Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Показатели телосложения здоровья и развития физических качеств. Значение развития физических качеств школьников

    Показатели телосложения здоровья и развития физических качеств. Значение развития физических качеств школьников

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

    Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:

    1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;

    2) как состояние, т.е. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.

    Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.

    АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

    Выделяют следующие антропометрические показатели:

    Соматометрические;

    Физиометрические;

    Соматоскопические.

    К соматометрическим показателям относятся :

    · Рост – длина тела.

    Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

    · Вес – правильнее говорить «масса тела».

    Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.

    Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко использу­ют индекс Брока , согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:

    Для людей ростом 155-165 см:

    оптимальный вес = длина тела – 100

    Для людей ростом 165-175 см:

    оптимальный вес = длина тела – 105

    Для людей ростом 175 см и выше:

    оптимальный вес = длина тела – 110

    Более точную информацию о соотношении физического ве­са и конституции тела дает метод, который кроме роста учи­тывает также окружность грудной клетки:

    · Окружности – объёмы тела в различных его зонах.

    Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.

    Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.

    Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.

    · Диаметры – ширина тела в различных его зонах.

    К физиометрическим показателям относятся :

    · Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдо­ха.

    ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.

    Средние показатели ЖЕЛ:

    У мужчин 3500- 4200 мл,

    У женщин 2500-3000 мл,

    У спортсменов 6000-7500 мл.

    Для определение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется уравнение Людвига :

    Мужчины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(30хP) – 4400

    Женщины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(10хP) – 3800

    где L – рост в см, P – вес в кг.

    Например, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) – 3800 = 3670 мл.

    · Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).

    В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.

    · Потребление кислорода – количество кислорода, использован­ного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.

    В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.

    Наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК ).

    · Динамометрия – определение сгибательной силы кисти.

    Сгибательная сила кисти определяется специальным прибором – динамометром, измеряется в кг.

    У правшей средние значения силы правой кисти :

    Для мужчин 35-50 кг;

    Для женщин 25-33 кг.

    Средние значения силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

    При динамометрии важно учитывать и абсолютную силу и относительную, т.е. соотнесенную с массой тела.

    Для определения относительной силы результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.

    Например, юноша весом 75 кг показал силу правой кисти 52 кг.:

    52 х 100 / 75 = 69,33%

    Средние показатели относительной силы:

    У мужчин 60-70% массы тела;

    У женщин 45-50% массы тела.

    К соматоскопическим показателям относятся :

    · Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.

    При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах.

    При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен.

    · Тип телосложения – характеризуется шириной скелетных костей.

    Различают следующие типы телосложения : астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).

    · Форма грудной клетки

    Различают следующие формы грудной клетки : коническую (надчревный угол больше прямого), цилиндрическую (надчревный угол прямой), уплощенную (надчревный угол меньше прямого).


    Рис 3. Формы грудной клетки:

    а - коническая;

    б - цилиндрическая;

    в - уплощенная;

    α - надчревный угол

    Коническая форма грудной клетки характерна для лиц, не занимающихся спортом.

    Цилиндрическая форма чаще встречается у спортсменов.

    Уплощённая грудная клетка наблюдается у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни. У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.

    Занятия физической культурой способствуют увеличению объёма грудной клетки.

    · Форма спины

    Различают следующие формы спины : нормальную, круглую, плоскую.

    Увеличение изгиба позвоночника назад по отношению к вертикальной оси более чем на 4 см. называется кифозом, вперёд – лордозом.

    В норме также не должно быть боковых искривлений позвоночника – сколиозов. Сколиозы бывают право-, левосторонние и S-образные.

    Одними из основных причин искривлений позвоночника являются недостаточная двигательная активность и общая функциональная слабость организма.

    · Форма ног

    Различают следующие формы ног : нормальную, Х-образную, О-образную.

    развития костей и мышц нижних конечностей.

    · Форма стопы

    Различают следующие формы ступней : полую, нормальную, уплощённую, плоскую.


    Рис. 6. Формы ступней:

    а – полая

    б – нормальная

    в – уплощённая

    г – плоская

    Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.

    · Форма живота

    Различают следующие формы живота : нормальную, отвислую, втянутую.

    Отвислая форма живота обычно вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.).

    Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.

    · Жироотложение

    Различают : нормальное, повышенное и пониженное жироотложение. Кроме того, определяют равномерность и локальное отложение жира.

    производить дозированное сжатие складки, что важно для точности измерения.

    Это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.

    Существует три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего.

    В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п.).

    Уровень физического развития определяется в сравнении с нормативными таблицами.

    Из учебного пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта:

    Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

    Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

    1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
    2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
    3. 3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

    Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

    Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

    Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности , которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

    Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости . Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

    Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

    Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности . Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.

    Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

    Список использованной литературы:

    1. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

    Мышечная сила характеризуется способностью преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему. Как двигательное качество мышечная сила имеет большое значение для проявления других двигательных способностей: быстроты, ловкости, выносливости. Контроль над развитием мышечной силы можно проводить с помощью динамометров - механических или электронных. Если нет динамометра, то некоторое представление о развитии силы, точнее, о силовой выносливости, можно получить при выполнении подтягиваний на перекладине, отжиманий в упоре лежа на руках или совершая приседания на одной ноге. Выполняется максимально возможное количество подтягиваний, отжиманий или приседаний и результат записывается
    в дневник самоконтроля. Эта величина будет контрольной.
    В дальнейшем, например 1 раз в месяц, эта процедура повторяется, так со временем собирается цепочка данных, характеризующих развитие данного физического качества.

