Войти
Медицинский портал про зрение
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Общество как сложная динамическая система. Общество как сложная динамичная система

    Общество как сложная динамическая система. Общество как сложная динамичная система

    В помощь выпускнику: «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию».

    Обществознание - один из самых выбираемых предметов выпускниками школ, т.к. он является профилирующим во многих ВУЗах России. Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимы не только знания, но еще и умения их применять на практике (решение тестовых заданий).

    Без выполненной части С не может быть высокого балла. Полное правильное выполнение заданий части 3 (С) оценивается от 2 до 5 баллов, С1,С2,С5 - по 2 балла, задания С3, С4,С6,С7, С8- по 3 балла, задания С9- 5 баллов, всего за часть С – 26 баллов.

    В помощь тем ребятам, которые решили в этом году сдавать обществознание, подобраны однотипные задания части С.

    Задание С5 – задание повышенного уровня на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте. Встречаются две модели этого задания:

    Первая модель предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов (свойств, проявлений и т.п.);

    Вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные.

    Задания части С5

    С5. 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании.

    С5.2.Перечислите любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.

    С5.3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «школьное образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о школьном образовании.

    С5.4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономические ресурсы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономических ресурсах.

    С5.5. Назовите три признака президентской республики, отличающих ее от парламентской республики.

    С5.6. Назовите любые три функции политики в государстве.

    С5.7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическое поведение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом поведении.

    С5.8. Приведите три причины объединения людей в группы.

    С5.9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.

    С5.10. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «гражданский брак»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском браке.



    С5.11. Ученые определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите три любые фактора, влияющие на решение избирателя.

    С5.12. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рынке труда.

    С5.13. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах общества.

    С5.14. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях.

    С5.15. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «политическая элита»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической элите.

    С5.16. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданстве.

    С5. 17. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выборы. Некоторые страны вводят специальные санкции (например, штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предложите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины.

    С5.18. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.

    С5.19. Сформируйте четыре суждения, раскрывающие различные функции политических партий в современном обществе.

    С5.20. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об образовании.

    С5.21. Назовите три функции современной науки.

    С5.22. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех предложений.

    С5. 23. Назовите три исторических типа общества.

    С5. 24. Назовите любые три группы потребностей человека.

    С5. 25. Назовите любые три глобальные проблемы современности.

    С5.26. Назовите три общественных института, способствующих социализации личности.

    С5. 27. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур

    С5. 28. Назовите любые три причины объединения людей в группы.

    С5 . 29 . Назовите три имущественных права супругов.

    С5. 30. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.

    С5. 31. Назовите любые три фактора социализации личности.

    С5 . 32 . Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт

    С5 .33. Перечислите любые три функции государственной власти, характерные для демократического государства.

    С5.34. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии.

    С5.35. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

    С5.36. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях.

    С5.37. Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.

    С5.38. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о цивилизации.

    С5.39. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «международное разделение труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о международном разделении труда.

    С5.40. Назовите любые три типа мировоззрения.

    С5.41 .Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности человека.

    С5.42 . Назовите три субъекта экономической системы, которые выигрывают от неожиданной инфляции.

    С5.43. Назовите любые три фактора, которые влияют на увеличение предложения товаров.

    С5.44. .Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «контркультура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о контркультуре.

    С5.45. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях.

    С5.46. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познания». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о познании.

    С5.47. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о производителе.

    С5.48. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «революция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о революции.

    С5.49. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о безработице.

    С5.50. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической идеологии.

    ОТВЕТЫ к заданиям С5.

    1). «Научные знания – это знания, приобретенные с помощью специальных методов в науке».

    Предложения:

    Научные знания включают гипотезу.

    Один из методов выявления научных знаний является эксперимент.

    Связь общества с природой;

    Наличие подсистем;

    Взаимосвязь частей и элементов общественной структуры;

    Постоянные изменения в жизни общества.

    С5.3. «Школьное образование- это этап образовательной системы государства, охватывающий детей и подростков, в возрасте 7-17 лет»

    Предложения:

    Школьное образование - важнейший этап социализации личности.

    Одна из задач школьного образования - подготовка молодого поколения к трудовой деятельности (поступление в высшие учебные заведения).

    С5.4. «Экономические ресурсы - это те факторы, с помощью которых в процессе производства создаются услуги и товары».

    Предложения:

    Большинство экономических ресурсов ограничено.

    Одним из важнейших экономических ресурсов является труд.

    С5.5. – строгое отделение законодательной власти от исполнительной;

    Исключение совмещений правительственных должностей и мест депутатов в парламенте;

    Президент избирается на выборах, отдельно от парламентских;

    Исполнительная власть меньше зависит от воли депутатов парламента.

    С5.6. – обеспечение стабильности государства;

    Мобилизационная;

    Управленческая;

    Гуманитарная.

    С5.7. «Политическое поведение- это поступки человека, характеризующие его взаимодействие с политическими институтами».

    Предложения:

    Политическое поведение личности объясняется его ценностными установками.

    Одной из форм политического поведения является участие в демонстрациях и митингах.

    С5.8. – группы удовлетворяют потребности человека в социальной принадлежности;

    В группе человек удовлетворяет тот или иной интерес;

    В группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку;

    Человек принадлежит к той или иной группе по интересам;

    Человек принадлежит к определенной группе по возрасту, полу, социальному положению.

    С5.9. «Социализация личности - это усвоение ею основных накопленных обществом знаний и норм общественной жизни».

    Предложения:

    Институтом первичной социализации выступает семья.

    Социализация личности помогает ей адаптироваться к условиям общественной жизни.

    С5.10 .« Гражданский брак- это брак, зарегистрированный на законных основаниях в органах ЗАГС».

    Предложения:

    Только гражданский брак порождает правовые отношения между супругами.

    Наряду с гражданским браком различаются браки фиктивные, церковные.

    С5.11. - уровень дохода и образования избирателя;

    Влияние социальной сферы;

    Позиция СМИ;

    Национальные, религиозные факторы.

    С5.12. «Рынок труда- совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обмениваться своими трудовые услуги на деньги и иные материальные блага.

    Предложения:

    - Рынок труда характеризуется мобильностью.

    Рынок труда отражает структуру и общее состояние экономики региона и страны в целом.

    С5.13. «Социальная группа- это совокупность людей, имеющих какой- либо общий значимый социальный признак» или «Социальная группа- любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям».

    Предложения:

    Социальные группы подразделяются по численности, характеру, возрасту, полу.

    В социальных группах человек может себя реализовать как личность.

    В социальных группах человек реализует свои интересы.

    С5.14. понятие: «Мировые религии - это группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращенная ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих».

    Два предложения:

    Самой молодой из мировых религий является ислам.

    -«К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам».

    - «Одной из самых первых мировых религий был буддизм, возникший в Древней Индии».

    С5.15. «Политическая элита- это группа людей, занимающих высшие позиции в политической иерархии» или «Политическая элита - относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти».

    Предложения:

    Политическая элита составляет меньшинство общества, обладающая качествами лидерства.

    Политическая элита обновляется в процессе избирательной компании.

    С5. 16. «Гражданство- это устойчивая правовая связь человека с государством» или «Гражданство- это принадлежность человека к какому- либо государству».

    Предложения:

    Гражданство может быть получено человеком от рождения.

    Гражданство – это не только принадлежность к государству, но и взаимные обязанности человека и государства, к которому он принадлежит.

    Низкая активность может быть связана с политической стабильностью в обществе;

    Избиратели не доверяют властям;

    Люди заняты своей жизнью, нет интереса к политике;

    Кризисные явления в обществе, не способность властей найти выход.

    Вариант № 267118

    ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 1.

    Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


    Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

    Версия для печати и копирования в MS Word

    Что из приведённого ниже ха­рак­те­ри­зу­ет общество как ди­на­мич­ную систему?

    1) на­ли­чие общественных отношений

    2) са­мо­ор­га­ни­за­ция и саморазвитие

    3) на­ли­чие социальных институтов

    4) под­дер­жа­ние связи с природой

    Ответ:

    Истинное знание, в от­ли­чие от ложного,

    1) яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том наблюдения

    2) со­от­вет­ству­ет пред­ме­ту познания

    3) опи­сы­ва­ет пред­мет и явления

    4) ос­но­вы­ва­ет­ся на до­ве­рии к ав­то­ри­те­ту ве­ли­ких учёных

    Ответ:

    Современные об­ще­ства отличает слож­ная структура, со­дер­жа­щая элементы раз­ных типов обществ. Какой при­мер свидетельствует о при­сут­ствии в со­вре­мен­ном обществе черт тра­ди­ци­он­но­го общества?

    1) со­зда­ние сложных про­из­ве­де­ний элитарной культуры

    2) раз­ви­тие в об­ще­стве межконфессионального диалога

    3) огра­ни­че­ние полномочий мо­нар­хов конституциями

    4) со­хра­не­ние ручного про­из­вод­ства у ма­сте­ров народных промыслов

    Ответ:

    Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о морали?

    А. Главным «контролёром» че­ло­ве­ка в во­про­сах морали яв­ля­ет­ся его совесть.

    Б. Де­мо­кра­ти­че­ское государство обес­пе­чи­ва­ет соблюдение граж­да­на­ми моральных норм путём при­ме­не­ния законов.

    1) верно толь­ко А

    2) верно толь­ко Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суж­де­ния неверны

    Ответ:

    К при­зна­кам рыночной эко­но­ми­че­ской системы относится

    1) цен­тра­ли­зо­ван­ное принятие решений

    2) ди­рек­тив­ное установление цен

    3) част­ная собственность

    4) низ­кий уровень со­ци­аль­ной мобильности

    Ответ:

    Экономический кри­зис привёл к за­кры­тию предприятий и росту без­ра­бо­ти­цы во мно­гих отраслях. Какой вид без­ра­бо­ти­цы иллюстрируется этим примером?

    1) структурная

    2) фрикционная

    3) циклическая

    4) сезонная

    Ответ:

    Что от­но­сит­ся к рас­хо­дам государственного бюджета?

    1) вы­пла­та процентов по бан­ков­ским вкладам

    2) вы­пла­та заработной платы ра­бот­ни­кам частных предприятий

    3) на­ло­ги и сборы с граж­дан и фирм

    4) со­дер­жа­ние армии

    Ответ:

    На ри­сун­ке отражена си­ту­а­ция на рынке кис­ло­мо­лоч­ных продуктов (Р - цена товара, Q - ко­ли­че­ство товара). Про­ана­ли­зи­руй­те изменение спро­са (линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в по­ло­же­ние D1). Чем может объ­яс­нять­ся подобное изменение?

    1) сни­же­ни­ем доходов потребителей

    2) уве­ли­че­ни­ем количества фирм-производителей

    3) про­па­ган­дой здорового питания

    4) сни­же­ни­ем прибыли фирм-производителей

    Ответ:

    Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о спро­се и предложении?

    А. За­ви­си­мость между спро­сом и пред­ло­же­ни­ем состоит в том, что пред­ло­же­ние всегда растёт вслед за спросом.

    Б. Спрос, как правило, па­да­ет вслед за па­де­ни­ем предложения.

    1) верно толь­ко А

    2) верно толь­ко Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суж­де­ния неверны

    Ответ:

    36 из 92 рим­ских императоров до­стиг­ли высокого об­ще­ствен­но­го положения, под­няв­шись из низ­ших социальных слоев. Это - пример

    1) со­ци­аль­ной структуры

    2) го­ри­зон­таль­ной социальной мобильности

    3) со­ци­аль­ной стратификации

    4) вер­ти­каль­ной социальной мобильности

    Ответ:

    В стра­не Z был два­жды проведён опрос об­ще­ствен­но­го мнения по одной и той же проблеме. В 2002 г. пред­ла­га­лось высказаться о про­яв­ле­ни­ях в об­ще­стве социальной несправедливости. Вто­рой опрос со­сто­ял­ся после про­ве­де­ния в стра­не реформы из­би­ра­тель­ной системы и си­сте­мы налогообложения в 2012 г. Ре­зуль­та­ты опросов (в % от числа опрошенных) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

    Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы?

    1) Доля тех, кто отмечает, что со­хра­ня­ет­ся очень боль­шой разрыв в уров­не доходов между бо­га­ты­ми и бедными, выросла.

    2) Доля тех, кто считает, что от­дель­ные социальные груп­пы имеют привилегии, сократилась.

    3) Доля тех, кто считает, что оп­по­зи­ци­он­ные партии, вы­ра­жа­ю­щие интересы неимущих, не пред­став­ле­ны в парламенте, оста­лась неизменной.

    4) Чет­верть опрошенных ис­пы­та­ли затруднения при опросе.

    Ответ:

    Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о со­ци­аль­ных ролях человека?

    А. Со­ци­аль­ная роль опре­де­ля­ет модель по­ве­де­ния человека в той или иной ситуации.

    Б. Исполнение со­ци­аль­ной роли все­гда совпадает с ро­ле­вым ожиданием.

    1) верно толь­ко А

    2) верно толь­ко Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суж­де­ния неверны

    Ответ:

    Коммуникативный ком­по­нент политической си­сте­мы включает в себя

    1) цен­ност­ные ориентации и уста­нов­ки людей в по­ли­ти­че­ской области

    2) связи между субъ­ек­та­ми политики

    3) про­грам­мы политических партий

    4) тра­ди­ции и нормы по­ли­ти­че­ско­го поведения

    Ответ:

    Что от­ли­ча­ет мажоритарную из­би­ра­тель­ную систему от пропорциональной?

    1) Про­во­дит­ся предвыборная агитация.

    2) По­бе­ди­те­лем на вы­бо­рах является кандидат, на­брав­ший предусмотренное за­ко­ном большинство голосов.

    4) По­ло­ви­на депутатов из­би­ра­ет­ся по пар­тий­ным спискам.

    Ответ:

    Какой при­мер иллюстрирует де­я­тель­ность государства в по­ли­ти­че­ской сфере?

    1) Ко­ми­тет парламента по со­ци­аль­ной политике внёс в текст за­ко­но­про­ек­та свои поправки.

    3) Проф­со­юз­ный лидер вы­сту­пил перед ак­ти­ви­ста­ми профсоюза на ре­ги­о­наль­ной конференции.

    4) Глава круп­ной корпорации под­пи­сал новый кон­тракт с за­ру­беж­ным партнёром.

    Ответ:

    Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о по­ли­ти­че­ских партиях?

    А. Политические пар­тии бывают пра­вя­щи­ми и оппозиционными.

    Б. Политические пар­тии бывают ма­жо­ри­тар­ны­ми и пропорциональными.

    1) верно толь­ко А

    2) верно толь­ко Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суж­де­ния неверны

    Ответ:

    Какова пра­виль­ная последовательность при­ня­тия закона в РФ?

    1) пред­ло­же­ние закона Пра­ви­тель­ством - рас­смот­ре­ние его Пре­зи­ден­том - утвер­жде­ние в Фе­де­раль­ном Собрании - опубликование

    2) при­ня­тие законопроекта Го­су­дар­ствен­ной Думой - одоб­ре­ние Советом Фе­де­ра­ции - под­пи­са­ние Президентом - опубликование

    3) пред­ло­же­ние закона Пре­зи­ден­том - утвер­жде­ние Правительством - под­пи­са­ние главами палат Фе­де­раль­но­го Собрания - опубликование

    4) рас­смот­ре­ние законопроекта Пре­зи­ден­том - об­суж­де­ние в Фе­де­раль­ном Собрании - под­пи­са­ние Правительством - опубликование

    Ответ:

    Какой орган при­зван осуществлять над­зор над точ­ным и еди­но­об­раз­ным исполнением за­ко­нов на тер­ри­то­рии государства?

    2) нотариат

    3) прокуратура

    4) адвокатура

    Ответ:

    Гражданин К. подал за­яв­ле­ние в отдел внут­рен­них дел об утере паспорта. Какой из от­рас­лей права будет ре­гу­ли­ро­вать­ся возникшее правоотношение?

    1) граж­дан­ским правом

    2) го­су­дар­ствен­ным правом

    3) уго­лов­ным правом

    4) ад­ми­ни­стра­тив­ным правом

    Ответ:

    Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о граж­дан­ской дееспособности?

    А. Граж­дан­ский ко­декс РФ за­креп­ля­ет на­ли­чие и объём дее­спо­соб­но­сти в за­ви­си­мо­сти от возраста.

    Б. С мо­мен­та рож­де­ния и до шести лет ребёнок счи­та­ет­ся пол­но­стью недееспособным.

    1) верно толь­ко А

    2) верно толь­ко Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суж­де­ния неверны

    Ответ:

    Запишите термин, про­пу­щен­ный в таблице.

    Ответ:

    Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «демократия».

    1) аль­тер­на­тив­ные выборы

    2) га­ран­тии свобод

    3) парламентаризм

    4) рав­но­пра­вие граждан

    6) цензура

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

    Ответ:

    Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми статуса налогоплательщика: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

    ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТЫ СТА­ТУ­СА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

    A) Индивидуальный пред­при­ни­ма­тель пред­ста­вил в на­ло­го­вый орган на­ло­го­вую декларацию

    Б) Ин­ди­ви­ду­аль­ный предприниматель при­сут­ство­вал при про­ве­де­нии выездной на­ло­го­вой проверки

    B) Гражданин по­тре­бо­вал возмещения в пол­ном объёме убытков, причинённых не­за­кон­ны­ми действиями на­ло­го­вых органов

    Г) Граж­да­нин получил свое­вре­мен­ный зачёт суммы, из­лиш­не взысканной в преды­ду­щем году в ка­че­стве налога на транс­порт­ное средство

    Д) Граж­да­нин уплатил налог на при­над­ле­жа­щий ему зе­мель­ный участок

    2) обя­зан­но­сти

    Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

    A Б В Г Д

    Ответ:

    Найдите в приведённом ниже спис­ке особенности ре­фор­мы как формы со­ци­аль­ных изменений и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

    1) существенные преобразования, вво­ди­мые законным путём

    2) смена пра­вя­щей группировки при со­хра­не­нии существующих об­ще­ствен­ных отношений

    3) постепенное из­ме­не­ние в раз­лич­ных сферах общества, про­ис­хо­дя­щее под вли­я­ни­ем объективных факторов

    4) крупные преобразования, про­во­ди­мые по ини­ци­а­ти­ве властей

    5) масштабные преобразования, не за­тра­ги­ва­ю­щие фундаментальных основ жизни общества

    Ответ:

    Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое положение ко­то­ро­го обозначено определённой буквой.

    (А) В по­след­ние годы по­яви­лись новые исследования, посвящённые изу­че­нию общества как системы. (Б) Не­ко­то­рые из них имеют но­ва­тор­ский характер, осве­щая известные во­про­сы по-новому. (В) Но есть и такие публикации, ко­то­рые не от­ве­ча­ют высоким на­уч­ным требованиям. (Г) За­ко­но­мер­но­сти развития об­ще­ства отличаются по сво­е­му характеру от за­ко­нов развития природы. (Д) Про­бле­ме проявления со­ци­аль­ных закономерностей в со­вре­мен­ном мире по­свя­ще­на специальная монография.

    Определите, какие по­ло­же­ния текста имеют

    1) фактический характер

    2) характер оце­ноч­ных суждений

    3) характер тео­ре­ти­че­ских утверждений

    Запишите в таб­ли­цу под буквой, обо­зна­ча­ю­щей положение, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его характер.

    A Б В Г Д

    Ответ:

    Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

    «Практика - это чувственно-предметная де­я­тель­ность людей, их воз­дей­ствие на тот или иной _______(А) в целях его пре­об­ра­зо­ва­ния для удо­вле­тво­ре­ния ис­то­ри­че­ски сло­жив­ших­ся __________(Б). По от­но­ше­нию к по­зна­нию прак­ти­ка вы­пол­ня­ет тро­я­кую роль. Во-первых, она является________(В) познания, его дви­жу­щей силой, даёт по­зна­нию не­об­хо­ди­мый фак­ти­че­ский материал, под­ле­жа­щий обоб­ще­нию и тео­ре­ти­че­ской обработке. Тем самым прак­ти­ка пи­та­ет познание, как почва - дерево, не даёт ему от­ры­вать­ся от ре­аль­ной жизни. Во-вторых, прак­ти­ка яв­ля­ет­ся сфе­рой при­ло­же­ния знаний. И в этом смыс­ле она_______(Г) познания. В-третьих, прак­ти­ка служит_______(Д), ме­ри­лом про­вер­ки ис­тин­но­сти ре­зуль­та­тов познания. Толь­ко те ре­зуль­та­ты познания, ко­то­рые про­шли про­вер­ку практикой, могут пре­тен­до­вать на______(Е) значение, на не­за­ви­си­мость от про­из­во­ла и заблуждений».

    Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

    Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

    Список терминов:

    В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

    A Б В Г Д Е

    Ответ:

    Телеканал транс­ли­ро­вал телесериал о буд­нях городской больницы. Что поз­во­ля­ет отнести этот се­ри­ал к про­из­ве­де­ни­ям массовой культуры? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми указаны вы­бран­ные элементы ответа.

    1) СМИ пред­ста­ви­ли телесериал как удач­ный коммерческий проект.

    3) Одной из глав­ных целей со­зда­те­лей телесериала было соб­ствен­ное самовыражение.

    4) Телесериал рас­счи­тан на усреднённый по­тре­би­тель­ский вкус.

    5) Телесериал ин­те­ре­сен кругу знатоков.

    6) Понимание те­ле­се­ри­а­ла не тре­бу­ет специальной подготовки.

    Ответ:

    Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

    Таможенные пошлины , налоги , акцизы , прогрессивная шкала , декларация .

    Ответ:

    Используя текст, от­веть­те на вопрос: для чего супруги, по мне­нию автора, за­клю­ча­ют брачный договор? Какие три ре­жи­ма собственности су­пру­гов могут быть уста­нов­ле­ны брачным договором?


    (по М. В. Антокольской) )

    Какие два тре­бо­ва­ния за­ко­на к за­клю­че­нию брач­но­го до­го­во­ра упо­мя­ну­ты в тексте? Объясните, с чем свя­за­ны эти требования.


    Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

    Основная пра­во­вая цель брач­но­го договора - опре­де­ле­ние правового ре­жи­ма имущества су­пру­гов и их иных иму­ще­ствен­ных взаимоотношений на бу­ду­щее время...

    Брачный до­го­вор должен быть заключён в пись­мен­ной форме и но­та­ри­аль­но удостоверен. Не­со­блю­де­ние требуемой за­ко­ном формы влечёт не­дей­стви­тель­ность брачного договора...

    Основным эле­мен­том содержания брач­но­го договора яв­ля­ет­ся установление пра­во­во­го режима су­пру­же­ско­го имущества. Такой режим, определённый брач­ным договором, на­зы­ва­ет­ся договорным ре­жи­мом супружеского имущества. При со­зда­нии договорного ре­жи­ма супругам предо­став­ле­ны весьма ши­ро­кие права. Они впра­ве изменить уста­нов­лен­ный законом режим сов­мест­ной собственности, уста­но­вить режим совместной, до­ле­вой или раз­дель­ной собственности на всё иму­ще­ство супругов, на его от­дель­ные виды или на иму­ще­ство каждого из супругов. Например, в до­го­во­ре можно предусмотреть, что все сдел­ки свыше определённой суммы будут со­вер­шать­ся каждым из су­пру­гов только с пись­мен­но­го согласия другого. Воз­мож­но исключение из со­ста­ва общности не­ко­то­рых видов имущества, на­при­мер пенсий или пособий, пред­ме­тов профессиональной деятельности, до­пол­ни­тель­ных доходов, драгоценностей, предметов, ис­поль­зу­е­мых для хобби...

    Режим раз­дель­но­сти в самом общем виде предусматривает, что имущество, приобретённое в браке каж­дым из супругов, будет при­над­ле­жать этому супругу.

    Супруги впра­ве определить в брач­ном договоре свои права и обя­зан­но­сти по вза­им­но­му содержанию, спо­со­бы участия в до­хо­дах друг друга, по­ря­док несения каж­дым из них се­мей­ных расходов; опре­де­лить имущество, ко­то­рое будет пе­ре­да­но каждому из су­пру­гов в слу­чае расторжения брака, а также вклю­чить в брач­ный договор любые иные положения, ка­са­ю­щи­е­ся имущественных от­но­ше­ний супругов.

    Брачный до­го­вор не может огра­ни­чи­вать правоспособность или дее­спо­соб­ность супругов, их право на об­ра­ще­ние в суд за за­щи­той своих прав. Брач­ный договор не может ре­гу­ли­ро­вать личные не­иму­ще­ствен­ные отношения супругов; между супругами, права и обя­зан­но­сти супругов в от­но­ше­нии детей. Это свя­за­но с тем, что в брач­ный договор могут вклю­чать­ся только те права и обязанности, ко­то­рые в слу­чае неисполнения могут быть осу­ществ­ле­ны принудительно. Обязанности, име­ю­щие чисто лич­ный характер, при­ну­ди­тель­но осуществлены быть не могут.

    Брачный до­го­вор не может также со­дер­жать условия, на­прав­лен­ные на огра­ни­че­ние права не­тру­до­спо­соб­но­го нуждающегося су­пру­га на по­лу­че­ние алиментов. При­ме­ни­тель­но к брач­но­му договору преду­смот­ре­но ещё одно спе­ци­фи­че­ское ограничение: брач­ный договор не дол­жен ставить од­но­го из су­пру­гов в край­не неблагоприятное положение.

    (по М. В. Антокольской) )

    Решения заданий части С не проверяются автоматически.
    На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

    Приведите два при­ме­ра ситуаций, ко­то­рые опре­де­ля­ют­ся брач­ным договором, и два при­ме­ра ситуаций, ко­то­рые не могут им регулироваться.


    Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

    Основная пра­во­вая цель брач­но­го договора - опре­де­ле­ние правового ре­жи­ма имущества су­пру­гов и их иных иму­ще­ствен­ных взаимоотношений на бу­ду­щее время...

    Брачный до­го­вор должен быть заключён в пись­мен­ной форме и но­та­ри­аль­но удостоверен. Не­со­блю­де­ние требуемой за­ко­ном формы влечёт не­дей­стви­тель­ность брачного договора...

    Основным эле­мен­том содержания брач­но­го договора яв­ля­ет­ся установление пра­во­во­го режима су­пру­же­ско­го имущества. Такой режим, определённый брач­ным договором, на­зы­ва­ет­ся договорным ре­жи­мом супружеского имущества. При со­зда­нии договорного ре­жи­ма супругам предо­став­ле­ны весьма ши­ро­кие права. Они впра­ве изменить уста­нов­лен­ный законом режим сов­мест­ной собственности, уста­но­вить режим совместной, до­ле­вой или раз­дель­ной собственности на всё иму­ще­ство супругов, на его от­дель­ные виды или на иму­ще­ство каждого из супругов. Например, в до­го­во­ре можно предусмотреть, что все сдел­ки свыше определённой суммы будут со­вер­шать­ся каждым из су­пру­гов только с пись­мен­но­го согласия другого. Воз­мож­но исключение из со­ста­ва общности не­ко­то­рых видов имущества, на­при­мер пенсий или пособий, пред­ме­тов профессиональной деятельности, до­пол­ни­тель­ных доходов, драгоценностей, предметов, ис­поль­зу­е­мых для хобби...

    Режим раз­дель­но­сти в самом общем виде предусматривает, что имущество, приобретённое в браке каж­дым из супругов, будет при­над­ле­жать этому супругу.

    Супруги впра­ве определить в брач­ном договоре свои права и обя­зан­но­сти по вза­им­но­му содержанию, спо­со­бы участия в до­хо­дах друг друга, по­ря­док несения каж­дым из них се­мей­ных расходов; опре­де­лить имущество, ко­то­рое будет пе­ре­да­но каждому из су­пру­гов в слу­чае расторжения брака, а также вклю­чить в брач­ный договор любые иные положения, ка­са­ю­щи­е­ся имущественных от­но­ше­ний супругов.

    Брачный до­го­вор не может огра­ни­чи­вать правоспособность или дее­спо­соб­ность супругов, их право на об­ра­ще­ние в суд за за­щи­той своих прав. Брач­ный договор не может ре­гу­ли­ро­вать личные не­иму­ще­ствен­ные отношения супругов; между супругами, права и обя­зан­но­сти супругов в от­но­ше­нии детей. Это свя­за­но с тем, что в брач­ный договор могут вклю­чать­ся только те права и обязанности, ко­то­рые в слу­чае неисполнения могут быть осу­ществ­ле­ны принудительно. Обязанности, име­ю­щие чисто лич­ный характер, при­ну­ди­тель­но осуществлены быть не могут.


    Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

    Основная пра­во­вая цель брач­но­го договора - опре­де­ле­ние правового ре­жи­ма имущества су­пру­гов и их иных иму­ще­ствен­ных взаимоотношений на бу­ду­щее время...

    Брачный до­го­вор должен быть заключён в пись­мен­ной форме и но­та­ри­аль­но удостоверен. Не­со­блю­де­ние требуемой за­ко­ном формы влечёт не­дей­стви­тель­ность брачного договора...

    Основным эле­мен­том содержания брач­но­го договора яв­ля­ет­ся установление пра­во­во­го режима су­пру­же­ско­го имущества. Такой режим, определённый брач­ным договором, на­зы­ва­ет­ся договорным ре­жи­мом супружеского имущества. При со­зда­нии договорного ре­жи­ма супругам предо­став­ле­ны весьма ши­ро­кие права. Они впра­ве изменить уста­нов­лен­ный законом режим сов­мест­ной собственности, уста­но­вить режим совместной, до­ле­вой или раз­дель­ной собственности на всё иму­ще­ство супругов, на его от­дель­ные виды или на иму­ще­ство каждого из супругов. Например, в до­го­во­ре можно предусмотреть, что все сдел­ки свыше определённой суммы будут со­вер­шать­ся каждым из су­пру­гов только с пись­мен­но­го согласия другого. Воз­мож­но исключение из со­ста­ва общности не­ко­то­рых видов имущества, на­при­мер пенсий или пособий, пред­ме­тов профессиональной деятельности, до­пол­ни­тель­ных доходов, драгоценностей, предметов, ис­поль­зу­е­мых для хобби...

    Режим раз­дель­но­сти в самом общем виде предусматривает, что имущество, приобретённое в браке каж­дым из супругов, будет при­над­ле­жать этому супругу.

    Супруги впра­ве определить в брач­ном договоре свои права и обя­зан­но­сти по вза­им­но­му содержанию, спо­со­бы участия в до­хо­дах друг друга, по­ря­док несения каж­дым из них се­мей­ных расходов; опре­де­лить имущество, ко­то­рое будет пе­ре­да­но каждому из су­пру­гов в слу­чае расторжения брака, а также вклю­чить в брач­ный договор любые иные положения, ка­са­ю­щи­е­ся имущественных от­но­ше­ний супругов.

    Брачный до­го­вор не может огра­ни­чи­вать правоспособность или дее­спо­соб­ность супругов, их право на об­ра­ще­ние в суд за за­щи­той своих прав. Брач­ный договор не может ре­гу­ли­ро­вать личные не­иму­ще­ствен­ные отношения супругов; между супругами, права и обя­зан­но­сти супругов в от­но­ше­нии детей. Это свя­за­но с тем, что в брач­ный договор могут вклю­чать­ся только те права и обязанности, ко­то­рые в слу­чае неисполнения могут быть осу­ществ­ле­ны принудительно. Обязанности, име­ю­щие чисто лич­ный характер, при­ну­ди­тель­но осуществлены быть не могут.

    В семье Н. нет чёткого раз­де­ле­ния до­маш­них обя­зан­но­стей на муж­ские и женские. Если муж при­хо­дит домой рань­ше жены, то он го­то­вит ужин, кор­мит детей, укла­ды­ва­ет их спать. Каж­дый вечер все члены семьи со­би­ра­ют­ся вместе, рас­ска­зы­ва­ют о со­бы­ти­ях дня, об­суж­да­ют воз­ник­шие проблемы. К ка­ко­му типу можно от­не­сти семью Н.? Ука­жи­те два признака, по ко­то­рым Вы это определили, и на­зо­ви­те любой при­знак семьи этого типа, не ука­зан­ный в усло­вии задания.

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

    Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

    Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

    С9.1 Философия: «Уверенность в су­ще­ство­ва­нии внеш­не­го мира, не­за­ви­си­мо­го от по­зна­ю­ще­го субъекта, лежит в ос­но­ве всего уче­ния о природе». (А. Эйнштейн)

    С9.2 Экономика: «Бизнес может зайти в тупик, если со­сре­до­то­чит­ся не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос)

    С9.3 Социология, со­ци­аль­ная психология: «Некоторые не­пи­са­ные за­ко­ны твёрже всех писаных». (Сенека)

    С9.4 Политология: «Все люди равны в де­мо­кра­ти­че­ских государствах; они равны и в дес­по­ти­че­ских государствах: в пер­вом слу­чае - потому, что они - всё, во вто­ром - потому, что все они - ничто». (Ш. Монтескьё)

    С9.5 Правоведение: «Правосудие - ос­но­ва государства». (Латинское юри­ди­че­ское изречение)

    Решения заданий части С не проверяются автоматически.
    На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

    Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения; если работа задана учителем, она будет ему отправлена.



    Инструкция

    Динамической называют систему, которая постоянно находится в состоянии движения. Она развивается, меняя собственные черты и признаки. Одной из таких систем является общество. Смена состояния общества может быть вызвана влиянием извне. Но в ее основе иногда лежит внутренняя потребность самой системы. Динамическая система отличается сложной структурой. Ее составляет множество подуровней и элементов. В мировом масштабе человеческое общество включает в себя много других обществ в виде государств. Государства составляют общественные группы. Единицей общественной группы является человек.

    Общество постоянно взаимодействует с другими системами. Например, с природой. Оно использует ее ресурсы, потенциал и т.д. На протяжении всей истории человечества природная среда и природные катаклизмы не только помогали людям. Иногда они тормозили развитие общества. И даже становились причиной его гибели. Характер взаимодействия с другими системами формируется благодаря человеческому фактору. Под ним обычно понимают совокупность таких явлений, как воля, интерес и сознательная деятельность индивидуумов или социальных групп.

    Характерные признаки общества как динамической системы:
    - динамизм (изменение всего общества или его элементов);
    - комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты и т.д.);
    - самодостаточность (система сама создает условия для существования);
    - (взаимосвязь всех компонентов системы);
    - самоуправляемость (способность проявлять реакцию на события вне системы).

    Общество как динамическая система состоит из элементов. Они могут быть материальными (здания, технические системы, учреждения и т.д.). И нематериальными или идеальными (собственно идеи, ценности, традиции, обычаи и т.д.). Так, экономическую подсистему составляют банки, транспорт, товары, услуги, законы и т.п. Особый системообразующий элемент - . Он имеет возможность выбора, обладает свободной волей. В результате деятельности человека или группы людей могут происходить масштабные изменения в обществе или отдельных его группах. Это делает социальную систему более подвижной.

    Темпы и качество изменений, происходящих в обществе, могут быть разными. Порой сложившиеся порядки существуют несколько сотен лет, а потом изменения происходят достаточно быстро. Их масштабы и качество могут быть различны. Общество постоянно находится в развитии. Оно является упорядоченной целостностью, в которой все элементы находятся в определенной взаимосвязи. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы. Еще одна особенность общества как динамической системы - самоуправляемость.

    Раздел «Общество». Тема №1

    Общество как социальная система

    Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    В более узком смысле общество :

    – исторический этап развития общества (древнее общество);

    – совокупность людей, объединенных общей территорией

    (российское общество, европейское общество);

    – круг людей, объединенных общностью происхождения (дворянское общество), интересов и деятельности (общество книголюбов).

    Страна – часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.

    Государство – центральная политическая организация данной страны, обладающая верховной властью.

    Система – это единое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, где каждый элемент выполняет свою функцию.

    Общество представляет собой единую социальную систему, состоящую из людей, социальных групп, социальных институтов и социальных (общественных) отношений. Также в качестве элементов общества можно выделить подсистемы (сферы) общества:

    – экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);

    – социальная (взаимодействие социальных групп, слоев, классов, наций;

    а также деятельность социальной инфраструктуры общества);

    – политическая (формы государства, государственная власть, правопорядок, законы, безопасность);

    – духовная (наука, образование, искусство, мораль, религия).

    Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких социальных групп: семьи, школьного класса, спортивной команды, трудового коллектива. Также человек входит в более крупные общности людей: класс, нация, страна.

    Общественные отношения (социальные отношения) – многообразные связи, возникающие между людьми, социальными группами, классами, нациями, а так же внутри их, в процессе жизнедеятельности общества. Общественные отношения возникают в экономической, социальной, политической, духовной жизни общества.

    Общественные отношения включают в себя:

    а) субъектов (индивиды, социальные группы, социальные общности);

    б) объекты (материальные, духовные);

    Общество как динамическая система

    Общество – динамическая система, оно постоянно развивается.

    1. Изменение общества можно проследить в следующих аспектах:

    – меняется этап развития всего общества в целом

    (аграрное, индустриальное, постиндустриальное),

    – изменения происходят в отдельных сферах общества,

    – видоизменяются социальные институты (семья, армия, образование),

    – одни элементы общества отмирают (крепостные крестьяне, феодалы), другие элементы общества появляются (новые профессиональные группы),

    – меняются социальные отношения между элементами общества

    (между государством и церковью).

    2. Характер развития общества может быть различным:

    Эволюция – медленный, постепенный, естественный процесс развития.

    Революция – коренное, качественное, быстрое, насильственное изменение общественного строя.

    Реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни общества, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего общественного строя. Реформа проводится государственными органами. Модернизация – существенное обновление, изменение в соответствии с современными требованиями.



    3. Направления развития общества:

    Прогресс – процесс изменения от простого к сложному, от низшего к высшему. Регресс – процесс изменения от высшего к низшему, процесс деградации и распада системы, возврат к изжившим себя формам.

    Прогресс – неоднозначное социальное явление, т.к. у него есть побочный эффект: «обратная сторона медали» или «цена» прогресса.

    Основатели теории прогресса в XVIII веке (Монтескье, Кондорсе, Тюрго, Конт, Спенсер) считали, что главный двигатель прогресса – человеческий разум. Они верили, что с развитием науки, просвещения общество будет прогрессивным, ликвидируется социальная несправедливость и установится «царство гармонии». Сегодня вера в прогресс подорвана глобальными проблемами.

    Что же является критерием прогресса?

    Важнейшей целью всего общественного развития является человек, его всестороннее развитие. Прогрессивным можно считать такое общество, в котором созданы условия для гармоничного развития личности. Исходя из идеи гуманизма, прогрессивным является то, что делается во благо человека. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни, уровень смертности, уровень образования и культуры, чувство удовлетворённости жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе.