Войти
Медицинский портал про зрение
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Звук Ш. Подготовительный этап, постановка звука

    Звук Ш. Подготовительный этап, постановка звука

    Конспект индивидуального логопедического занятия.

    Тема: «Постановка звука Ш».

    Цели: - воспитание воздушной струи;

    Формирование артикуляционного уклада звука Ш;

    Развитие артикуляционного праксиса;

    Различие названий овощей, фруктов;

    Практическое образование существительных суффиксальным способом;

    Развитие мелкой моторики пальцев рук;

    Развитие словесно-логического мышления.

    Оборудование: «снежинка», прикрепленная к нитке длиной 10-12 см, профиль артикуляции звука Ш, набор опорных схем, пособия для артикуляционной гимнастики, на развитие мелкой моторики пальцев рук, настольное зеркало, муляжи овощей, фруктов, картинки-символы неречевых звуков.

    Ход занятия .

    1. Организационный момент.

    Валера, добрый день! Ты пришел ко мне на логопедическое занятие, на котором мы будем учиться произносить звук Ш.

    2. Воспитание сильной направленной длительной плавной воздушной струи.

    Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Предлагается ребенку «снежинка», прикрепленная на нитку длиной 10-12 см.) Держи «снежинку» перед губами.

    Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво полетела «Снежинка» вверх.

    3. Развитие артикуляционного праксиса.

    Чтобы язык был сильным, произносил правильно все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Валера, давай поупражняем твой язык. Посмотри на картинку. Что это? Правильно, это трубочка. Давай превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Молодец! А теперь смотри в зеркало, удерживая трубочку, пока я буду считать до 10.

    Посмотри на эту картинку. Догадался, какую артикуляционную гимнастику мы сейчас будем делать?! Правильно! Давай сделаем чашечку из языка. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними. Умница! А теперь давай посоревнуемся, кто дольше продержит чашечку.

    Валера, представь, что ты ел очень вкусное малиновое варенье, оно у тебя осталось на верхней губе. Улыбнись, оближи «чашечкой» верхнюю губу сверху вниз. Замечательно! С каждым днем у тебя получается лучше!

    4. Формирование артикуляционного уклада звука Ш.

    Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука Ш. (Предлагается ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).

    Покажи, где кончик, спинка, корень язык, нижние и верхние резцы, преграда. Отлично!

    А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш-ш-ш. А на какие еще неречевые звуки похоже звучание «ш»? Правильно! Шипение змеи, шелест листьев. Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! Найди карточку-символ «трубочка».

    А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». Правильно! Найди карточку со стрелкой вверх. Умница!

    А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая.

    Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом. Отлично! У тебя получилась песенка гуся.

    5. Дифференциация названия овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитее словесно-логического мышления.

    Давай поиграем в игру «Сад-огород». Назови муляжи. Скажи, где растут овощи, фрукты? Разложи муляжи на две группы: овощи в огород, фрукты - в сад. Возьми муляж и назови. Где растет яблоко? Что это? Куда положишь яблоко? И т.д.

    Давай поиграем в игру «Большой - маленький». Я показываю на муляж овощей и фруктов, называю большой предмет, а ты называешь маленький.

    6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Возьми цветные карандаши, выполни точечную штриховку овощей.

    7. Итог, оценка деятельности.

    Чему ты сегодня научился? Ты меня очень порадовал на занятии!

    У детей в процессе формирования речи возникают различные проблемы со многими буквами. Одной из самых распространенных сложностей является постановка звука ш. Обычно детям бывает сложно произносить шипящие звуки по той причине, что они не могут расслабить язычок и расположить его в необходимой форме, чего требует правильная артикуляция звука ш.

    Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.

    Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:

    • движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
    • на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
    • зубочелюстные аномалии;
    • нарушение работы слухового канала.

    В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.

    Артикуляция

    Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв.
    Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:

    • губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
    • кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
    • боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
    • струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.

    Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок.
    Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.

    Упражнения

    Специалисты разработали специальные логопедические упражнения на звук ж и ш, чтобы помочь малышам научиться правильно его произносить. Данная методика насчитывает множество различных упражнений. Ниже представлены наиболее эффективные и популярные в применении среди логопедов.

