузился в пучину гражданской войны в битве при Забе.

    1031 г. - распад Кóрдовского халифата.

    Около 1030 по 1099 г. - жизнь и подвиги графа Руя Ди́аса де Бивара по прозвищу Сид Кампеадор, легендарного воина Реконкисты, героя эпической «Песни о Сиде», а также многочисленных позднейших произведений Корнеля, Гердера и других.

    1037-1065 гг. - Фернандо I, король Кастилии и Леона, захватывает Коимбру и принуждает мусульманских властителей Толедо, Севильи и Бадахóса платить ему дань.

    Борьба против мавров, впрочем, не удерживала христианские королевства от борьбы друг с другом или заключений временных союзов с исламскими властелинами. Мавританские эмиры зачастую имели христианских жён или матерей. Позже у Кастилии было достаточно военной мощи завоевать последний маврский эмират - Гранаду , но она долго предпочитала вместо этого получать дань с Гранады . Торговля через Гранаду составляла главный путь африканского золота в средневековую Европу .

    Этно-социальные группы населения Пиренейского полуострова в ходе Реконкисты

    • Мавры , включавшие собственно африканских мусульман: арабов , составлявших малочисленную (1-3 %) и высоко привилегированную элиту халифата ; а также берберов , выполняющих роль наёмников в армии и мелких чиновников мусульманского государственного аппарата, говорящих на берберском языке и использующих арабский язык в официальном окружении (5 %-10 %)
    • Муваллады , христиане романского происхождения, добровольно или насильственно принявшие ислам и практически полностью слившиеся с мусульманами (5 %)
    • Мудéхары , крестьяне и ремесленники мусульмане , оставшиеся в захваченных христианами землях.
    • Ренегаты , бывшие христиане недавно принявшие ислам и воевавшие на стороне мусульман
    • Мориски , крестьяне и ремесленники мусульмане, добровольно или насильственно перешедшие в христианство в контролируемых христианами землях
    • Сефарды , группы романоязычных евреев Пиренейского полуострова
    • Марраны , группы перешедших в христианство романоязычных евреев Пиренейского полуострова
    • Мосарабы , группы романоязычных христиан европейского происхождения, проживавших на контролируемых мусульманами землях.
    • Христиане , группы романоязычных христиан-католиков европейского происхождения, доминировавшего на севере страны.
    • Исконные христиане , привилегированные группы романоязычных потомственных христиан-католиков, начиная с последнего этапа Реконкисты.
    • Новые христиане - крещёные евреи , мавры и цыгане .

    Христианизация арабов

    Мавританские эмиры и короли зачастую имели христианских жён или матерей. Крещёных мавров называли «мориски », а крещёных иудеев - «марраны ». Функция принуждения к крещению и слежение за тем, чтобы новообращённые христиане не исповедовали свои прежние религии, была возложена на Святую инквизицию . Крещёные мориски и марраны (кроме, в дальнейшем, сожженых по обвинению в возврате к прежней вере) в Испании растворились бесследно. В Португалии же потомки крещёных евреев, являясь по вере католиками, тем не менее сохраняют своё этническое самосознание. В настоящее время это, главным образом, люди, принадлежащие к состоятельным слоям населения, проживающие в районе города Порту . Их можно отличить от остального населения Португалии по характерным фамильным именам .

    Переносные значения

    В конце XX века в разных регионах мира у понятия Реконкиста возникли новые значения.

    Мексика и США

    Понятие Реконкиста зачастую используется в ультраправых, консервативных политических кругах США, для описания демографической ситуации на юго-западе страны, где, в результате бесконтрольной нелегальной миграции за последние десятилетия, мексиканцы и другие выходцы из Латинской Америки вновь стали большинством населения (см. Штаты США с преобладанием меньшинства). Для справки, территория юго-запада до войны 1848 года (см. Американо-мексиканская война) являлась мексиканской территорией с пусть и малочисленным (около 50 000), но всё же испаноязычным населением. Поражение Мексики в войне привело к наплыву сюда белых англоязычных переселенцев, которые абсолютно преобладали в регионе до конца 1970-х годов, но начали сдавать свои позиции в последние годы.