    Быстрота (скоростные способности). Занятия физической культурой и спортом способствуют развитию быстроты, проявляющейся в скорости движений, их частоте и во времени двигательных реакций. Зависит быстрота в основном от функционального состояния центральной нервной системы (подвижности нервных процессов), а также от силы, гибкости, степени владения техникой движения.

    Скоростные способности человека очень важны не только
    в спортивной, но и в профессиональной деятельности и в обыденной жизни. Так, наиболее высокие результаты их измерений отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, высокой работоспособности и при благоприятном эмоциональном фоне. Для самоконтроля определяют максимальную скорость в каком-либо элементарном движении и время простой двигательной реакции. Например, определяют максимальную частоту движения кисти руки.

    На листе бумаги, разделенном на 4 равных квадрата, нужно за 20 секунд поставить карандашом максимальное количество точек (по 5 секунд в каждом квадрате). Затем все точки подсчитываются. У подготовленных физкультурников, при хорошем функциональном состоянии двигательной сферы, максимальная частота движений кисти составляет в норме 30-35 за 5 секунд. Если частота движений от квадрата к квадрату снижается, то это указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервной системы.

    Ловкость - это физическое качество, характеризующее хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкий человек довольно быстро овладевает новыми движениями и способен
    к их быстрой перестройке. Зависит ловкость от степени развития анализаторов (прежде всего двигательного), а также от пластичности центральной нервной системы.

    Для определения развития ловкости можно использовать метание мяча в цель, упражнения в равновесии и многих другие. Чтобы получить сравнимые результаты, мяч нужно бросать в цель всегда
    с одного и того же расстояния. Для развития ловкости хорошо использовать упражнения с поворотами, наклонами, прыжками, быстрыми вращениями и т. п.

    Гибкость - способность к выполнению движений с большой амплитудой в различных суставах. Измеряют гибкость путем определения степени подвижности отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата при выполнении упражнений, требующих движений с максимальной амплитудой. Зависит она от многих факторов: эластичности мышц и связок, внешней температуры, времени суток (при повышении температуры гибкость увеличивается, утром гибкость существенно снижена) и др.

    Подчеркнём, что тестирование (измерения) должно проводиться после соответствующей разминки.

    Все данные заносятся в дневник самоконтроля. Форма дневника самоконтроля приводится в приложении 3.

    3.20.5. Профилактика травматизма на занятиях
    по физическому воспитанию

    Профилактика бытовых, трудовых и спортивных травм составляет комплекс действий и требований, позволяющий избежать их в жизни. В процессе учебы и в дальнейшей работе студенты должны знать причины возникновения травм и уметь
    их предупредить.

    Среди основных причин возникновения травм могут быть: 1) нарушение техники безопасности; 2) неадекватность физической нагрузки; 3) слабая стрессоустойчивочть; 4) отсутствие культуры поведения, не выполнение норм здорового образа жизни (нарушение режима сна, питания, личной гигиены, употребление алкоголя, патологические состояния здоровья и т.д.).

    Каждому человеку необходимо знать, как оказать помощь пострадавшему при травмах до прибытия врачебной помощи.

    Кровотечения бывают наружные (с нарушением кожных покровов) и внутренние (при повреждении внутренних органов - разрывов сосудов, печени, селезенки и др.). Внутренние - это особо опасные кровотечения с резко выраженной симптоматикой (резкое побледнение, холодный пот, пульс порой не прощупывается, потеря сознания).

    Оказание первой помощи - полный покой, холодное на живот, срочный вызов врача.

    При наружном кровотечении нужно определить по цвету
    и пульсации, каков характер повреждения сосуда. При артериальном кровотечении кровь алая и пульсирующая, при венозном темно-красная и сочная.

    Оказание первой помощи - остановка крови (прижатие, давящая повязка). Поврежденная часть тела (нога, рука, голова) должна быть приподнята. При необходимости накладывают жгут на срок до 1,5 часов - летом и до 1 часа зимой. При этом необходимо знать о строгом соблюдении времени наложения жгута (обязательно записать
    и вложить записку под жгут). По истечении определенных сроков (по записи) - ослабить жгут, дать восстановиться кровотечению и, если нет остановки, дополнительно затягивается жгут, но не более чем на 45 минут.

    Для остановки кровотечения при травмах носа необходимо слегка запрокинуть голову назад, положить холод на переносицу,
    в ноздри заложить ватный тампон. Необходимо дать понюхать нашатырный спирт и растереть виски.

    Обморок и потеря сознания возникают в результате нарушения кровоснабжения головного мозга (ушиб, удар, удушье).

    Оказание первой помощи - уложить пострадавшего на пол (ноги выше головы), обеспечив приток воздуха. Нашатырный спирт и уксус, как и при травме носа.

    Гравитационный (травматический) шок очень опасное состояние, возникающие при большом ранении, переломе.

    Оказание первой помощи - создать полный покой, ввести обезболивание, согреть (обложив грелками, напоить горячим и сладким чаем, кофе, водкой). Транспортировка без специальных приспособлений противопоказана.

    Тепловой и солнечный удар – это состояние перегрева организма под лучами солнца или в сауне.

    Оказание первой помощи - необходимо перенести пострадавшего в тень, освободить от одежды, предложить обильное питье
    и обтирание холодной водой. Далее необходимо вызвать врача.

    Ожоги делятся на 4 степени в зависимости от размеров поражения тканей и органов человека. В условиях занятий физической культурой в основном встречаются ожоги I степени (горячая вода в душе, воздействие пара в сауне и т.п.).

    Оказание первой помощи - поставить пострадавшего под струю холодной воды, наложить повязку с раствором питьевой соды
    (1 ч/ложка на стакан), протереть поврежденную поверхность спиртом, одеколоном, водкой, наложить сверху стерильную повязку. При ожогах II-IV степени - немедленная госпитализация.

