Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Дворцово-парковый ансамбль версаль. Как жили короли

    Дворцово-парковый ансамбль версаль. Как жили короли

    И культурного подъема. Особенно известен великий монарх как заказчик самого красивого дворца в мире. Заслуга короля в том, что сегодня все знают, где находится Версаль и что это такое. Но что известно о самом этом монументальном сооружении? Интересно будет познакомится с его историей и прикоснуться к тем легендам, свидетелем которых он стал. Тем более что Франция славилась интригами и дворцовыми тайнами на всю Европу.

    От неизвестного села до центра страны

    Лувр - ныне один из самых престижных музеев в мире, а некогда он служил для французских монархов домом. Именно в его стенах подписывались важные договора и решались сложные межгосударственные вопросы. Там частично прошло детство Людовика XIV. Но мужчина никогда не отличался особой любовью ни к Парижу, ни к Лувру.

    Официальной причиной переноса резиденции была боязнь короля за свою жизнь. Он заявлял, что в столице чувствует себя в постоянной опасности, поэтому новым дворцом станет пригород Парижа. Тогда, в 1661 году, никто и понятия не имел, где находится Версаль. Но уже через несколько лет слава о блистательной резиденции Короля-Солнца разнеслась по всей Европе.

    Впервые об этих краях упоминается в 1038 году. Более пятисот лет место было всего лишь крошечным поселением, заросшим лесами и покрытым непроходимыми болотами. На этих землях водилось много дичи, и там любил охотиться отец Людовика XIV. По его инициативе в 1623 году на одной из полян был построен охотничий дом. Там Луи XIII, прозванный Справедливым, часто отдыхал с сыном.

    Первый заложен камень - зависть

    Несмотря на заявления об опасности, которую несет Лувр, придворные отлично знали истинную причину возведения новой резиденции.

    История Версаля началась 17 августа 1661 года. Именно в этот вечер в 55 километрах от Парижа министр финансов Николя Фуке организовал торжественный прием в честь новоселья. Новым домом стал замок Во-ле-Виконт с садами невиданной красоты. Дворец сразу занял позиции лидера и... обогнал Лувр. Неслыханная дерзость!

    На праздновании присутствовал и Людовик XIV. Его поразило величие и богатство имения, более того - вызвало зависть. Еще одним неприятным моментом стала гордость владельца. В тот же вечер, не дождавшись завершения пира, король сообщил архитекторам Луи Лево, Жюлю Ардуэн-Мансару и планировщику парка Андре Ленотру, которые работали над проектом Во-ле-Виконт, что с этой минуты они находятся под его руководством. Их задание - создать объект, который будет достойным Его Величества. Именно эти три человека стали первыми, кто узнал, где находится Версаль.

    Первые препятствия

    Мастера были друзьями и понимали друг друга с полуслова. Требование, которое выдвинул король, было большою честью и... значительным риском. Первое пожелание заказчика: оставить скромный охотничий домик, который заложил его отец. Здание размером 24 на 6 метров стало большой проблемой для архитекторов.

    Проектор сада также столкнулся с неприятностями. Заболоченные, глухие леса требовали незаурядных сил, чтобы создать из них парки, похожие на рай. Но основным препятствием стал сам король. Он требовал сделать все качественно и в максимально тесные сроки. Предполагалось, что это будет не просто дворец, а шикарный ансамбль, настолько прекрасный, что никому даже в голову не придет спрашивать: "А Версаль - это где?" По замыслу Людовика, это должно было быть место, где небо встречается с землею.

    Работа началась с того, что в поселке поставили дома для тысячи строителей. Сам Людовик XIV тем временем скупал окружающие земли.

    Сердце Франции

    Для пышного замка выбрали стили барокко и классицизма. Главный фасад дворца - зеркальная галерея. Ее окна выходили на парк, а параллельная стена, увешанная модным на то время венецианским стеклом, которое считалось тогда самым чистым, отражала схемы сада.

    В главном дворце располагались бальные залы и спальни дворянства. Каждый сантиметр оформляли со вкусом. Стены были украшены деревянной резьбой, фресками, картинами, в нишах стояли скульптуры. Не редкость - серебро и золото в комнатах. В парадном дворце находилась спальня самого короля. По обе стороны выступали залы Версаля.

    Еще одной причиной возведения такого огромного комплекса стала Людовика XIV. Сторонник абсолютной монархии хотел держать всех подданных под контролем. В таком грандиозном дворце, где могло поместиться 20 000 подданных, цель становилась реальной. Но тут стоит заметить, что просторные апартаменты предоставлялись знатным вельможам, фаворитам и фавориткам, прислуга жила в крошечных чуланах.

    Залы богов

    Гордостью резиденции была Зеркальная Галерея. Ее длина достигала 73 метров, ширина - 11 м. 357 зеркал создавали зрительную иллюзию. Казалось, что парк разбит по обе стороны дворца. Украшали зал картины и фрески, статуи с позолотой и хрустальные люстры.

    Тогда каждый бедняк знал, где находится Версаль. Король позволял посещать его всем, ведь был уверен, что это гордость всей Франции. Каждый простолюдин мог обратиться к монарху в стенах дворца.

    Большой популярностью пользовались залы, которые были названы в честь греческих и Так, Зал Дианы использовали на приемах как бильярдную. Все столы были покрыты дорогим малиновым велюром с золотой бахромой по краям.

    Зал Аполлона служил для дипломатических переговоров. По вечерам в нем показывали сценки, в которых принимал участие сам Король-Солнце. Также была комната военной славы Франции.

    Андре Ленотр занимался проектированием королевских садов. Исследователи считают, что великолепие парка связано с самой персоной Людовика XIV. Поля занимали 8300 гектаров. Каждая композиция гармонично вписывалась в ансамбль. Монарх не желал ждать годы, пока деревья и кусты вырастут, поэтому частично их перевозили из других земель, в том чистые и с Во-ле-Виконт.

    Схема Версаля напоминает лучики солнца, расходящиеся от центра аллеями и скверами. Так главный садовник хотел возвеличить Короля-Солнце Людовика XIV.

    Над каналами и фонтанами, которые стали называть «Маленькой Венецией» работали тысячи солдат. Воды для такой массы бассейнов не хватало, поэтому делали специальные пролива от соседних рек.

    Финансовая сторона

    Любимой фразой монарха было изречение: «Государство - это я!» Именно из этих соображений в казне сразу нашли деньги на строительство. Но с продолжением работ вопрос о том, где брать средства, возникал все чаще. Изначально на стройке трудилась тысяча крестьян. В дальнейшем было задействовано более 30 000 строителей. В мирные времена инструменты брали в руки и солдаты короля.

    Конечно же, не обходилось и без жертв. Сотни разбивались насмерть на фундаменте замка. Еще больше стало, когда бригады начали работать по графику. Люди трудились и днем, и ночью. Строительство в темноте для многих стало роковым.

    Долгое время от короля скрывали правду. Когда информация всплыла на поверхность, он, не жалея бюджета, начал выплачивать компенсации пострадавшим и их родным.

    Тем не менее экономить старались на всем. Десятки каминов не работали. Двери и окна прилегали неплотно. Это создавало неудобства для жильцов зимой. Замок был очень холодным.