    Лопатка

    Данное упражнение для постановки звука ш направлено на расслабление языка. Необходимо открыть рот и улыбнуться. В расслабленной улыбке вытянуть язык вперед и положить кончик в спокойном положении на нижнюю губу. Боковые стенки передней части язычка мягко касаются уголков рта.

    Важно сохранять такое положение без напряжения в течение нескольких секунд. Это упражнение является базовым при такой проблеме, как постановка шипящих звуков, в том числе букв ж и ш.

    Пирожок

    Задание «Пирожок» необходимо применять для укрепления мышц языка, а также для развития подвижности боковых стенок языка. Как и в предыдущем упражнении рот открыт в улыбке, язычок лежит на нижней губе. Не напрягая губ, необходимо приподнять боковые стенки языка так, чтобы по центральной оси языка образовалась впадина.

    Удерживать такое положение нужно от 5 до 10 секунд.

    Качели

    «Качели» применяют для того, чтобы сделать детский язычок более подвижным. Исходное положение артикуляционного аппарата следующее: на губах открытая и расслабленная улыбка, язык лежит широко и плоско (не допускать того, чтобы он становился узким).

    Попеременно проводятся движения языком:

    • сначала для постановки звука ш широкий и плоский язык тянется к потолку, после чего направляется в сторону пола;
    • далее язык движется сначала к верхней губе, потом к нижней;
    • необходимо залезть языком между верхней губой и верхними зубами, а также проделать это же с нижней губой и зубами;
    • далее язык касается верхних и нижних резцов;
    • в конце нужно коснуться широким кончиком языка до альвеол за нижним зубным рядом, а после – за верхним.

    Язычок шагает через зубки

    Это задание полезно для постановки звука ш тем, что оно хорошо развивает способность малыша управлять своим язычком. Для выполнения этого задания нужно раскрыть ротик и расслабить улыбающиеся губки. Широким кончиком языка выполнять касания нижнего зубного ряда со стороны языка, а затем со стороны губы.

    Маляр

    Данное задание на проработку букв ж и ш помогает, в первую очередь, усилить контроль за постановкой языка. Также оно дает малышу прочувствовать, как направлять язык в верхнюю часть рта.

    Необходимо приоткрыть ротик в полуулыбке, расслабить губки и зафиксировать нижнюю челюсть в одном положении. Далее представим, что кончик язычка – это малярная кисть, а небо – потолок, который необходимо покрасить. Для того чтобы это сделать, необходимо гладить языком небо от гортани к зубкам и в обратном направлении, не давая языку выйти за пределы рта.

    Вышеуказанные упражнения для постановки звуков ш и ж должны выполняться регулярно. При этом очень важен контроль родителей за тем, как именно малыш выполняет упражнение – важно контролировать корректную фиксацию челюсти, положение губ и движения языка.

    Для того чтобы говорить звук ш без проблем, нужна не только артикуляция, но и автоматизация.

    Автоматизация

    Для правильного произношения сложных звуков одинаково важны и постановка и автоматизация звука. Если постановка звука ш уже была проведена при помощи логопедических упражнений, можно переходить к закреплению звука, то есть к автоматизации.

    Автоматизация звука ш проводится при помощи отработки самого звука, слогов с этим звуком, а далее слов, предложений и текстов. Особую пользу постановка шипящих звуков получает от работы со чистоговорками, стишками, пословицами и т.д.

    • Буква ш в слогах и словах.

    ШАлун, ШАхматы, ШАрф; ШОрох, ШОколад, ШОрты, ШЁлк, ШЁпот, ШЁл; ШУтка, ШУм, ШУба; ШИрота, ШИшка, ШИтье; ШЕстерка, ШЕлест, ШЕст и т.д.

    • Буква ж в слогах и словах.

    ЖАра, ЖАлость, ЖАба; ЖОр, ЖОнглер, ЖОкей; ЖЁлудь, ЖЁлтый, ЖЁрдочка; ЖУравль, ЖУк, ЖУть; ЖИвот, ЖИзнь, ЖИвотное; ЖЕлезо, ЖЕна, ЖЕлтуха и т.д.

    • Автоматизация звука ш с чтением словосочетаний.

    МаША кормит малыША.

    Летом ШАгать по улице хороШО.

    ПаША и ДаША дали каШУ малыШУ.

    ГлаША написала стиШОк о наШЕм малыШЕ.

    Песни наШИ о чаШЕ с каШЕй хороШИ.

    Говори ШЁпотом: спят еЩЁ стриЖАта у стриЖА.

    У окоШЕчка на куШЕтке я леЖУ.

    МиШЕнька, дай пыШЕчку и сказку расскаЖИ.

    НаША НатаША всех девочек краШЕ.

    • Правильно говорить звук ш помогут также детские стишки.

    Шёл из шахты шахтер
    С плетеным лукошком,
    А в лукошке комочек из шерсти.
    Шахтер нашей Даше щеночка нашёл.
    Пляшет и скачет Даша на месте:
    «Как хорошо! У меня есть дружок!
    Я ему испеку пирожок,
    сяду шить ему шубку и шапку —
    Будет счастлив мой чёрный щенок».

    Правильная работа артикуляционного аппарата и тщательное закрепление изученных звуков – единственно верные приемы постановки звука.

    Чтобы ребенок понял, как правильно произносить сложные звуки, необходимо не только выполнять специальные упражнения, но и следить за правильностью собственной речи.

    Если регулярно заниматься с ребенком над постановкой звуков, то вскоре можно будет забыть о проблеме, как научить ребенка говорить букву ш.

    Наталья Габдушева
    Конспект индивидуального занятия по теме: «Постановка звука Ш»

    Индивидуальное занятие по постановке звука [Ш] .

    Цели :

    1. Коррекционно-образовательные :

    – формирование представления о правильной артикуляции звука Ш ;

    Закрепление представления о грамматической конструкции .

    2. Коррекционно-развивающие

    – развитие подвижности артикуляционного аппарата и подготовка артикуляционной базы для постановки звука Ш ;

    – формирование правильной артикуляции звука Ш ;

    – формирование навыка фонематического слуха на звук Ш ;

    – дифференцировать правильное и неправильное произношение звука Ш ;

    – закреплять звук Ш в чистом виде , в слогах, в словах с данными слогами, и в предложениях с отработанными словами.

    3. Коррекционно-воспитательные.

    Развитие навыка слежения за речью логопеда.

    Оборудование : кусочек ваты, предметные и сюжетные картинки по теме , схема (характеристика звука , карточки со слогами, карточки с загадками, пальчиковая игрушка змейка, телеграмма.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент Здравствуй, Алина! Скажи. ты хочешь научиться правильно и красиво говорить? Тогда давай будем учиться!

    Ты знаешь, к нам сегодня на занятие собирается какой-то гость. Но кто это, ты узнаешь чуть позже.

    2. Развитие общей моторики. Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько размяться, сделать гимнастику

    «Домашние животные»

    Рядом с человеком кошечки живут. И собачки верно дом свой стерегут. Нам дают коровки мясо, молоко. Козочки, овечки прыгают легко. Поросятам толстым тяжело ходить, Лучше уж лошадкой резвою побыть.

    Шагаем тихо, неслышно, руками делаем движения, имитирующие «умывание» кошечкой мордочки. Руки за спиной, слегка наклонившись, идем вокруг себя. Руки согнуты у головы, указательные пальцы имитируют рожки. На носочках прыгаем, руки на поясе. Руки полусогнуты впереди туловища, шагаем на месте, переваливаясь. Бег на месте с высоким поднятием колен.

    3. Развитие пальцевой моторики Алина, а гость то к нам едет издалека. Давай мы с тобой испечем пироги для него. Он, наверное, голодный.

    Пальчиковая гимнастика :

    Мы капусту рубим, рубим.

    Мы капусту режем, режем.

    Мы капусту солим, солим.

    Мы капусту жмем, жмем.

    Мы морковку трем, трем.

    Пироги мы испечем, пироги мы испечем. Вот какие мы с тобой умнички.

    4. Речевая гимнастика Алина, пока мы с тобой пекли пироги, приходил почтальон Печкин и сказал, что нам пришла телеграмма. Он сказал, отдаст ее, если мы выполним его задания. Ну, что выполним? Посмотри на картинку и скажи, кто на ней нарисован? Да, правильно, это слон, посмотри какой у него хобот, давай попробуем изобразить его. Внимательно слушай инструкцию и выполняй движения за мной : «Я слегка прикрою рот, губы – «хоботком» вперед. Далеко я их тяну, как при долгом звуке : у-у-у». Удерживай «хоботок» пока я посчитаю до 5. Молодец, очень хороший хоботок, давай попробуем еще раз. Упражнение «Рупор» . Вытяни губы вперед, сделай колечко, так, чтобы были видны зубы. Удерживай так, пока я посчитаю до 5.

    Упражнение «язычок отдыхает»

    Язычок наш загорает. Лег, спокойно отдыхает.

    Упражнение «Непослушный язычок»

    Бегал язычок, устал.

    Очень непослушным стал.

    Надо нам его поймать

    И похлопать, наказать.

    Методические указания

    С помощью этого упражнения проводится расслабление языка. Спокойно положить язык на нижнюк губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя-пя-пя» .

    Упражнение «Язычок играет»

    Язычок пошёл гулять.

    Стал он весело играть.

    (широкий передний край языка лежит на нижней губе)

    Лёг, спокойно отдыхает,

    Никуда не убегает.

    Кверху хвостик поднимает

    И в свой домик забегает.

    (язык широкий «чашечкой» приближенк альвеолам)

    Методические указания

    Вырабатывается умение удерживать приподнятый язык в форме «чашечки» . Язык «чашечкой» заводится в ротовую полость, кончик языка свободен и не прикасается к твердому небу. Края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам.

    Упражнение «Фокус»

    Будем мы сейчас играть,

    Надо фокус показать.

    Ватка на носу у нас.

    Сдуем мы её сейчас.

    (Алина укладывает ватку на кончик носа)

    Будем воздух выдыхать,

    И начнёт она летать!

    Методические указания

    Дети должны улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу и сдуть ватку. Следить за тем, чтобы боковые края языка были прижаты к зубам, а посередине языка был желобок. Воздух должен идти посередине языка, чтобы ватка полетела вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

    5. Постановка звука

    (от гимнастики языка) .

    Алина, ты умничка. А вот и наша телеграмма, давай прочитаем : «Скоро буду, ваша подруга змейка» . Ой, интересно, а как она шипит? Давай попробуем пошипеть : сначала я, а теперь ты :

    «Положи широкий язык на нижнюю губу, сделай «чашечку» снаружи, занеси ее в рот, боковые края прижми к коренным зубам, между кончиком языка и альвеолами оставь щель, зубы сблизь, губы округли и прошипи». Когда Алина будет шипеть, я четко произнесу звук Ш . Давай еще раз попробуем, молодец. Логопед достает незаметно маску змейки и говорит : «Алина, посмотри, наконец-то к нам пришла змейка. Посмотри, какая она грустная. С ней случилась беда, она разучилась шипеть. Но мы поможем змейке, да, Алина? Давай научим её говорить звук Ш и тогда она снова сможет шипеть.

    6. Анализ артикуляции звука Расскажи Алина змейке, как мы будем призносить звук Ш . Алина с помощью логопеда говорит : «Когда мы произносим звук Ш - губы выдвинуты вперед - рупором; зубы чуть-чуть приоткрыты; язык поднят вверх и образует щель с передней частью твердого неба; Горлышко не звенит (проверяем тыльной стороной ладони) - звук глухой ; Язык как чашечка, воздух идет по середине языка. При произнесении звука ш , воздух, который мы выдыхаем - теплый. Звук ш всегда твердый - обозначаем синим цветом.

    7. Характеристика звука Алина , змейка спрашивает, а звук Ш гласный или согласный? А почему? Твердый или мягкий? Почему? Звонкий или глухой? Почему? А каким цветом обозначается? Алина, змейка говорит, ты такая умная.

    8. Развитие фонематических процессов А теперь Алина покажи змейке, как ветер шумит - шшшшшш, змея - шшшшшш, воздух, выходит из лопнувшего шара - шшшшшш. Пока змейка тренируется, давай-ка посмотрим, как ты запомнила звук Ш . Сейчас я буду называть звуки , а ты должна хлопнуть в ладоши на звук [ш] . У, О, Д, Ш, Л, Ш, 3, С, Ш, Р, Ш.

    А сейчас назови Алина предметы, в названии которых есть звук [ш] , умница.

    И еще одно задание, я буду говорить слова а ты скажешь, в каком слоге будет звук Ш : шкаф, шко-ла, фи-ниш, ка-ран-даш, ка-мыш, баш-ня, Ма-ша, кош-ка.

    9. Закрепление звука в слогах А сейчас я буду говорить слоги, а ты повторяй за мной.: аш, эш, ош,уш,иш.

    А теперь давай поиграем в диалог, будешь повторять за мной слоги с ударением :

    ша, ша,ша;

    ша,ша,ша., а теперь с разными гласными :

    ;ша,шо,шу. Понравилось?

    А сейчас давай поиграем в мяч, будем кидать его и говорить :

    шпа,шпо,шпу;

    шка,шко,шку;

    шта,што,шту. Молодец, умничка.

    10. Закрепление звука в словах Алина , змейка случайно уронила мои картинки со стола и они все перемешались. А мне очень нужны картинки, в названии которых есть звук Ш . Помоги мне, пожалуйста.

    А теперь назови : школа, шапка, школьник, шлюпка, штаны, штык, штопка, штука, шляпа, шланг, шалаш, карандаш, камыш, малыш, финиш, пешком, камушки, башня, чашка, кашка, мишка, кошка, мошка, окошко, лягушка, мышка, дедушка, бабушка, вишня. Молодец.

    11. Закрепление звука в предложениях Змейка хочет загадать тебе загадки : мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка) Прицепившись к задней шине мишка едет на (машине) . И шалить без передышки целый день могли (мартышки) . Долго-долго крокодил море синее (тушил) . Уронила белка шишку, шишка стукнула (мартышку) . Нет, твой голос не хорош, очень тихо ты (поешь) .

    А еще змейка принесла с собой интересные картинки, давай рассмотрим их. Расскажи что изображено на этой картинке? Мышка убегает от кошки. У Миши шишка на макушке. Кошка катает катушку. Молодец.

    Сейчас я буду говорить предложения, а ты повторяй за мной, если будешь стараться, то тебя будет ждать сюрприз от змейки.

    В шахматах не хватает пешки. У бабушки в шкатулке много катушек. Швея шьет на машине. У Миши шлем. Машины штаны надо штопать. Маша нашла в мешке шпагат. Маша, ешь кашу. Миша пойдет в душ. Малыш нашел ландыш. У кошки ушки на макушке.

    Скажи, Алина, сколько слов в этом предложении : «Кошка катает катушку» .

    Ты знаешь, змейка пришла к тебе в гости не с пустыми руками, она принесла тебе подарок – большой шарик. Она говорит тебе спасибо за то, что ты научила ее говорить звук Ш . А теперь ей пора домой. Давай попрощаемся с ней.

    12. Итог занятия Скажи , пожалуйста, а какой звук мы сегодня изучали ? Теперь покажи как правильно нужно произносить звук Ш . А в каком положении твои губы, когда ты произносишь звук Ш ? А, язык? А, горло вибрирует или нет, когда ты произносишь звук Ш ?

    Молодец, Алина! Ты сегодня очень хорошо позанималась : ты делала красивую чашечку, хорошо шипела, разговаривала красиво по телефону, помогла змейке научиться говорить звук Ш , хорошо отгадывала загадки, ты умничка. Жду тебя в следующий раз. До свидания!

    13. Домашнее задание Гимнастика :

    1) для губ : «рупор» : вытянуть губы вперед, так, чтобы были видны зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5;

    2) для языка : «лопата» : открыть рот, положить широкий язык так, чтобы нижнюю губу не было видно. Удерживать в таком положении под сет от 1 до 5;

    3) «чашечка» : улыбнуться, открыть рот, высунуть язык «лопатой» и поднять края языка вверх так, чтобы получилась форма «чашечки» . Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА КУПИНСКОГО РАЙОНА

    Конспект НОД с применением элементов логопедического массажа «Постановка звука Ш»

    Провела: учитель-логопед

    Коцолапенко Галина Васильевна

    Цель: Уточнить и закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш в слогах.

    Коррекционно-образовательные задачи:

    1. Формирование правильного диафрагмального дыхания.

    2. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.

    3. Развитие артикуляторного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики для постановки звука «Ш».

    4. Закрепление правильного произношения звука [Ш] (в изолированном произношении)

    5. Развитие фонематического восприятия (отбор слов в названии, которых есть звук «Ш»)

    6. Закрепление представление о зиме и её приметах, признаках.

    7. Расширение словарного запаса через употребление слов-признаков, антонимов.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    Развивать слуховое внимание.

    Развивать общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    Развивать память, самостоятельность, уверенность.

    Формировать умение слушать логопеда.

    Формировать усидчивость на занятии.

    Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

    Сохранять и укреплять здоровье детей.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент:

    Логопед: Мы сегодня будем очень весело и интересно играть, учиться правильно произносить звук ш, к нам придет еще один гость, но кто это ты узнаешь, если отгадаешь загадку. Слушай внимательно.

    Меня не растили,

    Из снега слепили.

    Вместо носа ловко

    Вставили морковку.

    Кто же это?

    Ребенок: Снеговик.

    Логопед: Правильно. Смотри, в гости к нам пришел снеговик.

    А когда приходит снеговик, в какое время года?

    Ребенок: Зимой.

    Логопед:- Правильно, зимой.

    Мы очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как падал первый снег, усыпая землю. Рассматривали снежинки. И вот дождались мы снежных, морозных дней. Зимой дует холодный ветер

    Как подует ветерок, так закружится снежок.

    Ой, от холодного ветра ручки у нас замёрзли, давай их согреем, подуем на ручки. Сделай глубокий вдох носом. Округли губы и с силой выдохни воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повтори еще раз, и еще раз. А теперь потри ладошки, чтобы они согрелись, а теперь кулачки потрем. Молодец, теперь наши ручки согрелись.

    2. Основная часть.

    Наш гость снеговик очень хочет научиться правильно произносить звук Ш, давай расскажем ему, что для этого нужно делать. Чтобы правильно произносить звук Ш, мы каждый день должны делать гимнастику для язычка, для губ и щек. Должны научиться правильно дышать, делать правильный плавный выдох. А чтобы язычок стал послушным, я буду делать тебе массаж язычка. А Снеговик будет внимательно за нами наблюдать.

    Расслабь язычок, он становится широким как лопатка. Погладим язычок от кончика к корню языка и обратно. Нарисуем лыжню для лыжников. Лыжники едут и прямо, и зигзагом, и елочкой. Поглажу легонечко от середины языка к краешкам, чтобы язычок стал широким, мягким, послушным. Замедляется движенье,

    Исчезает напряженье…

    И становится понятно:

    Расслабление приятно. Язычок широкий. (Массаж собственно мышц языка, движения от кончика к корневой части языка и обратно; поглаживание от кончика языка к корню языка; легкое поглаживание языка из стороны в сторону.)

    Погладим боковые краешки языка от кончика к корню. Краешки язычка, будут прижиматься к верхним зубам. Умничка, ты мне очень помогаешь. (Поглаживать боковые поверхности языка от кончика к корню.)

    Тихонечко разомнем язычок, чуть сильнее перетираем мышцы. (Легкое разминание с перетиранием от кончика к корню с одной и другой стороны.)

    Рисуем кружочки- комочки на язычке, чуть надавливаем на язычок.

    Круговые растирающие движения.

    Слегка потянем язычок и чуть потрясем. Легкое потряхивание,

    И шпателем похлопаем по язычку, чтобы он стал совсем широким, и послушным.

    А теперь сделаем чашечку язычком, я тебе помогу поднять краешки язычка вверх, прижимай краешки к верхним зубам и подуй на чашечку. А губки выдвигай вперед, я тебе помогу. И подбородок выдвигай вперед, совсем немножко. Подуй на горячую чашечку, остуди горячий чай. Молодец, как хорошо у тебя получается. Замечательный звук слышится. Пошипи еще немного. (Легкая вибрация с использованием шпателя.)

    Убирай язычок в ротик, ты молодец.

    Хорошо нам отдыхать…

    Но пора уже вставать!

    Веселы, бодры мы снова

    И к занятиям готовы!

    Чтобы правильно произносить звук Ш, нужно каждый день делать гимнастику для язычка. Снеговик не умеет делать гимнастику, давай мы его научим. Ты внимательно смотри на меня, а я буду смотреть на тебя. Старайся повторять все за мной, медленно, не спеша.

    (Упражнения: Забор, Трубочка, Окошко, Лопаточка, накажем непослушный язычок, лопаточка копает, Вкусное варенье, Лошадка, Грибок.

    Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают что? Что падает на землю?

    Ребенок: Весёлые снежинки.

    Логопед: А снежинки какие?

    Холодные или горячие? Белые или черные? Легкие или тяжелые? А ещё какие бывают снежинки, а еще какие?

    Логопед: Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

    Давай поиграем со снежинками, ты будешь сдувать их с носа. ("снежинки"-ватные шарики). А ты умеешь правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. Сдувай "снежинки" с носа. Молодец.

    А теперь покажи, как мы делаем чашечку. А теперь подуй на чашечку. "остуди горячий чай". Молодец, какой замечательный звук Ш получается.

    1. Физминутка.

    Логопед: Мы все очень любим зиму, она приносит много игр, давай поиграем со снежинками.

    На полянку, на лужок

    Тихо падает снежок.

    Улеглись снежинки,

    Белые пушинки.

    Но подул вдруг ветерок,

    Закружился наш снежок.

    Пляшут все пушинки,

    Белые снежинки.

    2. Развитие фонематического восприятия.

    Логопед: А теперь давай покажем снеговику игру «Поймай звук». Как только ты услышишь звук Ш, хлопни в ладоши и поймай его.

    Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.

    Логопед: Давай напомним снеговику, где был твой язычок, когда ты произносила звук Ш: вверху или внизу? А краешки язычка ты прижимала к верхним зубам? А губки улыбались или были круглыми? А ветерок был теплым или холодным? Правильно, молодец.

    Итог занятия.

    Логопед: Ты так хорошо играл сегодня, а тебе понравилось играть со снеговиком? Какой звук мы сегодня научились произносить?

    Снеговик очень признателен тебе за помощь. И у него есть для тебя сладкий подарок.

    До свидания!

    Конспект индивидуального логопедического занятия

    Тема: Постановка звука [ш]

    Программное содержание:

    1. Познакомить с правильной артикуляцией звука [ш].

    2. Упражнять в синхронной работе речевого аппарата при постановке [ш]. Развивать кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад и акустический образ звука [ш]. Формировать длительную направленную воздушную струю. Развивать мелкую моторику, память, внимание целостное восприятие.

    3. Воспитывать потребность научиться красиво и правильно говорить.

    Организация: индивидуальное занятие.

    Оборудование: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» с оснащением, магнитофон с аудиозаписью «Листопад», макет осеннего леса, модель верхней и нижней челюстей, речевой профиль звука [ш], артикуляционные упражнения, зеркало, зонд, шпатель, вата, спирт, дидактический материал.

    Ход занятия:

    I. Психологический настрой на правильную речь:

    Какое у тебя настроение? Изобрази его солнечным лучиком или дождевой капелькой на нашем экране.

    Сейчас я приглашаю тебя совершить прогулку в осенний лес, где нас ожидает много интересных открытий. Отправляемся.

    II. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

    («сопряженные» упражнения, объединенные сюжетом «Путешествие пальчиков и языка в осенний лес»). См. приложение.

    Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы снова вернулись в детский сад. Нас гость дожидается-наш давний друг Тигренок.

    III.Объявление темы занятия:

    Сегодня мы будем учить Тигренка правильно произносить звук [ш].

    Описание артикуляции: кончик языка поднят к передней части неба, но не прижат. Язык принимает форму чашечки и его боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слишком напряжены. Губы округлены и выдвинуты вперед. Зубы сближены, но не сомкнуты. Воздух выдыхается равномерно посередине языка. Струя воздуха теплая. Голос не работает.

    IV. Постановка звука [ш].

    а) По подражанию.

    б) От артикуляционного уклада.

    в) С механической помощью от звука с или фрикативного р.

    г) От слога са.

    д) От звука р.

    V. Анализ артикуляции: положение язык

    Характер выдыхаемой струи воздуха. Участие голоса.См. выше.

    VI. Закрепление изолированного звука [ш].

    Игры на звукоподражание: «Шар лопнул», «Осенние листочки шуршат под ногами», «Мышка шуршит».

    Физкультминутка «Листопад» (под аудиозапись).

    VII. Развитие фонематического слуха.

    а) Опознание звука [ш] из ряда изолированных звуков отдаленных по артикуляторным и акустическим признакам: м, к, и, ш, л, д, а, ш, у, н, ш, б, т, х, о, ш (откладывание осенних листочков на столе).

    б) Опознание из слогов: ка, ду, ша, по, бы, ми, шу, ны, ло, ши (откладывание косточек на счетах)

    в) Опознание из слов: шуба, кошка, камыш, шапка, машина, шкаф, мышка, шишка, ландыш
    (хлопки в ладоши).

    г) Опознание из фразы: У Наташи есть плюшевый мишка. У Миши День рождения. Ему подарили игрушечную машину. Увидела кошка мышку и погналась за ней (приседания).

    д) Опознание из текста «Мыши» (загибание пальчиков).

    Мышонку шепчет мышь:
    «Ты все шуршишь, шуршишь».
    Мышонок шепчет мыши:
    «Шуршать я буду тише»

    VIII.Закрепление [ш] в слоге.

    Игра «Говорящие руки». (Правая рука [ш] — левая рука [а] получилось [ша] и т.д)

    IX.Закрепление [ш] в слове.

    Игра «Машина» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)

    X. Закрепление [ш] в предложении.

    Игра «Четвертый лишний» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)

    XI. Домашнее задание:

    нарисовать предметы в названии которых есть звук [ш].

    XII. Итог:

    какой звук отрабатывался, его анализ.

    Напомним Тигренку, чтобы не забывал.

    XIII.Оценка деятельности ребенка на занятии с психотерапевтической направленностью:

    выбор настроения на экране.

    Занятие окончено!

    Приложение

    Путешествие пальчиков и язычка в осенний лес

    Движения или статическая поза рук

    Движения или статическая поза языка

    Однажды пальчики пошли в лес: топ — топ, топ — топ, топ — топ — топ, топ — топ — топ Вверх — вниз, вверх — вниз, вверх — вниз
    Подошли к опушке -ровной — ровной, гладкой — гладкой Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы -горизонтальны Язык ровный, свободно лежит на нижней губе
    На опушке большое дерево. Вот его ствол. Вот его крона Локти, ладони соединены, пальцы –вверх. Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы — в стороны, при этом пальцы загнуты «чашечкой» Язык высовывается и напряжённо тянется к носу Скруглённые края языка загнуты вверх «чашечкой»
    Крона состоит из веток

    листьев, которые играют с ветерком летом, а осенью опадают

    Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются «чашечкой», пальцы широко расставлены и попеременно двигаются; ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища Язык в той же позе

    Движение вверх-вниз (язык со скруглёнными краями), затем язык расслабленно опускается на нижнюю губу

    На дереве — гнездо, а в нём — синица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в гнездо, кормит птенцов Руки соединяются рёбрами ладоней — «чашечкой», большие пальцы то спускаются на дно «чашечки», то поднимаются Язык — «чашечкой», а потом — свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны

    Текст говорит ведущий взрослый (желательны «подсказки» детей)

    Движения или статическая

    поза рук

    Движения или статическая

    поза языка

    Под деревом — грибы с толстой и тонкой ножками Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой -шляпку. Положение рук меняется («грибов-боровиков много»). Указательный палец одной руки -ножка, а ладонь — шляпка (меняются пальцы и положение рук («поганок очень много») Язык мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо присасывается («гриб растёт»)
    Дерево растёт. Грибы растут, собираем их в корзину Руки вверх (к солнцу)

    см. предыдущее упражнение, переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней — кверху

    Язык напряжённо тянется к носу; чередуется присос, «чашечка»; язык опускается на нижнюю губу
    Идём по лесу дальше. . . Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. Имитация ходьбы»
    Растёт дикая яблонька, на ней плоды -яблочки, они кислые Руки от локтя до запястий вместе, ладони — в кулаки, а большой палец — вверх; махнуть рукой (Эх!) Язык скруглённый, выгнутый — с опорой на верхней губу; затем надо сморщиться и слегка высунуть язык
    Но дома сварим из них варенье — во какое! Поэтому соберём их в корзинку Поднять большой палец вверх.

    Переплетение пальцев, ладони -вверх, руки — в стороны

    Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы; Язык — «чашечкой»
    Через лес («топ-топ») вышли к реке Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. Плавное движение широким языком вперёд — назад
    Тяжело нести корзины, увидали лодку Соединённые ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытыми сверху (плавное движение «лодки») Сложить язык пополам -(«лодочкой») и вытягивать его вперёд
    Приплыли домой Соединить пальцы «домиком» Присос — крыша домика ровная

    Докшина А.А.,
    учитель-логопед