    Монреаль и Квебек в Канаде

    Понятие Реконкиста (фр. La Reconquête ) также нередко можно встретить в англо- и франкоязычных публикациях Канады и США, описывающих развитие демолингвистической ситуации в современной провинции Квебек , особенно касательно главного мегаполиса провинции, а некогда крупнейшего города страны (сейчас второго по величине после Торонто) - Монреаля. Для справки, территория современного Квебека и Монреаля до 1759 года (см. Новая Франция) являлась французской территорией с пусть и немногочисленным (около 60 000), но всё же франкоязычным католическим населением. Поражение Франции в войне с Великобританией привело к наплыву в Монреаль англоязычных переселенцев, которые абсолютно преобладали в городе конца 1930-х годов, но особенно начали сдавать свои позиции в последние годы с развитием квебекского национализма и принятия таких законов как Хартия французского языка , которые восстановили французский облик Монреаля. Англоязычное население составляет по данным за лишь 12,5 % населения города и 8,2 % населения провинции.

    Примечания

    1. Реконкиста , -ы (ист. ). Лопатин В. В. Прописная или строчная? Орфографический словарь / В. В. Лопатин, И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. - М.: Эксмо, 2009. - 512 с., стр. 370
    2. Лебек С. Происхождение франков. V-IX века . - С. 225-228.
    3. Девиосс Жан, Руа Жан-Анри. Битва при Пуатье. - С. 145.
    4. Мюллер Август. Указ. соч. - С. 608.
    5. Арабо-византийская хроника 741 г. часть 42. Восточная литература. Архивировано
    6. Первоначально завоёванная Испания, названная арабами Аль-Андалус, была разделена на 5 провинций, во главе каждой из которой стоял наместник, подчинявшийся вали аль-Андалуса. После аннексии Септимании была образована шестая провинция, административным центром которой стала Нарбонна.
    7. Будущая Каталония .
    8. Девиосс Жан, Руа Жан-Анри. Битва при Пуатье. - С. 147.
    9. Лампагия известна также под именами Нумеранция, Менина. Согласно арабским хроникам, она была христианкой из независимой Галисии , «дочь графа этой страны». Однако «Мосарабская хроника», ранее приписываемая Исидору Паценскому (или Бежскому) , указывает, что она была дочерью Эда Аквитанского (либо внебрачной, либо от второго брака)
    10. У историков существуют разногласия относительно хронологии событий. По мнению одних, брак послужил основанием для союза между Эдом и Мунузой. По мнению других, Эд для укрепления союза сам отдал свою дочь в жены «неверному». Подробнее см.: Девиосс Жан, Руа Жан-Анри. Битва при Пуатье. - С. 148.
    11. Мунуза сам надеялся получить пост вали.
    12. Мозарабская хроника 754 г. часть 79. Восточная литература. Архивировано из первоисточника 31 января 2011. Проверено 25 января 2009.
    13. По одной из версий именно захват Буржа подтолкнул Эда к союзу с Мунузой.
    14. Продолжатели Фредегара , ст. 13.
    15. По мнению Конда и Шенье Аль-Баба - это арабское название Пуйсерда, римского Замка Ливии в Каретании (лат. Castrum Liviae in Ceretania ).
    16. Девиосс Жан, Руа Жан-Анри. Битва при Пуатье. - С. 153-156.
    17. Мюллер Август. Указ. соч. - С. 609.
    18. Мозарабская хроника 754 г. часть 80. Восточная литература. Архивировано из первоисточника 31 января 2011. Проверено 25 января 2009.
    19. Девиосс Жан, Руа Жан-Анри. Битва при Пуатье. - С. 159.
    20. Ранее приписывалась Исидору Паценскому, епископу города Пакс Юлия (современная Бежа).
    21. Wolf. Conquerors and Chroniclers of Early Medieval Spain. - P. 145.
    22. Девиосс Жан, Руа Жан-Анри. Битва при Пуатье. - С. 160-170.
    23. Подобную датировку отстаивают, например, Девиосс Ж. и Руа Ж-А., авторы книги «Битва при Пуатье».
    24. Britannica Online Encyclopedia
    25. Les grandes chroniques de France (фр.) . Проверено 25 января 2009.