    Долгое время каждый обитатель дворца мог перестраивать свои апартаменты под свой вкус. Но во время Девятилетней Войны все расходы за ремонт ложились на плечи дворян.

    Сегодня, спустя несколько столетий, тяжело оценить полную стоимость дворца. А документальных свидетельств не сохранилось.

    Судьба резиденции после Людовика XIV

    Проект был любимым детищем короля, ведь он сам участвовал в его планировании. Дворец - это не только придворные тайны Версаля, но и события мирового значения. Там плелись заговоры и интриги, приближенные монарха, да и сами члены смеялись и плакали, любили и ненавидели, там вершили судьбами простых смертных и целых государств...

    В Версале проживали два последующих правителя. Но, в связи с политическими и экономическими перипетиями, уже в 1789 году содержать дворец был тяжело. Залы использовали лишь как музейные комнаты.

    После проигрыша во Франко-Германской войне в Зеркальном зале была провозглашена Несколькими десятками лет позже это же помещение стало свидетелем перемирия и проигрыша Тройственного Союза.

    Нельзя побывать во Франции и не посетить Версаль. Это не просто архитектура, это мечта, воплощенная в жизнь. Символ того, что человек может абсолютно все. Главное - иметь твердую веру в будущее и совсем немного решимости, чтобы использовать свой шанс. Если вы вдруг когда-нибудь очутитесь во Франции, обязательно посетите Версаль. Отзывы туристов об этом чуде архитектуры просто восторженные. Этот дворцово-парковый ансамбль - самая роскошная королевская резиденция Европы. Огромные корпуса зданий, просторные площади, большие террасы с выходом прямо в парк, галереи, идеальные газоны, симметричные дорожки, живые изгороди, радужные клумбы, искрящиеся фонтаны - все это было создано в Версале на потеху королю, его семье, фавориткам и придворным.

    Чем интересен Версаль в окрестностях Парижа. Что посмотреть и чем заняться в самом дворце и окружающем парке, все интересные места Версаля.

    Даже во Франции с ее обилием архитектурных шедевров Версальский дворец представляет собой совершенно исключительный по красоте и историческому значению памятник. На постройку дворца король потратил колоссальную сумму, составившую в пересчете на нынешние деньги 260 млрд. евро, а площадь только внутренних залов достигает 67000 кв. метров. Посещение Версаля является обязательным для всех туристов, которым посчастливилось провести в Париже больше одного дня. Тех, кто сомневается в этом, убедят изложенные ниже 10 причин посетить любимую резиденцию Людовика XIV, прозванного Королем-Солнце.

    Популярные экскурсии в Версаль

    Самые интересные экскурсии - это маршруты от местных жителей на Трипстере . Начинать интереснее с (увидеть все интересные места и наметить маршруты прогулок). А затем выделить день на поездку во дворец Людовика XIV: - 4-часовая экскурсия по залам дворца и парку.

    Дворец Версаль: 10 самых интересных мест

    1. Образец для подражания

    Когда по приказу Короля-Солнце в 1661 г. началось сооружение дворца в Версале, вряд ли он рассчитывал, что завершение строительных и отделочных работ будет иметь место уже при его преемниках. Дворцовый комплекс должен был продемонстрировать мощь и величие королевской власти. Архитекторы Версаля - Л. Лево и А. Ленотр - сумели спроектировать здание в духе классицизма, поражающее не только размерами, но и внутренней гармонией. Аристократичная красота фасадов органично сочеталась с роскошью внутреннего убранства и парком, не имевшим равных в Европе.

    Очень быстро Версаль приобрел репутацию идеального жилища монарха, и правители других стран пожелали построить у себя нечто подобное.

    Находясь под впечатлением от резиденции французских королей, Петр Первый в Петергофе возводит свой символ имперского величия. Превзойти французский образец должен был не только Петергофский дворец, но и парк, и, надо признать, благодаря Большому каналу это удалось. Если бы не было Версальского дворца, не была бы построена и резиденция савойских королей - Венария Реале под Турином, и одна из жемчужин Баварии - резиденция Людвига II Херенкимзее. Даже спустя столетия Версаль продолжал вдохновлять королей и архитекторов.

    2. Экскурсии на русском языке

    Огромная очередь из туристов в Версаль

    Перед посещением Версаля не обязательно погружаться в исторические монографии и скачивать карту местности: в Париже легко найти как групповые, так и индивидуальные экскурсии с трансфером. Их тематика отличается разнообразием. Хотите вам расскажут в мельчайших подробностях историю строительства Версаля, а хотите - поведают тайны отношений королей и их фавориток. Есть экскурсии по Версалю Людовика XIV и Версалю Марии-Антуанетты, по русским местам Версаля (да, есть и такие), по парку и т. д. Стоимость их зависит от программы и продолжительности: самая недорогая обойдется в € 40-50. Но главный плюс посещения дворца с экскурсией - это возможность попасть внутрь без очереди, гид побеспокоится о билетах заранее.

    Турфирмы, предлагающие экскурсии в Версаль, широко представлены в Сети: можно искать в Гугле, можно на . Заказав экскурсию заранее, вы избавите себя от очередей и сможете осмотреть дворец с максимальным комфортом.

    Кстати, билеты нельзя назвать очень дорогими: посещение одного дворца стоит € 18, а комплексный осмотр, включающий дворец, Трианоны и сад - € 20.

    3. Транспортная доступность

    Если в XVII в. Версаль считался отдельным населенным пунктом, то сегодня это фактически пригород Парижа: дворец и столицу отделяет друг от друга меньше 20 км. Самостоятельно добраться до Версаля очень легко: достаточно сесть на одну из электричек RER (линия C), отправляющихся каждые 20 минут.

    Билет на электричку стоит всего € 7, время в пути - около 40 минут. С вокзалов Сен-Лазар и Монпаранс отправляется еще один поезд - SNCF (время в пути — 35 минут, цена билета около € 3,5), но станция, на которую он прибывает, находится достаточно далеко от дворцового комплекса. Ходит до Версаля и автобус №171: он не только дешевле электрички (всего € 3), но и подъезжает практически к самому входу.

    4. Зеркальная галерея в Версале




    Вытянувшаяся вдоль фасада Зеркальная галерея является одним из главных помещений дворца. Здесь короли устраивали пышные балы и приемы; праздновали свадьбы и принимали прошения. Невозможно перечислить все исторические и знаменательные события, связанные с Зеркальной галереей. Так, в этих стенах Людовик XV в 1745 г. встретил будущую мадам де Помпадур, а в 1919-м подписанный здесь мирный договор положил конец Первой мировой.

    В галерее мало что изменилось со времен Людовика XIV: все так же отражают позолоченный декор 357 зеркал, все так же выходят в сад 17 огромных окон, а с потолка свешиваются гигантские хрустальные люстры. Не хватает разве что серебряной мебели, отданной на переплавку еще в 17 веке, но ее отсутствие компенсируют позолоченные статуи, роскошные вазы и великолепная роспись сводов потолка, достигающего в высоту 10,5 м. Поскольку длина галереи - 73 м (ширина - 11 м), то немудрено, что пока придворные неспешным шагом доходили от одного ее конца до другого, между ними успевали вспыхивать романы и созревать интриги.

