Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Как приготовить тортилью
  • Ферзь — шахматная Королева. Ферзь - это самая сильная фигура в шахматах

    Ферзь — шахматная Королева. Ферзь - это самая сильная фигура в шахматах

    Описания фигур

    Король, ферзь, слон, ладья, конь, пешка

    Король Ходит на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. Кроме того, может участвовать в рокировке . Считается самой важной фигурой, поскольку невозможность защитить короля от атаки противника (эта ситуация называется «мат») означает проигрыш партии. В комплекте шахматных фигур король обычно - самая высокая фигура, либо одна из двух самых высоких фигур (вторая - ферзь). Ферзь (королева) Ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали. Самая сильная фигура на шахматной доске. Изначально (в старом арабском шатрандже) ферзь ходил лишь на одно поле по диагонали; превращение его в наиболее сильную фигуру произошло уже в европейских шахматах. В современной шахматной теории ферзь относится к «тяжёлым фигурам», наряду с ладьёй. Внешний вид фигуры в традиционных «стаунтоновских» шахматах аналогичен королю, но фигура увенчана небольшим шариком и обычно несколько ниже, в отличие от короля, который, как правило, выше ферзя и увенчан крестом. Ладья (турá) Ходит на любое число полей по вертикали или горизонтали. Может участвовать в рокировке . Игрок начинает партию с двумя ладьями, стоящими на крайных полях первой горизонтали. Как и ферзь, относится теорией к «тяжёлым фигурам». Фигура обычно имеет вид стилизованной круглой крепостной башни (что соответствует европейскому её названию, с разных языков переводящимся именно как «крепостная башня»). В старых русских шахматных комплектах имела вид стилизованного корабля (ладьи). По некоторым предположениям, различные наименования данной фигуры связаны с её первоначальным названием и видом. В чатуранге она называлась «колесница», то есть «ратх». В арабском шатрандже название превратилось в «Рух» (имелась в виду мифическая птица). Её стилизованные изображения, по предположениям шахматных историков, на Руси были приняты за изображения визуально похожей русской ладьи , от чего и произошло русское название фигуры. В Европе же изображение фигуры было связано с названием, созвучным с «rook» (утёс, башня), в результате соответствующая европейская шахматная фигура стала изображаться в виде крепостной башни. Слон (офицер) Ходит на любое число полей по диагоналям. В чатуранге и шатрандже ходил через одно поле по диагонали, являясь, как и конь, «прыгающей» фигурой (при ходе перешагивал через свои и чужие фигуры, стоящие на пути). В начале игры у игрока есть два слона - белопольный и чёрнопольный. В силу геометрии шахматной доски, слоны перемещаются только по диагоналям своего цвета. Относится к классу «лёгких фигур», вместе с конём. Фигура обычно ниже короля и ферзя, верхняя часть имеет вид капли (или капюшона) заострением вверх, представляет собой стилизацию одеяния католических и протестантских священников, что соответствует английскому названию «bishop» - «епископ». Конь Ходит русской буквой «Г» - сначала на два поля по вертикали или горизонтали, потом ещё на одно поле по горизонтали или вертикали перпендикулярно первоначальному направлению. Единственная фигура в современных шахматах, которая ходит не по прямой линии и является «прыгающей» - ходит не в плоскости доски и может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры. Одна из двух фигур (вторая - король), ход которой не изменился со времён чатуранги. В начале партии у каждого игрока два коня, стоящих на вторых слева и справа полях первой от него горизонтали. Относится к «лёгким фигурам». Фигура имеет вид головы коня на подставке. Английское название «knight» - рыцарь. Пешка Ходит на одно поле по вертикали вперёд. Из исходного положения может сделать один ход на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали вперёд. При выполнении хода на два поля может быть следующим ходом взята на проходе пешкой противника (т. н. взятие «энпассан»). Единственная фигура в шахматах, у которой тихий ход и ход со взятием различаются. В комплекте фигур у каждого игрока по восемь пешек, в начальной позиции пешки стоят на второй от игрока горизонтали, прикрывая фигуры. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру, по желанию игрока, кроме короля. За редкими исключениями, обычно пешку превращают в ферзя. Фигура самая маленькая из всех в комплекте. Несмотря на слабость, пешки очень важны в шахматной партии, так как зачастую составляют основу оборонительной структуры игрока, являясь и «наполнителем» поля, и «пушечным мясом». В эндшпиле роль пешек многократно возрастает обычно за счёт того, что часть из них являются так называемыми «проходными пешками», потенциально способными достигнуть последней горизонтали и превратиться в фигуру.

    Классификация

    Фигуры делятся на:

    • Лёгкие фигуры - конь и слон.
    • Тяжёлые фигуры - ладья и ферзь.
    • Король - из-за своей особой роли в партии не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам.
    • Пешка - так же, как и король, не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам.

    В терминологии имеется неоднозначность: в узком смысле фигурами называются все шахматные фигуры, кроме пешек. Обычно слово «фигура» в комментарии к шахматной партии употребляется именно в этом смысле, например, выражение типа «потеря фигуры» означает потерю лёгкой или тяжёлой фигуры, но не пешки.

    Сравнительная сила фигур

    Проблема сравнительной силы и ценности тех или иных групп фигур постоянно возникает в шахматных партиях, когда стоит вопрос о размене. В шахматной теории силу фигур принято измерять в пешках. Общеприняты следующие примерные соотношения:

    Фигуры Символ Ценность
    Пешка 1
    Конь 3
    Слон 3
    Ладья 5
    Ферзь 9 [источник? ]

    Следует учитывать, что приведённые соотношения вовсе не достаточны для объективной оценки тех или иных действий в конкретной партии. В игре к ним добавляются многочисленные дополнительные соображения. На сравнительную ценность фигур может влиять тип разыгрываемой позиции, этап партии, на котором производится размен, положение конкретных фигур. Так, практически любая фигура в центре доски держит под ударом больше полей, чем на стороне и, тем более, в углу, поэтому размен своей угловой фигуры на равнозначную центральную фигуру противника может быть выгодным. Конь и слон формально считаются равноценными, но на практике их сравнительная ценность очень сильно зависит от ситуации. Два слона почти всегда сильнее двух коней. Слон сильнее коня в игре против пешек, слон и пешки сильнее в игре против ладьи противника, чем конь и то же количество пешек. Слон и ладья обычно сильнее, чем конь и ладья, однако ферзь и конь часто оказываются сильнее, чем ферзь и слон. Двумя слонами можно дать мат одинокому королю, двумя конями - нет. В шахматах действия дальнобойных фигур почти всегда ограничены другими фигурами, в то время как конь может перепрыгивать через них. От шаха коня невозможно закрыться - нужно либо отходить королем, либо забирать коня.

    Ударная сила фигур

    Способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей шахматной доски свободной от других фигур называется ударной силой этой фигуры.

    Кроме ладьи централизация фигур повышает их ударную силу.

    История облика

    Точная копия старинных английских шахмат XIX век, стиль «Барлейкорн»

    Обычно (ещё со времён чатуранги и шатранджа) шахматные фигуры представляли изображения соответствующих «персонажей» игры, выполненные в более или менее реалистичной манере. Издавна известны исключительные наборы, в которых фигуры представляют собой настоящие мини-скульптуры, подробно и со множеством деталей изображающих солдат (пешки), крепостные или осадные башни (ладьи), коней, слонов (или людей, одетых как христианских священников, в соответствии с английским названием фигуры слона - bishop ), короля и королеву (либо советника или генерала) в соответствующих одеяниях. Такие наборы фигур делались, как правило, по заказу, нередко из очень дорогих материалов (например, слоновой кости), соответственно, они были редки и дороги. При создании «массовых», относительно дешёвых игровых наборов фигуры делались сильно упрощёнными; задача достижения внешнего подобия реальным объектам для них не ставилась, существеннее было лёгкое опознание фигуры и невозможность перепутать одну фигуру с другой.

    До середины XIX века внешность шахматных фигур была достаточно произвольной. В предыдущие века выделилось несколько наиболее распространённых в каждой стране стилей. Так, стиль «барлейкорн» получил распространение в Англии. Доска изготавливалась из ореха, красного дерева, венге . Фигуры из дорогих пород дерева, бивня мамонта или слоновой кости. Характерен большими размерами фигур. Подставки фигур, подбитые натуральной кожей, содержат металлические утяжеления, делающие фигуры более устойчивыми. Шахматная доска, изготовленная из светлого или затемненного дуба, покоится на четырёх ножках. Шахматное поле набиралось из натурального шпона различных пород дерева. Внутренняя часть шахматной доски содержит декоративную деревянную решетку, на красивой ткани, внутри которой эффектно размещены шахматные фигуры. Форма главных фигур - короля и ферзя, - сходна с кукурузными початками. . Также в Англии был распространён стиль «калверт». Для английских стилей характерна тонкая токарная работа и ажурная резьба. В Германии был популярен старый стиль «селенус», напоминающий «барлейкорн», но с более тонкими фигурами, имеющими больше поперечных элементов. Во Франции и России предпочитали шахматы стиля «режанс».

    Точная копия шахмат в стиле «Стаунтон»

    В середине XIX века, когда начали проводиться международные шахматные турниры, потребовалось стандартизировать шахматные фигуры. Специально для Лондонского турнира 1851 года был разработан новый стиль шахматных фигур, так называемые «стаунтоновские» шахматы, которые создал британский художник Натаниэль Кук. Простые осесимметричные (за исключением коня) высокие фигуры, обычно изготавливаемые из дерева, хотя применялись и другие, самые различные, материалы. Одной из характерных особенностей являются гривы коней, сделанные по образцу одного из коней с фриза Парфенона , увиденного художником в Британском музее. Организатор турнира Говард Стаунтон , заказчик новых фигур, разрешил ставить на коробках с наборами своё факсимиле, в результате дизайн получил его имя. Стаунтоновские шахматы были запатентованы 1 марта 1849 года. Исключительным производителем сначала была фирма «Джон Жаке и сын», но когда истёк срок действия патента, их стали изготавливать повсеместно, в результате стаунтоновские шахматы стали стандартом де-факто, турнирные наборы по сей день следуют именно этому образцу.

    Названия

    Туры могли сойти за рюмки, король - за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы : блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея…

    Символы в Юникоде

    Кодировка Юникод имеет специальные символы, которыми обозначаются шахматные фигуры.

    Название Король Ферзь Ладья Слон Конь Пешка
    Белые Символ
    Код U+2654 U+2655 U+2656 U+2657 U+2658 U+2659
    HTML
    Чёрные Символ
    Код U+265A U+265B U+265C U+265D U+265E U+265F
    HTML

    Примечания

    Литература

    • Шахматы. Энциклопедический словарь / гл. ред. А. Е. Карпов . - М .: Советская энциклопедия , 1990. - С. 59, 413, 425 - 426. - 100 000 экз. - ISBN 5-85270-005-3

    Ферзь в шахматах является самой опасной фигурой, сила которой равна девяти пешкам. Современная теория относит его к «тяжелым фигурам» (вторая из них - ладья). Внешний вид ферзя в традиционных шахматах похож на таковой у короля, но король выше и отмечен крестом в верхней части фигуры (у ферзя вместо него небольшой шарик).

