Войти
Медицинский портал про зрение
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Презентации на тему сон лучшее лекарство. "Сон - лучшее лекарство" -урок гигиена и самообслуживание

    Презентации на тему сон лучшее лекарство.

    Современные мультфильмы и дети. Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что телевидение - это эффективный канал управления человеком. По прогнозам ученых, деструктивные манипуляции личностью средствами массовой информации, наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями, могут превратиться в проблему начала третьего тысячелетия. Современные технологии, новейшие приемы манипулирования сознанием наибольшую опасность представляют для маленьких телезрителей. Именно дети, по данным С. Кара-Мурзы, А.В. Романова и др., - наиболее незащищенная группа получателей сообщений. Они пассивно поглощают все то, что воздействует на них с голубого экрана. В отличие от взрослых, они не всегда могут защитить себя: игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись, отказаться от просмотра сомнительных программ и мультфильмов.

    Средство воспитания или технология манипулирования? Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм - это эффективное средство воспитания ребёнка.

    Признаки «вредного мультика» К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для ребёнка последствия. Опираясь на мнения Д.В. Андрющенко, Н.Е. Марковой, И.Я. Медведевой, перечислим несколько признаков «вредного мультика», от просмотра которого стоит оградить ребёнка.

    * Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. Исследования А. Бандуры, проведённые им и его коллегами ещё в 60-х годах ХХ века, доказали, что сцены телевизионного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера. Более того, регулярный просмотр агрессивных телепередач 8-летними детьми является предвестником совершения ими серьёзных уголовных преступлений к 30-летнему возрасту.

    * Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

    * Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. Ещё несколько десятилетий назад Е.В.Субботский описывал эксперименты, проводимые с детьми дошкольного возраста, в которых демонстрировалась склонность ребёнка к подражанию. Ещё тогда он задавался вопросом: как преодолеть «всеядность» подражания, сделать так, чтобы ребёнок, копировав хорошее, воздерживался от подражания дурному?

    * Транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Можно представить, какие последствия просмотр подобных сцен может иметь, например, для дошкольника, если известно, что дошкольный возраст - это период активной половой идентификации ребёнка.

    * Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов не заставит себя ждать. Первыми почувствуют его близкие взрослые в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя.

    * Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные - наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем - неизбежно страдает внутреннее самоощущение малыша.

    Перечень признаков вредных для ребёнка мультфильмов, несомненно, не закончен. Можно спорить о том, кто и с какой целью, осознанно или не очень допускает выход в прокат подобной продукции.

    Как «правильно» смотреть мультфильмы? Мультфильм - это эффективное средство, в одном случае решения благородных задач воспитания малыша, в другом - манипулирования, скрытого управления им. Долгое общение с героями таких «вредных мультфильмов », по словам Н.Е. Марковой, Э.Н. Успенского, может стать причиной появления целого поколения «моральных и физических уродов». Подводя итоги, отметим, что от нас, взрослых, зависит будущее наших детей. В качестве напутствия для родителей можно привести следующие рекомендации специалистов.

    * Во-первых, следует отказаться от показа телевизионных передач и мультфильмов детям младше двух лет. Общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день. Целесообразно ограничить просмотр телевизора ребёнком после перенесения тяжелой болезни, малышам с нарушениями центральной нервной системы, а также детям, пережившим стресс, невротически ослабленным, впечатлительным и внушаемым.

    * Во-вторых, при выборе детской телепередачи или мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, через воспроизведение последовательности событий у ребёнка складывается более ясная и цельная картинка происходящего. Не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами - хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.

    * В-третьих, никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается. Давайте отложим дела, и уделим малышу немного нашего внимания!

    Цели: рассказать учащимся о значении сна в жизни человека; сформулировать важные условия полноценного сна.

    I. «Приключения Вовы Сидорова» (инсценировка).

    Действующие лица: Фея, Царь, Царевна, Вова Сидоров, Учитель, стражники.

    Действие 1

    Входит Фея.

    Фея . Здравствуйте ребята! Я Фея. Сегодня я расскажу вам одну очень интересную историю о мальчике Вове Сидорове, ученике 2 «А» класса, но эта история могла приключиться с каждым из вас...

    Действие 2

    Фея. А тем временем в тридевятом царстве, тридесятом государстве сидел на троне Царь и горевал о своей дочери, спящей непробудным сном вот уже 10 лет...

    На сцене печальный Царь.

    Фея. Здравствуй, Царь-батюшка! Все печалишься?

    Царь . Здравствуй, Фея! Да, не могу я видеть дочь спящей.

    Фея. Но, может, есть средство, способное разбудить ее?

    Царь . Я все испробовал. И магов приглашал заморских, и колдунов разных, ничего не помогает.

    Фея. А все ли это?

    Царь . Может, ты знаешь что-то еще?

    Фея. Однажды я искала одну книгу, а нашла совсем другую, книгу той колдуньи, что погрузила Царевну в сон. В ней говорится, что ее разбудит тот, кто первым попадет в наше Царство сновидений спустя ровно 10 лет с того часа, как она заснула.

    Царь. Я отдам ему полцарства и дочь в жены.

    Фея. Не торопись, государь! А что если это будет плохой человек?

    Царь . И то верно. Но что делать?

    Фея. Есть способ. Ты прикажи страже схватить его, да посули свободу. Она ему дороже будет.

    Царь . Хорошо, давай ждать назначенного часа.

    Действие 3

    Фея. А тем временем на уроке...

    Учитель. Сон - это самый эффективный способ снятия утомления, восстановления нервных клеток, работоспособности. Никакие самые совершенные медикаменты не могут сравниться со сном по целебному воздействию на утомленный мозг. Стоит человеку выспаться несколько ночей подряд, и он чувствует себя совершенно здоровым. При переутомлении глубина сна нарастает медленно, и вы засыпаете с трудом, а встаете вялым и разбитым.

    Но длительный сон вреден здоровому человеку, так как приводит организм в пассивное состояние.

    Подросткам и детям достаточно спать 9-11 часов в сутки, 20-50-летним - не менее 8 часов, людям старше 50 лет - 6-7 часов. Нельзя при помощи кофе, чая, обливания холодной водой отгонять естественную сонливость для продолжения работы - это приводит к бессоннице. Людям, расположенным к полноте, следует остерегаться послеобеденного сна, так как он ведет к накоплению жира.

    Важным условием для нормального сна является правильный режим жизни : насыщенный трудовой день, интересная работа, умелое сочетание умственной и физической нагрузки, рациональный режим питания, активный отдых, занятия физкультурой.

    Чтобы сон был глубоким, нужно создать для этого условия, ограничив до минимума шум, непогашенный свет. Необходимо обеспечить приток свежего воздуха в спальню в течение всей ночи, так как мозг потребляет во сне такое же количество кислорода, как и при бодрствовании.

    Условия для нормального сна: за час до него необходимо исключить поступление какой-либо информации. Перед сном принять теплую ванну в течение 8-10 минут, это содействует успокоению и расслаблению мышц, но не душ - он бодрит.

    Желательна небольшая прогулка перед сном, легкий ужин или стакан кефира.

    Различают 2 вида сна: медленный и быстрый. 4-5 раз за ночь у человека начинают двигаться глаза, повышается давление крови, учащается пульс и сердцебиение. Этот сон называется «быстрый». В период быстрого сна и происходят сновидения. Он составляет 25 % от общего времени сна. Сновидения носят защитный характер - они продлевают сон.

    Медленный сон составляет 75 % от общего времени сна и протекает без сновидений. Замедляются ритмы сердца, снижается артериальное давление, дыхание становится медленным (редким). Все это происходит в течение медленного сна.

    Бессонница возникает при стрессовых состояниях, злоупотреблении лекарствами или их передозировке, ушибах головы, заболевании внутренних органов, несоблюдении правил гигиены (например, вы не почистили зубы). Возникновению бессонницы также способствует плотная еда на ночь или сон на голодный желудок, неудобная постель, свет, шум, душное помещение, погодные условия, просмотр на ночь остросюжетных телепередач.

    Если у вас проблемы с ночным сном, старайтесь не спать днем, ложиться спать не слишком поздно, ужинать легко, избегать кофеина за 6 часов до сна.

    Действие 4

    Фея. А тем временем Вова попал с Царство сновидений... Входит Фея.

    Вова . Здравствуйте, тетя.

    Фея. Я не тетя, я - Фея.

    Вова. Фея?! Ну, тогда, может быть, вы скажете мне, где я нахожусь и как я сюда попал.

    Фея. Ты находишься в Царстве сновидений. А как ты сюда попал, сам догадайся. Что ты вчера вечером делал?

    Вова . Ну, телевизор допоздна смотрел да чипсы жевал.

    Фея. Поздно лег, наверно. Не выспался. Проспал и в школу опоздал.

    Вова. Да. А откуда вы знаете?

    Фея. Я же Фея.

    Вова . Верно. И что же мне теперь делать?

    Фея. Ну, ты тут осмотрись, а у меня дела.

    Вова . Да, интересно.

    Стражники . Держи его! Хватай его!

    Вова . Вора какого-то ловят, пойду посмотрю.

    Стражники хватают Вову.

    Действие 5

    Фея. И привели Вову к Царю...

    Царь . Ты зачем нарушил владенья мои?

    Вова . Да я не нарушал, я ученик 2 «А» класса Вова Сидоров. Царь. И что же мне с тобой делать? В тюрьму посадить или голову отрубить?

    Вова . Ой, не надо!

    Царь . Молчи, холоп!

    Фея. Дозволь, царь, мне слово мое волшебное молвить.

    Царь. Говори.

    Фея. Давай поручим ему Царевну разбудить.

    Царь . Да, нет. Это безнадежно.

    Фея. Но все-таки попытаться можно.

    Царь. Ну, хорошо. А если не разбудишь (обращаясь к Вове), отдам я тебя своей колдунье Бессоннице, она таких, как ты, любит.

    Действие 6

    Фея . И повели Вову к Царевне...

    Вова. И как же мне ее будить? Пошуметь, что ли? Эй, вставай! Вставай! А может, наоборот, тихо сказать. Вставай! Ничего не помогает. Ребята, а может, вы мне поможете?

    Разбудить велела Фея,

    Только как, я не умею.

    Пошуметь нам очень нужно

    И похлопать дружно, дружно. (Дети хлопают.)

    Нет, не помогает. Что же делать?

    Фея . Чтобы разбудить Царевну, ты должен найти цветик-семицветик.

    Вова . И где я его найду?

    Фея. А вот он.

    Вова . И что мне делать?

    Фея. Ты должен ответить на мои вопросы.

    Вова . Я ничего не знаю. Ребята, помогите!

    Вопросы:

    1. Что такое сон и важен ли он для человека?

    2. Какие фазы сна различают и чем они характеризуются?

    3. Почему возникает бессонница?

    4. Здоровый сон. Какой он?

    5. Что вредит сну?

    6. Важен ли сон для животных?

    Дети помогают Вове ответить на вопросы.

    Вова . Ой, спасибо, ребята! Кажется, разбудили.

    Царевна. Долго ли я спала?

    Вова . Долго.

    Фея. Молодец!

    Царь . Теперь я отдам тебе полцарства и дочь.

    Вова. Да, нет, царь. Ты лучше верни меня домой.

    Царь . Ну, хорошо, ведь я же обещал. А ты, дочь, пойдем со мной. Прощай, Вова!

    Фея . Вот и перенесла я его обратно, и с тех пор Вова исправился.

    Вова . Да, теперь я соблюдаю режим дня!

    Фея . Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец.

    II. Конкурс.

    Учитель.А теперь выполните несколько заданий.

    1. Кроссворд «Сон».

    Найдите в данном кроссворде знакомые вам слова, способствующие здоровому сну либо мешающие ему.

    Ответ: кровать, одеяло, ужин, кошмар, боль, кино, подушка, игрушка, полотенце, сон.

    2. Задание «Найди слово».

    Глядя на картинку, отгадайте зашифрованное слово.

    Ответ: сновидение.

    3. Задание «Фазы сна».

    Какие из данных симптомов относятся к быстрому сну, а какие - к медленному? (Распределите и занесите в таблицу.)

    Симптомы: движение глаз, дыхание становится редким, замедление ритма сердца, учащение пульса, сердцебиение, снижение артериального давления, сновидения.

    4. Задание «Помогите ребенку заснуть».

    Что нужно для того, чтобы заснуть без таблетки?

    (Перечислите важные условия крепкого сна и причины, приводящие к его нарушению.)

    Учитель . Что нового вы узнали сегодня?

    Как сделать сон полезным?

    Соблюдаете ли вы все эти правила?

    Цель: Познакомить детей с гигиеной сна, расширить кругозор и словарный запас.

    Задачи: Расширить знания детей о пользе сна; побуждать к выполнению

    режима дня.

    Ребята нашу беседу я хочу начать словами А. С. Пушкина «Я сон пою – бесценный дар Морфея».

    Наша беседа посвящена сну. Отгадайте загадку: «Что можно увидеть с закрытыми глазами?» (ответы детей). Загадок о сне народ сочинил много. Давайте мы их с вами прочитаем и отгадаем.

    1).Каждый вечер добрый Гном

    К нам приходит в тёплый Дом.

    Спать уложит он Ребяток

    Караулит у кроваток.

    Поправляет одеяльца.

    Рады мы за постояльца.

    Просыпаются Ребятки

    Удирает без оглядки!

    2). Закрыл глаза и захрапел,

    Кот словно в пропасть полетел,

    И спящий видит он,

    Мурлыча, сладкий

    Ребята подумайте и скажите «Что такое сон, как вы понимаете?» (ответы детей).

    Еще с древних времен люди задумывались над этим вопросом, и по настоящее время ученые не могут дать точного определения сну. Каждый из вас знает, если не выспишься, то на уроке бываешь рассеянным, плохо соображаешь, зеваешь. Ведь детям надо много спать, чтобы восполнить ту энергию которую они затратили за день, бегали, играли. После активно проведенного дня, устают не только мышцы, но и многие другие органы: легкие, сердце, печень. Особенно нужен отдых мозгу, чтобы на следующий день он мог хорошо, активно работать. Вспомните, когда учим стихотворение – плохо запоминается, уже и так и эдак и рисуем картинку перед глазами. А утром один, два раза прочитал и рассказал, почему? Да потому, что мозг отдохнул. Когда вы спите отдыхают и ваши кости, благодаря этому они лучше растут, не зря говорят, что во сне дети лучше растут.

    Вечером, когда вам говорят пора спать, готовимся ко сну, вам не охота идти спать, хочется позаниматься еще какими-то своими делами, вы начинаете спорить, капризничать. Это очень глупо и вы теперь узнаете, почему? Но взрослые знают, что ребенку надо много спать и отдыхать, чтобы он рос здоровым. И еще родители – взрослые знают, что дети, которые мало спят, часто болеют.

    Ученые, изучающие влияние сна на здоровье человека разработали 9 правил, которых нужно придерживаться.

    Правила здорового сна.

    1. Перед сном совершить спокойную прогулку, принять теплый душ или умыться, почистить зубы, помыть ноги, приготовить постель.

    2. Ужинать надо за 1-2 часа до сна, не есть на ночь иначе желудок вместо того, чтобы спать спокойно придется ему переваривать пищу.

    3. Спать в полной темноте, в темноте и в тишине можно быстро заснуть.

    4. Спать в проветренном помещении, с открытой форточкой.

    6. Спать на ровной постели. Высокие подушки и мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.

    7. Обязательно ложиться и вставать в одно и тоже время. Это записано у нас в режиме дня. Давайте на модели часов покажем, во сколько вы ложитесь спать и во сколько встаете утром. Сколько часов вы спите?

    8. Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, читать волнующие книги, все это будоражит сон, очень трудно уснуть.

    Ребята, давайте проверим, что вы запомнили из сказанного. (ответы детей)

    Давайте прочитаем пословицы и объясним, о чем они говорят.

    Подушка - лучшая подружка.

    Сон лучше всякого богатства.

    Сон лучшее лекарство.

    Ребята, какие слова вы говорите, когда идете спать? А что говорят вам в ответ? (ответы детей)

    Маленьким детям мамы, бабушки поют на ночь песенки. Как они называются? Как их поют? Почему? (ответы детей)

    Ребята хотите узнать, о чем не знает почти никто? А знаете, что о вашем характере можно узнать не только по тому, как вы себя ведете дома, в школе, но и потому в какой позе вы спите. Не верите, давайте проверим.

    Кто из вас любит спать «калачиком»? – свернувшись как кошечка, такие люди любят чтобы их опекал кто-то сильнее их самих, эти люди способны делать хорошие, добрые дела. И в то же время склонны к проступкам, но отвечать за свои проступки они боятся.

    Кто из вас любит спать на животе, поджав одну ногу? – такие люди не опаздывают, везде все успевают.

    Кто спит на спине, заложив руки за голову? – с такими людьми легко общаться и дружить.

    Кто спит на боку, слегка поджав ноги в колени? – такие люди послушны, сориться не любят, не разборчивы в еде, легко приспосабливаются к разным условиям, находчивы, решительны и смелы.

    Вот видите, сколько мы с вами узнали много информации о сне.

    А знаете, откуда стало известно, что когда мы спим, видим сны? Врачам удалось это выяснить при помощи прибора, который называется электроэнцефолограф – этот прибор принимает и записывает сигналы мозга. К голове человека прикрепляют одним концом множество маленьких проводков – электродов, другим концом каждый проводок соединен с устройством, который принимает сигналы мозга, когда человек думает. Рассматривая запись, врач видит когда мозг активно работает, когда бездействует. Так было обнаружено. Что во сне мозг постоянно работает.

    Видят сны не только люди, но и животные. Кошка например, во сне может жалобно мяукать или вилять хвостом, но при этом спать.

    Каково значение детского сна?

    Что вы узнали еще нового?

    Когда мы спим наши органы продолжают работать. Мышцы отдыхают и сердечная мышца, чтобы утром нам быть сильными; легкие снабжают кислородом уставшие ткани нашего организма. Вот почему мы просыпаемся полные сил. Но для этого сон должен быть здоровым, чтобы он был таким, необходимо придерживаться правил, с которыми мы с вами сегодня познакомились.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Сон – лучшее лекарство».

    Цель: Познакомить детей с гигиеной сна, расширить кругозор и словарный запас.

    Задачи: Расширить знания детей о пользе сна; побуждать к выполнению

    режима дня.

    Ребята нашу беседу я хочу начать словами А. С. Пушкина «Я сон пою – бесценный дар Морфея».

    Наша беседа посвящена сну. Отгадайте загадку: «Что можно увидеть с закрытыми глазами?» (ответы детей). Загадок о сне народ сочинил много. Давайте мы их с вами прочитаем и отгадаем.

    1 ).Каждый вечер добрый Гном

    К нам приходит в тёплый Дом.

    Спать уложит он Ребяток

    Караулит у кроваток.

    Поправляет одеяльца.

    Рады мы за постояльца.

    Просыпаются Ребятки

    Удирает без оглядки!

    2). Закрыл глаза и захрапел,

    Кот словно в пропасть полетел,

    И спящий видит он,

    Мурлыча, сладкий

    Ребята подумайте и скажите «Что такое сон, как вы понимаете?» (ответы детей).

    Еще с древних времен люди задумывались над этим вопросом, и по настоящее время ученые не могут дать точного определения сну. Каждый из вас знает, если не выспишься, то на уроке бываешь рассеянным, плохо соображаешь, зеваешь. Ведь детям надо много спать, чтобы восполнить ту энергию которую они затратили за день, бегали, играли. После активно проведенного дня, устают не только мышцы, но и многие другие органы: легкие, сердце, печень. Особенно нужен отдых мозгу, чтобы на следующий день он мог хорошо, активно работать. Вспомните, когда учим стихотворение – плохо запоминается, уже и так и эдак и рисуем картинку перед глазами. А утром один, два раза прочитал и рассказал, почему? Да потому, что мозг отдохнул. Когда вы спите отдыхают и ваши кости, благодаря этому они лучше растут, не зря говорят, что во сне дети лучше растут.

    Вечером, когда вам говорят пора спать, готовимся ко сну, вам не охота идти спать, хочется позаниматься еще какими-то своими делами, вы начинаете спорить, капризничать. Это очень глупо и вы теперь узнаете, почему? Но взрослые знают, что ребенку надо много спать и отдыхать, чтобы он рос здоровым. И еще родители – взрослые знают, что дети, которые мало спят, часто болеют.

    Ученые, изучающие влияние сна на здоровье человека разработали 9 правил, которых нужно придерживаться.

    Правила здорового сна.

    1. Перед сном совершить спокойную прогулку, принять теплый душ или умыться, почистить зубы, помыть ноги, приготовить постель.

    2. Ужинать надо за 1-2 часа до сна, не есть на ночь иначе желудок вместо того, чтобы спать спокойно придется ему переваривать пищу.

    3. Спать в полной темноте, в темноте и в тишине можно быстро заснуть.

    4. Спать в проветренном помещении, с открытой форточкой.

    6. Спать на ровной постели. Высокие подушки и мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.

    7. Обязательно ложиться и вставать в одно и тоже время. Это записано у нас в режиме дня. Давайте на модели часов покажем, во сколько вы ложитесь спать и во сколько встаете утром. Сколько часов вы спите?

    8. Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, читать волнующие книги, все это будоражит сон, очень трудно уснуть.

    Ребята, давайте проверим, что вы запомнили из сказанного. (ответы детей)

    Давайте прочитаем пословицы и объясним, о чем они говорят.

    Подушка - лучшая подружка.

    Сон лучше всякого богатства.

    Сон лучшее лекарство.

    Ребята, какие слова вы говорите, когда идете спать? А что говорят вам в ответ? (ответы детей)

    Маленьким детям мамы, бабушки поют на ночь песенки. Как они называются? Как их поют? Почему? (ответы детей)

    Ребята хотите узнать, о чем не знает почти никто? А знаете, что о вашем характере можно узнать не только по тому, как вы себя ведете дома, в школе, но и потому в какой позе вы спите. Не верите, давайте проверим.

    Кто из вас любит спать «калачиком»? – свернувшись как кошечка, такие люди любят чтобы их опекал кто-то сильнее их самих, эти люди способны делать хорошие, добрые дела. И в то же время склонны к проступкам, но отвечать за свои проступки они боятся.

    Кто из вас любит спать на животе, поджав одну ногу? – такие люди не опаздывают, везде все успевают.

    Кто спит на спине, заложив руки за голову? – с такими людьми легко общаться и дружить.

    Кто спит на боку, слегка поджав ноги в колени? – такие люди послушны, сориться не любят, не разборчивы в еде, легко приспосабливаются к разным условиям, находчивы, решительны и смелы.

    Вот видите, сколько мы с вами узнали много информации о сне.

    А знаете, откуда стало известно, что когда мы спим, видим сны? Врачам удалось это выяснить при помощи прибора, который называется электроэнцефолограф – этот прибор принимает и записывает сигналы мозга. К голове человека прикрепляют одним концом множество маленьких проводков – электродов, другим концом каждый проводок соединен с устройством, который принимает сигналы мозга, когда человек думает. Рассматривая запись, врач видит когда мозг активно работает, когда бездействует. Так было обнаружено. Что во сне мозг постоянно работает.

    Видят сны не только люди, но и животные. Кошка например, во сне может жалобно мяукать или вилять хвостом, но при этом спать.

    Каково значение детского сна?

    Что вы узнали еще нового?

    Когда мы спим наши органы продолжают работать. Мышцы отдыхают и сердечная мышца, чтобы утром нам быть сильными; легкие снабжают кислородом уставшие ткани нашего организма. Вот почему мы просыпаемся полные сил. Но для этого сон должен быть здоровым, чтобы он был таким, необходимо придерживаться правил, с которыми мы с вами сегодня познакомились.


    Классный час для начальной школы "Здоровый сон"

    Я сон пою, бесценный дар Морфея,
    И научу, как должно в тишине
    Покоиться в приятном, крепком сне.
    А.С.Пушкин

    Цель: дать понятие здорового сна.
    Задачи:
    - познакомить детей с гигиеной сна;
    - расширять кругозор и словарный запас.
    Оборудование и реквизит:
    - любимые куклы детей;
    - выставка книг «Устное народное творчество», на которой представлены колыбельные песенки, сонники;
    - карточки с загадками и пословицами о сне, плакат с пословицами о сне;
    - плакат «Девять правил здорового сна»;
    - модель механических часов.

    Ведущий. Сегодня мы будем говорить о сне. Не удивляйтесь! Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного нормального сна немыслимо здоровье. Народ давно подметил очень важную роль сна для здоровья человека, для восстановления его физических и психических сил. Русская поговорка гласит: «Утро вечера мудренее». В одном из стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева сказано: «Дневные раны сном лечи…». Александр Сергеевич Пушкин назвал сон «волшебным исцелителем душевных мук». Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, к истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон ничем нельзя заменить, он ничем не компенсируется.

    Загадки о сне
    Ведущий. Загадок о сне народ составил много.
    (Учащиеся читают загадки).
    Загадки:
    1. Что слаще сладкого?
    2. Вроде нету, вроде есть, слаще мёда, а не счесть.
    3. Что слаще мёда и сильнее льва?
    4. На весах не взвесишь, на базаре не продашь, но нет на свете милее его?
    5. Не стукнет, не брякнет, ко всякому подойдёт.
    6. И рать, и воеводу – всех повалил.
    7. Что можно увидеть с закрытыми глазами?

    Что же такое сон?

    Ведущий . Подумайте и ответьте: что же такое сон? Как вы понимаете? (Ответы). А теперь прочитаем определение в толковом словаре.

    Сон:
    1. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. (Здоровый сон. Спать крепким сном. Погрузиться в сон.)
    2. То, что сниться, грезиться спящему человеку, сновидение.
    Ведущий. Ещё с древних времён люди задумывались над этим вопросом. Но, как ни странно, даже в настоящее время учёные не могут дать точного определения сну. Зато каждый из вас знает: если не выспишься, то на уроке бываешь рассеянным и соображаешь гораздо хуже, чем обычно. Ведь детям нужно много спать, чтобы восполнить ту энергию, которую они затратили за день, бегая и играя. После активно проведённого дня устают не только мышцы, но и многие органы: сердце, лёгкие, печень. Особенно нужен отдых мозгу, чтобы на следующий день он мог быстро и хорошо соображать. Вспомните, как трудно делать уроки, читать книгу и даже играть в увлекательную игру, когда вы очень устали. Порой вы можете, сами того не желая, задремать во время чтения или игры. Это происходит потому, что ваш мозг утомился и хочет отдохнуть. Когда вы спите, отдыхают также и ваши кости, благодаря этому они лучше растут. Не зря говорится, что дети растут во сне. Всем органам сон полезен, и для всех органов вредно, если человек недосыпает. Дети становятся капризными и раздражительными. От недосыпания даже желудок начинает плохо работать: уставший ребёнок теряет аппетит, потому что его желудок нуждается в отдыхе и не вырабатывает достаточно желудочного сока.
    Некоторые мальчики и девочки начинают спорит и капризничать, когда родители велят им идти спать. Это очень глупо. И вы теперь знаете, почему?

    Правила здорового сна

    (На доске плакат с правилами).
    Ведущий. Учёные, изучающие влияние сна на здоровье человека, разработали девять правил, которых следует придерживаться.
    1. Обязательно ложиться спать и вставать в одно и то же время. (Дети на модели часов показывают нужное время). Учёные и врачи считают, что дети от 5 до 7 лет должны спать ночью 10 часов, а от 8 до 10 лет – не менее 9 часов. За это время в вашем организме происходит возрождение клеток и выделение вредных веществ.
    2. Перед сном надо совершать прогулку, принять тёплый душ. Если нет душа – умыться, вымыть ноги, обязательно почистить зубы.
    3. Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, слушать захватывающие радиопередачи, читать волнующие книги. Всё это так будоражит мозг, что ему потом очень трудно успокоиться.
    4. Не есть на ночь! Ужинать рекомендуется за 1 – 2 часа до сна. Иначе желудку вместо отдыха придётся изо всех сил трудиться, переваривая то, что вы съели. Поэтому заснуть на полный желудок довольно трудно. Покажите на модели часов время ужина.
    5. Спать нужно в полной темноте. В темноте спать намного спокойнее, чем при свете. Только в темноте и в тишине можно быстро заснуть.
    6. Спать в хорошо проветренном помещении, при открытой форточке. Идеальная температура в спальне – 20 градусов.
    7. Спать на ровной постели. Кровать должна быть ровная: высокие подушки и слишком мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.
    8. Спать лучше на спине или на правом боку. Не рекомендуется спать на левом боку, особенно свернувшись калачиком.
    9. Не применять снотворного. Систематический приём снотворного со временем поражает нервную систему.

    Пословицы и поговорки о сне

    Ведущий. А теперь проверим, как вы усвоили материал. Попробуйте объяснить следующие пословицы и поговорки.
    1. Сон – лучшее лекарство.
    2. Выспишься – помолодеешь.
    3. Сон лучше всякого богатства.
    4. Подушка – лучшая подружка.
    5. Нет такого силача, которого сон не поборет.
    6. Силён слон, да посильнее его сон.
    7. После обеда полежи, после ужина походи.
    8. Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.

    Какой можно сделать вывод? (Сон необходим человеку, ничем его заменить нельзя.)

    Колыбельные
    Ведущий. Ребята, вспомните, какие обычно слова говорите родителям и другим членам семьи, когда идёте спать? А что слышите в ответ? Что означают эти слова? (Спокойной ночи, доброго сна и др.)
    Когда вы были маленькими, а возможно и сейчас, мамы и бабушки пели вам песенки перед сном. Как называются эти песенки? (Колыбельные.) Как их поют? Почему? (Тихо, спокойно, задушевно, протяжно, чтобы песенки успокоили ребёнка и глазки сами собой закрывались.)
    (Можно спеть песенку, убаюкивая куклу.)

    Спи, дитя, моё, усни!
    Сладкий сон к себе мани.
    В няньки я тебе взяла
    Ветер, солнце и орла.

    Улетел орёл домой,
    Солнце скрылось под водой.
    Ветер после трёх ночей
    Мчится к матери своей.

    Ветра спрашивает мать:
    «Где изволил пропадать?
    Али звёзды воевал?
    Али волны всё гонял?»

    «Не гонял я волн морских,
    Звёзд не трогал золотых.
    Я дитя оберегал,
    Колыбелечку качал!»

    Скажи мне, как ты спишь, и я скажу, кто ты!

    Ведущий. Хотите узнать о том, о чём не знает почти никто? Если вы думаете, что ваш характер, весельчак вы или молчун, добрый вы или злой, можно определить только по вашему поведению в школе и дома, то вы глубоко ошибаетесь! Это очень легко и просто – определить ваши достоинства и недостатки, зная лишь то, как вы спите. Не верите? Тогда предлагаю проверить на себе, а потом на своих родных, друзьях, знакомых.
    Людям, которые любят спать калачиком, то есть свернувшись, как кошечка, хочется, чтобы их опекал кто-то, кто сильнее их. Эти люди способны сделать что-то хорошее, доброе, но вместе с тем они склонны и к проступкам. А вот отвечать за свои поступки они побаиваются. Ведь их поступками руководит только личное настроение, они не думают о последствиях.
    Люди, которые любят спать на боку, слегка поджав колени, спокойные и послушные. Они никогда не будут вам лишний раз возражать, спорить с вами. Одним словом, ссориться они не любят. Такие люди легко приспосабливаются к разным условиям: им одинаково удобно спать и на мягкой перине и на металлической кровати, есть жареную утку или только картофель. Правда, они не очень смелы и решительны, зато находчивы, хотя и не выставляют себя напоказ, а стараются быть «такими как все».
    Люди, которые спят на спине, заложив при этом руки за голову, отличаются весёлым нравом. И хотя они прекрасно знают о своих недостатках, тем не менее не спешат исправлять их. Правда, и других людей они воспринимают такими, какие они есть. С такими людьми очень легко общаться и дружить, ведь с ними почти невозможно поссориться.
    Теперь, расспросив, кто как спит, вы будете иметь представление о том человеке, мальчике или девочке, с которым вы уже подружились или только собираетесь это сделать.

    Доклад «Из мира животных»
    (Заранее готовят несколько учеников).

    1-й ученик. Сон нужен не только детям и взрослым, но и всем зверям, рыбам и птицам.
    Некоторые животные, например, медведи или сурки, спят в течение всей зимы. Это называется зимней спячкой. Во время долгих месяцев зимней спячки медведи и сурки накапливают энергию для активной жизни, которая начнётся у них с приходом весны.
    Многие считают, что белки впадают в зимнюю спячку. Они в самом деле спят зимой гораздо больше, чем в другое время года, но спячкой это всё же назвать нельзя…

    2-й ученик. Многие животные спят в весьма причудливых формах. Летучие мыши и длиннохвостые попугаи спят вниз головой, уцепившись за ветку или выступ скалы. Львы, панды и медведи любят спать на спине. Лев при этом складывает передние лапы на груди, панда подкладывает их под голову, а у мишек они болтаются как попало.
    Похожие анна белочек сони во время зимовки тоже спят на спине, прикрыв при этом животик своим пушистым хвостиком, словно одеялом, и сложив ушки (видимо, чтобы не надуло). На спине спят и морские выдры – каланы. Но не на земле, а лёжа в воде. При этом они обматывают своё тело длинными водорослями, чтобы во время сна течение не унесло их в открытый океан.

    3-ученик. Слоны спят стоя или лёжа на животе, упираясь бивнями в землю. Самцы козерогов спят, закинув голову назад. Эта поза позволяет им опереться своими огромными рогами о землю и хоть на время сна избавиться от постоянного бремени.
    Большинство птиц спит, сидя на ветке. Фламинго и некоторые другие птицы спят, стоя на одной ноге, засунув голову под крыло, а страусы, сидя, распластав по земле вытянутую вперёд шею.
    Некоторые рыбы спят, лёжа на дне или на «матрасе» водорослей.
    (Презентация).

    Сонники и сновидения.

    Ведущий. Спасибо за интересные сообщения. Как видите, сон нужен всем: и людям, и животным. И на протяжении всего времени, пока мы спим, мы видим сны. Некоторые люди спят так крепко, что наутро, проснувшись, всё забывают. А другие, наоборот, запоминают и стараются разгадать сны. Сейчас в этом помогают специальные книги для разъяснения сновидений – сонники. (Выставка).
    А знаете, откуда. Стало известно, что мы, когда спим, постоянно видим сны? Врачам удалось это выяснить с помощью прибора, который называется электроэнцефалограф (рисунок). Это – прибор, который принимает и записывает сигналы мозга. К голове человека прикрепляют одним концом множество маленьких проводков – электродов (человеку при этом ничуть не больно). Другим концом каждый проводочек соединён с устройством, которое принимает сигналы мозга. Рассматривая запись этих сигналов, врач может определить, когда мозг активно работает, когда бездействует. Таким образом, было обнаружено, что во сне мозг постоянно работает.
    Видят сны не только люди. Вы можете привести примеры, доказывающие, что животные тоже видят сны? (Ответы детей).
    Если понаблюдать за спящей собакой или кошкой, то можно увидеть, что животное иногда дёргает во сне лапой, издаёт звуки: мяукает или поскуливает. Это означает, что животному снится сон и его мозг во сне продолжает работать.

    Подведение итогов
    Вопросы:
    1. Каково же значение сна для детского организма?
    2. Какие правила здорового сна вы запомнили?
    3. Что интересного о сне узнали?
    4. Объясните значение этих слов и выражений: сон, бессонная ночь, сонник, сновидения, недосыпание, электроэнцефалограф.
    Ведущий. Когда мы спим, наши органы продолжают работать. Мы дышим, и лёгкие снабжают кислородом усталые ткани нашего организма. Наши мышцы, в том числе и сердечная мышца (сердце), отдыхают, чтобы наутро быть сильными и готовыми к работе. Во время сна к тканям поступают питательные вещества, накопленные в печени и других органах. Вот почему после ночного сна, если он, конечно, полноценен, мы встаём полные сил и готовы активно приниматься за дела.