    Обморожение также различают по 4-м степеням воздействия на организм.

    Оказание первой помощи - растереть шарфом или варежкой, возможно растирание руками, перенести пострадавшего в теплое помещение. Рекомендуется растереть поврежденную поверхность спиртом, водкой. Возможно растирание конечностей до покраснения, опустив их в ведро с мыльной водой, доводя температуру постепенно до 35-37 градусов. При отморожении II-IV степени - обязательно перенести пострадавшего в теплое помещение, предохранить поврежденный участок от загрязнения, положить голову в более высоком положении по отношению к телу, дать горячий чай, кофе. Врачебная помощь обязательна.

    Утопление - это потеря сознания вследствие неконтролируемого попадания воды в органы дыхания.

    Оказание первой помощи - первые мероприятия связаны с оживлением. Очистка всех полостей (нос, рот, уши) от грязи, ила, слизи. Фиксируют язык, приколов его к губе (булавкой, шпилькой). Далее необходимо встать на одно колено, пострадавшего положить животом на бедро и надавить на спину - вода должна вылиться из желудка и легких. Затем обязательно сделать искусственное дыхание.

    Искусственное дыхание : при бессознательном состоянии пострадавшему делают дыхание «изо рта в рот» или «изо рта в нос», предварительно освободив ротовую полость от грязи и других масс. Под плечи надо положить валик. Вдувается воздух 16-20 раз в минуту. Если вы один на один с пострадавшим, необходимо сделать
    4 раза непрямой массаж сердца и 1 искусственное дыхание «рот
    в рот» или «рот в нос», до восстановления самостоятельного дыхания. Это большая физическая и индивидуальная нагрузка, но жизнь чаще всего возвращается к потерпевшему. Это первая доврачебная помощь. После этого нужно срочный вызов квалифицированного врача.

    Остановка сердечной деятельности наиболее опасная травма для занимающихся. Если не помогают нашатырь и похлопывание по щекам - приступают к непрямому массажу. Освобождают от одежды. Находясь слева от пострадавшего, ладонью левой руки ритмично
    (50-60 раз в мин.) надавливают на грудину, отнимают руку - дают возможность ей расслабиться. Силу (используя всю массу своего тела) применять не следует. Срочный вызов скорой медицинской помощи.

    Ссадины наиболее частые и простые травмы.

    Оказание первой помощи. Обрабатывают перекисью водорода, подсушивают ваткой и смазывают бриллиантовой зеленью или йодом.

    При ушибах рекомендуется холод (любым способом - снег, вода, металлический предмет), давящая повязка. Тепловые компрессы возможно применять спустя 2-3 дня, также рекомендуется тепло, слегка массируя поврежденную поверхность.

    При вывихах рекомендуется полная неподвижность поврежденной поверхности, фиксирующая повязка, при необходимости - остановка кровотечения. При сильной боли возможно введение обезболивающих средств внутрь, рекомендован холод на место травмы. Вправлять вывих категорически запрещено. Помощь врача обязательна.

    Перелом - это повреждение кости. Переломы бывают закрытого и открытого типов . При закрытых переломах кожная поверхность не повреждается. Кроме этого, закрытые переломы бывают полные и неполные (трещины). При открытых переломах (рвутся мышцы, сухожилия, сосуды, нервы, кожа).

    Оказание первой помощи - необходимо создать полный покой
    и неподвижность поврежденной конечности фиксацией ее не менее 2-х суставов. Закрепляют и стабилизируют поврежденную конечность путем накладывания шины. При отсутствии специализированных шин можно использовать палку, лыжу, прутья и т.п.
    При переломе предплечья накладывают фиксирующую повязку на локтевой и лучезапястный суставы, согнув руку в локте и развернув ладонь к животу.

    При повреждении бедра фиксируют три сустава: тазобедренный, коленный, голеностопный. При переломе ребер необходимо наложить тугую стягивающую повязку на грудную клетку. Для этого можно использовать шарф, простынь, полотенце и т.п. При повреждении костей таза потерпевшего необходимо положить
    на спину на твердую поверхность - доску, дверь и т.п., сгибают ноги в коленях, разведя в стороны (для удобства желательно подложить валик под коленные суставы).

    При переломе позвоночника - нельзя поднимать человека, переворачивать его. Необходимо аккуратно подложить под него твердую поверхность (щит, доска, дверь) и зафиксировать пострадавшего до прибытия квалифицированной помощи.

    Контрольные вопросы:

    1. Сущность понятия «здоровье», основные факторы угрозы жизни и здоровью человека

    2. Причины возникновения болезней цивилизации. Физическая культура как средство противодействия им.

    3. Назовите основные показатели здоровья населения.

    4. Какие основные факторы ортобиоза выделены учеными?

    5. Какое место занимает физическое воспитание в здоровом образе жизни студентов?

    6. По каким показателям оценивают специальную??? двигательную активность?

    7. Какие особенности женского организма необходимо учитывать на занятиях физической культурой?

    9. Назовите основные гигиенические мероприятия, необходимые при выполнении физической нагрузки.

    10. Какое воздействие оказывают физические упражнения
    на сердечно-сосудистую систему?

    11. Какое воздействие оказывают физические упражнения
    на дыхательную систему?

    12. Какое воздействие оказывают физические упражнения
    на опорно-двигательный аппарат?

    13. Какие элементы самомассажа Вы знаете?

    14. Какие основные средства используют на занятиях по физической культуре со специальными медицинскими группами?

    21. Назовите цели и задачи контроля и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.

