Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Качество образования в условиях реализации фгос ноо и ооо. реализация фгос как условие повышения качества образования

    Качество образования в условиях реализации фгос ноо и ооо. реализация фгос как условие повышения качества образования

    В условиях реализации ФГОС имеет большое значение. В течение десятилетий в учебных заведениях сложилась система работы, оказывающая определенное влияние на профессиональную компетентность преподавателей и достижение ими высокого результата обучения и воспитания детей. Однако новое качество образования в условиях реализации ФГОС требует корректировки форм, направлений, способов и оценки методической деятельности.

    Актуальность вопроса

    В настоящее время методическое обеспечение педагогического процесса представлено в качестве определенной системы, посредством которой преподаватель реализует собственную модель обучения, воспитания и развития детей. Она включает в себя выбор конкретных технологий, внедрение и отработку их в процессе деятельности, индивидуализацию и дифференциацию, изменение содержания обучения. ФГОС как основа повышения качества образования предъявляет к учебному заведению определенные требования. Выполняя их, учреждение не останавливается на достигнутом, совершенствует управленческие механизмы. Это приводит к переходу на новый уровень, в рамках которого формируется инновационная школа. В ней решаются организационно-экономические и педагогические задачи. Таким образом, улучшается качество образования. В условиях реализации ФГОС ДОУ играет не менее важную роль, чем среднее учебное заведение. На этом этапе закладывается фундамент для последующего развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

    Характеристика системы

    Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС ориентировано на формирование устойчивых механизмов развития инновационной модели мониторинга педагогического процесса в заведениях на разном уровне. Эта система позволяет достичь соответствия региональным и социальным потребностям, предполагает плановость процесса. В процессе работы определяются ключевые психолого-педагогические условия, посредством которых обеспечивается эффективность образования.

    Ключевые элементы

    Реализация ФГОС как условие повышения качества образования базируется на:


    Организационная база

    Качество в условиях реализации ФГОС, равно как и педагогического процесса в средних учебных заведениях, должно оцениваться и улучшаться системным образом. Для этого разработаны теоретические положения:

    1. Управление качеством педагогического процесса призвано ликвидировать несоответствие результатов образовательной работы школы реалиям, имеющим место в информационном обществе сегодня.
    2. Жизненным циклом для получения результатов выступает год.

    Достижение запланированного уровня показателей педагогической деятельности характеризуется выявлением новых возможностей и потребностей учеников. Это стимулирует преподавателей осуществлять поиск отказываться от устаревших приемов и форм организации своей профессиональной деятельности. Улучшая качество начального образования в условиях реализации ФГОС, учебное заведение осуществляет целенаправленное освоение системы требований. Педагогическая среда в учреждении находится в постоянном обновлении, сохраняя контакт с информационным обществом.

    Инновации

    Под ними следует понимать методики, существенно изменяющие результаты педагогического процесса. Эти подходы способствуют усовершенствованию или созданию новых:

    Для внедрения инноваций выстраивается системная стратегия изменения обучающегося, преподавателя, всего учебного заведения. Качество образования в условиях реализации ФГОС НОО улучшается путем проектирования процессов на технологическом, организационном, содержательном уровне. Эти три элемента, взаимно проникая друг в друга, формируют органичную единую систему. При изменении одних компонентов, корректируются и другие. Это, в свою очередь, приводит к преобразованиям во всей системе. В последнее время отмечается интенсивный поиск новых идей. На теоретическом и практическом уровнях активно прорабатываются вопросы гуманизации, дифференциации, профилизации, интеграции. Однако ни одна из этих концепций не может рассматриваться как главная, всеохватывающая в сложной педагогической системе.

    Что такое качество образования в условиях реализации ФГОС?

    Оно рассматривается как обобщенная мера эффективности функционирования педагогической системы учебного учреждения. Качество образования в условиях реализации ФГОС - это результат воспитательного и обучающего процессов. Они организовываются в соответствии с целями и задачами, поставленными в программе. От того, насколько полно они соответствуют потребностям детей, будет зависеть эффективность всей педагогической системы. Целью должно выступать целостное развитие подрастающего поколения, готовность к самоопределению, творчеству и самосовершенствованию, самостоятельной организации собственной жизни каждого ученика. Качество образования в условиях реализации ФГОС - это интегральная характеристика. Она отражает уровень соответствия педагогического и рабочих процессов в учебном заведении, выраженных в показателях и критериях, установленным государственным требованиям, достигаемым в действительности результатам, индивидуальным и общественным ожиданиям. Эта характеристика показывает степень усвоения содержания учебного материала, нравственного, психического и физического развития, которого достиг ребенок в соответствии с его индивидуальными стремлениями и возможностями. Качество образования в условиях реализации ФГОС выступает как ключевой показатель успеха учебного заведения. В этой связи организация мероприятий, направленных на его улучшение, выступает приоритетной задачей для администрации учреждения.

    Конкретизация

    Качество образования в условиях реализации ФГОС ООО, как и прочих ступеней педагогического процесса, разъясняется через целевые компоненты программы, требования к учебной среде, ожидаемым результатам. Освоение государственных стандартов предполагает формирование в учебных заведениях инновационной системы оценки достижений детей. Это, наряду с прочим, обуславливает необходимость создания современной управленческой системы.

    Ожидаемые показатели

    В качестве ключевой цели реализации образовательных программ выступает обеспечение запланированных результатов по достижению выпускниками на каждой ступени умений, знаний, установок, компетенций и навыков. Они определяются личностными, общественными, семейными, государственными потребностями, а также возможностями каждого ребенка, его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья.

