Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Как приготовить тортилью
  • Что такое зож. Формирование здорового образа жизни школьников как основа профилактики хронических заболеваний

    Что такое зож. Формирование здорового образа жизни школьников как основа профилактики хронических заболеваний

    Все больше россиян в вопросе заботы о здоровье переходят от слов к делу. С 2013 года диспансеризацию в поликлиниках по месту жительства прошли уже более 75 млн граждан. Многие для того, чтобы оценить базовые показатели состояния своего организма и выявить факторы риска развития неинфекционных заболеваний, обращаются в Центры здоровья, созданные во всех регионах России. Тенденция к повышению ответственности граждан не может не радовать. «Врач должен заниматься просвещением, а трудиться над обретением своего здоровья должен сам человек», — приводит слова знаменитого древнегреческого врача Гиппократа заслуженный работник здравоохранения РФ, главный специалист по медицинской профилактике Уральского федерального округа и министерства здравоохранения Свердловской области Светлана Глуховская. Она рассказала о том, как региональные медицинские учреждения и ведомства совместно с другими организациями помогают россиянам сохранить и укрепить здоровье.

    - Как строится система медицинской профилактики в вашем регионе?

    — Она создана в соответствии с новым порядком, утвержденным Министерством здравоохранения Российcкой Федерации. Специалисты, которые занимаются вопросами профилактики, работают во всех медицинских учреждениях первичного звена здравоохранения области. В поликлиниках, где обслуживаются более 20 тысяч человек, открыты отделения профилактики. Если в медицинском учреждении меньше пациентов, там действует кабинет медицинской профилактики.

    Кроме того, на территории Свердловской области функционируют 19 взрослых и 6 детских Центров здоровья. Их задача — проведение скрининга, раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их возникновения. В первую очередь речь идет о четырех группах болезней, которые в совокупности являются причиной около 80% всех смертей: сердечно-сосудистые, злокачественные новообразования, бронхо-легочные заболевания, а также сахарный диабет.

    Также в нашем регионе действуют два крупных учреждения соответствующей направленности: Центр медицинской профилактики города Екатеринбурга и Свердловский областной центр медицинской профилактики, которым я руковожу 16 лет.

    Мы вместе с врачами и средним медицинским персоналом плечом к плечу работаем на ниве профилактики. Основная задача, которую мы перед собой ставим: просвещать людей, обучать, направлять и мотивировать их к заботе о своем здоровье.

    - Что Вы считаете самым главным в вопросе профилактики хронических неинфекционных заболеваний?

    — Принцип межведомственного взаимодействия. Надо отметить, что благодаря координирующей роли Министерства здравоохранения России и ГНИЦ профилактической медицины этот подход к профилактике во всех регионах России сегодня единый. Уральский федеральный округ и Свердловская область не исключение. Наш регион внес посильный вклад в формирование самой концепции профилактики ХНИЗ. Мы с гордостью вспоминаем 2014 год, когда в Екатеринбурге состоялось всероссийское совещание, которое проводила министр здравоохранения России Вероника Скворцова. Тогда перед нами была поставлена задача — создать единую региональную модель по профилактике неинфекционных заболеваний, где основным принципом является межведомственное взаимодействие.

    Мы акцентировали внимание на оценке факторов риска развития заболеваний — для того, чтобы помочь человеку предупредить болезнь. В частности, мы обратили внимание на такие поведенческие факторы, как курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание и многое другое. Все выводы специалистов были использованы Минздравом России при разработке очень важного документа — «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний до 2025 года». Документ был обсужден на круглых столах со специалистами разных заинтересованных ведомств и в ближайшее время должен быть внесен в Госдуму.

    - Как межотраслевое взаимодействие осуществляется в вашем регионе?

    — В Свердловской области, так же как во всех регионах Уральского федерального округа, работает межведомственный координационный совет по профилактике хронических неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни. В совет входят все заинтересованные министерства и ведомства, в том числе общественные, и отдельно надо отметить пациентские организации, которые занимаются вопросами охраны здоровья и оказывают нам колоссальную поддержку. Заседания совета проводятся два раза в год, но его рабочая группа трудится в постоянном режиме. Руководит координационным советом первый заместитель председателя правительства Свердловской области Владимир Александрович Власов.

    - В области реализуется концепция единой профилактической среды. Расскажите об этом подробней.

    — Формирование здорового образа жизни, действительно, требует создания единой профилактической среды. Мало научить человека вести здоровый образ жизни и заниматься профилактикой — надо предоставить ему для этого условия. В частности, повсеместно должны работать спортивные секции и бассейны. Или, например, курение, употребление алкоголя, фастфуд и другие нездоровые привычки не должны пропагандироваться в масс-медиа и культурной среде в широком смысле слова. Важно отметить и то, что здоровый образ жизни формируется в семье, а также вучреждениях образования, начиная от детского сада и заканчивая высшими учебными заведениями. Поэтому наша просветительская работа не ограничивается стенами медицинских учреждений, а направлена также на семью и образовательные организации. Так, в школах и детсадах проводятся физкультурные паузы, в расписании этих учреждений — три урока физкультуры в неделю. Также в школах дети пишут сочинения на тему «Мой полезный завтрак» или, например, «Моя семья ведет здоровый образ жизни. Так ли это?». Хорошо развито волонтерское движение школьников и студентов. Этим активно занимаются детские Центры здоровья, которые привлекают подростков для популяризации здорового образа жизни.

    Мы хорошо понимаем, что к формированию такого образа жизни имеют отношение региональные власти, а также Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики, Министерство культуры и Министерство социальной защиты населения, и взаимодействуем с ними.

    - Вы можете привести примеры этого взаимодействия?

    — Например, сейчас мы через Союз промышленников и предпринимателей Свердловской области обращаемся к работодателям, чтобы они предоставляли работнику день на прохождение диспансеризации. И они начали отпускать, хотя вопрос все еще требует решения на законодательном уровне.

    Также в школах и других образовательных учреждениях мы регулярно проводим уроки здоровья. Кроме того, у нас уже восемь лет проходит Уральский конгресс по здоровому образу жизни, в котором принимают участие более 2 тысяч человек со всей России — медики, законодатели, представители органов исполнительной власти, педагоги, работники социальной сферы, спортсмены и т.д. На этом мероприятии мы подводим итоги международного студенческого конкурса «Здоровьесбережение в образовательном процессе», который проводит Уральский федеральный университет совместно со своими международными партнерами.

    Какие еще нездоровые привычки — факторы риска развития неинфекционных заболеваний Вы хотели бы отметить, и как в регионе с ними борются?

    — Универсальный фактор риска — курение. И самое удивительное то, что этот фактор устранить легче всего. Для этого нужна воля самого человека и зачастую помощь врача. В Свердловской области этому фактору риска уделяется огромное внимание. Так, в течение девяти лет у нас работает уникальная технология — «Школа для желающих бросить курить». Сейчас на территории области работают 53 такие школы. Знакомиться с их опытом приезжали даже представители Всемирной организации здравоохранения. Технология была признана эффективной — через год не курят 36,5% обратившихся. Это очень высокие цифры. Кроме того, в каждом отделении или кабинете медпрофилактики мы оказываем помощь желающим бросить курить. Совершенно очевидно, что курящий медработник вряд ли будет хорошим помощником в этом вопросе. Поэтому мы совместно с общественной организацией Центром охраны здоровья студентов, который работает при Уральском медицинском университете, выиграли грант у Лиги здоровья наций, который называется «Медицина без табака». Это очень интересный проект, который дал возможности более чем полутора тысячам медработникам бесплатно и качественно бросить курить. Эффективность этого проекта тоже высокая — от курения отказались 29% его участников и 20% уже год как не курят. Кроме того, сейчас во многих лечебных учреждениях введена система поощрений для тех, кто бросил курить. У нас даже был реализован проект «Брось курить и выиграй», когда отказавшиеся от вредной привычки поощрялись путевкой в местный санаторий, денежными призами и подарками. Сейчас мы с коллегами — главными специалистами по медицинской профилактике УрФО готовим проект «Мама не кури», который рассчитан на женщин фертильного возраста. Могу отметить и такие успешные наши кампании как «Брось курить, вставай на лыжи!» и «Марафон здоровья».

    Еще один фактор риска — недостаточное потребление овощей и фруктов. Есть такое правило — чтобы питание считалось здоровым, надо потреблять пять порций овощей или фруктов ежедневно. Чтобы донести эту информацию до населения, в Екатеринбурге была проведена пиар-кампания, которая использовала принцип скрытой интриги. Вначале на билбордах в центре города появилась надпись «ЕЖЕДНЕВНО ПЯТЬ РАЗ», а через три месяца она была дополнена фразой «Ежедневно пять раз овощи и фрукты в твоей тарелке».

    Важно отметить, что снижение качества жизни с возрастом связано не только с физическими недомоганиями, но со снижением у пожилых людей социальной роли, которую они играют в семье и обществе. Это утверждение явилось одним из выводов эпидемиологического исследования, которое наш областной центр медицинской профилактики провел совместно с кафедрой семейной медицины Уральского государственного медицинского университета. Учитывая это обстоятельство, повсеместно в Свердловской области были организованы клубы здоровья «50+», клубы компьютерной грамотности и социального туризма. Министерство социальной защиты совместно с медиками активно развивает не только клубную работу, но и привлечение людей пожилого возраста к просветительской деятельности. По такому же принципу как и среди молодежи — «равный обучает равного».

    - Но ведь существуют и биологические факторы риска. Расскажите о них?

    Диспансеризация, которая идет в России уже четыре года, нацелена на раннее выявление не только заболеваний, но и таких биологических факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний как повышенные артериальное давление, уровень холестерина и сахара крови, избыточная масса тела и ожирение.

    В Свердловской области в последние годы лидируют болезни сердечно-сосудистой системы. Чаще всего у пациентов выявляют артериальную гипертензию, избыточную массу тела и ожирение. Хочу сказать, что тонометр и весы — это приборы, которые должны быть в каждом доме. Даже если ты молод и у тебя никогда не было проблем с давлением, хотя бы раз в год нужно его измерять. Потому что повышенное артериальное давление может никак себя не проявлять. Человек, оказываясь на больничной койке с инсультом или инфарктом, задает вопрос себе или врачу: почему это случилось именно со мной, ведь у меня ничего не болело? Чаще всего причина кроется в хронически повышенном артериальном давлении. А всего-то надо было регулярно измерять давление, обратиться вовремя к врачу и следовать его советам.

    Серьезным фактором риска, на который мы не можем повлиять, является наследственность. Поэтому каждый культурный человек должен знать не только свое генеалогическое древо, но и быть осведомленным, по какой причине умирали в работоспособном возрасте его ближайшие родственники. Это касается не только сердечно-сосудистых заболеваний, но и злокачественных новообразований. Для людей, входящих в группу риска, надо еще более тщательно соблюдать правила профилактики. Не подвергать кожу интенсивному загару, регулярно проходить онкоскрининг в рамках диспансеризации, который абсолютно бесплатный для людей любого возраста и построен на принципе доказательной медицины. Вообще, в том, что касается онкопатологии, у людей часто канцерофобия превалирует над реальной угрозой развития рака. И человек боится обследоваться и лечиться, убегает от официальной медицины к «народным целителям», тем самым отодвигая реальное спасение. Утверждаю, что уровень оказания медицинской помощи при злокачественных новообразованиях в Свердловской области крайне высок. Благодаря профилактике за последние три года резко снизилась так называемая «годичная летальность» (смерть от злокачественных новообразований в лечебном учреждении) и повысился показатель пятилетней выживаемости даже в случаях рака третьей и четвертой стадии.

    - Большая роль в системе профилактической медицины отведена Центрам здоровья. Они популярны у населения?

    — В начале были не очень. Представьте ситуацию: сидит себе дома здоровый человек и думает «А не пойти ли мне обследоваться в больницу, пока ничего не болит?». Многим это казалось казуистикой. И думали, что Центры здоровья, открытые по всей России, не будут востребованы. Сегодня, по прошествии шести лет работы Центров здоровья в Свердловской области, уверенно могу сказать: Центры здоровья как профилактическая технология востребована и популярна среди населения. Причина этому — соблюдение уважения к посетителю, отсутствие очередей, прием по предварительной записи, а самое главное — встреча с новым типом врача, который еще до встречи с пациентом осведомлен обо всех его физиологических и поведенческих особенностях (благодаря локальной компьютерной сети) и сразу готов к профилактическому консультированию, не тратя время на изучение так называемой «истории болезни». Профилактическое консультирование позволяет врачу вместе с пациентом подобрать индивидуальную программу оздоровления и отслеживать ее выполнение в течение года.

    Для привлечения пациентов в Центры здоровья министерство здравоохранения Свердловской области уже второй год проводит акцию «Марафон здоровья», суть которой заключается в том, что пациенты, которые сами прошли обследование в Центре здоровья и привели туда свои команды, участвуют в розыгрыше призов, главный из которых — путевка в санаторий.

    Благодаря включению в систему обязательного медицинского страхования диспансеризации и развитию системы профилактической медицины в целом, к 2025 году планируется снизить показатель смертности от неинфекционных заболеваний на 25%. Вы считаете это реально?

    — Это очень непростая задача. Но специалисты службы медицинской профилактики настроены и готовы к ее выполнению. Нам крайне нужна помощь всех институтов и общества, и самое главное — ответственность за свое здоровье и настроенность пациента на взаимодействие с врачом и тщательное выполнение его рекомендаций. Насильно осчастливить никого нельзя. Медики готовы! Дело за каждым человеком. Присоединяйтесь!

    Каждый из нас мечтает долгое время оставаться молодым, красивым и здоровым. Но не каждый хочет прилагать к этому какие-то усилия. Специалисты считают, что в жизни любого человека должен быть внедрен определенный комплекс процедур – так называемая программа профилактики здорового образа жизни, способная сохранить и продлить жизнь. Но если присмотреться ко всем этим процедурам более конкретно, станет ясно, что не у всех просто найдется время для их выполнения. Но здоровым быть хочется! Поэтому последователи здорового образа жизни определили главные моменты. Выполняя которые, можно оставаться здоровыми и счастливыми. Рекомендации поделены на 4 блока, которые необходимо выполнять с разной периодичностью.

    Ежедневный комплекс процедур


    Во-первых, нужно обязательно завтракать и не только когда есть время, а каждый день, пусть даже вам кажется, что вы не голодны. Женщины, которые свое утро всегда начинают с завтрака, гораздо реже страдают лишним весом. Да и настроение у них обычно лучше, даже в сложный предменструальный период – доказано научными исследованиями. Кроме того, благодаря завтраку вы можете получить необходимую дозу кальция, а это необходимый элемент, если хотите иметь крепкие ногти и зубы.

    Во-вторых, нужно всегда защищать свою кожу от воздействия ультрафиолета, притом не только летом, но и в другое время года. Под воздействием солнца распадается коллаген (вещество, которое отвечает за эластичность, а значит молодость кожи). Да и к тому же, выходя из дома без солнцезащитных средств, мы подвергаемся риску возникновения злокачественных опухолей кожи. Поэтому обязательно, перед выходом из дома, нужно наносить средства с защитой от ультрафиолета на те части тела, которые будут подвержены влиянию солнечных лучей.

    В-третьих, конечно этот совет все знают еще со школы, но, тем не менее: нужно чистить зубы 2 раза в день. Этого будет достаточно, чтобы позаботиться о ваших зубках. И, конечно же, не стоит забывать про флосс. Очень полезным будет в течение дня пользоваться специальными ополаскивателями для ротовой полости: они не только удалят частички пищи с поверхности ваших зубов, но и освежат дыхание.

    В-четвертых, введите в свою жизнь пять минут ежедневного глубокого дыхания. Это самый лучший способ расслабится и снять накопившийся за день стресс. Нужно просто удобно сесть, и пять минут глубоко подышать, так организм насытится необходимым количеством кислорода.

    В-пятых, не забывайте про витамины. Здесь и говорить нечего, просто принимайте поливитаминные комплексы, в составе которых содержится достаточная доза железа.

    В-шестых, выделяйте достаточно времени на сон. Как вы знаете, здоровым считается сон от семи до девяти часов в сутки. Именно такой режим может обеспечить вам здоровье в будущем. Ученые доказали, что маленькое количество сна вызывает расстройство нервной системы.

    Еженедельный комплекс процедур


      Включите спорт в свою жизнь. И здесь не так важно, каким именно видом спорта вы будете заниматься, главное чтоб вы хоть как-то заставляли себя двигаться. Пусть это будет или минут 20 пеших прогулок, или минут 40 бега – все это очень полезно.

      Кушайте рыбу. Свежая рыба насыщает организм нужными жирами и омега-3 кислотами. А они в свою очередь очень хорошо защищают сердце от заболеваний. Обязательно включите в свое меню льняное масло, орехи и суши (особо полезными в них считаются водоросли).

    Обязательно нужно помнить, что здоровье – важнейший дар каждого человека, и что лишь профилактика здорового образа жизни способна обеспечить вам долгую жизнь без болезней.

    Ежемесячный комплекс процедур


      Контролируйте свой вес. Только не думайте, что это означает каждый день кидаться к веса и лихорадочно вписывать в блокнот малейшие изменения на них. Вес – основной показатель состояния вашего здоровья. Обычно женщины чувствуют некую норму, при изменении которой меняется их самоощущение. Если это про вас – просто старайтесь не выходить за рамки такой нормы.

      Фиксируйте в календаре ваш менструальный цикл. Конечно же, вы знаете, что он должен быть регулярным – в идеале. А если он не такой, это может быть свидетельством проблем с женскими органами, в частности с шейкой матки, или гормональными сбоями.

    Ежегодный комплекс процедур


      Сделайте обязательным посещение стоматолога. Это очень важный момент, ведь врач способен выявить не только обычные проблемы типа кариеса, но и куда боле серьезные, такие как рак ротовой полости или поражение костной ткани. Предупредить, намного дешевле, чем лечить.

      Посещайте дерматолога. Кожа – орган, который занимает наибольшую площадь, поэтому именно на ее состоянии, прежде всего, находят свое отражение проблемы с внутренними органами. Поэтому ежегодный осмотр у дерматолога никогда не повредит.

    Здоровый образ жизни.

    Профилактическая работа в школе.

    1. «Правильное питание»

    2. «Здоровое поколение – здоровье нации»

    Профилактика курения.
    Профилактика алкоголизма и наркомании.
    Профилактика СПИДа.
    Основные направления профилактики в школе:
    Анализ анкетирования на тему: «Курение»
    Анализ ситуации по табакокурению
    Анализ анкетирования на тему: «Алкоголь»
    Сравнительный анализ причин употребления и альтернатив употребления наркотиков подростками.
    Анализ анкетирования по вопросам ВИЧ/СПИДа.
    Закон «О предотвращении распространения на территории РФ заболевания, вызываемого ВИЧ

    3. «Твой выбор».

    Заключение.

    Литература.

    Здоровый образ жизни

    Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

    Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

    Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

    Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

    Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей-задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2-3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.

    В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.

    Младший школьный возраст - это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дёти приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.

    Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ

    Работу проводить дифференцированно, без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный

    Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман - это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.

    Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя - из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

    Профилактическая работа в школе

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа» расположена в Ступинском районе Московской области. Школа сельская, поэтому имеет свою специфику, одной из которых является большая роль педагогического коллектива не только в обучении, но и в воспитании, так как родители большей частью работают вне пределов села, возвращаются домой уже поздно и заняты, прежде всего, проблемой зарабатывания денег. Многие современные родители не уделяют достаточного времени общению со своими детьми, не обладают достаточным уровнем психолого-педагогической и правовой культуры. Они не могут оказать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи с родителями.

    Среди населения велика доля равнодушия, нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного близкого, родственника, друга, знакомого.

    В школе обучается 123 чел, неполные семьи – 31, многодетные семьи -8 – 15 чел, опекаемые – 1, малообеспеченные семьи – 37, стоят на ВШУ – 9 чел, неблагополучные семьи, стоящие на учёте КДН и ЗП – 3..

    В антиалкогольной работе школы принимают участие все члены педагогического коллектива, независимо от предмета, который они ведут,- здесь для каждого есть достаточно обширное поле деятельности. Стремимся к расширению социальных связей - подключаем к этой работе родителей учащихся, сотрудников ОДН ГУ ОВД, КДН и ЗП,. специалистов организаций, проводящих профилактическую работу («Оптималист Подмосковья», кризисный центр «Надежда»). Главное – это объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:

    • снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
    • снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом;
    • снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).

    Остановить поток негативных явлений среди подростков, считаем возможным через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.

    Одним из основных направлений деятельности школы является профилактика социально опасных явлений и формирование здорового образа жизни.

    Цель: поднятие престижа нравственных ценностей и здорового образа жизни в подростковой среде.

    В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально опасных явлений, по формированию ЗОЖ среди учащихся и их родителей.

    Администрация школы тесно взаимодействует с различными ведомствами системы профилактики.

    Так, например, в начале каждого учебного года планируется совместная с ОДН ГУ ОВД деятельность по организации профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

    В школе создана система сбора, обработки, хранения информации, в том числе оперативной, по различным категориям учащихся и их семьями, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся и т.д.).

    Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. В самом начале обучения изучаются семьи школьников, выявляются преобладающие в них взгляды на наркотические вещества и особенности «антинаркотического» поведения и воспитания. В результате можно уже заранее предвидеть, кто из школьников может стать своеобразным лидером среди ребят. Начало употребления никотина и алкоголя подростками,- явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины:

    1. воспитание окружающими (обычно взрослыми) у подростка некритического отношения к наркотическим веществам как к естественному, допустимому, желательному и даже необходимому компоненту жизни;
    2. недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, утрата им этой потребности, отчуждение от школы и как итог-переход из школьного коллектива в среду уличных компаний.

    Кроме отсутствия потребности в учебе, существует целый ряд обстоятельств, способствующих приобщению подростка к наркотическим веществам. Общей предпосылкой к отклонениям в поведении в подростковом и юношеском возрасте, в том числе и к такой разновидности наркотизации, как потребление алкоголя, является незрелость личности. В подростковом возрасте чрезвычайно сильны стремление к самоутверждению, как среди сверстников, так и в общении с взрослыми, склонность к подражанию, протесту против опеки старших. Создается ситуация, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в разлнчных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшие. Так же обстоит и с взглядами на наркотические вещества. Подросток поневоле приобщается к доминирующему в его ближайшем окружении отношению к ним.

    Особое внимание уделяется группе учащихся, имеющих отрицательные отклонения в своём поведении. Такие подростки общаются между собой ежедневно, проводя вместе по 6-8 часов.

    Совместно с врачом амбулатории выявляются отклонения в здоровье школьника, в случае необходимости родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту, в том числе и детскому психиатру.

    В процессе сбора первичной информации мы получаем возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на ВШУ, внешнем (ОДН, КДН и ЗП), семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.).

    Имеется положительный опыт организации профилактической работы с учащимися. Действует Совет профилактики. Представители Совета учащихся школы приглашаются на заседания, ведут подшефную работу с неуспевающими детьми. Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение (12 чел - учащиеся 7–11 классов), проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.

    В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе введены программы:

    • «Правильное питание» в объёме 15 часов, за счёт занятий в группе продлённого дня.
    • «Здоровое поколение – здоровье нации» в объёме 12 часов в 5 классе и 8 часов в 6, 7 и 8 классах за счёт уроков ОБЖ, биологии и классных часов.
    • «Твой выбор» в объёме 8 часов в 10 и 11 классах за счёт классных часов.

    Цели:

    • привлечение несовершеннолетних, прежде всего категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности,
    • профилактика всех видов зависимости и пропаганда ЗОЖ
    • сохранение и укрепление здоровья учащихся.
    • привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
    • создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.

    Задачи:

    • снижение уровня заболеваемости учащихся;
    • соблюдение валеологических требований на занятиях;
    • формирование у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни;
    • формирование системы спортивно- оздоровительной работы;
    • проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними на правовые темы,
    • организация совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся,
    • профессиональная ориентация учащихся

    Краткое обоснование

    Статистические данные за последние три года показывают высокую заболеваемость детского населения в с. Ивановское. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

    В работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся принимают участие педагогический состав школы, работники Ивановской амбулатории, ЦГСЭН, организации, проводящие профилактическую работу и родители.

    Ожидаемые результаты

    1. Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
    2. Создание действующей системы работы с социумом села и другими организациями по формированию здорового образа жизни.
    3. Формирование здорового образа жизни в семье.
    4. Разработка и соблюдение валеологических требований на занятиях.
    5. Улучшение организации питания учащихся.
    6. Повышение уровня материально-технического оснащения школы.

    Деятельность по реализации.

    • улучшение материально-технического обеспечения школы
    • использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; диагностика, коррекция и развитие учащихся;
    • соблюдение валеологических требований на занятиях (физкультминутки, подвижные перемены);
    • формирование системы спортивно-оздоровительной работы;
    • контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся;
    • контроль за инфекционными заболеваниями;

    В начальной школе «Правильное питание» проводится в клубный час в группе продлённого дня.

    Хронические заболевания - это заболевания внутренних органов, которыми люди болеют длительное время. Чаще всего излечиться от этих заболеваний невозможно, можно лишь добиться стойкой ремиссии - отсутствие обострений заболевания в течение длительного времени (иногда несколько лет).

    С некоторыми заболеваниями люди рождаются, другие возникают в детском возрасте или во взрослом состоянии из-за недостаточного или несвоевременного лечения острых заболеваний.

    Любое хроническое заболевание требует наблюдения у соответствующего врача-специалиста, соблюдения определенной диеты и образа жизни, возможно длительного приема лекарственных препаратов с индивидуальным подбором и периодической коррекцией дозы принимаемых лекарств.

    Профилактические мероприятия по ЗОЖ с целью профилактики хронических заболеваний ведутся в трех направлениях:

    1) организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями учащихся;

    2) повышение функциональных возможностей растущего организма средствами физической культуры;

    3) дифференцированные режимы в сочетании с лечебными мероприятиями для детей группы риска.

    Все три направления предусматриваются годовым планом работы врача школы, обсужденным на педагогическом совете и утвержденным главным врачом детской поликлиники.

    К сожалению, современные школьники имеют все больше и больше хронических заболеваний. Основной причиной возникновения таких заболеваний является то, что современные школьники все меньше двигаются. Чаще всего это связано с загруженностью уроками, дополнительными занятиями, домашними заданиями. Порой у них не остается времени на прогулку, общение со своими сверстниками, на участие в подвижных играх. В результате нарушается естественное, нормальное развитие детского организма. Школьные уроки физкультуры компенсируют лишь около 10% необходимой двигательной активности. Вот почему формирование здорового образа жизни особенно важно и актуально.

    Систематическое пребывание на воздухе во время перемен в школах определяется степенью благоустройства участка, количеством входов и устройством гардеробов. Наличие нескольких выходов на участок из здания школы и децентрализованных гардеробов обеспечивает, проведение ряда режимных моментов на воздухе. Наблюдения показывают, что число детей, одновременно находящихся в рассредоточенных гардеробах, в 7-- 8 раз меньше, а время, затраченное на одевание, в 3 раза меньшее, чем в централизованных гардеробах школ той же вместимости. В практике нередко встречается неверное использование планировочных решений: один вход вместо имеющихся трех, прямой график движения вместо ломаного, один гардероб вместо двух, одно туалетное помещение на этаже вместо двух и т. д. Врач обязан быть хорошо знаком с проектными решениями школы и не допускать использования их не по назначению. Правильная с гигиенических позиций расстановка мебели и оборудования, благоприятные условия видимости на классной доске, светового климата, микроклимата и состояния воздушной среды обеспечиваются при размерах класса в 50--64 м2, кабинета -- 66 м2 и лаборатории -- 70 м2. Наполняемость 1-го класса -- 25 учащихся, 2--4-го -- 30, 10--11-го -- не более 25 учащихся.

    Особого внимания требуют дети, имеющие низкий уровень развития. И работа с такими ребятами является дополнительным стимулом к улучшению развития таких детей. Только путем ежедневной дополнительной работы можно добиться определенных успехов в развитии их умственной работоспособности. Увеличение ежедневной двигательной активности школьников посредством физических упражнений и подвижных игр положительно сказывается на предотвращении утомления и сохранении у них умственной работоспособности в течение всего учебного года, является профилактикой хронических заболеваний.

    Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

    Многие исследователи с тревогой отмечают, что именно с приходом детей в школу наступает резкое уменьшение их двигательной активности, и зачастую -- за грань допустимого, прогрессируют хронические заболевания. Понятно, что учебные занятия в школе и дома требуют усидчивости, но это не означает, что весь образ жизни ребенка должен стать «сидячим» .

    Такой образ жизни может привести -- и, увы, в ряде случаев приводит -- к хроническим заболеваниям и отклонениям в физическом развитии. Нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение -- вот наиболее частые и явные признаки нехватки движения; самым нежелательным образом отражается такая нехватка на сердечно-сосудистой системе ребенка. Парадоксально, но ограничение движения во имя учения сказывается на учении как раз весьма отрицательно: умственная работоспособность резко снижается, память ухудшается.

    Но хотя это известно давно, каждое новое поколение родителей склонно повторять одни и те же ошибки... В решающей степени от семьи зависит, насколько день ребенка будет наполнен столь необходимым ему движением. То, что он получает в этом смысле в школе -- уроки физкультуры, игры на переменах, физкультуры во время уроков, необходимо, но недостаточно. Домашняя часть дня должна быть буквально пронизана физкультурой; возможности у семьи здесь весьма широки: утренняя гимнастика, «физкультминутки» во время выполнения домашних заданий, подвижные игры в часы работы, занятия спортом, общие семейные увлечения, связанные с различными физическими нагрузками: прогулки на велосипедах, лыжные прогулки и вылазки на лыжах, туристические походы и плавание летом.

    Профилактика переутомления не сводится к контролю за количеством уроков в соответствии с возрастом, а касается и вопросов правильного с гигиенических позиций построения каждого урока, их чередования. Трудность урока складывается из учебных его элементов, суммарного воздействия уроков. Установлено, что уроки средней трудности наименее утомительны для учащихся. Уроки малой трудности ниже учебных возможностей детей. Они не интересны и утомительны. Трудные уроки вызывают чрезмерное напряжение умственной деятельности, утомляют детей, снижают их работоспособность. Трудность предмета для каждого возраста разная. Так, для учащихся 1-го класса объективно трудными оказались уроки пения, чтения; для 2--3-х -- природоведение, русский язык; для 4--6-х классов -- география, история, химия, а для 9--10-х классов -- литература, физика, физкультура. Урок.облегчается, если на нем многократно чередуются разные виды деятельности. Например, устная- и письменная работа, изучение нового и повторение пройденного материала, соблюдена посильная для данного возраста длительность каждого из компонентов урока, особенно самостоятельная работа. В младших классах целесообразны комбинированные уроки, на которых используются разные виды работ. Например, последние 10 минут русского языка или математики отводятся рисованию по теме урока. Включение игровых моментов в ходе урока является эмоциональной разрядкой, позволяет в значительной мере активизировать внимание детей и педагогически эффективно использовать все время урока. Основы ЗОЖ должны включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, как непременное условие психического здоровья.

    В заключение главы можно сделать вывод о том, что здоровый образ жизни является интегративным качеством в структуре становления личности школьников, представляющей собой совокупность ценностных ориентацией личности на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья, профилактики хронических заболеваний, теоретических знаний и практических форм поведения, способствующих выполнению учебных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях.

    Социально-педагогические технологии формирования здорового образа жизни у школьников - это дополнительная последовательная целенаправленная система способов действий по формированию здорового образа жизни на основе субъектно-субъектных отношений в педагогическом процессе, включающая научно обоснованную совокупность форм, методов и способов деятельности, направленная на подготовку ребят к самостоятельному принятию решения вести здоровый образ жизни.

    Первичная профилактика включает в себя:

    · Принятие мер по снижению влияния на организм человека вредных факторов;

    · Формирование здорового образа жизни:

    · создание и поддержание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии на здоровье всех негативных факторов, а также путей и возможностей уменьшения этого влияния,

    · санитарно-гигиеническое воспитание,

    · снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств,

    · обучение правильному отдыху,

    · привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления;

    · Выявление в ходе проведения профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов и принятие мер по их устранению;

    · Проведение иммунопрофилактики различных групп населения;

    · Формирование комплекса мер по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм;

    · Оздоровление населения, находящегося под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.

    Здоровый образ жизни

    Введение 3

    1. Формирование и основы здорового образа жизни 5

    2. Культура здорового образа жизни 9

    3. Пропаганда здорового образа жизни 12

    4. Профилактика здорового образа жизни 15

    Заключение 18

    Список литературы 19

    Введение

    В настоящее время все большую популярность приобретает стремление к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни активно пропагандируется как в модных СМИ, так и в повседневной жизни каждого человека. Для взрослых людей, привыкших жить без оглядки на нормы здорового образа жизни, есть шанс выбрать либо свое здоровье и долголетие, либо ожирение и старость полную болезней. Говоря о подрастающем поколении, необходимо отметить, что в последние годы, несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни далеко не все следуют его нормам. Все это обусловило выбор темы реферата "Здоровый образ жизни".

    Актуальность темы реферата обусловлена тем, что в настоящее время, несмотря на оптимистичную, но имеющую мало общего с реальной действительностью статистику, стремительно растет как уровень заболеваемости среди молодежи, так и уровень смертности. Именно поэтому, необходимо внедрять культуру здорового образа жизни, начиная с дошкольного возраста. Только активная работа с дошкольниками, школьниками и их родителями позволит вырастить здоровое поколение способное жить в стремительно меняющемся мире.

    Предмет исследования в реферате – это здоровый образ жизни как таковой.

    Объект исследования реферата – социальные отношения, возникающие в процессе воспитания формирования, пропаганды здорового образа жизни в современном российском обществе.

    Задачи реферата:

    1. изучить особенности формирования здорового образа жизни;

    2. выделить основы культуры здорового образа жизни;

    3. выявить методы, проблемы и перспективы пропаганды здорового образа жизни;

    4. рассмотреть профилактику здорового образа жизни.

    Реферат состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.

    1. Формирование и основы здорового образа жизни

    Прежде чем говорить о формировании здорового образа жизни и его основах, рассмотрим в нашем реферате понятие "здоровый образ жизни" (ЗОЖ). Существует множество, внятных, размытых или просто непонятных определений данного термина. Однако в данном реферате сформулировано уникальное определение: Здоровый образ жизни представляет собой систему жизненных ценностей направленных на то, чтобы вести активный образ жизни, правильно питаться и тем самым предотвращать заболевания и повышать естественную сопротивляемость организма.

    В само понятие здорового образа жизни входит следующее:

    – Оптимальный режим труда и отдыха

    – Двигательная активность и закаливание

    – Рациональное питание

    – Отказ от вредных привычек

    – Медицинская активность

    – Соблюдение правил психогигиены

    – Личная и общественная гигиена

    – Гигиена семьи и брака

    – Половое воспитание и сексуальное образование.

    В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию здорового образа жизни у школьников и дошкольников. Все должны знать основы ЗОЖ.

    Важным элементом здорового образа жизни является здоровье. В современной науке выделены следующие факторы оказывающие на него влияние:

    – от человека, от образа жизни (50%)

    – от наследственных факторов (20%)

    – от экологии (20%)

    – от работы учреждений здравоохранения (10%)

    Как видно из результатов научных исследований, основным фактором сохранения здоровья является образ жизни, а именно "здоровый образ жизни".

    Итак, что же является основой ЗОЖ. Прежде всего, каждый человек должен любить и уважать самого себя. Именно это стимулирует человека к ведению здорового образа жизни.

    Важной составляющей здорового образа жизни является умеренное и сбалансированное питание. То, что мы едим напрямую связано с тем, как мы себя чувствуем. Злоупотребление фастфудом и алкоголем ведет к ухудшению внешнего вида, ослаблению защитных функций организма и раннему старению организма.

    Не менее важным для правильного формирования здорового образа жизни является соблюдение режима дня. Недостаток сна снижает иммунитет, сказывается на уровне жизненной активности и ведет к ухудшению общего самочувствия.

    Важной составляющей ЗОЖ так же можно назвать двигательную активность. Каждому организму нужна достаточная двигательная активность, закаливание, обтирание, обмывание холодной водой, а также соблюдение личной гигиены.

    В процессе формирования здорового образа жизни важна психогигиена. Именно она требует от человека умений управлять своими эмоциями, уметь их сдерживать.

    Помимо всего вышесказанного для каждого человека, пропагандирующего здоровый образ жизни, нужно отказаться от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, тем более – наркотиков.

    Для здорового образа жизни очень важно безопасное поведение в быту, на улице и в школе. Оно обеспечит предупреждение травматизма и отравлений. К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья.

    В современном мире в большинстве развитых стран государство поощряет ответственность по отношению к своему здоровью. В ряде европейских стран предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса и регулярно занимается физкультурой. Затрачиваемые средства быстро окупаются, так как уменьшаются пропуски по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого человека.

    Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях, представленных на рисунке 1.

    Рисунок 1. Уровни формирования здорового образа жизни

    Внимательно изучив рисунок 1, можно с уверенностью сказать, что формирование здорового уровня жизни является сложным процессом, действующим на нескольких уровнях человеческого развития и бытия.

    Основы здорового образа жизни необходимы для полноценного становления каждого человека. Именно они позволяют плодотворно работать как на благо себя и своей семьи, так и общества в целом.

    2. Культура здорового образа жизни

    В настоящее время многие педагоги говорят о повышении роли ЗОЖ в системе воспитания школьников и дошкольников. Однако образовательные программы предоставляют недостаточное количество часов на предметы, связанные со здоровым образом жизни, что снижает возможности педагогов в области воспитания культуры здорового образа жизни.

    В настоящее время в науке бытует следующая трактовка культуры ЗОЖ: это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья.

    Культура здорового образа опирается на систему важных принципов, воспитание которых помогает формировать здоровый образ жизни учащихся. Все эти принципы представлены в таблице 1.

    Таблица 1. Принципы формирования культуры здорового образа жизни учащихся.

    Принципы культуры здорового образа жизни

    Характеристика принципа

    Принцип природосообразности

    Данный принцип включает в себя учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности.

    Принцип формирования ценностных установок учащихся на здоровый образ жизни

    Следование этому принципу культуры здорового образ жизни обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни.

    Принцип народности

    Принцип народности культуры здорового образа жизни предполагает учёт в процессе воспитания ЗОЖ национальной культуры, традиций и родного языка.

    Принцип культуросообразности

    Данный принцип обозначает процесс включения в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьеориентированной творческой деятельности.

    Принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья

    Данный принцип базируется на признании учащегося субъектом процесса здоровьетворческой деятельности.

    Принцип здоровьетворческой активности

    Данный принцип культуры здорового образа жизни базируется на активной личностной позиции учащихся в формировании и соблюдении здорового образа жизни.

    Принцип интеграции воспитательного воздействия

    Данный принцип предполагает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка, рамках воспитания культуры здорового образа жизни.

    Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении.

    Этот принцип важен в процессе формирования культуры здорового образа жизни учащегося. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов, детей – мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве.

    Рассмотрев вышеуказанные принципы, нельзя не отметить, что большинство из них имеют широкую область охвата и напрямую не относятся к формированию культуры здорового образа жизни учащихся. Однако, их совокупность может считаться методологической основой для реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное образование и развитие.

    3. Пропаганда здорового образа жизни

    Развитие стремления к здоровому образу жизни у молодежи необходимо стимулировать посредством воспитательного воздействия и пропаганды.

    Пропаганда ЗОЖ представляет собой систему развивающих мероприятий направленных на раскрытие сущности и пользы здорового образа жизни в рамках современных тенденций развития общества.

    Пропаганду здорового образа жизни нужно начинать с семьи. Невозможно вырастить здорового ребенка с тягой к здоровому образу жизни, если родители пьют, курят и едят все подряд.

    Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Важно помнить, что основная задача родителей не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма и его работоспособности.

    Воспитание здорового образа жизни начинается с приучения к правильной организации режима дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дня дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

    Ребенка нельзя насильно принуждать к занятиям физкультурой, а также к соблюдению правил гигиены потому что ребенок быстро теряет интерес к этому.

    При поступлении ребенка в школу важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. При этом формирование ЗОЖ является одной из первоочередных задач воспитания ребенка.

    Воспитание здорового образа жизни в среде молодежи является очень тяжелым трудом, требующим активной пропаганды не только в ВУЗах и училищах, но и в общественных местах таких как кинотеатры, рестораны и клубы.

    Современная молодежь, не смотря на тенденции к здоровому питанию и фитнесу, не осознает реальных последствий таких вредных привычек как нерегулярный сон, курение и употребление легких наркотиков. Бытует такая установка: Пока молод – можно все. С этим нужно активно бороться посредством адекватной пропаганды здорового образа жизни.

    Основные формы пропаганды здорового образа жизни представлены на рисунке три.

    Рисунок 3. – Формы пропаганды здорового образа жизни.

    В завершения параграфа о пропаганде ЗОЖ необходимо подчеркнуть, что основные факторы, определяющие состояние здоровья населения – адекватная система мероприятий по работе не только с детьми и подростками, но и со взрослыми гражданами нашей страны.

    При пропаганде ЗОЖ используются методы устной, печатной, наглядной и комбинированной пропаганды. В настоящее время достоверно установлено, что метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Кроме того, большую роль играет пропаганда здорового образа жизни в кинематографе и на страницах модных изданий.

    4. Профилактика здорового образа жизни

    В настоящее время очень важную роль играет профилактика здорового образа жизни. Важно помнить, что основная составляющая здорового образа жизни – это организация пропаганды здорового образа жизни и воспитание стремления молодежи быть здоровыми и полезными членами современного общества.

    Формирование здорового образа жизни у молодежи должно базироваться на заботе о своем здоровье. Воспитание здорового образа жизни во многом зависит от адекватной профилактики в дошкольных заведениях, школах и ВУЗах.

    Основные составляющие профилактики здорового образа жизни представлены на рисунке 4.

    Рисунок 4. – Основы профилактики здорового образа жизни

    Профилактика ЗОЖ должна быть организована в детских садах, школах, вузах и колледжах. В профилактику здорового образа жизни входит система мероприятий по борьбе с вредными привычками и воспитанием гигиены личного здоровья.

    С раннего детства необходима профилактика здорового образа жизни, как в семье, так и в детских садах. Очень важную роль играет закаливание. В настоящее время закаливание представляет собой научно обоснованную систему специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающую в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

    Ошибочным является мнение, что закаливание, как элемент профилактики ЗОЖ, противопоказано ослабленным детям. Только острые лихорадочные заболевания являются противопоказанием к закаливанию.

    Важно помнить, что закаливание необходимо проводить правильно, в соответствии с разработанными методиками. Особенности указаны на рисунке 4.

    Рисунок 5 – Правила закаливания дошкольников

    Работу по профилактике здорового образа жизни в современных школах и высших учебных заведениях можно осуществлять с привлечением участковых врачей, наркологов, заведующих амбулаториями, терапевтов, стоматологов, спортсменов, полицейских, библиотекарей.

    Рисунок 6. – Формы проведения профилактики здорового образа жизни в школах и ВУЗах

    Профилактика здорового образа жизни включает в себя пропаганду отказа от курения, алкоголя и наркотиков. Кроме того, важно помнить, что самосовершенствование является частью профилактики ЗОЖ. Человек должен осознать роль ЗОЖ и его культурную ценность, только в этом случае становится эффективным любая профилактика. Основы здорового образа жизни должны взращиваться посредством регулярной и адекватной профилактики в детских садах, школах и высших учебных заведениях.

    Если у человека с детства семьёй и воспитателями не заложена тяга к здоровому образу жизни, ступить на стезю самосовершенствования становиться намного сложнее.

    Заключение

    Важно помнить, что здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Именно поэтому профилактика здорового образа жизни не менее важна, чем пропаганда.

    В заключении реферата необходимо подчеркнуть, что здоровый образ жизни является важной составляющей полноценной жизни в быстро меняющемся мире. Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

    Глобальной задачей общества и государства является внедрение в образовательные стандарты как можно больше аспектов связанных со здоровым образом жизни. Прежде всего, необходима адекватная работа с семьями, с целью борьбы с курением и алкоголизмом. Ребенок с детства должен ценить свое здоровье и следовать нормам ЗОЖ. Благодаря здоровому образу жизни каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

    Список литературы

    1. Воронова Елена Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры – Ростов на Дону: Феникс, 2014

    2. Гуменюк Е. И., Н. А. Слисенко Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста – М.: Детство – пресс, 2011

    3. Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы здорового образа жизни – М.: Академия, 2013

    4. Морозов Михаил Основы здорового образа жизни – М.: ВЕГА, 2014

    5. Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни – М.: Сфера, 2012

    6. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. / Под ред. Виленского М.Я. – М.: Кнорус, 2013.

    7. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. / Под ред. Ю.П. Кобякова. – Ростов: Феникс, 2014.