    22. Охарактеризуйте объективные и субъективные показатели физического развития человека.

    23. Какие виды травм Вы знаете?

    24. Назовите мероприятия первой помощи при различных видах травм.


    Ч А С Т Ь II

    ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

    Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий упражнения
    в ходьбе, беге, прыжках и метаниях и составленные из этих видов многоборья.

    Древнегреческое слово «атлетика» в переводе на русский язык - борьба, упражнение. В Древней Греции атлетами называли тех, кто соревновался в силе и ловкости. В настоящее время атлетами называют физически хорошо развитых, сильных
    людей.

    Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, способствуют воспитанию волевых качеств. Такая разносторонняя физическая подготовка особенно необходима в юном возрасте. Широкое использование легкоатлетических упражнений в занятиях способствует повышению функциональных возможностей организма, обеспечивает высокую работоспособность.

    Положительное влияние легкоатлетических упражнений предопределило широкое включение их в программы физического воспитания школьников и молодежи, в планы тренировок по различным видам спорта, занятия физической культурой людей старшего возраста.


    1.1. Краткая историческая справка

    В процессе развития человека возникли и усовершенствовались движения ходьбы, бега, прыжков и метаний, что было жизненно необходимо в борьбе за существование. Эти естественные движения использовались в быту и играх, на охоте и в войнах. Легкоатлетические упражнения с целью физической подготовки, а также в виде соревнований проводились еще в глубокой древности. Но история легкой атлетики, как принято считать, ведет свое начало с соревнований в беге
    на Олимпийских играх античности (776 г. до нашей эры).

    Считается, что начало истории современной легкой атлетики положили соревнования в беге на дистанции около 2 км учащихся колледжа в городе Регби в 1837 году, после чего такие соревнования стали проводиться и в других учебных заведениях Англии. Позднее в программу соревнований стали включать бег на короткие дистанции, бег с препятствиями, метание тяжести, а с 1851 года - прыжки в длину и высоту с разбега. В 1864 году между университетами Кембриджа и Оксфорда были проведены первые соревнования, ставшие в дальнейшем ежегодными. В 1865 году был основан лондонский атлетический???тур.

    В США атлетический клуб был организован в Нью-Йорке
    в 1868 году, Студенческий спортивный союз - в 1875 году, затем легкая атлетика достигла широкого распространения в американских университетах. Это обеспечило в последующие годы (до 1952 года) ведущее положение американских легкоатлетов в мире. В 1880-1890 годах любительские легкоатлетические ассоциации были созданы уже
    во многих странах мира.

    Широкое развитие современной легкой атлетики связано с возрождением Олимпийских игр в 1896 году, в которых, отдавая дань древнегреческим олимпиадам, ей была отведена ведущая роль.

    И сегодня Олимпийские игры - мощный стимул для развития спорта, и в частности легкой атлетики, во всем мире.

    В 1912 году была образована Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ) - орган, руководящий развитием легкой атлетики и проведением соревнований. Этот орган состоит из совета ИААФ и комитетов: технического (по правилам и рекордам), медицинского, по спортивной ходьбе, проведению кроссов и женской легкой атлетике. В настоящее время членами ИААФ являются национальные федерации легкой атлетики почти 200 стран.

    Для руководства развитием легкой атлетики в странах Европы и регулирования календаря европейских соревнований, их проведения была создана в 1967 году Европейская атлетическая ассоциация (ЕАА), которая объединяет 32 страны.

    Возникновение легкой атлетики в России связано с организацией в 1888 году спортивного кружка в Тярлове, близ Петербурга.
    В том же году там было проведено первое в России соревнование по бегу. Впервые первенство России по легкой атлетике было проведено в 1908 году. В нем приняло участие около 50 спортсменов.

    В 1911 году создается Всероссийский союз любителей легкой атлетики, объединявший около 20 спортивных лиг Петербурга, Москвы, Киева, Риги и других городов. В 1912 г. русские легкоатлеты (47 человек) впервые участвовали в Олимпийских играх в Стокгольме. Из-за слабой подготовленности спортсменов и плохой организации соревнований выступление русских легкоатлетов было неудачным: никто из них не занял призового места.

    Значительное развитие легкая атлетика как массовый вид спорта получила после Октябрьской революции. В 1922 г. в Москве впервые проведено первенство РСФСР по легкой атлетике.

    Первые международные соревнования советских легкоатлетов состоялись в 1923 г., где они встретились со спортсменами Рабочего спортивного союза Финляндии.

    Развитию легкой атлетики в нашей стране в большой мере способствовало введение в 1931 г. Всесоюзного комплекса ГТО (готов к труду и обороне), в котором широко представлены основные виды легкой атлетики. В связи с этим значительно увеличилась массовость занимающихся легкой атлетикой и расширилась сеть спортивных сооружений. Выдающиеся легкоатлеты братья С. и Г. Знаменские, Ф. Ванин, А. Пугачевский, Е. Васильева, Т. Быкова и другие начинали свой спортивный путь с подготовки и сдачи нормативов комплекса ГТО.

    В 1934-1935 гг. начали создаваться детские спортивные школы (ДСШ) в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ростове-на-Дону, Харькове, Горьком, Ташкенте и других городах. В 1936 г. по инициативе заслуженного мастера спорта СССР В.И. Алексеева
    в Ленинграде была создана ныне широкоизвестная специализированная школа по легкой атлетике. В 1935-1937 гг. появились детские спортивные организации «Юный динамовец», «Юный спартаковец», «Юный локомотивец». В последующие годы происходило дальнейшее совершенствование форм и методов детского
    и юношеского спортивного движения. 1934 год в истории физкультурного движения отмечен выдающимся событием. Постановлением ЦИК СССР учреждено почетное звание «Заслуженный мастер спорта». Первыми удостоились этого звания выдающиеся легкоатлеты М. Шаманова, А. Демин, А. Максунов. За период 1935-1986 гг. этого высоко звания удостоено 400 легкоатлетов. Развитие спорта и, как следствие, системы спортивных соревнований создали условия для введения в 1935 г. - Классификации физкультурников СССР.