    Индивидуальные результаты

    В их число входят:


    Метапредметные показатели

    К ним относят:

    1. Освоенные обучающимися УУД и межпредметные понятия.
    2. Способность использовать знания и навыки в практике.
    3. Самостоятельность при планировании и обучении, организации взаимодействия со сверстниками и педагогами.
    4. Формирование индивидуальной траектории в образовании.

    Предметные результаты

    В их числе:

    1. Освоенные детьми в процессе обучения умения, специфические для конкретной предметной сферы.
    2. Виды деятельности, направленные на получение новых знаний в рамках дисциплины, их преобразования и применения в различных ситуациях.
    3. Формирование научного представления об основных теориях, видах отношений, владение терминологией приемами и методами.

    Критерии эффективности

    Требования, установленные для реализации основных обучающих программ в образовательном учреждении, характеризуют финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должно осуществляться освоение учебного материала. Критерием эффективности внедрения этих стандартов выступает формирование среды, которая:


    Возможности участников

    Условия, в которых осуществляется реализация учебно-воспитательных программ, должны обеспечить:

    Одной из ключевых целей, стоящих перед педагогическим коллективом и органами управления образованием выступает обновление устаревших учебных программ, технологий и методик их реализации, приведение их в соответствие с динамикой развития всей системы, запросами детей и их родителей с учетом особенностей региона.

    Возможно ли объединить основные группы в дошкольном учреждении, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС ДО и ГОСТ Р 52113–2003, в единую схему? Попробуем вместе с экспертом журнала.

    Проблема повышения уровня оказываемых услуг находится в центре внимания практически всех отраслей социальной сферы. С одной стороны, это обусловлено изменением государственной политики в сфере оказания социальных услуг населению, где ключевую роль играют критерии результативности и эффективности вложения бюджетных средств. С другой стороны, имеет место общая неготовность социальной сферы предъявлять такие показатели обществу и государству, как убедительные доказательства своего постоянного совершенствования и развития.

    Чтобы в дошкольном учреждении нужны документально оформленные требования, в которых перечислены все основные качественные характеристики с конкретными значениями параметров. В производственной сфере требования установлены практически для всей продукции массового производства. В непроизводственной сфере это сделать сложно. Имеющиеся на сегодняшний день в большинстве социальных отраслей официальные требования не охватывают всего многообразия качественных характеристик объектов и явлений. Научно обоснованная система параметров оценивания качества образования в дошкольном учреждении также отсутствует.

    Помимо показателей система оценивания включает такие элементы, как источники информации, субъекты, объекты и процедуры оценивания, способы и методы измерения, которые также недостаточно разработаны.

    В связи с этим о системе оценивания качества образования в дошкольном учреждении можно говорить только в будущем времени. Однако многие конструктивные элементы этой системы уже определены в различных нормативных документах. Так, постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 утверждены правила осуществления мониторинга образовательной системы. Согласно п. 2 данных правил мониторинг проводится в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценивания состояния и перспектив развития образовательной системы. В соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательные организации обязаны проводить самообследование и обеспечивать функционирование внутренней системы оценивания качественных характеристик образовательной системы. Данный закон включает нормы по контролю качественных характеристик образовательной деятельности органами государственного надзора, по независимому оцениванию качественных характеристик образовательной деятельности с целью предоставления информации об уровне организации работы учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

    Внутренняя и внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении

    В соответствии с нормативными документами в сфере оценки качественных характеристик образовательной деятельности выделяют две подсистемы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя оценка включает оценку руководителями и работниками образовательной организации своей работы, а также оценку деятельности образовательной организации родителями, являющимися потребителями услуг данной организации.

    Внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении предполагает оценку надзорными органами, профессиональными сообществами, общественными и иными организациями. По своей сути любая внешняя оценка не зависит от организаций, которые подлежат оцениванию. Однако в Законе № 273-ФЗ независимая оценка качественных характеристик имеет более узкое толкование, в рамках которого устанавливаются субъекты оценки, общие критерии оценивания и другие требования. Оценка учредителя (собственника) может рассматриваться и как внутренняя, и как внешняя оценки - в зависимости от масштаба объекта оценивания. В табл. 1 приводятся основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении.

    Таблица 1

    Основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении

    Элементы системы оценки качества дошкольного образования Субъекты оценки
    Внутренняя оценка Внешняя и внутренняя оценка Внешняя оценка
    Работники

    Родители воспитан ников

    Администра-ция дошкольной организации Учредитель Надзорные органы Профе-ссиональные эксперты Общественные эксперты
    Процедуры оценивания Самообследование Не
    установлены
    Система внутренней оценки качества Контроль, мониторинг, рейтинг Лицензирование, государственный надзор Аттестация, экспертиза Независимая оценка качества
    Показатели и критерии оценки Устанавливаются Минобрнауки России и дошкольной организацией Устанавливаются дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также учредителем Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами. Определяются экспертами Устанавливаются Минобрнауки России. Дополни-тельные показатели устанавливаются общественными советами
    Способы оценивания Опрос Все известные способы оценки качества Ранжирование данных, имеющихся в открытом доступе

    Таким образом, нормативными правовыми актами установлены некоторые оценочные процедуры (мониторинг, самообследование); утверждены отдельные перечни критериев. Однако целостная модель системы оценки образовательной деятельности на сегодняшний день не выстроена: ряд базовых понятий не имеет однозначных определений, не выделено содержание перечня показателей, не описаны способы и механизмы оценивания. Все эти вопросы адресуются руководителям образовательных организаций и органов управления образованием для самостоятельного поиска решений.