    Расстановка ферзей на шахматной доске

    У каждого игрока в начале партии имеется один ферзь. Вместе с королем ферзи занимают две центральные клетки на первой и восьмой горизонталях. Запомнить, как они располагаются относительно друг друга, достаточно просто. Поля (у черных это d8, а у белых - d1), на которых расставляются ферзи, перед началом партии обладают тем же цветом, что и у самих фигур. Начинающим шахматистам легко запомнить это правило с помощью правила «ферзь любит свой цвет».

    Как ходит ферзь

    Ферзь способен совершать ходы как по вертикалям и горизонталям, так и в диагональных направлениях.

    Рассмотрим данный пример. На нем ферзь белых может пойти в любом из направлений, то есть ему доступны ходы:

    (1. Фd1),(1. Фd2),(1. Фd3),(1. Фd8+),(1. Фd7),(1. Фd6),(1. Фd5),(1. Фh4),(1. Фg4),(1. Фf4),(1. Фe4),(1. Фa4),(1. Фb4),(1. Фc4),(1. Фa1),(1. Фb2),(1. Фc3),(1. Фh8+),(1. Фg7),(1. Фf6),(1. Фe5+),(1. Фg1),(1. Фf2),(1. Фe3),(1. Фa7),(1. Фb6),(1. Фc5).

    Ферзь, аналогично пешке, королю, слону или ладье, не может «перепрыгивать» через пешки и фигуры соперника или свои собственные.

    В этом примере ферзь черных не имеет возможности хода на поля d8-d6, так как его блокирует пешка белых, стоящая на поле e5. Конь белых, стоящий на поле f3, также блокирует возможность перемещения (на h3 и g3).

    Как ферзь бьет? Точно так же, как и совершает ход.

    В данном примере ферзь белых, стоящий на поле d4, способен «съесть» любую черную фигуру:

    • Одну из пешек: (1.Фxd7) или (1.Фxb4+).
    • Коня (1.Фxg4).
    • Ладью (1.Фxg7).
    • Слона (1.Фxd2).

    Как пешка может превратиться в ферзя

    После того, как пешка доходит до наиболее отдаленной горизонтали от начальной позиции, игрок должен ее заменить на коня, ладью, слона или ферзя. Такая замена называется термином «превращение» и является составной частью этого хода. Чаще всего пешку превращают именно в ферзя, так как он обладает наибольшей силой. Для превращения неважно, сколько аналогичных фигур имеется на доске, так что если у игрока уже имеется один ферзь, после превращения их станет два.

    В этом примере пешка доходит до восьмой горизонтали и превращается в ферзя. Так как превращение является частью этого хода, белые ставят мат: (1.пd8(Ф)#).

    Вам будет интересно: слабые превращения

    В некоторые моменты игры пешку более выгодно превратить в отличную от ферзя фигуру (это называется «слабым превращением»). Вот эти ситуации:

    • Так как конь может атаковать по недоступным ферзю направлениям, то с помощью превращения в коня появляется возможность создать «вилку» (подставить под удар сразу несколько вражеских фигур), поставить шах или мат.
    • Превращение в ферзя создает патовую ситуацию (ничья), и тогда пешка становится ладьей или слоном.

    Мат ферзем

    План постановки мата ферзем:

    А. Выбираем сторону шахматной доски , к которой король соперника расположен ближе. Для мата мы будем использовать именно ее.

    В нашем примере это левая сторона.

    Б. Отсекаем короля. Ферзь должен сделать такой ход, чтобы отсечь королю возможность перемещения по большей части шахматной доски. Блокируем его на выбранной стороне доски.

    1. Фe1 – e5.

    В. Ферзь, как конь. Заставляем короля отступать.

    Для мата нам необходимо оттеснить на крайнюю горизонталь короля соперника. Ферзю для этого не нужна помощь, не требуется даже ставить шах. Даже более, шах здесь будет неуместен, так как даст сопернику возможность выбора пути отхода.

    Если к ладье король может подойти по диагонали и «отогнать» ее, то против ферзя он бессилен. Достаточно каждым ходом становиться на позицию атаки, аналогичной ходу коня. У соперника не остается никакого выбора, кроме как отступить (на клетки, которым угрожает ферзь, он ходить не может).

    От ферзя теперь требуется лишь повторять ходы за королем, снова и снова становясь в позицию атаки коня. Король влево - ферзь влево, король по диагонали - ферзь по диагонали в том же направлении.

    1. . . . Крc6 – b6
    Король вынужден отступать.
    2. Фе5 – d5 Крb6 – a6
    Ферзь снова становится в позицию атаки коня, король отходит к краю доски.
    3. Фd5 – c5 Кра6 – b7
    Король уходит на предпоследнюю горизонталь.
    4. Фс5 – d6 Крb7 – a7
    Ферзь планомерно следует своей стратегии.
    5. Фd6 – c6 Кра7 – b8
    Король почти загнан в угол!
    6. Фc6 – d7 Крb6 – a8

    А вот на это моменте остановимся поподробнее. Если ферзь в данной ситуации пойдет на c7, черный король не будет иметь ни одного поля, куда бы он мог пойти. Такая ситуация называется термином «пат». Поставивший пат игрок вместо выигрыша получает ничью, так как не выполняется главное условия победы (объявить королю соперника мат).