    В 1941 г. была введена Единая всесоюзная спортивная классификация, которая в связи в начавшейся Великой Отечественной войной, естественно, не могла получить широкого применения. Классификация предусматривала три разряда и звание мастера спорта.

    В 1949 г. она была пересмотрена. В дальнейшем, начиная
    с 1949 г., спортивная классификация корректируется на каждый очередной четырехлетний цикл. В 1965 г. были введены новые спортивные звания: «Мастер спорта СССР международного класса», «Кандидат в мастера спорта СССР».

    В 1952 г. советские спортсмены впервые участвовали в Олимпийских играх. Дебют был успешным. Н. Ромашкова (диск), Г. Зыбина (ядро) стали чемпионами Игр, а М. Голубничая (барьерный бег), А. Чудина (прыжок в длину, копье), Л. Щербаков (тройной прыжок), А. Литуев (400 м с/б) и В. Казанцев (3000 м с/п) завоевали серебряные медали. Отечественные легкоатлеты - победители Олимпийских Игр 1952-1996 гг. приведены в приложении 1.

    Среди победителей Олимпийских игр надо особо отметить тех, кто завоевал по две золотых медали в одних играх: В. Куц (5000, 10000 м), В. Борзов (100 и 200 м), Т. Пресс (ядро, диск), Т. Казанкина (800,
    1500 м), В. Маркин (400, 4х400 м), С. Мастеркова (800,1500 м). Завидное долголетие продемонстрировали, добиваясь побед на нескольких олимпиадах: Н. Ромашкова-Пономарева (диск), В. Голубничий (ходьба), И. Пресс (барьеры, пятиборье), Т. Пресс (ядро, диск), Ю. Седых (молот), В. Санеев (тройной прыжок). Причем В. Санеев, выступая на четырех олимпиадах, завоевал три золотые и одну серебряную медали.

    В 1978 г. конгресс ИААФ принял решение проводить в год, предшествующий Олимпийским играм, чемпионаты мира. Таким образом, ведущие атлеты планеты получили возможность ежегодно выступать на соревнованиях самого высокого ранга. В четырехлетнем цикле проводятся следующие соревнования: чемпионат мира (раз
    в 2 года); Кубок мира (раз в 4 года); континентальные первенства (раз в 4 года); Кубок Европы для мужских и женских команд (раз в 2 года); чемпионаты Мира и Европы среди юниоров (раз в 2 года); чемпионаты в закрытых помещениях: Европы – ежегодно, Мира – раз в 2 года; традиционные международные соревнования и матчевые встречи.

    Показатели физического развития

    Рост, или длина тела, есть существенный показатель физического развития. Известно, что увеличение роста продолжается
    до 17-19 лет у девушек и до 19-22 лет у юношей.

    Измерить рост можно с помощью ростомера, или антропометра.
    В домашних условиях измерить свой рост можно следующим образом: к косяку двери или к стене нужно прикрепить сантиметровую ленту (несколько выше роста измеряемого) так, чтобы нулевое деление находилось внизу; затем встать спиной вплотную к ленте, касаясь ее пятками, ягодицами, межлопаточной областью спины и затылком (голову держать прямо). Положить на голову линейку или книгу в твердом переплете и прижать ее к ленте. Не теряя касания линейки (книги) с лентой, отойти и посмотреть на ленте число, показывающее рост.

    Вес (масса тела). Наблюдения за весом являются важным моментом самоконтроля. Особенно большой интерес представляют изменения веса в процессе тренировки. В течение первых 2-3 недель занятий вес обычно снижается, в основном у людей полных,
    за счет уменьшения содержания в организме воды и жира. В дальнейшем вес повышается за счет увеличения мышечной массы
    и становится стабильным. Известно, что вес может изменяться в течение дня, поэтому необходимо взвешиваться в одно и то же время (лучше утром), в одной и той же одежде, после освобождения кишечника и мочевого пузыря.

    Окружность грудной клетки. С возрастом она увеличивается обычно до 20 лет у юношей и до 18 лет у девушек. Измеряется этот показатель физического развития в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), максимального вдоха и максимального выдоха. При наложении измерительной ленты на спину она должна проходить под нижними углами лопаток, а спереди - по нижнему краю сосковых кружков у мужчин и над грудными железами у женщин. Сделав измерения, рассчитывается экскурсия грудной клетки, то есть определяется разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе. Этот показатель зависит от развития грудной клетки, ее подвижности и типа дыхания.

    Мышечная сила характеризуется способностью преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему. Как двигательное качество мышечная сила имеет большое значение для проявления других двигательных способностей: быстроты, ловкости, выносливости. Контроль над развитием мышечной силы можно проводить с помощью динамометров - механических или электронных. Если нет динамометра, то некоторое представление о развитии силы, точнее, о силовой выносливости, можно получить при выполнении подтягиваний на перекладине, отжиманий в упоре лежа на руках или совершая приседания на одной ноге. Выполняется максимально возможное количество подтягиваний, отжиманий или приседаний и результат записывается
    в дневник самоконтроля. Эта величина будет контрольной.
    В дальнейшем, например 1 раз в месяц, эта процедура повторяется, так со временем собирается цепочка данных, характеризующих развитие данного физического качества.