    Показатели качества образования в дошкольном учреждении

    Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ ДОО осуществляет образовательную деятельность по дошкольным образовательным программам, а также присмотр и уход за детьми. То есть выделены два основных вида деятельности, которые должны быть положены в основу системы показателей оценки качества образования в дошкольном учреждении. При этом само понятие «качество образования» определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (п. 29 ч. 1 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

    Образовательная деятельность детского сада регулируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС), который устанавливает требования:

    к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и согласно специальному указанию не подлежат непосредственной оценке и не могут служить показателями при оценке качества образования.

    В данном случае определить качество образования в дошкольном учреждении непросто, поскольку стандарта присмотра и ухода за детьми не существует. Однако общая содержательная характеристика этого вида деятельности приводится в п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ: присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

    Кроме того, Законом № 273-ФЗ отдельно выделяются требования охраны и укрепления здоровья обучающихся, которые распространяются на оба вида деятельности. Присмотр и уход и образовательная деятельность также регулируются требованиями:

    СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;ППБ-101-89 «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений», утв. приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности».

    Объединенные требования всех указанных нормативных правовых актов могут служить основанием для определения соответствующих частей в составе системы параметров качества образования в дошкольном учреждении. Однако есть еще и другие субъекты оценивания, требования которых тоже необходимо учесть. В первую очередь, речь идет о потребителях услуг ДОО.

    Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»1 (далее - ГОСТ Р 52113–2003) установлен порядок определения перечней показателей, соответствующих целям управления качественными характеристиками, где главным ориентиром выступает удовлетворенность потребителя. В этом документе определены четыре основные универсальные группы показателей качественных характеристик. Они являются общим руководством для производителей любых услуг, и потому их применение в каждой конкретной сфере, и в сфере оценки качества образования в дошкольном учреждении в том числе, требует авторской интерпретации. Первая группа: показатели назначения, где выделяются основные свойства услуги, ее совместимость с другими услугами и требованиями, условия предоставления услуги, специфические характеристики, связанные с конкретным видом услуги. Вторая группа: показатели безопасности, где выделяется 10 видов безопасности. Третья группа: показатели надежности предоставления и результатов услуги. Четвертая группа: показатели профессионального уровня персонала. Основываясь на этих четырех группах, можно представить параметры системы оценки качества образования в ДОУ с точки зрения удовлетворения требований потребителей следующим образом (см. табл. 2.)

    Таблица 2

    Примерные параметры системы показателей качества образования в дошкольном учреждении (на основе ГОСТ Р 52113–2003)

    Наименование групп показателей качества Параметры системы показателей
    Назначение услуги 1. Основные свойства услуги: удобный режим работы; наличие медицинских работников, учителей-логопедов и других узкопрофильных специалистов; наполняемость групп, количество воспитанников, приходящихся на одного воспитателя; объем трудовых обязанностей персонала при осуществлении присмотра и ухода за детьми, учет дополнительных запросов семьи; размер и порядок оплаты услуг детского сада, наличие льгот и т. п. 2. Совместимость услуги: функциональная (преемственность в содержании работы с образовательными организациями другого уровня образования); информационная (соответствие объема, вида и формы предоставления информации о ребенке и оказываемых услугах требованиям родителей). 3. Качество предоставления услуги: состояние материально-технической базы; санитарно-гигиенические условия; этика общения персонала; возможность получения дополнительных услуг; наличие условий для оказания услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, другим категориям потребителей с особыми потребностями; эстетика и комфортабельность помещений
    Безопасность услуги Электробезопасность. Пожарная безопасность. Санитарно-гигиеническая безопасность. Безопасность игрового оборудования, в т. ч. установленного на прогулочных участках. Безопасность озеленения интерьеров и прогулочных участков. Безопасность, создаваемая специальными защитными средствами (устройство ограждения, организация пропускного режима, оснащение аварийной сигнализацией и др.). Безопасность технологического оборудования. Специфические виды безопасности для отдельных видов услуг (обучение плаванию, проведение физиотерапевтических процедур и т. п.)
    Надежность услуги Стабильность производственного графика работы детского сада, выполнение обязательств, предусмотренных договором с родителями
    Профессиональный уровень персонала Общая и профильная подготовка персонала. Уровень квалификации кадров и навыки выполнения сложных работ, в т. ч. по результатам участия в конкурсах профессионального мастерства. Знание и соблюдение требований документов, регулирующих профессиональную деятельность педагогических работников (в т. ч. требований безопасности). Соблюдение профессиональной этики поведения, которая включает такие качества, как: этичность, доброжелательность, вежливость, коммуникабельность; внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями услуг; умение создать домашнюю атмосферу, проявлять терпение, выдержку, избегать конфликтных ситуаций

    Из табл. 2 видно, что используя показатели, рекомендованные ГОСТ Р 52113–2003, можно существенно расширить то представление о качественных характеристиках образовательной деятельности в ДОО, которое дает ФГОС. Например, появляются показатели, характеризующие основные свойства услуги, которые устанавливаются и контролируются учредителем (собственником). Добавляются показатели надежности и показатели совместимости, на которые ориентируются не только родители воспитанников, но и педагогические работники следующего уровня (школы).

    Объединив основные группы показателей качественных характеристик, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС и ГОСТ Р 52113–2003, получим обобщенную схему системы показателей качества образования в дошкольном учреждении.

    Очевидно, что показателей, которые потенциально укладываются в представленную схему, может быть настолько много, что их сбор и обработка займут значительную часть времени работников детского сада. Чтобы этого не произошло, необходимо ограничить перечень оцениваемых показателей качества образования в дошкольном учреждении, т. е. выделить отдельные ключевые (индикативные) показатели.

    Нормативные документы

    • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
    • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
    • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
    • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
    • Приказ Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности»
    • ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества», утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст

    1 Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст. Утрачивает силу с 1 января 2016 г. в связи с изданием приказа Росстандарта от 06.11.2014 № 1482-ст. Взамен вводится в действие ГОСТ Р 52113–2014.

    Доклад

    «Повышение качества дошкольного образования

    В условиях реализации ФГОС ДО»

    Борисова Людмила Валентиновна,

    заведующий МБДОУ «Солнечный»

    Уважаемые коллеги!

    Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила проблему повышения качества дошкольного образования. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности.

    Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и представляющую разнообразный спектр образовательных

    услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.

    Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования республики Мордовия и нашего района является повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ.

    На современном этапе развития общества повышение качества дошкольного образования необходимо осуществлять по следующим направлениям:

      обновление содержания дошкольного образования в соответствии с современными направлениями развития

      образования, с учетом федеральных государственных стандартов;

      активизация творческого и личностного потенциала педагогов;

      внедрение менеджмента в деятельность руководителя детского сада.

    ФГОС определяет новое представление о содержании и организации дошкольного образования, а именно:

      Совокупность образовательных областей

      Формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность подрастающего человека»;

      Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

    Таким образом, предъявляются новые требования к обеспечению стабильного функционирования и развития дошкольного учреждения. Важнейшим инструментом, обеспечивающим регулирование этих процессов, является образовательная программа.

    Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией авторского коллектива по руководством Т.И.Бабаевой в группах общеразвивающей и комбинированной направленности.

    Цель деятельности нашего детского сада по реализации основной общеобразовательной программы: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

    Для успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования созданы условия осуществления образовательной деятельности и повышения качества дошкольного образования:

    . программно- методическое обеспечение детского сада;

    . кадровое обеспечение (административный персонал, педагогический коллектив, медицинская служба, бухгалтерская служба);

    . материально-техническое обеспечение (группы, кабинеты, оборудование);

    . предметно-пространственная развивающая среда;

    . инновационная деятельность;

    . информационно-технологическое обеспечение деятельности учреждения.

    Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования.

    За короткий срок изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных учреждений, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, развивающая среда, изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые ситуации.Считаю,что всё это заставляет педагогов системы дошкольного образования перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому.

    Уверена,что качество дошкольного образования в решающей степени зависит от кадрового состава специалистов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовленности, инициативности, самостоятельности, творческой активности и ответственного выполнения своих обязанностей. Мы уделяем большое внимание процессу непрерывного самообразования и саморазвития педагогов, повышения уровня их квалификации через разнообразные формы работы. В детском саду «Солнечный» проведены информационно - консультативные семинары, совещания при заведующем, педагогические часы, мастер - классы, тематика которых включала вопросы реализации ФГОС ДО.

    Большое значение, на мой взгляд, имеет информационно - технологическое обеспечение деятельности детского сада, внедрение компьютерных технологий, использование электронных программ и пособий для повышения эффективности работы педагогов, обмена опытом, снижения трудоёмкости в работе.И здесь мне особенно хочется отметить,что наш детский сад активно занимается качественным и красочным продвижением и обновлением своего сайта в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Жизнь детского сада широко представлена и в публикациях районной газеты.

    В текущем учебном году по госстандарту мы приобрели средства ТСО (ноутбук,принтер со сканером,широкоформатный телевизор) для показа презентаций детям и их родителям в инновационном режиме работы.

    В целях удовлетворения образовательных потребностей педагогов и подготовки их к работе в режиме реализации ФГОС ДО созданы условия для прохождения курсов повышения квалификации на базе МРИО г.Саранск, в других регионах по дистанционной форме, по on-line форме через Интернет-это вебинары.

    Немаловажным условием качества дошкольного образования является организация предметно-пространственной развивающей среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

    Думаю,следует сделать акцент на том, что дошкольное детство- это наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Главная функция взрослого на данном возрастном этапе - адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового), проявления отношения к миру.

    Мы используем новые подходы к моделированию развивающей среды - ведь наше ДОУ типовое, поэтому предусмотрены разные варианты её организации с полифункциональным использованием всех возможностей помещения. Для обес-печения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой группе созданы центры для разных видов детской деятельности: двигательной, игровой, изоб-разительной, театрализованной, исследовательской, а также условия для интеграции образовательных областей. При зонировании групп предусмотрено периодическое обновле-ние материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Для раскрытия творческой уникальности каждого ре-бенка оборудованы специальные центры: природный, в котором дошкольники с радостью экспериментируют, выращивая растения и проводя ис-следования живой природы; мини - изостудия, где каждый ребенок может чувствовать себя настоящим художником, созда-телем уникальной поделки; центр театрализованной и музыкальной деятельности, где проявляются актерские и режиссёрские способности детей. С большим интересом воспитанники занимаются в мини-центрах по безопасности дорожного движения, которые организованы в каждой группе, а также в фойе детского сада - центр «Азбука безопасности», где ребята продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами поведения в экстремальных ситуациях.

    Благодаря эффективному использованию финансовых ресурсов, у нас есть возможность приобретения дидактических и методических пособий, пополнения развивающей среды современным оборудованием и игрушечным инвентарём. В этом году по всем возрастным группам приобрели наглядные,дидактические материалы,игрушки для работы с детьми, частично пополнили выносное уличное оборудование,существенно обновили методическую базу детского сада.

    Ещё одним важным сигментом повышения качества образования я считаю создание благоприятных условий пребывания ребёнка в детском саду и проживания в нём полноценного дошкольного возраста.

    В 2014г. благодаря содействию районной администрации в детском саду произвели частичную реконструкцию - сделали прачечный блок,включающий в себя стиральный,сушильный и гладильный цеха.Отремонтировали овощехранилище.

    За два с небольшим года б лагодаря спонсорской помощи ООО « КЭТЗ БЛ-ГРУПП» и при личном участии директора предприятия Рудакова В.С. полностью заменены водопроводно-канализационные коммуникаций по всему периметру детского сада,установлено новое сантехническое оборудование во всех групповых ячейках детского сада (детские душевые поддоны с душевыми насадками,раковины,унитазы,ванную с нижним экраном в туалетную комнату ясельной группы).Во всех вспомогательных помещениях детского сада заменены водопроводные смесители.Во всех групповых ячейках отремонтированы туалетные комнаты.В помещениях частично заменены потолочные светильники.Отремонтировано парадное крыльцо детского сада,сделан облегчённый боковой витраж из голубого поликарбоната,что придаёт входу особую красоту, эстетику и очень нравится взрослым и детям.Отремонтирована электроплита(переключатели с жарочными панелями).Произведён капитальный ремонт спортивного зала ДОУ.Приобретено детское красочное и тёплое напольное ковровое покрытие в новый спортивный зал.Силами спонсора были утилизированы люминисцентные отходы,что особенно важно для охраны жизни и здоровья детей.

    Силами сотрудников ведётся постоянная работа по благоустройству территории детского сада (регулярно проводится обрезка деревьев и кустов, упорядочиваются естественные теневые навесы,выкашивается трава, высаживаются и пропалываются цветы и др.),что очень важно для привития воспитанникам чувства эстетики и красоты.

    В нашем детском саду большое внимание уделяется полноценному питанию детей.В тёплый и холодный периоды времени в рацион воспитанников вводится естественная витаминизация посредством фруктов,овощей и салатов.

    Одним из главных залогов успешного воспитания и обучения ребёнка считаю оздоравливание. В этом аспекте в 2015 году с разрешения главного врача Ковылкинской межрайонной больницы детскому саду были выделены 3 бактерицидные кварцевые лампы,что позволяет обеззараживать помещения,где находятся наши дети во время их отсутствия,соблюдая при этом режим кварцевания жедневно проводится воздушная аэрация, двигательная,дыхательная и артикуляционна я гимнастика,босохождение ,динамические минутки.В период респираторных заболеваний - чесноко и лукотерапия .В тёплый период времени дети охотно принимают воздушные солнечные ванны и очень любят влажное растирание.

    Чтобы повысить заинтересованность педагогических работников для участия в различных конкурсах, мы используем материальное стимулирование сотрудников, что даёт положительные результаты. В прошедшем учебном году наше дошкольное образовательное учреждение успешно принимало участие в республиканском конкурсе «Лгопед-профессионал»,в 2014г.мы заняли первое место в республиканском конкурсе по патриотизму «Растим патриотов России».В этом учебном году наш детский сад стал лауреатом республиканского смотра-конкурса «Зелёный огонёк» на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди образовательных организаций Республики Мордовия.

    Я твёрдо уверена; всё,что окружает ребёнка в детком саду и дома-в семье,это инструмент его развития и,главное,чтобы этот инструмент не навредил маленькому человеку,а был правильно подобран.Считаю, что качество образования и качество жизни ребёнка-дошкольника-это единое целое.

    Уже совсем скоро все учебные заведения радостно распахнут свои двери для самых больших жителей Планеты.

    Уважаемые коллеги,в преддверии нового учебного года искренне желаю Вам ярких педагогических побед,крепкого здоровья,талантливых воспитанников,понимающих родителей,внимания со стороны государства,личностного и профессионального роста!

    Пусть Вашей мудрости,таланьа,чуткости,заботы и внимания хватит на каждого ребёнка,а Ваши всезнайки,непоседы и почемучки искренне любят Вас,гордятся Вами и доверяют Вам!

    Процедуры оценки качества дошкольного образования

    В настоящее время в сфере образования нормативными правовыми документами установлены различные процедуры оценки качества дошкольного образования: внутренняя оценка качества дошкольного образования, лицензирование, аттестация, государственный надзор и контроль, самообследование, мониторинг качества образования, рейтингование и т.д. Каждая процедура представляет собой регламент (набор правил и последовательность действий при оценке качества образования).

    Такие процедуры, как лицензирование, подробно описан в законодательстве. Порядок государственного контроля выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, наоборот, еще не установлен. В связи с этим рассмотрим следующие процедуры оценки качества:

    • Система внутренней оценки качества дошкольного образования;
    • Самообследование;
    • Мониторинг;
    • Независимая оценка качества;
    • Ранжирование (рейтиногование).