    Версальский дворец на карте Парижа

    Версаль расположен по адресу: Place d’Armes, Versailles, Франция.

    Экскурсия в Нойшванштайн - как добраться
    5 самых красивых замков Баварии - самостоятельно и с гидом

    До сих пор Версаль, этот шедевр Короля-Солнца Людовика XIV, считается настоящим достоянием культуры. Было предпринято множество попыток создать подобие Версаля (например, дворец под Петербургом, построенный по приказу Петра, мечтавшим возвести русский Версаль). Однако все равно именно это строение Франции остается неповторимым произведением архитектурного искусства.

    Место расположения Версаля

    До того, как был возведен Версальский дворцовый комплекс, сама местность была мало примечательной. Вот как о ней отзывался Сен-Симон: «Никогда раньше я не встречал более унылого и неблагодатного места - без воды, без земли, без леса». Местность была действительно песчаной и . До того, как на землях Версаля взвели дворцовый комплекс, ничего примечательного здесь не было.

    Старейшая деревня Иль-де-Франс Версаль упоминается в исторических документах Х века. Там говориться, что это была даже «не деревня, а очень скромная деревушка, спрятавшаяся за склоном холма, таких вокруг столицы разбросано великое множество».

    Версаль пересекала дорога, ведущая из Нормандии в Париж, до которого было примерно 18 км. Именно поэтому здесь часто останавливались путники. В историю деревушка Версаль вошла благодаря тому, что здесь произошла встреча Екатерины Медичи с будущим королем Генрихом IV.

    Сыну Генриха, Людовику XIII, нравилось проводить в Версале время со своими друзьями. Историки отмечали, что по характеру Людовик был человеком очень робким, и ему нравилось уединение. Именно здесь на месте бывшей ветреной мельницы был построен небольшой охотничий домик, который в последствии разросся до великолепного Дворца.

    История Версаля

    Версаль (административный центр департамента Ивелин) - селение в 24 километрах от Парижа, был выбран королем Людовиком XIII для строительства скромного охотничьего замка. Однако его более честолюбивый сын Людовик XIV, недовольный прочими своими дворцами (среди которых были и , и Тюильри), в 1660 году принял решение перестроить Версаль в роскошный дворцово-парковый ансамбль. Здесь все должно было поражать великолепием и размахом - ведь король хотел, чтобы здесь разместился весь царский двор. Строительные работы начались в 1661 году. За первые два года Людовик XIV, вошедший в историю как Король-Солнце, потратил несметные суммы денег из казны.

    Возведение Версаля продолжалось несколько десятилетий и потребовало не только невероятных денежных расходов, но и привлечения многих тысяч рабочих рук. В разгар строительных работ в Версале недоставало рабочих, поэтому на помощь часто призывались солдаты и матросы.

    Первым архитектором Версаля был Луи Лево, в последствии его сменил Жюль Ардуэн-Монсар, руководивший строительством в течение тридцати лет. Оформление парков было поручено Андре Ленотру.

    Начиналось все с титанической работы по осушению болот, по нанесению на их место земли, песка и камней, по выравниванию и созданию искусственных террас. Потом рабочие стали рыть каналы и строить водопровод, который уже в первоначальный период строительства Версаля предназначался фонтанов и каскадов, которые в последствии и прославят Версальский дворец.

    На первой террасе было построено пять бассейнов полных водой, в них «плавали» разнообразные искусственные цветы из золоченой меди. На другой террасе тоже было пять бассейнов, полных водой, а в воде - морская лошадь и люди, изо рта которых бьет вода. Вокруг бассейнов расположились каменные лягушки и обезьяны. Ниже строители установили круглый бассейн, вокруг которого представлены скульптуры, символизирующие четыре времени года. Каждое время года имело своих животных, которые выдували из пастей воду.

    Людовик XIV умер в 1715 году. Его наследник Людовик XV нанял придворным архитектором Жака Анжа Габриэля. Среди многих его работ в Версале следует назвать здание Оперы и знаменитый Малый Трианон - изящный, миниатюрный замок, в котором жила впоследствии Мария Антуанетта. При Людовике XVI к нему была пристроена еще и элегантная библиотека.

    В известном смысле весь дворцово-парковый ансамбль являл собой грандиозную сцену, где королевский двор отдыхал с большим размахом. Эта традиция была продолжена преемниками Людовика, в особенности Марией Антуанеттой. Она построила здесь свой собственный театр, где любила в последствии развлекаться с друзьями.

    В годы великой Французской революции Версальский дворец несколько раз подвергался разграблению, многие шедевры были утрачены. В 1837 году по приказу Луи-Филиппа гигантский дворцовый комплекс отреставрировали. В нем открыли Музей истории Франции.

    Особенности архитектуры и внутреннего интерьера Версаля

    Парки Версаля раскинулись на площади в 101 гектар. Благодаря открытой планировке он прекрасно обозрим, так как вся территория идеально ровная - ни холмика, ни бугорка на нем найти невозможно.

    В дворцовом парке Версаля множество смотровых площадок, аллей и променадов, есть даже свой Большой канал, а вернее, целая система каналов, которую назвали «маленькой Венецией». Перед фасадом дворца, перед окнами знаменитой Зеркальной галереи, на совершенно открытом пространстве симметрично раскинулись два сильно вытянутых бассейна, заключенных в гранитные рамы. Эти бассейны сразу же приковывают к себе взгляды. За этими бассейнами начинался спуск по Большой лестнице. У ее подножия расстилается пространство, на котором среди гигантских зеленых партеров, украшенных четырьмя «античными» вазами, находится круглый бассейн с «Фонтаном Латоны» (в честь нимфы Латионы, возлюбленной Зевса, которая вынуждена была бежать, спасаясь от преследований ревнивой Геры). Этот фонтан представляет собой большая скульптурная группа из свинца местами позолоченного.

    От «Фонтана Латоны» к широкому зеленому газону, обрамленному купами вековых деревьев, ведет центральная аллея. В глубине газона располагается знаменитый бассейн с фигурой Аполлона, выезжающего на колеснице навстречу своей матери. «Фонтан Аполлона» создавался скульптором Тюби по эскизам Ш. Лебрена. Под большим напором центральная струя с силой выбрасывается вверх на высоту 25 метров, а пятнадцатиметровые боковые струи, устремляясь ввысь, вырисовывают цветок лилии - эмблему французских королей.

    К северу от версальского дворца расположился Северный партер, украшенный бронзовыми скульптурами «Точильщик» и «Присевшей Венерой». От Северного партера лестница ведет к круглым бассейнам «Корона» и «Сирены» и к сказочному по замыслу и красоте фонтану «Пирамида» с позолоченными тритонами и дельфинами.

    Знаменитую «Аллею Воды», которую называют еще «Театром Воды», сконструировал Ж. Ардуэн-Мансар. Ее окаймляют четырнадцать маленьких круглой формы беломраморных , ступенями следующих друг за другом. Их украшают бронзовые фигурки детей, поддерживающих наполненную фруктами и цветами чашу. «Аллея Воды» приводит к самому высокому фонтану версальского парка - «Дракону», центральная струя которого бьет вверх на 47 метров.