    Быстрота (скоростные способности). Занятия физической культурой и спортом способствуют развитию быстроты, проявляющейся в скорости движений, их частоте и во времени двигательных реакций. Зависит быстрота в основном от функционального состояния центральной нервной системы (подвижности нервных процессов), а также от силы, гибкости, степени владения техникой движения.

    Скоростные способности человека очень важны не только
    в спортивной, но и в профессиональной деятельности и в обыденной жизни. Так, наиболее высокие результаты их измерений отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, высокой работоспособности и при благоприятном эмоциональном фоне. Для самоконтроля определяют максимальную скорость в каком-либо элементарном движении и время простой двигательной реакции. Например, определяют максимальную частоту движения кисти руки.

    На листе бумаги, разделенном на 4 равных квадрата, нужно за 20 секунд поставить карандашом максимальное количество точек (по 5 секунд в каждом квадрате). Затем все точки подсчитываются. У подготовленных физкультурников, при хорошем функциональном состоянии двигательной сферы, максимальная частота движений кисти составляет в норме 30-35 за 5 секунд. Если частота движений от квадрата к квадрату снижается, то это указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервной системы.

    Ловкость - это физическое качество, характеризующее хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкий человек довольно быстро овладевает новыми движениями и способен
    к их быстрой перестройке. Зависит ловкость от степени развития анализаторов (прежде всего двигательного), а также от пластичности центральной нервной системы.

    Для определения развития ловкости можно использовать метание мяча в цель, упражнения в равновесии и многих другие. Чтобы получить сравнимые результаты, мяч нужно бросать в цель всегда
    с одного и того же расстояния. Для развития ловкости хорошо использовать упражнения с поворотами, наклонами, прыжками, быстрыми вращениями и т. п.

    Гибкость - способность к выполнению движений с большой амплитудой в различных суставах. Измеряют гибкость путем определения степени подвижности отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата при выполнении упражнений, требующих движений с максимальной амплитудой. Зависит она от многих факторов: эластичности мышц и связок, внешней температуры, времени суток (при повышении температуры гибкость увеличивается, утром гибкость существенно снижена) и др.

    Подчеркнём, что тестирование (измерения) должно проводиться после соответствующей разминки.

    Все данные заносятся в дневник самоконтроля. Форма дневника самоконтроля приводится в приложении 3.

    3.20.5. Профилактика травматизма на занятиях
    по физическому воспитанию

    Профилактика бытовых, трудовых и спортивных травм составляет комплекс действий и требований, позволяющий избежать их в жизни. В процессе учебы и в дальнейшей работе студенты должны знать причины возникновения травм и уметь
    их предупредить.

    Среди основных причин возникновения травм могут быть: 1) нарушение техники безопасности; 2) неадекватность физической нагрузки; 3) слабая стрессоустойчивочть; 4) отсутствие культуры поведения, не выполнение норм здорового образа жизни (нарушение режима сна, питания, личной гигиены, употребление алкоголя, патологические состояния здоровья и т.д.).

    Каждому человеку необходимо знать, как оказать помощь пострадавшему при травмах до прибытия врачебной помощи.

    Кровотечения бывают наружные (с нарушением кожных покровов) и внутренние (при повреждении внутренних органов - разрывов сосудов, печени, селезенки и др.). Внутренние - это особо опасные кровотечения с резко выраженной симптоматикой (резкое побледнение, холодный пот, пульс порой не прощупывается, потеря сознания).

    Оказание первой помощи - полный покой, холодное на живот, срочный вызов врача.

    При наружном кровотечении нужно определить по цвету
    и пульсации, каков характер повреждения сосуда. При артериальном кровотечении кровь алая и пульсирующая, при венозном темно-красная и сочная.

    Оказание первой помощи - остановка крови (прижатие, давящая повязка). Поврежденная часть тела (нога, рука, голова) должна быть приподнята. При необходимости накладывают жгут на срок до 1,5 часов - летом и до 1 часа зимой. При этом необходимо знать о строгом соблюдении времени наложения жгута (обязательно записать
    и вложить записку под жгут). По истечении определенных сроков (по записи) - ослабить жгут, дать восстановиться кровотечению и, если нет остановки, дополнительно затягивается жгут, но не более чем на 45 минут.

    Для остановки кровотечения при травмах носа необходимо слегка запрокинуть голову назад, положить холод на переносицу,
    в ноздри заложить ватный тампон. Необходимо дать понюхать нашатырный спирт и растереть виски.

    Обморок и потеря сознания возникают в результате нарушения кровоснабжения головного мозга (ушиб, удар, удушье).

    Оказание первой помощи - уложить пострадавшего на пол (ноги выше головы), обеспечив приток воздуха. Нашатырный спирт и уксус, как и при травме носа.

    Гравитационный (травматический) шок очень опасное состояние, возникающие при большом ранении, переломе.

    Оказание первой помощи - создать полный покой, ввести обезболивание, согреть (обложив грелками, напоить горячим и сладким чаем, кофе, водкой). Транспортировка без специальных приспособлений противопоказана.

    Тепловой и солнечный удар – это состояние перегрева организма под лучами солнца или в сауне.

    Оказание первой помощи - необходимо перенести пострадавшего в тень, освободить от одежды, предложить обильное питье
    и обтирание холодной водой. Далее необходимо вызвать врача.

    Ожоги делятся на 4 степени в зависимости от размеров поражения тканей и органов человека. В условиях занятий физической культурой в основном встречаются ожоги I степени (горячая вода в душе, воздействие пара в сауне и т.п.).

    Оказание первой помощи - поставить пострадавшего под струю холодной воды, наложить повязку с раствором питьевой соды
    (1 ч/ложка на стакан), протереть поврежденную поверхность спиртом, одеколоном, водкой, наложить сверху стерильную повязку. При ожогах II-IV степени - немедленная госпитализация.

    Обморожение также различают по 4-м степеням воздействия на организм.

    Оказание первой помощи - растереть шарфом или варежкой, возможно растирание руками, перенести пострадавшего в теплое помещение. Рекомендуется растереть поврежденную поверхность спиртом, водкой. Возможно растирание конечностей до покраснения, опустив их в ведро с мыльной водой, доводя температуру постепенно до 35-37 градусов. При отморожении II-IV степени - обязательно перенести пострадавшего в теплое помещение, предохранить поврежденный участок от загрязнения, положить голову в более высоком положении по отношению к телу, дать горячий чай, кофе. Врачебная помощь обязательна.

    Утопление - это потеря сознания вследствие неконтролируемого попадания воды в органы дыхания.

    Оказание первой помощи - первые мероприятия связаны с оживлением. Очистка всех полостей (нос, рот, уши) от грязи, ила, слизи. Фиксируют язык, приколов его к губе (булавкой, шпилькой). Далее необходимо встать на одно колено, пострадавшего положить животом на бедро и надавить на спину - вода должна вылиться из желудка и легких. Затем обязательно сделать искусственное дыхание.

    Искусственное дыхание : при бессознательном состоянии пострадавшему делают дыхание «изо рта в рот» или «изо рта в нос», предварительно освободив ротовую полость от грязи и других масс. Под плечи надо положить валик. Вдувается воздух 16-20 раз в минуту. Если вы один на один с пострадавшим, необходимо сделать
    4 раза непрямой массаж сердца и 1 искусственное дыхание «рот
    в рот» или «рот в нос», до восстановления самостоятельного дыхания. Это большая физическая и индивидуальная нагрузка, но жизнь чаще всего возвращается к потерпевшему. Это первая доврачебная помощь. После этого нужно срочный вызов квалифицированного врача.

    Остановка сердечной деятельности наиболее опасная травма для занимающихся. Если не помогают нашатырь и похлопывание по щекам - приступают к непрямому массажу. Освобождают от одежды. Находясь слева от пострадавшего, ладонью левой руки ритмично
    (50-60 раз в мин.) надавливают на грудину, отнимают руку - дают возможность ей расслабиться. Силу (используя всю массу своего тела) применять не следует. Срочный вызов скорой медицинской помощи.

    Ссадины наиболее частые и простые травмы.

    Оказание первой помощи. Обрабатывают перекисью водорода, подсушивают ваткой и смазывают бриллиантовой зеленью или йодом.

    При ушибах рекомендуется холод (любым способом - снег, вода, металлический предмет), давящая повязка. Тепловые компрессы возможно применять спустя 2-3 дня, также рекомендуется тепло, слегка массируя поврежденную поверхность.

    При вывихах рекомендуется полная неподвижность поврежденной поверхности, фиксирующая повязка, при необходимости - остановка кровотечения. При сильной боли возможно введение обезболивающих средств внутрь, рекомендован холод на место травмы. Вправлять вывих категорически запрещено. Помощь врача обязательна.

    Перелом - это повреждение кости. Переломы бывают закрытого и открытого типов . При закрытых переломах кожная поверхность не повреждается. Кроме этого, закрытые переломы бывают полные и неполные (трещины). При открытых переломах (рвутся мышцы, сухожилия, сосуды, нервы, кожа).

    Оказание первой помощи - необходимо создать полный покой
    и неподвижность поврежденной конечности фиксацией ее не менее 2-х суставов. Закрепляют и стабилизируют поврежденную конечность путем накладывания шины. При отсутствии специализированных шин можно использовать палку, лыжу, прутья и т.п.
    При переломе предплечья накладывают фиксирующую повязку на локтевой и лучезапястный суставы, согнув руку в локте и развернув ладонь к животу.

    При повреждении бедра фиксируют три сустава: тазобедренный, коленный, голеностопный. При переломе ребер необходимо наложить тугую стягивающую повязку на грудную клетку. Для этого можно использовать шарф, простынь, полотенце и т.п. При повреждении костей таза потерпевшего необходимо положить
    на спину на твердую поверхность - доску, дверь и т.п., сгибают ноги в коленях, разведя в стороны (для удобства желательно подложить валик под коленные суставы).

    При переломе позвоночника - нельзя поднимать человека, переворачивать его. Необходимо аккуратно подложить под него твердую поверхность (щит, доска, дверь) и зафиксировать пострадавшего до прибытия квалифицированной помощи.

    Контрольные вопросы:

    1. Сущность понятия «здоровье», основные факторы угрозы жизни и здоровью человека

    2. Причины возникновения болезней цивилизации. Физическая культура как средство противодействия им.

    3. Назовите основные показатели здоровья населения.

    4. Какие основные факторы ортобиоза выделены учеными?

    5. Какое место занимает физическое воспитание в здоровом образе жизни студентов?

    6. По каким показателям оценивают специальную??? двигательную активность?

    7. Какие особенности женского организма необходимо учитывать на занятиях физической культурой?

    9. Назовите основные гигиенические мероприятия, необходимые при выполнении физической нагрузки.

    10. Какое воздействие оказывают физические упражнения
    на сердечно-сосудистую систему?

    11. Какое воздействие оказывают физические упражнения
    на дыхательную систему?

    12. Какое воздействие оказывают физические упражнения
    на опорно-двигательный аппарат?

    13. Какие элементы самомассажа Вы знаете?

    14. Какие основные средства используют на занятиях по физической культуре со специальными медицинскими группами?

    21. Назовите цели и задачи контроля и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.

    22. Охарактеризуйте объективные и субъективные показатели физического развития человека.

    23. Какие виды травм Вы знаете?

    24. Назовите мероприятия первой помощи при различных видах травм.

    Физическое здоровье человека – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Стрессы, вредные привычки, несбалансированное питание, недостаток физических нагрузок и другие неблагоприятные условия оказывают влияние не только на социальную сферу деятельности человека, но и являются причиной появления различных хронических заболеваний.

    Для их профилактики необходимо вести здоровый образ жизни, основу которого составляет физическое развитие. Регулярные занятия фитнесом, йогой, бегом, плаванием, катанием на коньках и другими видами физической культуры помогают поддерживать тело в хорошей форме и способствуют поддержанию позитивного настроя. Здоровый образ жизни отражает определенную жизненную позицию, направленную на развитие культуры и гигиенических навыков, сохранение и укрепление здоровья, поддержание оптимального качества жизни.

    Факторы физического здоровья человека

    Основным фактором физического здоровья человека является его образ жизни.

    Здоровый образ жизни – это разумное поведение человека, включающее:

    • Оптимальное соотношение труда и отдыха;
    • Правильно рассчитанная физическая активность;
    • Отказ от вредных привычек;
    • Сбалансированное питание;
    • Позитивное мышление.

    Здоровый образ жизни обеспечивает полноценное выполнение социальных функций, активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой сфере, а также непосредственно влияет на продолжительность жизни. По оценкам экспертов, физическое здоровье человека зависит от образа жизни более чем на 50%.

    Факторы влияния окружающей среды на человеческий организм можно разделить на несколько групп воздействия:

    • Физические – влажность и давление воздуха, а также солнечная радиация, электромагнитные волны и многие другие показатели;
    • Химические – различные элементы и соединения природного и искусственного происхождения, входящие в состав воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, строительных материалов, одежды, электроники;
    • Биологические – полезные и вредные микроорганизмы, вирусы, грибки, а также животные, растения и продукты их жизнедеятельности.

    Воздействие совокупности этих факторов на физическое здоровье человека, по подсчетам специалистов, составляет около 20%.

    В меньшей степени на здоровье оказывает влияние наследственность, которая может быть как прямой причиной заболеваний, так и принимать участие в их развитии. С точки зрения генетики все болезни можно разделить на три типа:

    • Наследственные – это болезни, возникновение и развитие которых связано с дефектами переданных по наследству клеток (синдром Дауна, болезнь Альцгеймера, гемофилия, кардиомиопатия и другие);
    • Условно наследственные – с генетической предрасположенностью, но спровоцированные внешними факторами (гипертония, атеросклероз, диабет, экзема и другие);
    • Ненаследственные – обусловленные влиянием окружающей среды, и не связанные с генетическим кодом.

    Все люди имеют генетическую предрасположенность к различным заболеваниям, именно поэтому врачи всегда интересуются болезнями родителей и других родственников пациента. Влияние наследственности на физическое здоровье человека оценивается исследователями в 15%.

    Медицинское обслуживание, по экспертным данным, почти не влияет на здоровье (менее 10%). По исследованиям ВОЗ, основной причиной как ухудшения качества жизни, так и преждевременной смерти являются хронические болезни, которые можно разделить на четыре основных типа:

    • Сердечно-сосудистые (инфаркт, инсульт);
    • Хронические респираторные (обструктивная болезнь легких, астма);
    • Онкологические;
    • Диабет.

    Развитию хронических болезней способствует употребление алкоголя, курение, нездоровое питание и недостаточная физическая активность.

    Следовательно, главный показатель физического здоровья человека – это такой образ жизни, который должен быть направлен на предотвращение болезней, укрепление здоровья, достижение духовной и физической гармонии.

    Физическое развитие человека и здоровье

    Основу здорового образа жизни составляет физическое развитие человека, и здоровье напрямую зависит от оптимального соотношения физической активности и отдыха. Регулярные упражнения обеспечивают высокий уровень иммунитета, улучшают обмен веществ и кровообращение, нормализуют давление, увеличивают силу и выносливость. При планировании физических нагрузок обязательно нужно исходить из возрастных и физиологических особенностей человека, учитывать состояние здоровья, консультироваться с врачом о вероятных противопоказаниях. Нагрузки должны быть оптимальными: недостаточные – неэффективны, чрезмерные – вредят организму. Кроме того, со временем нагрузки становятся привычными и их необходимо постепенно увеличивать. Их интенсивность определяется количеством повторений упражнений, амплитудой движений и темпом выполнения.

    Физическая культура и здоровье человека

    Физическая культура – это сфера социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека. Поэтому врачами особо подчеркивается связь физической культуры и здоровья человека. Существует несколько типов физкультуры:

    Последние два вида особенно важны, так как оперативно нормализуют состояние организма и способствуют созданию благоприятных условий жизнедеятельности.

    Здоровый образ жизни – важнейший показатель физического здоровья человека. Вести его, значит, с одной стороны, сохранять социальную активность и позитивное отношение к миру, а с другой – отказаться от вредных привычек, сбалансировать питание и регулярно выполнять физические упражнения. Занятия физкультурой обеспечивают мотивацию к профилактике болезней, поддержанию тела в хорошей физической форме, увеличению продолжительности жизни. Физические упражнения улучшают настроение, повышают самооценку и снимают стресс, увеличивают работоспособность и благоприятно влияют на работу организма в целом.

    Видео с YouTube по теме статьи: