Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Дихотомия фромм. Б

    Дихотомия фромм. Б

    Внутриличностный конфликт по Э. Фромму.

    План:

    1. Краткое введение и описание теорий Э. Фромма.

    2. Теория социального характера.

    3. Теория экзистенциальной дихотомии.

    В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.

    · «Социальный характер» - это явление, присущее самым широким слоям населения (в первую очередь Фромм исследовал «социальный характер» «среднего класса»);

    · «Социальный характер» создаётся системой образования, религией, одобренными институтами культуры и плюс к тому - воспитанием в семье;

    · «Социальный характер», по Фромму - это результат адаптации человека к той конкретной культуре, в которой он живёт, к конкретному типу организации общества;

    · «Социальный характер» - это такой защитный механизм, механизм ответа особи на фрустрирующую ситуацию, на ту социальную среду, которая не даёт возможности человеку развивать себя как личность и полностью проявить заложенные в него природой возможности;

    · Механизм формирования «социального характера» является репрессивным механизмом в отношении каждой отдельной особи, которой этот «социальный характер» прививается. И поэтому, поскольку он все-таки прививается, «социальный характер», является социально стабилизирующим фактором. То есть с того момента, как особям привит «социальный характер», эти особи становятся в принципе безопасны (или в основном потенциально безопасны) для окружающей их социальной системы;

    · По Фромму получается, что различным обществам, различным классам внутри общества присущ свой «социальный характер»;



    · «Социальный характер» - это механизм, самоподдерживающийся с того момента, как он зародился;

    · Всего Фромм выделил четыре «непродуктивных» «социальных характера». «Непродуктивные» - значит те, которые не ведут к возможности вырваться за рамки Системы, не дают возможности человеку стать свободным, то есть стать собой, то есть реализовать себя как человека (с точки зрения Системы они, наоборот, продуктивны). «Продуктивность/ непродуктивность» - неофрейдистский термин. Он не связан с производством. Он означает лишь, даёт или не даёт возможность этот тип «социального характера» сохранить вам себя как личность, сохранить свою самость:

    · Типы непродуктивного социального характера:

    Рецептивная ориентация. Фромм говорит, что человек, отличающийся рецептивной ориентацией, полагает, что источник всех благ находится во внешнем мире, и считает, что единственный способ обрести желаемое (неважно что - что-то материальное или любовь, знания, удовольствие…) - это путь получения этого желаемого извне;

    Эксплуататорская ориентация. Он также основан на постулате, что источник всех благ находится вовне, что всё, что человеку хотелось бы получить, он должен искать;

    Накопительская ориентация характеризуется недоверием ко всему новому, приходящему извне. Безопасность в сознании людей этой ориентации основывается на накоплении и на сохранении уже накопленного, тогда как трата воспринимается ими как угроза. Эти люди как бы ограждают себя от внешнего мира вовне, а не создавать собственными силами;

    Рыночная ориентация основана на том, что личность, особь, индивид превращается в товар, в один из товаров, которые циркулируют на рынке. Соответствующим образом эта личность и оценивается - именно как товар.

    · В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки.

    o Фромм выводит несколько таких дихотомий (то есть противоречий, а экзистенциальных потому, что возникли они, по Фромму, не исторически, а существовали изначально;

    o По мнению Фромма, источником всех движущих человеком сил, всех его страстей, аффектов, стремлений является необходимость постоянного разрешения противоречий своего существования и поиска все более высоких форм единства с природой, с другими людьми и самим собой;

    o Независимо от удовлетворения животных потребностей актуализируются специфически человеческие потребности. В работе "Здоровое общество" Фромм дает следующую их классификацию:

    Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством "продуктивной любви", помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

    Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности;

    Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью (Fromm, 1973). К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную цельность и свободу;

    Потребность в самотождественности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой, – в самотождественности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен быть способен сказать: «Я – это я». Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинной самотождественности, ощущения себя собой;

    Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество (Fromm, 1981). Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического;

    В заключении.

    Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами. Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.

    К сожалению, большинство теоретических убеждений Фромма, особенно его теория развития характера, были сформулированы настолько глобально, что они недоступны эмпирическому изучению. Фактически, было сделано очень мало подобных попыток (Maccoby, 1981, 1988). Изучение клинических случаев и наблюдения над другими культурами представляет собой единственный источник подтверждения его концепции.

    Невротически-агрессивная реальность Карен Хорни

    Социальный психоанализ Альфреда Адлера

    «Индивидуальная психология» построена на подчеркивании роли социального, а не биологического фактора в мотивационной структуре человека. Критика пансексуализма Фрейда и отстаивание принципа единства личности (в противовес её разделению на «Я», «Оно» и Сверх-Я»).

    Движу­щие силы психического развития :

    -) компенсация ;

    -) сверхкомпенсация – порождает людей, отличающихся исключительными достижениями.

    Социальный интерес – врожденный потенциал человека, направленный на взаимодействие с другими людьми и достижение личных или общественных целей. На факторы поведения влияет не только прошлое, но и цели на будущее (■ человек, живущий в страхе загробных мучений или проклятий, ведёт себя иначе).

    Личность есть продукт индивидуального творчества человека ввиду его незащищённости, неполноценности, стремления укрепиться путем превосходства над другими. Главной целью личности является стремление к превосходству или самоутверждению. Двигатель социализации состоит не в переключении энергии на санкционированные обществом объекты (Фрейд ), а в стремлении личности компенсировать и даже сверхкомпенсировать свою неполноценность.

    На фоне экономического кризиса и фашизма психологам не до объяснения невротических расстройств от сексуальных пертурбаций в детстве. Определяющим в поведении человека является потребность в безопасности и свободе от страха , а не сексуальные или агрессивные импульсы. Сексуальные извращения и агрессивные тенденции не причина невроза, а его результат. Соответственно, главным в определении причин неврозов является фактор социального окружения, который обусловливает невротическое поведение индивида. Мотивы поведения индивида носят характер бессознательной «защиты» от агрессивной реальности.

    Защитные механизмы от страха :

    -) Рационализация – превращение невротического страха в рациональный страх перед внешней опасностью;

    -) Подмена страха другими симптомами;

    -) «Наркотизация» страха –

    --) прямая (■ алкоголь) ;

    --) переносная (■ бурная внешняя деятельность).

    «Великие неврозы» нашего времени :

    -) невроз благосклонности – движение к людям (услужливая личность, ищущая любви и одобрения любой ценой) ;

    -) невроизоляция – движение от людей (побег от общества) ;

    -) невроз власти – движение против людей (агрессивная личность, жаждущая престижа и власти) ;

    -) невроз послушности – конформизм автомата.

    Различия в характере человека не биологически заданы, а есть продукт социального процесса (любовь и ненависть, вожделе­ние власти и стремление подчиняться, наслаждение чувственным удовольствием и страх перед ним). В личности нет ничего прирожденного, а все пси­хические проявления есть результат ее погруженности в различные социальные среды. Человек – раб «дихото­мии существования » («экзистенциальной дихотомии»), он имеет много потенций, но не в состоянии их реализовать за короткую жизнь, он часть общества, но никогда не живёт в гармонии с ним. Человек обрёл свободу, но утратил социальную безопасность. Предпочитая безопасность свободе, человек выбирает соответствующие механизмы «бегства от свободы» :


    -) садизм – стремление иметь неограниченную власть над другими;

    -) мазохизм – подчинить себя другим;

    -) деструктивизм – разрушить мир, чтобы он не разрушил меня;

    -) автоматический конформизм – быть в таком согласии с социальными нормами, которое отрицает все оригинальное.

    Фашизм представляет собой психологическую готовность людей отказаться от свободы с целью обеспечить свою безопас­ность, спастись от постылой свободы путем автоматического подчинения лидеру или принятым нормам.

    В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихото-мичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.

    Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).

    17. Дайте определения понятий: «конфликтная ситуация» и «инцидент». Перечислите типы конфликтных ситуаций.

    Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, создающие истинную причину конфликта;

    Инцидент – это стечение обстоятельств (искры), которые являются поводом для конфликта;

    Типы конфликтных ситуаций

    Характер конфликтной ситуации Проявления
    Недобросовестное исполнение обязанностей Нарушение трудовой дисциплины Брак в работе
    Неудовлетворительный стиль управления Ошибки в подборе и расстановке кадров Ошибки в организации контроля Просчеты в планировании Нарушение этики общения
    Неадекватное представление о конкретных ситуациях Неправильные оценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия Ошибки в выводах относительно конкретных ситуаций
    Индивидуально-психологические особенности личности Нарушение принятых в социальной группе правил взаимоотношений Нарушение этики общения
    Низкая профессиональная подготовка Брак в работе Неспособность принять адекватное решение

    Основные этапы конфликта

    1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

    2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

    3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

    4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

    5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

    Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

    Основными фазами конфликта являются:

    1) начальная фаза;

    2) фаза подъема;

    3) пик конфликта;

    4) фаза спада.

    Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.

    18. Что такое конфликтогены? В чем суть закона эскалации конфликтогенов (первая формула конфликтов)? Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия, вытекающие из закона эскалации конфликтогенов.

    Конфликтогены – это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.

    Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.

    Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно выразить следующим образом:

    где КФГ1 - первый конфликтоген; КФГ2 - второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 - третий конфликтоген, ответный на второй, и т. д.

    При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ(, КФГ3> КФГ2 и т. д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликто-генов).

    Конфликты, возникающие по первой формуле, условно будем называть конфликтами типа А. Важно отметить, что по наблюдениям специалистов, 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия.

    Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

    Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

    Для успешного применения сформулированных правил важно знать конкретные проявления конфликтогенов. В табл. 3.1 дается характеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношениях между людьми.

    Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:

    КС + И = КФ

    Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно будем называть конфликтами типа Б: устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.

    Типы конфликтогенов

    Характер конфликтогена Форма проявления
    Прямое негативное отношение Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм
    Снисходительное отношение Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание
    Хвастовство Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах
    Менторские отношения Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения
    Нечестность и неискренность Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека
    Нарушения этики Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т. п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека
    Регрессивное поведение Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания

    Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следующим образом:

    КС, + КС2 + ... + КСп = КФ, при этом п > 2

    Словами эту формулу можно выразить так:

    Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту.Конфликты, возникающие по третьей формуле, условно будем называть конфликтами типа В. Разрешение таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.

    Б. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИХОТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

    Самосознание, разум и воображение разрушили «гармонию», свойственную животному существованию. Их появление превратило человека в аномалию, в причуду Вселенной. Он часть природы, субъект ее физических законов, неспособный изменить их, и все же он выходит за пределы остальной природы. Он обособлен, будучи в то же время и частью; он бездомен и при этом прикован к дому, который он делит с другими творениями. Заброшенный в этот мир, в место и время, которых не выбирал, он оказывается выброшенным из мира опять же не по своей воле. Осознавая себя, он ясно понимает свою беспомощность и ограниченность своего существования.

    Он предвидит свой собственный конец: смерть. Никогда он не бывает свободен от дихотомии своего существования: он не может избавиться от своего ума, даже если б и захотел; он не может избавиться от своего тела, пока жив, - и это тело заставляет его хотеть жить.

    Разум, счастливый дар человека - и его проклятие; он заставляет его вечно трудиться над разрешением неразрешимой дихотомии. В этом отношении человеческое существование отлично от существования всех других организмов; оно полно постоянной и неустранимой неустойчивости. Человеческая жизнь не может «проживаться» по образцу, заданному родом: человек должен жить сам. Человек - единственное животное, которое может скучать, быть недовольным, чувствовать себя изгнанным из рая. Человек - единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему, которую он должен разрешить и которой он не может избежать. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет хозяином природы и хозяином самому себе.

    Возникновение разума породило для человека дихотомию, принуждающую его вечно стремиться к новым решениям. Динамизм человеческой истории порожден наличием разума, побуждающего человека развиваться и тем самым творить собственный мир, в котором он может чувствовать себя в согласии с собой и со своими ближними. Каждая достигнутая им стадия оставляет его неудовлетворенным и озадаченным, и сама эта озадаченность вынуждает его к новым решениям. У человека нет врожденного «стремления к прогрессу»; противоречивость его существования - вот что заставляет человека продолжать путь, на который он вступил. Утратив рай, единство с природой, он стал вечным странником (Одиссей, Эдип, Авраам, Фауст); он вынужден идти вперед и вечно стараться сделать неизвестное известным, ответами заполняя пробелы в своем знании. Он должен давать себе отчет о самом себе и о смысле своего существования. Он вынужден преодолевать свой внутренний разлад, мучимый жаждой «абсолюта», другого вида гармонии, способной снять проклятие, отделившее человека от природы, от ближних, от самого себя.

    Этот разлад в человеческой природе ведет к дихотомиям, которые я называю экзистенциальными, потому что они коренятся в самом существовании человека; это противоречия, которые человек не может устранить, но на которые он может реагировать различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

    Основная экзистенциальная дихотомия - дихотомия жизни и смерти. Тот факт, что предстоит умереть, - неотменим для человека. Человек осознает этот факт, и само это осознание глубоко влияет на его жизнь. Но смерть остается абсолютной противоположностью жизни, чуждой и несовместимой с переживанием жизни. Все знание о смерти не отменит того, что смерть - не составная часть жизни, и нам ничего не остается, как принять сам факт смерти; сколько б мы ни беспокоились о нашей жизни, она закончится уничтожением. «Все, что человек имеет, он отдаст за свою жизнь», и «мудрый человек, - как говорит Спиноза, - думает не о смерти, а о жизни». Человек пытался отрицать эту дихотомию путем идеологий, например путем христианской концепции бессмертия, которая, приписывая душе бессмертие, отрицает трагический факт, что человеческая жизнь кончается смертью.

    Смертность человека ведет к другой дихотомии: хотя каждое человеческое существо является носителем всех человеческих возможностей, короткая протяженность жизни человека не допускает полной их реализации даже при самых благоприятных обстоятельствах. Только если бы время жизни индивида было тождественно времени жизни человечества, он мог бы участвовать в человеческом развитии, происходящем в историческом процессе. Человеческая жизнь, начинаясь и заканчиваясь некоей случайной точкой в процессе эволюции рода, вступает в трагический конфликт с индивидуальным требованием реализации всех возможностей. Человек имеет, мягко говоря, смутное представление о противоречии между тем, что он мог бы реализовать, и тем, что он действительно реализует. И здесь идеологии опять же стремятся примирять или отрицать данное противоречие, внушая, что жизнь продолжается и после смерти или что данный исторический период и является окончательным и венчающим достижением человечества. А есть идеология, утверждающая, что смысл жизни нужно искать не в полнейшей ее реализации, а в социальном служении и социальных обязанностях; что развитие, свобода и счастье индивида подчинены или даже не идут в сравнение с благополучием государства, общности или как там еще можно символизировать вечную власть, трансцендентную индивиду.

    Человек одинок и в то же время связан с другими. Он одинок в той мере, в какой он уникальное существо, не тождественное никому и осознающее себя отдельной особью. Он одинок, когда ему предстоит что-то оценить или принять какие-то решения самостоятельно, силой своего разума. И все же он не может перенести одиночества, обособленности от ближних. Его счастье зависит от чувства солидарности с ближними, с прошлыми и будущими поколениями.

    От экзистенциальных дихотомий коренным образом отличаются многочисленные исторические противоречия индивидуальной и социальной жизни, не являющиеся необходимой частью человеческого существования, а созданные человеком и разрешимые или в тот же период, когда возникли, или в более поздний период человеческой истории. Современное противоречие между избытком технических средств материального обеспечения и невозможностью использовать их исключительно для мира и благополучия людей - разрешимо; это противоречие не необходимое, а обусловленное недостатком у человека мужества и мудрости. Институт рабства в Древней Греции может служить примером условно неразрешимого противоречия, разрешение которого оказалось достигнуто только в более поздний период истории, когда была создана материальная основа для равенства людей.

    Различение экзистенциальных и исторических дихотомий имеет большое значение, так как их смешение ведет к далеко идущим последствиям. Те, кто был заинтересован в сохранении исторических противоречий, горячо доказывали, что это экзистенциальные и, значит, неотменимые дихотомии. Они пытались уверить человека, что «чему быть, того не миновать», и человек, мол, должен смириться со своей трагической судьбой. Но этой попытки смешать два данных типа противоречий было недостаточно, чтобы удержать человека от стремления разрешить их. Одно из характерных свойств человеческого ума в том, что, сталкиваясь с противоречием, он не может оставаться пассивным. Ум приходит в движение с целью разрешить противоречие. Всем своим прогрессом человек обязан этому факту. Чтобы помешать человеку действенно реагировать на осознанные им противоречия, нужно отрицать само наличие этих противоречий. Примирять и таким образом отрицать противоречия - это в индивидуальны жизни функция рационализаций, а в социальной жизни функция идеологий (социально заданных рационализаций). Однако если бы человеческий ум мог удовлетворяться только рациональными ответами, истиной, такие идеологии остались бы неэффективными. Но это еще одно из характерных свойств ума - признавать истиной идеи, разделяемые большинством членов данной культуры или постулируемые могущественными авторитетами. Если примирительные идеологии поддержаны единомыслием или авторитетом, человеческий ум поддается им, хотя сам человек и не обретает полного покоя.

    Человек может реагировать на исторические противоречия, устраняя их своей собственной деятельностью, но он не может устранить экзистенциальные противоречия, притом, что он может реагировать на них по-разному. Он может умиротворять свой ум утешительными и примирительными идеологиями. Он может пытаться бежать от своего внутреннего беспокойства, погружаясь без остатка в удовольствия или дела. Он может пытаться отменить свою свободу и превратить себя в инструмент внешних сил, топя в них свое Я. Но он остается неудовлетворенным, тревожным и беспокойным. Есть только одно решение проблемы: посмотреть в лицо истине, осознать свое полное одиночество и предоставленность самому себе во Вселенной, безразличной к судьбе человека, признать, что вне человека нет силы, способной за него разрешить его проблемы. Человек должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными силами он может придать смысл своей жизни. Но смысл не означает успокоенности: более того, тяга к успокоенности препятствует поиску смысла. Неуспокоенность является тем самым условием, которое побуждает человека раскрывать свои силы. Если он посмотрит в лицо истине без паники, то поймет, что в жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно; и только постоянная включенность, активность и настойчивость могут уберечь нас от неудачи в единственной стоящей перед нами задаче - задаче полного развития наших сил в пределах, заданных законами нашего существования. Человек никогда не перестанет озадачиваться, хотеть знать и ставить новые вопросы. Только если он осознает человеческую ситуацию, дихотомии, присущие его существованию, и свою способность раскрыть свои силы, он будет в состоянии успешно решить эту свою задачу: быть самим собой и для себя, и достичь счастья путем полной реализации дара, составляющего его особенность, - дара разума, любви и плодотворного труда.

    Рассмотрев экзистенциальные дихотомии, свойственные человеческому существованию, мы можем вернуться к сделанному в начале этой главы заявлению, что рассмотрение человеческой ситуации должно предшествовать рассмотрению личности. Смысл этого заявления может быть прояснен, если сказать, что психология должна основываться на антропологическо-философской концепции человеческого существования.

    Самой поразительной особенностью человеческого поведения является демонстрируемая человеком огромная глубина страстей и влечений. Фрейд глубже кого бы то ни было осознавал этот факт и пытался объяснить его в терминах механистически-натуралистского мышления своего времени. Он полагал, что и те страсти, в которых отсутствует явное выражение инстинкта самосохранения и сексуального инстинкта (или в позднейшей его формулировке - инстинкта Эроса и инстинкта Смерти), являются, тем не менее, всего лишь более скрытыми и усложненными проявлениями именно этих инстинктивно-биологических влечений. Но, будучи блестящими, эти доводы недостаточно убедительны, чтобы опровергнуть тот факт, что большую часть человеческих страстных влечений невозможно объяснить силой инстинктов. Даже при полном удовлетворении голода, жажды и сексуальных влечений «он», человек, не удовлетворен. В противоположность животному, у человека самые непреодолимые проблемы этим не разрешаются, а с этого только начинаются. Он стремится к власти, или к любви, или к разрушению, он рискует своей жизнью ради религиозных, политических или гуманистических идеалов, и эти стремления как раз и составляют то, что определяет и характеризует особенность человеческой жизни. И правда, «не хлебом единым жив человек». Эта истина, кроме фрейдовского механистически-натуралистского объяснения, имеет и другое толкование: что человеку врождены религиозные потребности, которые невозможно объяснить из его естественного существования, а нужно объяснить чем-то трансцендентным, ибо они имеют сверхъестественное происхождение. Однако в таком допущении нет нужды, поскольку данный феномен вполне объясним, если полностью понять человеческую ситуацию.

    Дисгармония человеческого существования порождает потребности, выходящие далеко за пределы животных потребностей человека. Эти потребности выражаются в настойчивом стремлении восстановить единство и равновесие между человеком и остальной природой. Человек делает попытку восстановить это единство и равновесие прежде всего мысленно, конструируя всеобъемлющую ментальную картину мира, служащую системой координат, из которой он может извлечь ответ на вопрос, где его место и что ему делать. Но такой мысленной системы недостаточно. Если бы человек был только лишенным телесности интеллектом, его цель достигалась бы созданием исчерпывающей мысленной системы. Но поскольку он существо, наделенное не только умом, но и телом, ему приходится реагировать на дихотомию своего существования не только мыслью, но и жизнью, чувствами и действиями. Ему приходится стремиться к переживанию единства и общности во всех сферах бытия, чтобы найти новое равновесие. Поэтому всякая удовлетворительная система ориентации подразумевает, что во всех сферах человеческих усилий действия слагаются не только из интеллектуальных элементов, но и из элементов чувств и ощущений. Ревностное служение цели или идее, или трансцендентной человеку силе, такой, как Бог, является выражение этой потребности в полноте бытия.

    Ответы на человеческую потребность в ориентации и поклонении значительно разнятся по содержанию и форме. Существуют примитивные системы, такие, как анимизм и тотемизм, в которых ответы на человеческие поиски смысла представлены предметами природы или предками. Существуют нетеистические системы, подобные буддизму, которые обычно называют религиозными, хотя в своей первоначальной форме они не имели понятия Бога. Существуют философские системы, подобные стоицизму, и монотеистические религиозные системы, которые дают ответ на человеческие поиски смысла при помощи понятия Бога. При рассмотрении этих различных систем мы сталкиваемся с терминологическими проблемами. Можно было бы назвать все эти системы религиозными, если бы не тот факт, что по историческим причинам слово «религиозная» отождествляется с теистической системой, системой, ставящей в центр Бога, и мы попросту не имеем в нашем языке слова, общего и для теистических и для нетеистических систем, т. е. для всех систем мысли, пытающихся дать ответ на человеческие поиски смысла и на стремление человека придать смысл своему существованию. За отсутствием лучшего слова я поэтому называю такие системы «системами ориентации и поклонения».

    Однако я хочу особо подчеркнуть, что существует много других влечений, считающихся вполне светскими, но, тем не менее, берущих начало в той же потребности, из которой возникают религиозные и философские системы. Давайте посмотрим, что мы наблюдаем в наше время. Мы видим в нашей культуре миллионы людей, поклоняющихся успеху и престижу. Мы уже видели и все еще видим в других культурах фанатичную преданность диктаторским системам захватничества и господства. Мы изумляемся силе таких страстей, которые зачастую даже сильнее стремления к самосохранению. Нас легко вводит в обман светское содержание их целей, и мы объясняем их как следствия сексуальных или других квази-биологических влечений. Но разве не ясно, что сила и фанатизм, с какими люди добиваются этих светских целей, это те же сила и фанатизм, какие мы обнаруживаем в религиях; что все эти светские системы ориентации и поклонения отличаются содержанием, но не основной потребностью, на которую они пытаются предложить ответы? В нашей культуре картина особенно обманчива, потому что большинство людей «верят» в монотеизм, а на деле привержены системам, по существу, более близким тотемизму и идолопоклонству, чем любая из форм христианства.

    Но мы должны сделать вперед еще один шаг. Понимание «религиозной» природы этих смоделированных культурой светских влечений дает ключ к пониманию неврозов и иррациональных влечений. Мы должны признать последние ответами - индивидуальными ответами - на человеческие поиски ориентации и поклонения. Человек, «зацикленный на своей семье», неспособный действовать независимо, фактически поклоняется примитивному культу предков, и единственное отличие между ним и миллионами людей, поклоняющихся предкам, состоит в том, что его система - частная, а не культурно смоделированная. Фрейд признавал связь между религией и неврозом и считал религию формой невроза, а мы приходим к заключению, что невроз следует считать частной формой религии, формой, отличающейся, главным образом, своими индивидуальными, не-моделированными характеристиками. Заключение, к которому мы пришли относительно общей проблемы человеческой мотивации, состоит в том, что, хотя потребность в системе ориентации и поклонения присуща всем людям, частное содержание систем, удовлетворяющих эту потребность, различно. Эти различия являются различиями в ценности; зрелая, плодотворная, разумная личность выберет систему, позволяющую ей быть зрелой, плодотворной и разумной. Личность, чье развитие было блокировано, вынуждена обратиться к примитивным и иррациональным системам, которые в свою очередь продлевают и усиливают ее зависимость и иррациональность. Такая личность остается на том уровне, который человечество в лице его лучших представителей уже миновало тысячи лет назад.

    Поскольку потребность в системе ориентации и поклонения - это одна из основных составляющих человеческого существования, мы может понять силу этой потребности. Да, в человеке нет другого такого могущественного источника энергии. Человек не волен выбирать - иметь или не иметь «идеалы», но он волен выбирать между различными видами идеалов, между поклонением идолу власти и разрушения и поклонением разуму и любви. Все люди - «идеалисты» и стремятся к чему-то еще кроме физического удовлетворения. Они различаются видами идеалов, в которые верят. На самые лучшие, но также и на самые сатанинские проявления ума человека вдохновляет не плоть, а его «идеализм», его дух. Поэтому релятивистская точка зрения, что само по себе ценно иметь какой-то идеал или какое-то религиозное чувство, - опасна и ошибочна. Мы должны понять, что всякие идеалы, включая и идеалы светских идеологий, служат выражениями одной и той же человеческой потребности, и мы должны оценивать их по их отношению к истине, по степени их способствования раскрытию человеческих сил и по уровню реальности их ответов на потребность человека в равновесии и гармонии с миром. Итак, повторим, что понимание человеческой мотивации должно проистекать из понимания человеческой ситуации.

    2. ЛИЧНОСТЬ

    Люди похожи, ибо всем нам досталась одна человеческая ситуация с ее экзистенциальными дихотомиями; люди уникальны, ибо каждый по-своему разрешает свою человеческую проблему. Само бесконечное разнообразие личностей характерно для человеческого существования.

    Под личностью я понимаю целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Различие между врожденными и приобретенными свойствами, в целом, синонимично различию между темпераментом, талантами и всеми конституционно заданными психическими свойствами, с одной стороны, и характером - с другой. В то время как различия в темпераменте не имеют этического значения, различия в характере образуют реальную проблему этики; они свидетельствуют об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Чтобы избежать путаницы, распространенной при употреблении терминов «темперамент» и «характер», мы начнем с краткого рассмотрения темперамента.

    Пытаясь преодолеть ограниченности биологического и социального

    подходов к человеку, Фромм предложил видение человеческой сущности как

    структуры фундаментальных противоречий, названных им

    “экзистенциальными дихотомиями”. Основная экзистенциональная дихотомия

    – дихотомия жизни и смерти. Человек является частью природы, он – животное

    и тем самым подчиняется законам природы; вместе с тем он вышел за пределы

    собственно природного мира благодаря возникновению у него самосознания,

    разума, воображения. Тело человека заставляет его хотеть жить, а разум

    позволяет ему предвидеть собственный конец, что обрекает человека на

    двойственное, противоречивое существование. “Человек – единственное

    животное,– пишет Фромм, – для которого собственное существование

    составляет проблему, которую он должен разрешить и которой он не может

    избежать. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с

    природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет

    хозяином природы и хозяином самому себе”1. Необходимость вновь и вновь

    разрешать противоречия своего существования, находить более высокие формы

    единства с природой, с другими людьми и самим собой – вот источник всех

    душевных сил, движущих человеком, источник его страстей, которые уходят

    корнями в целостную структуру человеческого бытия.

    Что же следует из постулата об экзистенциональных дихотомиях

    человека? Если Фрейд считал, что либидо является основной силой, движущей

    человеческими желаниями, то Фромм исходит из того, что наиболее мощные

    1 Фромм Э. Человек для себя. Минск: Издатель В.П. Ильин, 1997. – С. 40

    силы, определяющие характер поведения человека, берут начало в

    социокультурных условиях его существования. В то время как тело требует

    удовлетворение животных потребностей, разум и совесть ориентируют

    человека на стандартизированную систему культурных образцов, которые есть

    в любом обществе. Они составляют собственно человеческие потребности. В

    разных культурах они могут быть специфическими. Но их общей основой для

    всего человеческого рода является необходимость единения, приобщения к

    деятельности других людей, сопричастности с себе подобными, в том числе с

    прошлыми и будущими поколениями.

    Даже при полном удовлетворении биологических потребностей человек не

    удовлетворен. Более того, в противоположность животному с этого момента у

    человека начинаются самые непреодолимые проблемы – он стремится к власти

    или к любви, созиданию или разрушению, ради религиозных или политических

    идеалов рискует собственной жизнью.

    На экзистенциональные дихотомии каждый индивид дает свой ответ,



    ищет свой путь сопричастности с другими людьми, с миром в целом. Человек

    может вообще отрицать (но не уничтожить!) эту дихотомию путем обращения к

    религии – христианская вера приписывает душе бессмертие, отрицая тем самым

    факт, что человеческая жизнь кончается смертью. Он может обратиться к

    идеологиям, которые также стремятся примирить или отрицать данную

    дихотомию. Например, в советское время господствующая идеология

    утверждала, что смысл жизни в социальных обязанностях индивида перед

    государством и коллективом, именно им подчинены развитие свободы и счастье

    человека. Культивировавшаяся преданность жизни “идеалам коммунизма”,

    “вождям” народа зачастую достигала таких страстей, которые превосходили

    стремление к самосохранению.

    Фромм отмечает несколько типичных возможных ориентаций по

    разрешению дисгармонии человеческого существования. Так, человек может

    попытаться приобщиться к миру подчиняясь отдельной личности, социальной

    группе, организации, Богу (мазохистская тенденция: человек испытывает

    удовлетворение от причиняемых ему моральных или физических страданий).

    Сопричастности человек может достичь и при помощи власти над миром,

    посредством господства над другими людьми (садистская тенденция –

    получение удовлетворение от страданий других). Человек, движимый

    социальным мазохизмом или садизмом, как считает социолог, останется

    неудовлетворенным, тревожным и беспокойным, ибо нет предела для

    отмеченных стремлений, и в конечном итоге они приводят к крушению его

    индивидуальности: он попадает в зависимость от тех, кому подчиняется или над

    кем господствует.

    Есть только одно решение проблемы: человек должен принять на себя

    ответственность за самого себя. Только полагаясь на собственные силы, он

    может придать смысл своей жизни, став самим собой и для себя.

    Другой экзистенциональной дихотомией, по Фромму, является

    укорененность в противовес кровосмешению. Социолог считал, что в человеке

    идет борьба, с одной стороны, между глубоким и сильным стремлением не

    разрывать природные узы, прежде всего не покидать сферу материнской

    защиты, а с другой – поиском новых человеческих корней. Функции

    укорененности и безопасности, которые дает связь с матерью, у взрослого

    человека начинают выполнять семья, род, коллектив, нация, государство,

    церковь и тем самым реализуется потребность в помощи и сердечном тепле.

    Как известно, эту потребность Фрейд объяснял сексуальным влечением

    ребенка к матери и его особым отношением к отцу, выражавшимся в

    подчинении и бунте, что в итоге вело к формированию моральных принципов и

    совести отцовского типа. Фромм же полагал, что существует совесть не

    только отцовского, но и материнского типа2 . Причем по мере взросления

    человека его совесть становится все более независимой от этих изначальных

    Однако не всякий человек может освободиться от уз крови и земли.

    Освобожденный от традиционных связей, напуганный свободой, человек может

    прибегнуть к новому идолопоклонству. Наиболее ярко, считает социолог, это

    выражается в национализме и расизме, в культе государства и вождей. Человек,

    как правило, не осознавая того, начинает судить о членах своего клана и

    “чужаках”, исходя из разных критериев. Фромм замечает: “Все, кто не

    относится к числу “своих” по узам крови и земле (выраженным в общности

    языка, обычаев, пищи, песен и т.д.) вызывают подозрение, и достаточно

    малейшего повода, чтобы они стали объектом параноидального бреда. Такая

    кровосмесительная фиксация отравляет отношение индивида не только к

    чужим, но и к членам его собственного клана, к самому себе. Человек, не

    освободившийся от уз крови и земли, не родился ещё в полной мере как

    человеческое существо; его способность к любви и разуму искалечена”3.

    Любовь: единение человека с миром

    По Фромму, существует лишь один путь единения человека с миром,

    который позволяет ему сохранять и развивать свою индивидуальность, быть

    самим собой и для себя – любовь. “Любовь – это объединение с кем-либо или

    чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и

    целостности своего собственного “Я”. Это переживание причастности и

    общности, позволяющее человеку полностью развернуть свою внутреннюю

    активность. Переживание любви делает ненужными иллюзии. Отпадает

    потребность преувеличивать значение другого человека или свою собственную

    значимость”4.

    Любовь как выражение человеческой солидарности может проявляться в

    самых различных сферах жизни. В области мышления она выражается в

    разумном постижении мира; в области действия – в созидательном труде; в

    области чувств – в единении в другим человеком, со всеми людьми или

    природой при сохранении своей индивидуальности, свободы и целостности.

    Дилемма: созидать или разрушать

    Ответом на экзистенциональные дихотомии могут стать созидательность

    или разрушительность в действиях людей. Человек один осознает себя

    существом сотворенным без его согласия и желания. Но его разум и

    воображение движут настоятельной потребностью выйти за пределы этого

    пассивного, ограниченного состояния и стать творцом собственной жизни. В

    акте творчества человек поднимается над пассивностью и случайностью своего

    2 См.: Фромм Э. Здоровое общество. В кн.: Психоанализ и культура. М.: Юристъ, 1995. –

    3 Там же. С. 320

    4 Там же. С. 299

    существования как животного. Созидание предполагает вступление человека в

    царство целеустремленности и свободы, где он создает необходимые ему

    материальные и духовные ценности и тем самым преодолевает ограниченность

    своего существования. Но уничтожение, разрушение жизни также дает

    возможность человеку выйти за пределы своего существования. В акте

    разрушения человек так же ставит себя над жизнью. В стремлении преодолеть

    собственную ограниченность человек всегда оказывается перед дилеммой: либо

    созидать, либо разрушать.

    В трактовке созидательности и разрушительности Фромм переосмыслил

    многие фрейдистские положения. Напомним, согласно Фрейду,

    деструктивность обусловлена инстинктивными влечениями человека и могла

    лишь менять свою направленность – по отношению к себе или по отношению к

    другим. Фромм считает, что это положение противоречит фактам и выявил

    другие корреляции: “Мы не обнаруживаем глубокой деструктивности по

    отношению к другим у тех, у кого мало враждебности по отношению к самим

    себе; и наоборот, мы видим, что враждебность к себе и враждебность к другим

    результате блокировки плодотворной энергии”6.

    Фромм показал, что в отличие от “органических влечений” Фрейда,

    которые постоянны и существуют сами по себе, созидание и разрушение,

    коренящиеся в природе человека, могут проявлять себя по-разному и характер

    их взаимодействия обусловлен социокультурными факторами. “Созидание и

    разрушение, любовь и ненависть не являются инстинктами, существующими

    независимо друг от друга, – пишет он. – И то и другое служит ответом на одну

    и ту же потребность преодолеть ограниченность своего существования, и

    стремление к разрушению неизбежно возникает в тех случаях, когда не

    удовлетворяется стремление к созиданию. Удовлетворение потребности в

    созидании ведет к счастью, разрушительность – к страданию, и больше всех

    страдает сам разрушитель”7.