Войти
Медицинский портал про зрение
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Проверка остроты зрения у детей. Сам себе окулист

    Проверка остроты зрения у детей. Сам себе окулист

    Зрение помогает детям более подробно познавать окружающий мир. Однако зрительная система довольно хрупкая, уязвимая, и не всегда ребенку удается сохранить хорошее зрительное восприятие, а у некоторых малышей оно имеет врожденные отклонения. Развитию нарушений способствует множество факторов как внешнего, так и внутреннего порядка. В этой статье мы расскажем, как проверить зрение ребенка, что делать, если обнаружены отклонения.

    Детское зрение - особенности

    Зрительная система выполняет важнейшие функции, давая ребенку представление о мире, в котором он живет. Без хорошего зрения эта картинка будет неполной, в развитии малыша образуются «пробелы». Нагрузка, которая ложится на органы зрения, велика. И не всегда маленький организм может с ней успешно справиться.

    Детское зрение отличается от взрослого, в первую очередь, строением самих органов, отвечающих за визуальное восприятие мира. Глазные яблоки у детей пропорционально более короткие. Именно по этой причине пучки света фокусируются у ребенка не на сетчатке, а непосредственно за ней. Такое состояние свойственно дальнозоркости , и исходя из этого можно смело утверждать, что физиологическая дальнозоркость присуща всем новорожденным.

    Глазные яблоки растут наиболее быстрыми темпами в первый год жизни малыша. К 12 месяцам физиологически обусловленная дальнозоркость постепенно отступает. О ее полном исчезновении можно говорить только тогда, когда процесс нормальных параметров глазного яблока завершается. Это происходит обычно в возрасте от 3 до 5 лет.

    Формироваться зрение начинает еще в период маминой беременности. И первый триместр ее особенно важен. Большинство практически неизлечимых или трудноизлечимых врожденных пороков органов зрения обычно связывают с этим периодом, когда в процессе закладки и формирования органов возникла серьезная «ошибка».

    Новорожденный ребенок практически не различает размеров и формы предметов. Он видит мир, как лоскутное одеяло - скопление более и менее ярких пятен. Фокусировать взгляд малыш начинает в возрасте 1 месяца, а уже в 2-3 месяца самостоятельной жизни он в норме умеет следить глазами за движущимся предметом.

    С каждым последующим месяцем хранилище зрительных образов крохи увеличивается, пополняется. Он осваивает речь не только потому, что слышит звуки, но и потому, что видит артикуляцию взрослых и пытается ее механически повторить. Он начинает сидеть, ползать и вставать не только потому, что к этому готовы его позвоночник и мышечная система, но и потому, что он видит, как перемещаются мама и папа и пытается подражать им.

    Зрительный нерв и мышцы у детей дошкольного возраста слабые, очень уязвимые.

    Именно поэтому так важно ограничивать просмотр телевизора, игры за компьютером, а также любую нагрузку на зрение. Если родители внимательно и правильно относятся к профилактике проблем со зрением, то к 6-7 годам зрительный аппарат ребенка становится достаточно крепким, малыш готов к школе и предстоящим там учебным нагрузкам.

    К сожалению, именно в этом возрасте в основном начинают выявляться и первые патологии. Ребенка ведут на медосмотр перед школой, и окулист выявляет то или иное отклонение. Конечно, это не приговор, ведь большинство таких приобретенных нарушений успешно поддаются коррекции. Но проверку зрения родители должны сделать обязательной. И водить ребенка к специалисту не только на медкомиссию, но и для собственного успокоения, чтобы не пропустить начинающуюся болезнь.

    Как проверить?

    Всем без исключения малышам проводят первую проверку зрения еще в родильном доме.Осмотр этот носит поверхностный характер, его проводят без специального офтальмологического оборудования. Такая диагностика позволяет увидеть грубые врожденные пороки органов зрения - катаракту, ретинобластому, глаукому, птоз. Значительно сложнее на таком осмотре увидеть такие врожденные патологии, как атрофию зрительного нерва и ринопатию недоношенных. Остальные заболевания на первом осмотре увидеть практически невозможно.

    Плановые посещения офтальмолога предусмотрены в 1 месяц, в 3 месяца, в 6 и 12 месяцев. На этих осмотрах доктор уже сможет оценить состояние глазного дна, способность зрачка сокращаться при попадании на него луча света, а также выявить некоторые патологии, которые остались незамеченными в роддоме. В первый год жизни родители не хуже любого врача могут заподозрить проблемы со зрением у своего чада.

    Главное - внимательно наблюдать за ребенком. Если в 3-5 месяцев он не фокусирует взгляд на игрушке, если его глазки «дергаются» относительно центра вверх-вниз или влево-вправо, если к этому возрасту малыш не узнает лица родных, то это повод обратиться к офтальмологу внепланово.

    Для детей от 6 месяцев до года врачи используют специальные полосатые таблички. Один глаз ребенка мама закроет своей рукой, а доктор покажет белую табличку, половина которой заполнена черными полосками. В норме кроха должен начать рассматривать именно эту полосатую часть. Потом такой же опыт проводят со вторым глазиком. Этот тест дает доктору возможность оценить, оба ли глаза реагируют на зрительный объект. Аппаратным методом врач изучит состояние глазного дна, сокращаемость зрачка.

    У детей от двух лет оценивают более широкий спектр показателей нормальности зрения:

    • физическое состояние органов зрения;
    • синхронность движения глаз вслед за движущимся предметом;
    • наличие или отсутствие предпосылок к развитию косоглазия ;
    • фокусировка глаз на близком и отдаленном предмете;
    • глубина восприятия объемных пространственных предметов.

    Ответы на эти вопрос даст осмотр органов зрения с применением специального оборудования, а также серия тестов. Для оценки объемности зрительной функции применяют поляризующие очки, для оценки остроты зрения - таблицу Орловой. На ней нет букв и сложных предметов, которые малыш еще в силу возраста не в состоянии понять. Есть знакомые ему простые изображения - уточка, слоник, звезда, елочка, чайник, самолетик и т. д.На просьбу доктора показать уточку или самолет, ребенок сможет отреагировать, если не движением руки в нужном направлении, так хотя бы направлением взгляда.

    Опытному офтальмологу этой реакции будет вполне достаточно, чтобы понять, видит ли малыш нарисованные черно-белые изображения и различает ли их форму. Если на расстоянии пяти метров ребенок различает десятую строку сверху, то его зрение считается стопроцентным. Трудности могут возникнуть только с названиями предметов, потому что не каждый малыш сможет знать очертания чайника или автомобиля. Поэтому предварительно родителям рекомендуется дома, в спокойной обстановке обсудить с ребенком таблицу, показать ему все предметы и отчетливо назвать их.

    На следующем возрастном этапе, в школьном возрасте, ребенку будут тестировать остроту зрения по таблице Сивцева. Это самая известная в России таблица, которая основана на изображении букв. В таблице 12 строк и всего 7 букв, которые повторяются в разном порядке - Ш, Б, Ы, К, М, Н, И.

    Отличным считается результат, если ребенок видит десятую строку с расстояния 5 метров от таблицы. Уменьшение и увеличение количества увиденных строк сможет сказать врачу, какого типа нарушение зрения присутствует у ребенка и какая нужна коррекция. Следует отметить, что при помощи таблицы Сивцева невозможно установить дальнозоркость. Она определяет только наличие близорукости .

    Еще одна популярная таблица для проверки зрения - таблица Головина. В ней нет ни букв, ни картинок, только незамкнутые кольца, повернутые в разных направлениях. Все кольца во всех 12 рядах имеют равную ширину, но с каждым рядом сверху в них они уменьшаются в размере. Напротив каждой строки указано расстояние, с которого человек в норме должен видеть изображение. Оно обозначается латинской буквой D.

    Понятно, что доктор на основании одной только информации об увиденных пациентом предметах или буквах, ставить диагноз не будет.

    Для диагностики болезней глаз у детей назначаются дополнительные исследования:

    • Диафаноскопия. Этот метод позволяет установить возможное помутнение внутренних сред глаза, а также обнаружить внутри глаза опухоли или инородные тела. Малышам обследование проводят под общим наркозом, детям среднего и старшего школьного возраста - под местным обезболиванием. Проводить обследование положено только в темном помещении. К глазному яблоку прижимают диафаноскоп и прижимают его с разной силой, перемещая по склере. Таким образом, удается увидеть интенсивность свечения зрачка. Если свечение затруднено или полностью отсутствует, это может говорить о патологическом уплотнении, о заболевании.
    • Тонометрия. Это обследование тоже проводят в условии стационара, обезболивая ребенку органы зрения или вводя его в состояние медикаментозного сна. Специальный прибор - тонометр при прижатии к глазкам, дает врачу представление об уровне внутриглазного давления.

    • Экзофтальмометрия. Этот метод позволяет установить выпячивание глаза из орбиты и таким образом диагностировать лимфомы, тромбозы и кровоизлияния, а также другие патологии органов зрения. Для этого офтальмолог использует специальный прибор, напоминающий линейку.
    • Аглезиметрия. Метод, позволяющий установить чувствительность роговицы глаза. Для этого ребенку со стороны виска доктор незаметно подносит к глазу кусочек ваты, расширяет веки и слегка касается глазного яблока. По выраженности реакции на такое прикосновения судят о степени чувствительности. Иногда врачи пользуются не ватой, а специальным набором диагностических волосков (по методу Самойлова).

    • Проба Веста. Этот метод позволяет уточнить состояние слезного мешка и проходимость носослезного канала. В глаза ребенку закапывают специальный контрастный состав колларгол или раствор флюоресцеина, носовые ходы закрывают ватными тампонами. Если на вате за отведенное время (не более 7 минут) появятся следы препарата, слезные пути проходимы.
    • Флюоресцеиновая проба. Этот метод позволяет выяснить, цела ли роговица, нет ли на ней механических повреждений. В глаз ребенку закапывают раствор флюоресцеина, а затем очень быстро промывают глаз физраствором. При помощи бинокулярной лупы и зеркала врач осматривает глаз. Места поражения будут окрашены контрастным веществом, закапанным ранее.

    Существуют и другие тесты и методики обследования зрения, которые могут быть назначены ребенку в индивидуальном порядке, если первичный осмотр вызвал некие опасения у врача-офтальмолога.

    Самостоятельная проверка

    Многих родителей интересует, можно ли проверить остроту зрения ребенка в домашних условиях. В принципе, большого труда это не составит, хотя и большого объема информации из такого обследования родители не получат. Ответить на главный вопрос - видит ли малыш, можно и дома. А вот установить причину, по которой он видит недостаточно или не видит, в домашних условиях никак нельзя.

    Зрение ребенка от 3 месяцев до года можно проверить при помощи яркой игрушки. Если ребенок следит за ней глазами, если он на расстоянии 1,5-2 метров видит игрушку в руке у мамы и реагирует на нее, этого вполне достаточно, чтобы заключить, что в целом малыш видит.

    Для ребенка от 2 лет мама может распечатать на обычном листе формата А 4 таблицу Орловой. Показать и назвать на листе все предметы, и только потом, повесив лист на уровне глаз ребенка на расстоянии 5 метров от него, спрашивать, какой предмет вы показываете.

    Нормой считается, если ребенок увидит каждым глазом все изображения десятой строки (отсчитывать сверху вниз). Допускается не более 1 ошибки. Проводить тестирование нужно в помещении, которое хорошо освещено, лучше всего при дневном свете. На раздумья ребенку дают не более 2-4 секунд, один глаз должен быть закрыт во время проверки второго. Важно, чтобы ребенок не щурился.

    Школьника, который уже умеет читать и хорошо знает буквы, можно проверить аналогичным образом при помощи таблицы Сивцева. Ее также можно распечатать на листе формата А 4 и повесить на уровне глаз на расстоянии 5 метров от ребенка. Один глаз закрывают повязкой из черной светонепроницаемой ткани, кусочком картона или пластика. Показывать буквы нужно с верхних рядов, опускаясь ниже.Если ребенок называет без ошибок все буквы в десятой строчке, проблем со зрением у него, скорее всего, нет.

    Домашние проверки зрения не стоит устраивать слишком часто. Достаточно будет тестировать ребенка раз в 3-4 месяца. Пользоваться такими методиками особенно полезно, если у ребенка не выявлено глазных патологий на очередном осмотре у офтальмолога, но есть предпосылки для развития таких недугов:

    • генетический фактор - у мамы или папы плохое зрение;
    • особенности рождения - если малыш появился на свет недоношенным;
    • если в семье есть родственники, страдающие глаукомой.

    Следует знать, что многие нарушения зрения развиваются в детском возрасте постепенно. При этом особых жалоб у малыша не будет, да и симптомы разглядеть будет сложно до тех пор, пока патология не даст о себе знать, а это происходит уже на конечных стадиях. Домашние тесты помогут вовремя заметить тревожные признаки. Если это произошло, не стоит откладывать визит к врачу-офтальмологу.

    Заболевания у детей

    Наиболее распространенные заболевания органов зрения среди детей:

    • Катаракта. При этом заболевании мутнеет хрусталик. В результате нарушается свечение в зрачке. Зрачок выглядит не черным, а сероватым. Недуг вызывает самые разнообразные варианты падения зрения вплоть до его полной потери. Врожденная катаракта обусловлена внутриутробными процессами формирования органов зрения на 8-10 неделе беременности. Приобретенная может быть обусловлена генетически, а также быть следствием травмы глаза, воздействия излучения. Лечится преимущественно хирургическим путем, причем не каждая разновидность катаракты может быть прооперирована в раннем детском возрасте.

    • Врожденная и приобретенная глаукома. При этом недуге повышается внутриглазное давление, нарушается отток жидкости из органов зрения. Сопровождается утратой остроты зрения, прогрессируя, может привести к атрофии зрительного нерва, полной слепоте. Заболевание лечится комплексно - с применением медикаментов и оперативного вмешательства. В большинстве случаев при своевременном обнаружении недуга, лазерной коррекцией можно улучшить зрение.
    • Ретинобластома. Это злокачественная опухоль сетчатки глаза, по проявлениям очень схожая с катарактой. Если заболевание выявляется рано, например, еще в роддоме или в первые месяцы после рождения ребенка, существует возможность сохранить и восстановить его зрение, подшив к склере специальную пластинку с радиоактивным материалом. Позднее выявление патологии предусматривает только одну форму лечения - полное удаление пораженного глаза.

    • Ретинопатия. Это поражение сетчатой оболочки глазного яблока. Чаще всего причиной становятся сосудистые нарушения, когда сосуды оболочки разрастаются и препятствуют нормальному кровоснабжению органов зрения. Если болезнь прогрессирует, ребенок постепенно утрачивает зрение вплоть до полной его потери. У недоношенных детей ретинопатия диагностируется еще в роддоме. У доношенных она может быть выявлена значительно позже. Лечится недуг консервативными методами и оперативно.
    • Атрофия зрительного нерва. При угасании функции зрительного нерва ребенок существенно теряет зрение, и его возвращение и сохранение находится под большим вопросом. При врожденном заболевании оно может быть полным, и зрение будет отсутствовать полностью. Но такое случается нечасто. Частичная атрофия дает шансы на сохранение зрительной функции в определенном объеме. Лечение зависит от места и степени поражения нерва. Чаще всего врачи назначают прием сосудистых препаратов.

    • Воспалительные недуги. Некоторое падение зрения у ребенка может наблюдаться и при воспалительных процессах. К таким состояниям относятся дакриоцистит (непроходимость слезных путей и воспаление слезного мешка), конъюнктивит (воспаление слизистой оболочки глаз), блефарит (воспаление ресничной кромки век), кератит (воспаление роговицы глаза с появлением помутнения и изъязвления). Обычно прогнозы в этом случае довольно оптимистические - при грамотном и своевременном противовоспалительном лечении, болезнь отступает, и зрительные возможности восстанавливаются полностью. В определенных случаях, при запущенных заболеваниях, вернуть функцию полностью не удается, но в 99% случаев удается остановить ее падение.
    • Нистагм. Таким термином обозначаются непроизвольные движения глазных яблок. Часто в народе патологию называют «подергиванием глаз». Нередко нистагм является, по сути, проявлением и врожденной слабости зрения, и состоянием, связанным с поражением некоторых участков головного мозга. Излечению практически не поддается, но спазмолитики временно улучшают состояние ребенка.
    • Пигментный ретинит. Это наследственное заболевание, которое связано с постепенными дегенеративными изменениями в сетчатке. Довольно часто оно проявляется ухудшением зрения еще в детском возрасте. Коррекции заболевание практически не поддается. Известных способов лечения не имеет. Оно продолжает прогрессировать до тех пор, пока потеря фоторецепторов не становится критической и человек полностью лишается возможности видеть.

    • Косоглазие. С жалобами на возможное косоглазие родители малышей приходят к врачам чаще всего. Однако не всегда косоглазие является патологическим. Для детей раннего возраста даже при хорошем зрении некоторая «косость» считается вариантом физиологической нормы. Патология проявляется тем, что ребенку очень сложно сфокусировать взгляд на определенном предмете, поскольку его глаза не могут действовать синхронно. В большинстве случаев косоглазие удается скорректировать при помощи несложной операции. Часто врачи применяют стимуляцию светом. Однако косоглазие само по себе случается редко, чаще оно сопровождает такие распространенные нарушения, как миопию или дальнозоркость.
    • Близорукость (миопия). Близорукий малыш плохо различает объекты, которые находятся от него в удалении. Чем меньше расстояние, с которого маленький пациент видит предмет, тем больше стадия близорукости. Физиологически процесс объясняется тем, что изображение в результате фокусировки появляется не на сетчатке, что считается нормальным признаком здоровья органов зрения, а перед ней. Чаще всего миопия диагностируется у детей, испытывающих существенные нагрузки на зрение - у школьников, например.

    Восстановить ребенку зрение при миопии - задача вполне посильная, хоть на это и потребуется немало времени. Для коррекции назначается ношение очков, контактных линз. В некоторых случаях возможно оперативное вмешательство, которое позволяет эффективно повысить зрение. Если близорукость незначительная, то ее часто удается «перерасти», а также устранить с помощью специальных эффективных упражнений.

    • Дальнозоркость (гиперметропия). При этом нарушении изображение у ребенка проецируется не на сетчатку, а в пространство за ней. Если недуг незначительный, то ребенок будет видеть несколько размыто предметы, находящиеся вблизи от него. При средней и тяжелой форме патологии, размытыми будут и объекты вдали, и предметы вблизи.

    Небольшая детская дальнозоркость является обусловленной особенностями физиологии нормой для детей до 4-5 лет. Лечить такую гиперметропию обычно не надо, и проходит она сама по мере вырастания глазных яблок. Если заболевание развивается позже этого возраста или не проходит, то потребуется лечение с ношением очков, контактных линз, в некоторых случаях - даже хирургическая операция.

    • Астигматизм . Довольно редко эта патология бывает самостоятельной. Обычно она выступает в качестве сопровождения при близорукости или дальнозоркости. Зрение падает из-за нарушения механизмов фокусировки. Такое становится возможным при искривлении формы глазного яблока и хрусталика. Ребенок видит предметы расплывчатыми, поскольку изображение фокусируется в «стерео» – двойном эффекте. Для лечения ребенку назначают ношение очков. Довольно эффективным методом считается лазерная коррекция.

    Существует масса других недугов, многие из которых обусловлены врожденными пороками развития органов зрения, зрительного нерва, сетчатки, роговицы.

    Классификация нарушений

    Классификация всех отклонений от нормальной зрительной функции основана на определении вида нарушения и степени его развития. В первую очередь доктор назначает все необходимые диагностические меры, чтобы выяснить, какое заболевание у ребенка имеет место быть. Затем он установит стадию.

    По стадии нарушения все больные делятся на:

    • слепых (при полной утрате зрения, а также при утрате способности видеть, но сохранении возможности ощущать яркий свет или темноту);
    • частично слепых (при светоощущении и остаточном зрении);
    • тотально слепых (при отсутствии зрения вообще и всех возможностей светоощущения в частности);
    • слабовидящих (при зрении от 0,05 до 0,3).

    Способность видеть две светящихся точки при минимальном расстоянии между ними - это и есть критерий оценки остроты зрения. Степень нарушения определяется в отношении отклонения от нормы, которая составляет 1,0. По этому критерию становится понятно, что народное определение «минус 3» – это не что иное, как миопия легкой степени, а «плюс два» – незначительная дальнозоркость.

    Социальная адаптация детей с незначительными нарушениями не затруднена, ведь малыши с показателями от 0,3 и выше могут посещать обычные школы, учиться затем в университетах и даже служить в армии. При установленной степени нарушения от 0,05 до 0,3 ребенку придется учиться в специальной школе для слабовидящих. При зрении меньше 0,05 ребенок сможет посещать только специализированные школы для слепых и обучаться по особой методике.

    Причины нарушений

    Зрение у детей может начать снижаться в результате прогрессирования некоторых врожденных патологий. Именно поэтому так важно посещать офтальмолога регулярно и обследовать малыша, ведь положительные результаты прошлого осмотра не могут свидетельствовать о том, что и сейчас со зрением у ребенка все в порядке.

    Приобретенные проблемы со зрением могут быть спровоцированы следующими причинами:

    • среды глаза утратили прозрачность;
    • ослабли глазные мышцы;
    • сетчатка поражена и не может выполнять своих функций;
    • зрительный нерв поражен;
    • произошли нарушения в корковом центре головного мозга.

    Внести свои «коррективы» в нормальную работу органов зрения могут тяжелые вирусные инфекции и бактериальные поражения органов зрения. Не последнее место занимают и травмы глаз, а также черепно-мозговые травмы. Иногда родители сами «потворствуют» развитию нарушений - разрешают ребенку долго смотреть телевизор, играть за компьютером, пользоваться гаджетами.

    Симптомы и признаки

    У каждого из перечисленных выше заболеваний имеется своя симптоматика, однако, есть общие симптомы снижения зрения, на которые внимательные родители просто обязаны обратить внимание. Ребенок с нарушением зрения может ни на что не жаловаться, но ощущать определенный дискомфорт он будет в любом случае. Поэтому в первую очередь изменятся поведение и привычки малыша.

    Вот лишь некоторые признаки того, что у ребенка снижается зрение:

    • малыш начинает часто моргать, а когда ему очень интересен какой-то предмет или картинка, он может начать прищуривать один глаз;
    • когда ребенок смотрит на предмет, один его глазик несколько косит в другую сторону;
    • у ребенка не всегда получается сразу схватить нужный предмет, иногда он «промахивается»;
    • ребенок стал часто жаловаться на головную боль и усталость;
    • читать, рисовать и лепить малыш может только очень непродолжительное время, он быстро устает;
    • при обучении самостоятельному чтению малыш начинает водить пальцем по строкам в книге;
    • ребенок не реагирует на показанный издалека предмет, если он не издает никаких звуков;
    • на улице ребенок в возрасте от полутора лет и старше не видит летящих в небе самолетов, не замечает насекомых;
    • ребенок затрудняется с определением цветов;
    • в некоторых ситуациях, когда ребенок торопится или эмоционально возбужден, у него может быть нарушена координация движений.

    Даже если у ребенка обнаруживается три и более симптомов из этого списка, это уже веский повод нанести внеплановый визит в кабинет врача-офтальмолога. Чем раньше выявляются глазные патологии, тем легче их лечить и корректировать.

    Методы лечения

    От большинства глазных болезней при вовремя обнаруженной проблеме удается избавиться еще в детстве. Современная медицина готова предложить массу способов исправления проблемы. Наиболее эффективные и частые в педиатрии следующие:

    • Лазерная коррекция. Это – не операция, а комплекс терапевтических процедур. Такое лечение позволяет приблизить к норме или полностью вернуть зрение при близорукости, дальнозоркости и некоторых формах астигматизма. Такому лечению прекрасно поддаются даже серьезные степени отклонений.

    • Фотостимуляция. При таком лечении на сетчатку глаза ребенка подаются разноцветные сигналы с заданным ритмом. Эти сигналы стимулируют скрытые ресурсы организма на более усиленный режим работы органов зрения. Это улучшает кровоснабжение сетчатки и глазного нерва, а также позволяет мозгу, точнее, той его части, которая отвечает за восприятие зрительных образов, формировать и усваивать новые нейронные связи. Такое лечение назначают при патологиях зрительного нерва, при глаукоме и после операции, при астигматизме и близорукости.

    • Магнитотерапия. Этот метод основан на способности магнитного поля благотворно воздействовать на процесс регенерации тканей. А потому такие физиопроцедуры назначают после операции на глазах, при воспалительных заболеваниях глаз, которые привели к снижению зрения, при кровоизлияниях внутри органов зрения, при травмах роговицы. Лечение магнитным полем эффективно при блефарите, конъюнктивите, при дистрофических изменения в сетчатке, при близорукости и нарушении аккомодации, а также при амблиопии.

    • Электростимуляция. Стимуляция зрения слабовидящих детей и детей с незначительными отклонениями от нормы при таком методе осуществляется за счет воздействия на зрительный нерв электрическими импульсами. При этом восстанавливается нервная проводимость, укрепляются глазные мышцы. За счет импульсного воздействия улучшается метаболизм, обмен веществ в органах зрения. Такую процедуру назначают при атрофии зрительного нерва, близорукости, при косоглазии.

    • Очки и линзы. Достаточно часто детям предписывается ношение очков с определенными диоптриями. Однако не всегда ребенку удобно и комфортно в очках, часто хочется скрыть дефект зрения, к тому же активный ребенок может потерять или сломать очки. Поэтому довольно часто родители задаются вопросом, с какого возраста можно носить контактные линзы. Мягкие и жесткие контактные линзы должен назначить врач, который примет решение о целесообразности их ношения в том или ином возрасте в индивидуальном порядке.

    В медицине считается, что линзы можно носить с 14 лет. Однако современные врачи-офтальмологи более лояльно смотрят на эту проблему, и разрешают ношение мягких лечебных линз с 8-9 лет.

    • Ночные линзы - это относительной новый метод ночной коррекции зрения. Они более жесткие, их задача - воздействовать на роговицу и сетчатку во сне, распределяя нагрузку, оказывая некоторое физическое давление. По утрам линзы снимают, и зрение на весь предстоящий день существенно улучшается. Лечебный курс с такими линзами при средних и легких формах патологии органов зрения обеспечивает восстановление функции глаз без применения дополнительных методов.

    Ночные линзы детям можно носить с 11-12 лет. В любом случае вопрос, не пора ли ребенку, у которого ношение очков заметно влияет на самооценку, перейти на линзы, должен приниматься и врачом, и родителями. Ведь применение линз требует от ребенка аккуратности, соблюдения всех гигиенических процедур, определенных навыков и ответственности.

    Если чадо к этому вполне готово, то против линз доктор вряд ли будет возражать.

    • Зарядка для восстановления зрения. Делать зарядку для глаз можно по нескольким методикам. Наиболее часто педиатры и офтальмологи советуют заниматься с ребенком гимнастикой по системе профессора Жданова. Она предусматривает определенные упражнения. Их семь. «Циферблат часов», «Змейка», «Прямоугольник» и другие фигуры, которые нужно «нарисовать» движением глаз - это лишь базовая часть методики. В нее также входит массаж глаз по Жданову (пальминг) и утренняя гимнастика для органов зрения.

    Также существуют отдельные зарядки для глаз при близорукости и дальнозоркости. Их базовые упражнения показывает и поясняет врач-офтальмолог, который лечит ребенка.

    Особенности развития детей с нарушениями

    Психическое и психологическое развитие ребенка с нарушениями зрения имеет свои особенности. Такие дети более ранимы, более чувствительны к критике. Из-за того, что часто во время игры или обучения они чего-то не могут разглядеть, такие детки очень болезненно воспринимают окружающих и собственные неудачи.

    Если им вовремя не оказать поддержку и психологическую помощь, у малышей может сформироваться агрессия, апатия, упрямство и негативизм.

    При обучении и во время занятий такие дети более заторможены, поскольку из-за недостатка зрительных образов их представления о мире более узкие, чем у здоровых ровесников. Страдает и непроизвольная память, которая основывается на получении и фиксации зрительных образов. Страдает и двигательная память, причем у мальчиков она хуже, чем у девочек. Кратковременная память словесная развита у таких деток отлично, но вот долгосрочная память сильно страдает.

    На физическом развитии недостаточное зрение тоже сказывается, ведь ребенку значительно труднее ориентироваться в пространстве. И если в девятилетнем возрасте слабовидящий ребенок испытывает нарушения в координации движений примерно на 28% от общего числа движений, то уже в 16 лет, при условии, что зрение не улучшается, нарушения координации достигают 52%.

    Психологически ребенок в 3-5 лет чувствует себя значительно комфортнее, чем в более старшем возрасте, когда он научится понимать различие между собой и окружающими сверстниками. Это понимание может сопровождаться замкнутостью, нежеланием принимать участие в мероприятиях, посещать школу. Именно поэтому родителям, помимо лечения, важно заниматься социализацией ребенка.

    При значительной потере зрения, ребенку лучше посещать специализированный детский сад для детей с нарушением зрения. Там применяются совершенно иные методики развития малышей, направленные на более полное формирование их мировоззрения. Большинство дошкольных учреждений такого типа работают по программе Плаксиной – комплексу занятий для обучения и развития слабовидящих деток.

    Этой методикой рекомендуется овладеть и родителям, ведь заниматься они с малышом будут и дома. При этом важно понимать, что такого особого ребенка должны в доме окружать большие и яркие вещи, контрастные сочетания, ведь цветовое восприятие у большинства детей с нарушением зрения сохраняется, и важно поддерживать его. От малыша с проблемами зрения не нужно требовать слишком многого. Но каждое его достижение обязательно следует поощрять, только так у ребенка постепенно сформируется мотивация и воля к адаптации, лечению, обучению.

    Профилактика

    Заниматься профилактикой глазных болезней нужно с самого первого дня нахождения ребенка в доме. Детскую кроватку нужно расположить так, чтобы поблизости не было источников яркого света, зеркал, чтобы ребенок не мог постоянно «коситься» в одну сторону. Доступ к грудничку должен быть со всех сторон, чтобы малыш не был вынужден смотреть только в одном направлении. Игрушки, мобиль и все, что родители хотят повесить над кроваткой, следует размещать на расстоянии не менее 40 сантиметров от уровня глаз крохи.

    В более старшем возрасте важно, чтобы комната ребенка была хорошо освещена, чтобы малыш следил за своей осанкой, не нагибался слишком низко над книгой или листом бумаги при рисовании. Дошкольник должен достаточно времени проводить на свежем воздухе, играть в активные игры. Компьютер и телевизор на пользу детскому зрению не идут - их использование лучше ограничить 20-30 минутами в день.

    Периоды зрительной активности (учеба, рисование, чтение) следует обязательно чередовать с периодами отдыха для глаз - прогулкой, игрой в мяч, пробежкой или поездкой на велосипеде. Смена рода деятельности обязательно должна быть основополагающим фактором в составлении режима дня ребенка. Причем чем старше становится чадо, тем важнее это правило.

    С самого раннего возраста нужно приучить ребенка соблюдать гигиену глаз - не трогать глаза грязными руками, не тереть их, не травмировать инородными предметами, не смотреть на яркий свет, в том числе и на солнечный, на сварку, не заносить в глаза токсичные и спиртосодержащие вещества, которые могут быть в бытовой химии, косметике. Ребенок не должен долгое время находиться в задымленных пространствах.

    Питание ребенка должно быть полноценным и насыщенным витаминами. Продукты, которые улучшают зрение, обязательно должны входить в рацион. Это свежая морковь, свежая петрушка, морская рыба, морская капуста и морепродукты, черника, черешня, шиповник, персики, тыква, кукуруза, картофель, дыня, орехи, мед и цитрусовые.

    Из видео ниже вы узнаете несколько самых распространенных мифов, касающихся зрения. О них расскажет детский доктор Е. Комаровский.

    Главными причинами нарушения зрения являются глаукома, близорукость, катаракта, геронтологические, диабетические изменения глазного дна, при этом немалую роль в развитии этих заболеваний играют технологии, в частности компьютеры, телевизоры и другие устройства.

    Всемирный день зрения (World Sight Day) отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена в календаре для привлечения глобального внимания к проблемам слепоты, нарушения зрения и реабилитации людей с нарушением зрения.

    Одним из факторов, помогающих сохранить зрение и избежать заболеваний глаз, является своевременная профилактика. Важно избегать «синдрома сухого глаза», что актуально для людей, работающих в помещениях при искусственном свете, регулярно делать гимнастику для глаз, при длительной работе за компьютером каждые 30- 40 минут делать перерывы для расслабления глаз, стараться чаще моргать при длительной зрительной нагрузке.

    Второй фактор — это своевременное выявление симптомов, ведь можно избежать до 80 % проблем со зрением, если вовремя обратиться к врачу. Заметив хоть малейшее отклонение в привычном «видении» мира, например при чтении текст расплывается, при взгляде вдаль предметы будто в тумане, глаза слезятся или появилось ощущение «песка в глазах», иногда перед глазами «мушки», есть дискомфорт, боль или зуд в глазах, — важно не откладывая обратиться к окулисту. Имеет смысл также регулярно самостоятельно проверять остроту зрения, чтобы не упустить первые симптомы.

    Как самостоятельно проверить остроту зрения?

    В домашних условиях можно в основном проверить лишь показатель остроты зрения, хотя стоит помнить, что это далеко не единственная важная характеристика человеческого глаза.

    Острота зрения — это способность глаза различать две точки при минимальном расстоянии между ними, то есть это показатель зоркости глаз. За норму принята острота зрения величиной в 1,0 (то есть 100 %). Человек может иметь остроту зрения больше нормы, к примеру, 1,2 или 1,5, но большинство имеет остроту зрения ниже нормы — 0,8, или 0,4, или 0,05 и так далее.

    Фактически мы проверяем расстояние, с которого человек может чётко увидеть предмет. Так, человек с остротой зрения 1,0 сможет прочитать номер автомобиля с расстояния 40 метров, а для человека с остротой зрения в 0,4 это расстояние будет равно примерно 16 метрам.

    Определяют остроту зрения по специальным таблицам с оптотипами, наиболее распространённой является таблица Головина-Сивцева — именно она висит в кабинетах офтальмологов. Распечатать и использовать такую таблицу можно и дома.

    Таблицы для проверки остроты зрения

    Таблицы для проверки остроты зрения составлен из однотипных знаков (оптотипов) разной величины - это могут быть буквы, кольца с разрывом в разных местах (кольца Ландольта) или картинки (для детей). Впервые такую таблицу разработал в 1862 году голландский офтальмолог Г.Снеллен - и она до сих пор используется за рубежом. В России применяется аналогичная таблица, разработанная советским офтальмологом Д.Сивцевым. Она включает буквы и кольца Ландольта.

    Для изготовления таблицы используйте белую матовую бумагу. Размер каждого листа бумаги при печати должен быть А4, а ориентация — альбомная. Распечатав три листа, их нужно склеить между собой и прикрепить таблицу на стену так, чтобы 10-я строчка была на уровне глаз при проверке зрения.

    «Сохраните и распечатайте все три части таблицы»

    Перед проверкой зрения таблицу нужно осветить лампой. Проверяем каждый глаз отдельно, один глаз прикрываем ладонью, а вторым «читаем буквы». Прикрытый глаз не зажмуривайте. Таблица должна быть на расстоянии 5 метров от глаз. На распознавание знака должно уходить 2- 3 секунды.

    Численное значение остроты зрения равно численному значению буквы V в последней из строк, в которых вы не допустили ошибок сверх нормы.

    Острота зрения считается полной, если в рядах с V=0,3- 0,6 вы допустили при чтении не более одной ошибки, а в рядах с V>0,7 — не более двух.

    Если вы получили значение остроты зрения меньше 1,0, то есть вы не видите или видите не все буквы ниже условной 10 строчки, то тогда стоит пройти профессиональный осмотр у офтальмолога, где более подробно проверят характеристики вашего зрения — рефракцию глаза, глазное дно, функциональные и анатомические особенности зрительного аппарата.

    Офисные работники — в группе риска

    Если по роду деятельности вы много времени сидите перед экраном компьютера, то позаботьтесь о защите своих глаз :

    • Отодвиньте монитор подальше, расстояние от глаз до экрана должно быть не менее 50-60 см.
    • Не устанавливайте компьютер напротив окна.
    • Следите за чистотой экрана — не реже, чем раз в неделю, протирайте его специальными салфетками.
    • Позаботьтесь о том, чтобы свет в помещении не был слишком ярким или слишком тёмным.
    • Если глаза устали — делайте комплекс специальной гимнастики.
    • Вечером при сильной усталости глаз промывайте их чаем, настоем ромашки или накладывайте на глаза специальные компрессы.
    • Укрепляйте зрение с помощью питания: в этом помогут жёлтые и ярко-оранжевые фрукты и овощи (тыква, морковь, сладкий перец, апельсины, хурма), мёд, абрикосы в любом виде, черника, морковь и другие.

    Возрастные изменения

    Самые распространённые глазные болезни, приводящие к утрате зрения, — это глаукома, возрастная макулярная дегенерация (ВМД в просторечии называется дистрофией сетчатки) и катаракта. Восстановить зрение можно только при катаракте, изменения при глаукоме и ВМД являются необратимыми. При этом глаукома — это хроническое заболевание, которое может протекать без всяких симптомов, поэтому для своевременной постановки диагноза нужны обязательные профилактические обследования.

    Дегенерация макулы — одна из наиболее частых причин слепоты у людей пенсионного возраста, поэтому каждый человек старше 40 лет, особенно если он находится в группе риска, должен регулярно посещать врача-офтальмолога.

    Зрение является одним из пяти органов чувств человека. С его помощью человек получает информацию об окружающем его мире, распознает предметы и их расположение в пространстве. Важность высокого уровня зрения нельзя переоценить, ведь с плохим зрением жизнь человека очень усложняется. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, так как уменьшение остроты зрения может стать серьезным препятствием на пути полноценного развития ребенка.

    Зачем нужна проверка?

    Начиная с самого периода новорожденности, детям необходимо производить регулярную проверку зрения у врача-офтальмолога. Это необходимо делать в профилактических целях, чтобы не допустить в дальнейшем у ребенка нарушений или ухудшения зрения.

    Заболевания глаз во многих случаях имеют тенденцию к прогрессированию. Например, миопия (или близорукость), как правило, может интенсивно развиваться у детей в школьные годы, когда зрительная нагрузка на глаза усиливается. Также нередким заболеванием является и у детей дошкольного или младшего школьного возраста. Поэтому родителям необходимо предпринять все меры, чтобы как можно скорее улучшить ребенку остроту зрения и не допустить развития слепоты. Как правило, прогрессирующая близорукость приводит к необратимым изменениям центральных отделов сетчатки, что существенно снижает остроту зрения.

    Проверка зрения у новорожденных происходит по следующему графику:

    • Впервые глаза ребенка осматривает врач-офтальмолог в первые часы после рождения. С особым вниманием проверяются недоношенные дети, дети с врожденными патологиями или родовыми травмами, новорожденные после тяжелых родов, так как именно у этой категории детей чаще всего проявляются кровоизлияния или патологии сетчатки.
    • Первая проверка у врача-офтальмологау этой категории детей обычно назначается через месяц после рождения, если есть показания.
    • Здоровый ребенок впервые обследоваться в офтальмологическом кабинете должен через 3 месяца после рождения.
    • Следующий осмотр у здорового ребенка осуществляется в 6 месяцев, и затем в 12 месяцев.

    Таблицу для проверки зрения у детей разработала Орлова. Данная таблица применяется для детей дошкольного возраста, которые еще не научились считать.

    В 12 месяцев у ребенка впервые определяют остроту зрения. В норме она равняется 0,3–0,6 диоптриям.

    Картинки для проверки зрения вы найдете .

    Существующие таблицы для проверки зрения

    Таблица Головина

    В современное время создано немало вариантов таблиц для проверки остроты зрения у детей.

    Первой таблицей, по которой у ребенка проверяют зрение, как правило, становится таблица Орловой. По этой таблице проводят исследование зрения детям с 3-х лет, когда они еще не научились читать и писать. В этой таблице вместо букв используются картинки, которые ребенку хорошо знакомы и которые он без труда сможет назвать.

    Для проверки остроты зрения у детей более старшего возраста используются уже таблицы с печатными буквами. На территории стран СНГ чаще всего применяют таблицу Сивцева или Головина. Существует, также, их иностранный аналог – таблица Снеллена.

    Во многих таблицах определение остроты зрения осуществляется на расстоянии не менее 5 метров. Эта дистанция выбрана офтальмологами по той причине, что у глаза с нормальной рефракцией (так называемой, эмметропией) на этом расстоянии точка ясного видения находится как бы в бесконечности и на сетчатке, таким образом, собираются параллельные лучи, образуя сфокусированное, четкое изображение.

    Читайте также про визометрию глаза в .

    Таблица Сивцева

    Таблица Сивцева является наиболее распространенной таблицей на территории бывшего СССР, которая применяется для проверки остроты зрения у детей.

    Свое имя таблица получила в честь советского врача-офтальмолога Д.А. Сивцева. Таблица Сивцева активно применяется для обследования зрения у детей и взрослых пациентов в современное время.

    При нарушениях зрения положение фокусной точки изменяется. Например, при близорукости фокусная точка находится перед сетчаткой, а при дальнозоркости фокусная точка смещается за сетчатку. Таким образом, изображение не фиксируется в центре сетчатки и предметы кажутся размытыми и нечеткими.

    Как правило, рефракционные отклонения влияют на остроту зрения и требуют коррекции. Чем сильнее рефракция отклоняется от нормы, тем более уменьшается острота зрения. Однако, при этом между этими значениями нет прямой зависимости. Если рефракция в норме, но при этом пациент плохо видит, это может говорить о возможном снижении прозрачности оптических сред глаза. Например, у пациента могут проявляться симптомы амблиопии, катаракты с помутнением хрусталика или роговицы.

    В правой колонке обозначена острота зрения пациента, если он находится от таблицы на расстоянии 5 метров. Эти значения помечены знаком “V=…”. Остротой зрения в профессиональной терминологии врачей-офтальмологов называется способность глаза увидеть и различить две удаленные точки при минимальной дистанции между ними.

    В офтальмологии принято правило, что глаз с нормальной остротой зрения может различить две удаленные точки с угловым расстоянием между ними равным 1 угловой минуте (1/60 градуса).

    Нормальная острота зрения человека соответствует показателю V=1.0, то есть человек со 100%-ым зрением должен быть способен различать печатные знаки первых 10 строк. Однако, некоторые обследуемые могут иметь остроту зрения, которая больше нормы, например, 1,2, 1,5, или даже 3,0 и более. При аномалиях рефракции (близорукость, дальнозоркость), астигматизме, глаукоме, катаракте и иных нарушениях зрениях, острота зрения обследуемого уменьшается ниже нормы и приобретает значения 0,8, 0,5 и ниже.

    В таблице Сивцева значения остроты зрения в первых десяти строчках отличаются шагом в 0,1, последние две строчки – в 0,5. В некоторых нестандартных вариантах таблицы Сивцева используются, также, дополнительно 3 строчки со значениями остроты зрения от 3,0 до 5,0.

    Но эти таблицы, как правило, не применяют в офтальмологических кабинетах современных клиник.

    Читайте также о компьютерной периметрии глаза в .

    Острота зрения по таблице Сивцева проверяется по следующей инструкции:

    • Пациент должен находиться от таблицы на расстоянии 5 метров. Исследования проводятся для каждого глаза отдельно.
    • Правый глаз необходимо крепко закрыть ладонью, так, чтобы он не мог видеть букв в таблице. Вместо ладони можно использовать кусок плотного материала (например, картон или пластик). Таким образом, обследуется острота зрения левого глаза.
    • Строки необходимо читать по порядку, слева направо, сверху вниз. На распознавание знака отводится не более 2-3 секунд.

    Определение остроты зрения по таблице Сивцева довольно простое. Пациент, как правило, имеет нормальную остроту зрения, если смог корректно прочесть буквы в рядах с V=0,3-0,6. Допустима только одна ошибка. В рядах, находящихся ниже V=0,7 допустимо не более двух ошибок. Численное значение остроты зрения соответствует численному значению V в последнем ряду, в котором не были допущены ошибки сверх нормы.

    При помощи этой таблицы определяется только близорукость. Дальнозоркость по таблице Сивцева не определяется. То есть если обследуемый будет видеть все 12 строк на расстоянии 5 метров, это не означает, что он страдает дальнозоркостью. Это говорит об остроте зрения выше среднестатистической нормы.

    Если результат теста будет неудовлетворительным и будет выявлено отклонение от нормы, то возможной причиной снижения остроты зрения у ребенка может быть аномалия рефракции. В этом случае необходимо последующее определение рефракции.

    Таблица Снеллена

    таблица Снеллена

    Таблица Снеллена (Snellen chart) является одной из популярных таблиц для проверки остроты зрения у детей. В современное время эта таблица особенно распространена на территории США.

    Таблица Снеллена была разработана в 1862 году голландским врачом-офтальмологом Херманном Снелленом. Русским аналогом этой таблицы является таблица Сивцева.

    В состав таблицы входит стандартный набор строк, состоящих из латинских букв, которые называют оптотипами (test types). Размер букв, также, как и в таблице Сивцева, уменьшается с каждой строкой в направлении вниз.

    В верхней строке таблицы Снеллена расположены самые крупные символы, которые способен прочитать человек с нормальной остротой зрения на расстоянии 6 метров (или 20 футов). Последующие, нижние строки человек со 100%-ым зрением способен различить на дистанции 36, 24, 18, 12, 9, 6 и 5 метров соответственно. В традиционной диаграмме Снеллена, как правило, напечатаны 11 строк. Первая строка состоит из самой большой буквы, которой может быть E, H, N, или A.

    Зрение обследуемого по таблице Снеллена проверяется следующим образом:

    • Обследуемый располагается на дистанции 6 метров от таблицы.
    • Ладонью или каким-либо плотным материалом закрывает один глаз, другим читает буквы в таблице.

    Острота зрения обследуемого проверяется обычно по показателю самого маленького ряда, который был прочитан без ошибок на расстоянии 6 метров.

    Как правило, если человек с нормальной остротой зрения способен различить один из нижних рядов на расстоянии 6 метров, то значение остроты зрения равняется 6/6. Если обследуемый в состоянии различить только строки, расположенные выше строки, которую человек с нормальной остротой зрения способен прочесть на расстоянии 12 метров, то острота зрения такого пациента равна 6/12.

    Таблица Орловой

    Таблица для проверки зрения Орловой применяется для определения остроты зрения у детей дошкольного возраста. В этой таблице имеются строки со специальными картинками, размер которых становится меньше с каждой строкой в направлении сверху вниз.

    Таблица Орловой

    В левой стороне таблицы, рядом с каждой строкой указывается расстояние, с которого ребенок с нормальной остротой зрения способен различить символы.

    Расстояние помечено символом “D=…”. В правой стороне таблицы указывается острота зрения, если ребенок распознает их на дистанции 5 метров.

    Зрение считается нормальным, если ребенок способен распознать каждым глазом картинки десятой строки с расстояния 5 метров.

    Если острота зрения у ребенка снижена, и он не способен распознать знаки десятой строки, то его приближают к таблице на расстояние 0,5 метра и просят назвать символы верхнего ряда. Острота зрения ребенка определяется по той строке, в которой ребенок сможет правильно назвать все символы.

    Перед обследованием желательно ребенку показать картинки, чтобы он понял, что от него требуется и попросить произнести вслух названия картинок.

    Таблица Головина

    Таблица Головина является, также, достаточно распространенной таблицей для проверки остроты зрения у детей. Как и таблица Сивцева, она используется преимущественно в странах СНГ. Таблица получила свое название в честь известного врача-офтальмолога С. С. Головина, жившего на территории СССР.

    В отличие от таблицы Сивцева, в этой таблице вместо печатных букв используются символы – кольца Ландольта. Строк в , также, двенадцать и кольца, напечатанные в этих строках, уменьшаются в размере с каждой строкой в направлении вниз. Эти кольца имеют равную и одинаковую ширину в каждой строке.

    таблица зрения Головина

    Показатели остроты зрения указаны в правой стороне таблицы и помечены символом «V=…».

    В традиционной таблице Головина возможно определение остроты зрения в интервале 0,1-2,0. Первые 10 строк, как и в таблице Сивцева, отличаются шагом в 0.1, остальные два – в 0,5. В некоторых вариантах таблиц дополнительно используются три лишних ряда для определения остроты зрения выше среднестатистической нормы. Эти строки отличаются шагом в 1,0.

    В левой стороне таблицы указывается расстояние в метрах, с которого человек с нормальной остротой зрения способен распознать символ в данной строке. Оно отмечается символом “D=…”.

    Острота зрения определяется на расстоянии 5 метров отдельно для каждого глаза.

    Видео

    Выводы

    В детском возрасте никогда не стоит игнорировать офтальмологические обследования, поскольку именно в этом возрасте могут быть впервые обнаружены серьезные глазные заболевания, которые с течением времени способны привести к заметному ухудшению зрения и даже к слепоте, что может сильно препятствовать нормальному развитию ребенка. Сейчас созданы разные , по которым определяют и качество периферического зрения, и остроту, и другие показатели. Особенно с тем учетом, что сейчас активно набирает обороты такое заболевание, как .

    Зрительная система начинает работать ещё в то время, когда эмбрион находится в материнской утробе. Уже научно доказано, что плод способен реагировать на свет, проникающий через стенку живота женщины. При этом зрение формируется даже после рождения, и только в школьном возрасте она становится полноценной. Крайне важно следить за тем, как развивается организм у детей, иначе можно своевременно не заметить возникшие проблемы. Следует разобраться, как быстро проверить зрение у ребенка в домашних условиях. Существует ряд методов, которые позволяют получить максимально точные результаты.

    Почему проверка зрения ребёнка так важна

    С момента рождения важно регулярно посещать офтальмолога для того, чтобы своевременно распознать проблемы со здоровьем. Нередко родители могут даже не подозревать о том, что у грудничка имеются офтальмологические недуги. Многие болезни прогрессируют именно в детские годы, поэтому в данный период жизни крайне важно приостановить их развитие.

    Именно дети больше всего склонны к офтальмологическим недугам, потому как их организм ещё недостаточно развился, а иммунная система работает недостаточно хорошо. Сразу после рождения сложно понять, присутствует ли дальнозоркость, близорукость, астигматизм. Как правило, подобное удаётся выяснить только спустя годы. В любом случае не стоит игнорировать тревожные симптомы, если таковые возникают. Когда родитель предполагает, что несовершеннолетний по каким-то причинам не может полноценно видеть мир, необходимо провести оценку состояния зрительной системы.

    Взрослые люди должны внимательно следить за самочувствием младенца, чтобы своевременно распознать проблему. Надо сразу же начинать лечение, чтобы улучшить остроту зрения. Предстоит придерживаться определённого графика для того, чтобы своевременно распознать проблему.

    Когда проводить проверку:

    1. Сразу после рождения врачи проверят, существуют ли у новорожденного патологии. Особое внимание уделяют недоношенным детям, а также тем, у которых была родовая травма или имеется врождённое заболевание. Дети, которые появились при тяжёлых родах, тоже подлежат тщательной проверки.
    2. Если имеются показания, тогда через месяц после появления на свет требуется посетить окулиста.
    3. Если грудничок здоров, тогда на приём предстоит отправиться через три месяца с момента рождения.
    4. Зрение в обязательно порядке проверятся в полгода и в год. В этот период чаще всего проявляются возможные заболевания.

    В домашних условиях можно проверить младенца даже без использования специальных приборов. Для этого следует понаблюдать за тем, как малыш реагирует на разные предметы. Их понадобится показывать перед ним. Если грудничку уже есть два месяца, тогда он будет следить глазами за предметом, который движется на определённом расстоянии. Трёхмесячные младенцы способны зафиксировать свой взгляд на конкретном предмете. В полгода он даже сможет узнать знакомый объект, который недалеко находится.

    В один год младенцы могут рассмотреть то, что расположено от них на расстоянии одного метра. Если уже исполнилось два года, тогда детям удаётся распознать предметы, которые располагаются ещё дальше. На этом формирование зрительной системы не заканчивается, так как оно продолжается вплоть до поступления в школу. Естественно, каждый организм индивидуален, поэтому сложно однозначно сказать, в каком возрасте ребёнок сможет полноценно видеть окружающий мир.

    Исходя из этого, можно понять, как без врачей проверить зрение ребенку в домашних условиях. При этом важно понимать, что самостоятельная процедура не может дать точный ответ на вопрос. Если возникнут подозрения по поводу того, что имеются отклонения, тогда нужно сразу посетить офтальмолога. Только в этом случае удастся однозначно понять, с чем именно приходится иметь дело, а также как лечить патологию.

    Как проверить дошкольника

    Уже стало понятно, что грудничков непросто проверять, потому как в младенческом возрасте можно лишь сделать примерные выводы по поводу зрительной функции. Начиная с 3 лет, удастся использовать специальную таблицу Орловой для процедуры. Многим детям ещё неизвестны все буквы, поэтому вместо них имеются картинки.

    В таблице всего 12 рядов, при этом их размер зависит от высоты расположения. Верхние изображения больше по размеру, а нижние меньше. Слева будет указано, где именно должен находиться пациент, чтобы хорошо видеть строчку. Справа помечается острота зрительной функции.

    Если дошкольник отойдёт на 5 метров от таблицы и увидит 10 строку, тогда у него всё в порядке с глазами. Когда он не может рассмотреть картинки, стоит обратиться к окулисту. Только специалист поставит диагноз, проведя инструментальное обследование. Если повезёт, то врач объяснит родителям, что со здоровьем на самом деле всё в порядке.

    1. Малыша следует попросить назвать все фигуры, которые он видит на таблице. Нередко случаются такие ситуации, когда дошкольник попросту не знает название определённого предмета. Предстоит убедиться, что он понял суть задания и понимает, как именуются все изображения.
    2. Домашняя проверка у детей быстро вызывает чувство усталости. Рекомендуется в каждом ряду показать по одному объекту, при этом начинать необходимо с верхних строк.
    3. Если дошкольник не вспомнит название конкретной картинки, тогда можно показать другую, которая находится в этом же ряду. Действие следует повторять до тех пор, пока малыш не назовёт правильно предмет.

    Во время теста предстоит закрывать один глаз, при этом предстоит следить за тем, чтобы дошкольник не щурился. Для ответа рекомендуется давать не более 5 секунд. Если обследуемый человек не сможет увидеть все ряды, тогда можно заподозрить нарушение зрительной функции.

    Как устроить проверку для ученика

    Школьники тоже должны проверять своё зрение, так как оно способно ухудшаться с возрастом. Учитывая тот факт, что дети уже знают алфавит, можно использовать классическую таблицу Сивцева. Именно её используют в больницах, потому как она позволяет получить максимально точные результаты.

    Инструкция:

    1. Школьный должен отойти на 5 метров, а затем прикрыть один глаз рукой.
    2. Теперь он должен называть все буквы, на которые будет показывать другой человек. Щуриться нельзя, а также не следует подглядывать вторым глазом.
    3. Начинать нужно с верхних строк и постепенно двигаться к нижним.
    4. Когда ученик назвал все буквы в десятой строке, тогда можно не беспокоиться о наличии нарушений.
    5. Каждый глаз нужно проверять отдельно, потому как только так будет получен точный результат.

    Школьник обязан успеть рассмотреть букву за 3 секунды, при этом не нужно напрягать глаза. Тест укажет на имеющиеся отклонения, но окончательный вывод сможет сделать только офтальмолог. Как правило, подобные проверки не занимают много времени, поэтому ученики не устают. Достаточно будет раз в полгода или год проверять зрительную функцию для того, чтобы убедиться в отсутствии отклонений.

    Родители при выборе подходящей методики обязаны основываться на возраст малыша. Если ему ещё сложно называть буквы, тогда лучше показывать исключительно картинки. Это значительно упростит задачу, так как не придётся объяснять названия.

    Следует отметить, что если малыш хорошо видит только верхнюю строку, тогда острота зрения – 0,1. Когда удаётся разглядеть 2, то показатель 0,2. Если видно даже 10 строчку, то зрительная функция соответствует значению 1,0. Некоторые малыши видят 12 ряд, и это говорит о том, что острота составляет 2,0.

    Родителям важно знать, что в три года нормальным показателем будет 0,6 условных единиц. Следовательно, ребёнок сможет разглядеть 6 строчку, но не увидит более мелкие картинки. Начиная с 7 летнего возраста, значение должно соответствовать 1,0. Именно такой показатель применяется к взрослому человеку.

    Самостоятельно не рекомендуется заниматься лечением, если не хочется столкнуться с негативными последствиями. Возможно, проблемы нет, и малыш по каким-либо другим причинам не смог правильно назвать изображение/букву. В любом случае стоит посетить окулиста, если есть подозрения на заболевания. В детском возрасте значительно проще устранить имеющуюся проблему, поэтому важно не терять ценное время и сразу начать бороться с проблемой.

    Зрение является не только важным органом чувств, но и незаменимым источником познания окружающего мира. Ведь знакомство с любым объектом начинается с установления визуального контакта.

    Лежащий в колыбели младенец получает представление о предметах, внимательно разглядывая их. На первых порах он еще не может добраться до интересующих его объектов, потрогать их или попробовать на вкус. Эти умения приходят позже. Таким образом, хорошее зрение является неотъемлемой составляющей полноценного развития ребенка. Контроль его остроты может осуществляться в домашних условиях. В этом родителям поможет таблица для проверки зрения у детей, приведенная в данной статье.

    Зрение малышей до трех лет

    Свою первую проверку зрения младенец проходит, едва появившись на свет. Неонатолог осматривает глазки новорожденного без применения специальных приборов. Подобную проверку сложно назвать полноценной, однако она позволяет определить врожденные аномалии и патологии развития глаз. Наиболее пристальное внимание уделяется недоношенным детям и младенцам, перенесшим тяжелые роды. При выявлении каких-либо отклонений, неонатолог дает направление к офтальмологу. Плановые проверки зрения у окулиста на первом году жизни крохи осуществляются в 3, 6 и 12 месяцев.

    Оценить остроту зрения младенца родители могут и в домашних условиях, наблюдая за его поведением при демонстрации различных объектов. Зрачки двухмесячных малышей реагируют на свет, а глаза следят за движущимся на некотором расстоянии предметом. В три месяца крохи различают лица родных людей и фиксируют взгляд на различных объектах. Полугодовалые младенцы узнают знакомые предметы, расположенные на различном расстоянии от него. К своему первому дню рождения они начинают видеть мелкие объекты с метрового расстояния. К двум годам дистанция увеличивается до 2,5 метров.

    Комаровский Евгений Олегович, детский врач высшей категории: «В 2-3 месяца ребенок уже способен фиксировать взгляд, следить за мамой. То есть сам факт того, видит младенец или нет, понятен любому взрослому. Однако самостоятельно определить остроту зрения грудного ребенка родители не в силах. Вполне очевидно, что в первые месяцы жизни она на порядок ниже, чем у взрослых. Поэтому осмотр окулиста в возрасте около года всегда желателен. На этом этапе можно адекватно оценить состояние органов зрения. Другой вопрос: что зависит именно от нас? Нужно стараться, чтобы предметы, которые мы подносим ребенку, находились от него на расстоянии 40 см. Тогда малышу не придется напрягать глаза, чтобы рассмотреть их. Игрушки должны быть достаточно яркими и крупными. Тогда ребенку будет удобнее за ними наблюдать».

    Проверка зрения у дошкольников

    Таблица Орловой для проверки зрения у детей оптимально подходит ребятишкам от трех лет. Поскольку дошкольники в совершенстве не владеют алфавитом, буквы в ней заменены на простые и понятные картинки:

    Таблица состоит из 12 рядов картинок, размер которых уменьшается сверху вниз. В левом столбце указано расстояние, с которого здоровый ребенок должен видеть ту или иную строку. Оно обозначено буквой D (дистанция) и выражено в метрах. В правой части таблицы указана острота зрения, которая скрывается под буквой V (visus). Находясь на расстоянии 5 метров от таблицы, ребенок должен хорошо различать ее 10 строку. В этом случае острота его зрения равна 100%. Если с пятиметровой дистанции ребенок различает лишь первую строку то результат равен 0,1 или 10%. И так по нарастающей.

    С помощью «таблицы Орловой» родители могут проверять зрение дошкольника в домашних условиях. Для этого достаточно распечатать ее на листе формата А4, закрепить на уровне глаз ребенка и обеспечить хорошее освещение. Ввиду небольшого размера таблицы дошкольника следует расположить на расстоянии 2,5 метра от нее. Что нужно сделать перед проверкой? Рекомендуется заранее познакомить ребенка с изображениями на таблице. Это поможет родителям убедиться в том, что дошкольник знает все картинки и правильно называет их.

    Кристина, мама трехлетнего Владислава: «Решила протестировать зрение ребенка в домашних условиях по таблице Орловой. Скачала ее из Интернета, распечатала, повесила на стену, отвела сына на нужное расстояние и стала показывать картинки. При этом мне даже не пришло в голову заранее обсудить с ним изображения, назвать их. С верхней строчкой у нас проблем не возникло: звезду и грибок сын различил с ходу. А вот на втором ряду начались заминки. Ребенок не знал, как правильно назвать кольцо и поэтому просто молчал. Я сначала заволновалась, а потом поняла в чем проблема. В итоге сели с сыном и обсудили все символы. Результат следующей проверки меня приятно удивил».

    Как проверять зрение ребенка по таблице? Необходимо отвести дошкольника на нужное расстояние и попросить его закрыть один глаз рукой. Далее нужно поочередно указывать на картинки, начиная с верхнего ряда и постепенно спускаясь вниз. Не стоит требовать от ребенка называть все изображения в ряду, достаточно будет одного-двух. Если на каком-либо столбце дошкольник споткнулся и неверно назвал символ, следует дать ему вторую попытку. При повторной ошибке, необходимо вернуться на строчку вверх. Результат оценивается по тому столбцу, на котором ребенок увидел все изображения (допускается лишь одна ошибка с последующим исправлением). Далее следует закрыть второй глаз и повторить ту же процедуру. При проведении проверки важно следить, чтобы ребенок не щурился и раздумывал над ответом не более 5 секунд.


    Проверка зрения у школьников

    Когда ребенок идет в школу, остроту его зрения начинают проверять по другой таблице. Она подразумевает знание алфавита. Таблица окулиста для проверки зрения школьника выглядит следующим образом:




    Принцип проверки остается тем же. Школьника отводят на расстояние 5 метров от таблицы и просят закрыть один глаз. С этой дистанции ребенок должен назвать десятую по счету строчку. Отсутствие ошибок свидетельствует о 100% зрении. Проверять зрение по этой таблице также можно в домашних условиях, распечатав ее на листе формата А4 и расположив ребенка на расстоянии 2,5 метра.

    Таким образом, способ проверки остроты зрения напрямую зависит от возраста ребенка. Если младенцам до года необходимо пройти три плановых приема у офтальмолога, то для деток постарше подойдет домашняя диагностика. Таблица Орловой с простыми и понятными иллюстрациями станет лучшей помощницей родителей дошкольников в этом вопросе. После знакомства ребенка с алфавитом можно будет перейти к стандартной таблице окулиста, привычной для большинства взрослых людей.