    Поэтому, имея очевидное преимущество, торопиться не следует. У короля должно всегда оставаться два поля, между которыми он может перемещаться.

    Г. Вперед-назад. Оставив противнику два свободных поля для перемещения, мы можем не бояться получить пат. Приступаем к воплощению последней части плана в жизнь.

    Д. Выдвигаем вперед собственного короля. Черный король повторяет одни и те же два хода, а белый постепенно приближается к нему и становится напротив.

    7. Крd1 – d2 Кра8 – b8
    8. Крd2 – d3 Крb8 – a8
    9. Крd3 – d4 Кра8 – b8
    10. Крd4 – c5 Крb8 – a8
    11. Крc5 – b6 Кра8 – b8

    Теперь ферзю белых остается лишь выбрать, какой мат ему по душе. Более красивым вариантом считают тот, в котором белый ферзь становится между двух королей. Он атакует короля соперника и блокирует возможности для отхода, в то время как белый король его защищает.

    12. Фd7 – b7 (e8, d8)#

    Наработав достаточно практического опыта игры, можно применять и более изящные решения. Не обязательно гонять короля по всей доске, если можно повторить пункт Б («отсечь») .

    3. Фd5 – b3 Крa6 – а5

    Окончание партии можно дополнительно ускорить, если заставить короля соперника самому двигаться навстречу вашему.

    4. Фb3 – b7 Кра5 – а4
    5. Фb7 – b6 Кра4 – а3
    6. Фb6 – b5 Кра3 – а2
    7. Крd1 – c2 Кра2 – а1
    Король черных пошел навстречу белому.
    8. Фb5 – b1#.

    Современная теория шахмат говорит, что мат ферзем можно поставить из любой начальной позиции на доске за 9-10 ходов (при условии, что кроме одного ферзя и королей на доске нет фигур). Но у новичков быстрые способы постановки мата чаще могут приводить к патовым ситуациям, поэтому сначала рекомендуется хорошо освоить способ с ферзем, атакующим как конь, а только потом переходить к более сложным.

    Считается, что ценность его равна девяти пешкам. Он равносилен двум ладьям. Существуют черная и белая разновидность, они, соответственно, занимают клетки d1 и d8.

    Ход

    Ферзь - это фигура, которая по правилам современных шахмат может перемещаться в любом из направлений на произвольное количество свободных полей. Таким образом он совмещает возможности слона и ладьи. Находясь на одной из центральных клеток, ферзь способен атаковать максимально 27 полей, на краю доски - 21. Согласно ранним правилам шахмат, эта фигура могла перемещаться по диагонали, горизонтали и вертикали. Однако лишь на одно поле. В старинных русских шахматах существовал термин «ферзь всяческая» - данная фигура по договорённости могла ходить дополнительно как конь.

    В партии

    Ферзь - это фигура, которая в начале игры предоставляется каждой из сторон в единственном экземпляре. Поля, занятые этими фигурами, аналогичны их собственному цвету. Это подтверждается знаменитым выражением. Принято говорить, что «шахматный ферзь любит свой цвет». Эта фраза активно используется во время обучения начинающих игроков.

    Специалисты отмечают, что в дебюте лучше проявлять осторожность при развертывании ферзя. Дело в том, что эта фигура во время действий в лагере соперника становится крайне уязвимой для вражеских атак. Гораздо лучше она проявляет собственные возможности в эндшпиле и миттельшпиле. Считается, что в первом случае король и ферзь всегда выигрывают у противника, если у него остаются лишь лёгкие фигуры. Также высока вероятность победы при наличии у соперника ладьи.

    Следует помнить насколько в эндшпиле важна пешка. Ферзь может быть получен из нее при тактически верном продвижении вперед. Данную задачу можно отнести к одной из основных на завершающем этапе игры. Именно от нее часто зависит победа в определенной партии. Правила не предусматривают ограничений на количество ферзей, которые могут одновременно находиться на доске. Так что в теории, кроме фигуры данной в начале партии, можно получить 8 дополнительных. Для этого необходимо превратить все пешки. На практике, как правило, ситуация складывается иначе. Чаще всего на доске появляется лишь второй ферзь, причем только у одной стороны. Во время атаки на «королеву» часто применяется термин «гарде», но объявление не является обязательно и отсутствует в официальных игровых правилах.

    Этимология

    Ферзь - это «визирь» или «полководец» в переводе на русский язык. Во многих языках Европы данная фигура называется «королевой». Этот термин характерен и для разговорного русского языка. Относительно происхождения названия существуют сразу две версии. Согласно первой, слово заимствовано из французского языка («дева»). Вторая версия основана на том, что появление фигуры «королева», которой был заменен ферзь, а также придание ей значительной силы связано с существенным усилением власти Изабеллы Кастильской в Испании в конце пятнадцатого века. Данная фигура является частым участником различных шахматных задач.

    Второй шахматной фигурой , с которой нужно обязательно познакомиться является шахматный ферзь. Он чуть меньше шахматного короля на шахматной доске , но в то же самое время и в разы сильнее. У шахматного ферзя на голове небольшая круглая шапочка, которую еще называют короной, но на вид это маленькая круглая шапочка. На демонстрационной шахматной доске или шахматной диаграмме у ферзя красивая корона с пятью зубцами. Шахматного ферзя иногда называют шахматной королевой.

    Шахматный ферзь, шахматная королева на Руси и в России

    С шахматным ферзем у славян Киевской Руси возникли большие проблемы. Славные воины даже не могли представить, что возможно появление фигуры , почти равной Царю по рангу. Великий князь обычно все решал сам: и мирные дела, и, тем более, военные.

    И поэтому, на всякий случай, чтобы не смущать сознание русского воина, решено было не переводить на наш язык этот восточный термин. Вначале в России эту шахматную фигуру в России называли «Ферязь всяческая», из-за умения передвигать по шахматной доске самыми разнообразными способами. А затем одна буковка из слова «Ферязь» выпала и остался «Ферзь». Звучит гордо и мощно!

    Подвиги шахматного Ферзя заставляли русских шахматистов относиться к этой фигуре, как к мужчине. Слишком уж велики и значительны его успехи на шахматной доске . Поэтому русские так никогда и не восприняли Ферзя как супругу Царя, а то бы она, безусловно, стала Царицей, а затем, возможно, и шахматной королевой.

    История шахматного ферзя в разных странах

    Европейские народы общались с азиатами меньше, чем русские, и не поэтому они совсем не приняли названия Ферзь. У поляков Ферзь стал Шахматной Королевой, а затем – Гетманом, у чехов – Краловной, у болгар – Царицей. В наше время почти во всех языках Ферзь стал Шахматной Дамой. Так эту фигуру зовут и немцы, и болгары, и чехи.

    И когда наши шахматисты стали играть с европейскими, то и они частенько сталкивались с тем, что их боевой шахматный ферзь – это подруга шахматного короля . Многие даже с этим стали соглашаться. Но при издании в России шахматного учебника Лабурдоннэ род Ферзя все же стал мужским, и к этому постепенно и навсегда привыкли.

    Сказочная шахматная история о шахматной королеве

    Теперь стоит рассказать сказку о подруге короля. Чем раньше занимались Короли? Ходили на войну да на охоту! А удел Цариц – сидеть у окна и пришивать пуговицы. Подруга Великого Шаха это страшно не любила делать. И поэтому один раз сказала: «Я тоже отправлюсь в поход!» Шах испуганно замахал руками: «Что ты, что ты!» Но Царица его убедила, что мешать особо царским утехам не будет, а чем может, тем поможет. И в следующий поход они отправились вместе!

    Однажды случилась такая история. Стоит ШАХская армия у одной вражеской неприступной крепости. Схожу штурмом взять крепость не удалось: враг камнями да стрелами бедных солдат закидал. Слоны, которые раньше вместо танков использовались, своими лбами прошибить каменные стены не сумели, только шишки большие набили. Конница через ров и высокие стены перепрыгнуть не смогла. Сидят все грустные, а враг с высоких стен дразнится, рожи противные корчит. Обидно, конечно! Вероятно, пришлось бы возвращаться назад, если бы не Королева. «Что же Вы ничего не соображаете?!» - говорит. Весь генеральский совет с удивлением посмотрел на нее. – «А боевых наших крокодилов вы почему не использовали! Пускай они подкоп своими зубами выроют.» Ночь не прошла, как мощными челюстями боевые десятиметровые крокодилы прорыли подкоп, и утром все враги проснулись в крепости уже связанными. Не раз еще своими советами помогали Королева войску. И в конце концов, совет старейшин присвоил ей звание Самого Большого Военачальника – Ферзя. Стал Ферзь главным советником и помощником Шаха!
    Король стал сидеть на троне – учиться играть в шахматы , ну и управлять, то есть смотреть в окно и ждать свою Царицу – Ферзя, который носился по полям и командовал огромным войском. Войско не знало поражений со своим мощным Ферзем. Ферзь в переводе означает «умный, ученый, советник». Но запомни, что шахматный ферзь настолько быстро бегает, что советы может давать только себе. Медлительному Шахматному Королю за ним просто не успеть.

    Всеволод Викторович Костров

    Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

    Шахматы - любимая игра миллионов. Шахматы появились более 1500 лет назад в Индии, моментально захватив в плен многие умы. В 19 веке сложились современныеправила Шахмат и стали проводиться регулярные турниры.

    В давние времена шахматная фигура Ферзь или в просторечии Королева не могла перемещаться по всему полю и на любое расстояние. Согласно правилам игры Vl-Vll вв. ферзь мог делать ход только на одну клетку по диагонали, вертикали или горизонтали. Само слово «ферзь» пришло к нам из Персии и в оригинале звучит как Фирзин/Фарзин, что переводится как советник, учёный человек. И это вполне соответствует значимости ферзя, ведь это одна из сильнейших фигур в шахматах.

    История возникновения шахмат очень серьезный вопрос, который не под силу разгадать ни одному ученому до конца, но тем не менее проводятся работы и исследования на данную тему.

    Шахматы (от персидского - шах мат - властитель умер) - игра которая возникла в Индии. Время возникновения шахмат неизвестно, и на эту тему постоянно разгораются споры. Все же, ученые сошлись в своих разногласиях, и пришли к выводу, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии. Предполагают, что шахматы были прототипом различных воин и битв, но без кровопролития, и поэтому завоевали огромный интерес у правителей древних государств, где они могли сразиться друг с другом не причинив своему войску ни единой царапинки.

    Многие ученые полагают, что современные шахматы произошли от древней игры "чутуранга", в которой были представлены такие фигуры как хасти, ратха, ашва, падати, а также раджа. Позже это игра стала называться «чатурраджа» (игра четырёх царей), в которой фигуры уже стали располагаться на 64-клеточный доске, но в разных углах. Так как 64-клеточная доска появилась именно в это время, то возникновение шахмат принято датировать именно с этого момента.

    Есть одна очень древняя легенда, которая повествует об одном умном крестьянине. Однажды, он пришел к королю, и рассказал о новой игре. Игра (нынешние шахматы), очень понравилась правителю, но взамен крестьянин просил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился. Условия было такое: положить на каждую клетку шахматной доски зерно, с таким учетом, чтоб с каждым разом кол-во зерен увеличивалось в квадрате. То есть, на первую клетку - 1 зерно, на вторую клетку - 2 зерна, на третью клетку - 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся, и сказал, что без труда выполнит данное условие. Тогда он приказал открыть царский амбар, и позвал слуг. Все начали подводить подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете!!! Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился, и объяснил все досконально об игре шахматы. В награду, король выдал все запасы зерна из амбаров и отдал крестьянину, который разделил его поровну на все свое село. Именно с этой легенды и начинается история шахмат.

    О происхождении шахмат существует немало легенд и различных предположений, но точно установленных фактов удалось пока собрать не так уж много. Исследования историков и археологов показали, что шахматы существуют примерно полторы тысячи лет, появились они в Индии в конце V или начале VI века. Игра называлась тогда «чатуранга», различием и расположением своих фигур она стремилась отобразить состав и строй индийского войска, в которое входили пехотинцы, всадники, слоны и боевые колесницы.
    Из Индии чатуранга распространилась в другие страны Азии, и прежде всего — в соседний Иран. Здесь эта игра, где «победу разумом одерживают», как говорится в одной старинной рукописи, имела немало приверженцев.
    В VII веке с шахматами познакомились завоеватели Ирана — арабы. Новую для них игру они назвали «шатранджем». В ту пору правила шахмат во многом отличались от нынешних. Только ходы короля, ладьи и коня были такими, как сейчас. Ферзь передвигался лишь на одно поле по диагонали, слон совершал прыжок через одно поле по диагонали. Современной рокировки не было. Относительная слабость ферзя и слона определяли силу короля, а поэтому матом партии кончались редко. Обычно победа достигалась истреблением всех неприятельских фигур и пешек, борьба шла «на уничтожение».
    В VII—IX веках арабы принесли шатрандж в Испанию и Италию, затем к концу XII века игра распространилась по всей Европе. Современные правила сложились в основном в эпоху Возрождения (XV—XVI века), но полное их единообразие установилось лишь примерно 120 лет назад.
    Почему же шахматы столь жизнеспособны, обладают таким завидным долголетием? Что привлекает к ним людей в различные исторические эпохи?
    Выдающийся русский марксист Г. В. Плеханов, касаясь общего вопроса о происхождении игр, писал: «Игра порождается стремлением снова испытать удовольствие, причиняемое употреблением в дело силы. И чем больше запас силы, тем больше стремление к игре, конечно, при прочих равных условиях».
    В шахматах эта сила — мысль! Стремление испытать в борьбе, в соревновании свои идеи, фантазию, проверить реальную значимость своих планов и предположений — вот что всегда делало и делает эту древнюю игру столь популярной и любимой.
    Многочисленные изобразительные и символические шахматные фигурки из кости и дерева, найденные археологами при раскопках в Киеве, Вышгороде, Новгороде, Гродно, Чернигове, Волковыске и других городах и поселениях, со всей убедительностью свидетельствуют о распространении шахмат в Древней Руси уже более тысячи лет назад.
    Символические фигурки — очевидное подтверждение восточного влияния. Ведь запрещение мусульманской религии изображать людей и животных, несомненно, касалось и шахмат.
    Русская шахматная терминология также говорит о том, что игра эта пришла к нам непосредственно с Востока. Название «шахматы» является сочетанием восточных слов: персидского «шах» — властитель и арабского «мат» — умер. Характерно, что ни в одном европейском языке нет такого составного названия игры.
    Близки к восточным и русские названия фигур. Вот некоторые сопоставления.
    Король — слово для русских шахмат сравнительно новое, утвердившееся в начале прошлого века. А раньше фигура эта называлась царь. «Возможна также вероятность, что первоначально фигура называлась — шах, согласно с персидским наименованием»,— писал историк шахмат Д. И. Саргин.
    Применение термина «царь» могло в те времена вызвать самые неожиданные последствия. Об этом свидетельствует отрывок из статьи Н. Н. Оглоблина «Бытовые черты XVII века», напечатанной в журнале «Русская старина» (1892 г.).
    Отрывок называется «Опасная игра 1686 года». Вот о чем он рассказывает:
    «В январе 1686 г. Сибирский приказ представил государям доклад Красноярского воеводы стольника Григория Шишкова, писавшего о следующем «государевом деле».
    «Красноярского уезду Верхнего Караульного острога служилой человек Тимошка Елфимов извещал на служилого ж человека на Марчка Хомякова государево дело: играл он, Марчко, шахматы с Андрюшкою Волынщиком, и взял он Марчка с доски шахмат и молыл (т. е. молвил): и то-де я чаял ферзь, а он де царь! И царя избранил матерны. И то же слышали красноярских служилых людей три человека. И Марчко расспрашивай, а в роспросе заперся, а служилые люди, которые тут были, сказали, что то слышали».
    Красноярский воевода донес об этом по инстанции енисейскому воеводе, боярину Константину Щербатову, который велел пытать Марка Хомякова. «С пытки он винился, что то непристойное слово говорил без вымыслу». После пытки бедняга шахматист был посажен в тюрьму.
    Только через год пришел ответ из столицы:
    «Великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич и великая государыня, благоверная царевна Софья Алексеевна указали: того Марчку свободить»».
    И на шахматной доске с царями шутить было опасно!
    Ферзь — в восточных щахматах «фарзин» (ученый, мудрый), «визирь». Во всех других европейских странах эта фигура имеет более поздние названия — дама, королева. Как отметил немецкий историк шахмат Т. Лаза, «русское название «ферзь» указывает на прямое введение игры персами и арабами, в обход Европы».
    «Слон» тоже название, точно переведенное с восточных языков на русский и отсутствующее в шахматной терминологии других европейских стран, где эта фигура называется «епископ», «шут», «скороход».
    Ладья. У древних славян не было боевых колесниц, зато они смело отправлялись в дальний путь на своих быстроходных судах — ладьях. В своей книге «Древность игр в шашки и шахматы» (1915 г.) Д. И. Саргин пишет: «Термин ладьи мог бы измениться, если бы не встречал поддержки в способе древ-неславянского передвижения, преимущественно на ладьях, как по рекам, так и по морям Каспийскому и Черному».
    Первое упоминание о шахматах на Руси содержится в так называемой «Кормчей книге», сборнике церковных канонов и норм. Сборник, правда, обнародовал лишь запрещение шахмат, которые церковники считали игрой; идущей от «беззаконных халдеев», то есть от язычников. В сборнике говорится: «Понеже и от сих, есть неким уклонятся от доброго, или шахмати или зернию играть, или упиватися, повелевает правило престати, или отлучатися таковыми».
    «Кормчая книга» была составлена сербским архиепископом Саввой I в начале XIII века. В 1262 году болгарский кязь Святослав послал список «кормчей книги» киевскому митрополиту Кириллу III.
    В наши дни в Сербии сохранилось несколько манускриптов, переписанных с рукописи «Кормчей книги» 1252 года. Любопытно, что в них не содержится запрета шахмат. Упоминание об этой игре в русском списке «Кормчей книги» — многозначительное свидетельство ее распространения в Киевской Руси.
    В том же XIII веке шахматная игра была приговорена к «отлучению апостольскому». Это отлучение подтверждается на протяжении столетий, порою даже приобретает законодателыный характер — государственные власти карают шахматистов. И все же шахматы живут в народе, несмотря на всякие запреты. Лучшее тому доказательство — все новые и новые повторения таких запретов.
    Упоминания о шахматах можно встретить во многих произведениях русского эпоса. Шахматные эпизоды содержат былины «Добрыня и Василий Казимиров», «Ставр Годинович», «Садко, богатый гость», «О добром молодце и жене неудачливой» и другие.
    Были в ту далекую пору на Руси и шахматистки. Герой былины «Чурила Пленкович» богатырь Чурила играет в шахматы с Катериной Микуличной.
    Брала Катерина доску хрустальную, Шахматы брала серебряные Начала играть с ним во шахматы.
    О том, что шахматы издавна известны в нашей стране, говорит и то, что о них упоминают многие пословицы и поговорки. Есть среди них и такие древние, что сейчас трудно уловить их подлинное значение. Такова, например, старинная пословица, использовавшая шахматные термины: «слон добро к слову, а ладья — к перевозу».
    Составитель рукописного сборника XVII века писал в предисловии, что собранные им пословицы бытуют в народе «издревле, мнюяко лет за сто или больше». Вот некоторые из них:
    «Шахматы играют — своих берегут» «Шахнуть да махнуть — ан и вся игра». «Шахнул ему — с поля долой».
    Интересна и такая пословица: «Шаханья много, да мат один». В. И. Даль в «Толковом словаре» приводит старинную пословицу: «Дожили до мату — ни хлеба про голод, ни дров про хату».
    XVI и XVII века характеризуются экономическим и культурным подъемом Руси, ростом могущества и авторитета страны. Расширяются и укрепляются международные связи государства Российского. Естественно, что это нашло свое отражение и на таком небольшом участке общественной и кул-турной жизни, как шахматы.
    Даже церковь вынуждена была пойти навстречу этому «светскому развлечению», сменила гнев на милость, хотя и не сразу. Еще в начале XVI века грозной обличительной проповедью обрушился на шахматы московский митрополит Даниил, заявивший, что «шахматы отрекоша святыи апостолы и святыи отцы».
    Протопоп Сильвестр в своем «Домострое», написанном около 1580 года, отнес шахматы к разряду «игор бесовских» и говорит о них в главе «О неправедном житии».
    Но уже в «Лексиконе словено-русском» иеромонаха Памвы Берынды (1627 г.) говорится: «Шахматы следует толковать, как хитрость», а слово «хитрость» в те времена означало высокое умственное развитие человека.
    Об успехах в распространении шахмат на Руси свидетельствуют многие заметки иностранных купцов, дипломатов, путешественников, побывавших в Московии.
    «За этой игрой,— пишет Я. Рейтенфельс («Сказание о Московии» 1670—1676 гг.),— в настоящее время проводят все время и старики, и дети на всех улицах и площадях Москвы».
    «Умелыми игроками» назвал русских шахматистов Адам Олеарий, побывавший в Москве в 30-х годах XVII столетия.
    Курляндский посол Алек-сандр Таубе писал в 1675 году: «Карт здесь не знают, шахматы известны издавна и пользуются большой любовью».
    В 1656 году в Венецианскую республику было отправлено русское посольство во главе со стольником Чемодановым и дьяком Постниковым. Прикомандированный к посольству венецианец Серристори так докладывал своему правительству:
    «Во время праздничных дней... послы не ездили к обедне, а остаются дома... играют в шахматы, что и составляет лучшую их доблесть и, действительно, они играют в эту игру, как слышно, в совершенстве».
    Проходит 30 лет, и французская хроника рассказывает о посольстве, прибывшем из Москвы к Людовику XIV. В сообщении говорится:
    «Эти русские превосходно играют в шахматы, наши лучшие игроки перед ними — школьники».
    Приведем еще одно свидетельство, характеризующее силу игры русских любителей шахмат. В руководстве Густава Селены, появившемся в 1616 году, говорится:
    «Русские, или московиты, играют в шахматы очень остроумно и с большим прилежанием, и в этой самой игре они так искусны, что, по моему мнению, другие народы нелегко могут с ними сравняться».
    Любопытно, что ни одно из свидетельств не говорит о каком-либо различии в правилах игры. Несомненно, новые веяния в шахматах, появившиеся на Западе в эпоху Возрождения, были достаточно хорошо известны и на Руси.
    Конечно, на Руси было множество сильных шахматистов и тогда. К сожалению, неизвестны их имена, не сохранились записи сыгранных ими партий. Первые партии русских шахматистов, появившиеся в печати, сыграны лишь в 30-х годах XIX века.
    Издавна известны шахматы и у многих народов нашей страны. О древности этой игры в Узбекистане свидетельствуют археологические находки на городище Афросиаб. Здесь были найдены шахматные фигурки, датируемые VIII-— IX веками.
    Само название шахмат в Армении «стрендш» говорит о близкой связи со старинным персидским шатранджем.
    В Грузии первые упоминания о шахматах можно найти в литературном памятнике XI века «Висрамиани».
    В Туркменистане, Таджикистане, Латвии, Литве, Эстонии шахматы также известны более тысячи лет.
    На протяжении веков популярны шахматы у бурят и калмыков. О шахматистах-бурятах упоминается в письмах из ссылки ряда декабристов. Так, например, А. Е. Розен сообщал: «Один бурят победил лучших наших игроков».
    В своих воспоминаниях А. Д. Петров рассказал о таком факте: «В 1821 году у Федора Васильевича Самарина я имел честь познакомиться с генералом Иваном Федоровичем Паскевичем. Он был свидетелем игры моей с калмыцким князем. В жизнь мою не случалось встречать более сильного игрока. В окончаниях партии калмыцкий князь был неподражаем, и если я выигрывал у него из трех игор две, то единственно оттого, что он не знал некоторых книжных тонкостей в дебютах».
    Более или менее организованное общение шахматистов, на базе которого стало постепенно развиваться русское шахматное искусство, существует, видимо, со времен знаменитых ассамблей петровской эпохи, введенных в 1719 году.
    Очень любил шахматы Петр I. Постоянным его партнером был придворный священник Иван Хрисанфович (поп Битка). Петр I ввел шахматы в программу ассамблей и порой сам на ассамблеях играл в шахматы. Даже во время лечения за границей, в 1717 году, Петр I отдыхал за шахматами
    Ассамблеи положили начало встречам шахматистов из верхушки русского общества, при царском дворе. В шахматы играли Екатерина II, ее многие вельможи, а фаворит императрицы «светлейший» Потемкин даже специально выписал из Тулы одного купца, который, как ему доложили, хорошо играл в шахматы. Могущественный самодур заставлял этого купца сопровождать его во время военных походов.
    В воспоминаниях латышского мастера Ф. Амелунга говорится о том, что его деда Потемкин в октябре 1790 года специально пригласил для игры в шахматы.
    В печати той эпохи начинают появляться благоприятные суждения о роли и значении шахмат. В одном трактате XVIII века говорится, что шахматы — полезное времяпровождение, которое «всякого молодого человека изощряет в размышлении и уме».
    Во второй половине XVIII века в Петербурге появились различные клубы («клобы», как говорили тогда), несколько клубов открылось и в Москве. Из развлечений здесь на первом месте, конечно, были карты, но можно было играть и в шахматы.
    Входят в моду «шахматные вечера» на частных квартирах. Впервые такие вечера стал устраивать у себя в 90-х годах XVIII века советник петербургской консистории И. Буссе.
    Собирались шахматисты и на квартирах других выокопоставленных лиц — Д. О. Баранова, сенатского чиновника Н. П. Брусилова, графа Ю. П. Литта, судебного деятеля В. В. Погодина. В литературном салоне графа Виельгорского сражались в шахматы писатели. Здесь бывал любивший шахматы А. С. Пушкин.
    Поклонником шахмат был сенатор И. А. Соколов, дед первого русского мастера А. Д. Петрова. И. А. Соколов был шахматным учителем «северного Филидора», как называли его внука современники. В одном из своих автобиографических рассказов А. Д. Петров писал:
    «Дедушка мой был страстный любитель шахмат — он даже считался первым игроком в Петербурге...
    Дедушка мой играл в шахматы ежедневно с четырех часов после обеда до десяти вечера. По понедельникам, средам и пятницам приходил к нему старичок сибиряк, отличный игрок; по вторникам и четвергам бывал у него бригадир Котельников, а по воскресеньям играл со мной в шахматы».
    А. Д. Петров приводит любимое шахматное изречение деда, несомненно знакомого с теорией:
    «Играй, да смотри в оба! Пешки в центр утверждай, выводи офицеров, шаха и ферзя не ставь на росшах» («росшахом» называли тогда коневую вилку).
    Ну что же, такое дельнее указание начинающим вполне моглибы повторить и современные руководства и учебники!
    Из всех частных собраний наибольшее влияние на развитие шахмат оказали «вечера» у В.В. Погодина. Проводились они регулярно —два раза в неделю. В особой книге записывались результаты игры, а определенные условия встреч регламентировал специально разработанный устав. Квартира Погодина стала предшественницей первых шахматных клубов в Петербурге.