    Сам Версальский дворец тоже поражает своими размерами: длина только одного паркового фасада составляет 640 метров. Главный дворцовый комплекс (Chateau de Versailles) был построен в 17-ом веке королем Людовиком XIV, который хотел перебраться сюда из небезопасного Парижа. Роскошные комнаты богато украшены мрамором, бархатом и деревянной резьбой действительно впечатляют даже искушенного посетителя.

    Главные достопримечательности здесь - Королевская часовня, Салон Венеры и Салон Аполлона. Оформление парадных залов было посвящено греческим богам. Салон Аполлона был первоначально тронным залом Людовика.

    Колоннада - круг мраморных колонн и арок, расположенный в черте садов, продолжает тему богов Олимпа. Место являлось любимой обеденной короля на открытом воздухе.

    Малый Трианон - одно из многочисленных любовных гнездышек, построенных королем Людовиком XV для Мадам де Помпадур. Позже Малый Трианон занимала Мария Антуанетта, а еще позднее - сестра Наполеона.

    Мраморный двор - сюда выходили главные покои короля. Перед балконом Людовика разыгрывались театральные представления. На этой «сцене» труппа Мольера впервые играла «Мизантропа». Над высокими окнами королевских покоев были установлены часы, которые остановили в момент смерти короля. До середины XVII века они показывали час смерти Людовика.

    Зеркальная галерея - это самое большое помещение Версаля. Его длина 73 метра, в высоту -12,8 метра, а ширина составляет 10, 5 метра. В этом зале отмечали королевские дни рождения, бракосочетания, устраивали роскошные балы, принимали иностранных послов. Зал Зеркал содержит 17 огромных зеркал, отражающих высокие арочные окна и хрустальные канделябры.

    Роспись Зеркальной галереи была поручена Лебрену., который был наделен полной независимостью творческой деятельности. На стенах галереи художник расположил 12 медальонов и 6 . Здесь изображены важные события того времени: реформы, восстановление навигации и т. д. Были здесь и сцены из мифологии. Герой каждой композиции - король, который может предстать в образе какого-нибудь античного героя. Росписи потолочного плафона, выполненные Лебреном, возвеличивают деяния Людовика XIV в период с 1661 по 1678 год.

    Салон Изобилия - во время официальных приемов использовался как буфетная, в обычные дни здесь хранилась коллекция монет Людовика. Здесь также хранятся полотна Тициана, Веронезе и Карачи.

    Тронный зал - здесь проводились аудиенции короля, торжественные приемы, встречи с послами. Именно здесь был установлен огромный трон Людовика в идее кресла с балдахином.

    Оранжерея - была построена по проекту Ардуэна-Мансара. Имеет форму буквы «П». Тут по велению короля выращивали различные редкие растения. Гордостью королевской оранжереи были 3 000 апельсиновых, мандариновых и гранатовых деревьев. Обслуживали эту оранжерею более 200 садовников.

    Конечно, постройка шикарного комплекса в Версале обошлась Франции в круглую сумму. Во времена Людовика было потрачено на возведение Версаля более 80 000 ливров, что было просто колоссальной суммой. Однако ничего не потеряла, а наоборот, только приобрела. В 1830 году ансамбль Большого Версальского дворца стал Национальным музеем Франции. Теперь Версаль - это настоящее сокровище, которое считается не только достоянием Франции, но и культурной ценностью всего человечества.

    Чем пристальней всматриваешься в историю Франции, тем больше удивляешься желанию королей превзойти предшественников в роскоши. Каждый старался сделать свою резиденцию больше и богаче, тратя просто фантастические деньги на благоустройство, и Версаль во Франции – яркий пример царственного великолепия, от которого захватывает дух.

    Версаль – респектабельный пригород Парижа

    Сегодня музей Версаль известен всему миру благодаря Людовику XIII из династии Бурбонов, который пожелал иметь собственное уединенное гнездышко. В 1623 году Жан де Суази продает принадлежащие ему земли королю, на которых из камня, кирпича и кровельного сланца вырастает небольшой охотничий домик из пяти комнат.

    Видимо, Людовику XIII очень не хватало тишины и покоя, раз он выбрал столь непримечательное место. Французский философ Сен-Симон говорил о нем: «Никогда раньше я не встречал более унылого и бесплодного места – без воды, земли и леса» . И правда, вокруг простилались лишь болота и песок, а население было настолько немногочисленным, что в летописях XI столетия поселение упоминается как скромная, ничем не примечательная деревушка, укрытая за холмом, чье название объясняется именем первого феодала-владельца – Гуго де Версалем.

    Этот населенный пункт возник лишь потому, что лежал на путь от Нормандии до , и путникам надо было где-то остановиться для отдыха. Людовику XIII нравилось проводить тут время с друзьями, и позже там, где когда-то стояла мельница, а позже появился Мраморный двор, возник скромный охотничий домик. Тогда сложно было предугадать, что однажды он разрастется и станет называться – дворец Версаль.

    Находясь на расстоянии 17,1 км на юго-западе от столиц Франции, ныне Версаль считается важным административным центром департамента Ивелин с населением более 85 900 жителей. Теперь его окружают пышные леса, а удачная планировка, заложенная еще в XVIII столетии, стала образцом для подражания в период застройки Вашингтона.

    Первые реформы: от хижины до дворца

    Поскольку монархи всегда отличались непостоянством, жаждой перемен, а стремление к роскоши у них в крови, уже в 1632 г. к территории короля присоединяются земли Гонди, что позволяет значительно расширить охотничье поместье. К зданию присоединяется 4 башни, 2 дополнительных крыла и закрывающая вход стена. В качестве оборонительных мер вокруг вырастает стена и появляется ров, и теперь это не просто домик для отдыха, а настоящий укрепленный замок, готовый вскоре превратиться в королевскую резиденцию.


    Людовик XIV – сын предыдущего монарха, оказался более честолюбивым, и в 1661 г. приступает к реконструкции своего наследия, а затем окончательно переезжает в него. Его стремление проявить себя понятно, ведь слишком долго бразды управления государством находились в цепких руках его матери Анны Австрийской и министра – кардинала Мазарини.

    Другая причина, почему король-солнце решает сделать Версальский дворец центром правления страной, это фронда 1648-1653 г.г., после которой монарх почувствовал себя в Париже не слишком комфортно.

    Вдохновением на строительство прекрасного королевского дворца послужила шикарная резиденция министра финансов Фуке – Во-ле-Виконт. В 1661 году министра арестовали, его имущество конфисковали, а троица зодчих, работавших над его шато, была нанята Людовиком XIV с условием, чтобы его хоромы стали в сто раз лучше.

    Архитектор Версальского Дворца

    Этот проект оказался для них лебединой песней, поскольку до конца своих дней они занимались тем, что строили и улучшали Версальский Дворец.

    Затраты на строительство Версальского Дворца

    Столь колоссальный замысел требовал больших человеческих и финансовых жертв. К работам привлекались все свободные руки, в том числе крестьяне, солдаты и моряки из всех прилегающих территорий. Чтобы увеличить количество строителей, на время возведения шато запрещались любые другие стройки, и это обеспечило более 30 000 людей на площадке.

    Что касается денег, то потраченная на замок сумма шокирует – почти 26 млн. ливров, что соответствовало 10 521 867 кг серебра, а в пересчете на современные деньги это около 259,56 млрд. евро. При этом для короля все материалы продавались по исключительно низким расценкам, а если исполнители выходили за границы сметы, им не оплачивали разницу.

    Строительство Версальского Дворца

    Временами стройка затихала, но ненадолго, и Людовик снова направлял свой взор на будущий дворец, желая скорее закончить грандиозный проект. До 1682 года он постоянно переезжает между и Версалем, пока не решает полностью перебраться в новую резиденцию со всем двором.


    Это решение продиктовано несколькими причинами. Во-первых, король-солнце понимал, что предотвратить заговор в зародыше можно, лишь держа аристократическую верхушку на глазах. Во-вторых, в Париже постоянно происходили волнения, и пребывание там становилось опасным. В-третьих, роскошные хоромы демонстрировали всему миру Францию, как главного игрока на военном, политическом и культурном поле.

    Этапы строительства обозначены периодами войн. Первая фаза перестроечных работ длилась с 1664 по 1668 года, когда развязалась война с Испанией. К этому моменту дворец был способен принимать до 600 персон.

    В 1669 г. после битвы за Нидерланды начался второй трехлетний период благоустройства: меняется центральная часть – бывший охотничий домик, и переделываются прилегающие территории. Южное крыло переоборудовано под покои королевы Марии Терезии, и практически идентично северному крылу короля-солнце, а западная зона стала террасой. Также была предусмотрена октагональная ванна для купания и детские комнаты на верхних этажах.

    В 1678 г. завершается Голландская войны, и начинается третья часть работы над дворцом вплоть до 1684г. В это время западная терраса превращается в Зеркальную галерею, соединяя отдельные покои венценосной четы. Ее отличает настоящий шик и богатство оформления даже сегодня, хотя большая партия декора была продана еще в 1689 г.


    Появляются новые пристройки для принцев и дворян, а в двух огромных залах размещается оранжерея. Этот этап в строительстве также отмечен тем, что прилегающие земли постепенно превращаются в прекрасные сады Версаля.

    1682 г. становится годом официальным переездом королевского двора в новую резиденцию, и это повлекло за собой рост населения пригорода, улучшение его благополучия.

    До 1699 г. строительство замерло, поскольку предыдущие военные кампании и этапы работы проели в государственном бюджете солидную дыру. Чтобы поддержать Девятилетнюю войну, которая длилась до 1710 г., пришлось продать некоторые элементы роскошного декора, но после ее завершения Людовик XIV приступает к четвертой стадии обустройства.

    Эта пора отмечена возведением очередной часовни, ставшей пятой на территории Версаля. Отличаясь от остальных прямоугольной формой и высотой, она меняет фасад основного здания, вызывая критику окружения. Однако впоследствии именно она превратилась в наиболее интересный элемент архитектурного комплекса.

    Строительство Версальского Дворца под руководством Людовика XV

    К моменту, когда после смерти короля-солнце в 1715 г. на трон взошел пятилетний Людовик XV (по прозвищу Возлюбленный), Версальский дворец уже впечатлял величественной архитектурой, обширными площадями и царским внутренним убранством. Посетивший в 1717 г. Францию Петр I не скрывает восторга от увиденного и, рассматривая особняк с прилегающим к нему парком, загорается идеей построить нечто подобное в Петербурге.


    При Возлюбленном с архитектурным комплексом тоже происходят значительные перемены, хотя и не столь колоссальные, как при его родителе.

    Первое, что он сделал, это завершил салон Геркулеса. При нем также появились Покои Мадам, Дофина и его жены, а еще Малые Покои Короля на нижнем, втором и третьем уровнях.

    Примечательными его достижениями были признаны завершенные Малый Трианон, зал Оперы и демонтаж Лестницы Послов, ведущей в Большие Королевские Покои, ради обустройства на ее месте комнат принцесс.

    Что касается парка, то в отличие от Людовика XIV, его сын немного уделял внимания парку, и единственным существенным его элементом стал бассейн Нептуна, построенный в 1738-1741 годах. Радикальные перемены в парковой зоне произошли уже при Людовике XVI, поскольку за сотню лет деревья успели засохнуть, а необходимость в омоложении зеленых насаждений потянула за собой новые грандиозные дизайнерские идеи.

    Кульминацией новаторских идей в последние годы его правления стало переоборудование помещений по совету ведущего зодчего Габриэля – со стороны города фасад должен был принять классический вид. Работы по этому проекту продолжались вплоть до ХХ столетия.

    Влияние революции и время Первой империи

    В начале октября 1789 г. под предводительством Лафайета национальная гвардия и толпа народа ворвалась в Версальский дворец с требованием изгнать королевскую семью и Национальное собрание в Париж. Дабы не накалять страсти еще больше, верхушка страны подчиняется, перебираясь в Лувр и , а Версаль теряет статус административно-управленческого центра и опечатывается.


    С этого момента начинается упадок замка. Пока Людовик XVI и Мария-Антуанетта находятся под стражей в ожидании исполнения приговора, согласно составленному плану по избавлению от роскоши и использованию строения под нужды новой власти идет обычное мародерство.

    Многие предметы внутреннего убранства просто растащили, пока не был установлен контроль. После этого часть предметов отправили на аукцион, другие на выставки.

    Раздумывая над судьбой дворца, его предлагали сдавать в аренду или продать, но в итоге решили оставить под управлением республики, и пока не придумали ему лучшее предназначение, сюда свозили предметы искусства, которые позже пополнили запасники разных музеев.

    И все же отдельные элементы декора продолжали исчезать со стен некогда роскошного особняка – их продавали, чтобы наполнить государственную казну.

    Здание бывшего королевского особняка переживало период декаданса, пока не привлекло внимание Наполеон I, вернувшего ему статус резиденции, но теперь уже императора.

    В 1806 г. он отдает распоряжение архитектору Жаку Гондуэну заняться восстановительными работами, однако оба его проекта Бонапарт отклоняет, и только в 1808 г. заново воссоздаются золотые и зеркальные панели, а из Фонтебло и Лувра свозится мебель.

    Версаль получает статус музея

    Когда в 1814 – 1815 г.г. и к власти вновь приходит династия Бурбонов, на трон садится последний французский король – Луи-Филипп I, имевший несколько прозвищ: «король-гражданин», «король-буржуа», а под конец «король-груша» . Он превращает построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец в музей, в котором выставляются исторические ценности, картины со сценами баталий, портреты и бюсты.


    Но коварное время приготовило еще несколько потрясений, которые с высоты пройденных лет в полотне истории выглядят эффектным дополнением. Так, когда Франция оказалась проигравшей стороной во Франко-прусской войне, немецкая армия разместилась во дворце штабом (1870-1871 г.г.), а дабы еще больше унизить французов, 18 января в Зеркальной галерее объявила о Германской империи, и ее кайзере – Вильгельме I. Но уже в феврале, в этой же галерее подписывается мирный договор, а еще спустя месяц в Версаль вернулось французское правительство, чтобы обосноваться тут до 1879 года.

    Однако нанесенная обида не забылась, и чтобы вернуть «должок», по окончанию Первой мировой Зеркальная галерея выбирается не зря, чтобы заключить с побежденной Германией предварительное перемирие и Венской договор. Местом примирения франко-немецких сторон Версальский дворец во Франции послужил и после Второй мировой.

    С 1952 года начинается его глобальная реставрация, на которую правительство выделило 5 млн. франков, а также объявило по всем средствам связи о поиске меценатов и выступило с призывом к добровольным пожертвованиям граждан. В 1979 г. архитектурный комплекс становится частью Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 г. вводится должность Президента Версальского дворца, которую занял министр культуры Жан-Жак Айагон.

    Внешняя архитектура и внутренний дизайн особняка

    С тех пор, как Версаль получил статус музея, ежегодно к нему стекаются миллионы туристов, желающих воочию увидеть величие, блеск и изобилие дворца, где заговоры и интриги были нормой жизни, из поколения в поколение совершенствовались коварные планы, плелись кулуарные сплетни и создавались тайны Версаля.


    Оказавшись в окружении стен, которые помнят первый крик рожденных тут королей: Филиппа V, Людовиков XV, XVI и XVIII, Карла Х, ожидаешь, что вот-вот из-за угла появится один из венценосных сынов Франции в окружении придворных под шелест шелка и стук каблуков.

    Столь огромная площадь некогда принадлежала монархам, а сегодня залы Версаля принимают любопытных посетителей. Чтобы ориентироваться на немалых площадях (67 тыс. кв. м), следует знать, что комплекс имеет несколько зон: Шато, Малый с Большим Трианоны, территория фермы Марии-Антуанетты и садово-парковая зона. Всего в дворцовых помещениях установлено 372 статуи, 67 лестниц и 25 тыс. окон.

    Главное здание и основная достопримечательность всего комплекса, куда стремятся попасть все туристы – Шато. Миновав центральный вход, вы попадете на его внутренний двор, откуда можно направиться в парк или в сам дворец, где Зеркальный зал является его сердцем. По сути, это проход в 73 м и шириной 11 м, объединяющий оба крыла замка.


    Изюминка Зеркальной комнаты в 357-и зеркалах, расположенных напротив 17 окон. Отражение создает иллюзию, что сад обступает галерею с двух сторон, а вечером в них когда-то сверкали огнями тысячи свечей. Ее украшали фигурные торшеры, канделябры, вазы из серебра в бронзовой огранке, хрустальные люстры и живые апельсиновые деревья, а стены и потолок расписаны сценами из мифологии и истории, в которых разыграны великие драмы жизни двора. Причем в роли античного героя непременно изображался сам Людовик XIV.

    Даже мебель тут была из чистого серебра (так задумал Лебрен), что говорит о первоначальном размахе, но в 1689 г., к сожалению, ее пришлось переплавить в монеты для поддержания армии.


    Также тут находятся королевские покои, в которых центральную часть занимает кровать, расположенная на пересечении трех магистралей, соединяющих Версальский дворец с Парижем.

    Спальня королевы тоже находится в Шато, а внушительных размеров ложе с балдахином и другие предметы интерьера украшает позолота. Неподалеку предусмотрены и апартаменты принцесс.

    Залы Версальского Дворца

    В особняке расположено несколько интересных залов, например, Зал Войны, где можно увидеть полотна, повествующие о былых эпических битвах.

    Недалеко от входа находится Королевская капелла. Ее пол украшает фамильный герб, выложенный цветным мрамором, а вокруг алтаря стоят скульптуры древнегреческих богов из бронзы. Верхний ярус капеллы занимала венценосная семья, а нижний – придворные. После службы король удалялся в одну из палат, открытых сегодня любопытным посетителям.


    Зал Аполлона (или Тронный) – тут принимались послы, по вечерам проводились праздники или театрализованные представления с музыкальным сопровождением, в которых монарх нередко принимал участие.

    В Зале Дианы обычно играли в бильярд. Салон Изобилия служил буфетной, выставкой королевской коллекции монет и полотен Карачи, Веронезе и Тициана, а в Зале Венеры главным экспонатом является изваяние Людовика XIV.


    Интерес вызывает также салон «Бычий глаз». Столь неблагозвучное название получила комната с проемом, по виду напоминающим орган зрения быка. Он служил окном, через которое придворные могли наблюдать за монархом в его апартаментах.


    П-образную форму имеет оранжерея, спроектированная Ардуэном-Мансаром, где работало больше 200 садовников, ухаживая за плодоносящей экзотикой, среди которой было 3 000 гранатовых, мандариновых и апельсиновых деревьев.

    В определенное время для осмотра интерьера доступна Королевская Опера, но это зависит от расписания концертов. Есть и другие помещения, куда можно попасть только в сопровождении гида.

    Версальский Дворец внутри

    Большой и Малый Трианон в Версале

    Музей Версаль имеет два обособленных дворца. В Большом Трианоне более 30 комнат, отдельный внутренний дворик и парк с водоемами. Он служил покоями королю и его семье, где они могли чувствовать себя более фривольно, не придерживаясь строгого этикета.


    В свое время тут гостили: Петр I, Елизавета II, Горбачев, Ельцин и другие политические особы.

    Малый Трианон был своего рода женской территорией. Уютный двухэтажный особняк изначально обживала фаворитка короля Возлюбленного – мадам Помпадур. Это единственная женщина, которой было позволено провести свои последние дни в Версале. Людовик действительно был привязан к ней, и когда она умерла от болезни легких, он провожал ее, стоя на одном из балконов дворца под проливным дождем.


    Его прощальными словами к ней были: «Ну и ужасную погоду вы выбрали, чтобы в последний раз прогуляться, мадам» .

    Позже Малый Трианон заняла Дюбарри и, наконец, Мария-Антуанетта. За исключением спальни, в этой части особняка более скромное убранство, но зато был свой театр, где ставились постановки с участием королевы. Теперь ее превратили в музей Марии-Антуанетты с оригинальными личными и интерьерными предметами, и только некоторые воссозданы декораторами.

    У власть имущих свои причуды, и у Марии-Антуанетты это была небольшая деревенька прямо на территории Версаля возле своего дворца. Имея много свободного времени, она забавлялась тем, что доила коров, пропалывала грядки, кормила птицу или украшала животных цветными лентами.


    Тут были построены стойла для коз и коров, голубятня и насесты для кур, а еще заселено 12 домов, причем «крестьянам» строго приказали соблюдать пасторальный внешний вид.

    Эта деревенька воссоздана вместе с животными, и открыта для посещений.

    Сады и парк Версаля

    Парковая часть удивляет идеально ровной поверхностью. Еще когда начиналось строительство, архитекторы настолько тщательно выровняли площадку, что на ней не осталось ни единого бугорка. Площадь садов Версаля занимает около 5 кв. км, изобилует дорожками, зелеными кустами и деревьями, фонтанами и озерами, безупречными линиями зеленых газонов.


    Сидя на балконе своих покоев, король любил смотреть театрализованные представления, которые проходили на Мраморном дворе, и именно тут Мольер впервые поставил «Мизантропа». А над окнами покоев Людовика отсчитывали время часы, но были остановлены в момент его смерти.

    Монарх любил прогуливаться под арками и среди мраморных колонн или устраивать среди них обеденные трапезы. Ему была близка тема античных богов, и сады Версаля щедро украшены их фигурами.

    Прямо перед Зеркальной галереей параллельно друг дружке вытянулись два продолговатых бассейна, за которыми вниз уводит Большая лестница, а у ее подножия в окружении четырех каменных ваз разлегся водоем с фонтаном Латоны, украшенный множеством позолоченных фигур.


    Далее аллея с могучими деревьями вдоль нее уводит к просторной зеленой поляне, за которой в большом бассейне Аполлон управляет колесницей, запряженной четверкой водяных лошадей самого Нептуна – гиппокампами. Фонтан Аполлона формировался под руководством скульптора Тюби, взявшего за основу эскизы Ш. Лебрена.

    На севере от дворца стоит партер, украшенный фигурами «Присевшей Венеры» и «Точильщика». От них лестница подводит к бассейнам «Сирены» и «Корона», имеющим округлую форму, а также к фонтану «Пирамида», в котором плескаются позолоченные дельфины с тритонами.

    Чтобы увидеть, как на 47 м ввысь выбрасывает струю воды фонтан «Дракон», надо пройти по знаменитой «Аллее Воды», созданной Ж. Ардуэн-Мансаром, и имеющей другое название – «Театр Воды». Она примечательна тем, что ее обрамляют 14 небольших круглых водоемов, создающих единый ступенчатый ансамбль с бронзовыми изображениями детей, удерживающими чашу, наполненную цветами и фруктами.


    Помимо множества озер и бассейнов с фонтанами, сады Версаля изобилуют террасами, и чем дальше от дворца, тем их уровень постепенно снижается. Кроме этого тут приятно прогуляться по аллеям, представляя, как этим же путем некогда ходила Мария-Антуанетта, любуясь скульптурами и игрой водяных струй, выпускаемых мифологическими животными.

    Парк, наполненный гротами, павильонами, системой водных каналов, растительностью и смотровыми площадками выглядит настолько продуманным, что получил название «маленькой Венеции».

    Мероприятия Версаля

    Стоит раз посетить грандиозное «гнездышко» монархов, и это событие надолго станет главным в вашей жизни. Развлечения, которые тут проводятся, позволят окунуться в пестрое прошлое Франции, побывать на настоящем балу при дворе, где под классическую музыку галантные дамы и кавалеры в пышных костюмах двигаются в танце точно так же, как и несколько веков назад.


    После этого каждую субботу (май-сентябрь), когда большинство туристов покидает Версальский дворец, для обладателей билетов начинается ночное шоу с подсвеченными фонтанами и музыкой, а финальной сценой в 23:00 становится грандиозный фейерверк, расцветающий над Большим каналом.

    Музыкальные фонтаны, это прекрасное зрелище, ласкающее взор и слух, а включаются они в выходные и праздничные дни.

    Помимо восхитительных шоу достойны внимания постоянные и временные выставки картин современных живописцев и художников прошлых эпох, работают тематические комнаты, а после реконструкции открылась Королевская Опера, где ставятся пьесы и проходят концертные выступления.

    Предлагаемый сервис

    Чтобы быстрее перемещаться по обширной территории комплекса, можно арендовать велосипед за 6 евро, сигвей, электромобиль (при наличии международных прав) или за 7,5 евро проехаться от Шато до Трианонов на туристическом электропоезде.

    Посетителям предлагают взять напрокат лодку, и совершить приятную прогулку по Маленькой Венеции и Большому каналу.

    Если устали и проголодались, перекусить можно в кафе с открытой верандой. В нескольких точках предлагают взять соки, картошку и прочие закуски на вынос, а желая посидеть с комфортом, загляните в рестораны возле живописных мест сада.

    Побывать в самом Версале – это мечта, которая исполняется раз в жизни, и далеко не у всех, а потому в память о поездке хочется сохранить сувенир. В магазине музея можно купить свечи, книги, альбомы, гобелены для подушек с оригинальной вышивкой, сумки, медали и монеты, посуду, статуэтки, даже баночку малинового джема в подарочной коробке и прочие предметы.

    Билеты в Версаль

    Билеты в Версаль для осмотра фермы, Шато и Трианонов – 18 евро, с работающими фонтанами – 25 евро.

    Покупайте билеты в Версаль по низким ценам

    Билет на два дня с полным посещением всех достопримечательностей – 25 евро, с работающими фонтанами – 30 евро.

    • Шато – 15 евро.
    • Ферма и Трианоны – 10 евро.
    • Парк без работающих фонтанов – вход свободный, с фонтанами – 9 евро.
    • Бал и вечернее шоу с фонтанами – 39 евро.
    • Только вечернее шоу – 24 евро.
    • Только бал – 17 евро.
    • Бесплатный вход для детворы до 5 лет.

    Льготами пользуются студенты, особы с ограниченными возможностями и дети 6-17 лет.

    Приобретение карты «FORFAIT LOISIRS» позволит вам бесплатно перемещаться на общественном транспорте и послужит входным билетом во дворец Версаль и его парковую часть.

    На заметку: делать видео и фотосъемку можно только после дополнительной оплаты.

    Часы работы Версаля

    • Садово-парковая зона открыта 8:00-18:00 (в напряженный туристический сезон 7:00-20:30)
    • Ферма и Трианоны – 12:00-17:30 (18:30)
    • Шато – 9:00-17:30 (18:30)
    • Закрыто по понедельникам, 1 мая, 1 января и 25 декабря

    Панорама Версаля

    Из Парижа в Версаль самостоятельно

    Выбирая день для посещения дворца, надо учитывать, что особенно многолюдно тут по выходным. Во вторник тоже высокая посещаемость, поскольку в большинстве музеев он выходной, и люди съезжаются сюда. Также, дабы избежать больших очередей, лучше отвести для экскурсии раннее утро или время 15:30-16:00.

    Версальский Дворец (Фото)

    Фотогалерея Версаль

    1 of 29

    (Versaille Palace) под Парижем, тот самый грандиозный Версаль — великолепная резиденция королей Франции, великое коллективное творение лучших французских архитекторов и ландшафтных мастеров. Созданная Людовиком XIV с ясной целью затмить все до той поры построенное в Европе, и действительно затмившая.

    • Версаль — памятник «Королю-солнцу», наглядная визуализации идеи: монарх — центр мироздания

    Охотничий замок в Версале, ставший громадным дворцом, превратился в образец для подражания по всей Европе. Остается он эталоном и сегодня. Грандиозность идеи и изящность ее воплощения на практике не может оставить равнодушным!

    • Королевский дворец в Казерте, построенный для итальянской ветви Бурбонов
    • российские Верхние и Нижние сады в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе
    • Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо в Испании под Сеговией
    • Херренкимзее в Германии
    • множество архиепископских, герцогских резиденций и частных резиденций

    в той или иной мере заимствовали идеи, реализованные при создании Версальского дворца и парка!

    Впрочем, и сам он материализовался не из воздуха. Бытует мнение,что идея о постройке новой резиденции возникла у Людовика XIV после визита в замок Во-ле-Виконт. Построенный под Парижем королевским казначеем Николя Фуке и богатством отделки затмившим все существовавшие во Франции до него!

    Версальский дворец в цифрах

    Полная длина садового фасада превышает полкилометра (670 метров). Во дворце более 700 помещений, 1 252 камина и 67 лестниц. На мир Версальский дворец смотрит на мир через 2 153 окна.

    Общая площадь здания превышает 67 000 квадратных метров. А весь комплекс с парком раскинулся на 8 км2. Чем не самодостаточная страна?

    Дворцовые апартаменты и по сей день поражают роскошью отделки. Особенно выделяются: Зеркальная галерея, зал длиной 73 метра, шириной 10.5 и высотой 12,5 метров, Апартаменты короля, окна которых выходят на внутренний Мраморный двор, Большие и Малые королевские покои.

    Сумма, потраченная на строительство и отделку Версальского дворца только в эпоху Людовика XIV составила 26 миллионов ливров!

    Королевские апартаменты

    Королевская спальня находилась в центральной части дворца на втором этаже и окнами выходила на Мраморный двор. Перед спальней находилась знаменитая и часто упоминающаяся в исторической литературе комната «Ой-де-Бёф» (l’Oeil de boeuf, «Бычий глаз»), получившая название по овальному окну в крыше.

    • Большие апартаменты короля, Grand appartement du Roi (темно-синий)
    • Частные помещения короля, Appartement du roi (умеренно-синий)
    • Малые апартаменты короля, Petit appartement du roi (светло-синий)
    • Большие апартаменты королевы, Grand appartement de la reine (желтый)
    • Малые апартаменты королевы, Petit appartement de la reine (красный)

    В Версальском дворце впервые с размахом реализовали анфиладную систему залов. Если в предыдущих резиденциях французских королей личные покои оформлялись в интимном, камерном ключе, то здесь жизнь монарха выставлена напоказ.

    Личные покои: спальня, кабинет, приемные — все вместе должны были создать незабываемое впечатление о неимоверном богатстве Франции.

    • Людовик XIV занимал комнаты, выходившие окнами на Мраморный двор в центральной части дворца. Королевская спальня располагалась на оси симметрии, именно здесь «Король-солнце» и скончался 1 сентября 1715 года в возрасте 72 лет)

    При Людовиках XV и XVI, спальня использовалась для традиционных церемониалов lever («вставание») и coucher («отход ко сну»). Слева от спальни находится «Ой-де-Бёф», а справа — некогда располагался кабинет короля, откуда он управлял Францией. При Людовике XV помещение расширили и превратили в Зал советов.

    История создания

    Небольшой охотничий замок в старинной деревушке Версаль, расположенной всего лишь в 15 километрах западнее Парижа, возник еще в царствование Людовика XIII, отца правившего впоследствии столь долго и столь блестяще «Короля-Солнца» Людовика XIV, в 1624 году.

    В 1632-1638 году замок в Версале по проекту архитектора Филибера Де Руа был превращен в небольшой дворец П-образной формы. Заметим, что при последующих многочисленных перестройках здания, эта его часть стала центром композиции, вокруг которой постепенно прирастали флигеля.

    Эпоха Людовика XIV

    В 1661 году, после смерти кардинала Мазарини, правившего Францией в роли первого министра фактически единолично, король Людовик XIV пересматривает роль Версаля. В голове монарха, наконец-то получившего реальную власть, рождается идея о превращении небольшого дворца в грандиозную резиденцию, причем ее расположение вне пределов Парижа, столицы Франции, совсем не случайно.

    • Король словно противопоставляет себя сердцу нации, ее самому крупному городу, заявляя, что именно он теперь будет центром Вселенной для французов. Впрочем, официальное превращение Версаля в центр притяжения Франции немного откладывается: лишь в 1682 году сюда окончательно переезжает двор

    Масштабное строительство в Версале начинается с 1669 года. Именно тогда архитектор Луи Лево существенно увеличивает прежнее, довольно скромное здание за счет удлинения боковых крыльев, обрамляющих сегодня так называемый Мраморный и Королевский дворы.

    Следующий период в строительстве Версальского дворца начинается после Неймегенского мира, в 1678 году и руководит постройкой уже другой выдающийся архитектор, Жюль Ардуэн Мансар (Лево умер в 1670 году).

    При Мансаре здание получает наиболее значительное приращение: возникают северный и южный флигеля-крылья, создается знаменитая Большая, позже названная Зеркальной, галерея в центральной части здания, достраиваются министерские корпуса, обрамляющие уже третий по счету внутренний двор комплекса, Министерский.

    Одновременно с этим выдающийся ландшафтный архитектор, Андрэ Ленотр создает регулярный парк, а декоратор Шарль Брюн руководит отделкой внутренних покоев.

    Очередной этап строительства, последний в царствование Людовика XIV, начинается на сломе веков, в 1699 году и заканчивается в 1710. В результате перестраивается ряд внутренних интерьеров и возникает красивейшая Королевская капелла, начатая Мансаром и законченная Робертом де Котте.

    Нельзя не упомянуть и постройку в парке отдельного дворца для фаворитки Короля, маркизы де Монтеспан: Большого Трианона (Le Grand Trianon, Трианон по-французски означает павильон).

    • Впоследствии, во времена Первой империи, его превратил в одну из своих официальных резиденций первый император Франции Наполеон Бонапарт

    После смерти старого короля (в 1714 году) двор перебирается в Париж, а в Версале селят делегации иностранных государств. В 1717 году здесь гостит и российский царь Петр I, впоследствии воплотивший многое из увиденного в загородной резиденции Петергоф под Санкт-Петербургом.

    Людовик XV и XVI

    Французский двор возвращается в Версаль в 1722 году, после смерти регента, Филиппа Орлеанского. Переделки обширного дворца в это время, в общем, незначительны, и в основном касаются его интерьеров.

    В обширном дворцовом саду для фаворитки Людовика XV, мадам де Помпадур, строится дворец Малый Трианон, Le Petit Trianon (1762-1768). В 1763-1770 годах композицию Большого Версальского дворца логически завершает здание Оперы по проекту Жака Анжа Габриэля (фланкирует северный фасад).

    В царствование Людовика XVI Малый Трианон, подаренный им супруге, Марии-Антуанетте, превращается в изысканную жемчужину изящного и недолго просуществовавшего архитектурного стиля рококо.

    После Революции

    Во времена Французской революции Версальский дворец лишился большей части своего внутреннего убранства, но здания остались стоять. После реставрации монархии, в 1837 году, король Луи-Филипп указом превратил бывшую резиденцию в национальный музей.

    Впоследствии дворец дважды (в 1871 и 1940 годах) видел германские войска (в 1871 году в Зеркальной галерее Версаля Вильгельм I был провозглашен императором Германии). Здесь же в 1919 году был подписан и Версальский мирный договор, окончивший Первую Мировую войну.

    Часы работы и цены на билеты

    Дворец открыт для посещений в любой день недели, кроме понедельника . С 9 до 18.30 с мая по сентябрь и 9 до 17.30 с октября по апрель.

    Билет в Версальский дворец, оба Трианона, парк (2018 год) обойдется в 20 €. 25 € стоит билет на 2 дня.

    Посетители в возрасте до 18 лет вне зависимости от гражданства и граждане Евросоюза до 26 лет проходят бесплатно.