    Внутренняя оценка качества образования

    В соответствии с подп.13 п. 3 ст.28 Закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. У данной процедуры были предшественники – внутренний мониторинг качества, а также внутренний контроль качества. Эти процедуры были направлены на анализ деятельности организации с целью определения проблем, не позволяющих достигать запланированных результатов, и, соответственно, на последующее решение этих проблем. В то же время внутренняя система оценки качества имеет принципиальные отличия от предшествовавших ей контрольных процедур.

    В первую очередь, эти отличия касаются набора показателей и критериев оценки качества. Раньше показатели внутреннего контроля качества определялись произвольно на основе научно-методических рекомендаций и (или) собственных представлений руководителя об организации контроля.

    Теперь помимо показателей, определяемых организацией самостоятельно, в систему внутренней оценки качества включаются показатели, которые закреплены нормативными актами в качестве обязательных, и показатели, которые используются субъектами внешней оценки деятельности организации (учредителями, надзорными органами, профессиональными и общественными экспертами).

    Составными частями внутренней системы оценки качества являются управленческий контроль и самообследование образовательной организации. В связи с этим показатели внутренней системы оценки качества должны содержать показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утв. Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013. №1324.

    Необходимость включения в систему внутренней оценки показателей качества, используемых субъектами внешней оценки, объясняется логикой управленческой деятельности: зачем дожидаться отрицательной внешней оценки, если можно предупредить ее появление соответствующей организацией работы?

    Процедуру (процедуры) внутренней оценки качества образовательная организация разрабатывает самостоятельно и описывает ее в локальных актах.

    Анализ функционирования внутренней системы оценки качества в обязательном порядке проводится в процессе самообследования образовательной организации.

    Самообследование организации выделено в самостоятельную оценочную процедуру с целью обеспечения доступности и открытости информации о работе образовательных организаций.

    Понятие "самообследование" и "самооценка" в настоящее время в научной литературе не разделяются: в одних источниках оба понятия употребляются как синонимы, в других используется одно из понятий. В качестве синонима понятия "самообследование" нередко используется термин "самоанализ", хорошо знакомый работникам системы дошкольного образования по опыту процедуры аккредитации учреждений.

    В сущности, при использовании разной терминологии практически во всех научных исследованиях речь идет об одной и той же процедуре - контроле качества образования, который образовательная организация должна осуществлять самостоятельно, с привлечением работников организации.

    Согласно национальному стандарту ГОСТ Р ИСО 9004-2010 "Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества", утв.приказомРосстандарта от 23.11.2010 №501-ст (далее - ГОСТ Р ИСО 9004-2010), самооценка представляет собой всесторонний и систематический анализ деятельности организации и ее результатов по сравнению с выбранным эталоном . Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени зрелости ее системы менеджмента. Она также способна помочь в выявлении областей, требующих совершенствования и (или) инновационного подхода, и в установлении очередности осуществления последующих действий. Самооценка образовательной организации также используется для сравнительного анализа ее результатов с внешней оценкой качества, с достижениями других образовательных организаций.

    Законом №273-ФЗ самообследование отнесено к одной из компетенций образовательных организаций (подп. 13 ч.3, ст.28). Эта процедура проводится с целью обеспечения открытости и доступности информации о деятельности организации. Порядок проведения самообследования образовательной организации утвержден приказом Минобрнауки России от 14.06.2013. №462. Процедура самообследования включает в себя несколько этапов. В Порядке проведения самообследования указано (п.6), что в процессе самообследования оцениваются:

    • образовательная деятельность
    • система управления организацией
    • содержание и качество подготовки обучающихся;
    • организация учебного процесса;
    • востребованность выпускников;
    • качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы;
    • функционирование внутренней системы оценки качества образования.

    Методика проведения самообследования дошкольной организации в настоящее время не установлена. Руководитель должен разработать ее самостоятельно.

    Мониторинг системы образования

    В качестве одного из способов управленческого контроля мониторинг используется в системе образования более двух десятков лет. В настоящее время мониторинг выделен в отдельную процедуру контроля качества, которую проводят органы управления образованием в соответствии с Правилами осуществления мониторинга системы образования, утв.постановлениемПравиительства РФ от 05.08.2013. №662 (далее - Правила).

    Согласно Правилам мониторинг призван обеспечить:

    • информационную поддержку государственной политики в сфере образования;
    • системный анализ и оценку состояния и перспектив развития отрасли;
    • повышения качества управленческих решений;
    • выявление нарушений требований законодательства об образовании.

    Мониторинг проводится не реже одного раза в год в отношении всех организаций, реализующих образовательные программы, независимо от формы собственности. Показатели мониторинга системы образования рассчитываются и представляются на основе данных государственных статистических отчетов, социологических и иных исследований. Для мониторинга также используется информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций, опубликованная в средствах массовой информации, поступившая от граждан и организаций.

    Независимая оценка качества

    Независимая оценка качества образования является одной из форм общественного контроля и осуществляется с целью информирования участников образовательных отношений (в первую очередь потребителей услуг) о качестве образования, которое обеспечивает та или иная образовательная организация. В Законе №273-ФЗ выделено два вида такой оценки:

    1. Оценка качества подготовки обучающихся.

    2. Оценка качества образовательной деятельности.

    В отношении дошкольных образовательных организаций осуществляется только оценка качества образовательной деятельности.

    В ч.3 ст.95 Закона №273-ФЗ установлено, что независимая оценка качества осуществляется юридическими лицами, выполняющие конкретные виды такой оценки. Любое рейтинговое агентство, общественная, коммерческая, некоммерческая организация могут разместить в сети Интернет информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования. Результаты такой оценки могут быть направлены в органы управления образованием, где они в течение месяца подлежат обязательному рассмотрению для учета в дальнейшей работе с образовательными организациями.

    Законодательством также предусмотрена специально организованная процедура независимой оценки качества образовательной деятельности, которая проводится общественными советами с привлечением организаций-операторов (ст.95.2 Закона №273-ФЗ).

    Процедура независимой оценки качества образования сложная, состоит из нескольких этапов.

    1 этап. Формирование общественных советов.

    2 этап. Отбор организации - оператора независимой оценки качества.

    3 этап. Проведение оценки качества.

    4 этап. Обнародование результатов оценки.

    Рейтинги представляют собой порядковые шкалы, в которых выставлены результаты измерения. При оценке качества социальных явлений рейтинг используется как форма представления результатов оценивания, а также как вариативный ряд критериев оценки, которая проводится на основе сравнения со значениями показателей, достигнутых в других организациях.

    То или иное место образовательной организации в рейтинге чаще всего рассматривается потребителями услуг как достоверный показатель качества и потому является мощным стимулом или, наоборот, тормозом для достижения образовательной организацией успеха на рынке образовательных услуг.

    Однако производителями образовательных услуг информация о качестве, которая доводится до потребителя при помощи рейтингов, нередко расценивается как недостаточная, тенденционная или вовсе ложная. Изучающие данную проблему российские исследователи отмечают, что основной недостаток рейтингов - их субъективность вследствие недостаточной научной проработанности как показателей деятельности, так и измерительного инструментария.

    Общественная аккредитация

    В зависимости от статуса субъектов оценивания аккредитация может быть государственной или общественной. В соответствии с Законом №273-ФЗ государственная аккредитация не проводится в отношении дошкольных образовательных организаций, а вот общественная аккредитация может быть проведена по желанию образовательной организации. Цели общественной аккредитации определяются аккредитующей организацией – как правило, это подтверждение соответствия каким-либо требованиям.

    Действующая в настоящее время редакция ст.96 Закона №273-ФЗ устанавливает, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получить общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. Аккредитация проводится на добровольной основе и не влечет за собой дополнительных финансовых обязательств государства.

    По своей сути общественная организация близка к независимой оценке качества образования. Однако соотношение процедур общественной аккредитации и независимой оценки качества нормативными актами не определяется, в связи с чем у некоторой части исследователей вызывает сомнения целесообразность закрепления в законе нормы о получении общественной аккредитации.

    Недостатки различных подходов при оценке качества образования

    Каждый элемент оценки качества образования (систематизированный набор показателей, способы сбора информации, методика их измерения и оценки и т.д.) в той или иной степени влияет на конечный результат – оценку, которая должна быть адекватна качественным характеристикам оцениваемой системы. В этом ряду элементов ключевую, системообразующую роль играет система показателей, выделенных в нормативных и рекомендательных документах, свидетельствует о том, что системность в их подборе отсутствует.

    Качество любого целостного объекта (явления) всегда обеспечивается качеством отдельных его частей и, чтобы оценить качество дошкольного образования, надо оценить качество входящих в него частей.

    В Законе №273-ФЗ (ст.23) выделено два основных вида деятельности дошкольной образовательной организации:

    1. образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования;
    2. присмотр и уход за детьми. Данные виды деятельности, в свою очередь, делятся на следующие части:
    • подлежащие оценке требованиям ФГОС ДОк структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, к психологическим, кадровым, материально-техническим, финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также к условиям развивающей предметно-пространственной среды;
    • нормативно установленные требования к организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечения соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
    • нормативно-установленные требования к охране и укреплению здоровья детей;
    • качественные характеристики, интересующие потребителей услуг. В нашем случае – родителей.

    Сопоставление наборов показателей, выделенных в нормативных и рекомендательных документах, и составных частей деятельности оцениваемой системы показывает, что они мало соответствую друг другу. Какие-то части системы представлены в наборах показателей не полностью, какие-то избыточно, а какие-то и вовсе отсутствуют. Все это не позволяет говорить об адекватности оценок, которые могут быть получены по итогам проведения оценочных процедур.

    • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
    • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"
    • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций "
    • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. №1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
    • Приказ Гособразования СССР от 04.-7.1989 №541 "О введении в действие Правил пожарной безопасности"
    • ГОСТ Р 52113-2003 "Услуги населению. Номенклатура показателей качества", утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 №253-ст

    Статья

    «Повышение качества дошкольного образования

    с учетом ФГОС ДО»

    Носова Лидия Ивановна,

    старший воспитатель МБДОУ д/с №28 города Белгорода

    Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила проблему повышения качества дошкольного образования. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности.

    Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и представляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.

    Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования нашей области является: повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ;

    На современном этапе развития общества повышение качества дошкольного образования необходимо осуществлять по следующим направлениям:

      обновление содержания дошкольного образования в соответствии с современными тенденциями развития образования, с учетом федеральных государственных требований;

      активизация творческого и личностного потенциала педагогов;

      внедрение менеджмента в деятельность руководителя ДОУ.

    ФГОС определяют новое представление о содержании и

    организации дошкольного образования, а именно:

      Совокупность образовательных областей

      Формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность»;

      Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

    Таким образом, предъявляются новые требования к обеспечению стабильного функционирования и развития дошкольного учреждения. Важнейшим инструментом, обеспечивающим регулирование этих процессов, является образовательная программа.

    Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГОС ДО как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, которая учитывает вид дошкольного образовательного учреждения и приоритетные направления его деятельности.

    МБДОУ реализует основную

    общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.

    Цель деятельности МБДОУ по реализации основной общеобразовательной программы: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

    Для успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования созданы условия осуществления образовательной деятельности и повышения качества дошкольного образования:

    программно- методическое обеспечение МБДОУ;

    кадровое обеспечение (административный персонал, педагогический коллектив, медицинская служба, бухгалтерская служба);

    материально-техническое обеспечение (группы, кабинеты, оборудование);

    предметно-пространственная развивающая среда;

    инновационная деятельность;

    информационно-технологическое обеспечение деятельности МБДОУ.

    Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования.

    За короткий срок изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных учреждений, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, развивающая среда, в ДОУ работают педагоги дополнительного образования по разным направлениям, изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые ситуации. Это заставляет педагогов системы дошкольного образования перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому.

    Исходя из этого, следует первое условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для детей. Имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать воспитательно - образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего физического и психического напряжения.

    В нашем дошкольном образовательном учреждении разработана примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО. Воспитательно - образовательный процесс строится по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы, в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

    Освоение педагогами технологии по использованию игровой мотивации при проведении образовательной деятельности и стимулированию партнёрской деятельности с детьми, приёмами интеграции образовательных областей, позволяют в полном объёме строить образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО. Когда дети участвуют в образовательной деятельности, когда педагог становится партнёром ребёнка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняется стиль поведения взрослого, рабочее пространство за общим столом, отношение педагога к общей работе. Меняется и положение детей: появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое. Вырабатывается порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.

    Возникновение новых тенденций в образовании и в социокультурной политике приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. По-прежнему, ценным и важным фактором в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения является создание педагогом условий для «развертывания» внутреннего, личностного потенциала каждого ребенка дошкольника.

    Качество дошкольного образования в решающей степени зависит от кадрового состава специалистов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовленности, инициативности, самостоятельности, творческой активности и ответственного выполнения своих обязанностей. Мы уделяем большое внимание процессу непрерывного самообразования и саморазвития педагогов, повышения уровня их квалификации через разнообразные формы. В МБДОУ проведены информационно - консультативные семинары, совещания при заведующей, педагогические часы, мастер - классы, тематика которых включала вопросы реализации ФГОС ДО.

    Чтобы повысить заинтересованность педагогических работников для участия в различных конкурсах, мы используем материальное стимулирование сотрудников, что даёт положительные результаты. В прошедшем учебном году наше дошкольное образовательное учреждение успешно принимало участие в международных, Всероссийских, областных и городских конкурсах. Финансирование за участие в конкурсах осуществлялось из средств МБДОУ.

    Большое значение, на наш взгляд, имеет информационно - технологическое обеспечение деятельности МБДОУ, внедрение компьютерных технологий, использование электронных программ и пособий, для повышения эффективности работы педагогов, обмена опытом, снижения трудоёмкости.

    В целях удовлетворения образовательных потребностей педагогов и подготовки их к работе в режиме реализации ФГОС ДО созданы условия для прохождения курсов повышения квалификации на базе БелИПКППС, в других регионах по дистанционной форме, по on-line форме через Интернет.


    Немаловажным условием качества дошкольного образования является организация предметно-пространственной развивающей среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

    Следует сделать акцент на том, что дошкольное детство - наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Главная функция взрослого на данном возрастном этапе - адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового), проявления отношения к миру.

    Мы используем новые подходы к моделированию развивающей среды - ведь наше ДОУ нетиповое (групповая комната является одновременно и игровой, и спальней), поэтому предусмотрены разные варианты её организации с полифункциональным использованием всех возможностей помещения. Для обес­печения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой группе созданы центры для разных видов детской деятельности: двигательной, игровой, изоб­разительной, театрализованной, исследовательской, а также условия для интеграции образовательных областей. При зонировании групп предусмотрено периодическое обновле­ние материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Для раскрытия творческой уникальности каждого ре­бенка оборудованы специальные центры: природный, в котором дошкольники с радостью экспериментируют, выращивая растения и проводя ис­следования живой природы; мини - изостудия, где каждый ребенок может чувствовать себя настоящим художником, созда­телем уникальной поделки; центр театрализованной и музыкальной деятельности, где проявляются актерские и режиссёрские способности детей. С большим интересом воспитанники занимаются в мини-центрах по безопасности дорожного движения, которые организованы в каждой группе, а также в фойе детского сада - центр «Азбука безопасности», где ребята продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами поведения в экстремальных ситуациях.

    Благодаря эффективному использованию финансовых ресурсов в ДОУ, у нас есть возможность приобретения дидактических и методических пособий, пополнения развивающей среды современным оборудованием.

    Дополнительное образование является составной частью образовательной системы детского сада, при этом его содержание выходит за пределы основной общеобразовательной программы. Дополнительные образовательные услуги способствуют повышению качества работы, выявлению и развитию одарённых детей, что вызывает большой интерес у родителей. Деятельность кружков расширяет возможность общения, раскрытия творческих способностей, обогащению интеллектуальной, духовной сферы жизни детей, их физическому совершенствованию. Результат успешной работы педагогов - активное участие воспитанников в мероприятиях различных уровней.

    Таким образом, качество понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту.